Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС
Степанова Е. , учитель начальных классов МБОУ «СОШ №20» НМР РТ
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по теме: «Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС»
Преемственность дошкольного образования подразумевает обеспечение плавного перехода одного этапа образования к другому. Человек учится чему-то новому каждый день на протяжении всей жизни, и тот этап, который охватывается обучением в образовательных учреждениях, начинается с детского сада.
Хочется ещё раз подчеркнуть, что дошкольное образование является первой ступенью системы образования в целом.
Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап – ученика, учащегося школы.
При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. от развития умственных способностей ребёнка. Педагоги дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.
Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.
Образование – это ресурс развития общества.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
Программы между детским садом и школой имею сходства как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.
В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.
У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:- способность действовать по образцу;
— умение слушать и выполнять инструкцию;- умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;- умение задавать и отвечать на вопросы;- умение оценивать как свою работу, так и работу других детей.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.
Одним из главных, позволяющих дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности, игру на учение является принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы.
При организации деятельности воспитанников используем разнообразные формы взаимодействия. Это совместные экскурсии и праздники, конкурсы и выставки, занятия с различными специалистами.
Для качественного результата реализации программы необходимо тесное взаимодействие между педагогами детского сада и школы.
Важнейшим условием эффективности работы является:
— четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
— создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
— учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями.
• Совместное проведение родительских собраний.
• Проведение дня открытых дверей.
• Посещение уроков родителями.
• Открытые занятия для родителей ДОУ.
• Консультации воспитателя, учителя начальных классов
• Организация экскурсий в школу.
• Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований
Благодаря совместной деятельности коллектива детского сада и учителей 1-х классов, семьи, ребенок безболезненно адаптируется к школьной жизни, приобретает важные личностные качества необходимые для дальнейшей жизни в обществе.
Спасибо за внимание!
Цель: обеспечение преемственности и
непрерывности в организации образовательной,
воспитательной, учебно-методической работы
между дошкольным и начальным звеном образования.
Школа и детский сад нацелена на реализацию
комплекса образовательных задач, которые
исходят из двух взаимодействующих целей –
подготовить ребёнка дошкольного возраста к
обучению в школе и в начальной школе заложить
базу для дальнейшего активного обучения.
Готовность к обучению в начальной школе
предполагает физиологическую зрелость и
психологическую готовность, готовность к
обучению в основной школе — наличие способности
обучаться.
Модель предшкольного образования “Детский сад
с расширенными возможностями”, утвержденная на
районной конференции в сентябре 2006 года
предусматривает одногодичное (в рамках
подготовительной группы детского сада) обучение
детей на этапе “предшкольной подготовки” в
режиме занятий ДОУ по программе “Развитие” и
адаптационных занятий на базе МОУ “Центр
образования”.
Организация работы по предшкольному обучению
детей старшего дошкольного возраста
осуществляется по следующим направлениям:
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе
подготовки детей к школьному обучению
предполагает создание комплекса условий,
обеспечивающих формирование готовности ребенка
к школе на основе единых требований. Значимым
направлением работы по преемственности является
проведение адаптационных занятий в стенах МОУ
“Центр образования”. Адаптационные занятия
позволяют преодолеть последствия имеющегося у
ребенка негативного опыта общения с социумом и
предполагают более легкую адаптацию к условиям
школы.
Занятия осуществляются учителями начальной
школы, выпускающими 4-й класс, носят
интегрированный игровой характер по
направлениям:
Библиографическое описание
Проблема преемственности между детским садом и школой существует уже давно, но в настоящее время, как никогда раньше, эта проблема стала актуальной, так как различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, получаемых детьми на разных этапах образования существенны. Отчасти проблема состоит в недостаточном знании педагогами специфики работы смежной системы образования. Чему учат в детском саду? Каким хочет видеть школа будущего первоклассника? Разработанная в 2003 году Концепция содержания непрерывного образования не могла функционировать на должном уровне ввиду отсутствия утвержденных на государственном уровне стандартов образования. И именно принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) на данный момент регулируют эти отношения между ДО и НОО, являясь важной ступенью преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
К сожалению, в последние годы, в угоду родителям и школе, дошкольные образовательные учреждения стали копировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Все это, в старшем дошкольном возрасте, привело к вытеснению игровой деятельности, но ведь именно игра является основным видом активной деятельности дошкольника. По сути, занятия в старшей и подготовительной группах стали дублировать первый класс. И как следствие этого — увеличение нагрузок, переутомление, ухудшение здоровья, что спровоцировало снижение учебной мотивации, потери интереса детей к учёбе, что отражается на адаптации детей к школе и дальнейшему успешному обучению. Принятие ФГОС помогает нам правильно понимать суть преемственности между детским садом и начальной школой. Это сохранение и согласованность содержания образования, целей и задач, которые реализуются в рамках образовательных программ различных уровней, а не багаж, определенных знаний, с которыми ребенок должен прийти из детского сада в школу. В связи с введением ФГОС изменились взгляды на готовность ребенка к обучению в школе,На данном этапе развития нашего общества во главу угла ставятся такие качества личности как, инициативность, креативность, а самое главное готовность учиться в течение всей своей жизни. Думаю, все согласятся, что данные навыки развиваются с детства. Поэтому важнейшей задачей воспитателя является: создать условия для формирования познавательных мотивов обучения. Сегодня ценится не столько количество приобретенных знаний и умений, сколько желание получать новые знания и умение применять их на практике. Личность ребенка, его готовность к самостоятельной деятельности выходит на первый план. Таким образом, для современного выпускника ДОУ становится немаловажным умение осмысленно использовать инструмент познания, а не только обладать им.
Как разрешить вопрос преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС? В социологическом словаре дается такое определение: преемственность — это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. В концепции содержания непрерывного образования прописаны характеристики, как старшего дошкольника, так и младшего школьника, что позволяет скорректировать преемственность и непрерывность программ образования обоих ступеней. Безусловно, что преемственность является двухсторонним процессом. Поэтому, для успешного решения этого вопроса, очень важно тесное взаимодействие педагогов обоих ступеней образования, как детского сада, так и школы. В понимании детского сада, суть преемственности состоит в постепенном развитии и углублении знаний, в усложнении требований к интеллектуальной деятельности, в сформированности социально-коммуникативных качеств будущего школьника. С позиции школы преемственность — это более глубокое постижение всех тех знаний, умений и навыков, которые ребенок получил до школы. Построение работы в школе должно идти с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка. С введением ФГОС ДО — результатом освоения образовательной программы дошкольного образования являются сформированные интегративные качества ребенка. Интегративные качества личности дошкольника являются основой для формирования универсальных учебных действий младшего школьника. Таким образом, развитие интегративных качеств личности дошкольника на этапе дошкольного образования обеспечит постепенный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями. Что позволит реализовать главную цель преемственности двух возрастов: обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.
Каковы же основные задачи преемственности детского сада и школы?Во-первых, необходимо обеспечить безболезненный переход детей от дошкольного обучения к начальному в школе. Во-вторых, способствовать воспитанию у дошкольника эмоционально-положительного отношение к школе. И, в-третьих, обеспечить непрерывность в развитии интегративных качеств ребенка. Как это решается на практике? В настоящее время разработаны и внедряются программы, как детского сада, так и начальной школы, которые предусматривают принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла. Так же в детских садах предусмотрены различные мероприятия, направленные на более глубокое знакомство детей и родителей со школьной жизнью. В нашем детском саду мы разработали план мероприятий, предусматривающий:
- беседы о школе, как с детьми, так и с родителями;
- различные экскурсии, не только в СОШ, но и в музыкальную и художественную школы, библиотеки;
- уголок школьника, с размещенными в нем школьными атрибутами, которыми можно воспользоваться при игре в школу;
- создание альбома «Школьные годы родителей»;
- встречи с выпускниками нашей группы;
- эстафеты и викторины между детьми подготовительных групп и первоклассниками.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, школа, начальная школа, преемственность, дошкольное образование, качество личности дошкольника, качество ребенка, концепция содержания, младший школьник, непрерывное образование.
Проблема преемственности между начальной школой и дошкольным образовательным учреждением была всегда. Переход от дошкольного к школьному детству считается сложным. На дошкольной ступени обучения формируются личностные качества, социальные умения и навыки будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации к школе и основой успешного обучения.
Применение федеральных государственных стандартов дошкольного и начального школьного образования предполагает преемственность в работе детского сада и школы. Целостность образовательной среды — это важный приоритет развития образования в России.
Преемственность подразумевает непрерывный процесс развития, воспитания, обучения детей. Выделяют следующие параметры преемственности:
− преемственность в содержании обучения и воспитания;
− преемственность в формах и методах работы;
− преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
Главной задачей преемственности является построение единой содержательной линии между детским садом и школой, которая будет обеспечивать эффективное развитие, обучение и воспитание, сохранять связь и согласованность всех компонентов методической работы, а также обеспечит наименьшие для детей психологические трудности при переходе из детского сада в школу.
Преемственность — это процесс двусторонний. Преподавание в школе базируется на тех знаниях, умениях и навыках, которые имеются у детей, работа происходит с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка, осмысление происходит на более высоком уровне.
Дошкольные образовательные организации ориентируются, в свою очередь, на требования школы, воспитатели и специалисты формируют у будущих первоклассников те знания, умения и навыки, которые необходимы для школьного обучения.
Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие детей, углубление их знаний, усложнениетребований к их умственной деятельности, формирование личного, а также общественного поведения.
При выборе образовательного учреждения, образовательной программы и учителя начальной школы необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка, зону его ближайшего развития, специфику предлагаемых программ, личностные качества учителя и многое другое. Взаимодействие педагогов-психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими учителями начальной школы, знакомство с образовательными программами школы до поступления ребёнка в первый класс, помогут определиться и с выбором школы, и предотвратить возможные негативные последствия.
Еще одна сторона в преемственности дошкольной образовательной организации и школы — содержание дошкольного образования выстраивается в школьной логике, практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, математике, вместо развития познавательных процессов. Игра в детском саду вытесняется учебными занятиями. Это повышает нагрузку, вызывает переутомление и ухудшение здоровья детей, снижает учебную мотивацию, провоцирует неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Поможет исправить эту негативную практику и сохранить здоровье детей формирование у педагогов понимания значимости процесса развития детей, а не накопление знаний. В начальной школе в первых классах важно использовать игровые технологий, это способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения, т. резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и дезадаптации детей.
Многочисленные привычки, навыки, знания, сформировавшиеся в детском саду, составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия.
С какими же трудностями сталкиваются воспитатель детского сада и учитель начальной школы? Прежде всего, это разные уровни физического и психического здоровья детей, разный уровень знаний и сформированность универсальных учебных действий обучающихся, разная степень мотивации к обучению. Чтобы у детей к учебной деятельности развивался интерес, педагоги следуют единым требованиям федеральных государственных образовательных стандартов образования. Образовательную деятельность организуют так, чтобы ребенок активно вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, сам действовал, сам решал вопросы проблемного характера. Образовательная деятельность должна быть увлекательной и разнообразной для детей, ребенок должен понимать важность изучаемого материала для дальнейшего применения в жизни. Чтобы новый материал хорошо усвоился, необходимо, чтобы он был связан с тем, что дети усвоили ранее, задания должны быть по силам ребенку, важно создавать у детей ситуацию успеха, т. положительная оценка стимулирует их познавательную активность.
Чтобы избежать трудностей в преемственности необходимо, чтобы у воспитателей и учителей было единство взглядов на воспитательно-образовательный процесс, должно быть взаимодействие всех участников образовательной деятельности — ребенка, родителей, воспитателей и учителей, выработаны единые цели, задачи и способы достижения намеченных результатов.
Чтобы скоординировать деятельность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы необходимо заключить договор между образовательными учреждениями и составить проект совместной деятельности по обеспечению преемственности между детским садом и школой.
Важно проводить открытые школьные мероприятия для родителей и воспитанников подготовительных групп детских садов, такие как «День открытых дверей», «День Знаний», экскурсии в школу, библиотеку, участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, выставках.
Педагоги могут разработать пакет документов по диагностике и коррекции развития детей по обеспечению готовности будущих первоклассников к обучению в школе, а также планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе. Результаты итоговой диагностики будущих первоклассников необходимо передавать в школы, они должны учитываться при составлении рабочих программ учителей начальных классов.
Работа по преемственности даёт возможность разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду. Также целесообразно проводить мониторинг уровня развития первоклассников в начале адаптационного периода. Это позволит отразить особенности развития детей в период перехода от игровой к учебной деятельности, осуществить внешнюю оценку качества образовательных услуг, предоставляемых дошкольным учреждением, зафиксировать точку отчета в оценке динамики достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы начальной школы.
Педагоги начальной школы и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывать специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекать родителей (законных представителей) детей, учитывать мнение детей.
По определению Даниила Борисовича Эльконина: «Дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель так же имеют много общего, у них общее родовое имя — педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы».
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 — ФЗ от 29.12.2012
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, начальная школа, ребенок, школа, образовательная деятельность, преемственность, дошкольное образовательное учреждение, образовательная программа, совместная деятельность, учебная деятельность.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» — говорил Л. Выготский.
По определению выдающегося детского психолога Д. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3–10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Стандарты ФГОС НОО и ФГОС ДО являются важными документами для продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов было положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
Введение в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Преемственность — понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальное общее образование, используя опыт дошкольного образования, способствует дальнейшему личностному становлению ребенка.
Преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием осуществляется:
- по содержанию обучения и воспитания;
- по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Основные задачи сотрудничества ДОО и школы:
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Формы осуществления преемственности:
Работа с детьми:
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
- выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;
- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников, и первоклассников;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер-классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей, и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
Сотрудничество с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; фото родительского собрания.
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами ДОУ и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей дошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
- семейные вечера, тематические досуги.
Таким образом, преемственность ДОО и школы должна опирается на следующие направления:
- Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне;
- Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ;
- Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Наиболее оптимальным вариантом для решения проблемы преемственности между ДОУ и школой, нашему мнению, является создание единого комплекса «Детский сад – школа». В одном и том же здании располагаются и детский сад, и начальная школа. В подготовительной группе некоторые занятия проводят учителя начальной школы, знакомятся с индивидуальными особенностями будущих первоклассников. Старшие школьники активно принимают участие в жизни малышей, планируются и проводятся совместные мероприятия (праздники, совместные экскурсии, выставки творческих работ и т. При такой подготовительной работе переход в первый класс будет безболезненным для ребенка, поможет предотвратить проблему школьной дезадаптации.
В нашей гимназии на каждый учебный год составляется план «Мероприятия и направления деятельности по обеспечению преемственности дошкольного и школьного образования». План согласовывается и утверждается директором гимназии и заведующей ДОУ. В план входят 5 групп мероприятий: административная работа, методическая работа воспитателей и учителей 1 классов, физкультурно-оздоровительные мероприятия, работа с детьми, работа с родителями. В плане предусмотрена работа администрации ДОУ и МБОУ, воспитателей, учителей 1 классов, учителей и воспитателей физической культуры, психологов обоих образовательных учреждений, музыкального руководителя, библиотекарей. Для дошкольников проводятся занятия в ДОУ и в гимназии. Воспитанники детского сада посещают совместные мероприятия с учащимися 1 классов, как в школе, так и за её пределами. Учащиеся гимназии с удовольствием участвуют в подготовке и проведении занятий для детей ДОУ.
В своей работе я использовала многие из перечисленных форм взаимодействия для обеспечения преемственности. Мною была оказана методическая помощь в оформлении тематических выставок для родителей ДОУ «Скоро в школу», «Готовим руку к письму» и др. Я была участником совместного родительского собрания в ДОУ «Что должен знать и уметь будущий первоклассник». Наряду со школьным психологом участвовала в круглом столе для родителей ДОУ «Психологическая готовность ребенка к школе». Мои первоклассники приглашали воспитанников подготовительной группы на праздник «Прощание с Азбукой». Вместе с учащимися мы с удовольствием готовили и проводили мероприятие для воспитанников ДОУ по пожарной безопасности «Помоги другу». Первоклассники рисовали на тему «Моя любимая школа» и писали «Письмо будущему первокласснику», а затем передавали это в ДОУ, где была организованна выставка рисунков, а воспитатели читали письма воспитанникам подготовительной группы. Кроме этого я была участником «круглого стола» по вопросам преемственности дошкольного и начального образования для учителей школ и воспитателей ДОУ нашего округа.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее имя – педагог.
Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.
Должикова Р. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. / Р. Должикова, Г. Федосимов, — М, 2008. — 126 с.
Гасанова Р. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и
начального общего образования. /Гасанова Р. , Пичугин С. // Начальная школа плюс: До и После. – 2013. — №2. — с. 71-74.
Миронов А. ФГТ и ФГОС: преемственность дошкольного и школьного образования. //Начальная школа плюс: До и После. – 2012. — №11. — с. 65-67.
Мурзина Н. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. — №3- с. 7-12.
Преемственность между дошкольным и начальным
звеньями образования рассматривается на
современном этапе как одно из условий
непрерывного образования ребенка – это связь,
согласованность и перспективность всех
компонентов системы (целей, задач, содержания,
методов, средств, форм организации воспитания и
обучения) на каждой ступени образования для
обеспечения преемственности в развитии ребенка. Под преемственностью понимается
последовательный переход от одной ступени
образования к другой, выражающийся в сохранении
и постепенном изменении содержания, форм,
методов, технологий обучения и воспитания. Многочисленные исследования психологов и
педагогов показывают, что наличие знаний само по
себе не определяет успешность обучения, гораздо
важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их
добывать и применять. В этом заключается
деятельностный подход, который лежит в основе
государственных образовательных стандартов. Важнейшим условием эффективности работы по
налаживанию преемственных связей детского сада
и школы является четкое понимание целей, задач и
содержания осуществления преемственности,
доброжелательный деловой контакт между
педагогами. Главной стратегической установкой в
реформировании современной системы образования,
является обеспечение качества образования
потребностям личности и социума. Важным условием
достижения такого качества является обеспечение
непрерывности образования, которое в
соответствии с “Концепцией содержания
непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено) ” понимается как
согласованность, преемственность всех
компонентов образовательной системы на каждой
ступени образования.
Общие цели образования детей дошкольного и
младшего школьного возраста:
- воспитание нравственного человека;
- охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей; - сохранение и поддержка индивидуальности
ребенка, физическое, психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального
образования предполагает решение следующих
приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
- приобщение детей к ценностям здорового образа
жизни; - обеспечение эмоционального благополучия
каждого ребенка, развитие его положительного
самоощущения; - развитие инициативности, любознательности,
произвольности, способности к творческому
самовыражению; - формирование различных знаний об окружающем
мире, стимулирование коммуникативной,
познавательной, игровой и др. активности детей в
различных видах деятельности; - развитие компетентности в сфере отношений к
миру, к людям, к себе.
В соответствии со Стандартом на ступени
начальной школы осуществляется:
- формирование основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности; - умение принимать, сохранять цели и следовать им
в учебной деятельности, планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в
учебном процессе; - духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся, предусматривающее принятие ими
моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей; - осознанное принятие ценностей здорового образа
жизни и регуляция своего поведения в
соответствии с ними; - индивидуализация процесса обучения, особенно в
случаях опережающего развития или отставания.
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
- установление единства стремлений и взглядов на
воспитательный процесс между детским садом,
семьей и школой; - выработка общих целей и воспитательных задач,
путей достижения намеченных результатов; - создание условий для благоприятного
взаимодействия всех участников
воспитательно-образовательного процесса –
воспитателей, учителей, детей и родителей; - всестороннее психолого-педагогическое
просвещение родителей; - оказание психологической помощи в осознании
собственных семейных и социальных ресурсов,
способствующих преодолению проблем при
поступлении ребенка в школу; - формирование в семьях позитивного отношения к
активной общественной и социальной деятельности
детей.
Введение Федеральных Государственных
Образовательных Стандартов (ФГОС) к структуре
ООП, условиям её реализации и принятие новых ФГОС
начального школьного образования – важный этап
преемственности деятельности детского сада и
школы.
Работу по преемственности детского сада со
школой целесообразно осуществлять по трем
основным направлениям:
- методическая работа с педагогами (ознакомление
с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение
критериев “портрета выпускника”, поиск путей их
разрешения, изучение и обмен образовательных
технологий, используемых педагогами ДОУ и школы
и др.); - работа с детьми (знакомство детей со школой,
учителями, организация совместных мероприятий); - работа с родителями (получение информации,
необходимой для подготовки детей к школе,
консультирование родителей по вопросам
своевременного развития детей для успешного
обучения в школе).
“Портрет выпускника ДОУ в соответствии с
ФГОС”:
Физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками. У ребенка
сформированы основные физические качества и
потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту
гигиенические процедуры, соблюдает элементарные
правила здорового образа жизни.
Любознательный, активный, интересуется новым,
неизвестным в окружающем мире. Интересуется
новым, неизвестным в окружающем мире (мире
предметов и вещей, мире отношений и своем
внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит
экспериментировать. Способен самостоятельно
действовать (в повседневной жизни, в различных
видах детской деятельности). В случаях
затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в
образовательном процессе.
Эмоционально отзывчивый. Дошкольник
откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй,
рассказов. Эмоционально реагирует на
произведения изобразительного искусства,
музыкальные и художественные произведения, мир
природы.
Овладевший средствами общения и способами
взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и
невербальные средства общения, владеет
диалогической речью и конструктивными способами
взаимодействия с детьми и взрослыми
(договаривается, обменивается предметами,
распределяет действия при сотрудничестве).
Способный управлять своим поведением и
планировать свои действия, направленные на
достижение конкретной цели. Ребёнок на основе
первичных ценностных представлений, соблюдающий
элементарные общепринятые нормы и правила
поведения. Поведение ребенка преимущественно
определяется не сиюминутными желаниями и
потребностями, а требованиями со стороны
взрослых и первичными ценностными
представлениями о том “что такое хорошо и что
такое плохо”. Ребенок способен планировать свои
действия, направленные на достижение конкретной
цели. Соблюдает правила поведения на улице
(дорожные правила), в общественных местах
(транспорте, магазине, поликлинике, театре и др
Способный решать интеллектуальные и
личностные задачи (проблемы), адекватные
возрасту. Ребенок может применять
самостоятельно усвоенные знания и способы
деятельности для решения новых задач (проблем),
поставленных как взрослым, так и им самим; в
зависимости от ситуации может преобразовывать
способы решения задач (проблем). Ребенок способен
предложить собственный замысел и воплотить его в
рисунке, постройке, рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье,
обществе, государстве, мире и природе. Ребенок
имеет представление о себе, собственной
принадлежности и принадлежности других людей к
определенному полу; о составе семьи, родственных
отношениях и взаимосвязях, распределении
семейных обязанностей, семейных традициях; об
обществе, его культурных ценностях; о
государстве и принадлежности к нему; о мире.
Овладевший универсальными предпосылками
учебной деятельности: умениями работать по
правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять
его инструкции
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У
ребенка сформированы умения и навыки,
необходимые для осуществления различных видов
детской деятельности.
“Портрет выпускника начальной школы”:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и
общества; - любознательный, активно и заинтересованно
познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к
организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать
за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать
собеседника, обосновывать свою позицию,
высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного
для себя и окружающих образа жизни.
Дошкольное образование призвано обеспечить
создание основного фундамента развития ребёнка
– формирование базовой культуры его личности,
что позволит ему успешно овладеть
универсальными учебными действиями на первой
ступени общего образования.
Задача Начального Общего Образования –
обеспечить полноценное формирование и развитие
способностей ученика, умение самостоятельно
ставить учебную проблему, формулировать
алгоритм её решения, контролировать процесс и
оценивать полученный результат, т. научить
учиться.
Качественное выполнение обозначенных задач
станет залогом успешной адаптации детей
младшего школьного возраста в старшей школе.
Федеральный образовательный государственный
стандарт начального общего образования. Приказ
зарегистрирован Минюстом России 22. 2009, рег. №
177856 октября 2009 г. № 373Об утверждении и введении в
действие ФГОС НОО.
Федеральный образовательный
государственный стандарт дошкольного общего
образования. Приказ зарегистрирован Минюстом
России 17. 2013, рег. № 1155 зарегистрирован в Минюсте
России 14. 2013 №30384.