Принимаются меры по решению текущих вопросов в рамках реализации государственной программы по доступной среде в России и во всем мире

19 декабря 2021, воскресенье

30 апреля 2021, пятница

31 марта 2018, суббота

6 марта 2018, вторник

3 марта 2018, суббота

23 февраля 2018, пятница

8 февраля 2018, четверг

16 ноября 2017, четверг

4 апреля 2017, вторник

30 декабря 2016, пятница

21 декабря 2016, среда

3 сентября 2016, суббота

22 июля 2016, пятница

29 апреля 2016, пятница

20 апреля 2016, среда

5 апреля 2016, вторник

3 декабря 2015, четверг

15 октября 2015, четверг

5 мая 2015, вторник

14 апреля 2015, вторник

Принимаются меры по решению текущих вопросов в рамках реализации государственной программы по доступной среде в России и во всем мире

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

С 2011 года в России реализуется программа «Доступная среда».

Термин «Доступная среда» употребляется во многих законодательных актах, но единого, признанного всеми, определения нет. Доступная среда = улучшение качества жизни.

В широком смысле «доступная» или «безбарьерная» среда — это пространство, которое позволяет легко вести независимый образ жизни наибольшему числу людей.

Программа «Доступная среда» предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, что будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни страны.

Участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.

Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  • Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  • Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

  • «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;
  • «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»;
  • «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы».
  • обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения,
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
  • обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

Создание условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов является одной из значимых целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

В  учреждении проведен ряд мероприятий, направленных на создание безбарьерной среды для маломобильных групп населения.

Оснащение входной группы и прилегающей территории учреждения

Принимаются меры по решению текущих вопросов в рамках реализации государственной программы по доступной среде в России и во всем мире

Принимаются меры по решению текущих вопросов в рамках реализации государственной программы по доступной среде в России и во всем мире

Парковочное место для инвалидов

Принимаются меры по решению текущих вопросов в рамках реализации государственной программы по доступной среде в России и во всем мире

Принимаются меры по решению текущих вопросов в рамках реализации государственной программы по доступной среде в России и во всем мире

Кнопка вызова персонала                                                      Входной пандус

Принимаются меры по решению текущих вопросов в рамках реализации государственной программы по доступной среде в России и во всем мире

Принимаются меры по решению текущих вопросов в рамках реализации государственной программы по доступной среде в России и во всем мире

Контрастная маркировка ступеней                       Контрастная маркировка на двери

Принимаются меры по решению текущих вопросов в рамках реализации государственной программы по доступной среде в России и во всем мире

Принимаются меры по решению текущих вопросов в рамках реализации государственной программы по доступной среде в России и во всем мире

Электронный информационный стенд  с озвучиванием         Табличка с шрифтом Брайля

Принимаются меры по решению текущих вопросов в рамках реализации государственной программы по доступной среде в России и во всем мире

Принимаются меры по решению текущих вопросов в рамках реализации государственной программы по доступной среде в России и во всем мире

Санитарная комната ОДП

Принимаются меры по решению текущих вопросов в рамках реализации государственной программы по доступной среде в России и во всем мире

Принимаются меры по решению текущих вопросов в рамках реализации государственной программы по доступной среде в России и во всем мире

Нормативные правовые акты

Постановление Правительства Российской Федерации № 363 от 29. 2019 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»;

Приказ Минтруда России № 20 от 17 января 2020 г. «Об утверждении детального плана–графика реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г; № 363, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;

Приказ Минтруда России от 27. 2019 N 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»; Приказ Минтруда России от 23. 2019 N 521н «Об утверждении перечня технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий, в отношении которых уполномоченным органом проводится медико-техническая экспертиза для определения соответствия приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства реабилитации, протеза и протезно-ортопедического изделия предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам и протезно-ортопедическим изделиям, а также подлежащих замене по истечении установленного срока пользования, если необходимость замены подтверждена заключением медико-технической экспертизы»;

Приказ Минтруда России от 13. 2017 N 486н (ред. от 04. 2019) «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм; Федеральный закон от 24. 1995 N 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации № 1770 от 18 октября 2021 г. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»слуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Я являюсь волонтёром, состою в волонтёрском отряде «Данко», созданном на базе нашего университета. Одним из объектов нашей волонтёрской деятельности являются инвалиды. Мы сотрудничаем с учреждениями, воспитывающими детей-инвалидов: Областным государственным учреждением социального обслуживания «Шуйский комплексный центр» и специальной коррекционной школой-интернатом VIII вида. И я не понаслышке знаю, как морально тяжело видеть рядом того же ребёнка, страдающего болезнью Дауна или с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Даже в моей группе не все студенты находят в себе силы придти и хотя бы просто познакомиться с такими детьми. А ведь эти детишки ничем не хуже своих здоровых сверстников, они очень добрые и отзывчивые, в отличие от многих здоровых взрослых.

Инвалиды-дети и инвалиды-взрослые – все они люди с теми же чувствами, желаниями и потребностями. Мы должны быть более милосердны, внимательны, чутки к их проблемам. Что такое настоящая «безбарьерная среда» и настоящая забота об инвалидах? Она зависит не от того, сколько государство выделило денег на пандусы, а от обычного человеческого отношения и готовности в любой момент прийти на помощь. А это невозможно профинансировать никакими государственными программами.

  • Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015годы. – 25 с.
  • Конституция Российской Федерации
  • «Создание безбарьерной среды как способ полноценной интеграции людей с ограниченными возможностями в общество». Доклад члена Общественного совета Нечаевой Т. Б.
  • Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – С-Пб: «Питер», 2004. – 316 с.

Сегодня широкая трактовка доступности городской среды предполагает равноправное участие людей с ограниченными возможностями в комплексе социальных миров, во всех сферах жизнедеятельности общества. В узком смысле термин «доступная среда» употребляется как синоним понятию «универсальный дизайн». Немногие задумываются о том, что обычно вещи, которые нас окружают, создаются для среднего пользователя и становятся малодоступными для тех, кто отклоняется от усредненной нормы (например, ребенок не дотягивается до электровыключателя, крючка вешалки или полки кухонного гарнитура, а человеку в инвалидном кресле трудно включить свет в комнате самостоятельно из-за того, что выключатель находится за дверью, и ее необходимо сначала закрыть, затем дотянуться до него и включить свет). Когда строители и инженеры используют принципы универсального дизайна, они, прежде всего, производят продукт для потенциального пользователя с целым рядом характеристик. Инвалидность – только одна из них, но среда, созданная для инвалидов, дает преимущества и другим пользователям

Важность и актуальность в настоящее время приобрела проблема адаптации лиц с ограниченными возможностями в городской среде. Обеспечение их беспрепятственного передвижения, доступа к объектам социальной инфраструктуры и пользования ими осуществляется с целью решения проблем доступности городской среды для лиц с ограниченными возможностями по следующим направлениям:

  • формирование доступной среды для инвалидов к информационным технологиям, учреждениям социальной сферы;
  • обеспечение доступности для инвалидов к услугам культуры, искусства, спорта, а также создание возможностей развивать и использовать их творческий, художественный потенциал;
  • обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления реабилитационных услуг инвалидам.

Это является одним из важнейших условий, того, чтобы человек с инвалидностью мог жить в городе наравне с другими людьми.

Также актуальность данной проблемы заключается в том, что в нашей стране лишь недавно начали осознавать необходимость приспособления инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. Деятельность по формированию безбарьерной городской среды становится эффективной, если включает в себя изучение возможности мобильности инвалидов и характера их жилищно-пространственных нужд. В большей степени именно окружающая среда определяет влияние дефекта или инвалидности на повседневную жизнь человека. Другими словами, человек неполноценен, если он исключен из сфер социальных благ и институтов (семейная жизнь, образование, занятость, передвижение, участие в социальных и политических процессах).

Доступная среда для лиц с ограниченными возможностями включает жилье, транспорт, образование, работу и культуру и является условием их независимой жизни.

Доступная среда жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, которая позволяет таким людям вести независимый образ жизни

Доступность среды — это не только снятие барьеров при передвижении по территории поселения, но и обеспечение доступа ко всем помещениям квартиры, элементам мебели и оборудования, беспрепятственность перемещений из квартиры на улицу и обратно.

Одним из аспектов повседневной жизни, на которую люди с инвалидностью имеют точно такое же право, как и другие, являются нормальные для данного общества требования к окружающей среде и жилищным стандартам. Доступность социального пространства, возможность использования городской инфраструктуры инвалидами, эстетичность реабилитационных приспособлений (колясок, костылей, протезов) являются условиями обеспечения самостоятельности и независимости инвалидов.

Малодоступное городское пространство диктует горожанам пассивный, или напротив агрессивный образ жизни, связанный с постоянным настроем на преодоление препятствий, что не может не наложить отпечаток на характер социальных транзакций и норм поведения в обществе

Зачастую при строительстве зданий и сооружений игнорируются требования закона, касающиеся создания условий доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Иногда условия доступной среды для лиц с ограниченными возможностями оборудуют для галочки, без учета соответствующих требований. Также не всегда доступны те здания, где размещены органы и должностные лица, к которым граждане могли бы обратиться за защитой своих прав.

Лица с ограниченными возможностями сталкиваются с препятствиями в передвижении, которые объясняются отсутствием совершенно элементарных вещей, которые становятся «ловушками» для них: подъезды и лестницы не оборудованы лифтами, перилами и пандусами, тротуары покрыты ямами.

Не развитая в полной мере доступная городская среда зачастую подталкивает лиц с ограниченными возможностями на мысль о том, смогут ли они благополучно добраться до определенного объекта (больница, магазин, музей и др.

Исходя из наблюдений, можно сказать, что в г. Нижнекамске постепенно совершенствуется создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями. Для удобства их передвижения закуплены специальные трамваи и автобусы, установлены пандусы и удобные съезды для инвалидов при входах в подъезды и на первых этажах.

Однако недостаточно провести только отдельные виды работ, например, установку пандусов для инвалидов-колясочников, но также необходимо комплексное дооснащение объектов, которые обеспечат доступность для всех категорий инвалидов – по слуху, по зрению, с нарушениями опорно-двигательных функций и т.

Создание доступной городской среды для каждой категории лиц с ограниченными возможностями включает различные способы усовершенствования безбарьерного пространства. Для инвалидов с дефектами зрения, а также полностью слепых, должно быть обеспечено получение необходимой звуковой и тактильной информации. Для инвалидов с дефектами слуха и полностью глухих, должна быть обеспечена хорошо различимая визуальная информация. Для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе на кресле-коляске или с дополнительными опорами должны быть изменены параметры проходов и проездов, предельные уклоны профиля пути, качество поверхности путей передвижения, оборудование городской среды для обеспечения информацией и общественным обслуживанием, в том числе транспортным.

Вновь строящиеся объекты, в соответствии с действующими правовыми актами, необходимо проектировать по принципу «универсального дизайна», т. делать их максимально удобными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или проведения специальных работ.

Создание доступного пространства для лиц с ограниченными возможностями направлено на развитие услуг, которые помогут покончить с барьерами, препятствующими инвалидам их полноправному участию в жизни общества.

1Наберушкина, Э. Доступность городской среды для инвалидов / Э. Наберушкина // СОЦИС. – 2010. — №9. – 160 с. 58-64.

2 Романов, П. Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации в Российской Федерации. Анализ основных результатов исследования / П. Романов, Е. Ярская-Смирнова, С. Вайтфилд, С. Келли. , 2009.

3Парк Р. Город как социальная лаборатория. Современная западная социология / Авт. -сост. Соколова, Л. Титаренко. Минск: Тесей, 2008.

Важным индикатором цивилизованного общества является способность поддерживать людей, имеющих особые потребности в повседневной жизни. К таким людям относятся инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья, лишенные полноценной жизнедеятельности.

Для самого большого «меньшинства» в мире, общества инвалидов, ежедневно сталкивающегося с различными формами дискриминации, особенно важно улучшение их социального положения и условий жизни, внимание которым уделяется не только в каждой стране в отдельности, но и в международном масштабе. Большим шагом в данном вопросе было международное сотрудничество в области защиты прав инвалидов, выражающееся в принятии Организацией Объединенных Наций «Декларации о правах инвалидов» (1975г. ), а также принятие и ратификация государствами мира «Конвенции о правах инвалидов» (2006г. ), которые ознаменовали своим появлением признание правового статуса данной категории людей, смену устоявшегося отношения подходов к инвалидам и лицам с ОВЗ на национальном и государственном уровнях.

В Российской Федерации на законодательном уровне принят ФЗ от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», которым определяются требования к доступной среде, а именно: физическая доступность (ст. 15); информационная доступность (ст. 14 и 15); порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи (ст. 15); инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности (ст. 15); привлечение полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов (ст. 33). Также была принята Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012г. №1297 (в редакции Постановления Правительства РФ от 31 марта 2017г. №371) Государственная Программа Российской Федерации «Доступная среда», рассчитанная на период с 2011г. по 2020 г. Целью данной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. Данная программа призвана обеспечить равный доступ инвалидов к жизненно важным объектам и услугам в основных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Необходимо обеспечить равный доступ инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству. Принятые законодательные акты направлены на проведение работы в обществе по изменению мировоззрения и отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо изменить устоявшиеся мнения людей о данной группе населения, призвать относиться к инвалидам, как к достойным членам общества.

В целях выявления отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и определения уровня развития доступной среды для людей с ОВЗ был проведен социологический опрос. Участниками данного опроса были респонденты в возрасте от 18 до 45 лет, которым был задан вопрос: «Какие, на ваш взгляд, основные проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды в России ежедневно?». Из предложенных на выбор ответов, 27% респондентов отмечали, что основные проблемы и трудности инвалидов связаны с перемещением по городу, не приспособленным для передвижения людей с ОВЗ городским транспортом, а также сложностями с входом/выходом из дома (неприспособленность тротуаров, отсутствие пандусов, отсутствие лифта, узкие дверные проходы и пр. Отсутствие в медицинских учреждениях оборудования, необходимого для полноценного лечения отметили 13% опрошенных. 12% респондентов обратили внимание на враждебное или бестактное, грубое отношение окружающих к инвалидам. Недостаточный размер пособий и сложность получения положенных льгот указали 11% участников опроса. Проблемы с обеспечением необходимыми лекарствами заметили 10%. Проблемы с трудоустройством и недоступность современных технических средств реабилитации (инвалидных колясок, протезов и пр. ), отсутствие нужного количества экономически доступных реабилитационных центров отметили равное количество респондентов — по 9%. В свою очередь, ограниченность в выборе досуга, развлечений назвали 7% опрошенных. 2% участников при ответе на вопрос заметили, что на сегодняшний день в России у инвалидов не существует проблем с доступной средой.

В ходе социологического исследования было выявлено, что уровень развития доступной среды для инвалидов в нашем обществе развивается не на должном уровне. Существуют проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Развитие доступной среды необходимо каждому члену общества в равной мере, поэтому в наших интересах всеми силами способствовать развитию данного процесса.

Таким образом, идеология формирования исключительного пространства, в котором отсутствуют всевозможные барьеры и препятствия, предполагает, что отношения, складывающиеся в цепочке «инвалид — среда — общество» строятся так, что меняться должны последние, а не наоборот, как это было принято считать долгие годы. Развитие концепции доступного пространства направлено на создание и совершенствование механизмов, которые помогут покончить с преградами, препятствующими инвалидам их полноправному участию в жизни общества.

«Декларация о правах инвалидов», принятая резолюцией 3447 на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975г

Конвенция ООН «О правах инвалидов», принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 7 января 2006г

Федеральный Закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

Государственная Программа Российской Федерации «Доступная среда», принятая Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012г. №1297 (в редакции Постановления Правительства РФ от 31 марта 2017г. №371).

Библиографическое описание

По оценкам Всемирной организации здравоохранения на 2013 г, более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это соответствует почти 15 % населения мира. От 110 миллионов (2,2 %) до 190 миллионов (3,8 %) людей 15 лет и старше испытывают значительные трудности в функционировании. Более того, показатели инвалидности возрастают в связи со старением населения и ростом бремени хронических нарушений здоровья. К сожалению, они нередко сталкиваются с негативным отношением, недоступностью транспорта и общественных зданий и ограниченной социальной поддержкой. Обеспечение доступной среды и беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям, транспорту и информации — одно из фундаментальных прав человека. И в наших силах обеспечить такое право всем гражданам без исключения.

Ключевые слова:доступная среда, ограниченная социальная поддержка, инвалидность.

По состоянию на 1 января 2012 года в Рязанской области общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 8 640 км, из них региональных 6 511 км, федеральных — 502 км, местных — 1620 км. Протяженность освещенных частей улиц составляет 1530 км (83 %). Подземные водостоки имеют только 103 км улиц (6,4 %).

По такому показателю, как удельный вес улиц и дорог с твердым покрытием в черте населенных пунктов наша область находится на уровне других областей центра России.

Сейчас в Рязанской области проживает около 161 тысяч людей с ограниченными возможностями -14 % от общей численности населения, сообщает региональное министерство социальной защиты населения. В Рязани проживает 63,5 тысячи граждан, имеющих инвалидность, что составляет 12 % от общего количества населения города, в том числе 1432 ребенка-инвалида.

Лица преклонного возраста (60 лет и старше), люди с ограниченными возможностями, дети школьного возраста (8–11 лет), люди с детскими колясками, беременные женщины- все они составляют МГН и нуждаются в создании беспрепятственной среды и транспортной доступности города Рязани.

Государственная программа «Доступная среда» не обошла стороной и наш город. Региональным правительством утверждена долгосрочная целевая программа «Доступная среда» постановлением от 28 сентября 2012 года N 278 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Доступная среда» на 2013–2015 годы», которая будет реализована в 2013–2015 годах. Ее цель — создание безбарьерной среды и создание равной доступности для всех жителей Рязанской области в таких сферах, как здравоохранение, образование, социальная защита, спорт. Контроль за исполнением настоящего постановления возложен на заместителя Председателя Правительства Рязанской области Т. Панфилову и Губернатора Рязанской области О. Ковалева.

По данным РЯЗАНСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ФОРУМА от 10 октября 2013г из бюджета города выделены средства, и проводятся работы по оборудованию пандусами административных зданий по следующим адресам: ул. Радищева, д. 28, Московское шоссе д. 18, ул. Горького, д. 1, ул. Введенская, д. 107, ул. Вознесенская, д. 51а.

В Рязани курсируют 8 низкопольных автобусов (рисунок 1) и 10 троллейбусов, оборудованных для перевозки инвалидов-колясочников и оснащенных системой ГЛОНАСС.

Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНА́СС, GLONASS) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Одна из двух функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации

Хотелось бы отметить, что Рязань является одним из первых городов России, использующих спутниковую систему навигации на общественном транспорте. С помощью системы доступа через интернет к данным движения общественного транспорта граждане могут получить точную информацию о времени прибытия на любую остановку автобуса, троллейбуса или маршрутного такси.

При проведении дорожных работ на тротуарах и проезжей части в состав работ включается устройство «колясочных съездов», при проведении капитальных ремонтов входных групп объектов социальной сферы также осуществляется обустройство «колясочных съездов» при наличии технической возможности проведения данных работ.

Большая работа, направленная на создание условий для беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам социальной инфраструктуры, выполнена в рамках ведомственной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Рязани на 2011–2013 годы».

Кроме того, на стадионе «Золотые купола» предусмотрен подъезд инвалидов к стадиону и на футбольное поле. Спортивный комплекс «Локомотив» оборудован подъездом для инвалидов-колясочников к парковой зоне, а также специальными местами на стоянке автотранспорта. Также доступен для всех маломобильных групп населения Центральный спортивный комплекс. Определены места для инвалидов, которые находятся перед гостевыми трибунами. В центре спортивных единоборств «Комета» для инвалидов-колясочников оборудован проезд со двора.

Учреждения культуры уделяют большое внимание социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями. В рамках реализации ведомственной целевой программы развития «Культура города Рязани» проведены работы по обустройству пандусов в двух центральных городских библиотеках, библиотеке-филиале № 7 ЦБС, в МБУК «Муниципальный культурный центр», МАУК ДК «Приокский». В течение года были направлены предложения в ДЦП «Доступная среда» на 2013–2016 годы на сумму более 2 млн. руб. , предусматривающие оборудование пандусов (6 библиотек), перил (10 библиотек), туалетов, расширение входных проемов, приобретение программного обеспечения для работы слабовидящих на ПК с изображением и звуком в библиотеках города.

Напротив Центрального автовокзала в надземном пешеходном переходе стоят два лифта для МНГ Schindler (Швейцария). Они отлично справляются со своей работой. Плюсы таких лифтов в пешеходных переходах:

—          пользоваться могут люди с ограниченными возможностями, также использующие инвалидное кресло, люди преклонного возраста, которые с трудом преодолевают препятствия в виде лестниц;

—          возле вокзалов, как правило, есть скопление людей с сумками и чемоданами, что, кстати, очень большой плюс для них;

В микрорайоне Канищево на входе Рязанского федерального перинатального центра установлен подъемник для инвалидов.

Сделано немало, но людей, допустим, использующих инвалидное кресло, по- прежнему можно встретить на улице очень редко. Это говорит о неприспособленности улиц, тротуаров, зданий, парков, транспорта для беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями, к ним, также, относятся незрячие люди и слабослышащие, люди с нарушением опорно-двигательной системы.

Если в рамках программы устанавливают пандусы и перила у зданий общественного доступа, это еще не означает создание безбарьерной среды. Отдельные вкрапления немногим облегчают передвижение людям с ограниченными возможностями, и то, как это ни печально, многие приспособления сделаны «для галочки», а для использования совсем непригодны. Например, во многих местах невооруженным глазом видно, что уклон пандуса слишком крутой.

Встречаются весьма абсурдные ситуации, которые говорят о халатном отношении к реализации программы «Доступная среда».

Нужно предусмотреть передвижение людей в целом: от выхода их из дома до входа в объект. Выход- путь- вход. Выполнение этих условий максимально приспособит окружающую среду, город, к свободному передвижению МГН. Если выход и вход хотя бы пытаются приспособить для свободного передвижения, то путь остается без внимания. Необходимо создать беспрепятственное передвижение, как по тротуарам, так и в общественном транспорте. И как уже было сказано, в Рязани действуют всего 8 низкопольных автобусов и 10 троллейбусов, оборудованных для перевозки инвалидов-колясочников и оснащенных системой ГЛОНАСС. Кроме того, в транспорте не всегда объявляют остановки вслух, что актуально для незрячих людей, и повсеместно отсутствуют титры в помощь слабослышащим. В Рязани практически ничего не предусмотрено для самостоятельного ориентирования и получения необходимой информации слабослышащих и незрячих людей, разве что только светофоры на пешеходных переходах оснащены звуковым оповещением, и то не везде.

Основные термины (генерируются автоматически): Рязанская область, Рязань, общественный транспорт, безбарьерная среда, ведомственная целевая программа, долгосрочная целевая программа, инвалидное кресло, ограниченная социальная поддержка, преклонный возраст, свободное передвижение.

Встатье рассматривается проблема наличия барьеров для лиц с ограниченными возможностями здоровья в использовании городской инфраструктуры и получении услуг различного рода, а также меры по созданию безбарьерной среды. Дается краткая характеристика государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 годы, а также трудности и особенности ее проведения с точки зрения специалиста по социальной работе, занимающегося реализацией данной программы.

Ключевые понятия: доступная среда, инвалид, инвалидность, адаптация, безбарьерная среда, люди, имеющие инвалидность.

О самом понятии «доступная среда» или «безбарьерная среда» стали говорить лишь со второй половины XX века, когда внимание общественности было привлечено к тем ограничениям, которые накладывает городская инфраструктура на людей с инвалидностью.

Безбарьерная городская среда является не только удобным средством и помощником в вопросе социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, но и фактором экономического роста (большее количество людей задействовано в производстве и потреблении товаров и услуг).

Немаловажным является тот факт, что безбарьерная среда нужна не только людям с ограниченными возможностями здоровья, но и всем остальным. Травмы, крупногабаритные грузы (чемоданы, велосипеды, коляски с маленькими детьми), а также иные факторы могут стать помехой в пользовании городской средой. Не секрет, что даже люди не имеющие инвалидности, травм и крупногабаритных грузов, испытывают трудности в пользовании городской средой. Например, в холодное время года ступеньки перед входами в различные учреждения становятся травмоопасными в силу обледенения и отсутствия нескользящего покрытия.

На сегодняшний день инфраструктура российских городов во многом остается все еще «барьерной», «недоступной», разделяющей людей на тех, кто может воспользоваться ею, и тех, кто не может, оставляя вторых за бортом социальной, экономической, культурной, политической, спортивной жизни города и общества.

Таким образом, мы можем заявить, что инвалидами людей делает не заболевание, а городская среда.

Сама Программа представлена комплексом мероприятий, направленных на адаптацию жилищного фонда, транспортной инфраструктуры, зданий органов власти, учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, объектов сферы занятости, спортивных и культурных объектов, информационной сферы, а также предоставление услуг в данных сферах жизнедеятельности.

Для реализации программы и создания доступной среды созданы комиссии, в которые входят специалисты по доступной среде (специалисты по социальной работе в комплексных центрах социального обслуживания населения, прошедшие специальное обучение), представители органов власти и общественных организаций инвалидов. Комиссии рассматривают и утверждают анкеты участников, акты экспертных оценок, а также контролируют ход исполнения планов адаптации каждого участника паспортизации.

Система оценки доступности объектов социальной инфраструктуры разработана Министерством труда и социального развития Омской области, однако разрабатывалась она с учетом мнения представителей общественных организаций инвалидов. Специалистами комплексных центров социального обслуживания населения изучается возможность для инвалидов беспрепятственно попасть на паспортизируемый объект, передвигаться по нему, получить необходимую услугу, а также воспользоваться сопутствующими услугами (гардероб, буфет, санитарно-гигиенические помещения). В случае несоответствия требованиям, создается план адаптации объекта социальной инфраструктуры, устанавливаются сроки его реализации, а также периодически проводится проверка исполнения плана адаптации.

Уже сам факт того, что необходимость и социальная значимость создания безбарьерной среды признается и поддерживается государством, является однозначно символом того, что в нашем обществе происходят перемены в сторону улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и отношения самого общества к ним. Несмотря на те недостатки, которые были рассмотрены выше, реализация государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 годы является важным шагом к созданию открытой, безбарьерной среды, где каждый член общества, независимо от возможностей здоровья, может вести полноценную жизнь.

  • Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы»
  • Постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 261-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Доступная среда»
  • Свод правил 59.13330 «СНиП 35–01–2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
  • Ст. 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств
  • Сафронов Кирилл Эдуардович Безбарьерная городская среда. Третье изд. доп. и перераб: учеб. пособие. — Омск: Золотой тираж, 2014. — 162 с.

Основные термины (генерируются автоматически): безбарьерная среда, государственная программа, доступная среда, ограниченная возможность здоровья, городская среда, паспорт доступности, реализация Программы, социальная инфраструктура, социальное обслуживание населения, Омская область.

Проблемы доступной среды

С 2011 года реализуется общенациональный проект «Доступная среда». Может показаться, что нет причин сомневаться в его успешности. На самом деле это не так. Существует целый ряд проблем, препятствующий продвижению проекта. На тот факт, что проблемы доступной среды существуют, указывает перенос сроков реализации проекта до 2020 года. Чтобы понять, что препятствует реализации программы, необходимо рассмотреть ее первоочередные задачи:

  • Формирование безбарьерных условий.
  • Предоставление доступа людям с ограниченными возможностями к средствам реабилитации и абилитации.
  • Улучшения эффективности и прозрачности работы медико-социологических экспертиз.

Каждая из этих задач является проблемной. Чтобы понять, в чем заключаются проблемы доступной среды, необходимо рассмотреть суть задач и процессы их решения детально. Начать стоит с последней.

Неэффективная работа экспертов МСЭ

Чтобы человек был признан инвалидом требуется провести медико-социологическую экспертизу. В этой сфере существует целая масса проблем, которые должны быть решены в ходе реализации обозначенного проекта. Наиболее острые проблемы доступной среды в данной сфере таковы:

  • Низкий уровень профессионализма экспертов. Разумеется, они получили необходимые знания и имеют большой опыт в области проведения МСЭ, но в то же время практически не существует курсов повышения квалификации для подобных специалистов.
  • Отсутствие современного оборудования на местах. Экспертам в буквальном смысле слова приходится работать с тем, что есть. А есть у них оборудование, произведенное в Советском Союзе, как и методики признания человека инвалидом.
  • Коррумпированность экспертов. Рассматривая проблемы доступной среды нельзя забывать об этом. Это «больное место» известно всем.
  • Отсутствие адекватного алгоритма работы в области присвоения статуса инвалида людям. Это может показаться абсурдным, но инвалиды, не имеющие шансов на приобретение работоспособности должны каждые пять лет проходить комиссию. Например, чтобы получать социальную поддержку, люди без конечностей должны регулярно доказывать, что они руки и ноги у их не выросли по новой.

Проблемы доступной среды в данной сфере очевидны и наиболее остры. Их решение к сожалению, практически невозможно.

Реабилитация и абилитация

К счастью, конкретно в данной области вопрос стоит не так остро. Практически каждый месяц в стране восстанавливаются и открываются новые абилитационные и реабилитационные центры. Но внимательно изучив пункты программы можно понять, что эта задача включает трудоустройство инвалидов и инклюзивное образование, и здесь проблемы имеются:

  • Во-первых, наблюдается явный дефицит педагогов, которые специально обучены работать с детьми с особыми потребностями.
  • Во-вторых, работодатели не сильно стремятся организовывать рабочие места для людей с ограниченными возможностями. Несомненно, эти проблемы решаются, но медленно.

Нужно отметить, что у государства больше возможностей решить вторую проблему, путем предоставления определенных льгот работодателям. В то же время работа педагога корректора не престижна, и не интересна молодым специалистам, а опытных специалистов в данной области слишком мало.

Формирование безбарьерной среды

Имеются проблемы (разной степени сложности) доступной среды и в области формирования безбарьерных условий. Они обусловлены высокой ценой на оборудование для людей с ограниченными возможностями. Эта проблема решаема.

Компания «Доступная среда» предлагает приобрести необходимое оборудование для инвалидов по доступным ценам в каждом регионе России. У нас есть все виды оборудования, будь то поручень для ванной для инвалидов и пожилых или наклонный подъемник. Получить подробную информацию по можно у менеджеров.

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Календарь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

ПНВТСРЧТПТСБВС

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *