ПРОБЛЕМА, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПРОГРАММЫ, А ТАКЖЕ ЕЕ ПРОБЛЕМА, ОБЪЕКТ И ЦЕЛЬ

Арактеристика основных компонентов программы социологического исследования (проблема, объект, предмет, цели и задачи, гипотезы и исследования).

Поможем в ✍️ написании учебной работы


Программа социального исследования — изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследований с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез.

Программа социальных исследований обычно включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следующих вопросов: методологическую часть — формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическую часть — определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социальной информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.

Проблемная ситуация — некоторое противоречие между осознанием научно-познавательной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения. Соотстветственно, основная цель исследования определяется как теоретико-прикладная (поиск типового решения проблемы с последующим его приложением к практике) или преимущественно прикладная, т.е. связанная с практическим регулированием определенных социальных процессов.

Проблема — различается в соответствии с целью исследования. Гносеологического (логико-познавательного) и предметного характера. Гносеологические проблемы — это проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения идеологической и управленческой функций социальных явлений и процессов. Здесь проблемы порождены недостатком знаний. Предметные проблемы — противоречие, вызванное столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, побуждающих их к действиям, дестабилизирующие их жизнедеятельность.

По своему носителю проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и др. групп, социальных институтов, производственных предприятий, государственных учреждений и т.д.

По масштабам распространения — общенациональный или региональный характер.

По времени действия — краткосрочная (например, неудовлетворенность формой обучения), среднесрочной (проблема адаптации работников к новой форме труда), долгосрочная (отклоняющееся поведение части населения)

По глубине противоречия — одноплановые (затрагивающие одну сторону социального явления или процесса, например, выборы того или иного депутата) системные (отражающие дисбаланс всей системы, например, рост преступности) и порожденные противоречиями функционального характера, т.е. нарушением ранее сложившихся причинно-следственных связей социального явления (например, ломка идеологических представлений населения, перестройка).

Объект — в широком смысле, носитель той или иной социальной проблемы. Определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя.

Предмет — свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. Концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. В одном и том же объекте может быть выделено несколько предметов исследования.

Гипотезы исследования — набор приемов, методов, применяемых исследователем, общая направленность исследования задаются до его начала сформулированными гипотезами. Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.

Выдвижение гипотез предопределяет логику всего процеса исследования. Социальное исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы

Цели — чаще всего практическая, так как призваны дать прежде всего информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить их эффективность.

Задачи — формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и заключают в себе поиск ответа на вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы.

38)

Профессиональный кодекс социолога  

Читайте также:


infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда…

Цель исследования — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего.

Пример 1

Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей сознательной смены профессии как феномена профессионального развития.

Пример 2

Цель исследования: выявить особенности решения диагностических задач практическим психологом.

Пример 3

Цель исследования заключалась в анализе психологических особенностей и структуры настойчивости у людей с алкогольной и наркотической зависимостью.

Помогу с целью, проблемой, объектом и предметом исследования ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Проблема

Проблему часто отождествляют с вопросом. В основном это верно. Каждая проблема — это вопрос. Но не каждый вопрос — это проблема.

Проблема — это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему — значит выйти на эту границу.

Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема- это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Пример 4

Проблема взаимосвязи проявлений эмоциональной сферы личности с уровнем развития креативности остается одной из сложных, неоднозначно решенных, противоречивых проблем в современной психологической науке.

Пример 5

Пример 6

Проблема объяснения оптических иллюзий при визуальной оценке и сравнении расстояний между краями предметов.

Помогу с целью, проблемой, объектом и предметом исследования ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Предмет и объект

Объект исследования — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет — это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Пример 7

Объект исследования: межличностное общение. Предмет исследования: роль и функции визуальных знаков внешнего облика в общении.

Пример 8

Объект исследования: настойчивость как системное свойство личности.

Пример 9

Объект исследования: моральные суждения школьников различного возраста, высказанные: а) в анонимной серии, сформулированные под влиянием мнения взрослых и сверстников в естественных условиях их жизни и деятельности; б) в условиях психологического «давления» противоположного мнения взрослых и сверстников.

Предмет исследования: психологическая структура, количественные и качественные особенности настойчивости у людей с алкогольной и наркотической зависимостью.

Предмет исследования: динамика устойчивости моральных суждений школьников в возрастном плане (возрастная устойчивость) и в ситуации психологического «давления» взрослых и сверстников (ситуативная устойчивость).

Другой подход к определению объекта и предмета исследования предполагает объект определять через испытуемых, а предмет — через то, что у них изучается.

Пример 10

Предмет исследования: восприятие школьных шумов учителями и их воздействие на поведение в педагогической деятельности.
Объект исследования. Объектом данного исследования являются учителя общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Пример 11

Предмет исследования: особенности развития высших психических функций (по данным выполнения нейропсихологических проб) здоровых детей и детей с аутистическими расстройствами.

Объект исследования: 74 здоровых ребенка 5-10 лет и 124 ребенка того же возраста с диагнозами: ранний детский аутизм, синдром Аспергера, аутистические особенности.

Пример 12

Объект исследования. В исследовании приняли участие 5 групп испытуемых: 1) студенты-медики второго курса Российского государственного медицинского университета (РГМУ), 38 человек; 2) студенты-медики пятого курса РГМУ, 55 человек; 3) врачи-профессионалы (хирурги, офтальмологи, ортопеды, акушеры-гинекологи, терапевты), имеющие высокие показатели квалификации, 69 человек; 4) студенты второго курса спецотделения факультета психологии МГУ (получающие второе высшее образование), BIB человека; 5) управленцы, 15 человек.

Помогу с целью, проблемой, объектом и предметом исследования ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Данная группа представлена испытуемыми, которые сменили первую профессию, а сейчас успешно работают руководителями крупных, средних и малых предприятий. Всего в исследовании приняли участие 280 человек.

Предметом исследования являлись психологические особенности сознательной смены профессии.


4.1. Актуальность темы научного исследования

4.2. Цель, проблема, объект и предмет исследования

4.3. Гиптеза и методы исследования

4.4. Библиотечные онлайн каталоги

4.5. Тема контрольной, курсовой или дипломной работы

4.6. Основы организации внеаудиторной самостоятельной работы

4.8. Проведение исследования в студенческой научно-исследовательской работе

4.9. Основные правила оформления рефератов

4.10. Оформление приложения для дипломного проекта (работы) + пример

4.11. Как написать характеристику с места прохождения практики?

4.12. Антиплагиат: помощь или подлость? Как обойти антиплагиат?

4.13. Дипломная работа на примере организации

4.14. Как написать рецензию и отзыв на дипломную работу? Пример рецензии на дипломную работу, пример отзыва на дипломную работу

4.15. Оформление списка литературы

4.16. Правила вывода в курсовой работе и реферате (выводы по главам, выводы в заключении)

4.17. Судебная практика в дипломной или курсовой работе

4.18. Как написать дневник прохождения практики?

4.19. Как оформить титульный лист контрольной или курсовой работы?

4.20. Как составить план для дипломной работы?

ПРОГРАММА ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ПОСЛЕДУЮЩИМ КОЛИЧЕСТВЕННЫМ АНАЛИЗОМ ДАННЫХ

Программа исследования — это изложение его тео­ретико-методологических предпосылок (общей концеп­ции) в соответствии с основными целями предприни­маемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последователь­ности операций для их проверки.

Содержание и структура программы социологичес­кого исследования зависят от его общей направленнос­ти, т. е. от главной цели исследовательской деятельнос­ти. С этой точки зрения можно выделить два типа ис­следований.

1.Теоретико-прикладные исследования, цель кото­рых — содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпрета­ции и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.

2. Прикладные социологические исследования, на­правленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предло­жить конкретные способы действий в определенные сроки. Это исследования, иногда называемые социально-инженерными.

Программа исследования строится в зависимости от названных целей.

Тщательно разработанная программа — гарантия успеха всего исследования. В идеальном случае прог­рамма теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы.

Методологический раздел программы:

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2. Определение цели и постановка задач исследования.

3. Уточнение и интерпретация основных понятий.

4. Предварительный системный анализ объекта ис­следования.

5. Развертывание рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы:

6. Принципиальный (стратегический) план исследо­вания.

7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

8. Набросок основных процедур сбора и анализа ис­ходных данных.

Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т. д.

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.

В гносеологическом смысле (т. е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация — это знание о незнании, несоответствие или противо­речие между знанием о потребностях, людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, спосо­бов, приемов реализации этих необходимых действий.

Предметная сторона проблемы социологического исследования — это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддает­ся убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей институтов. С одной стороны, последние уг­рожают стабильности, но одновременно являются глав­ным фактором социальных изменений и потому осо­бенно заслуживают внимания.

Предметная и гносеологическая стороны социаль­ной проблемы тесно взаимосвязаны. В простейшем слу­чае — это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно ис­пользовать уже имеющееся знание для уяснения и воз­можного регулирования социальных процессов. В дру­гих случаях—это обнаружение таких процессов и явле­ний, природа которых теоретически необъяснима, а сле­довательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со сто­роны общества. Социальная проблема может и вовсе не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее условия и поведение людей не дос­тигли того уровня, на котором она становится очевидной. Наконец, будучи осознаваемой, она не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны активная заинтере­сованность и готовность к практическим преобразова­ниям каких-то общественных сил, организаций, движе­ний… Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу «социального запроса» в исследовании.

Социальные проблемы существенно разнятся по своей масштабности. Одни не выходят за рамки некото­рого сообщества, организации, другие затрагивают инте­ресы целых регионов, этнонациональных общностей, больших социальных групп и общественных институ­тов. Наконец, на высшем уровне социальная проблема затрагивает интересы и потребности всего общества в целом, становится социетальной и даже глобальной.

Рассмотрим, как же формулируется проблема в социологическом исследовании. Сам характер противо­речия, лежащего в основе социальной проблемы, предоп­ределяет тип исследования, будет ли оно «инженерно-прикладным» или теоретико-прикладным.

Примеры, иллюстрирующие первую ситуацию, — исследо­вания текучести рабочей силы в 70-е гг. Для того времени они были крайне важны, так как указывали на узость технок­ратического понимания управления персоналом, создавали по­чву для восприятия концепции «человеческого фактора», ши­роко пропагандировавшейся в начале периода «перестройки». В наше время к этому классу проблем относится изучение трудовых конфликтов, их объективных и субъективных при­чин, противоборствующих интересов наемных работников и владельцев предприятия, форм их организации, динамики раз­вития и способов урегулирования.

Более сложным оказывается анализ социальной ситуа­ции при втором типе исследования — теоретико-прикладном.

Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:

—возможно более точное разграничение между «проблематичным», т. е. искомым, неизвестным, и «не­проблематичным» как данным и известным;

—отчетливое отделение друг от друга существенно­го и несущественного в отношении общей проблемы;

—расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету (см. ниже о постановке целей и задач иссле­дования).

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может быть со­циальный процесс, или область социальной действи­тельности, или какие-то социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию. Объект социоло­гического исследования — это то, на что направлен, процесс познания.

Помимо объекта выделяется также предмет, изуче­ния, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особен­ности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект — то, что содержит социальную про­блему, постольку предмет — это те его свойства и сторо­ны, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организа­ций, образуют как бы полюса социального противоречия или конфликта.

Рассмотрим для примера, как формулируются проблемы, объект и предмет исследования выбора профессии выпускни­ками средней школы. Проблема этого исследо­вания, проводившегося под руководством В. Н. Шубкина, — противоречие между равными правами в выборе профессии и фактическим неравенством возможностей разных соци­альных групп в реализации этих прав. Объект исследова­ния — выпускники школ и их родители в момент выбора пер­вой трудовой профессии и трудоустройства выпускников.

В этом объекте и содержится противоречие. Предмет изуче­ния — соотношение между планами о выборе профессии и их реализацией на практике. К предмету относится также выяв­ление обусловленности жизненных планов социально-профес­сиональный статусом родительской семьи, своеобразием жизненных обстоятельств в данном регионе, личностными осо­бенностями выпускников.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предполо­жением о возможности обнаружить в нем закономер­ность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса — источник выдвижения рабочих гипотез.

Итак, формулировка проблемы и отсюда — выделе­ние объекта и предмета исследования — первый шаг в разработке программы.

studopedia.su — Студопедия (2013 — 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав — Главная | Случайная страница | Контакты

Проблема исследования.На начальном этапе работы основное внимание сосредоточено на определении проблемы исследования. Важную роль здесь играют запросы практики, которые служат сти­мулом для применения научных средств решения практической задачи. Проблемы возникают на основе противоречий в сфере физического воспитания и спорта, от разрешения которых зави­сит прогресс научного познания и практики, например в оздо­ровлении и повышении физических кондиций учащейся молоде­жи, успехов в рекордном спорте и т.п. Не все противоречия в практике могут быть устранены средствами науки, например ма­териально-техническое обеспечение подготовки квалифицирован­ных спортсменов и т. п. Наука создает предпосылки и показывает способы разрешения противоречий в практике.

Проблема вытекает из противоречия, и из него вычленено то, что имеет отношение только к науке. «Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в на­копленном обществом научном знании» [8. — С. 40], это «белое пятно на карте науки», «знание о незнании» [3].

Проблема указывает на неизвестное и побуждает к его позна­нию, обеспечивает целенаправленную мобилизацию прежних и организацию получения новых, добываемых в ходе исследования знаний. В постановке проблемы выделяют ее формулирование, оценку, обоснование и структурирование [8. — С. 41—42]. В процес­се формулирования проблемы определяются вопросы, решение ко­торых позволит неизвестное превратить в известное. Важное зна­чение здесь имеют прогнозирование конечного результата, его мо­дели, образа. В оценку проблемы входит определение всего того, что необходимо для ее решения (методы исследования, источни­ки информации, научные работники, финансирование, научное оборудование, экспериментальная база и т.д.). Обоснование про­блемы предполагает поиск аргументов в пользу ее решения, зна­чимости ожидаемых результатов, сравнение с другими исследова­ниями. Здесь полезна практика обсуждения с коллегами, выдви­жение аргументов против и доказательность правомерности дан­ной проблемы, ее теоретическое и практическое значение. Струк­турирование проблемы представляет собой разделение ее на ряд дополнительных вопросов для более полного получения ответа на

главный — центральный — вопрос. Этот процесс наблюдается в ходе самого исследования, по мере получения фактического ма­териала. Кроме того, определяются границы объекта изучения с учетом наличных сил исследователя или коллектива. В конечном счете формируется комплекс подцелей (подвопросов) или задач исследования [8].

Тема исследования.Проблема находит отражение в теме иссле­дования, которая предопределяет весь ход дальнейшей работы, она должна отражать движение от накопленного наукой к новому и в какой-то мере — столкновение старого с новым. В формули­ровке темы должны просматриваться актуальность и то новое, что заключено в содержании, результатах и выводах [3, 6, 7]. Тема обсуждается также в коллективе ученых и практиков, может уточ­няться как на начальном этапе, так и в процессе исследования, это естественно. Должно быть четко определено, к какому типу исследований относится работа — фундаментальным или приклад­ным, по одной специальности (и по какой) или по двум — «на стыке» и в какой из них находится предмет исследования (в од­ной работе не может быть двух предметов).

Имеет значение и такой показатель, как количество слов в названии темы: она должна быть не слишком широкой и не слиш­ком узкой. Это относится как к диссертации, так и к учебнику, учебному пособию. В диссертациях в области физической культу­ры, как кандидатских, так и докторских, количество слов колеб­лется в широких пределах — от 6 до 16 и более. Исключение со­ставляют учебники в качестве диссертаций («Хоккей», «Массаж»). Чтобы придать вес научной и методической работе, авторы не­редко используют в названии слова «Оптимизация…», «Пути со­вершенствования…» и т. п., надо стремиться более четко отразить суть своей работы в названии.

Предпосылки для успешного выполнения научной или мето­дической работы лучше, когда тема работы соответствует профи­лю базового образования автора или характеру его профессио­нальной деятельности.

Актуальность исследования. В число характеристик исследова­ния входят его актуальность, обоснование необходимости и свое­временности вопроса, почему данную проблему надо изучать, зна­чение этого для дальнейшего развития теории и практики физи­ческого воспитания, спорта, оздоровительной, адаптивной и рек­реативной физической культуры.

Различают актуальность научного направления в целом, с од­ной стороны, и актуальность самой темы внутри этого направле­ния — с другой. В педагогических исследованиях, к которым отно­сятся исследования в области физического воспитания и спорта, различают также практическую и научную актуальность темы. До­казательство актуальности темы — более сложный процесс: надо

убедительно показать, что именно выбранная тема должна быть исследована в данный момент [3, 6, 7, 13].

При оценке актуальности учитывается тип исследования: для фундаментальных работ первостепенное значение имеют предпо­лагаемая теоретическая значимость темы, степень ее разработан­ности в науке; для прикладных работ в первую очередь учитыва­ются практическая потребность в разработке темы, степень реше­ния данного вопроса на практике. По научности и практической актуальности выделяют следующие уровни педагогического ис­следования: высокоактуальные исследования; актуальные иссле­дования; малоактуальные исследования; неактуальные исследова­ния. Учитывается степень разработанности темы и потребности в ней, значимость вклада в теорию и практику, перспективность этой проблематики [3, 10, 13]. Нередко авторы ограничиваются указаниями на то, что в «литературе данная проблема освещена слабо», «тема недостаточно разработана», «не находит примене­ния в практике» и т.п.

Объект и предмет исследования.Для успешной подготовки на­учной или методической работы ее автору из всего многообразия объекта — физического воспитания и спорта — необходимо выде­лить то, на что направлено его внимание и в чем он хочет полу­чить конкретные результаты. Применительно к научной и методи-^ ческой работе объект — это явление или процесс, избранный для изучения, предмет — это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Неправильный выбор объекта или предмета исследования может привести к ошибкам теоретического и практического характера. Возможна несогласованность между объектом и предметом иссле­дования: объект определяется в области педагогики, а предмет — в области психологии [4, 6, 7].

В физическом воспитании и спорте часто в качестве объекта рассматриваются дошкольники, школьники, юные и квалифи­цированные спортсмены, студенты. Эти категории людей высту­пают объектами в практической педагогической деятельности, в научной педагогической деятельности объектами будут педагоги­ческий факт, процесс, явление.

Ниже приводятся примеры формулирования объекта и пред­мета исследования.

Тема: «Структура и содержание многолетней подготовки спортивно­го резерва в футболе» (диссертация А.П.Золотарева); объект исследова­ния: «Многолетняя подготовка спортивного резерва в футболе»; предмет исследования: «Методология и технология построения структуры и со­держания многолетней подготовки юных футболистов».

Тема: «Взаимосвязь физического воспитания старших дошкольников и младших школьников на основе компьютерного контроля и индивиду­ального программирования» (диссертация С. Ю.Курнаева); объект ис-

следования: «Взаимосвязь содержания и методики физического воспи­тания старших дошкольников и младших школьников»; предмет иссле­дования: «Индивидуализация направленного воздействия на физичес­кое развитие и подготовленность старших дошкольников и младших школьников на основе компьютерного контроля».

Тема: «Лыжная подготовка как базовое акцентированно-оздоровитель-ное средство физического воспитания сельских школьников в регионах со снежной зимой»; объект исследования: «Система физического воспи­тания в общеобразовательной сельской школе»; предмет исследования: «Содержание и технология лыжной подготовки учащихся V—VII классов в процессе учебной, внеклассной работы, массовых соревнований и са­мостоятельных занятий».

Примеры нечеткого формулирования объекта и предмета ис­следования.

Тема: «Биоинформационные оздоровительные технологии при про­блемно-модульном обучении в системе физического воспитания и реа­билитации студентов с ослабленным здоровьем» (диссертация Т.Г.Ко­валенко); объект исследования: «Студенты обоего пола 1—3-го курсов Волгоградского государственного университета (683 человека в возрасте от 17 до 22 лет), отнесенные по состоянию здоровья, физическому раз­витию и подготовленности к специальной медицинской группе, зани­мающиеся в специальном медицинском учебном отделении».

Тема: «Компьютерное моделирование тактических действий нападе­ния квалифицированных команд по волейболу и методика их совершен­ствования» (диссертация С.В.Сайфулина); объект исследования: «Ква­лифицированные команды по волейболу»; предмет исследования: «Ко­мандно-тактические действия нападения квалифицированных команд по волейболу». Смысл «объекта» лучше бы звучал в такой редакции: «Со­ревновательная деятельность квалифицированных команд по волейбо­лу», в «предмете» же следовало отразить «методику совершенствования», обозначенную в названии работы.

studopedia.su — Студопедия (2013 — 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав — Главная | Случайная страница | Контакты

Проблема, объект и предмет исследования

Поможем в ✍️ написании учебной работы


Начальным этапам любого исследования является формулировка проблемы, ради которой проводится намечаемое исследование. Именно вычленение и четкая формулировка имеющейся проблемы — начальный и наиболее важный этап исследовательского процесса. Решения, принимаемые в дальнейшем во время планирования исследования (такие, как определение типа необходимой информации и способов ее получения)
зависят от того, как изначально сформулирована проблема, обусловившая разработку настоящего исследования. Если цели и задачи исследования поставлены некорректно (вследствие некорректно сформулированной проблемы), маловероятно, что информация, полученная в результате исследования станет полезной для принятия на ее основе управленческих решений. Таким образом, описание проблемы, обусловившей исследование, должно быть предельно четким, кратким и адекватным.
В процессе выяснения проблемы исследования необходимо осуществить две основные процедуры: осмысление проблемной ситуации и формулировка проблемы. Дело в том, что проблемная ситуация и проблема — это не одно и то же.
Проблемная ситуация — это противоречие между знанием о потребностях людей или ситуации на рынке и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации необходимых действий. Это недостаточная осведомленность о реальной ситуации на рынке, вследствие чего невозможно использовать уже имеющееся знание для регулирования процессов на рынке. В других случаях — это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически не известна и конкретизирована, а следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны участников рынка. В общей сложности, проблемная ситуация — эта конкретная ситуация на рынке, в организации, которая вызывает необходимость проведения исследования.
Проблема — это результат осмысления проблемной ситуации, выраженной в четкой формулировке. Проблема формулируется в виде ясных вопросов и установок. Например:
• каков уровень информированности экономически активного населения г. Томска о социальной политике ОАО «Томлесстрой»?
• Каково отношение студентов Томского Политехнического Университета к газете «Твоя»?
Маркетинговые проблемы существенно разнятся по своей масштабности. Одни не выходят за рамки некоторых фирм и организации, другие затрагивают интересы целых регионов.
Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит:
• от соотносительной сложности рыночных субъектов, содержащих противоречия и объективно нуждающихся в целенаправленном регулировании;
• от уровня необходимости в разрешении противоречий;
• от состояния научного и практического знания в соответствующей области.
Обычно исследователь начинает с некоторой общей постановки вопроса (нащупывание проблемной ситуации и проблемы), а затем уточняет его в серии более разветвленных формулировок, т. е. конкретизирует проблемную ситуацию.
Выделяют следующие формальные требования к представлению проблемной ситуации исследования:
• возможно более точное разграничение между неизвестным и известным связями, фактами;
• отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в проблемной ситуации. Не следует вводить данные, которые не имеют прямого отношения к рассматриваемой ситуации. Проблемная ситуация должна быть сформулирована максимально четко и емко;
• дифференциация общей проблемы на её элементы и ранжирование их по приоритету — что в описанной ситуации является наиболее важным, что менее.
Проблем в маркетинговой и PR деятельности, для решения которых необходимо маркетинговое исследование, существует целое множество. От исследований потребительских предпочтений — до анализа рекламы конкурентов. Выделяют три основных типа проблемной ситуации, связанных с маркетинговыми исследованиями.
1. Первый тип проблемной ситуации возникает тогда, когда необходимо осуществить выбор одной из альтернатив и оценить альтернативные способы действия. В этом случае при описании проблемной ситуации четко определяется каждое из рассматриваемых альтернативных действий, причины их обусловившие, и решения, принимаемые на основе результатов исследования.
Пример: компания работает над изменением фирменного стиля. Сейчас компания использует в своем фирменном стиле спокойные синий и зеленый цвета. Новый вариант предусматривает изменение цветов на более яркие оранжевый и синий. Предполагается, что новые цвета более четко ассоциируются с динамикой, инновациями, молодостью. В этом случае исследование необходимо провести для того, чтобы сравнить восприятие целевыми группами измененного фирменного стиля и с восприятием существующего, а потом уже принимать окончательное решение.
Пример: Компания «БББ» планирует вывод на рынок нового бренда плиточного шоколада. Новый бренд ориентирован на ценителей шоколада с высоким уровнем достатка, будет позиционироваться на рынке как элитный горький шоколад. Рекламный отдел компании разработал три варианта упаковки шоколада. Утвержден будет всего лишь один из них. Необходимо определить наиболее оптимальный вариант упаковки с точки зрения соответствия концепции бренда и восприятия потребителями.
2. Второй тип формулировки проблемной ситуации имеет отношение к осознанию проблем и возможностей. Толчком к проведению некоторых исследований служит ощущение или представление о существующей на рынке или фирме проблеме или возможности. В этом случае формулировка проблемной ситуации обычно начинается со смутного определения потребности в информации. Например: «У нас падают объемы продаж. В этом виновата реклама. Необходимо разобраться, в чем дело». Или: «У нас низкий уровень вовлеченности сотрудников в корпоративные мероприятия. Виновата плохая информированность. Разберитесь в чем дело». В этом случае определение проблемной ситуации получается в результате серии уточняющих вопросов, которые концентрируются на конкретной проблеме и устраняют изначальную неопределенность проблемной ситуации. При формулировке такой проблемной ситуации требуется целый ряд уточняющих вопросов. В первую очередь необходимо понять: что вызвало ощущение проблемы, в чем конкретно она проявляется, что заставляет думать, что именно такие причины проблемы.
3. Третий тип определения проблемной ситуации касается получения углубленной информации о потребителе, целевой аудитории, товаре, фирме, ее имидже, репутации или маркетинговом окружении. Он отражает информационную потребность, возникшую у клиента или агентства при стремлении глубже разобраться в вопросах маркетинга или PR деятельности. К таким проблемам относится необходимость выяснения отношений, мнений, стиля жизни целевых групп, восприятия торговой марки, фирмы и т. д.
Неслучайно говорят «хорошо сформулированная задача наполовину решена». Четкая формулировка проблемной ситуации и проблемы являются необходимыми условиями проведения эффективного исследования. Но кто должен определять основную проблему, требующую вмешательства маркетолога?
Казалось бы, именно заказчик (или руководство фирмы в случае использования внутренних ресурсов для исследований) знает, ответы на какие вопросы ему необходимо получить в первую очередь. Однако в реальной жизни заказчик, обладающий обширной маркетинговой информацией, нередко бывает не способен ее систематизировать и проанализировать. Часто это лишь ощущение проблемы, не облеченное в конкретные факты и задачи. Более того, среди заказчиков часто встречаются люди, которые не имеют достаточных знаний в сфере маркетинга и исследований. В результате специалист по маркетинговым исследования может получить задание: «Опросите человек 100 наших клиентов, как им нравится наша реклама. Мне кажется, что наша реклама совершенно неэффективна и ее надо менять».
Что делать:
1. Выслушайте первоначальную «версию» проблемы заказчика, задайте ему дополнительные вопросы.
2. Постарайтесь получить максимальный объем информации, необходимый для более глубокого понимания поставленной задачи из следующих источников: беседы с сотрудниками маркетинговых и других служб заказчика, материалы экономических служб заказчика, публикации в средствах массовой информации, результаты социологических исследований и т. п.
3. Кратко опишите маркетинговую проблему, опираясь на анализ собранной предварительной информации, и обсудите этот документ с заказчиком.
4. Внесите коррективы в свое видение маркетинговой проблемы, подготовьте окончательный вариант и утвердите его у заказчика.
После окончательного определения маркетинговой проблемы встает вопрос о необходимости проведения исследований. Определение проблемной ситуации является следствием наших размышлений над тем, что нам известно и что нужно узнать, чтобы устранить неопределенность в принятии решений. Однако неверно было бы полагать, что правильные решения принимаются только в результате проведения исследований. Например, если перед фирмой стоит проблема выбора одного из трех вариантов макета рекламного буклета, то решение можно принять, основываясь исключительно на здравом смысле и опыте сотрудников. В каких случаях возможно опереться на уже имеющуюся информацию и опыт, а когда необходимо провести исследование? Необходимость проведения исследования можно оценить, проанализировав затраты. В общем случае обоснованность проведения исследований возрастает:
• при серьезных последствиях в случае неправильного решения;
• когда выводы и выбор неочевидны или спорны.
Рассмотрим, в каких ситуациях целесообразно отказаться от дорогостоящих масштабных исследований и предложить иные, более экономичные варианты.
• Нет необходимости в сборе новых данных, так как для решения проблемы имеется достаточно вторичной информации. Следует предложить услуги по систематизации и анализу имеющейся информации, подготовке аналитического отчета
• Отсутствуют необходимые условия для проведения исследования (недостаток времени, отсутствие финансовых средств).
• Затраты превышают ценность результатов маркетинговых исследований.

Читать также:  Скачать программу для исправления всех ошибок на ноутбуке

Читайте также:


infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда…

ПРОБЛЕМА, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Поможем в ✍️ написании учебной работы


Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.

В гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуацияэто «противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий, что в свою очередь, упирается в отсутствие знаний законов тех объектов, которыми приходится оперировать» [135, с. 25].

Предметная сторона проблемы социологического исследования — это некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны, так как источником незнания способов решения практических социально-управленческих задач является и соотносительная сложность соответствующей области управления, и состояние наличного теоретического и практического знания в данной области. В простейшем случае — это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать уже имеющееся знание для регулирования социальных процессов. В других случаях — это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически не конкретизирована, а следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества. Социальная проблема может и вовсе не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее противоречия не достигли того уровня, на котором они становятся очевидными. Наконец, будучи осознаваемой, она не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям. Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу «социального заказа» для социологических исследований по выявлению и способам разрешения социальных противоречий.

Социальные проблемы существенно, разняться по своей масштабности. Одни не выходят за рамки некоторого коллектива (групповые, локальные проблемы), другие затрагивают интересы целых регионов, больших социальных групп и общественных институтов (региональные и институциональные проблемы). Наконец, на высшем уровне социальная проблема затрагивает интересы и потребности всего общества в целом, становится социетальной [100, с. 36-42]. В силу субъективных причин в нашей стране долгое время не осознавалась и не выдвигалась как практическая задача необходимость глубоких перемен в экономике и общественно-политической жизни, их революционной перестройки. А между тем «на определенном этапе страна начала терять темпы движения, начали накапливаться трудности и нерешенные проблемы, появились застойные и другие чуждые социализму явления. Все это серьезно сказывалось на экономике, социальной и духовной сферах» [16, с. 7].

Рассмотрим, как же формулируется проблема в социологическом исследовании. Сам характер объективного противоречия, лежащего в основе социальной проблемы, предопределяет тип исследования, будет ли оно «инженерно-прикладным» или теоретико-прикладным.

Примером, иллюстрирующим первую ситуацию, может быть изучение причин текучести рабочей силы на конкретном предприятии. В социологии труда разработаны вполне удовлетворительные теоретические подходы к исследованию и регулированию таких процессов [27, 40, 77, 193, 204]. Известно, что причины «сверхнормативной» текучести рабочей силы состоят в противоречии между запросами и потребностями работников, с одной стороны, возможностями производственной организации удовлетворить эти запросы — с другой. Исследовательская проблема формулируется здесь как внимательный анализ условий и содержания труда различных групп работников, их потребностей, мотивации и отношения к данным условиям с практическим выходом на «паспортизацию» рабочих мест, т.е. как необходимость соразмерить ресурсы предприятия с задачами повышения экономической эффективности производства и улучшением социальных условий деятельности трудового коллектива, конкретных групп работников.

Более сложным оказывается анализ социальной ситуации при втором типе исследования — теоретико-прикладном. Так, при разработке в 1974 г. программы изучения трудовой мобильности новосибирские социологи исходили из того, что имеется явное социальное противоречие между потребностью повышения эффективности общественного производства и препятствующим этому нерегулируемым перемещением работников между сложившимися местами общественного производства и сферами занятости. Социальная практика регулирования движения рабочей силы в основном опиралась на разработку административных мер и воспитательную работу, тогда как более эффективным с точки зрения долгосрочной социальной политики является совершенствование социально-экономических рычагов регулирования движения трудовых ресурсов. «А это делает необходимым глубокое изучение, во-первых, потребностей разных групп населения, во-вторых, социальных механизмов мобильности как глобального общественного процесса, в-третьих, социально-психологических механизмов индивидуального мобильного поведения людей [98, с. 153].

Вытекающая из анализа социальной ситуации научная проблема формулировалась авторами как отсутствие единой социально-статистической базы изучения процессов трудовой мобильности в нашей стране, наличие исследований отдельных форм трудовой мобильности, но почти полное отсутствие исследований процесса в целом, описательный характер собранных фактов, невыявленность механизмов трудовой мобильности, и в частности группового и индивидуального мобильного поведения, неопределенность критериев экономической и социальной эффективности трудовой мобильности [98, с. 153].

Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит: (а) от соотносительной сложности социальных объектов, содержащих противоречия и объективно нуждающихся в целенаправленном регулировании; (б) от уровня зрелости общественной потребности в разрешении данных противоречий; и (в) от состояния научного и практического знания в соответствующей области. Обычно исследователь начинает с некоторой общей постановки вопроса (нащупывание проблемы), а затем уточняет его в серии более разветвленных формулировок, т.е. конкретизирует проблему.

Например, массовые обследования бюджетов времени, проводившиеся на грани 50-60-х годов под руководством Г.А. Пруденского [203], поначалу не имели развернутой формулировки проблемы. Толчком, побудившим к исследованиям, была выраженная в самом общем виде потребность оптимизировать расходование времени в сферах труда и досуга. По мере накопления фактических данных проблема «оптимизации» бюджетов времени переросла в комплекс многообразных социальных проблем. Как показал Б.А. Грушин [70], анализ бюджетов времени выявил ряд противоречий: между относительно равными запросами в использовании свободного времени мужчинами и женщинами и неравными возможностями в реализации этих запросов; между номинальным и фактическим объемом свободного времени; существенные различия в типе времяпровождения разных социальных групп населения, особенно жителей города и деревни, крупных и средних городов; противоречия между равновеликими «добавками» свободного времени при переходе на пятидневку и разновеликими возможностями использовать эту добавку мужчинами и женщинами, жителями различных районов страны и разных типов поселений и т.д.

В наши дни исследования в этой области выдвигают новые проблемы: разработка совокупного общегосударственного баланса распределения и расходования времени с точки зрения эффективности экономических затрат [44, 85, 170, 185], потребность уяснить, каков «личностный смысл» досуга, насколько те или иные занятия способствуют развитию внутренних потенций человека, каково соотношение разнообразных функций досуга. В 70-е годы был поставлен вопрос о необходимости исследования свободного времени и досуга как составного компонента целостного образа жизни людей [66, 190]. Наконец, проблема досуга приобретает новое общегосударственное значение в рамках борьбы за трезвость как норму социалистического образа жизни.

Как видно, чем глубже мы вникаем в данную область общественной жизни, тем больше возникает практически значимых и познавательных задач, тем больше обнаруживается проблемных ситуаций для вдумчивого анализа и разработки практически действенных способов устранения выявленных проблем.

Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования [202, с. 34]:

возможно более точное разграничение между «проблематичным», т.е. искомым, неизвестным, и «непроблематичным» как данным и известным;

отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;

расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету (см. ниже о постановке целей и задач исследования).

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то общественные отношения, содержащие в себе социальное противоречие. Иными словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания.

Помимо объекта, выделяется также предмет изучения или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект — то, что содержит социальное противоречие, постольку предмет — это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают данное противоречие. Можно сказать, что это — совокупность обстоятельств, которые представляют полюса социального противоречия.

Рассмотрим для примера, как формулируются проблемы, объект и предмет исследования выбора профессии выпускниками средней школы [286, 287, 119, 214]. Проблема этого исследования, проводившегося под руководством В.Н. Шубкина, — противоречие между равными правами в выборе профессии и фактическим сохраняющимся при социализме неравенством возможностей разных социальных групп в реализации этих прав. Объект исследования — выпускники школ и их родители в момент выбора первой профессии и трудоустройства выпускников. В этом объекте и содержится противоречие. Предмет изучения — соотношение между планами о выборе профессии и их реализацией на практике. К предмету относится также выявление обусловленности жизненных планов социально-профессиональным статусом родительской семьи, своеобразием жизненных обстоятельств в данном регионе, личностными особенностями выпускников.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия. Постановка такого вопроса — источник выдвижения рабочих гипотез.

Итак, формулировка проблемы и отсюда — выделение объекта и предмета исследования — первый шаг в разработке программы.

Читайте также:


infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *