Проблема, объект и предмет в программе социологического исследования

Цель и задачи исследования

Цель: сравнить формальный и неформальный социальный капитал, которым владеют жители.

  • Определить распространенность использования формального социального капитала жителями города;
  • Узнать, привлекают ли и как часто жители города неформальные социальные связи для реализации собственных целей;
  • Определить действенность неформального социального капитала в процессе решения проблем, возникающих среди жителей города;
  • Выяснить доминирование одной из форм социального капитала;
  • Определить, какую роль играют формы социального капитала в жизнедеятельности людей.

Основные функции

Основными функциями программы социологического исследования есть:

  • методологическая, которая даёт определенную точку зрения на исследование. Данная функция позволяет определить проблематику исследования, поставить цели и задачи, установить отношение данного исследования к раннее проводимым исследованиям;
  • методическая – определяет общую процедуру социологического исследования, обоснование основных методов. Даёт возможность разработать общий логический план социологического исследования. Данная функция показывает как использовать методы и способы сбора и анализа первичной информации.

Проблема
— это противоречие между знанием и
назревшей общественной
потребностью, а иногда и просто
столкновение качества
нового знания с количеством знания
старого, что типично
для
научных исследований. Каждая новая
потребность направляет

к новому знанию, ибо в старом знании не
находится
полного ответа на вопрос, как решить
возникающую проблему.

Обычно
выделяют гносеологический и практический
аспект
проблемы. В гносеологическом
смысле
проблема — противоречие между
потребностями людей в каких-то действиях
и незнанием
средств, методов, способов реализации
этих действий. Он побуждает
людей к теоретической деятельности,
дальнейшему развитию знания. При
этом теоретическая деятельность
избыточна
по отношению к конкретной проблеме, она
позволяет понять
не только природу, но и истинный масштаб
изучаемого явления
или процесса.

Практическая,
предметная
сторона проблемы социологического
исследования — некое социальное
противоречие, требующее
его решения.

В
проблеме содержится нечто такое, что
не известно людям,
что требует изучения, определяет
направление мыслительного
процесса. Итак, в пределах одной темы вычленяется
наиболее актуальная для общества
проблема или ряд проблем. Затем в
программе
указываются предполагаемые результаты
исследования независимо
от того, будут ли это результаты,
ориентированные преимущественно
на получение теоретических выводов или
разработку
практических рекомендаций тем или иным
органом. Ведь
в одном исследовании можно ожидать и
то
и другое.

Арактеристика основных компонентов программы социологического исследования (проблема, объект, предмет, цели и задачи, гипотезы и исследования).

Поможем в ✍️ написании учебной работы

Программа социального исследования — изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследований с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез.

Программа социальных исследований обычно включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следующих вопросов: методологическую часть — формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическую часть — определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социальной информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.

Проблемная ситуация — некоторое противоречие между осознанием научно-познавательной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения. Соотстветственно, основная цель исследования определяется как теоретико-прикладная (поиск типового решения проблемы с последующим его приложением к практике) или преимущественно прикладная, т. связанная с практическим регулированием определенных социальных процессов.

Проблема — различается в соответствии с целью исследования. Гносеологического (логико-познавательного) и предметного характера. Гносеологические проблемы — это проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения идеологической и управленческой функций социальных явлений и процессов. Здесь проблемы порождены недостатком знаний. Предметные проблемы — противоречие, вызванное столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, побуждающих их к действиям, дестабилизирующие их жизнедеятельность.

По своему носителю проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и др. групп, социальных институтов, производственных предприятий, государственных учреждений и т.

По масштабам распространения — общенациональный или региональный характер.

По времени действия — краткосрочная (например, неудовлетворенность формой обучения), среднесрочной (проблема адаптации работников к новой форме труда), долгосрочная (отклоняющееся поведение части населения)

По глубине противоречия — одноплановые (затрагивающие одну сторону социального явления или процесса, например, выборы того или иного депутата) системные (отражающие дисбаланс всей системы, например, рост преступности) и порожденные противоречиями функционального характера, т. нарушением ранее сложившихся причинно-следственных связей социального явления (например, ломка идеологических представлений населения, перестройка).

Объект — в широком смысле, носитель той или иной социальной проблемы. Определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя.

Предмет — свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т. данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. Концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. В одном и том же объекте может быть выделено несколько предметов исследования.

Гипотезы исследования — набор приемов, методов, применяемых исследователем, общая направленность исследования задаются до его начала сформулированными гипотезами. Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.

Выдвижение гипотез предопределяет логику всего процеса исследования. Социальное исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы

Цели — чаще всего практическая, так как призваны дать прежде всего информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить их эффективность.

Задачи — формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и заключают в себе поиск ответа на вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы.

Профессиональный кодекс социолога

infopedia. su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Проблемная ситуация

В условиях современности все чаще и чаще сферы жизни человека подвергаются изменениям. При этом «остатки» Советского Союза все еще существуют в современном российском обществе. Сегодня социальные связи, которые были укоренены в советской системе, трансформируются под влиянием различных факторов и приобретают другие формы и значений.

Было бы целесообразным исследовать тенденции использования социальных связей населением страны и определить, что именно доминирует сегодня — как и в прошлом явление «блата» (которое сегодня представлено рентой и рентоориентованою поведением), или все же, учитывая то, что страна стоит на пути развития демократии и гражданского общества, преимущество «формальных» путей решения проблем. Именно это мы и попытаемся исследовать.

Объект и предмет исследования

Объект (по критерию носителя проблемы): население города в возрасте от 18 до 60 лет.

Объект (по критерию общей проблемы): социальный капитал (формальный и неформальный) как социокультурный феномен.

Предмет исследования: сравнительный анализ форм социального капитала среди жителей города.

Теоретическая интерпретация

  • Капитал — (capital) это основной элемент общественного богатства, который ограничивается конкретными материальными формами: деньгами и средствами производства.
  • Социальный капитал — (social capital) согласованное взаимодействие индивидов с целью реализации собственных целей, которое базируется на основе доверия, норм и ценностей, характерных определенному обществу. Характеризуется качеством социальных связей и обладает способностью к саморазвитию, при этом требует инвестирования со стороны индивидов для его постоянного накопления.
  • Доверие — (trust) вера в надежность человека или системы. Оценивается степень доверия, сложившаяся в детстве к людям и учреждениям, которая часто рассматривается как необходимое условие существования хороших долгосрочных социальных отношений.
  • Нормы — (norms) правила, которые формально или неформально приняты в группе или обществе.
  • Ценности — (values):
    Этические идеалы и убеждения. Основные убеждения и цели индивида или общества. В структурном функционализме Т. Парсонса интеориоризовани «общие ценности» играют большую роль в социальной интеграции любого общества.
  • Этические идеалы и убеждения.
  • Основные убеждения и цели индивида или общества. В структурном функционализме Т. Парсонса интеориоризовани «общие ценности» играют большую роль в социальной интеграции любого общества.
  • Социальные сети — (social network) это совокупность актеров, связей между ними, предметов их взаимодействия (материальных и нематериальных) и устойчивые модели этих взаимодействий.
  • Неформальные социальные связи — (informal кelations) отношения, которые существуют в группах и организациях на основе личностных привязанностей; способы действия, отличные от формально определенных путей или процедур.
  • Формальные социальные связи — (formal relations) отношения в группах и организациях, установленные в соответствии с нормами и правилами «официальной» системы власти.

Рабочие гипотезы исследования

Гипотеза — основание: можем предположить, что уровень распространения формального социального капитала значительно больше, чем неформального социального капитала.

Гипотезы — следствие:

  • большая часть респондентов является активным участниками общественных организаций;
  • уровень общественного доверия у респондентов достаточно высок;
  • использование неформальных связей не является распространенным явлением среди жителей города, и все проблемы собственного характера они решают, используя «формальные каналы»;

Методическая часть

Методическая часть подразумевает описание методов и техник получения информации.

Планируется провести качественный метод сбора информации, а именно — глубинное интерью. Респондентами будут выступать люди в возрасте от 18 до 60 лет. С помощью такого метода будут проанализированы мнения респондентов относительно доминирования одной из форм социального капитала среди жителей города. Анализ информации будет осуществляться в соответствии с такого плана:

  • интервью с респондентами,
  • транскрипт интервью,
  • описание,
  • сравнительный анализ текстов, полученных из расшифровки интервью,
  • выделение доминирующих форм социального капитала.

Глубинное интервью

Глубинное интервью с респондентами представляет только часть необходимой информации для раскрытия выбранной проблематики. Для более достоверных результате следовало бы опросить большее количество респондентов, но эта задача выполняется при более детальном изучении выбранной темы в процессе дальнейшего обучения.

Сущность программы социологического исследования

Программа социологического исследования – это один из главных научных документов социолога. Данный документ отражает логическую цепочку перехода от теоретических знаний к эмпирическим.

Суть программы социологического исследования заключается в двух взаимосвязанных методологических функциях:

  • первую из них программа выполняет на начальном этапе подготовки анкеты, другими словами — это обоснование инструментария исследования;
  • вторую – на этапе анализа полученных данных. Обоснование логики анализа и интерпретация полученных в результате сбора первичной информации по разработанному инструментарию данных.

Структура программы

Программа социологического исследования включает в себя:

  • методологическую,
  • процедурную (методическую) части.

Методологическая часть включает:

  • описание проблемной ситуации,
  • формулировку проблемы исследования.

На данном этапе нужно чётко уметь сформулировать проблемную ситуацию, которую вы хотите исследовать.

Основные требования к формулировке проблемной ситуации:

  • при формулировании проблемной ситуации, следует представлять её структуру;
  • необходимо понимать, что есть проблематичным и непроблематичным;
  • не стоит браться за решение нескольких проблем в одном исследовании;
  • недопустимо брать за проблему противоречия, которые касаются одиночных или отдельных лиц и явлений;
  • если проблему нельзя решить, тогда она не является научной;
  • проблема должна быть актуальной на данный момент.

Определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это носитель проблемной ситуации или конкретная область социальной реальности, которая имеет те или иные противоречия.

Предмет исследования – это то, что мы будем изучать, главный вопрос проблемы.

Формулирование цели и задач исследования. Цель социологического исследования – это то, что вы ожидаете получить в конечном итоге. Задание исследования – система конкретных требований, которые выдвигаются к анализу и решению сформулированной проблемы. По отношению к цели, задание является способом её реализации.

Уточнение и интерпретация главных определений. Интерпретация понятий является процедурой толкования, уточнения понятий, которые составляют основу исследования. Сущность интерпретации данных состоит в структурировании главных понятий, всестороннему толкованию их смысла.

Предварительный системный анализ объекта. Данный этап социологического исследования позволяет более четко сформулировать дальнейшие шаги. Системный анализ проясняет предмет исследования и основные понятия с их интерпретацией.

Формулировка рабочих гипотез. В ходе исследования гипотеза (их может быть несколько) уточняется, дополняется, опровергается или подтверждается.

Процедурная (методическая) часть включает:

  • Стратегический план исследования. В зависимости от ваших знаний об объекте, на данном этапе разрабатывается поисковой, описательный или экспериментальный планы исследования. Поисковой план имеет 3 этапа: это изучения документов (изучение литературы о проблеме котоорая исследуется), проведение интервью с экспертами, наблюдение за носителями проблемной ситуации. Аналитический план исследования применяют тогда, когда знания о проблеме дают возможность определить объект исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель данного плана заключается в том, чтоб проверить эту гипотезу и получить точные характеристики. Эксперементальный план используется тогда, когда знания про объект дают возможность сформулировать объяснительную гипотезу.
  • Обоснование системы выборки наблюдения. Специалист, проводящий социологическое исследование, использует тот или иной способ, который позволит ему выявить свойства объекта исследования;
  • Описание методов сбора и анализа информации. Характеристика основных методов сбора и анализа информации. Выбор метода сбора социологической ифнормации зависит от задач, которые были поставлены вначале программы социологического исследования.

Понятие проблемы социологического исследования

Разработка любой программы социологического исследования начинается с формулировки и постановки проблемы. Термин «проблема» в переводе с греческого означает задача.

Проблема социологического исследования – это определенная преграда, научный или практический вопрос, который требует детального изучения или решения.

Проблема может иметь две стороны:

  • гносеологическую (познавательную);
  • предметную.

Познавательная сторона проблемы – это противоречия между знаниями и действительностью, или противоречия. В процессе создания программы формулировка проблемы может корректироваться.

Не следует путать понятия «проблема социологического исследования» и «проблемную ситуацию». Для решения проблемы социологического исследования, она должна быть теоретически обоснованной с научной точки зрения. Решить проблему – это получить новые знания, которые сумеют объяснить те, или иные явления. Проблемная ситуация отображается в проблеме социологического исследования.

Подходы к классификации проблем

Проблемы социологического исследования делятся на следующие виды:

  • По носителям — противоречия, которые касаются:
    групп: (национально-профессиональных, возрастных и т.д.)социальных институтов;определенных предприятий
  • групп: (национально-профессиональных, возрастных и т.д.)
  • социальных институтов;
  • определенных предприятий
  • По масштабам распространения:
    локальные (местные),регионального характера,проблемы национального масштаба, глобальные (мировые).
  • локальные (местные),
  • регионального характера,
  • проблемы национального масштаба,
  • глобальные (мировые).
  • По глубине противоречий:
    которые легко ликвидировать,системные
  • которые легко ликвидировать,
  • системные

Степень сложности проблемы и требования к её формулировке

Степень сложности проблемы зависит от относительной сложности объекта исследования, знаний о нём и от состояния научного и практического знания в определённой области. Поэтому выбор и формулировка проблемы ведёт за собой выбор конкретного объекта исследования.

Объект социологического исследования – это носитель проблемы или конкретная область социальной реальности, которая имеет те, или иные противоречия.

В теоретико-прикладном исследовании стоит говорить про теоретический объект (конкретная область проблемы). В прикладном исследовании часто идёт речь об эмпирическом объекте.

Проблема социологического исследования формируется социологом вначале исследования в форме конкретных вопросов, на решение которых направлено само социологическое исследование. Проблема уточняется через выделение объекта и предмета исследования, постановки целей и задач исследования, предположений в виде гипотез.

Выделяют следующие требования к формулировке проблемы социологического исследования:

  • отчётливо понимать структуру проблемы и уметь отличать существенное и не существенное;
  • важным элементом при изучении проблемы является расчленение её на элементы, первоочередные задачи и цели, которые нужно будет исследовать;
  • в качестве проблемы не должны выступать одиночные явления и проблемы, которые невозможно решить.

Рассмотрим для примера, как формируется проблема. Допустим, есть исследование на тему: «Сравнительная характеристика использования ресурсов Интернета представителями разных возрастных групп».

Проблема данного исследования – низкий уровень компьютеризации населения города Н, а также незначительный процент населения, который имеет повседневный доступ к ресурсам сети. Объект исследования – это использование ресурсов Интернет. Предмет исследования – цель и частота использования ресурсов сети разными возрастными группами населения.

Не следует забывать, что предмет исследования включает в себя стороны и свойства объекта, которые выражают проблему. Поэтому правильная и ясная формулировка проблемы, предмета и объекта – это первый шаг к разработке программы социологического исследования.

План и программа исследования в социологии

Для проведения социологического исследования необходима его тщательная подготовка. На этапе работы по подготовке создаются план и программа социологического исследования.

Программа исследования в социологии является изложением методологических и теоретических предпосылок общего концепта, согласно основным целями выполняемой работы, а также гипотез исследования при указании правил процедуры, а также логичной последовательности операций для проведения проверки гипотез.

В программе формируются проблемы исследования, определяются его цели и предмет, реализуется отбор переменных, интерпретируются базовые понятия. От научного уровня выработки программы во множестве зависит эффективность исследования в социологии, значение его практических и теоретических результатов

Программа в социологическом исследовании исполняет набор функций:

  • методологическая: она дает возможность определять научную проблему, задачи, цели и принципы исследования;
  • методическая: вырабатывает логический план исследования;
  • организационная: обеспечивает выработку четкой системы по разделению труда, что облегчит контроль над последовательностью проведения базовых исследовательских этапов.

Программа исследования в социологии включает два раздела:

  • Методологический;
  • Методико-процедурный.

Первый, методологический, отдел программы вкючает:

  • Формулирование проблематики, определение целей и постановка задач исследования.
  • Определение предмета и объекта исследования.
  • Интерпретация базовых понятий.
  • Предварительный анализ системы объекта исследования.
  • Формулировка рабочей гипотезы.

Второй, методический раздел программы содержит:

  • Стратегический (принципиальный) план исследования.
  • Определение исследуемой совокупности.
  • Наброски основных процедур анализа и сбора первичных сведений.

Программа должна дополняться рабочим планом, в котором рассматриваются рабочие этапы, сроки ведения исследования, ведется оценка ресурсов и т.

Выработка программы социологического исследования должна начинаться с формулирования проблемной ситуации в форме некоторого противоречия меж осознанием познавательной и научной или практической потребности, а также незнанием способов по ее удовлетворению. Соответственно основная цель исследования определена как теоретико-прикладная (поиск типовых решений проблемы со следующим его приложением к практике) либо прикладная (имеющая связь с практическим урегулированием определенных процессов социума).

Согласно цели исследования формируются более частные задачи. Задача социологического исследования состоит в совокупности определенных целевых установок, которые направлены на анализ и разрешение проблемы. В исследованиях, которые ориентированы на разрешение научных теоретических проблем, основными являются теоретические задачи, а практические задачи выступают в форме неосновных; в прикладном исследовании, наоборот, практические задачи будут являться основные. Основные задачи исследования должны отвечать его цели, дополнительные устанавливаются для подготовки будущего исследования, для разрешения некоторых методических задач и т.

Предмет и объект исследования

Формулируя проблему, определяя задачи и цели исследования, необходимо уточнить предмет и объект исследования. В исследовании прикладного и теоретического характера изначально уточняется его предмет, а потом — реальные объекты, изучение которых дает возможность находить типовое решение проблемы; а в прикладном исследовании уточнен предмет анализа ранее определенного объекта исследования.

Объект социологического исследования представляет собой процесс или явление, носителя социальной проблемы (сферу социальной действительности, людскую деятельность, людей).

Требования к объекту:

  • четкие обозначения явлений по следующим параметрам — отраслевая (профессиональная) принадлежность, ограниченность пространством, функциональная направленность;
  • ограниченность временем:
  • возможность его количественного измерения.

Предмет социологического исследования является сторонами и свойствами объекта, которые в более полном формате отражают исследуемую проблему, подлежат изучению. Верный выбор предмета социологического исследования определен четкой постановкой проблемы, формулировкой задач и цели исследования, анализом системы объекта.

Значимое место в программе социологического исследования занимает рассмотрение основных понятий, в которых описана социальная проблема. Поиск эмпирических значений понятий именуют его эмпирической интерпретацией, а определение такого понятия посредством указания правил по фиксированию соответственных эмпирических признаков — операциональным определением.

Эмпирически интерпретировать понятие означает подобрать такой показатель (индикатор), который отразил бы какую-то неотъемлемую часть содержания такого понятия, и который можно было бы измерять.

Процедура операционализации должна продолжать и детализировать интерпретацию основного понятия. Подобная детализация заключена в разделении на члены выделенных ранее составляющих основного понятия на их элемент. Получаемые притом еще более простые понятия именуются операциональными понятиями.

Процесс логического анализа главного понятия в социологическом исследовании включает два этапа:

  • определение основных сторон предмета исследования посредством интерпретации такого понятия, которое более полно отражает его сущность:
  • выявление совокупностей операциональных понятий, на которые разделяется основное понятие.

На одном уровне с интерпретацией главных понятий реализуется системный предварительный анализ объекта, то есть систематизация существующих сведений в этой предметной области и применимо к этому объекту. Целью предварительного системного анализа является строение гипотетической модели (модели концепта) объекта как системы, обнаружение его связей и элементов, что дает возможность далее формулировать частные и общие гипотезы исследования.

Сущность и структура процесса социологического исследования

Социология труда является частью науки «социология» и изучает структуру и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда.

Социологическое исследование – это анализ социальных явлений и процессов при помощи специальных методов, который позволяет систематизировать процессы, отношения, взаимосвязи, зависимости и делать обоснованные выводы и рекомендации. Конкретное социологическое исследование (КСИ) – это система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и социальных проблем. В условиях рыночной системы хозяйствования требуют исследования многие проблемы в сфере труда: условия и содержания труда; перспективы развития организации в условиях разнообразия форм собственности, проблемы ее выживания; материальное положение работников и их социальная защита; трудовое поведение, факторы и условия, на него влияющие; проблемы, связанные с удовлетворенностью трудом, его мотивацией, отношением к труду и трудовой адаптацией; трудовой конфликт – причины и пути разрешения.

Структура процесса социологического исследования приведена на рис.

Рис. Структура процесса социологического исследования

В структурном отношении исследовательский процесс состоит из трех качественно различных, но тесно взаимосвязанных определенной последовательностью процедур: концептуализация, познавательная процедура и процедура объективации. Сущность концептуализации – переход от социального заказа к исследованию объекта, разработка концептуальной схемы исследования. Познавательная процедура – это путь от постановки задач исследования до получения в соответствии с ними некоторых познавательных результатов. Процедура объективации первичных социологических данных – это перевод новых, первичных данных об объекте в научно-теоретический и научно-практический результат.

Цель, задачи, предмет и объект социологического исследования

Основная цель проводимых исследований – повышение эффективности трудовой деятельности при обеспечении развития работников, удовлетворении их потребностей, формировании позитивных внутриколлективных отношений.

Задачи, решаемые в ходе социологических исследований, сложны и многообразны и во многом определяются спецификой, содержанием и условиями деятельности коллектива. Наиболее общие актуальные задачи для современной России:

1) совершенствование системы управления организацией, повышение обоснованности принятия управленческих решений – изучение социальных процессов, влияющих на эффективность управления;

2) повышение уровня стабильности трудового коллектива, внутриколлективной сплоченности, проблем лидерства, изучение факторов избыточной текучести кадров;

3) развитие системы адаптации новых работников на предприятии с учетом факторов, определяющих сроки и успешность адаптации. Совершенствование системы подбора и расстановки кадров;

4) повышение трудовой активности работников на основе анализа процессов формирования трудовой мотивации, оценки разрабатываемых новых систем стимулирования;

5) изучение содержания, условий труда и разработка мер по их совершенствованию. Разработка рекомендаций по планированию трудовой карьеры, выявление факторов, способствующих повышению удовлетворенности трудом;

6) повышение качества трудовой жизни. Разработка социальных программ, программ социальной поддержки работников.

Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания: объектом могут быть любое социальное явление или общественные отношения, содержащие в себе социальные противоречия. Совокупность людей, с которой связана социальная проблема, является объектом социологического исследования. Обследуемых лиц называют респондентами.

Предмет исследования – это наиболее значимые свойства, стороны и особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Содержание организации конкретного социологического исследования

Организация конкретного социологического исследования подразумевает ряд этапов: составление программы исследования; определение объекта и единиц наблюдения, т. процесс выборки; разработка средств сбора материала – методик исследования; сбор материала; анализ материала и его обобщение.

Программа социологического исследования – это документ, в котором определяются методология и методы исследования, проблема, требующая решения, цель и задачи исследования, его объект и предмет, выдвигаются исходные гипотезы, составляется организационно-технический план работ. При постановке проблемы необходимо выявить проблемную ситуацию.

В соответствии с проблемой определяется цель исследования – модель ожидаемого решения проблемы: программа действий по совершенствованию изучаемого объекта; разработка новой методики исследований; практические рекомендации по отдельным управленческим решениям.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования должен быть решен ряд задач (средства достижения цели). Например, «изучить причины часто возникающих конфликтных ситуаций», «проанализировать причины увеличения невыходов на работу по состоянию здоровья».

Не менее важным является определение объекта исследования – носителя проблемной ситуации (социальная группа, совокупность людей). В рамках объекта выделяют единицы исследования – элементы, относительно которых ведется сбор информации. Такая группировка называется еще типологизацией объекта исследования. Она может проводиться по количественным (возраст, стаж) и качественным (пол, профессия и пр. ) признакам.

Предмет исследования – это те стороны объекта, его функционирования, которые нужно изучить, чтобы решить поставленные задачи, выполнить намеченную цель. Объектом исследования может быть коллектив (группа) работников, а предметом исследования могут быть взаимоотношения в коллективе, ухудшение производственных показателей и др.

Ответственный момент – выдвижение гипотез, т. научных предположений, задающих направление всему исследованию. Гипотеза – главный методологический инструмент социологического исследования, представляющий собой обоснованные предложения о характере связи между изучаемыми социальными явлениями и процессами.

Существует несколько видов социологических гипотез.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы разделяют на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы – это предположения о существующих свойствах объектов (классификационные), характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные), степени тесноты связей взаимодействия (функциональные). Объяснительные гипотезы – это предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Прогнозные гипотезы – это предположения, раскрывающие тенденции и закономерности развития данного объекта.

По степени разработанности и обоснованности гипотезы разделяются на первичные и вторичные. Вторичные гипотезы выдвигаются при условии опровержения первичных.

Роль и содержание программы социологического исследования

Программа социологического исследования – это теоретико-методологическая основа исследовательских процедур; документ, содержащий два раздела: методологический и методический (процедурный).

Методологический раздел программы включает следующие элементы: обоснование проблемы; формулировка цели и задач исследования; определение объекта и предмета исследования; логический анализ основных понятий; предварительный системный анализ объекта исследования; выдвижение рабочих гипотез.

Методический (процедурный) раздел программы содержит: принципиальный (стратегический) план исследования; набросок основных процедур сбора и анализа первичной социологической информации

Исходным пунктом любого исследования является проблемная ситуация как специфическое состояние объекта социологического исследования, характеризующегося противоречием между потребностями его развития и его современным состоянием.

Непосредственным поводом для проведения социологического исследования является реально возникшее противоречие между подсистемами социальной системы, например между уровнем подготовки выпускников вузов и потребностями страны в высококвалифицированных специалистах.

На этапе определения объекта и предмета исследования обязательной процедурой является предварительный системный анализ объекта. Его цель – построить гипотетическую модель объекта как системы, раскрыв весь комплекс его элементов и связей. Гипотетическую модель называют концептуальной моделью. Социальный объект рассматривается как часть целого и как целое, состоящее из частей. При этом выделяют его элементы, внешние и внутренние связи, его структуру и выдвигают предположение о механизмах его функционирования и развития.

Важнейший элемент методического раздела программы – принципиальный (стратегический) план исследования. Его выбор зависит от объема информации об объекте исследования. Различают три варианта стратегического плана: разведывательный, аналитический и экспериментальный.

Разведывательный план применяется в том случае, когда имеющейся информации недостаточно для выдвижения гипотез; его цель – уточнение (постановка) проблемы, формулировка гипотез, что требует изучения документов, проведения интервью, наблюдений.

Аналитический план предполагает наличие информации, достаточный для формулировки описательной гипотезы; его цель – проверка выдвинутой гипотезы. Аналитический план предусматривает проведение выборочного или монографического исследования, анкетирования, использования статистических методов.

Экспериментальный план применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу; его цель – установление причинно-следственных связей в объекте. Для проверки гипотезы проводится эксперимент. В социологическом исследовании чаще применяется сочетание всех трех видов плана на разных этапах исследования.

Основные процедуры сбора и анализа первичной социологической информации: анкеты массовых опросов; карточки идентифицированного учета; бланки самофотографии рабочего времени; схемы наблюдения; схемы анализа данных; планы интервью; инструкции по изучению документов и других текстов, подвергаемых контекстуальному анализу; расчет материальных и финансовых затрат; расчет времени, требуемого для разных видов работ.

Завершается программа выбором методов сбора, обработки и анализа социологической информации.

Отражение объекта и предмета в программе социологического исследования

В
зависимости от целей, темы и проблемы
исследования определяется
объект изучения. В этом качестве выступает
группа или
общность людей, социальный институт,
социальное явление,
любая область социальной действительности. Объект
социологического
исследования —
то,
на что направлен процесс познания
или социологического воздействия. В рамках одного объекта может возникнуть
несколько
проблем, и следовательно, несколько
предметов исследования.

Выделение
объекта исследования — необходимая
процедура в
ходе
разработки программы, так как от этого
зависит выбор методов исследования и
многое другое. Например, анкета
для инвалидов будет отличаться от
анкеты безработных, поскольку в их
положении есть не только общее, но и
особенное.

Уточнению
направлений исследования способствует
выделение предмета
исследования,
т. законов, определяющих структуру
и деятельность социальных объектов,
принципов их взаимосвязей
и тенденций развития. Предмет содержит
в себе наиболее
существенный для исследователя вопрос,
который в прин­ципе позволяет обнаружить
новую тенденцию или даже закономерность
изучаемого противоречия.

Этап выделения единиц социологического наблюдения

Чаще
всего в ходе социологических исследований
в качестве
единицы наблюдения выступают индивиды. В зависимости от того, что выбрано
единицей наблюдения, определяется
тип выборки и способ отбора таких единиц. Если единицу
взята семья, то целесообразна серийная
выборка. Отдельные
лица отбираются с помощью, например,
случайной выборки
и т.

Единица
наблюдения
— тот элемент совокупности, относительно
которого ведется сбор социальной
информации. В программе
также указывается единица
анализа. Единица
наблюдения
и единица анализа могут совпадать, а
могут и различаться.

Исследователь
должен быть
вооружен знаниями в данной области
науки. Речь, прежде всего о социологии
как науке, об обществе, о таких прикладных
знания, как социология быта, социология
социальной теория
управления, социальная психология и
др. Все это находит
отражение в методологической части
программы. В ней содержится
предварительный анализ предмета изучения
на
основе чего осуществляется теоретическое
уточнение понятий. Это делается для того, чтобы социальный
заказчик, ознакомившись
с программой, видел, из чего исходят
авторы в своем
исследовании. С другой стороны, каждый
добытый социальный
факт можно истолковывать и делать из
него выводы только
в рамках определенной концепции. Из
теоретической части
как раз и видно, в рамках какой концепции
будут интерпретироваться
полученные факты. Поэтому некоторая
часть программы
обычно посвящается теории изучаемого
вопроса.

Программа социологического исследования и ее составные части.

Программа социологического исследования — один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования — это, по существу, есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, и представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Формулировка проблемы, определение цели и постановка задачи

Инторпритация основных понятий

Статегический план исследования

Определение основных процедур сбора и анализа данных

Виды социологического исследования

Социологическое исследование — система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование(поисковое, зандажное) — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики — от 20 до 100 человек Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка

Описательное исследование(дискриптивное) — более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа — большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

Самый серьезный вид социологического анализа — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитическое исследование, как правило, завершает разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

Формирование социального заказа на проведение социологического исследования

На подготовительном этапе уточняется тема исследования, разрабатывается теоретическая концепция, готовятся программа исследования, методические документы, определяется инструментарий, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы материально-технического обеспечения.

Сбор первичной социологической информации

Работа в практической зоне социолога, работа на улице, на работе, в классах, домах. Информация собирается путем опроса, анкетирования, наблюдения, анализа, эксперимента и т. Полевым этот этап называется потому, что он проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных, т. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа.

Подготовка информации к обработке. Сама обработка

З этап -связан с изучением собранного материала, его сверкой с расчетными параметрами. Составляется программа обработки информации на ЭВМ— обобщение и свертка первичной информации, ее превращение в удобную для последующего анализа.

Анализ обработанной информации, подготовка отчета, формулировка выводов.

Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерности, противоречия, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследования. Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическую справку, содержащую выводы и рекомендации. В качестве итоговых документов выступают справка, информационная записка, аналитическая записка, отчет о научно-исследовательской работе.

Выборка в социологическом исследовании

При проведении исследования необходимо установить контингент опрашиваемых в соответствии с его целями и задачами. Большинство социологических исследований носят не сплошной, а выборочный характер, потому что сплошной охват изучаемой совокупности требует недопустимо высоких материальных и временных затрат. В соответствии с четкими правилами отбирается определенное количество людей, которые по своим социально-демографическим характеристикам соответствуют структуре изучаемого объекта. Такая операция в социологии называетсявыборкой.

Генеральная совокупность- совокупность всех возможных соц. объектов, которые подлежат изучению в пределах программы исследования.

Выборочная совокупность- часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности.

Репрезентативность- свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.

Чем больше величина выборки, тем меньше вероятность ошибки. Выборка считается репрезентативной, если количество респондентов включенных в выборочную совокупность составляет 10% от генеральной совокупности.

Механическая( каждый 3,5,10)

Серийная: генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой отбираются пропорциональные части, например по 20%

Гнездовая: в качестве отбора выступают группы, последующим сплошным использованием их. Если состав групп схож.

Метод основного массива( 60-70% генеральной совокупности)

Квотный метод: при большой генеральной совокупности и требует для отбора респондентом не менее 4 признаков

Виды ошибок: 1. Случайные ошибки 2. Погрешности вычислений 3. Систематические ошибки

Измерение в социологии

Измерение — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном. Получается числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Такую тонкую материю, как отношение, например, к выполняемой работе, социолог выражает с помощью цифровых показателей. В принципе, можно измерить практически любые свойства социальных объектов, качественные и количественные. Количественные (возраст — число исполнившихся лет, заработок — денежные единицы,) Качественные характеристики (социальная принадлежность, мнение людей, отношение к работе, оценка качества жизни.

Нахождение эталона измерения, как правило, осуществляется в три этапа, стадии:

  • Качественная классификация объекта исследования.
  • Поиск эмпирических индикаторов или внешних признаков тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континуум. Индикатор — внешне хорошо различимый показатель изменяемости признака.
  • Проверка работы индикатора применительно ко всей изучаемой выборке, совокупности.

В результате всех указанных процедур устанавливается эталон или шкала измерения.

Программа социологического исследования – это систематизированное изложение теоретико-методических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта, соответствующее основным целям и задачам проводимой работы, методическим и процедурным основам ее выполнения, выдвигаемым гипотезам и логически последовательным операциям для их проверки.

Программа социологического исследования в значительной мере влияет на его успех. Помимо этого, она выполняет три основные функции:

  • теоретико-методологическую – определяет требующую своего разрешения научную проблему и выделяет основные пути ее решения;
  • методическую – определяет способ сбора эмпирического материала, описывает и интерпретирует результаты;
  • организационную – осуществляет планирование деятельности исследовательского коллектива и определение видов предлагаемых результатов по каждому этапу.

Программа социологического исследования выстраивается на основании целей исследования, но всегда связана и с ее функциональными задачами, чем и определяется выделение двух ее частей: методологической и методической.

Методология в данном случае выступает в качестве системы основных принципов проведения любого научного исследования, а также инструментом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета. Методология включает следующие компоненты:

  • формулировку и обоснование проблемы;
  • определение целей и задач исследования;
  • выявление объекта и предмета исследования;
  • логический анализ основных понятий;
  • формулирование гипотез.

Методологическая часть обязательно начинается четким определением изучаемой проблемы, что представляет исходный шаг в конструировании программы.

Проблема в социологическом исследовании выступает как противоречие между знанием о потребностях людей в каких-то результативных теоретических или практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих необходимых действий.

Еще один важный компонент методологической части программы социологического исследования – его цель и задачи.

Цель исследования – это ожидаемый результат, на достижение которого направляется вся исследовательская социологическая деятельность в рамках рассматриваемого исследовательского проекта.

Цель исследования помогает в выявлении путей и средств решения поставленной проблемы.

Четкая формулировка цели исследования помогает в формулировании его задач.

Задачи исследования – это ряд изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования.

Четко определенные программные цели и задачи, по мнению Ядова В. – ведущего отечественного социолога, дисциплинируют работу социологов, повышая ее эффективность.

Задачи исследования могут быть основными – ориентируются на выявление сущности проблемы, и дополнительными, затрагивающими отдельные аспекты проблемы. Задачи исследования формулируют в системном виде в соответствии с правилами логики, а дополнительные задачи при этом выступают как конкретизация и детализация основных.

Количество задач зависит от проблемы, степени ее разработанности, целей исследования, а также возможностей самих исследователей. Определение задач зависит от типа и вида исследования – теоретическое оно или прикладное, аналитическое или описательное.

Методология социологического исследования

Методологическая часть социологического исследования содержит информацию об объекте и предмете.

Объект социологического исследования – это наиболее значимые его свойства, стороны и особенности, подлежащие непосредственному изучению. Стороны или особенности объекта, не помогающие разрешению поставленной проблемы, остаются вне поля зрения исследователя.

Понимание объекта и предмета социологического исследования может быть более конкретизированным. Например, В. Ядов определяет объект социологического исследования, как то, что заключает в себе социальную проблему, а предмет – это те свойства объекта, которые наиболее объемно отображают несходство интересов социальных субъектов, личности, организации, образуя своеобразные полюса социального противоречия или конфликта.

Последний пункт в структуре социологического исследования – гипотеза.

Гипотеза в социологическом исследовании – это предварительный проект решения поставленной проблемы, истинность которого должна быть проверена.

Выделяют следующую классификацию гипотез:

  • в соответствии с задачами социологического исследования: основные и второстепенные;
  • в соответствии со степенью общности: гипотезы-основания и гипотезы-следствия;
  • в соответствии с последовательностью выдвижения: первичные и вторичные;
  • в соответствии с содержанием: описательные (структурные и функциональные), объяснительные (предположение о роли отдельных факторов) и прогнозные.

Цель выдвижения гипотез – обеспечение ориентации исследовательского поиска на желаемый результат. Без гипотезы исследования, оно будет слепым и хаотичным. Все исследования должны быть проверкой заранее выдвинутых гипотез.

Выделяют следующие требования к гипотезе:

  • гипотеза должна быть теоретически надежной, то есть не должна противоречить устоявшимся положениям;
  • гипотеза должна соотноситься с проблемой и целью исследования;
  • гипотеза должна состоять из понятий, получивших дополнительную интерпретацию;
  • гипотезу должно быть можно подвергнуть эмпирической проверке.

Необходимо помнить, что в результате проведенного социологического исследования, гипотеза может быть и подтверждена, и опровергнута.

Логический анализ понятий и выдвижение гипотез завершает первую, методологическую часть программы социологического исследования, открывая следующую ее часть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *