Сейчас в разработке находятся несколько проектов по улучшению российской системы образования. Так, в федеральную программу образования, которую обещают внедрить до 2025 года, входят два обсуждаемых проекта — «Образование» и «Стратегия-2025».
Цели национального проекта РФ «Образование»
- Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
- Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Такая система подготовки специалистов была введена еще в СССР: стране нужны были кадры в разных областях экономики – инженеры, врачи, учителя, агрономы. Абитуриенты из разных регионов, национальных республик, предприятий зачислялись в вуз вне конкурса в рамках предоставленных заказчику квот и были обязаны отработать по договору в организациях, которые его направили на учебу.
Таким образом, договор о целевом обучении накладывал обязательства на обе стороны: заказчик должен был обеспечить трудоустройство выпускника, а также меры социальной поддержки в процессе обучения, а тот в свою очередь – отработать положенный срок по специальности.
В 1990-е годы традиция целевого приема была продолжена, но очень скоро в этой сфере стали накапливаться серьезные проблемы.
Так, по оценкам экспертов, половина студентов, принятых по соответствующей форме, не заканчивали вуз. Более половины договоров на целевое обучение формально вообще не содержали обязательств трудоустройства, более чем в 40% документов отсутствовали меры социальной поддержки студентов. По данным департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки, студенты-целевики в 50% случаев не попадали на те предприятия, от которых проходили обучение. Не случайно в прошлом году Минобрнауки инициировал изменения в ст. Закона «Об образовании в РФ», которая касалась особенностей приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования.
С 1 января 2019 года эти изменения вступили в силу, а постановлением правительства от 21. 2019 г. № 302 установлены новые правила целевого обучения.
Например, расширено количество заказчиков целевого обучения, в числе которых не только крупные госпредприятия, но и частные организации, включая индивидуальных предпринимателей.
Вузы будут принимать целевых студентов по отдельному конкурсу в рамках квоты и на перечень специальностей, утвержденных правительством.
Сторонами договора могут быть не только заказчик (будущий работодатель) и студент, но и образовательная организация, в которой он собирается пройти целевое обучение.
Принципиальное отличие нового Положения от ранее действовавшего – усиление ответственности гражданина или заказчика за несоблюдение условий договора. Если заказчик не трудоустроил гражданина, он выплатит штраф образовательной организации, в которой тот обучался. Также и гражданин может быть оштрафован, если не отработает положенный по закону трехлетний срок в организации, пославшей его на учебу.
Впрочем, в постановлении правительства прописаны условия расторжения договора, освобождающие от ответственности выпускника, отучившегося по целевой форме (например, уход за больными родственниками), или приостанавливающие действие договора (в случае медицинских противопоказаний, выявленных у гражданина, его временной нетрудоспособности или беременности и родов). В свою очередь освобождается от исполнения обязательств организация-заказчик в случае ее ликвидации или прекращения экономической деятельности. Также договор утрачивает свою силу, если образовательная организация, в которой обучается «целевой студент», лишается лицензии или аккредитации.
Интересно, что на пресс-конференциях, посвященных итогам приемной кампании, представители вузов говорили о том, что квоты на целевое обучение в этом году оказались заполненными только частично. Свободные места были выставлены на общий конкурс в рамках бюджетного приема.
По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, университету было выделено в этом году 405 целевых квот для бакалавров, а пришел только 91 человек. «Эти места, конечно, не пропали, их заняли ребята, поступающие на общих основаниях», – отметил Виктор Антонович.
«Мы ждали, честно говоря, около 1000 заявлений на целевое обучение, но их оказалось гораздо меньше – около 200, и зачислили из них 128 человек, средний балл составил 75,57 (при среднем балле на обычные бюджетные места в этом вузе свыше 90 баллов. – О. )», – сказала ответственный секретарь приемной комиссии, проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета при правительстве РФ Светлана Брюховецкая на пресс-конференции, состоявшейся 16 августа в ИЦ «Известия».
То же самое подтвердил и проректор по учебно-методической работе РЭУ им. Плеханова Петр Карасев. Причину этого он видит в том, что «сложно соблюсти все юридические тонкости» при приеме на целевое обучение.
Прокомментировать ситуацию с целевым обучением по новым правилам мы попросили главного сотрудника Института образования НИУ ВШЭ Ирину Абанкину.
– Почему, по Вашему мнению, потребовались законодательные изменения в части целевого обучения?
– Проблема с целевым набором назревала уже в течение многих лет. Дело в том, что до этих новых правил целевой прием постепенно превращался во всё более безответственную процедуру, которая позволяла, минуя конкурс, поступить в университеты. Университеты получали запросы, подписанные губернаторами или даже правительствами регионов, с просьбой зачислить тех или других ребят в рамках целевого приема. При этом конкурс на целевые места проводил сам регион, направлявший студента, а вуз, доверяя региону, запрашивал за счёт федерального бюджета дополнительные места.
– Почему не работали договоры о целевом приеме?
– Потому что менялись обстоятельства, ребята назад не возвращались, а главное, ни сам регион, ни те или другие фирмы, корпорации и организации социальной сферы, которые его направляли на учебу, не брали на себя обязательства по трудоустройству целевого выпускника. То есть финансовой ответственности сторон в договоре прописано не было. В результате главная задача целевого приема – насыщение кадрами региональной экономики или социальной сферы – не выполнялась, и нередко целевой прием превращался в удобный способ отправить тех или других ребят в престижные вузы вне конкурса. В конце концов решили, что ситуация должна быть принципиально иной. Действительно, теперь, по новым правилам, пусть и отсроченно, но работодатель берёт на себя обязательства трудоустроить таких выпускников. В первую очередь ответственность падает на государственные корпорации, организации социальной сферы, которые имеют устойчивое бюджетное финансирование. При этом вуз берёт на себя обязательства скорректировать программу обучения целевых студентов в соответствии с требованиями работодателя. И сами целевики должны соответствовать определённым требованиям, они тоже берут на себя обязательства освоить эту программу и потом отработать.
– Почему в этом году квоты на целевое обучение оказались незаполненными?
– Не так просто вычленить ту группу, в которой сойдутся интересы всех сторон – и семей абитуриентов, и университета, имеющего программы для качественной подготовки кадров, и регионов с работодателями, которые через четыре-пять лет гарантированно примут на работу молодого специалиста-целевика. Для этого у организации должны быть планы стратегического развития как минимум на пять лет и понимание того, какие кадры понадобятся к этому сроку. То есть целевое обучение оказалось схемой с взаимно жёсткими обязательствами – схемой, достаточно сложно реализуемой для того, чтобы превратиться в сколько-нибудь серьёзный массовый поток. Неудивительно, что места, запланированные для целевого приёма, оказались заполненными только отчасти.
– Не кажется ли Вам, что исключения, прописанные в постановлении правительства, позволяющие выпускнику избежать трудоустройства по месту назначения (например, уход за больными родственниками или собственная болезнь, инвалидность), могут стать своеобразными лазейками для не очень добросовестных людей?
– Конечно, Вы совершенно правы, но исключить эти ситуации тоже нельзя.
Основную угрозу я вижу не в «лазейках», а в заинтересованности каждой из сторон брать на себя довольно жёсткие и долгосрочные обязательства.
Я сама старалась трудоустроить человека, который закончил один из ведущих университетов в мире по программе подготовки психологов, работающих с детьми-инвалидами. Но практически невозможно было это сделать, поскольку у нас таких центров специализированных очень мало, места там все так или иначе заняты. В школах мы знаем, как идёт сокращение педагогов-психологов. В конце концов выпускнице престижного вуза предложили полставки в учреждении дополнительного образования на очень непривлекательную заработную плату. Так что не было смысла учиться за границей для того, чтобы получить рабочее место на частичную занятость.
У нас очень стрессовая экономика, мы уже за последние 10 лет испытали много падений, подъёмов и потом снова стагнаций, и уверенности в какой-то пятилетней перспективе недостаточно для того, чтобы считать целевое обучение массовой формой и эффективным решением проблемы.
– Новые правила значительно расширили круг организаций, получающих право направлять студентов на целевое обучение. Это могут теперь делать не только органы государственной власти и крупные госкорпорации, но даже индивидуальные предприниматели (ИП). Как вы оцениваете их возможность участия в таком долгосрочном проекте?
– Нередко кадры нужны так называемым «газелям». Это очень подвижные предприятия, как правило, среднего бизнеса, которые растут очень высокими темпами: не менее 20% составляет рост объема выпускаемой ими продукции и услуг в течение трёх лет. «Газели» развиваются, очень гибко реагируя на рынок, меняя направления деятельности, и, конечно, не в состоянии связать себя долгосрочными обязательствами.
ИП тоже рискуют, потому что неизвестно, сохранятся ли они через 4–5 лет.
– Каковы Ваши прогнозы на ближайшее будущее?
– Я думаю, что постепенно ситуация выровняется: к этой системе привыкнут, больше освоят, появится уже какая-то технологичность и по части заключения таких договоров, и по их выполнению.
Немаловажно и то, что сейчас все инвестиции, которые делаются в развитие высокотехнологичных производств в разных регионах нашей страны, в том числе за счёт национальных проектов, позволят предприятиям строить долгосрочные планы, и целевая подготовка кадров для разных сфер экономики станет все более востребованной.
И целевой прием действительно обретет реальный смысл.
В России планируется внедрить единые подходы к структуре, содержанию и оценке качества подготовки педагогических кадров для всей системы образования, а также увеличить число студентов, обучающихся по педагогическим программам на условиях целевого договора, и преподавателей, ежегодно повышающих свою квалификацию.
В ходе реализации концепции планируется усилить предметную и практическую подготовку педагогов: сделать обязательными такие дисциплины, как «Русский язык и культура речи», «Классное руководство», «Работа с родителями», «Инклюзия», усовершенствовать систему целевого обучения, особенно по наиболее дефицитным педагогическим специальностям, задействовать механизмы закрепления начинающих педагогов в профессии. Будет разработана и внедрена система независимой оценки качества подготовки педагогических кадров (отработаны технологии демонстрационного экзамена), сформирована сеть психолого-педагогических классов во всех регионах страны, создана новая образовательная инфраструктура – современные образовательные пространства.
Основные тезисы концепции комментирует первый зампред комитета Госдумы по высшему образованию и науке Олег Смолин.
– Итак, Михаил Мишустин утвердил концепцию подготовки педагогических кадров до 2030 года, которая производит сложное впечатление.
Начнём с того, что сейчас в России чрезвычайно модно всё единообразное: единые подходы, единые принципы, единое образовательное пространство, которое понимается довольно своеобразно, и так далее. Но между тем жизнь состоит из единства многообразия. Поэтому единые подходы должны оставлять достаточный простор для учительского творчества.
Я думаю, у хорошего учителя нет необходимости в том, чтобы его переобучали именно на основе единых подходов.
Он не хуже обучателей знает, как ему работать с детьми, и постоянно работает над собой, если, конечно, у него есть время. Это во-первых.
Во-вторых, единое образовательное пространство, с нашей точки зрения, предполагает прежде всего единство условий образования для детей и педагогов в разных регионах РФ. К сожалению, этого нет. Мы уже не раз говорили, что по данным, которые были озвучены в Государственной думе, разница в валовом региональном продукте на душу населения составляет 9–12 раз и, соответственно, на одной из коллегий Министерства просвещения озвучивались данные, согласно которым дифференциация заработной платы учителей в регионах доходила до 7 раз. Понятно, что, как ни обеспечивай единые подходы, но в таких условиях действительно создать равные условия для образования детей в разных уголках страны вряд ли возможно.
Если речь идет о едином образовательном пространстве для педагогических вузов, то здесь другая проблема. Вузы, которые готовят педагогов, находятся в ведении по меньшей мере двух министерств – Минпросвещения и Минобрнауки – и отдельных регионов, например, в Москве – Городской педагогический университет, или в Сургуте, где тоже Сургутский государственный педагогический университет находится на региональном бюджете. Поэтому я думаю, что эта проблема преодолима легче, чем проблема колоссального неравенства между регионами, но всё равно требует, возможно, некоторого согласования действий между двумя министерствами.
Что касается углубленной подготовки педагогов по предмету «Русский язык и культура речи», надеюсь, она будет организована на достойном уровне.
Я изучаю русский язык всю жизнь и иногда ошибаюсь. Когда я слышу, как депутаты Государственной думы говорят «согласно закона», я думаю, что неплохо было бы и депутатов Государственной думы поучить русскому языку.
Это далеко не самые худшие из тех ошибок, которые мы слышим. «ОбеспечЕние», иногда даже «средствА». Поэтому изучение русского языка и культуры речи не вредны никому.
Инклюзия тоже не вредна никому, с одной только оговоркой. У нас многие думают, что, если тебе прочитали несколько лекций про ребят с ограниченными возможностями здоровья, ты уже чему-то научился. Это не так. Для того чтобы научиться работать с детьми с нарушениями зрения, по-хорошему нужно специальное образование тифлопедагога, с детьми с нарушениями слуха – специальное образование сурдопедагога, с детьми с нарушениями интеллекта – специальное образование олигофренопедагога. Несколько занятий дадут только самое общее знакомство, не более того. Ложная идея, будто каждый учитель может научиться работать со всеми детьми с нарушениями здоровья.
Что касается совершенствования системы целевого обучения, то в принципе это правильная идея. Но она может работать только при одном условии: если под неё будут выделены ресурсы. Собственно, концепция закона о целевом обучении такая: дополнительная поддержка в обмен на дополнительные обязательства. У нас очень многие готовы навесить дополнительные обязательства без дополнительной поддержки, говоря по-русски, кнут без пряника. Хочу напомнить, что и в советское время, когда существовала система распределения, кнут сопровождался пряником, которому сейчас большинство регионов могут только позавидовать.
Когда учитель приезжал, например, в село по месту работы, он получал служебное жильё либо деньги на оплату съёмного жилья, он получал подъёмные и заработную плату, которая, как правило, была выше, чем в городе. Сейчас большинству учителей это только снится. Поэтому целевое обучение – это хорошо, но без ресурсов оно не даст результата.
Во-первых, если целевое обучение будет только в медицинских и педагогических вузах, то есть фактически будет введена система распределения, абитуриенты будут стараться искать другие вузы. Во-вторых, если тебя, что называется, только просто загнали по целевому договору на обучение и тебе не помогают встать на ноги, то через три года ты оттуда уйдёшь. Поэтому решить проблемы без дополнительных ресурсов невозможно. Напомню на всякий случай ещё раз, что финансирование российского образования составляет половину от необходимого для модернизации страны.
Кроме того, концепция предлагает задействовать механизмы закрепления начинающих педагогов в профессии, в том числе через построение совместно с вузами, колледжами, организациями дополнительного профобразования и работодателями индивидуальных маршрутов постдипломного сопровождения.
Можно только догадываться, что имели в виду чиновники, когда прописывали «индивидуальные маршруты постдипломного сопровождения». Одна из возможных версий – наставничество опытных педагогов по отношению к педагогам начинающим. Это идея неплохая. Я до сих пор помню учителя Любовь Тарасовну Иванцову, которая помогала мне встать на ноги в первый год моей профессиональной работы в школе рабочей молодёжи в городе Омске. Спасибо большое.
Но хотел бы ещё раз напомнить, что, когда я пришёл в школу, мне дали 1,5 ставки, это много, но получал я при этом 3,5 прожиточных минимума того времени. Когда мой выпускник с гордым званием «магистр» пришёл в школу на 1,5 ставки, он получал чуть больше одного прожиточного минимума по моей родной Омской области. Поэтому, повторяю, многое из того, что написано в этой программе, имеет смысл, но при отсутствии повышения статуса педагогического работника оно может оказаться чистой формальностью.
Также, как обещают нам авторы концепции, будет разработана и внедрена система независимой оценки качества подготовки педагогических кадров, отработаны технологии демонстрационного экзамена.
Демонстрационный экзамен, как известно, сейчас довольно активно применяется в среднем профессиональном образовании. И, наверное, это правильно. Пусть парень или девушка покажут, умеют ли они работать на современном станке. Правда, современных станков не хватает. Скорее всего, демонстрационный экзамен в системе педагогического образования, как я надеюсь, будет предполагать нечто вроде открытого урока. Ничего плохого в этом я не вижу, если будут применяться правильные критерии для оценки этого открытого урока. Моя любимая учительница литературы Валерия Александровна Соколова нам регулярно на уроках просто читала фрагменты из русской классики, но она их читала, вкладывая в них себя и что-то при этом поясняя. С точки зрения современной методики, как мне объяснила моя знакомая учительница литературы, такие уроки рассматриваются как провальные. А на самом деле это самые ценные уроки, которые учитель может дать своим ученикам, потому что в это время он как раз делится с ними частью своей личности. А это и есть образование в собственном смысле слова.
И если будут по формальным критериям оценивать такие демонстрационные уроки, то будет плохо. Если их будет оценивать творческая команда, которая понимает, что у каждого учителя должен быть свой творческий подход, получится неплохо.
Ещё планируется сформировать сеть психолого-педагогических классов во всех регионах.
Я считаю, что это хорошая идея, но она противоречит ЕГЭ. Мы прекрасно понимаем, что далеко не каждый из ребят, который лучше сдал ЕГЭ, будет лучшим педагогом. Может, он вообще к детям подойти не сумеет. Точно так же, как не каждый будущий доктор, который лучше сдал ЕГЭ, станет лучшим доктором. Может, он просто крови боится. Поэтому система психолого-педагогических классов, в которых могут собирать ребят, ориентированных на будущую работу в школе, должна учитывать обучение в этих классах наряду как минимум с результатами ЕГЭ.
В ходе реализации концепции планируется создать новую образовательную инфраструктуру и современное образовательное пространство.
Если говорить про школьную инфраструктуру, то, вероятно, имеется в виду оборудование школ. Мы знаем, что сейчас утверждена концепция «Школа Минпросвещения России», которая предполагает набор определённых требований к школе. Многие из этих требований мне представляются справедливыми, но, повторяю, школа находится на региональных бюджетах.
Бюджеты регионов испытывают дикое недофинансирование образования и при этом колоссальное неравенство в образовательных условиях. Поэтому единого образовательного пространства в такой ситуации, на мой взгляд, можно желать, но невозможно достичь.
Если речь идёт о едином образовательном пространстве для педагогических вузов, то за последние годы (надо отдать должное Министерству просвещения) педагогические вузы получили дополнительные средства на оборудование, которое нередко поставляется в школы, но в педвузах его не было. Понятно, что студент педагогического вуза должен уметь работать на таких приборах, на таком оборудовании, которое в школе есть. В этом смысле сделали некоторые шаги вперёд. Это совершенно справедливо.
Но могу повторить, что качество отбора абитуриентов в педагогические вузы зависит не столько от работы вуза, сколько от статуса учителя. Как только в тех или других регионах заработная плата учителя поднимается выше средней по региону, причём за вменяемую нагрузку, а не за более чем за 1,5 или 2 ставки, то мы наблюдаем, в частности, улучшение результатов ЕГЭ, с которыми ребята идут в педвуз. Современная молодёжь достаточно прагматична. Она хочет (и это законное желание) нормально жить.
Поэтому будущая зарплата – это далеко не последний фактор, который стимулирует молодёжь идти в те или другие учебные заведения. Другое дело, что материальное благополучие ещё не гарантирует счастья в полном объёме.
Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
В настоящий момент в Российской Федерации осуществляется интенсивное внедрение программно-целевых методов управления государственными программами и проектами. В прошедший период внедрение указанных инструментов осуществлялось в различных форматах (федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты, проекты Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, государственные программы Российской Федерации, «дорожные карты»).
В настоящее время в соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2593-р, осуществляется внедрение в бюджетный процесс программно-целевых методов управления. Предполагается, что программно-целевые инструменты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований должны стать ключевым механизмом, с помощью которого связываются стратегическое и бюджетное планирование.
Наиболее эффективным является применение формата Программы для решения комплексных отраслевых задач в области развития образования в среднесрочном 5-летнем периоде планирования деятельности.
Программа является инструментом бюджетного планирования и служит основанием для возникновения бюджетных обязательств. При этом формат Программы обеспечивает не только планирование бюджета, но и полноценную синхронизацию и актуализацию существующих стратегических документов с перспективными разработками и инновационными решениями, достижение целевых показателей, декомпозицию и координирование направлений деятельности, согласование действий и ответственности педагогов и руководителей, образовательных и иных организаций, органов государственного и муниципального управления, что в конечном итоге позволяет эффективно планировать и реализовывать необходимые комплексные проекты.
Решение приоритетных задач социально-экономического развития невозможно обеспечить в полной мере без реализации инновационных проектов по разработке и созданию новых моделей, развитию и совершенствованию существующих моделей, механизмов, образовательных программ, технических средств и технологий в области образования и молодежной политики.
Как известно, механизм реализации государственной программы опирается в большей мере на существующие нормативные правовые акты и сложившуюся практику, ограничен рамками действующего законодательства, не предполагает проектной деятельности по перспективному нормотворчеству, созданию передовых теоретических и экспериментальных заделов, новейших научных и практических разработок.
Отличительная особенность Программы состоит в том, что не дублируется государственная программа в ее типовых направлениях реализации на основе существующих законодательных и иных нормативных правовых актов, а предполагается их обновление и развитие на основе поиска новых моделей, механизмов, инструментов и технологий в сфере образования, перспективных разработок по наиболее важным направлениям модернизации, позволяющим достичь наибольшего эффекта и повысить доступность, качество и конкурентоспособность российского образования на мировом уровне.
Реализация Программы позволит обеспечить поступательное интенсивное развитие системы образования по всем направлениям за счет указанных новых перспективных разработок, полученных на основе выполнения поисковых экспериментальных проектов, а также проектов по мониторингу и сопровождению процессов их внедрения в практику.
В связи с этим предполагается не программно-целевой подход, а проектно-целевой подход в рамках реализации Программы в отличие от классического программно-целевого подхода Программы на 2011 — 2015 годы.
В Программе на 2011 — 2015 годы не предполагается использование подобных преимуществ проектно-целевого подхода. В связи с этим в рамках Программы на 2011 — 2015 годы не в полной мере возможно обеспечить соответствие ее инструментов и ожидаемых результатов новым реалиям социально-экономического развития, сложившимся уже после старта ее реализации, а также новым требованиям стратегических документов в социальной сфере и сфере образования, принятым в 2012 — 2014 годы.
Предлагаемый новый подход в рамках Программы, в полной мере используя механизмы реализации проектов на конкурсной основе с использованием положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», позволяет достигать значительно более высокого уровня мотивации и ответственности заказчиков и разработчиков планируемых проектов, всех участников проектной деятельности. К тому же предлагаемый проектно-целевой подход позволит в полной мере использовать возможности проектного управления при решении вопросов комплексной модернизации образования, а также использовать преимущества программного проектирования образовательного процесса и образовательных технологий.
Несмотря на то, что в ходе реализации Программы на 2011 — 2015 годы будут получены новые модели и институты, в том числе связанные с использованием информационных технологий в обучении, новых форм организации работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, повышением качества общего и дополнительного образования, которые будут широко применяться, массовое внедрение указанных разработок к концу 2015 года не будет завершено.
В связи с инертностью системы образования, наличием значительной временной разницы между стартом процесса внедрения и получаемыми результатами, определяемой периодами обучения (например, в системе общего и профессионального образования этот временной интервал может составлять учебный год или даже весь цикл от начала до завершения обучения по образовательной программе определенного уровня). В условиях незначительного периода времени, отводимого на второй этап 2014 — 2015 годы) реализации Программы на 2011 — 2015 годы, невозможно осуществить полноценное методическое и аналитическое сопровождение и поддержку процесса внедрения, не удастся провести корректировку разработанных на первом этапе моделей и технологий, учитывающую первичные результаты внедрения, и возникшие в связи с этим проблемы.
Все это не позволит довести до логического завершения уже начатые в 2011 году масштабные преобразования и, опираясь на новые разработки, продолжить модернизацию моделей, методов и механизмов образования, дальнейшее внедрение перспективных образовательных технологий, которые, как известно, не стоят на месте, а постоянно совершенствуются.
В условиях отсутствия предлагаемых проектно-целевых действий будут усиливаться диспропорции в доступности к качественному образованию, что станет одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.
В особенности это касается дошкольного образования, которым в настоящее время в разных субъектах Российской Федерации охвачено от 65 до 90 процентов детей дошкольного возраста, причем этот показатель колеблется в пределах одного и того же федерального округа. Такая дифференциация в доступности образования уже с дошкольного уровня является риском усиления социального расслоения при получении качественного образования.
При отсутствии экспертно-аналитических и мониторинговых проектов Программы еще большая диспропорция возникнет в решении задач по обеспечению равной доступности к услугам качественного высшего образования, особенно на уровнях магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также кадров высокотехнологичных отраслей экономики.
Отсутствие финансовых инструментов Программы, в частности отсутствие необходимых элементов взаимной мотивации и ответственности исполнителей и заказчиков проектов Программы, создаст предпосылки к появлению возрастающей из года в год неопределенности в оценке адекватности хода реализации различных программных мероприятий на федеральном и региональном уровнях, утрате механизмов обратной связи с субъектами экспериментальной деятельности в сфере образования, недостаточности актуальной эмпирической информации о результатах внедрения передовых разработок.
В случае отсутствия проектно-целевого подхода:
сфера профессионального образования по-прежнему испытывает неудовлетворенную потребность в учебных, учебно-лабораторных и вспомогательных площадях, а также в объектах социальной направленности. Эта проблема будет усугубляться продолжающимся моральным и физическим старением объектов образовательных организаций профессионального образования, имея отрицательные последствия для доступности и качества образования, сохранения здоровья обучающихся;
дополнительное образование взрослых сохранит характерные для него в настоящее время такие черты, как отраслевая разрозненность, отрыв от запросов производственной сферы и сферы потребления, становясь при этом все менее привлекательным с точки зрения инвестиционных интересов бизнеса;
использование информационных технологий, современных форм и методов обучения в сфере образования останется эпизодическим, не сформируется целостная электронная образовательная среда, образование быстрыми темпами будет отставать от всего мира в области развития дистанционных образовательных технологий;
работа с одаренными детьми и талантливой молодежью приобретет неустойчивый, несистемный характер;
сохранится и усугубится неравный доступ граждан Российской Федерации к качественному образованию, провоцируя при этом усиление складывающегося социального неравенства. Причем это неравенство будет нарастать начиная с дошкольного образования;
не будет обеспечено устойчивое выполнение положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» о том, что в любой школе должна быть обеспечена успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
не будут обеспечены равные возможности получения качественного образования для граждан с ограниченными возможностями здоровья на уровнях среднего профессионального и высшего образования.
Для всех видов и на всех уровнях образования невозможно будет реализовывать новое содержание образования, образовательные технологии и модели, предусмотренные вступившим в силу Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В связи с вступлением в силу указанного Федерального закона с 1 сентября 2013 г. уже после завершения первого этапа Программы на 2011 — 2015 годы, значительная часть возможностей и потенциала роста, заложенных в новейшем законодательстве, просто не может быть достигнута. На первом этапе были получены модели, а их дальнейшее массовое внедрение предполагается уже в рамках второго этапа (2014 — 2015 годы). С уверенностью можно констатировать тот факт, что внедряемые модели и инструменты должны быть в ближайшем будущем проанализированы и скорректированы с учетом изменившихся нормативных правовых основ, а также с учетом будущего анализа начальной практики их правоприменения.
Таким образом, выполнение Программы связано с реализацией других подпрограмм государственной программы, с реализацией Стратегии развития системы образования до 2020 года, а также с применением новейших правовых основ государственной политики в сфере образования, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Без использования проектно-целевого метода будет невозможно достижение целей и решение задач, предусмотренных в этих стратегических для отечественного образования документах.
Реализация Программы позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в образовании Российской Федерации.
Национальный проект «Образование»
Для этого разработана специальная программа развития школы, которая состоит из девяти федеральных проектов, рассчитанных до 2024 года:
- «Современная школа». Обновление материально-технической базы и образовательных программ, строительство новых школ, в том числе 25-ти пилотных нового типа, полная ликвидация третьей смены и внедрение новых методов обучения.
- «Успех каждого ребёнка». Дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей. По нацпроекту планируется, что в каждом регионе будут созданы центры выявления и поддержки талантов и детские технопарки «Кванториум».
- «Современные родители». Создание единого федерального портала для мам и пап, где они смогут получить консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую помощь.
- «Цифровая образовательная среда». Высокоскоростной интернет и полная оцифровка школьного документооборота (от дневников и журналов до бухгалтерии). Плюс создание «Российской электронной школы» (виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории), которая станет помощником преподавателям.
- «Учитель будущего». Переподготовка учителей и новая система карьерного роста.
- «Молодые профессионалы». Модернизация профобразования.
- «Новые возможности для каждого». Создание единой платформы-навигатора по курсам и программам обучения для взрослых, в том числе в онлайн-формате.
- «Социальная активность». Формирование сети центров поддержки добровольчества, лучшие волонтёрские проекты смогут участвовать в конкурсе на получение грантов.
- «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования».
В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» уже сейчас каждый ребёнок может получить рекомендации профессионального тьютора по построению индивидуального образовательного маршрута. Если ребёнок хочет заниматься биоинженерией, его ждут углублённые курсы по химии и биологии, а если он мечтает превзойти Цукерберга, то с головой окунётся в информатику и программирование.
Московские школы входят в десятку лучших школ мира, но стремятся быть в первой тройке. Для этого разработан план развития образования в Москве на ближайшие семь лет — «Стратегия-2025».
Главные направления стратегии развития школы:
- ПОТОК — система персональных образовательных траекторий. Гибкие учебные планы, чтобы у ребёнка была возможность изучать интересующие его предметы не только в своём классе, но и в соседней школе или технопарке. Проведение предпрофессиональных проб, чтобы определиться с выбором профессии.
- РОСТ — распределённое оценивание в системе талантов. Сведения обо всех успехах старшеклассника будут фиксироваться в его цифровом портфолио по типу BigData, сюда же будет поступать информация о нешкольных активностях.
- УРБОШКОЛА — объединение образовательных ресурсов в макрорайоне.
- ГОРОД-ШКОЛА — формирование ответственного отношения к городу. Учителя старшей школы должны осознавать себя тьюторами, наставниками обучающихся.
Плюсы и минусы «Стратегии-2025», как и нацпроекта «Образование», обсуждаются в сфере российского образования. Основные положения звучат резонно, но удастся ли реализовать задуманное в полной мере?
Обе программы в данный момент находятся на стадии разработки. Что вы думаете об этих проектах? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Задачи национального проекта РФ «Образование»
- Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
- Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
- Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
- Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
- Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
- Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
- Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
- Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
- Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. А также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
- Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.
Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Образование» до 31. 2024 года
- в 2019 г. – 116 млрд 628,29 млн рублей;
- в 2020 г. – 132 млрд 741,25 млн рублей;
- в 2021 г. – 143 млрд 544,87 млн рублей;
- в 2022 г. – 129 млрд 293,48 млн рублей;
- в 2023 г. – 128 млрд 910,32 млн рублей;
- в 2024 г. – 133 млрд 335,32 млн рублей.
723,3 млрд руб. — федеральный бюджет
45,7 млрд руб. — бюджеты субъектов РФ
15,4 млрд руб. — внебюджетные источники
О проекте
Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта системы образования начнётся в I квартале 2019 года. Подготовительная работа Минпросвещения России и Минобрнауки России по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта будет проведена до 7 мая 2019 года. Об этом заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся в декабре 2018 года. В феврале 2019 года Васильева значительно уточнила задачи проекта и указала, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а её содержание.
Доработанные версии паспортов девяти федеральных проектов системы образования прошли многостороннюю экспертизу, а также процедуру согласования. Они будут внесены в систему электронного мониторинга – подсистему «Электронного бюджета» Минфина России.
Федеральные проекты, действующие в рамках нацпроекта «Образование»
- «Поддержка семей, имеющих детей»;
- «Цифровая образовательная среда»;
- «Современная школа»;
- «Успех каждого ребёнка»;
- «Учитель будущего»;
- «Молодые профессионалы»;
- «Новые возможности для каждого»;
- «Социальная активность»;
- «Экспорт образования».
В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену к концу 2021 г.
70% обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 г.
Обучающимся 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г. Будет создана сеть центров цифрового образования детей «IT-куб»
24,5 тыс. детей будут обучаться на вновь созданных местах в сельских школах и в школах, расположенных в поселках городского типа, к концу 2023 г. (тыс
25 школ будет построено и введено в эксплуатацию с привлечением частных инвестиций к концу 2024 года
230 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях (продолжение реализации приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьников») будут созданы к концу 2024 г.
В 70% школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.
На 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020 г.
70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.
Не менее 10% педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.
50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.
Не менее 900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее»
5% обучающихся по программам основного и среднего общего образования пройдут обучение в созданных в каждом субъекте РФ региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующих с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех»
В 85 субъектах РФ будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.
Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико- ориентированных и гибких образовательных программ
Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс пройдет в г. Казани в августе 2019 г.
Будет обновлена инфраструктура Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства на базе ВДЦ «Смена» к концу сентября 2021 г.
85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев, к концу 2023 г.
35 тыс. преподавателей-мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, не менее 10 тыс. из них — будут сертифицированы в качестве экспертов — к концу 2024 г.
Место Российской Федерации в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов
30 университетов (не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации) получат государственную поддержку на основании конкурсного отбора к концу 2020 г. , будут сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 г.
80 вузов из 40 субъектов РФ будут включены в перечень образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки, к концу 2019 г.
20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню, к концу 2024 г.
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (%)
12 млн детей примут участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, к концу 2024 г.
900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями с учетом реализации проекта «Билет в будущее», к концу 2024 г.
Для 935 тыс. детей не менее чем в 7000 образовательных организаций, расположенных в сельской местности, будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом
Будут созданы100 центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в вузах
В 85 субъектах РФ 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности и малых городах, будут построены к концу 2024 г.
Их смогут посещать 2 млн детей, которые смогут изучать «Технологию» и другие предметные области
Не менее чем в 16 тыс. школ не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей с охватом не менее 800 тыс. детей
Ученикам 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.
70% детей с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий (%)
Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования (млн человек)
В 85 субъектах РФ будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах:
обеспечены персонализированный учет волонтеров, организаций, развивающих волонтерскую деятельность;будет повышен уровень мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации;будут учреждены награды и звания, стипендиальная поддержка (для обучающихся);нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности25 тыс. специалистов по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами пройдут подготовку на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, к концу 2024 г.
До конца 2024 года будут проведены мероприятия по различным направлениям добровольчества
1100 тыс. человек будут использовать единую информационную систему в сфере развития добровольчества, для эффективного поиска информации, взаимодействия, коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской помощи в одном месте, к концу 2024 г. Дополнительные результаты национального проекта1,7 млн граждан примут участие в 35 конкурсах профессионального и карьерного роста к концу 2024 г.
Будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости
60 университетов будут реализовывать не менее чем по 5 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию, к концу 2024 г.
В 2 раза будет увеличено количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (до 425 тыс. человек), к концу 2024 г.
77,6 тыс. новых мест появятся в студенческих городках для проживания иностранных и иногородних студентов и преподавателей к концу 2024 г.
50 ресурсных центров будут созданы для детей и педагогов с обучением на русском языке в странах-партнерах к концу 2024 г.
18 тыс. иностранных граждан пройдут обучение в летних и зимних школах, в т. на базе летних оздоровительных лагерей, к концу 2024 г.
Ежегодно будет проводиться национальный чемпионат «Абилимпикс», организованы мероприятия по подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью — к концу 2024 г.
В 85 субъектах РФ родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением НКО окажут 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи к концу 2024 г.
Полномасштабная реализация нацпроекта «Образование» началась в январе 2019 года. С Рособрнадзором Минпросвещения утвердило методику расчёта показателей по вхождению Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. С ВЭБом отрабатываются варианты и модели партнёрства.
Наибольшую тревогу главы Минпросвещения, по её признанию, вызывает определение показателя, который характеризует долю детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программой дополнительного образования. Ольга Васильева предложила определить Росстат координатором по сбору и расчёту данного показателя на переходный период до 2021 года. Это, по её мнению, позволит преодолеть риски задвоения информации о тех детях, которые одновременно посещают несколько организаций дополнительного образования.
Губернатор Нижегородской области Андрей Никитин предлагает с помощью внедрения и развития сетевой формы реализации образовательных программ привлекать к задачам образования и библиотеки, и музеи, и спортивные учреждения. Для небольших районов, по мнению главы региона, целесообразно создание единого центра, который мог бы объединить под одной крышей социальные учреждения, а также учреждения дополнительного и общего образования.
Андрей Никитин попросил Минпросвещения включить в нацпроекты ремонт общеобразовательных учреждений, а также дополнительно закладывать деньги в региональные бюджеты на содержание инфраструктурных объектов.
В рамках плана мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» создана федеральная сеть центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Центры «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и в малых городах без образования юридического лица (локальный акт ОО, типовое положение). Совокупность образовательных организаций, на базе которых будут созданы Центры, составит федеральную сеть Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Федеральные проекты и программы национального проекта «Образование»
- Федеральный проект «Современная школа». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Учитель будущего». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Молодые профессионалы». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Новые возможности для каждого». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Социальная активность». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Экспорт образования». О проекте.
- Программа «Социальные лифты для каждого». О программе.
Другие национальные проекты
- национальный проект «Цифровая экономика»;
- национальный проект «Экология»;
- национальный проект «Международная кооперация и экспорт»;
- национальный проект «Жильё и городская среда»;
- национальный проект «Наука»;
- национальный проект «Культура»;
- национальный проект «Демография»;
- национальный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;
- национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»;
- национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»;
- национальный проект «Здравоохранение».