» PROBLEMS IN DESIGNING MAIN EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION based on the FGOS 3+» and «PROBLEMS IN CURRICULUM CREATION» Download without cost or registration

Теория и практика разработки учебных программ знает два способа их построения: линейный и концентрический.

В последнее время интенсивно обосновывается, в частности Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ построения школьных программ.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев — ступеней учебной работы, — как правило, только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении. Достоинство линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе.

Концентрический способ построения учебных программ позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у учащихся иллюзию знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, естественно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в школьном обучении неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах. Аналогичное явление наблюдается и при изучении других предметов.

Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.

Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой, не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем (Куписевич Ч. Основы общей дидактики, М. , 1986. 96).

Итоги первого этапа апробации примерной программы воспитания позволили выявить затруднения, которые испытывают педагоги при написании текста своей рабочей программы. Остановимся на типичных затруднениях.

К сожалению, в ходе апробации появлялись рабочие программы, в которых описанные особенности школы никак не были связаны с сформулированными в рабочей программе задачами, а те, в свою очередь, с содержанием реальной воспитательной деятельности, которой занимаются педагоги школы.

Препятствием для работы школ по разработке программ воспитания стала необходимость их участия (в связи с распоряжениями региональных и муниципальных органов управления образованием) в мероприятиях сторонних ведомств – например, ГИБДД, МЧС и т. И как следствие, для некоторого числа школ проблемой оказалось нехватка времени, отведенного на разработку программ воспитания.

Иногда школы, привыкшие за последние годы разрабатывать большие документы, старались добавлять в свои программы больше текста, даже, если в этом не было никакой необходимости. Иногда это были тексты «прошлых» программ или материалы, которые школы готовили к каким-то конкурсам и т.

Встречалась проблема неуместного наукообразия стиля школьной программы воспитания. Из-за чего программы становились похожими не на описание направлений, способов и форм предстоящей работы с детьми, а на неудавшиеся научные статьи. Бывало, что они не отражали реальной работы школы.

Трудностью для педагогов оказалось соотнесение заявленных в основной части программы направлений, форм и содержания деятельности школы и конкретизация их в своих планах воспитательной работы. Программа воспитания и план воспитательной работы одной и той же школы оказывались документами «про разное».

Педагогам оказалось сложно соотнести задачи воспитания, которые заявляет школа в своей программе с содержанием воспитательной деятельности, которую она описывает в разделе «Виды, формы и содержание деятельности».

Кроме того, для педагогов оказалось сложным так описать содержание деятельности в рамках добавляемых ими новых модулей программы, чтобы можно было увидеть воспитательный потенциал реализуемых дел и мероприятий, а также соответствие проводимых мероприятий возрастным особенностям школьников.

Анализ показал, что большинство школ включили в свою рабочую программу воспитания все предложенные вариативные модули, но описать содержание и специфику деятельности в каждом из них им удалось лишь частично. Это могло быть связано с установкой, что нужно обязательно все модули включить в свою программу. А это совсем не так.

Случалось и так, что школа не выделяла в собственной рабочей программе свой собственный вариативный модуль, хотя особенности школы, описанные в первом разделе, прямо указывали на такую возможность (к примеру, описаны школьные музеи в первом разделе программы, а далее в программе об этой деятельности речи не идет).

Как уже говорилось, иногда модули, добавляемые школами в программу, самостоятельно не соответствовали деятельностной логике построения программы.

Стереотип, связанный с тем, что воспитание дискретно и осуществляется по направлениям, оказался живуч в некоторых программах, где появлялись модули «Патриотическое воспитание», «Экологическое воспитание» и т.

Анализ текстов программ позволил увидеть, что существует проблема непонимания педагогами воспитывающей сути таких педагогических феноменов как самоуправление, коллективное творческое дело, волонтерство, непонимание способов реализации воспитательного потенциала урока.

Более половины экспертов отмечали некорректное использование педагогами понятийного аппарата теории и методики воспитания при написании программы.

Эксперты столкнулись с тем, что описание инвариантных модулей «Классное руководство и наставничество», «Школьный урок», «Работа с родителями» и «Профориентация» носит формальный характер. Это при том, что эти виды деятельности педагога, может быть за исключением последнего, точно присутствуют в любой школе. То есть проблема заключается в том, чтобы помочь педагогам увидеть их воспитательный потенциал и научиться его использовать и описывать.

Иногда вместо характеристики направлений анализа воспитательного процесса в школе авторы школьных программ размещали в них результаты самого анализа. Это лишнее, т. , во-первых, удлиняет текст программы, а во-вторых, — каждый год эти результаты устаревают, и школе придется постоянно обновлять этот раздел, следовательно, ежегодно переписывать программу. Это противоречит замыслу разработчиков о сокращении школьной документации.

Библиографическое описание

Перед основным общим образованием поставлена задача государства — введение федерального государственного образовательного стандарта.

Какие проблемы появились в школе при подготовке введения стандартов нового поколения и их реализации?

В-четвертых, учителю-предметнику трудно организовывать и проводить иные формы учения (учебное занятие, секции, студии, практические и лабораторные занятия, уроки-театрализации и другие). Учитель годами оттачивал мастерство и проводил единственную форму обучения — урок. Такие новые формы, как учебное занятие, никогда ранее у большей части педагогов не практиковались. Значит, необходимо увидеть специфику проведения различных форм обучения и осуществлять постоянные пробы.

В-пятых, у учителей возникла проблема в самостоятельной разработке программ учебных предметов, программы формирования универсальных учебных действий, систему оценивания достижений результатов.

Таким образом, работа учителя должна быть составляющей частью всего педагогического коллектива работающего по реализации задач ФГОС. Только совместно, в команде, можно преодолеть все трудности, связанные с введением стандартов нового поколения.

К условиям успешной подготовки педагога к работе по стандартам нового поколения мы отнесли:

Ò    глубокое знание теоретического материала;

Ò    понимание системы научных понятий;

Ò    способность к проектированию, исследованию;

Ò    владение современными информационными технологиями;

Ò    мобильность и ответственность в принятии решений;

Ò    умение рефлексировать;

Ò    способность к выстраиванию коммуникаций;

Ò    организация сотрудничества с детьми.

Стандарты нового поколения предполагают изменение собственной деятельности педагога и направлены на решение одной из наиценнейших задач — создание условий для «выращивания» успешности каждого школьника.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, стандарт нового поколения, текст стандарта, учебное занятие, учитель.

1

Проблемы реализации основной образовательной программы З. Кокарева

2

Изучение модуля 1 Возможен просмотр материалов виртуального методического кабинета ФГОС НОО Возможна самопроверка знаний особенностей ФГОС НОО на основе теста для педагогов, размещенного в п. меню « Тесты и материалы » ВМК ФГОС НОО

3

Модуль « технология введения и реализации ФГОС НОО » Изучение требований, внесение изменений Приказ Министерства образования и науки 2357 от О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный года 373

4

Три раздела программы Целевой : пояснительная записка планируемые результаты система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы Содержательный : программа формирования УУД ; программы учебных предметов ; программа духовно — нравственного развития, воспитания ; — программа экологического воспитания и формирования здорового и безопасного образа жизни ; — программа коррекционной работы ; Организационный : учебный план начального общего образования ; план внеурочной деятельности ; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

5

Общие проблемы ООП НОО Нет конкретики Нет ссылок на документы Нет изменений с 2011 или с 2012 года Нет ссылок на локальные акты

6

Проблемы реализация системы оценки достижения планируемых результатов : Неразработанность в образовательном учреждении локального акта – положения о системе оценок, форм и методов оценки Недостаточный уровень владения учителем новыми методами и формами оценки Отсутствие банка КИМов

Читать также:  Программа установки пакета ошибка андроид

7

Проблемы р еализаци и программы формирования УУД Недочеты учебно — тематического планирования Мало кружков и студий внеурочной деятельности, посвященных проектной, исследовательской деятельности Неразработанность программы преемственности УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию и основному

8

Рабочие программы часть ООП Должны содержать : пояснительную записку общую характеристику учебного предмета описание ценностных ориентиров место предмета в учебном плане содержание учебного предмета результаты освоения учебного предмета тематическое планирование описание материально — технического обеспечения

9

Проблемы реализации программы коррекционной работы Отсутствие школьной психологической службы Слабость диагностической компетенции учителя Отсутствие карты медико — психолого — педагогического сопровождения ребенка Неразработанность индивидуальных маршрутов

10

Реализация программы духовно — нравственного воспитания осуществляется на основе программы воспитательной работы, разработанной с учетом региональных рекомендаций ( использование курса « Истоки ») внеурочной деятельности по пяти направлениям отслеживания результатов в соответствии с тремя уровнями воспитания

11

Структура программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Цель задачи деятельности Направления деятельности Модели организации работы, виды деятельности, формы деятельности Критерии оценки результатов и методы оценки

12

Проблемы разработки учебного плана Соотношение инвариатной части и части, формируемой участниками образовательного процесса 80% и 20% Разработка учебного плана для классов СКК 1-8 вида Предоставление права выбора предметов вариативной части плана

13

Разработка плана внеурочной деятельности Количество часов на внеурочную деятельность Предоставление права выбора направлений деятельности Включение всех обучающихся во внеурочную деятельность Взаимодействие с УДО, культуры и спорта

14

Создание условий для реализации ООП Кадровые, материально — технические, финансовые, психолого — педагогические, информационные Проблема – в выполнении всего комплекса условий

15

Замечания при проверках условий реализации ФГОС НОО Сайты созданы во всех проверенных школах, но не во всех проверенных ДОУ Наиболее часто встречающееся нарушение – сайт есть, но отсутствует часть информации.

16

Замечания при проверках Время занятия в расписании не соответствует нормам, предусмотренным в уставе ( в расписании – 40 мин, в уставе – 45). Даты проведения занятий в расписании не соответствуют указанным в классных журналах. Нет расписания уроков, внеурочной деятельности, кружков ( реализуемых и в рамках ОП и вне рамок ОП ). В расписании не указано место ведения деятельности. Не разработан годовой календарный график ( или не утвержден органом м / самоуправления ) Удаление обучающихся с уроков. Опоздание педагогов на уроки. В 1 классе задаются ДЗ, уставом и ЛА предусмотрены ДЗ со 2 класса.

17

Замечания при проверках ОУ не определен список учебников. Нет библиотеки ( библиотека не функционирует ). В библиотеке нет выхода в Интернет. Отсутствуют справочно — периодические издания, наличие которых предусмотрено ФГОС. Отсутствуют учебники по отдельным предметам ( что не позволяет использовать их на уроках или при организации инд обучения ). Не хватает учебников для выполнения учащимися ДЗ

18

Замечания при проверках Не регламентировано проведение мониторинга качества образования. Мониторинг качества образования не проводится.

ООП НОО. Проблемы разработки и реализации.

С 1 сентября 2011 года российские первоклашки стали обучаться по новым стандартам образования. Вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для начальной школы.

Теперь в  школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему всегда учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Для реализации нового стандарта перед школой стоял целый ряд задач. В первую очередь это повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной  компетентности. Кроме того, необходим был анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной деятельности учащихся. Важным компонентом современных ФГОС стала Основная образовательная программа. До сих пор школы не использовали такой вид образовательной программы. Как правило, использовались или разрабатывались авторские рабочие учебные программы по отдельным  предметам, курсам и дисциплинам.

Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) – новый вид ОП для школы. Она объект проектирования, участие в котором принимает не только педагоги начальной школы, а весь педагогический коллектив, администрация и родительская общественность.

ООП НОО не только определяет содержание и организацию образовательного процесса в НШ, но и направлена на формирование духовных и личностных качеств учащихся, а также развитие их самостоятельности и творческих способностей.

В связи с этим перед каждой школой встали две основные взаимосвязанные задачи:  разработка  своей собственной образовательной программы начального обучения в соответствии с требованиями ФГОС и дальнейшая ее реализация. Для этого необходимо было проанализировать основные условия для успешного перехода школы на стандарты второго поколения.

Каковы же эти основные условия?

— организационного и информативного

— финансово-экономического обеспечения

Приступая к разработке нашей ОП мы проанализировали условия нашей школы,  оснащенность кабинетов и готовность педагогических кадров начальной школы. Выявили следующие проблемы:

Нормативное обеспечение введения ФГОС на момент разработки программы было недостаточным. Кроме примерной программы и приказа директора школы по организации подготовки внедрения ФГОС у нас ничего не было. Позже появились конкретные рекомендации нашего управления образования по структуре, содержанию, оформлению  составных частей программы, это безусловно нам помогло. !!!!

К моменту разработки ООП все педагоги начального звена прошли курсы повышения квалификации по данному вопросу. Сложнее всего пришлось педагогам-предметникам, которые вошли в рабочие группы по разработке программы, т. они не владели достаточной информацией по материалам ФГОС. Мы вышли из этого положения, организовав мини-лектории с участниками всех рабочих групп.

Кроме того, хотелось бы отметить, что информация, полученная на курсах повышения квалификации по ФГОС, оказалась недостаточной для качественной работы такого масштаба.

На помощь пришло самообразование: дополнительная литература, интернет-источники, общение на форумах — это потребовало очень много личного времени.

На сегодняшний день, уже работая по ФГОС,  мы поняли, что одних знаний по разработке ООП для качественной работы по новым стандартам не достаточно. Необходимы курсы и по ИКТ, и по проектной деятельности, и по внеурочной деятельности. Нужен обмен опытом между школами, территориями и даже  регионами по проблемам внедрения ФГОС. А это все ВРЕМЯ!!!! Которого у простого учителя просто НЕТ!

Материально-техническое обеспечение и условия организации процесса. Конкретно по нашей школе могу сказать, что материально-технической базе необходимо дополнение, как дидактическим материалом, так и техническим оснащением. Компьютер нужен уже в каждом кабинете начальной школы, а не один на всю начальную школу. Проектная деятельность  вводится уже с первого класса. А без современной техники это невозможно.

Вторая проблема это учебники. Готовясь к введению новых стандартов, мы  разрабатывали и изучали новые программы, не имея на руках новых учебников. Сейчас эта проблема решена. Поэтому возьмем на себя смелость дать совет коллегам из основной школы: невозможно качественно написать программу по предмету, не имея на руках всех учебников!!! и учебных пособий.

Кадровое обеспечение. Введение новых стандартов предполагает наличие в школе таких специалистов как педагог – психолог, педагог – логопед и социальный педагог. В нашей школе, что очень печально, нет ставки педагога – логопеда. А без помощи такого специалиста невозможно качественно организовать коррекционную работу. Мы очень надеемся, что такая кадровая единица станет ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ!!!! для всех школ.

Один из разделов  ОП — внеурочная деятельность. Возникает проблема дополнительных кабинетов для этой работы. Кроме того, само понятие «внеурочная деятельность», режим внеурочной деятельности вызывает много споров у педагогов. На сегодняшний день реализуя эту программу, остается открытой проблема режима, кадрового состава, взаимодействий с организациями дополнительного образования.

Не можем не отметить и такую проблему, как взаимодействие семьи и школы, которой в стандартах второго поколения уделяется много внимания. Вы все прекрасно знаете, что сотрудничество семьи и школы особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребенка, благополучном его вхождении в образовательную среду огромную роль играют родители. А сейчас родители все чаще стараются переложить бремя воспитания на школу. Придется нам не только детей, но и родителей учить учиться.

Есть еще одна немало важная проблема, которая требует подробных разъяснений. Это финансово-экономическое обеспечение процесса внедрения ФГОС. Очень много вопросов у педагогов по этому направлению. Мы не компетентны в вопросах финансирования в рамках ФГОС, поэтому нам хотелось бы услышать грамотного специалиста, который ответит на все волнующие учителей вопросы.

Сегодня можно говорить о многих проблемах (недостаточное материально-техническое обеспечение, отсутствие необходимых условий, в том числе и санитарно-гигиенических), но процесс обучения – это, прежде всего, личностное взаимодействие учителя и ученика.

Закончить свое выступление мне хотелось бы нижеследующими строками, которые не содержат конкретных рекомендаций и наставлений. Они лишь приглашают к размышлению о той важной роли, которая отводится учителю в нашей современной жизни. объясняет. Успехов всем в нашей нелегкой, но интересной работе!

Читать также:  Ошибка 182 при установке драйверов amd

1

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС 3+

2

Текущее состояние стандартизации ФГОС 3 ФГОС 3+ ФГОС 4

3

Основные отличия образовательных стандартов высшего образования ФГОС 3 + от ФГОС 3 1. Разработаны проекты стандартов для трех уровней высшего образования, включая аспирантуру. Уровень высшего образования бакалавриат предполагает два типа образовательных программ: программа академического бакалавриата и программа прикладного бакалавриата. Унифицированы общекультурные и общепрофессиональные компетенции для программ бакалавриата и магистратуры. Учитывается инклюзивное образование. Учитываются электронное обучение, дистанционные образовательные технологии и сетевая форма реализации программ. Изменена блочная структура программ бакалавриата и магистратуры ( Блок 1 «Дисциплины (модули), Блок 2 «Практики», Блок 3 «Государственная итоговая аттестация»). В структуре программы не прописаны проектируемые результаты освоения учебных циклов и разделов, отсутствует перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий. Определен порядок проектирования и реализации программ бакалавриата, специалитета и магистратуры (Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»). Определены требования к финансовым условиям реализации программ высшего образования.

4

Сравнение структуры документов ФГОС 3 I. Область применения II. Используемые сокращения III. Характеристика направления подготовки IV. Характеристика профессиональной деятельности V. Требования к результатам освоения основных образовательных программы VI. Требования к структуре образовательных программ VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ ФГОС 3+ I. Область применения II. Используемые сокращения III. Характеристика направления подготовки IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников программ V. Требования к результатам освоения программ VI. Требования к структуре программы VII. Требования к условиям реализации программ 7. 1 Общесистемные требования 7. Требования к кадровым условиям реализации программ 7. Требования к материально- техническому и учебно-методическому обеспечению 7. Требования к финансовым условиям реализации программ

5

Основные недостатки ФГОС 3+: привязка» стандарта к направлениям подготовки, обусловила их весьма существенное количество ; сохранилась нечеткость формулировок и количественная избыточность результатов освоения программы (компетенций выпускников), их число в разных стандартах изменяется от 26 до 76; слабо выражена уровневая принадлежность результатов освоения программ (компетенций) и их преемственность на разных образовательных уровнях; связь заявленных результатов освоения программ с предполагаемыми областями, объектами и задачами профессиональной деятельности выпускников весьма условна; описательная часть областей объектов, задач и видов профессиональной деятельности часто излишне детализирована, содержит смысловые и текстуальные повторы, не всегда отражает специфику профессиональной деятельности.

6

Основные принципы разработки ФГОС 4 Стандарты должны разрабатываться по укрупненным группам и сразу по всем уровням высшего образования с учетом требований к результатам образования каждого из них, на основе Уровня квалификаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Европейской рамки квалификаций и Европейской рамкой квалификаций высшего образования (Дублинские дескрипторы). Стандарты, соответствующие различным уровням одной укрупненной группы, объединяются в линейку стандартов по данной группе. Возможно включение в линейку стандартов среднего профессионального образования для обеспечения единого пространства профессионального образования. Стандарты нового поколения будут разработаны на укрупненные группы, которые можно рассматривать как направления подготовки, и будут определять требования к образовательным программам бакалавриата, магистратуры, специалитета и подготовки кадров высшей квалификации. Таким образом, в случае соблюдения принципа непрерывности, будет разработано 57 линеек стандартов ФГОС 4. Стандартом будут заданы общие для каждого образовательного уровня универсальные компетенции и общие для данной укрупненной группы общепрофессиональные компетенции. В стандарте не содержится перечисление видов и задач профессиональной деятельности выпускников. Эти сведения формулируются разработчиками образовательных программ на основе профессиональных стандартов и примерных образовательных программ.

8

Вывод: Содержание стандарта Содержание ООП ГОС 2Прописаны дисциплины, прописано содержание дисциплин Содержание ООП формируется на основе ГОС2 ФГОС 3Перечислены дисциплины базовой части, содержание дисциплин прописано через знания, умения и навыки Содержание базовой части ООП формируется на основе ФГОС 3 ФГОС 3+Дисциплины базовой части не прописаны, содержание образования выражено через компетенции: ОК, ОП, ПК Содержание ООП формирует разработчик ФГОС 4Содержание образования выражено только через УК и ОПК Содержание ООП должно формироваться на основе профессиональных стандартов

10

Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий, форм текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации, который представлен в виде следующих компонентов (Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»): общая характеристика образовательной программы; учебный план, календарный учебный график (указываются периоды осуществления видов учебной деятельности и периоды каникул); рабочие программы дисциплин (модулей), программы практик, фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входящий в состав соответственно рабочей программы дисциплины (модуля) или программы практики, фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации, методические материалы.

11

Общая характеристика образовательной программы: квалификация, присваиваемая выпускникам; вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники; направленность (профиль) образовательной программы; планируемые результаты освоения образовательной программы; сведения о профессорско- преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы; П. 1 ФГОС 3+; П. 3 (зависимость вида ОП – программа академического или прикладного бакалавриата); Выбор образовательной организации; П. 2, 5. 3, по выбору образовательной организации; Новое! (с учетом п , раздела 7

12

Учебный план -Перечень дисциплин базовой части. Проблема: зависимость разработчиков ОП от внутренних регламентов образовательной организации и методов разработки модели образовательной траектории (например: 2 (общеинститутская часть)+2+2)). Решение проблемы – разработка унифицированной модели рабочей группой УМО и утверждение ее в виде проекта ПрОП.

13

Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации (основной инструмент контроля качества) состоят из: перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Задача: утвержденные паспорта компетенций. Уровень согласования и утверждения, роль УМО.

14

Фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации включает в себя: перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы; описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы). Проблема: унификация ФОС для итоговой аттестации

15

Спасибо за внимание!

МОАУ Медвежье-Озёрская СОШ

Доклад по самообразованию.

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.

учитель начальных классов

Овчинникова Юлия Михайловна

первая квалификационная категория.

Февраль 2017 г.

  • Почему возник вопрос о разработке и внедрении ФГОС второго поколения в России?
  • Модель выпускника школы по ФГОС.
  • Проблемы в реализации ФГОС в Медвежье- Озёрской школе.

Ход выступления.

Вступительное слово.

В январе 2006 года вступил в силу закон Об образовании, который предложил нам совершенно новую концепцию образования в России. Мы с вами знакомы с этим явлением, как со стандартами второго поколения (ФГОС).

И вот уже на протяжении 11 лет педагоги разных образовательных учреждений пытаются перестроить свою деятельность , приоритеты, поведение и линию преподавания и воспитания в соответствии со стандартами второго поколения.

Процесс образования- это социально значимое явление, общественное благо. Он состоит из двух направлений:

  • процесс обучения ( приобретение знаний и умения применить их на практике),
  • процесс воспитания ( освоение норм поведения и самореализация личности).

О трудностях в процессе обучения мы говорили с вами уже много. Многие из них нам удается  постепенно преодолевать. Как сказал римский философ Сенека «Уча других, мы учимся сами

Но сегодня мы будем говорить о процессе воспитания и трудностях, с которыми сталкиваются педагоги современной школы при реализации новых образовательных стандартов.

Почему возник вопрос о разработке и внедрении ФГОС второго поколения в России?

Первый вопрос, на который я попытаюсь ответить-это вопрос о том, зачем вообще приняли эти стандарты. Почему старые требования к воспитанию не соответствовали новому обществу. Для этого давайте посмотрим, кто сегодня учится и идёт в школу.

Первоклассник ( -7 лет)- 2009-2010 год рождения.

Родители ( — 23 -25 лет) — 1985-1990 год рождения.

То есть, родители наших учеников росли и воспитывались в достаточно трудное время для России. Время, когда не было ничего:

  • продуктов
  • одежды
  • работы
  • приоритетов

Вся деятельностей людей была направлена на выживание. И за 20 лет становления государственности в России были утеряны основы нравственности советского общества. Да они уже и не соответствовали новому обществу.

В связи с этим Институт семьи и воспитания Российской академии образования на основании результатов Научно-исследовательской деятельности разработал новые нормы и правила обучения и воспитания, которые соответствовали бы новому демократическому обществу.

Одним из самых важных моментов в воспитании по новым стандартам является момент формирования духовно-нравственной личности. Кто это? Какими качествами должен обладать ребёнок при выпуске из общеобразовательной школы?

Читать также:  Скачать бесплатную программу очистки диска для Windows

Модель выпускника школы.

В стандартах второго поколения дана чёткая характеристика выпускника общеобразовательной школы. Это:

— любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

— осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

— креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

— владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

— готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

— осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

— уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

— осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

— подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

Основные цели, которые хотели бы достичь учащиеся

  • Счастливая семейная жизнь
  • Хорошие и верные друзья
  • Общественное признание (уважение окружающих, коллег, коллектива, товарищей)
  • Уверенность в себе
  • Познание (возможность расширения своего кругозора)
  • Хорошо оплачиваемая работа

Основные качества личности, которые выбраны для достижения целей

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

Жизнерадостность (чувство юмора)

Терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать)

Давайте сейчас вспомним выпускников нашей школы. Есть ли хоть один учащийся, который соответствует данным характеристикам? Нет.

Там же прописаны и модели выпускников дошкольных учреждений и начального образования.

Кто к нам идёт в школу? По новым стандартам выпускник д/с-Это:

  • деятельный и активный
  • с чувством собственного достоинства
  • и уверенный в своих силах ребёнок.

Я 1,5 года назад взяла первый класс. Могу с уверенностью сказать, что ни один из первоклассников не соответствовал данной модели.

Кто к нам приходит в школу?

  • капризные и обидчивые
  • физически слабые и больные дети
  • дети с ОВЗ и логопедическими проблемами.

Возникает вопрос: Как реализовать требования ФГОС к формированию личности ребёнка, если он изначально не соответствует стандартам? Каким образом преодолевать физические проблемы? А , самое главное, как работать с родителями и перестроить их сознание?

Вот вам и перечень основных проблем, с которыми сталкиваются педагоги в современной школе.

Проблемы реализации воспитательного компонента ФГОС в нашей школе.

Итак, я попыталась выделить основные проблемы, с которыми мы с вами сталкивается сегодня как воспитатели и наставники.

а) Нехватка квалифицированных кадров, умеющих грамотно выстроить воспитательный процесс.

Все мы с вами ежегодно проходим курсы повышения квалификации. Я задаю вам вопрос: научили ли вас эти курсы работать с современными детьми? ( Не очень). Вопросы обучения ещё хоть как-то освещаются. Вопросы воспитания до сих пор освещены слабо. Нам твердят только о компетенциях учителей и учеников. А как это сделать на практике? Как заставить современного ребёнка делать то, что он не хочет делать, не хочет участвовать в воспитательных мероприятиях. Мы оставляем ему выбор. А их выбор сегодня: компьютер, телефон, игры.

б)  Слабая материальная база в школе.

Ввели компонент дополнительного образования. Организовали кружки. Идея просто замечательная. Она позволяет ребёнку реализовать себя, заниматься тем, чем он хочет, требуя от родителей минимальных затрат. Что на практике? Помещений не хватает, квалифицированных работников не хватает, пособий нет, каждый преподаватель приносит свои. А самое главное, нет возможности грамотно организовать этот процесс, учёба- отдых- кружки. Дети болтаются по школе или просто не посещают занятия, потому что не приходят из дома.

Для проведения внеклассных мероприятий мы не имеем зала, спортивный зал не может по времени вместить в себя то количество занятий, которое предусмотрено ФГОС.

в) Существование параллельно двух систем: старой и новой.

Молодые специалисты сегодня испытывают гораздо меньше трудностей в реализации ФГОС, чем специалисты старого поколения. Я наблюдала за молодыми учителями, которые получили педагогическое образование уже в условиях реализации ФГОС. Им гораздо легче. Они используют разные технологии без особого напряжения и дискомфорта. Они даже по-другому разговаривают с учащимися. А что делать нам? Как перестроить всю свою деятельность, свои приоритеты и взгляды на личность ребёнка? Мы конечно очень стараемся, учимся, занимаемся самообразованием и все таки используем новые технологии в своей работе. Но тяжело.

г) Работа с родителями.

Перечисленные проблемы очень важны сегодня. Но наиболее значимой, на мой взгляд, сегодня остаётся работа с родителями. Возвращаюсь к модели родителя наших детей.

  • Постоянно в поисках средств к существованию
  • Вечно занятой и уставший
  • Неинтересующийся проблемами ребёнка
  • Равнодушный к школьным процессам.

Однако, наряду с этим, все время недовольный школой, учителями, предметами, пособиями. Цепляются к каждому слову учителя, сами не воспитывают и не дают воспитывать педагогам. На сегодняшний день нет единой линии поведения у педагога и родителя по воспитанию ребёнка. Мы совершенно потеряли в их глазах авторитет. У нас родители могут позволить в школе ругаться матом, на собрании резко и нецензурно выражаться. Причём совершенно не понятно, в чём проблема. Часто они даже не могут сформулировать свои претензии. А мы в свою очередь, что делаем мы? Мы слушаем, молчим, «глотаем» все оскорбления. Это конечно далеко не все родители. Большинство просто молчит, имея на то свои причины.

Так что я считаю, на долю педагогам общеобразовательных школ выпала сложная задача. Мы воспитываем сегодня и родителей, и детей. Что вдвойне сложно, учитывая ситуация в нашей стране в целом.

Подводя итоги вышесказанному, хочу отметить, нам сегодня уже стало гораздо легче в работе. Мы многое узнали, многому научились. Понимаем теперь все те сложные термины, которыми оперируют ФГОС ( компетенотности, креативность и пр. ) Мы учимся находить индивидуальный подход к каждому учащемуся. Применяем разные воспитательные технологии. Вообщем, закаляемся в своей работе.

Но проблемы остаются, их много. И пройдёт ещё как минимум лет 10-15, когда их практически не станет. Пойдут в школу дети сегодняшних учеников, воспитанных на новых стандартах, уже понимающих, что конкретно надо и учителю, и родителю, и ученику.

Но я хочу вам напомнить интересный факт. И старые стандарты, и новые основаны на всё тех же положениях, которые прописаны ещё нашими старыми педагогами.

Моделируя различные ситуации на уроках и во внеурочной деятельности, в которых ребёнок может проявить себя, сделать правильный выбор, мы пытаемся формировать те качества личности, которые помогут ученику комфортно чувствовать себя и в средних классах, и в старших, и во взрослой жизни. Идеи великого педагога В. Сухомлинского, который говорил о необходимости раскрыть перед детьми общечеловеческие нормы нравственности заключаются в следующем:

  • «Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людях.
  • Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.
  • Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям?
  • Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
  • Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  • Все блага и радость жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  • Будь добрым и чутким к людям.
  • Помогай слабым и беззащитным.
  • Помогай товарищу в беде.

Предварительный просмотр

Трудности, с которыми может встретиться коллектив ДОО при разработке

Москва, 2017 г.

При разработке Образовательной программы дошкольного образования коллектив дошкольного образовательного учреждения может столкнуться с рядом трудностей, препятствующих разработке Программы. Я перечислю некоторые из них, на мой взгляд, наиболее значимые.

  • Трудности в нехватке методических материалов, показывающих конкретные пути, обеспечивающие интеграцию образовательных областей. У нас – воспитателей уходит очень много времени на планирование работы без представлений о ее технологиях.
  • Трудности возникнут из-за отсутствия методистов (у нас их сократили, возложив планирование своей работы на воспитателей) в дошкольном учреждении, а, соответственно, недостаточной работы методической службы
  • Трудности с отсутствием подготовленной предметно-пространственной среды. Согласно ФГОС, среда должна быть безопасной, трансформируемой, насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной. Оборудование, отвечающее стандартам, является дорогостоящим и школа не может позволить себе закупить оборудование в детские сады.
  • Трудности в большом количестве отчетных материалов и «бумажной» работы по заполнению календарных и тематических планов, по заполнению таблиц, карт технологических.
  • Отсутствие экономичной по времени и мобильной системы планирования
  • Трудности в полноценном использовании кадрового потенциала: недостаточная компетентность педагогов, особенно с большим стажем работы, и нежелание принимать перемены и отсутствие желания организовать свою работу в соответствии с новыми требованиями, их нежелание преодолевать сложившиеся ранее стереотипы воспитания (учебно-дисциплинарная модель), и в то же время трудности с индивидуальным подходом к каждому ребенку, ввиду большой наполняемости групп. Не все педагоги понимают необходимость перемен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *