Проблемы и перспективы организации и развития государственной политики в сфере физической культуры и спорта на уровне Российской Федерации и г. Санкт-Петербурга

Управление развитием физической культуры и спорта в РФ — это одно из направлений социальной политики государства, реализуемое органами государственного управления с целью организации и развития сферы физической культуры и спорта, продвижения здорового образа жизни среди населения.

УДК 796. 06:338

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Галина Анатольевна Андросова, кандидат экономических наук, доцент, Виктор Борисович Мяконьков, доктор психологических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. Лесгафта, Санкт-Петербург)

В статье рассматриваются экономические характеристики реализации федеральных целевых программ развития физической культуры и спорта в России, проведен анализ показателей финансового обеспечения программных мероприятий и результатов промежуточного этапа их выполнения. Выявлено отсутствие модели эффективного использования построенных в рамках программ физ-культурно-спортивных сооружений и последствия этого для местных бюджетов. Изучены финансовые и административные проблемы в ходе реализации федеральных целевых программ и предложены рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: федеральная целевая программа, физическая культура и спорт, бюджетное финансирование, инфраструктура спорта, физкультурно-спортивные сооружения.

ECONOMIC ASPECTS OF FEDERAL TARGET PROGRAMS FOR DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Galina Anatolyevna Androsova, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Victor Воrisovich Мyakonkov, the doctor of psychological sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Keywords: Federal target program, physical culture and sports, budget financing, sports infrastructure, sports facilities.

Развитие отрасли физической культуры и спорта на программно-целевой основе обусловлено в нашей стране необходимостью осуществления системы долгосрочных мероприятий, относящихся к компетенции органов федеральной власти и требующих крупных бюджетных ассигнований. Эти мероприятия имеют комплексный характер, охватывая качество жизни населения, ускорение экономического роста, поддержание высокого уровня спортивных достижений.

Основы современной национальной системы развития физкультуры и спорта были заложены Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в

— доля граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, достигла 31,9%. В территориальном разрезе она колеблется от 44,5% в Татарстане до 17,4% в Амурской области.

— единовременная пропускная способность спортивных сооружений составила 23 365 человек, превысив запланированное значение на 10%.

— уровень обеспеченности населения спортивными объектами вырос до 30,1%, варьируясь от 64,7% в Калужской области до 8,8% в Ингушетии.

Задачи ФЦП-2 сформированы с учетом проявившихся противоречий и включают:

— в рамках государственно- или муниципально-частного партнерства развитие спортивной инфраструктуры, в том числе региональных тренировочных центров подготовки спортивного резерва;

— строительство и реконструкцию спортивных объектов шаговой доступности, проекты которых должны обеспечивать их доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а стоимость возведения ограничена предельной суммой 100 млн. руб

— развитие материально-технической базы спорта высших достижений в условиях различных природно-климатических зон;

задачами осуществления государственной стратегии развития отрасли.

— публикация 10 статей в печатных СМИ и телевизионная трансляция 20 информационных сюжетов;

— размещение информационных материалов на сайтах федерального агентства ТАСС и Минспорта России;

— размещение в социальных сетях и информационной системе «Спортивные объекты» 5000 фото- и видеоматериалов о деятельности Минспорта России;

— проведение трех круглых столов с участием руководителей Минспорта России, а также пресс-конференция Министра спорта РФ П. Колобкова;

В целом опыт реализации федеральных целевых программ развития физической культуры и спорта позволил выявить следующие административные и финансовые проблемы:

— обесценение выделенных средств за счет инфляционных процессов, что обусловило недостаточность финансирования;

— срыв запланированных сроков ввода в эксплуатацию ряда объектов, вызванный сокращением ассигнований из региональных бюджетов вследствие ухудшения социально-экономической ситуации в регионах;

— затягивание сроков принятия решений субъектами Российской Федерации о со-финансировании ФЦП в части подготовки проектно-сметной документации на строительство спортивных объектов, что снижает эффективность использования федеральных субсидий;

— недовыполнение субъектами Российской Федерации принятых обязательств по финансированию мероприятий ФЦП, что влечет за собой диспропорции в формировании инфраструктуры массового спорта;

— недостаточная активность ответственных лиц в нейтрализации негативного влияния внешних факторов — природных, внешнеполитических.

Для решения названных проблем необходимо совершенствование системы текущего и оперативного управления, которая включает:

— стимулирование регионов к привлечению кредитных и изысканию внебюджетных финансовых ресурсов;

— использование СМИ в качестве механизма, побуждающего субъекты Российской Федерации выполнять свои финансовые обязательства;

— повышение обоснованности плановых мероприятий путем учета реальных возможностей региона;

— на стадии проектирования обеспечение тесной увязки потребностей и менталитета населения конкретных регионов с мощностью и спецификой предусмотренных ФЦП-2 спортивных объектов;

— своевременную корректировку мероприятий ФЦП-2. Непрерывный мониторинг текущей ситуации должен учитывать влияние внешних факторов, оценивать характер перемен и соответственно адаптировать к ним проводимую работу.

Чтобы обеспечить востребованность результатов реализации ФЦП-2, необходима также масштабная воспитательно-пропагандистская деятельность по внедрению принципов здорового образа жизни в обществе, укреплению потребности людей в физическом

развитии и совершенствовании.

Таким образом, можно утверждать, что реализация федеральных государственных программ проходит успешно, однако по отдельным индикаторам и показателям не обеспечено 100-процентное достижение запланированных значений в результате наличия ряда административных и финансовых проблем. Для их решения необходимо усиление контролирующей, координирующей и разъяснительной работы со стороны Минспорта России, Дирекции Программы и координационного совета Программы.

Россия в цифрах 2017: Крат. Стат. / Росстат — M. , 2017. — 511 с.

Струтинский, В. О состоянии спортивной инфраструктуры в России / В. Струтинский // Строительство и эксплуатация спортивных сооружений. — 2014. — № 1. — С. 72-77.

The Ministry of sports of the Russian Federation (2017), Report on the results of work in 2016 and the main activities of the Ministry of sports of the Russian Federation for 2017-2019, available at: minsport. gov. ru/2017/doc/Doklad31032017. doc (accessed 15. 2018).

The Ministry of sports of the Russian Federation (2016), Final report on the implementation of the Federal target program «Development of physical culture and sports in the Russian Federation for 2006-2015» and the subprogram «Development of football in the Russian Federation for 2008-2015», available at: www. minsport. gov. ru/press-centre/speeches/28895/ (accessed 18. 2018).

Russia in numbers (2017), Rosstat, Moscow.

Strutinsky, V. (2014), «On the state of sports infrastructure in Russia», Construction and operation of sports facilities, No. 1, рр. 72-77.

Статья поступила в редакцию 04. 2018

Э01 10. 22394/1726-1139-2019-4-123-131

Проблемы и перспективы организации и развития государственной политики в сфере физической культуры и спорта на уровне Российской Федерации и г. Санкт-Петербурга

Попов Ф. , Палий К

В статье приведены данные о современном состоянии государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации и городе Санкт-Петербурге. Изучение современного состояния позволило выявить существующие проблемы и определить возможные направления их решения.

Читать также:  Ошибка запуска программы проверьте

Ключевые слова: государственная политика, физическая культура, спорт, проблемы, перспективы

Problems and Prospects 0f Organization and Development of State Policy

in the Field of Physical Training and Sports at the Level of the Russian Federation

and Saint Petersburg

Philipp K. Popov, Kristina R. Paliy*

The article presents data on the modern state of state policy in the field of physical training and sports in the Russian Federation and the city of Saint Petersburg. The study of the modern state made it possible to identify existing problems and identify possible directions for their solution.

Keywords: state policy, physical training, sport, problems, prospects

Материалы и методы

Решение задачи распространения стандартов здорового образа жизни в нашей стране с успехом происходит посредством реализации федеральных и региональных государственных программ по развитию физической культуры и спорта (ФКиС). Применяется программно-целевой подход, в соответствии с которым устанавливаются подпрограммы развития и целевые ориентиры или показатели, к достижению которых необходимо стремиться. Программно-целевой подход в организации и развитии в ФКиС успешно зарекомендовал себя на протяжении ряда лет. В то же время, в реализации программ на местах отмечаются некоторые проблемы. Они заключаются как в недостижении целевых показателей, так и в неполном освоении средств финансирования, нетактичной установке целевых показателей, например, их занижении на уровне регионов и муниципалитетов, что требует проработки и решения. Все вышесказанное определило необходимость изучения состояния развития ФКиС в масштабах страны, а также выявления проблем и поиска путей их решения.

В работе использовались методы статистического наблюдения, сравнительный и аналитический методы.

В соответствии с целью данного исследования необходимо рассмотреть существующие состояние и проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и городе Санкт-Петербург. Для решения поставленных вопросов следует ознакомиться с опытом отечественного и зарубежного преодоления проблем в рассматриваемой сфере, выявить основные проблемы и пути их решения на уровне страны и региона.

Продолжением выполнения целевых ориентиров в сфере развития ФКиС после 2015 г. стало принятие Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.

Развитие физической культуры и спорта в городе Санкт-Петербург предусмотрено Государственной программой Санкт-Петербурга «Развитие физической куль-

туры и спорта в Санкт-Петербурге»1 на 2017-2020 гг. (далее — Государственная программа). Рассмотрим основные ее положения.

Финансирование программы запланировано из бюджета г. Санкт-Петербург, федерального бюджета, внебюджетных источников. Объемы финансирования Государственной программы (согласно паспорту2) представлены на рис.

Общий объем финансирования государственной программы на период 2018-2023 гг. должен составить 111 545,091 млн руб. При этом за счет средств бюджета г. Санкт-Петербурга будет получено финансирование в размере 107 325, 974 млн руб.

По предварительным оценкам, к 2023 г. реализация программных мероприятий по сравнению с 2018 г. должна привести к изменениям, представленным на рис.

Кроме того, планируется увеличение уровня обеспеченности спортивными залами до 1,7 тыс. м2 на 10 тыс. населения; увеличение уровня обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями до 8,7 тыс. м2 на 10 тыс. населения; увеличение уровня обеспеченности плавательными бассейнами до 161,0 м2 зеркала воды на 10 тыс. населения.

Стратегией экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г. , утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13. 2014 № 355, установлены следующие целевые показатели:

• доля лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в структуре общей численности населения с ОВЗ, должна достигнуть значения 20%. Реализация программных мероприятий по развитию ФКиС в Санкт-Петербурге

в 2014-2017 гг. позволила получить следующие позитивные изменения основных показателей развития отрасли:

• увеличение численности петербуржцев, систематически занимающихся ФКиС;

• увеличение количества спортивных сооружений;

• отремонтированы и оснащены оборудованием внутридворовые спортивные площадки;

• на базе общеобразовательных учреждений открыты школьные спортивные клубы (ШСК).

Развитие отрасли ФКиС в Санкт-Петербурге осуществляется программно-целевым методом. Стратегическими направлениями отраслевых программ являются:

• развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением;

• развитие спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва;

• развитие инфраструктуры физической культуры и спорта.

Несмотря на позитивную динамику развития ФКиС в Санкт-Петербурге, одной из основных проблем остается недостаточное обеспечение населения объектами спортивной инфраструктуры, в том числе лицам с ОВЗ, инвалидам.

Основными проблемами развития ФКиС в Санкт-Петербурге разработчики программы называют:

1) низкую укомплектованность бюджетных учреждений (районных Центров ФКиС) кадрами;

30 ООО 25 000 20 ООО 15 000 10 000 5000 О

Рис. Объемы финансирования Государственной программы Fig. Amounts of financing of the State program

П Общий объем финансирования

■ Объем финансирования из бюджета г. Санкт-Петербург

Увеличение доли спортсменов, зачисленных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации

Увеличение доли детей и подростков, занимающихся в спортивных организациях

Увеличение охвата населения города спортивно-массовыми и физкультурными мероприятиями

Увеличение доли лиц с ОВЗ, систематически занимающихся

Увеличение доли населения, систематически занимающегося

0 10 20 30 40 50 60

Рис. Ожидаемые результаты реализации государственной программы, % Fig. The expected results of implementation of the state program, %

2) недостаточное количество рекреационных зон в местах массового отдыха, предназначенных для занятий физической культурой;

3) недостаточную материальную базу учреждений ФКиС, которые осуществляют подготовку спортивного резерва;

4) необходимость решения организационных моментов, при переходе учреждений ФКиС на новые федеральные стандарты спортивной подготовки;

5) в развитии спортивной инфраструктуры Санкт-Петербурга замедленные темпы ввода в эксплуатацию новых и реконструкции существующих спортивных объектов. Опыт реализации ФЦП по развитию ФКиС в нашей стране позволил некоторым

исследователям выделить административные и финансовые проблемы в реализации таких программ:

• влияние инфляционных процессов на объемы финансирования;

• срыв сроков ввода объектов ФКиС в эксплуатацию;

Таким образом, можно сделать вывод, что применение программно-целевого подхода в развитии ФКиС на протяжении ряда лет доказало свою эффективность. Позитивная динамика наблюдается в увеличении количества объектов спортивной инфраструктуры, удельного веса лиц, занимающихся ФКиС, в общем количестве населения, росте доступности объектов для занятий лиц с ОВЗ. В то же время, можно отметить неравномерность финансирования по источникам поступления средств для строительства объектов спортивной инфраструктуры по федеральным округам, резкие диспропорции в финансировании приводят к различному уровню реализации и достижения целевых показателей, при котором в некоторых федеральных округах большая часть нагрузки ложится на бюджеты субъектов, что не является верным. Следует усиливать государственное участие в финансировании развития объектов инфраструктуры ФКиС, с одновременной разработкой работающих механизмов привлечения частного капитала. Огромным потенциалом в качестве привлечения инвестиций, обслуживания объектов спортивной инфраструктуры обладает государственно-частное партнерство.

Агеевец В. К вопросу о национальной идее России // Ученые записки университета им. □ П. Лесгафта. 2015. W 5. 9-13. <

Читать также:  Технические трудности мешают передаче информации. Как я могу помочь?

Андросова Г. , Мяконьков В. Экономические аспекты федеральных целевых программ развития физической культуры и спорта // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2018. W У. 14-18.

Баранов В. , Шустин Б. Разработка организационных проблем управления физической культурой и спортом в России // Вестник спортивной науки. 2014. W 5. 3-6.

Березанцева-Низяева Т. Экономические и правовые аспекты физической культуры и спорта // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. W 1. 346-355.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бобровский Е. Модернизация спортивно-технологического оборудования физкультурно-оздоровительных комплексов в разрезе федеральных округов // Карельский научный журнал. 2018. W 1. 192-194.

Бобровский Е. Развитие спортивной инфраструктуры для активизации массового спорта // Карельский научный журнал. 2018. W 1. 101-104.

Воронина В. Динамика развития и финансирование спортивных сооружений в России // Иннов: электронный научный журнал. 201У. W 4.

Григорьев В. , Филиппов С. Перспективы развития физической культуры, спорта и туризма России на основе государственно-частного партнерства // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2014. W 2. 60-66.

Зюкин Д. , Пожидаева Н. , Матушанская Е. Организационно-экономические аспекты развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал. 201У. W 4.

Иванова Ю. Реализация проектов в сфере физкультуры и спорта с применением механизмов государственно-частного партнерства // Образовательные ресурсы и технологии. 201У. W 2. 14-1У.

Корольков Е. Физическая культура и спорт России как перспективная система полного жизненного цикла по укреплению человеческого капитала // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2018. W 5. 138-142.

Котов А. Стратегия Санкт-Петербурга: курс на экономику знаний // Инновации. 2014. W 6. 28-33.

Круглов В. Проблемы и перспективы кодификации спортивного законодательства России // Право. Журнал Высшей школы экономики. 201У. W 4. 165-1У6.

Мануйленко Э. Финансирование физической культуры и спорта в России // Инновации в науке, образовании и бизнесе : Труды XII Международной научной конференции. Калининград, 2014. 24У-249.

Мельник Т. Государственно-частное партнерство в области физической культуры и спорта // Журнал российского права. 2016. W 12. 133-141.

Перькова Е. Создание спортивной инфраструктуры как фактор социально-экономического развития сельских территорий // Карельский научный журнал. 2018. W 1. 154-15У.

Перькова Е. Структура финансирования спортивной инфраструктуры, созданной в субъектах Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. W 1. 215-218.

Перькова Е. Эффективность развития спортивной инфраструктуры по федеральным округам Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал. 201У. W 4.

Сергеев А. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в России // Интерактивная наука. 2016. W 10. 150-153.

Филонов В. , Юдина А. Политический фактор в сфере большого спорта: теоретико-методологические аспекты // Вестник Поволжского института управления. 2018. Том 18. W 1. 106-112.

Черепов Е. , Ненашева А. Современное состояние системы физического воспитания в России: основные проблемы и пути совершенствования // Человек. Спорт. Медицина. 2014. W 3. 5-18.

Jung Woo L. , Maguire J. Global festivals through a national prism // int. rev. for the sociology of sport. 2009. N 44/1. 5-24.

< 24. Kidane F. Sport and Politics. Diplomacy of an Olympic Truce // Olympic Review. 1999. Vol. z N 28. 48-52.

-J 25. Tomlinson A. Olympic spectacle: opening ceremonies and some Paradoxes of Globalization // London, Media, culture and society. 1996. Vol. N 4. 583-602.

Manuylenko E. Financing of physical culture and sport in Russia // Innovations in science, education and business: Works of the XII International scientific conference. Kaliningrad, 2014. 247-249. (In rus)

Kidane F. Sport and Politics. Diplomacy of an Olympic Truce // Olympic Review. 1999. Vol. N 28. 48-52.

About the authors:

Актуальные экономические проблемы физкультуры и спорта

Тема физкультуры, спорта и здорового образа жизни в последние годы стала очень актуальной. Спорт для многих – это залог хорошего самочувствия, высокого иммунитета, здоровья. А еще люди, которые занимаются физкультурной и спортом, могут похвастаться красивым рельефным телом, выносливостью и приподнятым настроением.

Сегодня спорт доступен каждому человеку. Им могут заниматься не только профессиональные спортсмены, но и совершенно обычные люди. Многообразие фитнес-клубов и центров, спортивных площадок, инвентаря позволяет человеку не испытывать недостатка ресурсов для занятий спортом. Иногда достаточно купить пару гантелей и коврик для занятий дома, чтобы поддерживать оптимальную физическую форму. Еще одна популярная форма занятий спортом – бег, утренняя физическая нагрузка в виде зарядки. В целом, доступность спорта и возможностей заниматься физкультурой где угодно и когда угодно породила и некоторые противоречия, но об этом немного позже.

Во времена СССР спорту уделялось очень большое значение. Спортсмены того времени были самыми-самыми, они участвовали в спортивных соревнованиях, ставили невероятные рекорды, многие из которых не побиты до сих пор. Быть спортсменом – значит быть сильным, смелым и иметь определенный статус в обществе. В 90-е годы и в начале 2000-х внимание к спорту заметно снизилось. Но это было связано с тем, что общественность заботила больше экономическая ситуация, а в тот период в стране она была плачевной. Но в конце 2000-х спорт начал возрождаться, появился и интерес к нему. Именно в те годы были разработаны многочисленные программы, в которых регламентировались меры и мероприятия для дальнейшего развития физкультуры и спорта в России. Программы эти были федеральными, соответственно касались всех без исключения. Немало средств было выделено на строительство спортивных объектов по всей стране.

Тренеры были озадачены тем, как взрастить новое поколение талантливых спортсменов, которые могли бы представить Россию на международной арене. Поскольку появилось большое количество спорткомплексов, то туда стали приходить дети и их родители. Именно в этих комплексах раскрывались новые таланты, которые сегодня являются великолепными спортсменами, чьи имена прозвучали на весь мир.

Строительство современных больших спортивных комплексов стало прекрасно инвестицией в развитие человеческого капитала и в развитие новых видов спорта в России.

Повлияла на развитие спорта в России и прошедшая Олимпиада в Сочи. На Красной Поляне действует огромный спортивный комплекс, площадки его оборудованы по последнему слову техники. Сам город преобразился, в него стали приезжать не только российские, но и зарубежные туристы. Инвестиционная привлекательность Сочи в определенный период достигла своего максимума, а причиной этому стали именно спортивные соревнования и события. Таким образом, спорт и физическая культура стали популярны не только среди профессиональных спортсменов, но и среди обычных людей.

Реализация многочисленных программ по развитию спорта требует от государства финансовых и информационных, а также трудовых затрат. Актуализируются экономические проблемы, бюджет страны ограничен, на социальную политику не всегда хватает средств. А именно в социальную политику входит развитие физической культуры и спорта. Поэтому исследователи и аналитики выделяют несколько экономических проблем спорта, которые сегодня очень злободневны:

  • На строительство спортивных объектов в регионах не хватает средств. В крупных городах России с этим проблем не возникает, но вот в менее развитых и небольших городах России со спортивной инфраструктурой есть проблемы;
  • Инновационное спортивное оборудование стоит очень дорого, поэтому многие спортивные комплексы и площадки сегодня по-прежнему располагают старым оборудованием, а некоторые его элементы и вовсе вышли из строя, что чревато травмами.
Читать также:  Почему программа не работает в налоговой инспекции?

Поскольку экономические проблемы сложно решить за короткий период времени, то они накапливаются, наслаиваются друг на друга. Они имеют очень большое значение не для региона, а для всей страны, поскольку недостаток инвентаря снижает конкурентоспособность наших спортсменов на международной арене.

Социальные проблемы физкультуры и спорта

Кроме актуальных экономических проблем специалисты обращают внимание и на современные социальные проблемы спорта и развития этой сферы. Первая проблема – очень слабая поддержка спортсменов и их подготовка в общеобразовательных учреждениях. Это касается и дополнительных занятий, секций и кружков, которые можно было бы организовать для ребенка после занятий. В общеобразовательных учреждениях вообще не делается должного акцента на физкультуру и спорт, дети могут спокойно прогуливать эти занятия, а родители берут справки о медотводе с занятий. Таким образом, роль спорта в мышлении ребенка сразу же приуменьшается, и восстановить авторитет этого вида деятельности бывает весьма непросто. Также все зависит от установок. Для ребенка физкультура – это соревновательные занятия, трудности в выносливости. Но на самом деле спорт – это про формирование образа жизни, как раз развития выносливости и инвестиции в свое здоровье на будущее.

Вторая проблема – нехватка квалифицированного тренерского персонала. Очень мало тренеров высшего уровня, а те, которые есть, не получают должной материальной поддержки. Их работа будто бы совершенно не видна. Из-за этой проблемы спортсмены теряют шанс выйти на профессиональный уровень. Эта проблема влияет на многие ведущие виды спорта, в том числе на футбол и баскетбол.

Сущность управления развитием физической культуры и спорта в Российской Федерации

Управление развитием физической культуры и спорта имеет 3 уровня: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень управления данной сферой призван определять государственную политику в этом направлении, ее стратегические цели и задачи. Региональный уровень управления физической культурой и спортом подразумевает детализацию, выявление специфических проблем развития данной сферы в рамках конкретного региона, определяет направления развития физической культуры и спорта на региональном уровне. Муниципальный уровень управления состоит в определении основных целей и задач развития спорта и физической культуры с учетом возможностей и условий конкретного муниципального образования.

Каждый уровень управления развитием спорта и физической культуры подразумевает выполнение определенных функций.

Федеральный уровень управления развитием спорта и физической культуры выполняет следующие функции:

  • во-первых, выработка стратегии развития спорта и физической культуры в стране;
  • во-вторых, формирование федеральных программ по развитию спорта и физической культуры, обеспечение условий их реализации;
  • в-третьих, осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Региональный уровень управления развитием спорта и физической культуры выполняет следующие функции:

  • определение направлений и задач развития спорта и физической культуры на уровне региона;
  • разработка государственных программ регионального уровня по развитию спорта и физической культуры, обеспечение их реализации;
  • разработка региональных проектов и программ в сфере спорта и физической культуры, включая программы массового приобщения населения спортивным занятиям, обеспечение их реализации;
  • формирование календарных планов, определяющих сроки проведения мероприятий в сфере спорта и физической культуры, обеспечение их реализации;
  • формирование бюджета региона с учетом приоритетов развития спорта и физической культуры.

Муниципальный уровень управления развитием спорта и физической культуры выполняет следующие функции:

  • во-первых, определение направлений и задач развития спорта и физической культуры с учетом особенностей муниципального образования;
  • во-вторых, формирование программ развитие спорта и физической культуры на муниципальном уровне;
  • в-третьих, формирование календарных планов проведения мероприятий физкультурного и спортивного характера на территории муниципального образования.

Характеристика проблем управления развитием физической культуры и спорта

Как любая социальная сфера, сфера спорта и физической культуры в своем развитии сталкивается с рядом проблем, на решение которых направлено управление данной сферой.

К числу проблем развития сферы спорта и физической культуры можно отнести:

  • во-первых, недостаточность финансирования. Многие социальные сферы, в том числе и физическая культура и спорт финансируется по остаточному принципу, обусловленному дефицитностью бюджетной системы. Как результат, средства на развитие спорта и физической культуры выделяются не по нуждам данной отрасли, а по возможностям бюджетной системы. В результате данная сфера не может развиваться полноценно в соответствии с потребностями населения;
  • во-вторых, отсутствие четкого разграничения полномочий между уровнями управления развитием спорта и физической культуры. Данная проблема обуславливает размытость ответственности каждого уровня управления за развитие данной сферы, что отрицательно влияет на это развитие;
  • в-третьих, недостаточность контроля за развитием сферы физической культуры и спорта, в том числе ее финансирования. Низкий уровень контроля порождает возможность злоупотреблений в данной сфере, в том числе при осуществлении государственных и муниципальных закупок для нужд физической культуры и спорта;
  • в-четвертых, отсутствие или недостаточность общественного контроля за развитием физической культуры и спорта. Высокий уровень сосредоточенности управления сферой спорта и физической культуры в руках государством и отказ от массового привлечения общественных организаций в данной сфере снижает эффективность управления ею за счет недостаточной заинтересованности чиновников в ее развитии;
  • в-пятых, равнодушие чиновников к проблемам развития спорта и физической культуры на местном уровне;
  • в-шестых, низкий уровень заинтересованности населения в развитие спорта и физической культуры, обусловленный напряженностью жизни, нехваткой времени на участие в спортивных мероприятиях, низким уровнем дохода и так далее.

Пути повышения эффективности управления сферой физической культуры и спорта

К путям повышения эффективности управления сферой физической культуры и спорта относятся:

  • четкое разграничение полномочий по управлению данной сферой между различными уровнями власти и органами государственного, муниципального управления;
  • увеличение финансирования данной сферы;
  • контроль за расходованием средств, выделенных на развитие физической культуры и спорта, призванный обеспечить эффективное использование этих средств и предотвратить злоупотребление ими;
  • привлечение общественных организаций к управлению в сфере спорта и физической культуры, позволяющих использовать энтузиазм населения и его увлеченность тем или иным видом спорта для его развития;
  • стимулирование чиновников на развитие сферы спорта и физической культуры;
  • стимулирование населения на участие в развитии физической культуры и спорта, спортивных мероприятиях, приобщение населения к здоровому образу жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *