Проблемы и результаты государственной программы «Доступная среда» в 2021 году

19 декабря 2021, воскресенье

30 апреля 2021, пятница

31 марта 2018, суббота

6 марта 2018, вторник

3 марта 2018, суббота

23 февраля 2018, пятница

8 февраля 2018, четверг

16 ноября 2017, четверг

4 апреля 2017, вторник

30 декабря 2016, пятница

21 декабря 2016, среда

3 сентября 2016, суббота

22 июля 2016, пятница

29 апреля 2016, пятница

20 апреля 2016, среда

5 апреля 2016, вторник

3 декабря 2015, четверг

15 октября 2015, четверг

5 мая 2015, вторник

14 апреля 2015, вторник

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Я являюсь волонтёром, состою в волонтёрском отряде «Данко», созданном на базе нашего университета. Одним из объектов нашей волонтёрской деятельности являются инвалиды. Мы сотрудничаем с учреждениями, воспитывающими детей-инвалидов: Областным государственным учреждением социального обслуживания «Шуйский комплексный центр» и специальной коррекционной школой-интернатом VIII вида. И я не понаслышке знаю, как морально тяжело видеть рядом того же ребёнка, страдающего болезнью Дауна или с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Даже в моей группе не все студенты находят в себе силы придти и хотя бы просто познакомиться с такими детьми. А ведь эти детишки ничем не хуже своих здоровых сверстников, они очень добрые и отзывчивые, в отличие от многих здоровых взрослых.

Инвалиды-дети и инвалиды-взрослые – все они люди с теми же чувствами, желаниями и потребностями. Мы должны быть более милосердны, внимательны, чутки к их проблемам. Что такое настоящая «безбарьерная среда» и настоящая забота об инвалидах? Она зависит не от того, сколько государство выделило денег на пандусы, а от обычного человеческого отношения и готовности в любой момент прийти на помощь. А это невозможно профинансировать никакими государственными программами.

  • Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015годы. – 25 с.
  • Конституция Российской Федерации
  • «Создание безбарьерной среды как способ полноценной интеграции людей с ограниченными возможностями в общество». Доклад члена Общественного совета Нечаевой Т. Б.
  • Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – С-Пб: «Питер», 2004. – 316 с.

Сегодня широкая трактовка доступности городской среды предполагает равноправное участие людей с ограниченными возможностями в комплексе социальных миров, во всех сферах жизнедеятельности общества. В узком смысле термин «доступная среда» употребляется как синоним понятию «универсальный дизайн». Немногие задумываются о том, что обычно вещи, которые нас окружают, создаются для среднего пользователя и становятся малодоступными для тех, кто отклоняется от усредненной нормы (например, ребенок не дотягивается до электровыключателя, крючка вешалки или полки кухонного гарнитура, а человеку в инвалидном кресле трудно включить свет в комнате самостоятельно из-за того, что выключатель находится за дверью, и ее необходимо сначала закрыть, затем дотянуться до него и включить свет). Когда строители и инженеры используют принципы универсального дизайна, они, прежде всего, производят продукт для потенциального пользователя с целым рядом характеристик. Инвалидность – только одна из них, но среда, созданная для инвалидов, дает преимущества и другим пользователям

Важность и актуальность в настоящее время приобрела проблема адаптации лиц с ограниченными возможностями в городской среде. Обеспечение их беспрепятственного передвижения, доступа к объектам социальной инфраструктуры и пользования ими осуществляется с целью решения проблем доступности городской среды для лиц с ограниченными возможностями по следующим направлениям:

  • формирование доступной среды для инвалидов к информационным технологиям, учреждениям социальной сферы;
  • обеспечение доступности для инвалидов к услугам культуры, искусства, спорта, а также создание возможностей развивать и использовать их творческий, художественный потенциал;
  • обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления реабилитационных услуг инвалидам.

Это является одним из важнейших условий, того, чтобы человек с инвалидностью мог жить в городе наравне с другими людьми.

Также актуальность данной проблемы заключается в том, что в нашей стране лишь недавно начали осознавать необходимость приспособления инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. Деятельность по формированию безбарьерной городской среды становится эффективной, если включает в себя изучение возможности мобильности инвалидов и характера их жилищно-пространственных нужд. В большей степени именно окружающая среда определяет влияние дефекта или инвалидности на повседневную жизнь человека. Другими словами, человек неполноценен, если он исключен из сфер социальных благ и институтов (семейная жизнь, образование, занятость, передвижение, участие в социальных и политических процессах).

Доступная среда для лиц с ограниченными возможностями включает жилье, транспорт, образование, работу и культуру и является условием их независимой жизни.

Доступная среда жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, которая позволяет таким людям вести независимый образ жизни

Доступность среды — это не только снятие барьеров при передвижении по территории поселения, но и обеспечение доступа ко всем помещениям квартиры, элементам мебели и оборудования, беспрепятственность перемещений из квартиры на улицу и обратно.

Одним из аспектов повседневной жизни, на которую люди с инвалидностью имеют точно такое же право, как и другие, являются нормальные для данного общества требования к окружающей среде и жилищным стандартам. Доступность социального пространства, возможность использования городской инфраструктуры инвалидами, эстетичность реабилитационных приспособлений (колясок, костылей, протезов) являются условиями обеспечения самостоятельности и независимости инвалидов.

Малодоступное городское пространство диктует горожанам пассивный, или напротив агрессивный образ жизни, связанный с постоянным настроем на преодоление препятствий, что не может не наложить отпечаток на характер социальных транзакций и норм поведения в обществе

Зачастую при строительстве зданий и сооружений игнорируются требования закона, касающиеся создания условий доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Иногда условия доступной среды для лиц с ограниченными возможностями оборудуют для галочки, без учета соответствующих требований. Также не всегда доступны те здания, где размещены органы и должностные лица, к которым граждане могли бы обратиться за защитой своих прав.

Лица с ограниченными возможностями сталкиваются с препятствиями в передвижении, которые объясняются отсутствием совершенно элементарных вещей, которые становятся «ловушками» для них: подъезды и лестницы не оборудованы лифтами, перилами и пандусами, тротуары покрыты ямами.

Не развитая в полной мере доступная городская среда зачастую подталкивает лиц с ограниченными возможностями на мысль о том, смогут ли они благополучно добраться до определенного объекта (больница, магазин, музей и др.

Исходя из наблюдений, можно сказать, что в г. Нижнекамске постепенно совершенствуется создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями. Для удобства их передвижения закуплены специальные трамваи и автобусы, установлены пандусы и удобные съезды для инвалидов при входах в подъезды и на первых этажах.

Однако недостаточно провести только отдельные виды работ, например, установку пандусов для инвалидов-колясочников, но также необходимо комплексное дооснащение объектов, которые обеспечат доступность для всех категорий инвалидов – по слуху, по зрению, с нарушениями опорно-двигательных функций и т.

Создание доступной городской среды для каждой категории лиц с ограниченными возможностями включает различные способы усовершенствования безбарьерного пространства. Для инвалидов с дефектами зрения, а также полностью слепых, должно быть обеспечено получение необходимой звуковой и тактильной информации. Для инвалидов с дефектами слуха и полностью глухих, должна быть обеспечена хорошо различимая визуальная информация. Для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе на кресле-коляске или с дополнительными опорами должны быть изменены параметры проходов и проездов, предельные уклоны профиля пути, качество поверхности путей передвижения, оборудование городской среды для обеспечения информацией и общественным обслуживанием, в том числе транспортным.

Вновь строящиеся объекты, в соответствии с действующими правовыми актами, необходимо проектировать по принципу «универсального дизайна», т. делать их максимально удобными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или проведения специальных работ.

Создание доступного пространства для лиц с ограниченными возможностями направлено на развитие услуг, которые помогут покончить с барьерами, препятствующими инвалидам их полноправному участию в жизни общества.

1Наберушкина, Э. Доступность городской среды для инвалидов / Э. Наберушкина // СОЦИС. – 2010. — №9. – 160 с. 58-64.

2 Романов, П. Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации в Российской Федерации. Анализ основных результатов исследования / П. Романов, Е. Ярская-Смирнова, С. Вайтфилд, С. Келли. , 2009.

Читать также:  Три исправления для языковой проблемы программы, приводящей к появлению крапинок вместо русских букв

3Парк Р. Город как социальная лаборатория. Современная западная социология / Авт. -сост. Соколова, Л. Титаренко. Минск: Тесей, 2008.

Важным индикатором цивилизованного общества является способность поддерживать людей, имеющих особые потребности в повседневной жизни. К таким людям относятся инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья, лишенные полноценной жизнедеятельности.

Для самого большого «меньшинства» в мире, общества инвалидов, ежедневно сталкивающегося с различными формами дискриминации, особенно важно улучшение их социального положения и условий жизни, внимание которым уделяется не только в каждой стране в отдельности, но и в международном масштабе. Большим шагом в данном вопросе было международное сотрудничество в области защиты прав инвалидов, выражающееся в принятии Организацией Объединенных Наций «Декларации о правах инвалидов» (1975г. ), а также принятие и ратификация государствами мира «Конвенции о правах инвалидов» (2006г. ), которые ознаменовали своим появлением признание правового статуса данной категории людей, смену устоявшегося отношения подходов к инвалидам и лицам с ОВЗ на национальном и государственном уровнях.

В Российской Федерации на законодательном уровне принят ФЗ от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», которым определяются требования к доступной среде, а именно: физическая доступность (ст. 15); информационная доступность (ст. 14 и 15); порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи (ст. 15); инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности (ст. 15); привлечение полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов (ст. 33). Также была принята Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012г. №1297 (в редакции Постановления Правительства РФ от 31 марта 2017г. №371) Государственная Программа Российской Федерации «Доступная среда», рассчитанная на период с 2011г. по 2020 г. Целью данной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. Данная программа призвана обеспечить равный доступ инвалидов к жизненно важным объектам и услугам в основных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Необходимо обеспечить равный доступ инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству. Принятые законодательные акты направлены на проведение работы в обществе по изменению мировоззрения и отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо изменить устоявшиеся мнения людей о данной группе населения, призвать относиться к инвалидам, как к достойным членам общества.

В целях выявления отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и определения уровня развития доступной среды для людей с ОВЗ был проведен социологический опрос. Участниками данного опроса были респонденты в возрасте от 18 до 45 лет, которым был задан вопрос: «Какие, на ваш взгляд, основные проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды в России ежедневно?». Из предложенных на выбор ответов, 27% респондентов отмечали, что основные проблемы и трудности инвалидов связаны с перемещением по городу, не приспособленным для передвижения людей с ОВЗ городским транспортом, а также сложностями с входом/выходом из дома (неприспособленность тротуаров, отсутствие пандусов, отсутствие лифта, узкие дверные проходы и пр. Отсутствие в медицинских учреждениях оборудования, необходимого для полноценного лечения отметили 13% опрошенных. 12% респондентов обратили внимание на враждебное или бестактное, грубое отношение окружающих к инвалидам. Недостаточный размер пособий и сложность получения положенных льгот указали 11% участников опроса. Проблемы с обеспечением необходимыми лекарствами заметили 10%. Проблемы с трудоустройством и недоступность современных технических средств реабилитации (инвалидных колясок, протезов и пр. ), отсутствие нужного количества экономически доступных реабилитационных центров отметили равное количество респондентов — по 9%. В свою очередь, ограниченность в выборе досуга, развлечений назвали 7% опрошенных. 2% участников при ответе на вопрос заметили, что на сегодняшний день в России у инвалидов не существует проблем с доступной средой.

В ходе социологического исследования было выявлено, что уровень развития доступной среды для инвалидов в нашем обществе развивается не на должном уровне. Существуют проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Развитие доступной среды необходимо каждому члену общества в равной мере, поэтому в наших интересах всеми силами способствовать развитию данного процесса.

Таким образом, идеология формирования исключительного пространства, в котором отсутствуют всевозможные барьеры и препятствия, предполагает, что отношения, складывающиеся в цепочке «инвалид — среда — общество» строятся так, что меняться должны последние, а не наоборот, как это было принято считать долгие годы. Развитие концепции доступного пространства направлено на создание и совершенствование механизмов, которые помогут покончить с преградами, препятствующими инвалидам их полноправному участию в жизни общества.

«Декларация о правах инвалидов», принятая резолюцией 3447 на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975г

Конвенция ООН «О правах инвалидов», принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 7 января 2006г

Федеральный Закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

Государственная Программа Российской Федерации «Доступная среда», принятая Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012г. №1297 (в редакции Постановления Правительства РФ от 31 марта 2017г. №371).

Библиографическое описание

По оценкам Всемирной организации здравоохранения на 2013 г, более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это соответствует почти 15 % населения мира. От 110 миллионов (2,2 %) до 190 миллионов (3,8 %) людей 15 лет и старше испытывают значительные трудности в функционировании. Более того, показатели инвалидности возрастают в связи со старением населения и ростом бремени хронических нарушений здоровья. К сожалению, они нередко сталкиваются с негативным отношением, недоступностью транспорта и общественных зданий и ограниченной социальной поддержкой. Обеспечение доступной среды и беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям, транспорту и информации — одно из фундаментальных прав человека. И в наших силах обеспечить такое право всем гражданам без исключения.

Ключевые слова:доступная среда, ограниченная социальная поддержка, инвалидность.

По состоянию на 1 января 2012 года в Рязанской области общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 8 640 км, из них региональных 6 511 км, федеральных — 502 км, местных — 1620 км. Протяженность освещенных частей улиц составляет 1530 км (83 %). Подземные водостоки имеют только 103 км улиц (6,4 %).

По такому показателю, как удельный вес улиц и дорог с твердым покрытием в черте населенных пунктов наша область находится на уровне других областей центра России.

Сейчас в Рязанской области проживает около 161 тысяч людей с ограниченными возможностями -14 % от общей численности населения, сообщает региональное министерство социальной защиты населения. В Рязани проживает 63,5 тысячи граждан, имеющих инвалидность, что составляет 12 % от общего количества населения города, в том числе 1432 ребенка-инвалида.

Лица преклонного возраста (60 лет и старше), люди с ограниченными возможностями, дети школьного возраста (8–11 лет), люди с детскими колясками, беременные женщины- все они составляют МГН и нуждаются в создании беспрепятственной среды и транспортной доступности города Рязани.

Государственная программа «Доступная среда» не обошла стороной и наш город. Региональным правительством утверждена долгосрочная целевая программа «Доступная среда» постановлением от 28 сентября 2012 года N 278 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Доступная среда» на 2013–2015 годы», которая будет реализована в 2013–2015 годах. Ее цель — создание безбарьерной среды и создание равной доступности для всех жителей Рязанской области в таких сферах, как здравоохранение, образование, социальная защита, спорт. Контроль за исполнением настоящего постановления возложен на заместителя Председателя Правительства Рязанской области Т. Панфилову и Губернатора Рязанской области О. Ковалева.

По данным РЯЗАНСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ФОРУМА от 10 октября 2013г из бюджета города выделены средства, и проводятся работы по оборудованию пандусами административных зданий по следующим адресам: ул. Радищева, д. 28, Московское шоссе д. 18, ул. Горького, д. 1, ул. Введенская, д. 107, ул. Вознесенская, д. 51а.

В Рязани курсируют 8 низкопольных автобусов (рисунок 1) и 10 троллейбусов, оборудованных для перевозки инвалидов-колясочников и оснащенных системой ГЛОНАСС.

Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНА́СС, GLONASS) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Одна из двух функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации

Хотелось бы отметить, что Рязань является одним из первых городов России, использующих спутниковую систему навигации на общественном транспорте. С помощью системы доступа через интернет к данным движения общественного транспорта граждане могут получить точную информацию о времени прибытия на любую остановку автобуса, троллейбуса или маршрутного такси.

Читать также:  Вопрос об обеспечении прав покупателей при заключении лицензионного договора на использование компьютерной программы

При проведении дорожных работ на тротуарах и проезжей части в состав работ включается устройство «колясочных съездов», при проведении капитальных ремонтов входных групп объектов социальной сферы также осуществляется обустройство «колясочных съездов» при наличии технической возможности проведения данных работ.

Большая работа, направленная на создание условий для беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам социальной инфраструктуры, выполнена в рамках ведомственной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Рязани на 2011–2013 годы».

Кроме того, на стадионе «Золотые купола» предусмотрен подъезд инвалидов к стадиону и на футбольное поле. Спортивный комплекс «Локомотив» оборудован подъездом для инвалидов-колясочников к парковой зоне, а также специальными местами на стоянке автотранспорта. Также доступен для всех маломобильных групп населения Центральный спортивный комплекс. Определены места для инвалидов, которые находятся перед гостевыми трибунами. В центре спортивных единоборств «Комета» для инвалидов-колясочников оборудован проезд со двора.

Учреждения культуры уделяют большое внимание социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями. В рамках реализации ведомственной целевой программы развития «Культура города Рязани» проведены работы по обустройству пандусов в двух центральных городских библиотеках, библиотеке-филиале № 7 ЦБС, в МБУК «Муниципальный культурный центр», МАУК ДК «Приокский». В течение года были направлены предложения в ДЦП «Доступная среда» на 2013–2016 годы на сумму более 2 млн. руб. , предусматривающие оборудование пандусов (6 библиотек), перил (10 библиотек), туалетов, расширение входных проемов, приобретение программного обеспечения для работы слабовидящих на ПК с изображением и звуком в библиотеках города.

Напротив Центрального автовокзала в надземном пешеходном переходе стоят два лифта для МНГ Schindler (Швейцария). Они отлично справляются со своей работой. Плюсы таких лифтов в пешеходных переходах:

—          пользоваться могут люди с ограниченными возможностями, также использующие инвалидное кресло, люди преклонного возраста, которые с трудом преодолевают препятствия в виде лестниц;

—          возле вокзалов, как правило, есть скопление людей с сумками и чемоданами, что, кстати, очень большой плюс для них;

В микрорайоне Канищево на входе Рязанского федерального перинатального центра установлен подъемник для инвалидов.

Сделано немало, но людей, допустим, использующих инвалидное кресло, по- прежнему можно встретить на улице очень редко. Это говорит о неприспособленности улиц, тротуаров, зданий, парков, транспорта для беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями, к ним, также, относятся незрячие люди и слабослышащие, люди с нарушением опорно-двигательной системы.

Если в рамках программы устанавливают пандусы и перила у зданий общественного доступа, это еще не означает создание безбарьерной среды. Отдельные вкрапления немногим облегчают передвижение людям с ограниченными возможностями, и то, как это ни печально, многие приспособления сделаны «для галочки», а для использования совсем непригодны. Например, во многих местах невооруженным глазом видно, что уклон пандуса слишком крутой.

Встречаются весьма абсурдные ситуации, которые говорят о халатном отношении к реализации программы «Доступная среда».

Нужно предусмотреть передвижение людей в целом: от выхода их из дома до входа в объект. Выход- путь- вход. Выполнение этих условий максимально приспособит окружающую среду, город, к свободному передвижению МГН. Если выход и вход хотя бы пытаются приспособить для свободного передвижения, то путь остается без внимания. Необходимо создать беспрепятственное передвижение, как по тротуарам, так и в общественном транспорте. И как уже было сказано, в Рязани действуют всего 8 низкопольных автобусов и 10 троллейбусов, оборудованных для перевозки инвалидов-колясочников и оснащенных системой ГЛОНАСС. Кроме того, в транспорте не всегда объявляют остановки вслух, что актуально для незрячих людей, и повсеместно отсутствуют титры в помощь слабослышащим. В Рязани практически ничего не предусмотрено для самостоятельного ориентирования и получения необходимой информации слабослышащих и незрячих людей, разве что только светофоры на пешеходных переходах оснащены звуковым оповещением, и то не везде.

Основные термины (генерируются автоматически): Рязанская область, Рязань, общественный транспорт, безбарьерная среда, ведомственная целевая программа, долгосрочная целевая программа, инвалидное кресло, ограниченная социальная поддержка, преклонный возраст, свободное передвижение.

В статье авторами проводится анализ существующей на сегодня проблемы доступной среды для маломобильных групп населения и мероприятий по их устранению.

Ключевые слова:маломобильные группы населения, доступная среда, люди с ограниченными возможностями.

Мы, также, помним, что к МГН относятся люди преклонного возраста от 60 лет. По оценкам ООН, население мира в возрасте 60 лет и старше на 2013 г составило 809 миллионов человек (11 %). По прогнозам ООН, к 2050 году их численность составит 2,03 миллиарда человек (22 %).

По подсчетам Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации вместе с другими федеральными структурами, почти каждый пятый житель России (33,1 млн. человек) находился в возрасте старше трудоспособного(по состоянию на 1 января 2013 года).

Только за последний год численность лиц старше трудоспособного возраста возросла на 667,0 тысяч человек (с 32 433 на 1 января 2012 г. до 33 100 на 1 января 2013 г. ) и составила 23,1 % в общей численности населения. Примечательно, что в некоторых субъектах Российской Федерации она доходит почти до 28 %. Максимальный удельный вес пожилых граждан зафиксирован в Тульской и Рязанской областях (27,8 % и 27,2 %), минимальный — в Ямало-Ненецком автономном округе, Чеченской Республике и Республике Ингушетия (7,9 %, 8,0 % и 8,7 %, соответственно).

Доля населения старше 60 лет в 2000 и 2050 годах по прогнозу ООН, %

Страна
2000 г. 2050 г. Австралия
16. 3
28. 2

Бразилия
7. 8
23. 6

Великобритания
20. 6
34. 0

Германия
23. 2
38. 1

Индия
7. 6
20. 6

Канада
16. 7
30. 5

Китай
10. 1
29. 9

Российская Федерация
18. 5
37. 2

США
16. 1
26. 9

ЮАР
5. 7
13. 7

Япония
23. 2
42

К началу 2021 года (по высокому варианту прогноза Росстата) доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения вырастет до 27 %, а их численность составит 39,4 млн. человек, в возрасте 65 лет и старше — 22,9 млн. человек, в возрасте 80 лет и старше –5,5 млн. человек, в возрасте 85–89 лет -1,032471 млн. чел; 90–94 лет -231875 чел; 95–99 лет -58148; 100 лет и выше -7 266 чел.

Благодаря, данной статистике, мы видим, что число людей преклонного возраста увеличивается, что тем более обязывает приспособить окружающую среду для их безопасного передвижения и транспортной доступности. Создать «безбарьерную среду».

Как правило, именно люди с ограниченными возможностями испытывают проблемы с мобильностью, — это люди, использующие инвалидную коляску, незрячие и слабослышащие люди, — огромное количество людей, которых мы редко видим на улице, в театрах, магазинах. Ежедневно каждый из них, если только отважится выйти на улицу, сталкивается с недружелюбным городским пространством, ведь подавляющее большинство архитектурных объектов и объектов городской инфраструктуры совершенно неприспособленно к нуждам этих людей. Нет пандусов, нет подъемников на крыльцах зданий, в том числе — социального назначения (банков, больниц, образовательных учреждений и пр. ), отсутствует голосовое оповещение на светофорах у дорожных переходов, или находится в нерабочем состоянии там, где есть. В транспорте не всегда объявляют остановки вслух, что актуально для незрячих людей, и повсеместно отсутствуют титры в помощь слабослышащим.

Обеспечение доступной среды и беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям, транспорту и информации — одно из фундаментальных прав человека. И в наших силах обеспечить такое право всем гражданам без исключения, не допуская абсурдных ситуаций, представленных ниже на рисунке 1:

Проблемы и результаты государственной программы "Доступная среда" в 2021 году

Рис. Пандусы.

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики. Доступная среда — это физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с учётом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с ограниченными физическими возможностями вести независимый образ жизни. Недостаточно провести только отдельные виды работ (например, установку пандусов для людей, передвигающихся на инвалидных колясках), необходимо комплексное дооснащение объекта, обеспечивающее его доступность для всех категорий инвалидов — по слуху, по зрению, с нарушениями опорно-двигательных функций, и прочих МГН.

Если программа Доступная среда реализуется в Российской Федерации с 2011 года, то в европейских странах и США подобные программы внедряются уже давно и среда максимально приспособлена для нужд обозначенных групп населения.

В Европе и Америке можно обнаружить наличие самых разнообразных приспособлений, помогающих таким людям вести полноценный образ жизни: это разного вида пандусы, особые лифты в домах и подъемники в метро, специально оборудованные автобусы, стоянки для инвалидов, тактильные дорожки и т. Такое положение вещей обусловлено тем, что в развитых странах работа по адаптации среды для этих групп населения ведется уже очень давно.

Проблемы и результаты государственной программы "Доступная среда" в 2021 году

Проблемы и результаты государственной программы "Доступная среда" в 2021 году

Рис. Различные виды подъемников для инвалидов.

В 1975 году ООН приняла Декларацию о правах инвалидов, а затем появилось еще несколько документов международного уровня: Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982 год), Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и др.

Читать также:  Если при установке на стационарный компьютер он выдает ошибку "с закрытием программы или поиском решения проблемы в Интернете" и подробно отвечает на вопрос

Проблемы и результаты государственной программы "Доступная среда" в 2021 году

Рис. Тактильная плитка.

Все эти законодательные инициативы в развитых странах успешно воплощаются в жизнь, и на сегодняшний день инвалид-колясочник в Европе или в США чувствует себя вполне комфортно. Это достигается за счет строгого следования принципу непрерывности безбарьерной среды. Для сравнения: в России на данный момент существуют лишь обрывочные, эпизодические вкрапления элементов, облегчающих передвижение инвалидам. Например, пандусы для инвалидных колясок позволяют колясочнику беспрепятственно заехать в сбербанк, но никого особо не волнует, как он доберется до самого здания, ведь ни выехать из своего дома, ни совершить поездку в автобусе, ни пересечь проезжую часть люди этой категории не имеют возможности. Заграницей же на деле работает требование не допускать никаких элементов, которые не только могут затруднить или сделать невозможным передвижение человека на коляске, но и вообще будут препятствовать какой-либо его деятельности.

Из зарубежного опыта обустройства городской среды важно перенять стремление следовать принципу непрерывности на тех территориях, где людям приходится бывать наиболее часто. Среди таких мест можно выделить тротуары и пешеходные дорожки во дворах, подходы к общественным зданиям, аллеи в парках и скверах, перекрестки, остановки общественного транспорта, подходы к киоскам, банкоматам и др.

Таким образом, мы видим, что не достаточно просто установить единичные пандусы для инвалидных колясок, чтобы реально достигнуть поставленной цели — сохранить социальную полноценность такой значительной части граждан страны, как инвалиды. Однако опыт Европы и Америки демонстрирует, что задача построения доступной среды становится вполне выполнимой, если проявить старание и добросовестность, а также правильно вложить средства. Как ни странно, россиянам следует поучиться у зарубежных коллег и элементарной любви к ближнему, без которой невозможно решить поставленную задачу действительно качественно.

Проблемы и результаты государственной программы "Доступная среда" в 2021 году

Рис. Крыльцо дома, оборудованное пандусом

Паспорт Государственной программы «Доступная среда» на 2011–2015 гг.

Основные термины (генерируются автоматически): доступная среда, Российская Федерация, США, инвалид, Америка, безбарьерная среда, маломобильная группа населения, общая численность населения, преклонный возраст, трудоспособный возраст.

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Проблемы реализации программы «Доступная среда» и пути их решения

Проблемы реализации программы «Доступная среда» и пути их решения. doc

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам, а также
промокод

на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

На современном этапе развития российского общества, целевая федеральная программа «Доступная среда», как  в России в целом, так и в Московской области в частности, предназначена первостепенно для обеспечения людей с инвалидностью комплексом более удобных и качественных жизненных условий функционирования. Процесс реализации данной программы, как на федеральном, так и на региональном уровне должен способствовать улучшению качества медицинского обслуживания инвалидов и созданию благоприятных условий для их вовлечения в процесс общественной жизни в тех или иных сферах жизнедеятельности. Согласно ожидаемым результатам реализации данных программ инвалиды получат целый спектр возможностей, которыми пользуются в государстве обычные люди. Основные моменты, которые регламентируются здесь – это:
— объективность оценок, способствующих повышению уровня доступности всех объектов и услуг государственного и социального назначения для людей с ограниченными возможностями;
— наличие равноценного доступа ко всему спектру реабилитационных средств и услуг для людей, которые имеют инвалидность;
— повышение качества функционирования государственной системы медико-социальной экспертизы. Однако практическая деятельность исполнения данных моментов, как в государстве в целом, так и в отдельных регионах, не соответствует заявленным результатам. На основании этого в рамках данной исследовательской работы будут рассмотрены основные проблемы реализации программы «Доступная среда» для такой категории граждан, как инвалиды Московской области, и представлены варианты их решения.

Основные проблемы реализации программы «Доступная среда для инвалидов» в Московской области
Основной целью долгосрочной целевой программы Московской области «Доступная среда» на 2012-2015 годы» являлось формирование к 2015 году в Московской области условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Однако, как показала практика, в процессе реализации данной программы возник ряд проблем:
Ряд трудностей, связанных с несовершенством нормативно-правового обеспечения реализации программы «Доступная среда». Комплекс проблем, касающихся административно-организационной деятельности. Наличие показателя неприспособленности общественных частей жилых помещений к потребностям инвалидов. Итак, несовершенство нормативно-правовой базы здесь заключается первоочередно в том, что нет четкого определения основных понятий путей перемещения или передвижения инвалидов. Это касается таких аспектов, как пешеходные зоны, тротуары, пешеходные переходы, дворовые дороги. Так же стоит отметить, что ни одним из законодательных документов Московской области не предусмотрено, что целый комплекс требований доступности окружающей среды для инвалидов строится на неотделимом улучшении тех или иных условий при производстве капитального ремонта

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

и получи доступ ко всей экосистеме Автор24

Основные проблемы реализации программы «Доступная среда для инвалидов» в Московской области
Основной целью долгосрочной целевой программы Московской области «Доступная среда» на 2012-2015 годы» являлось формирование к 2015 году в Московской области условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Однако, как показала практика, в процессе реализации данной программы возник ряд проблем:
Ряд трудностей, связанных с несовершенством нормативно-правового обеспечения реализации программы «Доступная среда». Комплекс проблем, касающихся административно-организационной деятельности. Наличие показателя неприспособленности общественных частей жилых помещений к потребностям инвалидов. Итак, несовершенство нормативно-правовой базы здесь заключается первоочередно в том, что нет четкого определения основных понятий путей перемещения или передвижения инвалидов. Это касается таких аспектов, как пешеходные зоны, тротуары, пешеходные переходы, дворовые дороги. Так же стоит отметить, что ни одним из законодательных документов Московской области не предусмотрено, что целый комплекс требований доступности окружающей среды для инвалидов строится на неотделимом улучшении тех или иных условий при производстве капитального ремонта. Что же касается вопросов перемещения инвалидов по улицам, то здесь стоит остановиться на таком моменте, как отсутствие соответствующих предупреждающих знаков, информирующих о нахождении в данном месте технических съездов для инвалидов, а так же отсутствие тех или иных видов административных наказаний за «непреднамеренное» преграждение съезда для инвалидов. Комплекс проблем, касающихся административно-организационной деятельности, заключается первостепенно в том, что на сегодняшний день достаточно небольшое количество магазинов, аптек, торгово-развлекательных центров и иных организаций Московской области, которые могут быть востребованы инвалидами в процессе их жизнедеятельности, не оснащено специализированными устройствами, способствующими беспрепятственному их посещению инвалидами. Так, например, большая часть представленных учреждений не оборудовано не только специализированными лифтами, но даже не имеет пандусов. Данный факт касается и большей части общественного транспорта. Одной из главных проблем на сегодняшний день является невозможность привлечения организаций, не выполняющих требования доступности для инвалидов. Возникает проблема из-за несогласованности действий федеральных и местных органов социальной защиты населения. Так же стоит отметить, что достаточно остро встает вопрос о трудоустройстве и реабилитации инвалидов. Не все организации способны принять на работу человека с проблемами здоровья. Да и не каждый инвалид сможет поверить в себя и пойти на такой шаг. Немаловажен факт того, что согласно отчету по реализации рассматриваемой программы все средства, выделяемые на создание условий по вопросам доступной среды для инвалидов в Московской области, все средства потрачены по назначению:
— 2012 год — 309473 тыс. рублей;
— 2013 год — 762545 тыс. рублей;
— 2014 год — 239313 тыс. рублей;
— 2015 год — 239393 тыс. рублей
Однако на практике столь малые суммы, выделенные в каждом из представленных годов, практически не заметны. Это может быть обусловлено, как с точки зрения недофинансирования данного вопроса, так как суммы достаточно малы в соотношении с потребностями, так и тем моментом, что часть их просто была направлена не по назначению. На основании представленных выше проблемных моментов, автором исследовательского проекта будет разработан комплекс рекомендаций в сфере решения проблем по реализации программы «Доступная среда» для инвалидов Московской области в рамках государственной программы Московской области «Социальная защита населения Московской области» на 2014-2018 годы»

Оплатите реферат или закажите уникальную работу на похожую тему

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.