Проблемы решает программа «Нурлы Кош» (7, 170)

«Нурлы кош» —
(каз. Нұрлыкөш; букв. «светлая кочёвка»,
«светлый переезд») государственная
программа Республики Казахстан для
рационального расселения и содействие
в обустройстве: этническим иммигрантам;
бывшим гражданам Казахстана, прибывшим
для осуществления трудовой деятельности
на территории Республики Казахстан;
гражданам Казахстана, проживающим в
неблагополучных районах страны. В
настоящее время реализуется программа
на 2009—2011 годы. Программа утверждена
постановлением Правительства Республики
Казахстан от 2 декабря 2008 года № 1126. Для
достижения цели Программы предусматривается
решить следующие задачи:

  • стимулирование
    расселения участников Программы в
    соответствии с потребностями экономики
    в трудовых ресурсах и для реализации
    прорывных проектов;
  • разработка
    и реализация новых механизмов социальной
    поддержки участников Программы;
  • обеспечение
    участников Программы жильём путём
    кредитования жилищного строительства
    и покупки жилья;
  • обеспечение
    устойчивой занятости участников
    Программы;
  • совершенствование
    нормативной правовой базы регулирования
    миграционных процессов

Правительство
Казахстана оказывает оралманам
необходимую социальную помощь и
поддержку. В настоящее время с учётом
единовременного пособия, средств для
приобретения жилья, возмещения расходов
по проезду и провозу имущества, каждой
семье, в среднем состоящей из 5 человек,
выделяется 833 тыс. тенге. Всеморалманам
обеспечена доступность медицинского
обслуживания, образования и социального
обеспечения; они отнесены к одной из
целевых групп, в отношении которых
применяются меры содействия занятости. Более 66 % оралманов трудоспособного
возраста заняты в различных сферах
производства, каждый четвёртый занят
в сельском хозяйстве.

Для оказания помощи
оралманам при областных акиматах
(администрациях области) созданы Советы
оралманов, которые занимаются изучением
и решением вопросов оралманов в новых
условиях проживания

ВЫВОД:Реализация
Программы позволит:упорядочить процессы
этнической, внутренней и внешней
миграции и подчинить их интересам
социально-экономического развития
регионов;повысить качество жизни
значительной части этнических и
внутренних мигрантов;стимулировать
возвращение высококвалифицированных
специалистов, ранее выехавших из
Казахстана;предупредить возникновение
социальных рисков, связанных с трудностями
адаптации и интеграции мигрантов,
безработицей и стихийной миграцией;обеспечить
дальнейшее развитие процессов
национальной консолидации, укрепление
социальной стабильности и согласия,
улучшение демографической ситуации

«Нурлы кош» — программа действий

Глобализация экономики и неравномерность социально-экономического развития стран привели к тому, что миграция населения приобрела в современном мире беспрецедентное значение. Активным участником мировых миграционных процессов за годы независимости стала и Республика Казахстан. Социально-экономическая стабильность, устойчивый экономический рост и повышение уровня жизни, отсутствие межнациональных конфликтов, большая территория и выгодное геополитическое положение превратили Казахстан в один из центров притяжения миграционных потоков.

С первых лет независимости регулирование миграционных процессов относится к одному из важных направлений государственной политики. Создано и в соответствии с динамикой миграционной ситуации совершенствуется миграционное законодательство. В 1997 году были приняты Закон «О миграции населения» и отраслевая Программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001—2010 годы, основными целями которой являлись обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, создание всех необходимых условий по реализации прав мигрантов, а также укрепление государственной безопасности страны. Также Правительством страны принята «Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007—2015 годы», которая направлена на совершенствование существующих и развитие качественно новых механизмов управления миграционными процессами в Республике Казахстан.

В настоящее время в миграционной ситуации прослеживаются следующие тенденции. Начиная с 2004 года, отмечается положительное сальдо миграции. В рамках стран СНГ основные миграционные потоки связаны с Россией, Украиной и странами Средней Азии; среди стран дальнего зарубежья — с Германией. Со странами СНГ (за исключением Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины) сальдо миграции положительное. Сокращается и миграционная убыль: с Российской Федерацией с 1999 по 2007 год — в три раза, Белоруссией — в шесть, Украиной — в семь раз.

Центральное место в миграционной политике Республики Казахстан занимает регулирование этнической миграции. Начиная с 1993 года, переселение этнических мигрантов регулируется установлением квоты иммиграции. Квота эмиграции оралманов в последние годы (2005—2008 гг. ) составляла 15 тысяч семей. С 2009 года, в соответствии с поручением Главы государства, квота иммиграции оралманов будет увеличена до 20 тысяч семей в год.

Казахстан является одной из немногих стран, которая провозгласила и реализует этническую миграционную политику, отвечающую чаяниям многочисленной казахской диаспоры, проживающей за рубежом. Начиная с 1991 года, Республика Казахстан приняла более 703 тысяч этнических казахов. Вместе с ростом инновационных потребностей экономики увеличивается трудовая миграция. В условиях урбанизации и структурных изменений в экономике значительные масштабы приобрела внутренняя миграция населения.

На протяжении всех лет государство оказывает оралманам необходимую социальную помощь и поддержку. В настоящее время с учетом средств на жилье, единовременного пособия, средств на возмещение расходов на переезд и провоз багажа каждой семье, в среднем состоящей из пяти человек, выделяется порядка 833 тысяч тенге. В стране функционируют 14 центров временного размещения оралманов. С 2008 года начали свою работу центры адаптации и интеграции оралманов в Караганде, Шымкенте и селе Аксукент Южно-Казахстанской области. Начато строительство типового центра адаптации в городе Актау.

Реализуемые в центрах программы адаптации предусматривают консультирование по правовым вопросам, обучение государственному языку и по желанию — русскому языку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Всем оралманам обеспечена доступность медицинского обслуживания, образования и социального обеспечения; они отнесены к одной из целевых групп, в отношении которых применяются меры содействия занятости. Более 66 процентов оралманов трудоспособного возраста заняты в различных сферах производства; каждый четвертый занят в сельском хозяйстве.

Одновременно усиливаются и другие миграционные потоки.

Процессы глобализации экономики превратили внешнюю трудовую миграцию в инструмент быстрого реагирования на потребности рынка труда. В условиях определенного дефицита квалифицированных кадров в составе местных трудовых ресурсов привлечение иностранной рабочей силы стало необходимым условием обеспечения потребностей экономики Казахстана.

В целях защиты внутреннего рынка труда и интересов местного персонала, минимизации ущерба занятости и заработкам граждан РК Правительство РК устанавливает и контролирует соблюдение квоты на ввоз ИРС, проводит политику замены иностранных специалистов местными кадрами (в текущем году квота составляет 132 тысячи человек, а привлечено около 60 тысяч человек).

Министерством на постоянной основе осуществляется контроль за деятельностью работодателей, по соблюдению законодательства о привлечении иностранной рабочей силы. За 11 месяцев 2008 года прошли профессиональную подготовку или переподготовку 18,5 тысячи казахстанских граждан, повышение квалификации — 32,6 тысячи человек и заменено 2,3 тысячи иностранных специалистов на казахстанские кадры.

В соответствии с принятыми на себя международными обязательствами Республика Казахстан принимает и обеспечивает социальную защиту беженцев. Статус беженца присваивается на один год и ежегодно пересматривается территориальными органами Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. На первое октября 2008 года в Казахстане зарегистрировано 527 беженцев. Большинство из них (523 человека) выходцы из Афганистана. 95 процентов беженцев проживают в городе Алматы, остальные — в Южно-Казахстанской области.

Для быстрейшей адаптации мигрантов к новым условиям проживания и интеграции в казахстанское общество, по поручению Главы государства Нурсултана Назарбаева Министерством разработана программа «Нурлы кош», которая утверждена Постановлением Правительства РК. Целью Проекта является рациональное расселение этнических казахов, соотечественников, проживающих за рубежом, и граждан Казахстана, проживающих в неблагоприятных регионах страны в интересах демографического и социально-экономического развития регионов и реализации потенциала мигрантов.

Программа «Нурлы Кош» ставит своей целью рациональное расселение и содействие в обустройстве этническим иммигрантам, а также вернувшимся на родину для проживания бывшим гражданам Казахстана. Разработчиком Программы выступает Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Для достижения поставленных целей государство намерено заинтересовать участников Программы в расселении в соответствии с потребностями экономики в трудовых ресурсах, привлекать их к реализации прорывных проектов. Участники программы будут обеспечены жильем, путем кредитования жилищного строительства и покупки жилья, и устойчивой работой. Сроки реализации Программы — 2009—2011 годы.

Финансирование Программы будет осуществляться за счет и в пределах средств республиканского и местных бюджетов, а также из других не запрещенных законодательством РК источников.

По данным разработчиков, всего на реализацию Программы в 2009—2011 годах потребуется 197 795,6 миллиона тенге. В том числе из республиканского бюджета в 2009 году — 17 551,5 миллиона тенге; в 2010 году — 85 267,3 миллиона тенге; в 2011 году — 76 737,7 миллиона тенге. Из местных бюджетов — в 2009 году — 25,8 миллиона тенге; в 2010 году — 5 208,9 миллиона тенге; в 2011 году — 4 946,6 миллиона тенге. Из других источников: в 2009 году — 7 207,2 миллиона тенге; в 2010 году — 850,6 миллиона тенге.

Расходы на реализацию Программы в 2010—2011 годах будут корректироваться и уточняться в зависимости от ситуации.

Реализация Программы позволит упорядочить процессы этнической, внутренней и внешней миграции и подчинить их интересам социально-экономического развития регионов; повысить качество жизни значительной части этнических и внутренних мигрантов; стимулировать возвращение высококвалифицированных специалистов, ранее выехавших из Казахстана; предупредить возникновение социальных рисков, связанных с трудностями адаптации и интеграции мигрантов, безработицей и стихийной миграцией; обеспечить дальнейшее развитие процессов национальной консолидации, укрепление социальной стабильности и согласия, улучшение демографической ситуации в стране.

заместитель председателя Комитета миграции МТСЗН РК

Государственная программа «Нурлы Кош» и значение.

Поможем в ✍️ написании учебной работы

Программа ставит своей целью рациональное расселение и содействие в обустройстве этническим иммигрантам, а также вернувшимся на родину для проживания бывшим гражданам Казахстана. Разработчиком Программы выступает Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Для достижения поставленных целей государство намерено заинтересовать участников Программы в расселении в соответствии с потребностями экономики в трудовых ресурсах, привлекать их к реализации прорывных проектов. Участники программы будут обеспечены жильем, путем кредитования жилищного строительства и покупки жилья, и устойчивой работой. Сроки реализации Программы — 2009—2011 годы. Правительство Казахстана оказывает оралманам необходимую социальную помощь и поддержку. В настоящее время с учётом единовременного пособия, средств для приобретения жилья, возмещения расходов по проезду и провозу имущества, каждой семье, в среднем состоящей из 5 человек, выделяется 833 тыс. тенге. В стране функционируют 14 центров временного размещения оралманов. Создана и совершенствуется информационная база данных «Оралман», которая в дальнейшем будет интегрирована в создаваемую единую информационную систему социальной сферы, что позволит оперативно оказывать этническим иммигрантам полный перечень социальных услуг. Реализация Программы позволит упорядочить процессы этнической, внутренней и внешней миграции и подчинить их интересам социально-экономического развития регионов; повысить качество жизни значительной части этнических и внутренних мигрантов; стимулировать возвращение высококвалифицированных специалистов, ранее выехавших из Казахстана; предупредить возникновение социальных рисков, связанных с трудностями адаптации и интеграции мигрантов, безработицей и стихийной миграцией; обеспечить дальнейшее развитие процессов национальной консолидации, укрепление социальной стабильности и согласия, улучшение демографической ситуации в стране. Безусловно, прграмма «Нурлы кош» имеет важное значение для будущего Казахстана. Возвращение казахов на свою историческую родину способствует, в первую очередь, увеличению населения нашей страны. Как известно Казахстан, обладая огромной территорией, имеет малочисленное население, по сравнению с другими странами. Плотность населения РК очень низкая. Также возвращение наших соотечественников способствует

171. Демографическое развитие современного Казахстана. Казахстан, чтобы сохранить свою территориальную целостность и безопасность, должен по максимуму увеличить свое население, как за счет внутреннего резерва (увеличение рождаемости и уменьшение смертности), так и за счет внешнего резерва (этнических казахов). Есть еще один резерв; это те народы, которые живут в других государствах, являются близкими по многим параметрам к казахскому народу, и которые хотят жить в Казахстане. В Китае, России, Венгрии, Турции, Иране, Афганистане, Ираке проживают многие тюркские этносы, которые хотели бы жить в Казахстане. Казахстан, имея огромную территорию (девятую в мире), имеет малочисленное население. Так сложилась судьба, что в 20 веке казахский народ не умножал свое население, как многие соседи, а терял в большом количестве, к тому же потерял элиту и цвет нации. В результате голода 1931-32 годов, а также активной миграции за пределы Казахстана, удельный вес казахов, составлявших в 1926 году 57,1 % от всего населения республики, снизился в 1939 до 38 %, а в 1959 году доля казахов не превышала 30 %. В 1970 году в Казахстане проживало 13 млн. чел. , в том числе 4,2 млн. составляли казахи и 5,5 млн. — русские. В 1979 году из 14,7 млн. жителей казахов насчитывалось 5,3 млн. , а русских — 5,9 млн. человек. Численность населения Республики Казахстан по итогам переписи населения 2009 года составила 16. 004,8 тыс. человек, увеличившись на 1. 022,9 тыс. (на 6,8%) человек по сравнению с переписью 1999 года. Перепись зафиксировала тенденцию к росту числа жителей Казахстана, сменившую период падения 2000 годов. Перепись зафиксировала тенденцию к росту числа жителей Казахстана, сменившую период падения 2000 годов. Это объясняется сокращением эмиграции европейских этносов, увеличением темпов роста численности казахов и сокращением темпов убыли русских и немцев. Самыми многочисленными национальностями по итогам переписи являются, как и раньше, казахи (10,1 млн. ) и русские (3,8 млн. Численность казахов в первом десятилетии 2000-х гг. продолжала быстро расти. По сравнению с 1999 г. количество увеличилось на 1/4, а по сравнению с 1989 г. – более чем в полтора раза. Доля неказахского населения страны неуклонно сокращается с момента провозглашения независимости. Тому есть несколько причин: Высокая рождаемость среди сельских казахов (естественный прирост составляет более 200 тыс. в год); По специальной программе репатриаций в страну ежегодно прибывает более 100 тыс. казахов; Низкая рождаемость других этносов и их эмиграция из страны на историческую родину.

172. Миграционная политика современного Казахстана. Интеграция Казахстана в международное пространство неизбежно привела к необходимости включиться в процесс регулирования миграционных процессов на глобальном уровне. Наша страна присоединилась к Конвенции о статусе беженцев и еще к 15 международным конвенциям по организации труда, ратифицировано Соглашение о сотрудничестве с международной организацией миграции. В РК разработана и утверждена Концепция миграционной политики на 2007-2015 годы, в которой определены основные принципы и задачи, направленные на совершенствование существующих и развитие качественно новых механизмов управления миграционными процессами. Однако несмотря на положительные сдвиги в области народонаселения, говорить о полном решении данной проблемы не приходится. Положительного сальдо миграции удалось добится благодаря увеличению прибывающих в нашу страну. Число же уезжающих из страны остается неизменным, но оно безусловно меньше, чем было в 90-х годах прошлого века. Стабилизация экономической ситуации в Казахстане способствует адаптации населения к жизненным условиям в нашей стране, тем более, что представители других национальностей, родившиеся и выросшие в Казахстане, обладают высоким чувством патриотизма. В этом отношении сегодня велика роль, возложенная Президентом Нурсултаном Назарбаевым на Ассамблею народа Казахстана, ведь благодаря ее вкладу в сохранение и укрепление мира и согласия в стране. Что касается вопросов иммиграции, то здесь позиция государства прослеживается более четко. За годы независимости на историческую родину, благодаря политике государства, вернулось около миллиона этнических казахов из разных стран. Кроме того, успешно реализуется программа «Нұрлы көш», перед которой стоит цель рационального расселения и содействия в обустройстве не только этнических иммигрантов, но и бывших граждан страны некоренной национальности. Учитывая, что на иммиграцию ложится одна из основных задач поэтапного улучшения демографической ситуации, то ее роль, скорее всего, будет с каждым годом расти. А в связи с тем, что большинство оралманов прибывает из стран, где принято в семье иметь много детей, увеличение квот на переселенцев вполне обоснованно. В регионах страны работают специальные центры адаптации, где оралманам оказывается консультативная помощь, помощь в профессиональной переквалификации. С учетом, что плотность населения в Казахстане остается одной из самых низких, в сравнении с подавляющим большинством других стран (5,7 человека на кв. км), проблемы народонаселения будут остро стоять у нас еще достаточно долго. Однако за годы своей независимости страна стала активным участником мировых миграционных процессов. В первую очередь это было обусловлено тем, что у нас наблюдается социально-экономическая стабильность. Устойчивый экономический рост, повышение уровня жизни, отсутствие межнациональных конфликтов, большая территория и выгодное геополитическое положение сегодня делают Казахстан привлекательным для привлечения миграционных потоков.

173. Послание 2011 года Президента РК. 28 января 2011 года Президент РК вытсупил со своим очередным посланием народу Казахстана. Обращение к народу в год 20-летия независимости страны стало максимально социально ориентированным. Президент сделал акцент на мерах, которые позволят улучшить благосостояние каждого казахстанца. Президент говорит о целях стратегического плана на ближайшие 10 лет. ВВП вырастет не менее чем на 30%. Так же уверенно — о наших будущих успехах в сельском хозяйстве. Мы уже — один из крупнейших экспортеров зерна. А станем еще и экспортером мяса. В республике начинается реализация беспрецедентного проекта по развитию мясного животноводства. Но главная мысль послания 2011 года — это модернизация социальная. Нурсултан Назарбаев определяет шесть ключевых направлений, по которым страна будет работать, чтобы достичь главной цели — улучшить благосостояние каждого казахстанца. Образование, здравоохранение, развитие языков, социальная защита и занятость, развитие жилищно-коммунальной сферы и обеспечение чистой питьевой водой. То есть уже на 20-й год своей независимости Казахстан готов решать эти важные для жизни каждого человека проблемы на совершенно новом уровне. К примеру, в здравоохранении особая роль отводится транспортной медицине, чтобы ни один не остался без квалифицированной помощи врача. В деле развития водоснабжения — иной подход к финансированию и привлечение частного капитала. Президент поручает правительству разработать механизм стимулирования накопления и софинансирования ремонтов нашего жилья. Пришла пора, и у нас появилась возможность заметно обновить жилищно-коммунальное хозяйство. А еще в республике будет реализована принципиально новая стратегия занятости. Сфере образования уделено особое внимание. Она должна стать помощником в реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана. Тот уровень, на котором находится сегодня система образования, не достаточно высок. По мнению Главы государства, требуется новый толчок для ее развития. Ориентиром должен стать новый Назарбаев университет, который уже работает по новой инновационной модели образования.

infopedia. su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

171. Демографическое развитие современного Казахстана

Программа
демографического развития Республики
Казахстан на 2001 — 2005 годы разработана
в соответствии с постановлением
Правительства Республики Казахстан
от 17 августа 2000 года N 1272 «О Концепции
государственной демографической
политики Республики Казахстан»
(далее — Программа) и рассчитана на 5
лет. Программа нацелена на регулирование
основных процессов в естественном и
механическом движениях населения
страны: рождаемости, смертности и
миграции путем принятия мер по улучшению
состояния репродуктивного здоровья и
стимулированию рождаемости, снижению
смертности населения, регулирования
миграции. Демографическая ситуация в
Казахстане за последние годы оценивается
как неблагоприятная в силу значительного
для республики снижения рождаемости,
высокого уровня смертности и значительного
миграционного оттока населения. Снижение
уровня рождаемости, начавшееся в
последнее десятилетие прошлого века,
в основном обусловлено издержками
переходного периода.

Ухудшаются
показатели репродуктивного здоровья
населения: аборт увеличивает частоту
гинекологических заболеваний, приводит
к невынашиванию, повышает перинатальную
заболеваемость, анемия остается одной
из главных проблем здравоохранения,
наблюдается рост числа заболеваний
репродуктивной системы у мужчин. Серьезное
влияние на уровень смертности и
сокращение ожидаемой продолжительности
жизни оказывают неблагоприятная
экологическая обстановка, дефицит
питьевой воды и ее качество (почти
четверть населения Казахстана
сталкивается с этой проблемой),
несбалансированное и недостаточное
питание, несоблюдение санитарно —
гигиенических норм, ограниченная
доступность к своевременному и
полноценному медицинскому лечению. Изменения
в этнической структуре населения
обусловлены как различием в естественном
движении населения по национальностям,
так и миграцией репатриантов (оралманов)
и эмиграцией лиц других национальностей
на свою историческую родину. Целью
Программы является выработка и реализация
комплексных решений для преодоления
негативных тенденций в демографических
процессах и на этой основе достижение
роста численности населения.

1) стабилизация
рождаемости и ее рост в долгосрочной
перспективе до уровня, обеспечивающего
расширенное воспроизводство населения;

2) уменьшение
смертности, увеличение средней
продолжительности жизни населения,
улучшение состояния здоровья населения;

3) укрепление
института семьи;

4) сокращение
отрицательного сальдо миграции;

5) рост качества
жизни населения.

ВЫВОД:Принятие
действенных мер, заключающихся не
только в проведении активной информационно
— пропагандисткой работы, но и в
мобилизации ресурсов, включая финансовые,
является осознанной необходимостью. Главными, определяющими факторами
современной демографической ситуации
является рождаемость и увеличение
ожидаемой продолжительности жизни,
снижение смертности и сокращение
отрицательного сальдо миграцииПри
благоприятном сочетании обстоятельств,
а именно при темпах экономического
роста, соответствующего целям повышения
уровня материального благосостояния
и социального развития населения,
возможен рост численности населения
до 22 млн. человек в 2030 году. К косвенным
результатам Программы следует отнести:

1) снижение уровня
абортов и заболеваний, передающихся
половым путем, особенно среди подростков;

2) в определенной
степени устранение дисбаланса во
внутренней миграции и создание основ
для рационального размещения населения
с учетом его жизненных условий и
государственной потребности развития
производительных сил, которое будет
способствовать повышению уровня жизни
населения.

Как известно, программа «Нурлы кош» предполагает расселение оралманов и населения, проживающего в неблагополучных территориях страны, по трем зонам республики: Северной, Центральной и Южной. Первый регион охватывает и нашу область, в целом в нем планируется разместить за годы реализации программы до 350 тысяч переселенцев, которые будут работать в сельском хозяйстве и заниматься реализацией проектов по обеспечению продовольственного пояса Астаны. За прошлый год в область приехало 434 семьи из Китая, Монголии, России, Узбекистана, Таджикистана — всего лишь часть из имевшихся для переселенцев 1020 квот. Как отметил директор облдепартамента Комитета по миграции Едыге Исенов на проведенной пресс-конференции, прибывших оказалось меньше, чем планировалось. Сказалось влияние мировой экономической ситуации: возникли затруднения с продажей имущества на местах их проживания, получением виз. Но в области сбоев с предоставлением жилья для переселенцев не было. В прошлом году для 276 семей оралманов построено 138 двухквартирных домов, часть приезжих уже получила свое жилье. Реализация же пилотного проекта «Нурлы кош» в регионе продолжается. С марта начнется строительство двух 36-квартирных домов для семидесяти семей в г. Степногорске стоимостью 56 тысяч тенге за один квадратный метр. Квота для иммигрантов этого населенного пункта будет выше — если для разместившихся оралманов в поселке с. Красный Яр единовременное пособие составляет 755 тысяч тенге, то степногорцам — 918 тысяч. К ним применяется поправочный коэффициент. Предполагается, что в этот промышленный город люди будут переезжать из Узбекистана, в частности, из г. Равшана, который имеет идентичную хозяйственную структуру, и специалисты будут востребованы на предприятиях Степногорска

171)Демографическое развитие современного Казахстана

Безопасное и устойчивое развитие любой страны зависит не только от динамики политических, экономических, социальных и экологических процессов, но и от динамики демографического развития, поскольку население страны представляет как цель, так и фактор развития. Поэтому Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в октябре 1997г. в своем послании народу страны «Казахстан-2030» поставил задачу: «В ранг ведущих приоритетов национальной безопасности должна быть выдвинута сильная демографическая и миграционная политика. Если наши государственные органы по-прежнему будут относиться к этому безучастно, то мы на пороге XXI века войдем вслед за Россией в ситуацию «демографического креста», когда численность населения снижается уже не только из-за процессов внешней миграции, но и естественным образом. Эта тенденция должна быть немедленно остановлена».

В 2000 г. на конференции, посвященной вопросам демографического развития в Казахстане, руководитель представительства Фонда народонаселения ООН в Казахстане А. Альжанова сообщала: «По данным ООН, в 1997 году в мире насчитывалась 51 страна с низким показателем рождаемости населения. Большинство из них на том или ином этапе развития предпринимало определенные усилия по улучшению демографической ситуации при помощи разработки политики по народонаселению». Несмотря на национальные особенности такой политики в каждой стране, все они связаны с основными демографическими процессами — рождаемостью и смертностью населения, а также с его перемещением или миграцией.

Численность и состав населения. По числу жителей Казахстан занимает четвертое место среди стран постсоветского пространства после Российской Федерации, Украины и Узбекистана, по размеру территории — второе место (после Российской Федерации). Вместе с тем Казахстан остается одной из самых малонаселенных стран мира. Плотность населения на 1 января 2009 г. в республике составила всего 5,6 человека на один квадратный километр.

С обретением республикой в 1991 г. государственной независимости, началом трансформационных процессов и расширением возможности возвращения отдельных этнических групп на историческую Родину, в Казахстане, как и ряде других стран СНГ, в численности и структуре населения произошли значительные изменения.

В результате снижения рождаемости и определенного роста смертности, а также значительного отрицательного сальдо миграции, превышающего естественный прирост населения, с 1992 г. численность населения республики имела тенденцию снижения вплоть до конца 2001г. Начиная с 1 января 2002г. , в результате заметного увеличения рождаемости населения, притока иммигрантов и значительного снижения эмиграции, наметился ее рост и на 1 января 2009г. она составила 15778,2 тыс. человек. Общая численность населения страны по сравнению с 1991г. , когда в республике проживало 16358,2 тыс. человек, уменьшилась, ее убыль на 1 января 2009г. составила 580,1 тыс. человек, или 3,5%.

Структура населения по полу формируется в основном под влиянием демографических и социально-экономических факторов. В гендерном аспекте в Казахстане сложилось соотношение с заметным перевесом доли женского населения. На 1 января 2009г. численность мужчин составила 48,1% и женщин — 51,9% от всего населения. На 1000 женщин приходится 928 мужчин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *