Проблемы управления и контроля рассматриваются в программах от рождения до школы

Воспитатель, Детский сад, Татарстан, г. Набережные Челны

Актуальность рассматриваемой темы заключается в следующем.

До начала перестроечного этапа в нашей стране все детские сады работали по единой Типовой программе. Однако после чреды политических и экономических преобразований наступил период модернизации системы учебно-воспитательной работы с детьми. В итоге сегодня существует практика индивидуального выбора общей стратегии образовательной деятельности с малышами, осуществляемой педагогическими кадрами дошкольных образовательных учреждений. Одним из самых актуальных направлений признана программа «От рождения до школы», созданная под кураторством Н. Вераксы.

Происходящие сегодня кардинальные изменения в образовательной системе определили новые потребности в сфере педагогической деятельности и привели к необходимости модернизации системы управления и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

Правительство Российской Федерации сделало ряд существенных шагов в рамках повышения качества и эффективности дошкольного образования. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей потребовало нового подхода к осуществлению преемственности дошкольного образования, построения новой модели выпускника дошкольного учреждения, что определило обеспечениенепрерывности, прогрессивности, адаптивности образовательного процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют.

Организация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений и выражающиеся в их переходе на качественно новый этап развития.

В связи с чем, разработана программа «От рождения до школы», с целью обеспечения полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленного на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Программа «От рождения до школы» является стратегической основой действий руководителя и педагогического коллектива, выступает в качестве перспективного плана, этапа работы дошкольного образовательного учреждения в режиме развития, та как для полноценного развития образовательного учреждения необходимо построение проекта его деятельности на ближайшую перспективу, учитывающий модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования ее составляющих.

С помощью данной Программы коллектив дошкольного образовательного учреждения реализует свою специфическую модель развития, учитывающую реальную обстановку и условия, выполняющую определенный социальный заказ, обеспечивающую конкретную результативность.

Программа разработана в рамках осуществления государственной политики в системе образовательных учреждении. Содержание программы опирается на актуальный уровень развития детского сада, потенциальные возможности коллектива и руководства, ожидания родителей. Система управленческих действий заложенных в Программу затрагивает всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, администрацию, родителей. Программа акцентирует внимание на формирование развивающей среды образовательного учреждения, профессиональное мастерство педагогов, совершенствование управления и качество воспитательно — образовательного процесса, а также обеспечение гарантированных результатов развития каждого ребенка.

Программа строится на понимании специфики дошкольного образования, зависимости его от социально — экономических условий страны и региона.

Цель исследования – определить управленческий аспект повышения эффективности программы «От рождения до школы» в детском саду.

Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд следующих задач:

  • Провести теоретический анализ проблемы исследования в научной литературе;
  • Оценить эффективность программы «От рождения до школы» в МБДОУ;
  • Определить основные направления по совершенствованию управления реализацией программы «От рождения до школы» в МБДОУ .

Объект исследования – МБДОУ.

Предмет исследования – управленческого аспекта программы «От рождения до школы» в подготовительной группе МБДОУ.

Методы исследования: анализ теоретических исследований в области управленческой деятельности в образовательных организациях, социологические исследования, статистический анализ, наблюдение, опрос.

Научная новизна исследования заключается в научном обосновании и содержательном описании управленческих аспектов программы «От рождения до школы» в детском саду.

Читать также:  Государственная программа РФ "Доступная среда"

Практическая значимость магистратской работы заключается в глубоком исследовании и анализе управленческого аспекта программы «От рождения до школы» в МБДОУ и определении направлений по его совершенствованию, что делает возможным использование изложенного материала при изучении данной темы и в практической деятельности.

Магистратская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первой главе раскрыты теоретические основы управленческого аспекта программы «От рождения до школы» в детском саду. В данной главе рассмотрены: содержание, цели и задачи программы «От рождения до школы»; сущностные и отличительные особенности программы «От рождения до школы» с учетом инновационных установок ФГОС ДО; управленческий аспект внедрения программы «От рождения до школы» в детском саду.

Во второй главе проведены Эмпирическое исследование эффективности программы «От рождения до школы»в МБДОУ. В данной изложена характеристика выборки и методов исследования, проведено обсуждение результатов исследования и даны управленческие рекомендации по повышению эффективности программы «От рождения до школы» в МБДОУ.

По программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» работает более 70 процентов детских садов России. В 2019 году издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» выпустило инновационную версию программы, которая вызвала у педагогов немало вопросов. Отвечает на них генеральный директор издательства, один из авторов программы Эльфия Минимулловна Дорофеева.

Проблемы управления и контроля рассматриваются в программах от рождения до школы

– Нужны ли занятия в детском саду?

– Этот вопрос показался мне очень актуальным. С одной стороны, очень странно – мне казалось, что это уже всем понятно. С другой стороны, я вижу, что до сих пор нет понимания, как к этому относиться.

– Имеет ли инновационное издание програм­мы «От рождения до школы» гриф «Рекомендовано Министерством про­свещения»?

– Экспертного совета в Министерстве просвещения нет с 2004 года. Последняя программа, которая получила гриф «Рекомендовано министерством образования», была наша «Программа воспитания и обучения в детском саду», изданная в 2004 году.

Проблемы управления и контроля рассматриваются в программах от рождения до школы

В настоящее время экспертный совет при Министерстве просвещения по дошкольному воспитанию упразднен, соответственно министерство рекомендации больше не выдает.

Федеральный институт развития образования создал навигатор программ. В этот навигатор включаются программы, прошедшие экспертизу методических советов, которых у нас несколько по стране.

Наша программа, безусловно, в навигаторе представлена.

– Означает ли, что выход инновационного издания отменяет работу по четвертому изданию, и что предыдущая версия программы себя изжила?

– Ни в коем случае! Программа «От рождения до школы» – инновационная, но она основана на предыдущей редакции программы, расширена за счет некоторых изменений и дополнений. Они касаются, в первую очередь, современных инновационных технологий, которые мы рекомендуем к использованию, потому что мир изменился, появились новые технологии.

Проблемы управления и контроля рассматриваются в программах от рождения до школы

Одна из важнейших задач, которые решает современное дошкольное образование, –это развитие личности. Как воспитывать личность, как развивать в процессе занятий, в процессе каждодневного общения, какие для этого нужны технологии – инновационное издание программы «От рождения до школы» содержит ответы на все эти вопросы.

Мы предлагаем вводить инновации постепенно, когда коллектив к этому готов, не требуется всем от всего отказаться, всё разрушить и начинать сначала. Об этом даже речи нет. Одна из главных особенностей новой программы – это пространство детской реализации.

Проблемы управления и контроля рассматриваются в программах от рождения до школы

В инновационной программе обозначены 7 принципов дошкольного образования, 6 из них были обозначены раньше. В новой редакции добавлен седьмой принцип – это пространство детской реализации – то, о чем писал Николай Евгеньевич Веракса. Об этом, казалось бы, всем было известно, однако этим не руковод­ствовались, поэтому эти постулаты и эти золотые принципы мы впервые вычленили и четко обозначили, коротко сформулировали и ими нужно руководствовать во взаимодействиях с детьми, как на занятиях, так и вне занятий.

Читать также:  Проектно-исследовательская работа «Проблемы молодой семьи в оценках российских социологов и молодёжи

Золотые принципы дошкольного образования помогут вам общаться с детьми в нужном формате, поэтому главные изменения в программе – это то, как мы взаимодействуем с детьми. Не так важно, чему мы учим – конкретно знает ли он домашних животных, тех или иных, то есть нет какого-то перечня предметных знаний, которые ребенок должен знать к школе.

Проблемы управления и контроля рассматриваются в программах от рождения до школы

Дошкольный возраст не предусматривает ни экзаменов, ни какого-то контроля знаний, умений и навыков, однако готовность к школе, тем не менее, мы определяем, ориентируясь на то, какие образовательные результаты ожидаем получить к началу школы. То есть мы понимаем, что нужно для этого дела и наша задача, безусловно, чтобы ребенок был готов в школе, был готов к жизни, то есть у него были бы развиты способности, чтобы он обладал достаточными навыками, знаниями, достаточными для того чтобы учиться в школе, чтобы у него была мотивация к учебе.

Главное – это то, что инновации надо вводить, в том объеме, в котором вы к ним готовы и, безусловно, часть из них требует обучения, часть – просто знаний.

– Изменится ли структура непосредственной образовательной деятельности?

– Смотря, что вы понимаете под структурой. Изменится, в первую очередь, то, как мы взаимодействуем с детьми, и здесь помогут семь золотых принципов дошкольной педагогики, еще раз я повторю, вам нужно про них знать, помнить, и особенно это касается занятий, которые мы проводим с детьми.

Проблемы управления и контроля рассматриваются в программах от рождения до школы

– Очень много было вопросов про утренний и вечерний круг.

– Утренний и вечерний круг вводить желательно, но в том случае, если вы к нему готовы, потому что мы стали наблюдать, что в детских садах вводится утренний и вечерний круг, но фактически они проводятся в форме фронтального занятия, когда дети сидят, просто изменилась форма посадки, и если они раньше за столиками сидели, теперь их сажают в кружок, и воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Это не совсем то, что подразумевается под утренним и вечерним кругом. Их задачи, определенные в программе «От рождения до школы», это в первую очередь развивающий диалог, то есть диалог, который развивает у детей коммуникационные, когнитивные и регуляторные способности. Поэтому мы готовим небольшую брошюру о том, как этот утреннюю круг нужно проводить, а также вкратце расскажем об этом на бесплатных вебинарах.

Проблемы управления и контроля рассматриваются в программах от рождения до школы

Воспитателям нужно хоть раз пройти тренинг, чтобы понять и почувствовать, что же это такое – круг, и что такое развивающий диалог, как уметь слышать голос ребенка и как утренние взаимодействия с детьми превратить в один из элементов пространства детской реализации. Один из важнейших элементов формирования личности ребенка – когда мы даём ему возможность и подумать, и высказываться, и себя проявить.

– Почему в новой редакции программы технология утреннего и вечернего круга не расписана?

– Технологии в программе не расписываются, потому что программа – это, в первую очередь, основные принципы, то есть как мы организуем свою деятельность, какие различные технологии там могут использоваться, и поэтому технологии расписываются в методических пособиях, конспектах, сценариях, дидактических пособиях, но не внутри программы. Этим программа отличается от дидактического пособия, поэтому в программе утренний круг в должной мере не расписан, но мы постарались, тем не менее, достаточно подробно о нем написать, чтобы хотя бы было понятно, о чем идет речь.

Читать также:  Не обновляются приложения на iPhone​ — Вот 13 методов

– Особо волнует, как организовать круг в разновозрастной группе, если детям от 3 до 8 лет.

– Это очень сложно, и я плохо представляю, чтобы можно было организовать круг в разновозрастной группе. Если в ней очень много детей и один воспитатель, думаю, что это практически невозможно, потому что, конечно, малыши требуют отдельного внимания. Круг забирает фактически всё внимание педагога.

Проблемы управления и контроля рассматриваются в программах от рождения до школы

По правильной технологии, в идеале, круг должен проводиться, когда минимум двое-трое взрослых – это идеальный вариант. А если один воспитатель, это возможно, но очень трудно, а если много, очень много детей, круг фактически смыкается с фронтальным занятием, но фронтальное занятие проводить в форме урока – это должно быть просто под запретом. То есть на уроке мы детей учим, а у них нет заинтересованности, у них нет участия в процессе, а это бесполезно, нужно уметь взаимодействовать с детьми так, чтобы они были активными участниками процесса, чтобы были заинтересованы в том, что мы им даем, что рассказываем. Тогда занятие будет соответствовать своим принципам. А если мы усаживаем детей на стульчики и требуем дисциплины, чтобы они не вертелись, и излагаем им какой-то материал, который в общем-то не интересен, то в дошкольном возрасте это бесполезно и даже вредно.

– Вот крик души, кто-то написал – конечно, очень тяжело работать, когда 30 человек в группе на одного воспитателя, и дети разные, и от педагога требуется колоссальное мастерство.

– Неудивительно, что многие переходят на командный стиль общения, потому что кажется, что проще заставить детей сидеть молча, чем увлечь процессом. Но это только кажется, если мы переходим на директивные методы полностью, то создается иллюзия, что в группе все спокойно. Для детей это крайний вариант и 25 детей – то что было допустимо по СанПиН в советское время. 30 детей – это очень много, но можно работать. В некоторых детских садах где-то по 40–50 детей в группе. Это действительно трудно, это, пожалуй, самая острая проблема в нашем дошкольном образовании, когда соотношение взрослого к количеству детей в группе 1 к 30 и больше.

Проблемы управления и контроля рассматриваются в программах от рождения до школы

Мы эту проблему обсуждали на форуме «Ориентиры детства» и направили соответствующее послание в администрацию президента, где обозначили эту проблему как очень тяжелую, и мы надеемся, что к нашему посланию отнесутся конструктивно.

Если взрослых не хватает, то личностные рамные технологии применять невозможно. Оптимальный размер детской группы – чтобы было 15 детей и двое взрослых. Это то, что возможно, например, в частных детских садах, студиях развития, там они могут это обеспечить. В государственном детском саду, конечно, это сделать невозможно и в первую очередь из-за того, что это непосильная ноша для государства. Такого бесплатного дошкольного образования, как в России, наверное, нет нигде. Государство тратит колоссальные средства на то, чтобы содержать детские сады, чтобы платить зарплату, у нас строятся здания, оснащаются оборудованием, поэтому, конечно, это колоссальная доля бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *