Программа для детей с проблемами и поддержка разума в трудные времена

Программа для детей с проблемами и поддержка разума в трудные времена

Цели и задачи программы

Основные направления, формы и методы работы консультационного центра

Ожидаемые результаты реализации проекта

Содержательный раздел программы

Механизм реализации программы

Функциональные обязанности специалистов консультационного центра

Содержание процесса оказания помощи.

Содержание работы педагога-психолога

Содержание работы учителя-логопеда

Содержание работы воспитателя

Содержание работы старшего воспитателя

Содержание работы заведующей ДОУ

III. Организационный раздел

Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач инновационной программы

Условия организации и порядок работы консультационного пункта

Критерии оценки качества оказания услуг Консультативным центром

Ожидаемые результаты реализации Программы деятельности консультативного центра

Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач инновационной программы

Нормативныеусловия
Имеющиеся ресурсы

Положение о консультационном центре по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законных представителям детей, посещающих/не посещающих ДОУ, в том числе, детей с ОВЗ). Состав консультационного пункта «Клуб мудрых мам». Режим работы консультационного центра. План работы консультационного пункта. Формы заявлений, обращений, журнала учета, анкета для родителей, договора о предоставлении консультационных услуг. Кадровые условия
Педагоги, работающие в консультационном центре, владеют современными образовательными технологиями и постоянно повышают свою профессиональную квалификацию:- старший воспитатель;- учитель-логопед;- педагог-психолог;- воспитатель. Материально-техническиеусловия
Для предоставления консультационных используются кабинеты дополнительного образования, которые оборудованы:- необходимой мебелью: шкафы для пособий, столы;- интерактивное оборудование

Планируемые ресурсы

Нормативные условия
Режим работы консультационного центра. План работы консультационного центра. Формы заявлений, обращений, журнала учета, договора о предоставлении консультационных услуг. Кадровые условия
Обучение педагогов, работающих в КЦ

Материально-техническиеусловия
Для развития групповых форм консультирования:- мультимедийная установка;- ноутбук с программным обеспечением;- телевизор. Для тиражирования информационных материалов:- цветной принтер;- игровое оборудование. — оборудование по программе «Доступная среда»(пандус, кнопка вызова)

Цели и задачи программы

Цель: создание условий, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области развития, обучения и воспитания детей средствами тьюторского сопровождения семьи.

  • создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования развития и воспитания детей, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет средствами тьюторского сопровождения семьи;
  • пропаганда позитивного и ответственного отцовства и материнства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно –нравственных традиций семейных отношений;
  • повышение квалификации педагогических работников МАДОУ Детский сад № 107 по вопросам развития родительской компетентности, ответственного родительства, их подготовка к тьюторскому сопровождению.

Программа направлена на:

  • сотрудничество на договорной основе с различного рода организациями, занимающимися вопросами раскрытия творческих способностей детей;
  • сотрудничество на договорной основе с Центром психологической поддержки г.Уфа;
  • консультирование очное, дистанционное и выездное;
  • работа со специалистами, входящими в «Сеть тьюторского сопровождения семьи» — создание мониторинга удовлетворённостью предоставляемых услуг;
  • творческие и психолого-педагогические семинары педагогов, родителей;
  • организация и проведение научно-практических конференций для родителей на базе детского сада по вопросам развития творческих способностей и роли родителей в определении и развитии способностей у детей;
  • публикации статей в средствах массовой информации, на сайте ДОУ.

Введение

Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители, лежат именно в детстве. Поэтому главной задачей является оказание консультативной поддержки родителям по актуальным направлениям дошкольного образования.

На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна.

Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. Стимулирование творческого развития в дошкольном возрасте способствует повышению обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Высокий уровень интеллектуального развития, способности к творчеству, умению самостоятельно познавать – всё это является основными факторами успешного обучения и предупреждения школьной дезадаптации.

В связи с этим настоящая программа МАДОУ Детский сад № 107 соответствует современным тенденциям развития дошкольного образования.

Основные направления, формы и методы работы консультационного центра

Целевая аудитория получения услуги:

Получатели услуг являются гражданами различных категорий:

  • родители (законные представители) детей;
  • граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Очная консультация (индивидуальная и групповая). Предполагает оказание консультации в здании, оборудованном необходимым образом для обеспечения доступности, включая доступность для лиц с ОВЗ.
  • Выездная консультация. Представляет собой консультацию по месту жительства получателя услуги.
  • Дистанционная консультация. Может быть оказана, по выбору получателя услуги, посредством телефонной связи, а также связи с использованием Интернет-соединения. Обратная связь

В рамках КЦ создана продуманная система работы с родителями по следующим направлениям:

Диагностическое направление. Цель выявление образовательных потребностей семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, анализ особенностей семейных отношений и т. Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

В рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:

Научно-просветительское направление. Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры одно из направлений деятельности дошкольного учреждения.

В зоне особого внимания педагогического коллектива дошкольного учреждения должно быть руководство самообразованием родителей.

  • картотека литературы (электронное) по вопросам обучения и воспитания детей до школьного возраста;
  • библиотека дошкольного учреждения;
  • лекторий для родителей;
  • выпуск стенгазет для родителей и пр.;
  • дни открытых дверей;
  • экскурсии по детскому саду;
  • презентация дошкольного учреждения;
  • оформление информационных стендов для родителей на различные темы.

Консультационное направление. Цель: выявление, анализ и разрешение актуальных проблем родителей в вопросах воспитания ребенка и взаимодействия с ДОУ. В рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:

  • индивидуальное консультирование родителей в отсутствие ребенка;
  • групповое консультирование родителей по схожим проблемам;

Методическое направление. Цель: совершенствовать работу КЦ и систему взаимодействия с родителями.

  • разработка памяток для родителей по вопросам обучения и воспитания дошкольников;
  • разработка анкет и опросников для родителей;
  • разработка тематических консультаций для родителей.

Обучение родителей практическим умениям и навыкам.

  • проведение обучающих семинаров;
  • проведение открытых занятий.

Программа для детей с проблемами и поддержка разума в трудные времена

Автор статьи: Психолог, Детский психолог

Запросы клиентов бывают разными. Если ребёнок маленький, в основном, обращаются сами родители, осознавшие необходимость психологической помощи их малышу.

В случае с консультированием подростков я часто сталкивалась с фразой: «Он (она) сама захотел (а). Мне не говорит, зачем ему (ей) к психологу. Но просит, поэтому я решила позвонить Вам». И в этих случаях родитель искренне удивлён и заинтригован такой просьбой подростка. Потому что не понимает причины желания подростка посетить психолога. Ведь, на первый взгляд, с ребёнком все хорошо. А подросток на все расспросы молчит или переводит тему.

Программа для детей с проблемами и поддержка разума в трудные времена

Такое поведение нормально. Оно не делает вас плохим родителем. Ведь подросток — это практически взрослый человек. И для этого возраста типично иметь секреты от родителей (даже если в семье достаточно доверительные отношения между ребёнком и родителем).

Почему же подросток хочет рассказать свои трудности психологу, а не родителю? 👇# ребёнок может считать специалиста более компетентным в интересующем вопросе;# подросток может испытывать стеснение или стыд, из-за которых ему легче рассказать обо всем психологу, чем родителю;# подросток считает, что родитель не поймёт его;# интересующая ребёнка тема может быть неприемлемой в семье или на неё непринято говорить;# подросток боится, что родитель может рассказать его секрет другим родственникам;# подросток может считать взгляды и советы родителя «устаревшими»;# подросток боится осуждения родителя и ухудшения отношений с ним.

Консультирование подростка требует особого ☝️подхода. Обычно я разделяю время встречи на 2 части : сначала беседую с родителями, а потом отдельно с ребёнком. При этом обязательно озвучиваю, что ☝️подросток сам решает, что именно рассказывать о нашей беседе родителю☝️. Потому что он уже взрослый, чтобы иметь право сделать такой выбор. А я со своей стороны строго соблюдаю и оберегаю право ребёнка на конфиденциальность.

Программа для детей с проблемами и поддержка разума в трудные времена

📌Итак, в каких же вопросах подростку может быть полезна консультация психолога?📌

💡профессиональное самоопределение: именно в этом возрасте ребята начинают думать о своей будущей профессии. Они ещё не знают своих способностей, сомневаются в своих интересах. И здесь как раз будет полезна помощь специалиста, который поможет подростку узнать свои таланты и расскажет о необходимых для какой-то профессии ЗУНах.

💡самопознание: в подростковом возрасте начинают возникать вопросы о том:“Кто я и какой я?» Психолог поможет ребёнку лучше узнать свои сильные и слабые стороны, разобраться со своим внутренним миром.

💡 трудности в общении со сверстниками: дружба и общение являются главными для подростков. Однако ребятам не всегда удаётся быть принятыми в важной для них группе сверстников. И психолог здесь может помочь разобраться в имеющихся трудностях в общении и переживаниях подростка по этому поводу, рассказать и обучить коммуникативным навыкам.

💡трудности в отношениях с родителями: часто подростки считают, что родители не понимают их, ограничивают их свободу. Из-за такого взгляда в детско-родительских отношениях обостряются конфликты. Психолог здесь полезен тем, что он сможет объяснить ребёнку точку зрения родителя, обсудить его чувства, предложить ему способы выражения своей позиции.

Читать также:  Отказы и сбои в работе программ

💡проблемы в школе: в подростковом возрасте ребята часто сталкиваются с возрастающими требованиями учителей, нежеланием учиться. В этом случае специалист может помочь подростку в нахождении ресурса для обучения, планирования режима учёбы и отдыха, нахождения смысла в обучении, развитии навыков совладания с тревожностью на экзаменах и контрольных.

Программа для детей с проблемами и поддержка разума в трудные времена

💡конфликтные ситуации (с учителем, одноклассниками и др) : часто в подростковом возрасте происходит обострение конфликтов. Ведь подросток приобретает свой взгляд на жизнь. И он может быть отличаться от точек зрения других. Психолог в этом случае может выступать в роли конфликтолога и обучать подростка способам решения конфликтов.

💡отношения между полами: подростковый возраст — это период возникновения интереса к противоположному полу, первой влюблённости и полового созревания. К сожалению, данная тема часто не обсуждается в семье. Поэтому психолог может рассказать подростку о сексе, обсудить изменения его тела, чувства и переживания, связанные с первой влюблённостью.

💡психологическое просвещение: среди подростков набирает популярность прохождение психологических тестов. И не всегда ребёнок правильно их подбирает и верно понимает полученный результат. Специалист может подобрать подростку тесты, соответствующие его возрасту и интересам, и предложить грамотное психологическое заключение.

💡недостаток понимания: часто у ребят в этом возрасте отсутствуют знакомые, которым они могут все рассказать и довериться. Психолог здесь выступит в качестве старшего товарища, который всегда выслушает, поймёт и поможет «грамотным советом».

💡проблемы самооценки и уровня притязаний: в подростковом возрасте эмоциональный мир ребёнка очень богат. Подростки чрезмерно критичны к себе и склонны видеть в себе недостатки. Специалист поможет ребёнку справиться с тревожностью и другими негативными переживаниями, увидеть свои сильные стороны, сформировать адекватную самооценку и ставить перед собой посильные цели.

В подростковом возрасте психологическая помощь полезна, прежде всего, в целях познания подростком своей личности. И не нужно боятся, если Ваш ребёнок попросил отвести его на консультацию к специалисту. Скорее всего, для него это важно и нужно. И Вам, как родителю, необходимо прислушаться к желанию подростка. Ведь это ещё один шаг на пути построения доверительных детско-родительских отношений.

Нормативно-правовое обеспечение

Программа МАДОУ Детский сад № 107 по организации консультативной помощи родителям по вопросу развития творческих способностей у детей «Клуб мудрых мам» составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ;
  • Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»;
  • Подзаконные нормативные правовые акты, принятые на основании указанных федеральных законов, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • Государственные и муниципальные программы, методические рекомендации государственных и муниципальных органов власти.

Нормативные документы, определившие базовые основы деятельности КЦ, указывают на целесообразность разработки программы работы центра в соответствии с потребностями конкретного образовательного учреждения и его ближайшего социального пространства

Механизм реализации программы

  • Изучение возможности для организации КЦ (приказ об организации консультационного центра).
  • Изучение Положения о работе консультационного центра.
  • Выбор творческой группы:
  • Куратор проекта Астафьева О.И.
  • Казакова И.Н. – заведующий ДОУ
  • Григорьева Н.В. – учитель-логопед
  • Гилязова А.В. – педагог-психолог
  • Кудинова А.В. – воспитатель
  • Определить помещения, подобрать дидактический и наглядный материал.
  • Сформировать списки желающих посещать КЦ для определения возрастного диапазона детей – от 0 до 7 лет, нуждающиеся в помощи по коррекции речевого развития, и связанные с ним проблемы развития и воспитания, чтобы в дальнейшем спланировать и разработать актуальные темы практики семейного воспитания.
  • Разработать анкеты и диагностики, которые позволят выявить характер запросов родителей.
  • Определить основные блоки консультационного центра:
  • психолого-педагогическая помощь семьям при адаптации детей;
  • консультативная помощь родителям;
  • помощь семьям в вопросах социализации детей;
  • профилактика различных отклонений;
  • помощь родителям по подготовке детей к школе;
  • консультативная помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практикуется предварительная запись родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Это позволяет подготовить квалифицированную консультацию. Специалисты КЦ планируют свою работу на основании сведений, полученных из анкет для родителей и карт индивидуального развития ребенка (диагностика), стараясь подобрать наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендуют необходимую психологическую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка. Педагог-психолог помогает выявить эмоционально-личностные проблемы, определить уровни развития познавательных процессов (внимания, память, мышление, воображение) детей, анализирует детско-родительские отношения, проводит по желанию родителей диагностическое обследование уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе, консультирует родителей в адаптационный период.

Учитель-логопед помогает определить уровень познавательно-речевого развития ребенка, показывает, как можно помочь ребенку избавиться от речевых недостатков, учит родителя и ребенка интересным речевым играм и упражнениям.

Старший воспитатель подскажет родителям различные приемы, игры, упражнения для познавательного и физического развития ребенка, проконсультирует по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Воспитатель консультирует родителей в вопросах социализации и адаптации детей, проводит развивающие занятия для развития творческих способностей на основе индивидуальных особенностей развития ребенка.

Заведующий оказывает помощь при оформлении ребёнка в КЦ, знакомит с нормативно правовыми документами и локальными актами ДОУ, помогает решать любые спорные вопросы.

Кроме этого, специалистами ведется работа:

  • по созданию банка педагогических знаний специалистами и педагогами детского сада;
  • по подбору диагностических методик участниками проекта для работы с родителями;
  • по оформлению и регистрации журнала предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;
  • по обучению различным развивающим коррекционным технологиям в процессе проведения семинаров-практикумов.

На данном этапе происходит разработка и накопление научно-методического материала, его применение на практике, апробация новых технологий и внедрение практического опыта, который представлен различными формами взаимодействия с родителями:

  • разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей;
  • организация «Дней открытых дверей» для родителей;
  • проведение семинаров-практикумов, тренингов специалистами;
  • проведение совместных с родителями праздников и досугов, участие в выставках, фотовыставках, конкурсах;
  • формирование библиотеки для семейного самообразования;
  • организация почтового ящика для вопросов и пожеланий родителей на сайте;
  • организация «телефона доверия».

Родители получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, знакомятся с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику, литературой.

Функциональные обязанности специалистов консультационного центра

Цель деятельности специалиста КЦ: оказание адресной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего и пред школьного возраста на дому, в том числе детей с ОВЗ, а также посещающим образовательные организации и нуждающиеся в помощи специалистов.

Задачи деятельности специалиста КЦ:

  • Обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения семей;
  • Обогащение воспитательно-образовательного потенциала семей;
  • Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.

Функции деятельности КЦ:

  • аналитическая;
  • консультативная;
  • диагностическая;
  • информационная;
  • методическая;
  • координационно-организационная.

Формы организации деятельности КЦ:

  • Диагностика и составление индивидуальных программ развития детей;
  • Информирование об услугах ДОУ;
  • Индивидуальные и групповые (очные) консультации;
  • Совместные с родителями тренинги, дискуссии;
  • Диагностические занятия с ребёнком в присутствии родителей;
  • Совместные занятия с родителями и с детьми;
  • Совместные семейные досуги;
  • Использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности и воспитанию детей в семье.

Критерии оценки эффективности результатов деятельности работы КЦ:

  • Статистика количества семей, обратившихся за помощью к специалистам КЦ ДОУ;
  • Банк данных, не охваченных системой дошкольного образования детей (по микрорайону);
  • Обобщённый методический материал по работе с семьями;
  • Оценка деятельности ДОУ родителями и социумом.

Деятельность педагога-психолога КЦ ориентирована на детей дошкольного возраста, в т. от 0 до 3 лет, детей с ОВЗ, а также их семей, родителей (законных представителей). На психологические занятия в КЦ принимаются родители (законные представители), дети на основании проведённого первичного психологического обследования, обращения родителей (законных представителей).

Цель и задачи деятельности педагога-психолога.

Цель деятельности педагога-психолога: содействие успешной социализации детей в соответствии с ФГОС ДО, их семейному и социальному благополучию, сохранению и укреплению их психологического здоровья, профилактика и коррекция проявлений дезадаптации.

Задачи деятельности педагога-психолога:

  • Изучение особенностей психологического развития ребёнка, определение его актуального состояния и резервных возможностей;
  • Разработка рекомендаций для родителей (законных представителей) по оптимальному взаимодействию, обучению, развитию, социализации ребёнка;
  • Развитие дефицитных составляющих психологического развития ребёнка, коррекция нарушений;
  • Просвещение участников образовательного процесса по актуальным вопросам образования, детского развития с точки зрения психологической науки;
  • Психологическая поддержка, консультирование родителей (законных представителей), имеющих ребёнка с особыми образовательными потребностями.

Принципы работы педагога-психолога КЦ:

  • Принцип соблюдения интересов ребёнка.
  • Принцип уважения личности ребёнка и неразглашения информации о нём.
  • Принцип анализа подтекста.
  • Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития.
  • Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребёнка.

Функции педагога-психолога Консультационного центра:

  • исследование индивидуальных особенностей психического развития детей, определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации;
  • диагностика семейных взаимоотношений, выявление скрытых проблем, определение путей их решения;
  • составление экспертных психологических заключений, индивидуальной программы (карты) развития ребенка на основе диагностических данных.
  • консультирование (по заявкам) родителей (законных представителей) о физиологических и психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций (может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно, в групповых, подгрупповых или индивидуальных формах);
  • проведение тематических консультаций по психолого-педагогическому сопровождению когнитивного, социального, эмоционального, физического развития ребенка (может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно, в групповых, подгрупповых или индивидуальных формах);
  • проведение индивидуальных (либо малыми подгруппами) занятий с ребенком и/или родителями (законными представителями); проведение психологических занятий, тренингов с родителями (законными представителями);
  • просвещение: ознакомление, разъяснение психологической информации среди родителей (законных представителей) с целью профилактики детской дезадаптации; информирование, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;
  • разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам развития и воспитания, профилактики вторичных нарушений развития, социализации, помощь в решении проблем психологического характера;
  • разработка диагностического материала, коррекционно-развивающих программ, рекомендаций, памяток для родителей (законных представителей) детей, посещающих ДОУ, а также не посещающих ДОУ;
  • обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста, находящимися на домашнем обучении;
  • участие в организации и проведении лекториев, бесед, семинаров, круглых столов по вопросам дошкольного образования;
  • проведение открытых психологических занятий (публичный отчёт);
  • совместное обсуждение и решение проблемы ребёнка всеми специалистами КЦ для комплексного решения вопросов повышения эффективности психолого – педагогической помощи детям дошкольного возраста, имеющим проблемы в развитии, и их родителям (законным представителям).
  • разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка, определение перспективных путей развития, необходимой коррекционной помощи;
  • проведение коррекционных и развивающих занятий на основе индивидуальных особенностей развития ребенка, направленных на обучение родителей (законных представителей) по организации воспитательного процесса в условиях семьи;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию и развитие составляющих психического развития ребёнка, сопровождение детей дошкольного возраста, детей с ОВЗ, не охваченных системой дошкольного образования.

Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей – хорошая, правильная речь. И чем богаче речь у ребенка, чем она правильнее, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире он может осознанно познавать окружающую его действительность, активнее идет его физическое и умственное развитие. На логопедические занятия в Центр принимаются дети на основе обследования речи. Основанием для отказа в посещении ребёнком логопедических занятий является: наличие у заявителя медицинских или возрастных противопоказаний к освоению логопедической программы КЦ; не соответствие уровня речевого развития ребенка направленности работы КЦ.

Цель и задачи деятельности учителя-логопеда КЦ.

Цель: оказание логопедической помощи детям, в т. с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении ФГОС ДО и основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, комплексной поддержки родителей (законных представителей) по методическому сопровождению процесса обучения, воспитания.

  • осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей;
  • своевременное предупреждение нарушений устной и письменной речи у детей, преодоление трудностей в освоении дошкольниками ФГОС ДО и основных общеобразовательных программ;
  • оказание консультативной помощи родителям (или их законным представителям) по проблемным вопросам речевого развития детей, в т.ч. детей с ОВЗ как в устной, так и в письменной речи.

Функции учителя — логопеда КП:

  • диагностика развития ребенка – выявление уровня познавательно-речевого развития ребенка (обследование); определение наличия и степени выраженности имеющихся у детей дошкольного возраста речевых дефектов; выявление причин нарушений в речевом развитии; обследование всех сторон речи детей, отслеживание динамики развития речи;
  • составление экспертных логопедических заключений на основе диагностических данных;
  • составление индивидуальной программы (карты) речевого развития ребенка на основе диагностических данных.
  • консультирование (по заявкам) родителей (законных представителей) по вопросам оказания помощи ребенку в коррекции речевых недостатков и с целью профилактики речевых проблем;
  • проведение тематических консультаций по психолого-педагогическому сопровождению когнитивного, речевого, социального, эмоционального, физического развития ребенка (может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно, в групповых, подгрупповых или индивидуальных формах);
  • проведение индивидуальных (либо малыми подгруппами) занятий с ребенком и/или родителями (законными представителями) с целью обучения их методам и приемам, корректирующим речевые нарушения ребенка;
  • просвещение: ознакомление, разъяснение, информирование, направленное на формирования у участников образовательного процесса логопедической компетентности; на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье; профилактики детской дезадаптации;
  • разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по речевому развитию ребенка с определением необходимой коррекционной помощи.
  • разработка диагностического материала, коррекционно-развивающих программ, рекомендаций, памяток для родителей (законных представителей) детей, не посещающих ДОУ;
  • обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста, находящимися на домашнем обучении;
  • участие в организации и проведении разовых лекций, бесед, семинаров, круглых столов, конференций, родительских собраний, выставок и других видов обучения с целью пропаганды логопедических знаний (по запросу родителей (законных представителей);
  • проведение открытых логопедических занятий (публичный отчёт); совместное обсуждение проблем ребёнка всеми специалистами КЦ для комплексного решения вопросов повышения эффективности психолого – педагогической и логопедической помощи детям дошкольного возраста, имеющими проблемы в развитии, и их родителям (законным представителям);
  • оформление документации, самообразование, подготовка выступлений на педсоветы, заседания методического объединения, родительские собрания и т.п.;
  • разработка рекомендаций по дальнейшему речевому развитию ребенка, необходимой коррекционной помощи;
  • проведение индивидуальных, подгрупповых логопедических занятий, направленных на обучение родителей (законных представителей) способам исправления речевых нарушений у детей в условиях семьи;
  • проведение индивидуальных, подгрупповых логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, не охваченных системой дошкольного образования, с детьми с ОВЗ, по коррекции речевых нарушений в форме индивидуального сопровождения;
  • участие в комплектации групп для занятий с учетом психофизического состояния детей дошкольного возраста;
  • составление индивидуальной программы (карты) речевого развития ребенка на основе диагностических данных.

Логопедическое консультирование. Основные задачи логопедического консультирования:

  • предупреждение, диагностика и коррекция проблем речевого развития психологических особенностей дошкольников;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста.

Задачи КЦ в рамках логопедического консультирования:

  • оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей;
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
  • оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста; · проведение комплексной профилактики различных отклонений в психическом и речевом развитии детей дошкольного возраста;
  • обеспечение взаимодействия между ДОУ и семьями воспитанников.

Направления в работе с детьми в рамках КЦ:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие артикуляционных движений органов речи (губ, щек, языка);
  • совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков, подготовка руки к письму;
  • совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Деятельность воспитателя КЦ ориентирована на детей дошкольного возраста, преимущественно не посещающих ДОУ и их семьи, в том числе от 0 до 3 лет, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Проведение индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми, испытывающими трудности в освоении ООП ДО, в развитии и социальной адаптации.

Цель: обеспечение своевременной помощи детям, испытывающим трудности в освоении ООП ДО, развитии и социальной адаптации, комплексной поддержки родителей (законных представителей) в методическом сопровождения процесса обучения и воспитания.

  • Обеспечение права ребенка, преимущественно не посещающее образовательное учреждение, на получение дошкольного образования, содействие охране прав личности;определение актуального уровня развития и потенциальных возможностей ребенка («зоны ближайшего развития»);выявление уровня знаний, умений и навыков по программе в соответствии с ФГОС ДО; 4. оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам обучения и воспитания детей, испытывающих трудности в освоении ООП ДО, развитии и социальной адаптации.
  • Обеспечение права ребенка, преимущественно не посещающее образовательное учреждение, на получение дошкольного образования, содействие охране прав личности;
  • определение актуального уровня развития и потенциальных возможностей ребенка («зоны ближайшего развития»);
  • выявление уровня знаний, умений и навыков по программе в соответствии с ФГОС ДО; 4. оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам обучения и воспитания детей, испытывающих трудности в освоении ООП ДО, развитии и социальной адаптации.

Функции воспитателя КП.

Планирование и осуществление:

  • диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы в КЦ. Педагогическая диагностика развития ребенка:
  • определение перспективных путей развития, необходимой коррекционной помощи;
  • диагностика семейных взаимоотношений, выявление скрытых проблем, определение путей их решения;
  • составление индивидуальной программы (карты) развития ребенка на основе диагностических данных.

Консультирование родителей (законных представителей):

  • по вопросам развития ребенка (о физиологических и психологических особенностях), основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций;
  • обучение методам дошкольного образования.

Информирование родителей (законных представителей):

  • направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование их педагогической культуры с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи;
  • формирование положительных взаимоотношений в микросоциуме. Проведение индивидуальных (либо малыми подгруппами) развивающих занятий с ребенком и (или) родителями (законными представителями), направленных на обучение родителей (законных представителей) организации воспитательного процесса в условиях семьи.
  • организация работы информационных стендов для родителей (законных представителей) детей, не посещающих детский сад, на базе консультационного центра.
  • разработка образовательных маршрутов индивидуально на каждого ребенка с учетом его образовательных потребностей, выявленных после диагностического обследования, использование разнообразных форм, приёмов, методов и средств обучения в рамках государственных стандартов на основе ООП ДОУ.

Основными задачами работы являются: обеспечение организационной и методической работы в КЦ, условий для реализации запроса родителей (законных представителей) на оказание образовательных услуг ребенку, посещающему/ не посещающему ДОУ, и его семье.

Функции и направления деятельности.

  • организация работы по оказанию помощи семье ребенка, не посещающего детский сад, педагогами, воспитателями учреждения, специалистами КЦ;
  • организация образовательно воспитательной работы КЦ с родителями (законными представителями) и детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения;
  • организация взаимодействия со структурами населенного пункта по оказанию помощи семье и ребенку (психологической, социальной, психотерапевтической, медицинской, коррекционной и т.п.), с территориальным консультационным центром, межшкольным методическим центром, территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК), дошкольными образовательными организациями по направлениям деятельности КЦ;
  • принятие и обработка запроса родителей (законных представителей) на оказание консультативной помощи.
  • доведение до сведения родителей (законных представителей) информации о возможности получения методической, психологической, дефектологической, логопедической, социальной, медицинской помощи в КЦ на базе ДОУ;
  • организация работы информационных стендов для родителей (законных представителей) детей, не посещающих детский сад, на базе ДОУ, КЦ и в других учреждениях (детские поликлиники, женские консультации, учреждения дополнительного образования и проч.);
  • осуществление обмена информацией с другими ДОУ сетевого взаимодействия КЦ о запросе родителей (законных представителей) и возможном совместном оказании услуг.
  • оказание консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, в том числе на дому, по вопросам воспитания, обучения и развития, готовности к обучению в школе, проблемам, связанным с адаптацией ребёнка, поведенческим проблемам, проблемам общения;
  • просвещение — информирование, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирования положительных взаимоотношений в семье.
  • изучение и реальная оценка особенностей социальной микросреды в микрорайоне, районе; анализ проблем оказания помощи детям, не посещающим детский сад; прогнозирование тенденции изменения ситуации в обществе и в образовательной среде для корректировки системы работы учреждения и КЦ с семьями детей, не посещающих детские сады;
  • определение перспективных возможностей учреждения и КЦ в области организации системной работы с различными категориями семей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста, в том числе и в домашних условиях.
  • оказание методической помощи педагогам учреждения, специалистам центра по планированию работы с детьми дошкольного возраста, в том числе находящимися на домашнем обучении;
  • организация информационно-методической работы в КЦ, проведение лекториев, бесед, семинаров и т.п., с использованием информационных технологий;
  • анализ и обобщение опыта работы специалистов КЦ с детьми дошкольного возраста, в том числе находящимися на домашнем обучении;
  • организация и координация повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов КЦ через участие в семинарах, конференциях, вебинарах и т.п., знакомство с научно-методической литературой, через курсы повышения квалификации.

Заведующий детским садом осуществляет общее руководство консультационным центром по оказанию консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную организацию, в том числе от 0 до 3 лет, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — КЦ). Цель: обеспечение непрерывного функционирования консультативного центра ДОУ.

Функции руководителя консультационного центра:

  • осуществляет общего руководство консультационным центром.
  • осуществляет внешнее взаимодействие с ведомствами муниципального уровня исполнительной власти в сфере образования (предоставление справочной и отчетной документации по направлениям деятельности КЦ), с территориальным консультационным центром, межшкольным методическим центром, территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК), дошкольными образовательными организациями по сетевому взаимодействию деятельности КЦ.
  • оказывает консультативную и методическую помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, по вопросам развития, воспитания и создания специальных образовательных условий, по вопросам детско-родительских и семейных отношений, воспитания детей раннего возраста, в т.ч. с ОВЗ и инвалидностью, вопросам коррекции психологического состояния в семье.

Руководитель КЦ взаимодействует:

  • с Педагогическим советом ОУ;
  • с управлением образования;
  • с детской поликлиникой;
  • с ПМПК и другими учреждениями, занимающимися образованием, воспитанием и развитием детей дошкольного возраста, в т.ч. раннего возраста (от 0 до 3-х лет).

Условия организации и порядок работы консультационного пункта

Детский сад осуществляет систематический мониторинг востребованности данной формы образовательной услуги и создает банк данных. Деятельность КЦ предусматривает реализацию не только традиционных форм работы с семьей, но и активно использует онлайн-консультации и другие информационно-коммуникативные технологии.

Основные направления деятельности КЦ и сведения о его работе размещены на сайте учреждения

График работы консультативного пункта:

Дни недели
Специалисты

Понедельник
Заведующий ДОУ Казакова И. Вторник
Педагог – психолог Гилязова З. Среда
Воспитатель Кудинова А. Четверг
Учитель- логопед Григорьева Н. Пятница
Старший воспитатель Астафьева О.

Порядок работы Консультативного центра «Клуб мудрых мам»

  • Запись родителей на консультацию осуществляется по телефону или связи с использованием Интернет-соединения.Прием родителей ведётся по предварительно составленному графику.После консультации родителей обеспечивают необходимой информацией.Количество специалистов в КЦ определяется штатным расписанием дошкольного образовательного учреждения.
  • Запись родителей на консультацию осуществляется по телефону или связи с использованием Интернет-соединения.
  • Прием родителей ведётся по предварительно составленному графику.
  • После консультации родителей обеспечивают необходимой информацией.
  • Количество специалистов в КЦ определяется штатным расписанием дошкольного образовательного учреждения.

Кадровый состав консультативного пункта:

сотрудника
Категория
Образование
Стаж работы

Заведующий ДОУ Казакова И. Высшая
Высшее
35 лет

Старший воспитатель Астафьева О. Высшая
Высшее
31

Педагог – психолог Гилязова З. Высшая
Высшее
17

Учитель- логопед Григорьева Н. Высшая
Высшее
24

Воспитатель Кудинова А. Высшая
Высшее
24

Критерии оценки качества оказания услуг Консультативным центром

Группа критериев
Критерии

Условия для предоставления бесплатной консультативной помощи
1. Материально-техническое обеспечение:1. Условия в образовательной организации и в структурном подразделении КЦ1. Оснащенность учебно-материальной базой1. Оснащенность аудио-видео оборудованием1. Оснащенность компьютерами, мультимедиа и оргтехникой2. Методическое обеспечение:2. Наличие полного перечня психодиагностических методик2. Удовлетворительное состояние имеющихся методик2. Количество комплектов методик для групповой диагностики в наличии2. Обеспеченность необходимыми психолого-педагогическими программамиразной направленности2. Наличие профессиональной литературы и методических материалов по раз личной тематике2. Ведение работы с молодыми специалистами2. Осуществление деятельности по обобщению и распространению методического опыта3. Кадровое обеспечение:3. Соответствие уровня квалификации работников квалификационным характеристикам по соответствующей должности3. Количество специалистов с высшей квалификационной категорией3. Наличие у специалистов оформленных должностных инструкций3. Наличие у специалистов оформленных инструкций по охране труда3. Своевременность прохождения специалистами повышения квалификации

Процесс предоставления бесплатной консультативной помощи
1. Информирование потребителей о предоставляемых услугах:1. Наличие и наполненность Интернет-сайта образовательной организации, органа управления образованием1. Наличие и наполненность информационного стенда в образовательной организации1. Наличие информации о КЦ в образовательных организациях района, округа, администрации, органах управления образованием2. Нормативно-правовое и документационное обеспечение деятельности образовательной организации и структурного подразделения КЦ:2. Наличие утвержденных планов работ специалистов2. Наличие в плане работы дополнительных пунктов (контроль, работа с кадрами)2. Наличие программы развития КЦ2. Наличие договоров о безвозмездном оказании услуг2. Указание на виды оказываемых услуг и объем трудозатрат в приложениях кдоговорам2. Соответствие объема часов, отведенного на обеспечению предоставления бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи объему трудозатрат в договорах2. Учет заявлений на оказание услуг от родителей (законных представителей)3. Коммуникативная компетентность специалистов:3. Умение устанавливать контакт с родителем (законным представителем) (группой)3. Наличие навыков вербального и невербального коммуникативного взаимо действия3. Мотивация участников во время работы4. Профессиональная компетентность специалистов:4. Соответствие применяемых форм и методов работы целям и возрастным особенностям участников4. Соблюдение этапов и регламента проведения мероприятия4. Рефлексия собственной деятельности

Результат предоставления бесплатной консультативной помощи
1. Количественные результаты:1. Выполнение требований договоров по объему оказанных услуг (в часах)1. Наличие подписанных актов выполненных работ (оказанных услуг) за учебный год/полугодие с указанием объема и перечня выполненных работ (оказанных услуг)1. Наличие актов выполненных работ от родителей (законных представителей)1. Оформление специалистами заключений, рекомендаций, по итогам проведенной работы1. Наличие рефлексивных и/или аналитических отчетов о выполнении работы1. Наличие рефлексивных и/или аналитических отчетов о выполнении работ(оказании услуг)2. Качественные результаты2. Предоставление адресных рекомендаций родителям (законным представителям) по итогам психодиагностики и консультирования2. Позитивная динамика в обучении, социальной адаптации, развитии ребенка дошкольного возраста, в т. с ОВЗ2. Повышение психологической компетентности участников образовательного и воспитательного процесса3. Наличие системы внутреннего контроля качества предоставления услуг:3. Ведение журнала3. Наличие документов (протоколы, аннотации и т. ), отражающих содержание внутреннего контроля качества услуг4. Удовлетворение потребностей родителей (законных представителей):4. Удовлетворенность результатом оказанных услуг4. Соответствие результата работы ожиданиям получателей услуг – родителем (законным представителям)

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям в консультативном центре строится на основе интеграции деятельности разно профильных специалистов.

Посетив КЦ, родители могут получить ответы на свои вопросы, развеять тревоги и сомнения, утвердить или, наоборот, скорректировать свои воспитательные воздействия на детей.

Эффективность работы КЦ связана с профессионализмом его сотрудников, их искренним желанием успешно развиваться, умением вступать в контакт с родителями, найти к ним и их детям индивидуальный подход.

Реализованный проект может быть использован другими образовательными организациями. Направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области развития, обучения и воспитания детей средствами тьюторского сопровождения семьи.

Стручкова Г. Основные направления социально – педагогической работы с детьми в условиях консультативного пункта // Новые формы дошкольного образования: преемственность семейного и общественного воспитания / Отв. ред. – М. , 2008, № 2. — С

Ожидаемые результаты реализации проекта

№п/п
Наименование индикатора/показателя
Минимальное значение

1
Оказаны услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей (единиц) в месяц,
не менее 93 ед. 2
Количество специалистов, прошедших обучение (человек)
80% от общего количества специалистов, непосредственно оказывающих услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющих детей

3
Оценка качества услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, от общего числа обратившихся за получением услуги, процент, (баллы)
не менее 4 баллов из 5 возможных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *