Программа для решения семейных проблем

Программа для решения семейных проблем

  • Какие проблемы решает семейная психотерапия
  • Как действует семейный терапевт и какие задачи решает
  • Методы семейной диагностики и психотерапии
  • Системная семейная психотерапия
  • Составление свода семейных правил

Семья – это важнейшая ценность для нашего общества в целом и для каждого человека в отдельности. Отношения в семье непосредственно влияют на настроение человека и могут стать как причиной радости, успеха и чувства защищенности, так и вызвать тяжелые переживания и раздражительность.

Современная психотерапия считает среду, в которой живет человек, одним из ключевых факторов, определяющих его психическое здоровье. Сегодня мы поговорим о методах и техниках, которые использует психотерапевт для решения внутрисемейных конфликтов.

Методы семейной диагностики и психотерапии

Программа для решения семейных проблем

Расскажем о самых эффективных приемах, которые использует семейный психолог/психотерапевт в своей работе.

Генограмма

Специалист, используя специальные символы, составляет схему, включает в нее три поколения: муж/жена, их родители, их дети. На генограмме отмечаются родственные связи, дата рождения и пол каждого, а также все важные исторические моменты из жизни семьи (когда вступили в брак, развелись, как именно воспитывали малышей и общались с родителями).

  • отследить историю семьи;
  • выделить шаблоны поведения в семье;
  • прояснить многие непонятные моменты или совпадения (травматические ситуации или психологические болезни, переходящие из поколения в поколение);
  • узнать, какие ожидания от семейной жизни есть у каждого ее члена;
  • помочь выстроить гармоничные отношения в семье между поколениями;
  • научить супругов разбираться в семейных кризисах;
  • проанализировать существующие конфликты.

Циркулярное интервью

Интервью проводит опытный специалист, задавая всем родственникам в присутствии других одни и те же вопросы, иногда переформулируя их в зависимости от ситуации.

Примеры вопросов на циркулярном интервью:

  • С какими ожиданиями вы пришли на беседу с психотерапевтом?
  • Какая сейчас ситуация в семье?
  • Когда впервые возникли проблемы?
  • Как раньше в семье решались конфликты?
  • Как сейчас справляются с ситуацией члены семьи?
  • Что вы чувствуете, когда конфликт обостряется?
  • Если конфликт будет продолжаться долго, к чему это приведет?
  • Представьте наихудший финал ситуации: что может произойти?
  • У этой ситуации есть положительные стороны?
  • Как жила бы ваша семья без этого конфликта?

Обстоятельно поговорить с каждым психотерапевт сможет за 2-3 сеанса. Вопросы выстраиваются таким образом, чтобы не затрагивать мысли и чувства родственников, а лишь показать, как сложившаяся ситуация выглядит со стороны.

Циркулярное интервью является одновременно методом диагностики и инструментом коррекционного воздействия на психику. Честные ответы на вопросы помогают:

  • выяснить отношение каждого члена семьи к возникшей проблемной ситуации;
  • показать каждому родственнику скрытые мотивы его мыслей, слов и действий.

Системная семейная психотерапия

Из названия понятно, что специалист предложит системный подход к решению конфликтных ситуаций в семье. Что это значит?

Семья будет рассматриваться, как единая система, ставящая перед собой единую цель – комфортные взаимоотношения. Основная гипотеза ССП в том, что если у одного представителя семьи возникает проблема – рушится вся модель семьи. Поэтому специалист будет работать со всей группой людей (и с каждым в отдельности), живущих в одной квартире.

Трансактный анализ

Результативный метод, который широко используется в семейной психотерапии и помогает провести анализ поведения группы родственников или члена семьи в отдельности и дать каждому ответ на вопрос: «Что мешает изменить поведение и почему не получается достичь цели и стать самостоятельным?»

Трансактный анализ – это не просто психотерапевтический метод, а целая теория личности, которая объясняет чувства, мысли и поступки человека в определенных жизненных ситуациях и учит, как освободиться от установок, навязанных ему в детские годы, не скрывать собственные чувства, понимать себя и верить в свой успех. Психотерапевт, проводящий трансактный анализ, разберет и взаимоотношения, которые сложились у пациента с близкими ему людьми.

Психодрама

Психотерапевтическая методика, предлагающая членам семьи поучаствовать в ролевой игре с элементами импровизации. Разыгрывая острые жизненные ситуации, родственники как бы возвращаются в детство, дают волю воображению, полностью отдаются игре. Искренность каждого участника достигается тем фактом, что это всего лишь маска, театральная роль, и можно полностью раскрыться – быть самим собой, кричать, ругаться, не стесняться показаться слабым или сильным.

  • посмотреть на свои эмоции со стороны;
  • научиться противостоять конфликтам;
  • освоить необычный способ решения проблем;
  • получить ответы на свои вопросы;
  • понять, что мешает восстановлению семейных отношений.

Реверсирование

Реверсирование особенно эффективно в работе с семейными парами. Психолог дает одному из супругов (или родственников) задание поменять свое поведение, связанное с возникшей в семье проблемой, на абсолютно противоположное.

К такому приему стоит прибегнуть, если существует большая вероятность, что один из членов семьи способен радикально изменить позицию, тем самым вызывая парадоксальную реакцию у другого члена семьи. Есть высокие шансы таким способом кардинально повлиять на конфликтную ситуацию и скорректировать ее.

Составление свода семейных правил

Терапевт предлагает всем членам семьи сформулировать правила, которых они придерживаются в повседневной жизни. Подход помогает выявить скрытые правила, которые не являются конструктивными, вызывают спорные ситуации и усложняют жизнь всем членам семьи.

Кроме озвученных методов существуют и другие способы, которые позволят сделать помощь психотерапевта результативной. Освоить профессию семейного психолога-консультанта и полноценно изучить все техники работы с семьями можно на нашем дистанционном курсе. Вы узнаете обо всех актуальных методах диагностики кризисов в семье и научитесь применять коррекционные техники сразу после обучения.

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»

«Утверждено»                                                                      «Согласовано»

Методическим Советом                                                       Директор

ГБОУ ЦПМСС                                                                     ГБОУ  ЦПМСС

«Ново-Переделкино»                                                           «Ново-Переделкино»

_________________                                                               ___________________

Протокол № _________                                                         «__»__________20__г.

от «__»__________20__г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С  РОДИТЕЛЯМИ

ПО ОБУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В основе лежит программа:

Марковская И. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»

педагоги-психологи Сафонова Т. , Свешникова Г.

Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель — ребенок», обратившиеся к психологу родители, как правило, неэффективны во взаимодействии с детьми: используют дисфункциональные методы воспитания и установления дисциплины, не умеют устанавливать и поддерживать контакт с ребенком, не могут выразить свои чувства и принять чувства ребенка, имеют большое количество страхов и тревог, которые переносят в воспитание.

По опыту работы причинами неэффективного родительского отношения являются:

  • педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
  • дисфункциональные методы и стереотипы воспитания;
  • личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
  • влияние особенностей семейных отношений между супругами на отношения родителя с ребенком.

Все эти трудности родительского отношения могут быть сглажены с помощью психологической групповой коррекционной работы. В этих целях была создана такая форма работы с семьей как «Родительский клуб».

Коррекция детско-родительских отношений ведется параллельно как с детьми, так и с родителями. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы в родительском клубе является повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация средств общения с ребенком.

Методологические основы программы

Во-первых, это Адлеровская модель (А. Адлер). Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребенка.

Во-вторых, это модель чувственной коммуникации (Томас Гордон), которая базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиент-центрированной терапии, целью которой является создание условий для самовыражения личности. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между представлением о том, как к нему относятся другие («Я-идеальное») и действительным уровнем любви («Я-реальным»). Изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость искренность. Во время встреч родители усваивают три основных умения:

  • Доступно для ребенка выражения собственных чувств;
  • Практического использования принципа «оба правы» в семейном общении.

Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

В-третьих, это модель, основанная на трансактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории трансактного анализа Э. Бёрна личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действительности, анализа получаемой информации и реагирования индивидуума на действительность. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.

Основная задача воспитания родителей – научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией трансактного анализа при рассмотрении своего поведения и взаимоотношений в семье, научиться определять характер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с ними адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком.

Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них по-своему пытается передать родителям идею действия, необходимого для выполнения ими воспитательных функций, выдвигает основную мысль, на базе которой родители могут строить свою методику воспитания.

Цели и методы групповой работы ограничены родительской темой. Группа, прежде всего, обращается к проблемам воспитания детей и общения с ними. Личностные проблемы участников обсуждаются лишь в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.

Методы, используемые в работе группы.

В родительских группах практикуются разнообразные методы психокоррекции: дискуссия, элементы психодрамы, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем (по типу работы «балинтовской группы», метод расстановок по Хелингеру, выявление истинных первоначальных потребностей участников ситуации и т. ), а также специальные упражнения на развитие навыков общения. На занятиях используются арт-терапевтические методы, когнитивно-поведенческие ролевые игры.

В группе участвуют 8-12 родителей (семейные пары или один из родителей). Занятия проводятся один раз в неделю в течение двух часов. Весь курс (36 занятий) составляет 72 часа. Параллельно ведется индивидуальная или групповая работа с детьми (в зависимости от проблемы и их возраста). Возраст детей, с родителями которых ведется работа каждого курса, может быть разным, в зависимости от запроса родителей. В течение года проводятся 3-4 совместных занятия родителей с детьми, которые разрабатываются под проблему детско-родительских отношений.

Групповая программа для родителей

Цель: Создание условий для благоприятного психологического климата в семье, повышение психологической грамотности родителей, коррекция детско-родительских отношений.

  • Эмоциональная поддержка родителей. Расширение возможностей понимания своего ребенка.
  • Знакомство с возрастными особенностями детей и задачами развития.
  • Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми.
  • Знакомство с формами полноценного контакта с ребенком.
  • Снижение эмоционального напряжения.
  • Гармонизация детско-родительских отношений.
  • Расширение границ мышления родителей.
  • А активизация коммуникаций в семье.
  • «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис (АСВ)
  • Методика PARI «Опросник родительских установок»

Итоговая диагностика: Наблюдение, обратная связь от родителей.

Тематическое планирование занятий (1 раз в неделю)

№п/пБлокТемаНа годКол-во занятийКол-во часовI«Возрастные особенности детей»«Знакомство»12«Возрастные особенности детей. Задачи ребенка и родителя на разных возрастных этапах»12«Дети от 1-го года до 3-х лет»12«Дети от 3-х до 6-ти лет. Дошкольное образование и воспитание»12«Дети 6-ти -7-ми лет. Подготовка к школьному обучению»12«Дети младшего школьного возраста. Начальное школьное образование»12«Дети среднего школьного возраста, их особенности и проблемы»12«Подростки и взаимодействие с ними»12II«Способы установления контакта с ребенком»«Принятие, непринятие, способы выражения любви»12«Активное слушание»12«Я-сообщение»12«Негативные родительские реакции и их последствия: приказ, команда, угроза, нотация, критика, насмешки, сравнения» 12«Позитивные родительские реакции и их последствия: похвала, поддержка, обратная связь»12«Формирование позитивной самооценки у ребенка»12III«Управление поведением ребенка»«Правила помощи»12«Позитивная дисциплина и способы ее установления»12«Капризы, скандалы, истерики»12«Агрессия и аутоагрессия»12«Гиперактивность и ее преодоление»12«Развитие самоконтроля и произвольной регуляции»12«Уверенность, неуверенность, агрессивность»12«Детское воровство»12«Конфликты и их разрешение»12IV«Стили воспитания в семье»«Дисфункциональное воспитание»12«Гармоничное воспитание»12«Воспитание нескольких детей, братья и сестры»12«Развод и преодоление последствий развода»12«Половое воспитание»12V«От родительского волнения к спокойствию и уверенности»«Детская застенчивость»12«Страхи и их профилактика»12«Демонстративность у детей»12«Ложь и фантазии»12«Дети и деньги»12«Интернет и компьютер»12«Зависимое поведение: табакокурение, алкоголизм, наркомания»12Подведение итогов, обратная связь от членов группы12ИТОГО:3672

Работа с родителями, и с детьми

Коррекционно — развивающая программа для семей и детей находящихся в социально опасном положении

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни, в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся: физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т. ); потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т. ); потребность в любви и уважении. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». К данной категории семей обычно относят семьи с низким материальным достатком, семьи, ведущие асоциальный образ жизни, семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.

В неблагополучной семье нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Основные причины неблагополучия семьи:

• алкогольная зависимость родителей;

• родители – выходцы из неблагополучных семей;

• неполные семьи;

• родители не осознают свою ответственность перед ребенком, психологически не готовы к материнству и отцовству;

• родители имеют психические особенности в развитии.

Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.

Если же рассматривать проблему уже, а именно только неблагополучные семьи, сама жизнедеятельность которых постоянно создает угрозу попадания их в опасную ситуацию, то здесь главным фактором является профилактическая работа. Чем раньше мы вмешаемся в ситуацию, тем больше шансов предвидеть социально опасную ситуацию и тогда можно не доводить ее до этой крайней точки, а заблаговременно помочь ребенку в такой семье.

В семьях наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорректных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь самоубийством, совершают правонарушения.

Кроме того, с ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот при живых родителях (родители бросают своих детей на воспитание своим престарелым родителям, отказываются от их содержания, воспитания и обучения); происходит деградация семей (пьют, ведут аморальный образ жизни, живут в антисанитарных условиях, не работают и пр. ) дома таких семей становятся “притонами”, где собираются группы людей без определенного места жительства и рода занятий, занимаются распитием спиртных напитков, устраивают драки и т.

Основные проблемы семей, находящихся в социально опасном положении

Социальная дезадаптация – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида, неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения.

Необходимо различать социальную дезадаптацию несовершеннолетних и социальную дезадаптацию семьи.

Социальная дезадаптация несовершеннолетних – следствие деформации процесса социализации ребенка, проявляющееся в его рассогласованности с традициями, нормами, правилами, законами, принятыми в обществе; в отклоняющемся поведении, искажении личностных структур (идеалов, установок, ценностей); в разрыве социальных связей и отношений со значимыми для ребенка людьми; в ограничении способности выполнять социальные функции; в сужении круга или ослаблении интенсивности ведущих видов деятельности, необходимых для социализации детей, – игры, познания, труда, общения.

Таким образом, социальная дезадаптация несовершеннолетних проявляется в:

— школьной дезадаптации;

— беспризорности, безнадзорности;

— раннем алкоголизме, наркомании, токсикомании, табакокурении;

— резком ухудшении физического, нервно-психического здоровья. Социальная дезадаптация семьи характеризуется наличием следующих проблем:

·                     неопределенность гражданского статуса членов семьи;

·                     неудовлетворительные жилищные условия;

·                     алкоголизм, наркомания, токсикомания членов семьи

·                     нарушение здоровья;

·                     семейная дезадаптация;

·                     духовно-нравственная деградация семьи.

Перечисленные выше проблемы можно выявить на основе наблюдения, анализа документации и фактологической информации о семье по определенным показателям.

Показатели и причины социальной дезадаптации семьи

Неопределенность гражданского статуса членов семьи характеризуется отсутствием у взрослого или несовершеннолетнего какого-либо документа, подтверждающего его гражданский статус или дающего право на получение установленных законом льгот и пособий (паспорт, свидетельство о рождении, удостоверение пенсионера, удостоверение инвалида, справка об обучении в общеобразовательном учреждении, прописка и т. В связи с тем, что у трудоспособных членов семьи нет возможности устроиться на работу (так как нет регистрации), они вынуждены довольствоваться временными заработками. Основными причинами неопределенности гражданского статуса является утеря, порча или несвоевременное оформление документа.

Малообеспеченность. Среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (подтверждается справкой о доходах семьи).

В беседе с работниками школы можно узнать, что ребенок не питается в столовой, плохо одевается, не имеет необходимых школьных принадлежностей. При патронаже семьи или обследовании жилищно-бытовых условий регистрируется недостаток продуктов питания, одежды, топлива, предметов первой необходимости. Основными причинами малообеспеченности являются низкооплачиваемая работа, безработица одного или нескольких членов семьи, неоформленность социальных льгот, пособий, субсидий.

Безработица. Отсутствие постоянного источника дохода взрослых трудоспособных членов семьи (подтверждается справкой о постановке на учет в качестве безработного и фактологически). Причины безработицы: сокращение штатов по месту работы, увольнение, отсутствие специального образования, стажа работы и т. Распространенное явление у вышеуказанной категории семей – несформированность у взрослых ее членов мотивации на трудоустройство, т. желания трудиться.

Неудовлетворительные жилищные условия. Отсутствие постоянного жилья, его ветхое состояние, несоответствие жилой площади установленным нормам, несоответствие санитарно-гигиенических условий установленным требованиям: сырость, грязь, прогнившие полы, провалившиеся потолки, изломанные печи (подтверждается справкой, актом или заключением ЖЭУ, СЭС). Косвенные показатели проблемы: неудовлетворительные жилищные условия ведут к заболеваниям как родителей, так и детей; из-за неудовлетворительного состояния жилищных условий дети не хотят жить дома («. не хочу жить дома, потому что там неуютно, сыро, грязно»).

Алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, когда наблюдается регулярное употребление алкоголя, наркотиков; клиенты состоят на учете в наркологическом диспансере (подтверждается медицинской справкой). Как правило, в таких семьях происходят драки, ругань, собираются компании, возникают ссоры и т. В таких семьях дети растут с психическими отклонениями; у них отмечают тяжелое поражение нервной системы, проявление признаков умственной отсталости. Причиной наркомании, токсикомании, алкоголизма являются наследственные или приобретенные (социальные или психологические) факторы.

Нарушение здоровья. Наличие хронических заболеваний, инвалидность одного из родителей, часто или длительно болеющие члены семьи (подтверждается документально медицинской справкой или фактологически). Причиной нарушения здоровья является врожденная патология, инвалидность, нерациональное питание, алкоголизм, неудовлетворительные жилищные условия.

Семейная дезадаптация. Нарушение взаимоотношений между членами семьи, постоянные деструктивные конфликты между родителями, между родителями и детьми (подтверждается фактологически). Частые конфликты в семье приводят к нарушению психического состояния всех ее членов, что особенно сказывается на несовершеннолетних.

Причины семейной дезадаптации: неумение правильно, конструктивно строить отношения, личностные психологические особенности, низкий уровень педагогической компетентности взрослых, недостаток внимания к ребенку со стороны родителей.

Духовно — нравственная деградация семьи — утрата семейных ценностей, традиций, жестокое обращение с детьми, отсутствие мотивации на здоровый образ жизни, неумение организовать семейный досуг, нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья.

Причинами семейной дезадаптации являются также негативная эмоционально-психологическая обстановка, причины которой следующие:

-личностные психологические особенности членов семьи;

-низкий уровень педагогической компетентности взрослых;

-недостаток внимания к ребенку со стороны родителей;

-различия в жизненных установках и статусе (у мужа образование высшее, а у жены — начальное, или наоборот);

-разногласия на национальной или религиозной почве;

-неумение конструктивно разрешать конфликты.

В связи с необходимостью решения социальной проблемы для осуществления реабилитационной работы с семьями находящимися в социально опасном положении создана настоящая программа.

Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, направленной на профилактику утраты детьми родительского попечения и возврат детей в родную семью.

  • защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
  • провести диагностику семьи и анализ семейного воспитания
  • провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;
  • организовать просветительскую работу среди родителей;
  • помочь семье найти внутренние ресурсы для выхода из социально опасного положения

Принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.

Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ.

Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.

Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.

Опора на позитив в работе с семьей. Отношения к семье, находящейся в СОП, как к равноценному, равноправному партнеру.

Организация работы с семьей.

Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях)

Проведение консультаций специалистов – психолога, социального педагога, педагогов, медицинского работника, проведение педагогических лекториев для семей, оказавшихся в социально опасной ситуации.

Пропагандирование здорового образа жизни.

Создание положительного микроклимата в семье.

Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.

Оказывать содействие  в трудоустройстве.

Организация правовой защиты.

Вовлечение семьи в воспитательный процесс.

Включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу, налаживания нравственных традиций семейного воспитания, восстановление положительных контактов семьи с окружением, решение бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи до социального.

Нормализация детско-родительских отношений, возвращение (сохранение) ребенка в семье.

Работа с родителями

Тема «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Цель: родители получат возможность расширить систему нравственных ценностей семьи, проанализируют свое родительское поведение, увидят положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия на ребенка.

Создать предпосылки для формирования у родителей отношения к семье как   главной жизненной ценности.

Заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку, убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.

Определить совместно с родителями основные принципы построения взаимодействия с детьми, направленные на сплочение усилий семьи в воспитании и развитии детей.

Форма проведения занятия: познавательная беседа

Тема: права и обязанности родителей

Цель: родители получат возможность познакомиться с семейным кодексом Российской Федерации, узнают об юридической ответственности за совершение противоправных действий по отношению к ребенку.

Информировать родителей о правах ребенка в современной России.

Познакомить с правами и обязанностями родителей по воспитанию и образованию детей.

Дать понятие «юридическая ответственность», донести до родителей меры воздействия за нарушение прав ребенка.

Форма проведения занятия: круглый стол.

Тема «Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребёнка»

Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по проблемам воспитания ребёнка в семье.

выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий родителей в деятельности по развитию личности ребенка.

Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей.

Рефлексия поведения членов семьи в сложных ситуациях.

Форма проведения занятия: дискуссия.

Тема: кнут или пряник?

Цель: родители получат возможность расширить знания о влиянии поощрений и наказаний на формирование детско-родительских отношений, приобретут опыт выстраивания позитивных семейных отношений.

Рассмотреть причины непослушания ребенка, познакомить с позитивными способами воздействия на коррекцию поведения ребенка.

Упражнять родителей в разборе ситуаций, демонстрирующих случаи эффективного использования мер поощрения и наказания.

Форма проведения занятия: разбор проблемных педагогических ситуаций на тему «Поощрения и наказания»

Тема: «Эмоциональное благополучие детей в семье»

Цель: пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.

Способствовать формированию компетентности в общении. Помочь родителям понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства детей.

Проанализировать приёмы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности.

Форма проведения занятия: тренинг

Тема: в семье первоклассник (будущий первоклассник)

Цель: родители получат возможность расширить педагогическую компетентность по подготовке ребенка к школе.

Познакомить родителей с понятием психологическая готовность ребенка к школе.

Развивать коммуникативные умения и навыки сотрудничества родителей с ребенком и школой.

Тема: трудный диалог с учебой, как помочь ребенку учиться?

Цель: родители расширят объем знаний о формах и методах решения возникших проблем с детьми, выработают совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности детей.

Выявить проблемы взаимодействия с ребенком по преодолению учебных затруднений.

Познакомить с типичными ошибками родителей и их влиянием на психику ребенка

Вооружить родителей практическими навыками взаимодействия с ребенком.

Форма проведения занятия: семинар-практикум (2 занятия)

Тема: Алкоголь в семье

Цель: информирование о пагубном влиянии употребления алкоголя родителями на воспитание ребенка, высказывание своего отношения к данной проблеме.

Донести до сознания родителей информацию о том, как вредные привычки родителей отражаются на воспитании детей, что может повлиять на начало употребления алкоголя детьми.

Информировать родителей о медико-социальных аспектах влияния алкоголизма родителей на психическое и эмоциональное развитие ребенка.

«Особенности воспитания детей мамой и папой»

Тема 1 «Роль отца в воспитании сына»

Цель: актуализировать проблему воспитания сына в семье.

Дать возможность осознать отцам, что отцовское счастье – высшая ценность.

Наметить пути, средства и приемы воспитания мальчиков в семье.

Привлечь отцов к коллективному обсуждению трудных педагогических ситуаций.

Дать рекомендации отцам, как строить отношения с детьми на основе взаимопонимания.

Направить усилия отцов на совместную деятельность в жизни коллектива.

Тема 2 «Нет милее дружка, чем родная матушка»

Цель: «Роль матери в воспитании ребенка».

Познакомить с условиями успешного семейного воспитания.

Дать возможность осознать мамам, что материнское счастье – высшая ценность

Привлечь мам к коллективному обыгрыванию ситуаций.

Показать, что материнская любовь к ребенку не за что-то, а просто за то, что ребенок есть.

Форма проведения занятия: просмотр и обсуждение видеороликов на тему

Тема «Человеком быть совсем не просто, или как воспитать в детях, нравственные качества на собственном примере».

Цель: создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье.

Способствовать формированию культуры общения родителей и детей, умения родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Обсудить методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье.

Форма проведения занятия: нравственная беседа

Тема «Почему мой ребенок становится трудным?»

Цель: выяснить причины отклоняющегося поведения у подростков, поиск путей решения этой проблемы.

Сформулировать понятие  «трудный ребенок»

Определить факторы, влияющие на формирование личности подростка.

Наметить возможные пути решения проблемы

Тема «Учет физиологических и психологических особенностей детей в их воспитании»

Цель: оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.

Рассмотреть особенности физического и психологического развития младшего возраста и их влияние на процесс обучения и воспитания.

Показать причину изменений в жизни ребенка вследствие физиологических трансформаций, изменение эмоциональной сферы ребенка.

Цель: родители получат возможность увидеть значимость семейных традиций для создания дружной и сплоченной семьи.

Способствовать развитию семейных традиций для преодоления отчужденности между родителями и детьми, воспитывать у членов семьи чувство единения, заботу и уважение к старшим.

Вызвать желание у родителей поделиться традициями своей семьи.

Форма проведения занятия: семейные посиделки  на тему: «Традиции в семье»

Тема: «Крик детской души: Родители разводятся!!!»

Цель: формирование у родителей личностного смысла в усвоении психолого-педагогических знаний при воспитании ребенка в ситуации развода.

Научить правильно себя вести во время конфликта между взрослыми с ребенком.

Сформировать представления  родителей о причинах нарушений поведения детей дома.

Настроить родителей на доброжелательное общение между собой  через выполнение задания, игру.

Показать пути выхода в ситуации развода при общении с детьми

Тема «Агрессия детей: ее причины и предупреждение»

Цель: Определить причины появления агрессии и дать рекомендации. Портрет агрессивного ребенка

Сформировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков

Научить родителей как справиться с агрессивным состоянием ребенка, как бороться со своим гневом

Форма проведения занятия: круглый стол с элементами тренинга

Тема: свободное время и семейный досуг

Цель: родители получат возможность расширить представления о позитивных  видах семейного отдыха, получат практические навыки активного сотворчества с детьми.

Познакомить родителей с позитивными видами семейного отдыха: посещение культурно-массовых мероприятий, активный семейный отдых, игры (подвижные, настольные, ролевые, дидактические), ручной труд.

Предоставить родителям информацию о том, где и как можно организовать совместный досуг с минимальными затратами для семьи.

Обучать практическим навыкам проведения совместных игр (подборка игр в соответствии с возрастными особенностями детей).

Тема «Причины детского суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях»

Цель: Предоставить возможность родителям задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.

Совместно с родителями выявить возможные причины, признаки и характер детского и подросткового суицида.

Объяснить психологический смысл суицида, познакомить с признаками суицидального поведения, дать рекомендации родителям.

Форма проведения занятия: беседа с элементами тренинга

Тема: трудовое участие ребенка в жизни семьи

Цель: родители получат возможность расширить знания о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.

Познакомить родителей с ролью трудового воспитания во всестороннем развитии ребенка.

Показать значимость семьи в воспитании трудовых навыков ребенка.

Обсудить опыт присутствующих по поддержанию интереса ребенка к труду, формированию трудовых навыков.

Перечень совместных детско-родительских практических занятий

Цель: создание позитивного микроклимата в семьях, коррекция детско-родительских отношений.

Выезд на заимку Плюснина

Экскурсия в зоосад

Выход в кинотеатр «Совкино»

Творческая мастерская «Изготовление новогодних сувениров»

Праздник «День матери»

Выезд на лыжную базу с. Ильинка

Экскурсия в краеведческий музей

Прогулка на теплоходе «Просторы Амура»

КТД «Семья это мы!»

Дата проведения
Мероприятие
Кол-во часов
Ответственный

1неделя сентября
Познавательная беседа  «Значение семьи для ребенка, что значит любить своего ребенка?»
1
Педагог-психологСоциальный педагог

2неделя сентября
Круглый стол «Права и обязанности родителей»
1
Социальный педагог

3неделя сентября
Выезд на заимку Плюснина
2
Педагог-психологСоциальный педагог

4неделя сентября
Дискуссия «Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребенка»
1
Педагог психолог

1неделя октября
Экскурсия в зоосад
2
Педагог-психологСоциальный педагог

2неделя октября
Разбор проблемных педагогических ситуаций на тему«Поощрения и наказания»
1
Социальный педагог

3неделя октября
Тренинг«Эмоциональное благополучие детей в семье»
1
Педагог психолог

4неделя октября
Выход в кинотеатр «Совкино»
2
Педагог-психологСоциальный педагог

1,2неделя ноября
Просмотр и обсуждение видео роликов на тему«Особенности воспитания детей мамой и папой. Роль отца в воспитании сына. Нет милее дружка, чем родная матушка»
2
Педагог психолог

3неделя ноября
Круглый стол«В семье первоклассник»
1
Социальный педагог

4неделя ноября
Праздник «День матери»
1
Педагог-психологСоциальный педагог

1,2неделя декабря
Семинар-практикум«Трудный диалог с учебой, как помочь ребенку учиться?»
2
Социальный педагог

3неделя декабря
Круглый стол«Алкоголь в семье»
1
Социальный педагог

4неделя декабря
Творческая мастерская «Изготовление новогодних сувениров»

1
Педагог-психологСоциальный педагог

3неделя января
Нравственная беседа «Человеком быть совсем не просто или как воспитывать в детях нравственные качества на собственном примере»
1
Педагог психолог

4неделя января
Дискуссия «Почему мой ребенок становится трудным?»
1
Педагог психолог

1неделя февраля
Познавательная беседа«Учет физиологических и психологических особенностей детей в их воспитании»
1
Педагог психолог

2неделя февраля
Выезд на лыжную базу с. Ильинка
2
Педагог-психологСоциальный педагог

3неделя февраля
Семейные посиделки  на тему «Традиции в семье»
1
Социальный педагог

4неделя февраля
Тренинг«Крик детской души: родители разводятся»
1
Педагог психолог

1 неделя марта
Выезд на лыжную базу с. Ильинка
2
Педагог-психологСоциальный педагог

2 неделя марта
Круглый стол с элементами тренинга «Агрессия детей, ее причины  и предупреждение»
1
Педагог психолог

3,4неделя марта
Семинар-практикум «Свободное время и семейный досуг»
2
Социальный педагог

1неделя апреля
Выход в кинотеатр «Совкино»
2
Педагог-психологСоциальный педагог

2неделя апреля
Беседа с элементами тренинга«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях»
1
Педагог психолог

3неделя апреля
Экскурсия в краеведческий музей
2
Педагог-психологСоциальный педагог

4неделя апреля
Круглый стол «Трудовое участие ребенка в жизни семьи»
2
Социальный педагог

3 неделя мая
Прогулка на теплоходе «Просторы Амура»
2
Педагог-психологСоциальный педагог

4 неделя мая
Коллективно-творческое дело «Семья это мы!»
2
Педагог-психологСоциальный педагог

                                                       Всего часов
42

Программа работы детьми и подростками, имеющими эмоционально-волевые и поведенческие нарушения

Цель: – оптимизация и нормализация способов поведения, связанных с защитной агрессивностью.

  • Обучение приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры.
  • Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
  • Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

Программа психолого-педагогического сопровождения

подростков «группы риска»

Цель: эмоционально-личностная коррекция, укрепление психологического здоровья подростка.

  • Изучение личностных особенностей и черт характера подростков.
  • Восстановления ощущения ценности собственной личности.
  • Овладение способами взаимодействиями с самим собой и окружающим миром.
  • Формирование позитивной моральной позиции.
  • Формирование у подростков навыков определения круга позитивных ценностей и негативных факторов.
  • Формирование ценностного и ответственного отношения к себе.
  • Тренировка навыков принятия ответственных решений, отстаивание убеждений и позиций.
  • Осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.
  • Развитие компетентности в социальном функционировании.

Программа воспитания подростков в духе толерантности и культуры мира «ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ»

Цель: воспитание подростков в духе толерантности и культуры мира.

•  Ознакомить подростков с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.

•  Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.

•  Развивать воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие, достоинство и самопознание как элементы толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».

Программа для решения семейных проблем

Специалисты службы по профилактике социального сиротства

КГБУ Детский дом 5 – победители проекта «Ресурсный круг»

II Всероссийского конкурса «Семейный фарватер»

(при финансовой поддержке благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко)

2016-2017 учебном году специалисты службы приняли участие во  II Всероссийском  конкурсе «Семейный фарватер 2017» благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Проект «Ресурсный круг», представленный на конкурс, признан победителем. Размер финансирования составляет 1800 тыс. рублей, срок реализации проекта июнь 2017 — декабрь 2019.

Проект направлен на совершенствование технологии комплексного сопровождения семей, переживающих кризис для снятия рисков социального сиротства и сохранения ребенка в кровной семье.

В 2017-2018 учебном году успешно реализован первый год проекта «Ресурсный круг», который является победителем II Всероссийского конкурса «Семейный фарватер» при поддержке благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. За счет средств Гранта семьям, находящимся в социально-опасном положении, оказано услуг на сумму 76800 рублей (двум семьям произведена оплата медицинского осмотра для трудоустройства матери, одной семье оказана помощь в аренде жилого помещения, трем семьям производилась оплата государственной пошлины для восстановления документов, обращений в суд

Одним из основных направлений Службы является информационно-просветительская деятельность по повышению педагогической компетентности родителей и воспитательного потенциала семьи. В рамках детско-родительского клуба «Парус Надежды» организуются занятия, на которых родители развивают навыки по созданию эмоционально комфортной обстановки для ребенка в семье. Совместные занятия сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга, проигрывая проблемные семейные ситуации,  родители видят и осознают  ошибки в воспитании детей. В учебном году проведено 11 мероприятий, которые посетили 25 семей (27 родителей, 26 детей), более 50% родителей, посещали занятия регулярно. Положительные отзывы родителей свидетельствуют о том, то в 10 семьях имеется стабильная положительная динамика по нормализации детско – родительских отношений, стабилизации межличностных отношений в семье. Родители научились оценивать детей соответственно их возможностям, более грамотно разрешают семейные споры и конфликтные ситуации в школе и семье.

В рамках Гранта специалистами Службы проводилась работа по распространению практики «Ресурсный круг» среди специалистов по профилактике социального сиротства. За 2017-2018 учебный год проведено 5 семинаров на тему: «Виды помощи семье и детям, находящимся в социально-опасном положении». Анкетирование педагогов показало высокий уровень их общей удовлетворенности – от 80% до 98%  (организация, содержание, раздаточные семинары, форма проведения). Все педагоги отметили актуальность и востребованность предложенных тем, отметили благоприятную эмоциональную атмосферу во время семинара, высокий уровень в проведении практических занятий специалистами Службы.

Какие проблемы решает семейная психотерапия

Программа для решения семейных проблем

Основным отличием семейной психотерапии от индивидуальной является тот факт, что клиентом выступает не один человек, а вся семья или некоторые ее члены.

Проблемы, которые решает семейный психотерапевт, – это не обязательно ссоры и конфликты, возникающие в семье. Специалист еще консультирует родственников человека, который страдает серьезными заболеваниями или поведенческими расстройствами.

Стоит обратиться за помощью к семейному консультанту или психотерапевту, если:

  • в семье присутствуют недоверие, недопонимание, ложь, случаются частые скандалы;
  • произошла измена одного из супругов;
  • члены семьи (в том числе, дети) тяжело переживают развод;
  • у близкого человека личностный кризис, соматические заболевания или расстройства психики, влияющие на настроение всей семьи;
  • супруги испытывают дисгармонию в сексуальных отношениях;
  • существует конфликт между супругами, братьями и сестрами или разными поколениями;
  • дети или подростки испытывают проблемы с социализацией, поведением, обучением;
  • ушел из жизни родной человек;
  • состав семьи изменился, адаптироваться к этим новым условиям сложно (появился малыш или ребенок повзрослел и начать жить самостоятельно);
  • кто-то из членов семьи испытывает тревогу, страдает депрессией;
  • в семье превалирует агрессивное поведение или есть случаи насилия;
  • у кого-то из супругов бесплодие или отсутствует желание иметь детей;
  • кто-то из членов семьи злоупотребляет наркотиками, алкоголем или имеет другие опасные зависимости;
  • родители/опекуны испытывают трудности в воспитании усыновленных детей.

Как действует семейный терапевт и какие задачи решает

Программа для решения семейных проблем

Основной целью семейной психотерапии будет скорректировать отношения внутри семьи, устранить психоэмоциональные расстройства, которые проявляются у одного или нескольких ее членов, а попросту – вернуть в семью счастье и гармонию.

Для этого специалист решает основные задачи:

  • наблюдает за межличностным общением внутри семьи;
  • выявляет конфликты и их участников;
  • исследует скрытые чувства родственников;
  • помогает выплеснуть негативные эмоции (злость, страх, отчаянье, взаимные претензии);
  • меняет представление членов семьи о создавшихся проблемах;
  • трансформирует индивидуальные взгляды каждого участника конфликта в коллективные;
  • предлагает методы для налаживания отношений между родственниками;
  • повышает уровень толерантности (особенно в отношении проблемного члена семьи);
  • учит семью находить корни возникших трудностей и ресурсы для их преодоления;
  • устраняет отрицательные стереотипы поведения у членов семьи;
  • устанавливает доверительные отношения;
  • поддерживает в кризисные периоды.

На семейных сеансах присутствие всех родственников не обязательно, а иногда и вредоносно. В каждом случае специалист принимает индивидуальное решение, кого из семьи пригласить на консультацию и какие методы при этом использовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *