Программа элективного курса «Человек как основная философская проблема» для 10-11 классов

Человек — это вселенная во вселенной. И в нем не меньше тайн, чем в мироздании. Более того, человек — это главная тайна мироздания

Высшее звено в цепи развивающегося бытия (на уровне живых систем планеты) — человек. Он представляет собой особый феномен.

Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.

Проблема человека — одна из основных во всей мировой философской мысли.

Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

Частные проявления человека изучают социология, психология, медицина, биология и другие науки.

Философия всегда стремилась к постижению ценности человека. Философскую программу можно выразить словами Сократа: «Познай самого себя».

Проблема сущности человека и тема самопознания являются ключевыми в философии.

Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу.

В античной философии человек — часть мироздания, поэтому все его проблемы решаются в связи с местом и ролью в космосе. Человек рассматривался как микрокосм, подчиненный высшему началу — судьбе.

В средневековой философиичеловек стал восприниматься как существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, человек и Бог.

Например, Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство души и тела.

В системе христианского мировоззрения цель бытия человека — спасение души и соединение с Богом. Желание личности стать самостоятельной и свободной трактуется как греховное.

Эпоха возрождениясоздала свой идеал свободной и гармоничной личности. В философии этого времени главной становится тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья. Личность предстает как свободное существо, творит себя, свою судьбу и мир вокруг.

Философия нового времени видела в человеке его духовную сущность: человеческий дух, разум, помыслы и деяния. Большая заслуга этого времени — утверждение разума в качестве главной способности человека в познании собственной сущности.

Философия Х1Х — начала ХХ века возвышала духовное начало в человеке, свела сущность человека в одних случаях к рациональному (то есть разумному), а в других — к иррациональному (то есть неразумному).

«Сложен всякий человек и глубок, как море, особенно современный, нервный человек»

Проявления человеческой сущности многообразны — это разум, воля, характер, эмоции, труд, общение. Отличительным, сущностным признаком человека является труд.

*Спиркин А. Философия: Учебник. — М: Гардарики, 2011,стр. 338

**Достоевский Ф. Литературное наследство. Неизданный Достоевский. , 1971, стр. 417.

Философия конца ХХ — начала ХХ1 векаособенно остро испытывает решение «вечного вопроса» о человеке, уяснение его отношения к миру и самому себе. В конце ХХ века появилась возможность самоуничтожения всего человечества. Стало ясно, что единственная подлинная ценность — это человек. Главными стали вопросы:

·почему человек остается загадкой для самого себя;

·почему, изучив и даже покорив природу, познав основные законы общества, человек чувствует себя неуверенно и жизнь его часто полна трагизма.

Философия играет особую роль в цикле человекознания. Познание человека и его сущности — основа философской антропологии — области философского знания , направленной на постижение феномена человека. Основные понятия- «природа» и «сущность» человека. Говоря о природе человека философия стремится постичь его отличие от естественного бытия, и прежде всего от животных. Главные качества человека, отличающие его от животных — разум, речь, воображение, религия, мораль.

Вы будете изучать:

  • тайну человеческого «Я»;
  • проблему антропосоциогенеза;
  • биологическое и социальное в человеке;
  • образы человека в истории философской мысли;
  • ценности человеческого существования
  • дать основные понятия философской антропологии;
  • представить смысл проблем, занимавших мыслителей;
  • проследить постоянное изменение взглядов философов в понимании человека;
  • познакомить с современными философскими теориями, посвящёнными проблеме личности;
  • развить способность к пониманию другого человека

После изучения темы вы сможете:

  • убедиться в том, что теории философской антропологии находят своё отражение в современных дискуссиях о роли и месте человека в мире;
  • различать типы философских позиций в понимании отношений личности и общества;
  • рассматривать свои собственные представления о человеке в контексте истории философии;
  • разбираться в таком разделе философии, как философская антропология;
  • понимать причины изменений представлений о человеке;
  • ориентироваться во множестве современных теорий личности

Термин «антропология» означает учение о человеке, а философская антропология, соответственно, философское учение о человеке, или философия человека.

Философская антропология – направление философии, занимающееся изучением человека, его природы и сущности.

Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследующей естественно-историческое происхождение человека и человеческих рас; социологией, рассматривающей социальные особенности человеческого существования; педагогикой – наукой о воспитании человека, а также психологией, изучающей особенности индивидуального поведения.

Отличие философского учения о человеке от других наук состоит в том, что оно исследует наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека как вида.

Важнейшие проблемы и вопросы философской антропологии:

§ сущность и природа человека;

§ психический мир человека;

§ скрытые духовные силы человека;

§ проблема существования человека

§ проблема жизни после смерти;

§ духовное развитие человека;

§ перспективы эволюции человека;

§ смысл жизни человека;

§ проблемы свободы и ответственности человека;

§ ценности в жизни человека

На рубеже XX – XXI вв. Проблема человека становится центральной в философском знании. Проявляется обострённое внимание к тому, что в философии называется «экзистенциальной проблематикой»: вопросам о смысле жизни и ценности человеческого существования. Напротив, интерес к онтологии и гносеологии как частям философского знания заметно снижается. Почему так происходит?

Проблема человека приобретает особую актуальность в те периоды развития истории, когда остро встаёт вопрос о смысле жизни и цели существования не только отдельного человека, но и всего общества. Именно такой период переживает как отечественная, так и мировая история.

Обыденному мышлению представляется, что человек не заключает в себе никакой тайны, ведь каждый из нас уверенно выделяет человека из остального мира, и его отличие от других существ представляется совершенно очевидным. Но, как говорил испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, философии оправдана тем, что выходит за пределы очевидности. Выходит она за такие пределы и в исследовании человека. Испанский мыслитель не одинок в своём мнении. Ещё И. Кант пришёл к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?», «Что я должен делать?» И все они перекрываются одним вопросом: «Что такое человек?».

Философы считают, что проблема человека содержит в себе много тайн и загадок. Именно в этих выражениях говорили о человеке многие мыслители. «Человек, — писал Ф. Достоевский, — есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Для Достоевского очевидно не только то, что человек есть тайна, но и то, что соответствовать своему понятию человек может, только занимаясь этой тайной, причём занимаясь всю жизнь.

Человек есть тайна и в том смысле, что к нему не может быть вполне применён исключительно рационалистический, сугубо научный подход. Какие бы науки не занимались изучением человека, их методы всегда направлены на его «препарирование». Простая сумма знаний частных наук о человеке не даёт искомого образа, поэтому философия всегда стремилась к постижению его целостности и пыталась выработать собственные средства познания сущности человека.

Современная философская антропология включает в себя многообразные и противоречивые школы и направления, активно обсуждающие такие проблемы, как сущность и существование человека, соотношение в его природе биологического и социального, происхождение человека (антропогенез- процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи), социализация личности, бытие человека в культуре.

Для того чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо представить себе те результаты, которые были достигнуты в истории философии, поскольку есть некоторая традиция, преемственность взглядов на сущность человека.

Какие же образы человека существовали в истории философской мысли?

Античность : космоцентризм, человек — часть космоса,
в своих человеческих проявлениях подчинённый высшему началу — судьбе
Сократ:человек познает самого себя
Эпикур:свобода и счастье человека
Диоген:аскетизм
Платон,
Аристотель: человек — гражданин — государство
2. Средневековье: теоцентризм, человек есть образ и подобие Бога, идеальный образ человека – образ святого; главный признак человечности – любовь к Богу
человек — тварное существо
зло произошло от собственной воли человека
человек — промежуточное существо между животным и Богом
человек раздвоен: тело бренно, душа бессмертна
смысл жизни — познание себя
3. Возрождение: человек — предмет культа
Оптимистический гуманизм — вера в силы человека
человек — творец своей судьбы
человек на одной ступени с Богом
человек красив, деятелен, свободен
4. Новое время: человек — сложная машина
человек — порождение природы
человек есть мыслящее существо (Р. Декарт)
человек изменяет мир с помощью знаний
человек революционным образом меняет мир: насилие над историей
5. Немецкая классическая философия:а) человек — существо духовное б) человек — творец истории
6. Марксизм: человек — совокупность общественных отношений
трудовая деятельность — основная форма существования человек
в человеке отражается эпоха
человек — автор, режиссер, актер своей собственной драмы
принадлежность человека к определенной социальной группе
человек не рассматривается как индивидуум
7. Русская философия: православная направленность
обращена к душе человека
не заинтересованность в подчинении окружающему миру
главная проблема — усовершенствование человека
цель — поиск правды и справедливости
8. Новейшее время
Фрейдизм
Сознание человека управляется иррационально, то есть бессознательно
Экзистенциализм
Решающее воздействие на человека оказывают воля к жизни, воля к власти, вера, стремление к переживанию подлинности жизни

Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек – это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, то есть существом социальным. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Встаёт вопрос о том, каким образом происходило формирование человека как разумного, социального и деятельного существа.

При рассмотрении этой проблемы следует выделить три основных подхода:

§ Креационная концепция. Концепция творения человека Богом или иной надчеловеческой личностью, или безличной сущностью в силу свободного акта свободного волеизъявления этой сущности, непостижимого для ума.

Многие философы считают библейскую версию происхождения человека правдоподобней, чем дарвиновскую – об этом, считает, например, русский мыслитель Лев Шестов, свидетельствуют неутолимая тоска и вечная духовная жажда человека. Если бы человек произошёл от обезьяны, он по-обезьяньи умел бы быстро найти всё, что ему нужно. Правда, на свете очень много людей, сумевших по-обезьяньи приспособиться к жизни: они весьма изобретательны в добывании пищи и вполне довольны своей жизнью.

Но, пояснял Шестов и Дарвин и Библия правы. Часть людей произошла от согрешившего Адама, чувствует в своей крови грех предков, мучается этим грехом, а другие от несогрешившей обезьяны, их совесть спокойна, они не терзаются и не мечтают.

Другой русский философ С. Франк считал, что теория эволюции сводит бытие человека лишь к его природному существованию и даёт беспомощные объяснения его происхождения, с её точки зрения человек с его душой, разумом постепенно развился из какой-нибудь амёбы или протоплазмы. Это всё равно, если бы мы сказали, что круг постепенно развился из треугольника или точки, а машина из гайки. Теория эволюции – это наивная мифология. Человек не может развиться из того, что в принципе ему чуждо, он возникает совсем из другого источника.

§ Теория естественного эволюционного происхождения:

общая космологическая теория эволюции. Человек есть часть всеобщего процесса эволюции космоса.

синтетическая теория эволюции (Ч. Дарвин). Человек есть продукт естественного отбора и генетических мутаций. То есть мы, как и все другие представители нашего мира являемся продуктом эволюции путём естественного отбора.

В противовес этому существуют течения, дающие человеку особый статус среди живых существ, объясняют его происхождение как революционный переход от природной, биологической эволюции, в качественно иной статус, надприродный. Это уже упоминавшаяся теория творения человека Богом и трудовая теория антропогенеза (Ф. Энгельс).

По обилию накопленных подтверждений трудовая теория доминирует. Её современный вариант рассматривает труд в единстве с природными факторами происхождения человека. В числе первых природных предпосылок антропогенеза называются: 1. активная вулканическая деятельность; 2 Сильный радиационный фон на предполагаемой прародине человека – юге Африки; 3. изменение климата на Земле; 4. космические воздействия, пассионарные толчки и др.

Одна из этих предпосылок, или все вместе стали причиной мутаций, которые в единстве с естественным отбором привели к появлению внешних биологических признаков человека: 1. тело, приспособленное для прямохождения; 2. развитая для тонкого манипулирования кисть; 3. развитый мозг; 4. голая кожа.

Объяснение этих процессов содержит множество загадок. Одна из них состоит в том, что по некоторым расчетам длительность подобных изменений выходит за рамки не только возраста Земли, но и наблюдаемой Вселенной. Вместе с тем, останки пралюдей и следы их трудовой деятельности подтверждают, что такие изменения действительно происходили:

— 3-5 млн. лет назад – австралопитек (australis-южная, pithekos-обезьяна), освоивший прямохождение и изготовлявший галечные и костяные орудия труда;

— 1,5 млн. лет назад – питекантроп (обезьяночеловек), имеющий развитую кисть, зачатки речи;

— 150 тыс. лет назад – неандерталец (долина Неандерталь в Германии), обладающий развитым мозгом, членораздельной речью;

— 90-100 тыс. лет назад – homo sapiens (человек разумный), имевший вид современного человека.

Согласно трудовой теории, природные изменения, ставшие исходной причиной биологических изменений человекообразных обезьян не стали решающими для появления человека. Только трудовая деятельность: целенаправленная, осмысленная, результативная могла сыграть решающую роль в появлении человека.

§ Гипотезы о внеземном, космическом происхождении человеческого рода как «эксперимента» высокоразвитых цивилизаций на планете Земля.

Итак, с одной стороны, человек разумный – это результат биологической эволюции, её усложнения и видоизменения. Он генетически связан с другими формами биологической жизни. С другой стороны человек – существо социальное, ибо он преобразует природные объекты, то есть занимается производством. Именно ходе этой деятельности человек формируется как социальное существо.

Заказать ✍️ написание учебной работы

Программа элективного курса "Человек как основная философская проблема" для 10-11 классов

Человек как главная философская проблема

Программа элективного курса "Человек как основная философская проблема" для 10-11 классов

Человек — главная философская проблема

Для человека величайшей из всех тайн был и остается он сам. Индивид как личность вне общения с окружающими существовать не может. Он живет не только в себе и для себя, но и в других и для других. Иными словами, его жизнь проявляется в памяти и внимании людей, в их уважении и любви. Наиболее значимые человеческие мысли, чувства и действия не исчезают бесследно, а определенным образом преломляются в сложной социально-культурной системе общественных отношений. Человек как личность — это высшая ценность мировой культуры, являющаяся целью и эталоном исторического развития.

Философия человека — это не просто комплекс знаний о человеческом феномене, которые дают наука и медицина, искусство и религия. Это осмысление целостности человека: метафизическое постижение его как уникальной родовой сущности, вместилища духовных потенций и социальных свойств, источника воли и морального поведения, а также его особого положения в природе и обществе в качестве разумного существа.

Это стремление постигнуть самосознание человека как субъекта свободных действий, творца всех культурных ценностей и своей собственной судьбы. Это нацеленность на постижение бытия человека как личности (меры целостности) — индивидуального средоточия и выражения общественных связей и отношений, всех идеалов и норм социального бытия. Глубоко анализируя и синтезируя человеческую суть, философия стремится понять диалектику внутренних и внешних импульсов в становлении личности, обладающей некими почти божественными качествами, а именно способностью вносить порядок в природные и общественные процессы и явления.

Человек — единственное существо на Земле, а может быть, и во Вселенной, знающее о своей смертности, но активно стремящееся к вечности.

Программа элективного курса "Человек как основная философская проблема" для 10-11 классов

Знаменитый поэт и философ Омар Хайям (ок. 1048-ок. 1123) человеческую сущность оценивает следующим образом: « Человек, словно в зеркале мир, многолик. Он ничтожен и все же безмерно велик ». Не случайно в истории философии издавна бытуют принципиально разные трактовки человеческого феномена. Одни его представляют как «тупиковую ветвь» в мировой эволюции, то есть как природную патологию, а другие, наоборот, как наивысшую ступень в саморазвитии Мироздания и как особый смысловой пласт в становлении и совершенствовании принципиально новой, постбиологической формы движения материи — ноосферной. Философы давно, еще во времена античности (Сократ), поставили перед собой ответственную задачу познать и понять человеческую суть. Отсюда целевым алгоритмом в научном познании человека и философском осмыслении его качеств и способностей стала критическая оценка его уникальности с последующим осознанием его особой роли в судьбе планеты, Космоса.

Программа элективного курса "Человек как основная философская проблема" для 10-11 классов

Согласно современным научно-философским воззрениям, человека не следует понимать как некую марионетку, бесприкословно подчиняющуюся имманентным побуждениям и инстинктивным позывам собственной биологической природы. Он обладает волей, одарен разумом — совокупным умом, «созидающим второй мир», дорожит своими честью и достоинством. В силу этого обстоятельства человек с присущей ему настойчивостью ищет смысл собственной жизни. Он осознает свое прошлое, оценивает настоящее и прогнозирует будущее. Осознание себя как уникального земного существа позволяет индивиду раскрыть в себе некое космическое предназначение. А это значит, что каждый человек живет и действует в мире природы и обществе только как личность. Важно подчеркнуть, что задача научного и философского прояснения сущности личности -одна из основных (если не главная) в общечеловеческом бытии.

Программа элективного курса "Человек как основная философская проблема" для 10-11 классов

Программа элективного курса "Человек как основная философская проблема" для 10-11 классов

Феноменальная человеческая сущность, ее становление и самоутверждение — ключевые проблемы практически всех философских систем, всеобщей истории общественного развития и естественных наук, но особенно биологических и медицинских. В естественно-природной и социально-культурной эволюции человека по сей день очень много неясного, не до конца понятого. Еще Г. Гегель поставил острый философский вопрос об историчности человеческой сущности и предложил идею рассматривать человека как наивысшую разумную самоценность. Фейербах, не согласившись полностью с гегелевским абстрактно-философским толкованием сущности человека, провозгласил программу антропологизации самой философии. Но и его понимание было слишком общим, поэтому и подверглось, в свою очередь, критике К. Маркса. По мнению последнего, сущность человека не может быть раскрыта вне исторического рассмотрения развития самого общества, многообразных связей и отношений внутри него. Иными словами, согласно К. Марксу, человеческая сущность есть совокупность всех общественных отношений

Действительно, сущностная основа человека имеет конкретно-исторические свойства и проявления. Ее содержание, оставаясь всегда социальным, качественно изменяется в зависимости от исторического времени и уровня освоения индивидом общечеловеческой культуры. Жизнь человека — это некий своеобразный процесс присвоения и воспроизведения социальнокультурного опыта человечества, «абсолютного движения становления» (К. Маркс). Определяющим условием его бытия является созидательная деятельность, в процессе которой он изменяет социальную и природную среду своего обитания, творит новый мир и себя в нем. Марксистская философия, активно подчеркивая природную и общественную специфику человека, органично связывает последнюю с признанием его уникальной самоценности. Такая философская позиция имеет особо положительные черты, ориентируя каждого индивида на выявление и развитие самодостаточности. Действительно, большинство людей стремится жить с осознанием своей личной ответственности за собственные поступки, с пониманием, для кого или во имя чего он живет. В связи с этим человек получает шанс обессмертить свое дело, обретя признательность и благодарность современников и память потомков.

Программа элективного курса "Человек как основная философская проблема" для 10-11 классов

Что касается смысла жизни, то здесь речь идет не столько об осознании человеком себя как личности, способной решать непростые жизненные задачи, сколько о признании им своей персональной ответственности за все содеянное, сотворенное. Ведь каждый индивид рано или поздно ставит сам перед собой сакраментальный вопрос: кто я и какова моя роль на Земле? К объяснению понятия смысла человеческой жизни философы и ученые, как правило, подходят с двух разных позиций. Одни рассматривают его применительно к каждой отдельно взятой личности, другие — применительно к человеку как родовому существу, социально-разумному феномену. Правомерны оба подхода, ибо философское значение постижения индивидом своей собственной сущности состоит именно в том, чтобы понять универсальность социально-природной жизнедеятельности человека, его особую ответственность, оценить уникальность его роли в социально-культурном созидании, в преобразовании планеты.

Программа элективного курса "Человек как основная философская проблема" для 10-11 классов

Чтобы жить разумно и нравственно, человеку необходимо действовать в соответствии с определенным им же самим судьбоносным смыслом своего существования. Такое определение в принципе доступно каждому, независимо от пола, возраста, развитости интеллекта, качества образования, природного темперамента, сформировавшегося характера и т. Практически каждый человек добровольно связывает себя ответственностью перед тем, кому или чему он, образно говоря, присягает на служение. Одни, например, отдают себя служению народу, Родине, другие — науке или медицине, иные — Богу, а кто-то — семье, детям и т. Проблема смысла человеческой жизни — наиважнейший и наисложнейший научный и философский вопрос. Осмысление индивидом своего жизненного пути есть целенаправленное определение собственной судьбы. Еще в Древней Греции мудрецы учили постижению смысла жизни, которое начинается с познания самого себя, своих интересов и потребностей.

  • Судьба человека исторически рассматривается и как случайная удача, и как неотвратимое возмездие за содеянное. Она представляет собой длинную вереницу уникальных и нередко непредсказуемых ситуаций, набор сложнейших повседневных жизненных задач и проблем, причем решать их необходимо сугубо индивидуально, самостоятельно. «На Бога надейся, а сам не плошай», — учит народная мудрость. В наше время происходит своеобразное возрождение и содержательное обогащение идеи судьбы. В христианстве судьбу представляют как божественное предопределение. А в светской жизни ее связывают с личным определением базовых параметров осмысленной жизни и деятельности человека, которые служат главным стимулом его будущности.
  • Будущее человека зависит от объективных и субъективных обстоятельств. Так, каждый знает, что его личная судьба складывается в результате сочетания природных и противоречивых социально-культурных условий, которые и предопределяют его характер, статус в жизни, личностное становление. Многие отдают себе отчет в том, что несут перед сообществом определенную ответственность за свои слова и дела. Каждый ответственен и за свою жизнь, ибо, придав ей определенный смысл, может быть уверенным в завтрашнем дне. Люди, верящие в судьбу, всегда стремятся каким-то образом предугадать свою будущность. Но очень часто они не могут понять ее сущностные основания. Между тем многие современные философы и психологи утверждают, что это вполне возможно: необходимо лишь настойчиво искать смысл жизни, определять конкретные цели жизнедеятельности, приобретая средства для их достижения.

Программа элективного курса "Человек как основная философская проблема" для 10-11 классов

Экзистенциалисты пытались дать ответы на смыслообразующие вопросы человеческой жизни, стремились сформулировать идеи нового гуманизма, который должен объединить людей. «Вера в смысл жизни всегда предполагает шкалу ценностей, свободный выбор, предпочтение», — утверждал французский философ-экзистенциалист А. Камю (1913-1960). Только при нахождении смысла личного бытия и определении ясных целей на своем жизненном пути человек сможет достигнуть истинного счастья. Отсюда понятна главная цель современной философии медицины — искать и возвышать смысл жизни медика, без которого последний не сможет реализовать свое уникальное предназначение. Истинный врач всю свою жизнь посвящает служению людям. А для этого ему необходимо сформировать сильную волю, высокую нравственность и добровольно взять на себя повышенную личную ответственность перед обществом.

Программа элективного курса "Человек как основная философская проблема" для 10-11 классов

Очень часто обсуждаются проблемы смысла жизни вообще и предназначения медика в частности. Соотношение между этими смыслами люди определяют как связь общего и особенного. Общее — это стремление стать личностью, достойной своего времени. Особенное — это смысл целенаправленной жизнедеятельности современного медика. Большинство людей (около 70% опрошенных) считает, что смысл жизни врача заключается прежде всего в том, чтобы быть всегда готовым оказать квалифицированную медицинскую помощь людям, попавшим в беду. А этого можно достигнуть, только выработав в себе такие качества, как компетентность, милосердие и общая эрудиция. Заметим, что приоритет принадлежит ценностям нравственного характера и научного творчества.

Программа элективного курса "Человек как основная философская проблема" для 10-11 классов

Спасибо за внимание!!!

Урок № 19.

Раздел: Систематический курс.

Тема: Проблемы человека, сущность содержание.

Цель: Изучить проблемы человека и их формы.

(Образовательная) Рассмотреть понятие проблем человека;

(Развивающая) Научить дифференцировать проблемы человека;

(Воспитательная) Способствовать воспитанию чувства патриотизма и причастности к своей Родине.

(Оборудование): учебник, тетрадь, маркер, доска, карта.

Тип урока: Комбинированный урок.

Ход урока.

  • Организационный момент. (3 минуты)
  • Проверка домашнего задания: (15 минут)

— Проблемы человека и их сущность и содержание в истории философии?

— Биологическое и социальное в человеке?

— Формирование и развитие личности?

Изучение нового материала. (60 минут)

  • Теории о происхождении человека.
  • Проблема сущности человека в истории философии.

Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естственного отбора.

2) Теория творения (креационизм).

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди — Адам и Ева — были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых — сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.

Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой. 3) Теория внешнего вмешательства.

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:а) скрещивание иномирян с предками людей;б) порождение человека разумного методами генной инженерии;в) создание первых людей гомункулярным способом;г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом. Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.

4) Теория пространственных аномалий.

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии — гуманоидной триады «Материя — Энергия — Аура», характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры — информационной субстанции.

При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.

В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Итак, вернемся к первой теории, по которой антропогенез — процесс выделения человека из мира животных — прошел, по мнению большинства исследователей, четыре основные стадии. 5) Теория Ч. Дарвина

Английский ученый Чарльз Дарвин внес неоценимый вклад в биологическую науку, сумев создать теорию развития животного мира, основанную на определяющей роли естественного отбора как движущей силы эволюционного процесса. Фундаментом для создания теории эволюции Ч. Дарвину послужили наблюдения во время кругосветного путешествия на корабле «Бигл». Разработку эволюционной теории Дарвин начал в 1837 году, и лишь двадцатью годами позже на заседании линнеевского общества в Лондоне Дарвин прочитал доклад, который содержал основные положения теории естественного отбора. На том же заседании был прочитан доклад А. Уоллеса, высказавшего взгляды, совпадавшие с дарвиновскими. Оба доклада были опубликованы вместе в журнале линнеевского общества, но Уоллес признал, что Дарвин разработал теорию эволюции раньше, глубже и полнее. Именно поэтому свой основной труд, вышедший в 1889 году, Уоллес, подчеркивая приоритет Дарвина, назвал «Дарвинизмом».

Главный труд всей жизни ученого, названный по традиции той эпохи многословно: «Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», был издан 24 ноября 1859 года и разошелся тиражом в 1250 экземпляров, что по тем временам для научного труда считалось неслыханно. Сам Дарвин так писал по этому поводу: «Иногда высказывалось мнение, что успех книги доказывал то, что «вопрос уже носился в воздухе» и что «умы были к нему подготовлены». Но я не раз прощупывал мнения многих натуралистов и не встретил ни одного, который сомневался бы в постоянстве видов. Раза два или три пытался я объяснить очень способным людям, что я разумею под естественным отбором, но совершенно безуспешно». Необходимо отметить, что первый набросок теории эволюции был сделан Дарвином еще в 1842 году. Существуют разногласия по вопросу о том, достиг ли Дарвин в 40-е гг. той эволюционной концепции, которая изложена в «Происхождении видов», или его взгляды претерпевали радикальные изменения. В этой работе Дарвин показал, что виды растений и животных не постоянны, а изменчивы, что существующие ныне виды произошли естественным путем от других видов, существовавших ранее. Наблюдаемая в живой природе целесообразность создавалась и создается путем естественного отбора полезных для организма ненаправленных изменений. Таким образом, в борьбе за существование выживают формы, наиболее приспособленные к данным условиям среды. В 1868 году Дарвин публикует второй капитальный труд — «Изменение домашних животных и культурных растений», который явился дополнением к основному труду. В этот труд вошла масса фактических доказательств эволюции органических форм, почерпнутых из многовековой практики человека. Третий большой труд по теории эволюции – «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин опубликовал в 1871 году, а дополнением к нему явилась книга «Выражение эмоций у человека и животных».

В эволюции взглядов Дарвина были и периоды застоя, и периоды быстрых изменений. Но, принимая во внимание слова Дарвина, который писал: «Моя теория верна, и если бы она была принята хотя бы одним из компетентных судей, то это означало бы значительный шаг в науке» мы вправе утверждать, что именно эволюционная теория наиболее четко описывает процесс видообразования в живой природе, и потому целесообразно ориентироваться на нее.

Основные стадии эволюции человека:-Время последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек), -Древнейших людей: питекантропа или древнейшего человека, или протерантропа или архантропа. -Неандертальца, или древнего человека, или палеоантропа. -Современных людей (неоантропов). -Австралопитек

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании и т.

В истории развития науки ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Действительно, человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т. и т. При этом нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а апеллируя к тем признакам, которые отличают его от ближайшего вида, т. как бы со стороны. Однако с методологической точки зрения, такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется, прежде всего, имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования. К тому же не все отличительные признаки человека являются существенными.

Как свидетельствует современная наука, в основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие.

Отметим, что речь идет именно о всей совокупности общественных отношений: материальных и идеальных (идеологических), настоящих и прошлых. Это положение имеет важное методологическое значение, ибо из него следует, что человека надо понимать не вульгарно-материалистически, не идеалистически, не дуалистически, а диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку» или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т. Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т. одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь спектр общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Современный человек не взялся «ниоткуда», он есть результат развития общественно-исторического процесса. Иными словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.

Однако человек — не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта. Существует диалектическое взаимодействие между человеком и обществом: человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне, а общество — это «сам человек в его общественных отношениях».

Философы о сущности человека

С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: «Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!».

В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: «Что такое человек?» остается по-прежнему актуальным.

В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли, что знание таковой позволит объяснить происхождение мыслей и поступков людей и тем самым указать им «формулу счастья». Но среди этих философов нет единства, ибо каждый из них в качестве сущности видит то, что не видит другой, и таким образом здесь царит полная разноголосица. Достаточно сказать, что в Средние века сущность человека виделась в его душе, обращенной к Богу; в эпоху Нового времени Б. Паскаль определял человека как «мыслящий тростник»; философы-просветители ХУШ столетия усматривали сущность человека в его разуме; Л. Фейербах указывал на религию, в основе которой видел любовь; К. Маркс определял человека как социальное существо — продукт общественного развития и т. Следуя этим путем, философы открывали все новые и новые грани человеческой натуры, но это не приводило к прояснению картины, а скорее усложняло ее.

Другой подход к исследованию природы человека можно условно назвать историческим. Он опирается на изучение памятников материальной и духовной культуры далекого прошлого и позволяет представить человека как исторически развивающееся существо от низших его форм к высшим, т. современным. Стимул такому видению человека дала теория эволюции Ч. Дарвина. среди представителей этого подхода видное место занимает К. Маркс.

Еще один подход объясняет природу человека влиянием на него культурных факторов и называется культурологическим / Ряд исследователей отмечает очень важную сторону человеческой природы, а именно то, что в ходе исторического развития человек осуществляет саморазвитие, т. он «создает» самого себя. Он — творец не только самого себя, но и своей собственной истории.

Философская антропология является современной философской школой, принципиальной задачей которой является разработка проблемы сущности человека. Основными представителями этой школы были немецкие философы М. Шеллер, А. Гелен, Г. Плесснер, Э. Роттакер, Г. Херстенберг и др.

— Назовите основные теории о происхождении человека?

— Проблема сущности человека в истории философии?

Домашнее задание. Спиркин, стр. 718-720 (7 минуты)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *