Программа исследования организационных проблем и последовательный подход, ведущий от выявления проблемы к представлению результата

Маркетинговое исследование включает несколько основных этапов:

  • определение проблемы и постановка цели исследования;
  • проведение предварительного исследования и формулирование гипотез;
  • разработка дизайна (плана, схемы) исследования;
  • анализ вторичной и сбор первичной информации;
  • интерпретация данных и презентация результатов исследования.

Рассмотрим эти этапы.

Основные функции

Основными функциями программы социологического исследования есть:

  • методологическая, которая даёт определенную точку зрения на исследование. Данная функция позволяет определить проблематику исследования, поставить цели и задачи, установить отношение данного исследования к раннее проводимым исследованиям;
  • методическая – определяет общую процедуру социологического исследования, обоснование основных методов. Даёт возможность разработать общий логический план социологического исследования. Данная функция показывает как использовать методы и способы сбора и анализа первичной информации.

Определение проблемы и постановка цели

На первом этапе маркетингового исследования необходимо определить проблему компании — заказчика маркетингового исследования. Это очень важный шаг, потому что хорошо определенная проблема — наполовину решенная проблема.

Правильно идентифицированная проблема компании позволяет исследователю сфокусировать усилия именно на той информации, которая необходима для решения проблемы. Четкая постановка вопроса, на который должно ответить маркетинговое исследование, увеличивает скорость и точность исследовательского процесса.

Аналитик-консультант должен разобрать ситуацию клиента для того, чтобы очертить проблему. Он должен выявить основной вопрос, на который должен ответить менеджмент компании, делая успешный выбор своих решений.

Логической отправной точкой в идентификации проблемы является оценка комплекса маркетинга компании и целевого рынка. Нужно определить текущие решения по маркетинговому комплексу и их адекватность сложившейся среде маркетинговой деятельности компании.

Возможно, эффективность рекламной деятельности упала потому, что на рынок вышел новый агрессивный конкурент. Тогда проблемы рекламы отходят на задний план, а основное внимание следует уделить проблеме эффективности маркетингового комплекса компании.

Определив проблему компании, необходимо сформулировать цель маркетингового исследования. Маркетинговое исследование должно помочь в решении проблемы компании, ответив на ключевой, или главный, вопрос разрешения проблемной ситуации. Цель исследования формулируется так, чтобы его результаты давали ответы на ключевой вопрос проблемной ситуации.

В нашем примере менеджмент компании должен ответить на вопрос: «Что мы должны делать в сложившейся конкурентной ситуации?» Соответственно, целью маркетингового исследования является анализ эффективности маркетингового комплекса компании и разработка рекомендаций его развития. Цель маркетингового исследования определяет масштаб и объем предполагаемых работ и, соответственно, детерминирует стоимость исследования.

Этапы социологического исследования, его общая структура

К основным этапам социологического исследования относят:

  • проблемно-поисковый этап, на котором происходит выявление и предварительный анализ конкретной социальной проблемы. Также осуществляется поиск информации для формулирования гипотезы исследования;
  • аналитический (описательный) этап. На данном этапе происходит иллюстративное доказательство гипотезы, описанной на первом этапе;
  • экспериментальный (объяснительный) этап. На нем доказывают гипотезу, которая предполагает выявление причинно-следственных зависимостей при помощи разнообразных социологических методов исследования. Они подбираются в зависимости от специфики исследования;
  • конструктивно-практический (проектный) этап, который предполагает создание проекта или некоторых практических рекомендаций по совершенствованию объекта исследования при помощи доказательства гипотезы и при использовании методов прогнозирования и разнообразных социальных технологий.

Социальные технологии – это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности (в данном случае под социальной технологией необходимо понимать любую технологию, относящуюся к общественным отношениям).

В структуру социальных исследований чаще всего входят:

  • субъект, которым может быть исследователь и научный коллектив;
  • объект изучения и предмет исследования;
  • общий замысел и проблемная ситуация;
  • гипотезы, цели и задачи, исходные, производные научные понятия;
  • специализированные методологические ссылки: принципы, правила, требования и пр.

Общая структура социологического исследования включает в себя конкретные фазы и процедуры, этапы. Классическое эмпирическое исследование состоит из четырех основных этапов:

  • подготовительный этап, на котором происходит разработка программы исследования, определение его целей и плана;
  • сбор социологической информации, а именно выписки из документов, наблюдения и результаты опросов;
  • подготовка собранной в ходе исследования информации для обработки на ЭВМ при необходимом анализе данных;
  • завершающий этап при формировании выводов и рекомендаций при создании проектов.

Программа социологического исследования должна содержать общую концепцию, а именно теоретические и методологические предпосылки развития проблемы исследования. Кроме того, в нее включаются трактовка выбранной совокупности и описание отличительных черт методов сбора социологической информации, логическая структура инструментария и логические схемы математической обработки, анализ информации.

Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную. Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям. Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория. Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса. Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы. Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования. Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных показателей. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как его сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования. Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития. Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов. С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предметы исследования. Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных. Предварительный системный анализ объекта – это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования. Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент. Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем. Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов. Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу. Можно выделить несколько типов гипотез:

  • основные и выводные;
  • основные и неосновные;
  • первичные и вторичные;
  • описательные (предположение о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях).

Основные требования к формулировке гипотез. Гипотеза:

  • не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;
  • не должна противоречить ранее установленным научным фактам;
  • должна быть проста;
  • должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

Основная трудность формулирования гипотез заключается в необходимости соответствия их целям и задачам исследования, которые содержат ясные и точные понятия. Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования. Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности. Тип и способ определения выборки напрямую зависит от вида исследования, его целей и гипотез. Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной. Выборочный метод основан на двух принципах: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. генеральной совокупности. В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ. После составления программы исследования начинается организация полевого исследования. Программа социологического исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы социологического исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.

Проведение любого социологического исследования обязательно начинается с разработки его программы, которую называют стратегическим документом научного поиска, что содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения исследуемого социального явления или процесса.

Поэтому в научно-методической литературе программу социологического исследования в структурном отношении рассматривают с точки зрения таких вопросов:

1) общие требования к программе;

2) методологический раздел программы;

3) процедурный (или методический раздел программы.

Общие требования к программе вытекают из ее сути, ведь программа социологических исследований является теоретико-методологической основой выполнения процедуры каждого исследования. Соответственно этот научный документ представляет собой изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) исследовательских операций. Последние основаны на основе цели, гипотез, правил, процедуры, технологии, логической последовательности операций с целью проверки хода исследований и их последствий.

Общая цель социологического исследования определяет содержание и структуру его программы. Целью теоретических социологических исследований является содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, а целью прикладных исследований — практическое решение поставленных социологических проблем с дальнейшим предложением конкретных способов действий в определенный срок. Теоретико-прикладные и чисто прикладные социологические исследования имеют преимущественно эмпирический характер, они являются основой исследований теорий среднего уровня (специальных и отраслевых) и высшего уровня (общеметодологических, фундаментальных).

Таким образом, программа социологического исследования имеет преимущественно две функции:

1) научно-познавательную (обеспечение теоретико-методической целостности исследования);

2) научно-организационную (обеспечение эффективной деятельности сотрудничества участников исследовательского коллектива, распределение работы между ними ради научного и научно-практического результата).

Методологический раздел программы социологического исследования содержит такие элементы или подразделения:

Формулировка проблемы, то есть ситуации, которая требует безотлагательного анализа с целью выработки решения на уровне коллектива, региона, общественности в целом.

Определение цели и постановка задач исследования, которые конкретизируют его общую цель — целевую установку на конечный результат.

Определение объекта и предмета исследования: объект следует из формулировки проблемы, проблемной ситуации со всеми ее противоречиями, а предмет следует из объекта как его сторона (грань, аспект), что холоднее всего непосредственно исследуется.

Уточнение и интерпретация основных категорий и понятий, то есть их структурирование, всестороннее объяснение их содержания.

Предварительный системный анализ объекта исследования, то есть систематизация литературных и практических сведений моделирования изучаемой проблемы, ее детализация.

Развертывание рабочих гипотез — научных предположений, которые необходимо подтвердить или опровергнуть.

Методологический раздел программы социологического исследования органично взаимосвязан с ее процедурным разделом. Если первый закладывает методологию исследования, то второй раскрывает его процедуру, то есть последовательность исследовательских операций.

Процедурный (или методический) раздел программы социологического исследования состоит из таких компонентов или подразделений:

Определения выборочной совокупности обследуемой, то есть обоснование системы выборки. Система выборки включает генеральную совокупность и выборочную совокупность, которые необходимо знать и научно составлять. Генеральная совокупность — это вся совокупность единиц наблюдения, что имеет отношение к данной проблеме, хотя и может быть ограниченной территории, времени, профессии, функциональными рамками. Выборочная совокупность — это часть генеральной, непосредственный объект изучения по разработанной программе отбора, воспроизведение характеристики генеральной совокупности на основе ее репрезентации (представительства).

Характеристика методов, используемых для сбора первичной социологической информации.

При определении методов сбора социологической информации (анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент и т. ) следует принимать во внимание следующее:

1) оперативность и экономичность Исследования не должны обеспечиваться за счет качества социологической информации;

2) ни один из методов сбора социологических данных не является универсальным, то есть каждый из них имеет четко определенные познавательные возможности;

3) надежность того или иного метода обеспечивается не только его основательностью и соответствием цели и задачам исследования, но и соблюдением правил и процедур практического применения.

Структура инструментария для сбора социологической информации направлена, прежде всего, на выявление необходимых качеств или соответствующих сторон (аспектов) предмета исследования. Следовательно, тот или иной блок вопросов и порядок их расположения в инструментарии всегда должен быть направленных на выявление необходимых свойств исследуемого предмета.

Логическая схема обработки первичной социологической информации предусматривает, прежде всего, обработку, анализ и интерпретацию полученных данных, а также формулировку на этой основе соответствующих выводов и разработку определенных практических рекомендаций.

При проектировании и организации социологического исследования наряду с разработкой его программы важная роль принадлежит принципиальном (стратегическом) и рабочем планам исследования, отражающие основные стратегические и оперативные процедурные меры, которые необходимо принять.

Принципиальный (стратегический) план социологического исследования в зависимости от его вида имеет четыре варианта:

1) разведывательный, когда об объекте мало что известно и отсутствуют условия для формулирования гипотез;

2) описывающий, когда данных об объекте хватает для описывающих гипотез;

3) аналитико-экспериментальный — самый эффективный, когда есть полное знание об объекте и условиях для объяснительного предвидения и функционального анализа;

4) повторно-сравнительный, когда есть возможность выявить тенденции исследуемых процессов, а также сопоставлять данные в большом временном интервале.

Наряду с разработкой стратегического плана разрабатывается также и рабочий план исследования, который дает возможность предвидеть и наиболее эффективно определять весь объем научных, организационных и финансовых затрат, а также предоставляет исследованию необходимой ритмичности на всех его этапах. Структурными компонентами рабочего плана социологического исследования выступают его этапы и разнообразные по видам и формой научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в четыре блока в соответствии с последовательностью их осуществления.

Первый блок рабочего плана определяет:

— порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования;

— формирование и подготовку группы к сбору первичной информации (например, анкетёров);

— проведения пробного (зондажного) исследования;

— внесение необходимых коррективов в программу и инструментарий сбора первичной информации по результатам пробного исследования;

— размножение инструментария (анкет, бланков-интервью, карт наблюдения и т.

Второй блок рабочего плана фиксирует все виды организационных и методических работ, обеспечивающих четкое проведение полевого исследования, то есть массового сбора первичной социологической информации. Здесь предполагается также выбор соответствующего места и времени для опроса, информирование опрашиваемых (респондентов) о цели, задачи и практические результаты исследования, а также централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.

Третий блок рабочего плана охватывает всю совокупность операций, которые касаются подготовки первичной информации к обработке. Здесь предусматривается контроль за формированием массива информации, которую необходимо ввести в компьютер. Кроме того, предварительно намечаются мероприятия и операции по кодирование открытых вопросов и выбраковка испорченных анкет.

Четвертый блок рабочего плана включает все виды работ, касающихся социологического анализа результатов обработки полученных данных, обсуждение формы и содержания предварительного и итогового научных отчетов, формулировка выводов и разработки соответствующих практических рекомендаций для заказчика социологического исследования.

Следует заметить, что во время подготовки и организации социологического исследования помимо разработки программы, стратегического и рабочего планов готовят также различные вспомогательные документы (например, карточка выборки, инструкция анкетеру или интервьюеру и т. ), выполняют расчеты временных, организационно-технических, материальных, финансовых и других расходов в соответствии с установленными нормативами. Все это значительно упорядочивает проведения социологического исследования, помогает избежать ошибок, а также способствует качественному сбору информации, ее своевременной обработке и анализу.

Предметом исследования являются реальные жизненные противоречия, которые создают проблемную социальную ситуацию, для решения которой необходима правдивая, оперативная, научно обоснованная информация.

Социальная проблема — противоречивая ситуация реальной жизни, что имеет массовый характер и касается интересов социальных общностей, групп.

Социология использует различные подходы к определению типа социальной проблемы, принимая за основу цель исследования, носителя проблемы, масштабы ее распространения, время действия, глубину противоречия, что создает проблему.

Проведение предварительного исследования и формулирование гипотез

Проведение предварительного исследования необходимо для определения причины выявленной проблемы компании. Оно ведется путем обсуждения проблемы с информированными источниками в самой компании и за ее пределами, а также путем использования других доступных источников информации. Так, например, предварительное исследование проблемы эффективности маркетингового комплекса может начаться с обсуждения проблем службы продаж, сервиса, менеджеров по работе с клиентами компании.

Наряду с разговорами с занятыми в компании, предварительное исследование может включать оценку формальных данных работы компании. Это может быть анализ продаж и прибыли самой компании, а также — конкурирующих продуктов.

Наиболее часто используемыми источниками внутренней информации являются данные о продажах, финансовая отчетность и анализ маркетинговых затрат. Анализ данных о продажах позволяет получить общую картину эффективности компании и найти нить,ведущую к решению проблемы. Анализ продаж готовится на основе счетов компании или компьютерной системы баз данных.

Предполагается сравнение фактических и ожидавшихся продаж по территориям, продуктам, потребителям, торговому персоналу. Может вестись анализ трансакций по методу продаж (личный контакт, телефон, Интернет), объемам продаж, типам потребителей. Анализ продаж — наименее дорогостоящий и наиболее важный источник маркетинговой информации, доступный компании.

Данные финансовой отчетности (отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и др. ) могут быть средством для идентификации финансовых вопросов, влияющих на маркетинг. Используя индексы, исследователь может сравнить результаты текущего и предыдущих лет в сравнении с отраслевым уровнем. Этот анализ может указать на возможные проблемы, однако специфические причины вариации показателей выявляются при более детальном исследовании.

Третий основной источник внутренней информации — это анализ маркетинговых затрат. Это затраты на продажи, рекламу, доставку и складирование. Они нужны для оценки прибыльности конкретных покупателей, территорий и продуктных линий.

Наиболее часто компании изучают размещение своих затрат по продуктам, потребителям, территориям. Маркетеры затем оценивают прибыльность конкретных потребителей и районов на основе продуцированных продаж и затрат на генерацию этих продаж.

В результате проведения предварительного исследования могут формулироваться гипотезы — предварительное объяснение событий или ситуации. Так, например, после изучения ситуации компании может быть выдвинута гипотеза — «низкий уровень продаж продуктов компании обусловлен, прежде всего, недостатком интеграции элементов комплекса маркетинга».

Не все маркетинговые исследования проверяют специфические гипотезы. Однако тщательно разработанное исследование может выиграть от разработки гипотез до начала сбора и обработки информации.

Разработка плана исследования

Для реализации цели маркетингового исследования, поиска решения маркетинговой проблемы или проверки гипотезы разрабатывается модель (или схема, план) исследования. Разрабатывая проект исследования, маркетеры обеспечивают последующее изучение именно того, что они намеревались изучать. Этот план включает программу анализа вторичной информации, схему сбора и обработки первичной информации, интерпретацию и презентацию данных исследования.

Вторичная и первичная информация

Сбор вторичной информации по предмету исследования, как правило, предшествует сбору первичной информации. По критериям доступности, стоимости, оперативности получения вторичная информация имеет преимущества перед первичной.

Однако неполнота, неполная адекватность задачам анализа, несвоевременность данных являются недостатком вторичной информации. Например, данные переписи населения содержат демографические характеристики жителей, однако не содержат сведений об их марочных предпочтениях.

Сбор первичной информации, как правило, дороже и длительнее по времени, однако в результате можно получить более ценную и детальную информацию. Выбор между вторичной и первичной информацией связан с затратами, валидностью и эффективностью этих вариантов. В действительности многие проекты маркетинговых исследований комбинируют вторичную и первичную информацию для получения полного ответа на маркетинговые вопросы.

Решения, принимаемые при планировании сбора первичной информации, показаны в табл.

Таблица 1. Решения о сборе первичной информации

Методы сбора информации
Методы контакта
План выборки
Инструменты исследования
Опрос
Личный
Единица выборки
Анкета
Наблюдение
Телефонный
Размер выборки
Электронно-механические
Эксперимент
Интернет / Почта
Процедура выборки

Для сбора первичной информации разрабатывается план выборки — система решений о единице, размере и процедуре выборки. Сначала необходимо решить, что изучать. Предположим, необходимо провести опрос потребителей. Маркетеры обычно делают выводы о больших группах объектов (потребителей, компаний) путем изучения малых образцов, или выборки, из общей совокупности этих объектов.

Вся группа объектов (людей в данном случае), которые исследователи хотят изучить, называется популяция (population). Так, например, для политической кампании популяцию составляют все избиратели. Для исследования рынка йогуртов — все потребители йогурта.

Поскольку опросить всех потребителей невозможно, выбирается лишь часть всех потребителей, или образец, отражающий свойства всей группы. Этот образец называется выборкой. Выборка ( sample) — это часть исследуемой группы объектов (потребителей), выбранная для маркетингового исследования и представляющая всю группу. Выборка должна отражать целевой рынок, т. представлять его характеристики, или быть репрезентативной.

План выборки содержит ответы на три вопроса:

  • Во-первых, это единица выборки ( sampling unit), т. е. кого нужно опрашивать. Исследователь должен определить, какая информация необходима и кто наиболее вероятно ею располагает. Так, например, если нужно исследовать поведение потребителей сотовых телефонов, стоит вопрос: кого опрашивать — студентов, бизнесменов, школьников, врачей, продавцов или всех их?
  • Второй вопрос плана выборки — как много людей должно быть опрошено, или размер выборки ( sample size). Большие выборки дают более надежные результаты, чем малые. Однако для надежных результатов совсем необязательно опрашивать большинство людей популяции. Хорошо сформированная выборка, составляющая менее одного процента популяции, часто может дать хорошую надежность.
  • Третий вопрос плана выборки: как выборка должна формироваться, или процедура выборки ( sampling procedure). Выборка может быть случайной, вероятностной ( probability sample), или неслучайной, невероятностной ( nonprobability sample). Случайная выборка дает каждому члену совокупности, или популяции, известный и одинаковый шанс быть выбранным, и ошибка выборки может быть измерена. Однако если случайная выборка слишком дорого обходится или требует слишком длительного времени, может использоваться неслучайная выборка. Хотя ошибка неслучайной выборки не может быть измерена. Метод выборки зависит от потребностей исследования. Нередко методы комбинируются.

После составления плана выборки принимается решение об инструментах исследования. Основные инструменты — опросный лист и электронно-механические средства. Опросный лист — традиционное средство сбора первичной информации: лично, по телефону или через Интернет. Нужно решить, какие вопросы задавать, в каком порядке их расположить.

Закрытые вопросы (с вариантами выбора) дают ответы, легко табулируемые и интерпретируемые. Открытые вопросы (со свободной формой ответа) более полезны в предварительном, разведывательном исследовании.

Первый вопрос листа должен пробуждать интерес респондента, а последний может быть наиболее трудным. Электронно-механические инструменты — сканеры, счетчики посещений веб-страниц считывают информацию автоматически.

Собранная информация должна быть подготовлена к последующему анализу — ведется поиск ошибок и их устранение. Так, например, анкеты с пропущенными ответами либо признаются недействительными и не используются в дальнейшем, либо дорабатываются с респондентами при повторном контакте, если это возможно.

Сущность программы социологического исследования

Программа социологического исследования – это один из главных научных документов социолога. Данный документ отражает логическую цепочку перехода от теоретических знаний к эмпирическим.

Суть программы социологического исследования заключается в двух взаимосвязанных методологических функциях:

  • первую из них программа выполняет на начальном этапе подготовки анкеты, другими словами — это обоснование инструментария исследования;
  • вторую – на этапе анализа полученных данных. Обоснование логики анализа и интерпретация полученных в результате сбора первичной информации по разработанному инструментарию данных.

Структура программы

Программа социологического исследования включает в себя:

  • методологическую,
  • процедурную (методическую) части.

Методологическая часть включает:

  • описание проблемной ситуации,
  • формулировку проблемы исследования.

На данном этапе нужно чётко уметь сформулировать проблемную ситуацию, которую вы хотите исследовать.

Основные требования к формулировке проблемной ситуации:

  • при формулировании проблемной ситуации, следует представлять её структуру;
  • необходимо понимать, что есть проблематичным и непроблематичным;
  • не стоит браться за решение нескольких проблем в одном исследовании;
  • недопустимо брать за проблему противоречия, которые касаются одиночных или отдельных лиц и явлений;
  • если проблему нельзя решить, тогда она не является научной;
  • проблема должна быть актуальной на данный момент.

Определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это носитель проблемной ситуации или конкретная область социальной реальности, которая имеет те или иные противоречия.

Предмет исследования – это то, что мы будем изучать, главный вопрос проблемы.

Формулирование цели и задач исследования. Цель социологического исследования – это то, что вы ожидаете получить в конечном итоге. Задание исследования – система конкретных требований, которые выдвигаются к анализу и решению сформулированной проблемы. По отношению к цели, задание является способом её реализации.

Уточнение и интерпретация главных определений. Интерпретация понятий является процедурой толкования, уточнения понятий, которые составляют основу исследования. Сущность интерпретации данных состоит в структурировании главных понятий, всестороннему толкованию их смысла.

Предварительный системный анализ объекта. Данный этап социологического исследования позволяет более четко сформулировать дальнейшие шаги. Системный анализ проясняет предмет исследования и основные понятия с их интерпретацией.

Формулировка рабочих гипотез. В ходе исследования гипотеза (их может быть несколько) уточняется, дополняется, опровергается или подтверждается.

Процедурная (методическая) часть включает:

  • Стратегический план исследования. В зависимости от ваших знаний об объекте, на данном этапе разрабатывается поисковой, описательный или экспериментальный планы исследования. Поисковой план имеет 3 этапа: это изучения документов (изучение литературы о проблеме котоорая исследуется), проведение интервью с экспертами, наблюдение за носителями проблемной ситуации. Аналитический план исследования применяют тогда, когда знания о проблеме дают возможность определить объект исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель данного плана заключается в том, чтоб проверить эту гипотезу и получить точные характеристики. Эксперементальный план используется тогда, когда знания про объект дают возможность сформулировать объяснительную гипотезу.
  • Обоснование системы выборки наблюдения. Специалист, проводящий социологическое исследование, использует тот или иной способ, который позволит ему выявить свойства объекта исследования;
  • Описание методов сбора и анализа информации. Характеристика основных методов сбора и анализа информации. Выбор метода сбора социологической ифнормации зависит от задач, которые были поставлены вначале программы социологического исследования.

Назначение программы исследования

Программа социологического исследования – это документ, в котором отражены методологические и методические основы будущего исследования, изложены цели исследования и общая его концепция, а также исходные гипотезы вместе с логической последовательностью операций для их проверки.

На начальном этапе может показаться, что в разработке программы исследования нет ничего сложного, но это не так, разработка программы это один из самых сложных этапов во всем исследовании. Грамотно составленная программа является залогом удачного исследования, допущенные во время разработки программы ошибки исправить очень сложно.

Назначение программы заключается в конкретности, так как во время разработки программы изучаются конкретные существующие индивиды и настоящая социальная действительность. Социальная действительность рассматривается как система, которая имеет различные связи со средой. Конкретно-исторический анализ осуществляется на основе идеологической политической или научной позиции исследования.

Программа социологического исследования

Программа социологического исследования включает две части: методологическую и методическую.

Методологическая часть включает в себя формулировку проблемы, объекта, предмета, целей и задач исследования, в методическую часть входит определение исследуемой совокупности, характеристика методов сбора данных, схема обработки данных.

Методологическая часть.

Работа над методологической частью социологического исследования начинается с постановки проблемной ситуации, для того, чтобы правильно сформулировать проблему, необходимо выявить, что уже известно о ней и опираясь на полученную информацию двигаться в нужную сторону, от формулировки проблемы также зависит и вид исследования, оно может быть аналитическим или описательным.

Следующий шагом в разработке программы – это определение целей и задач, после чего уже можно определить объект и предмет исследования.

На этапе определения объекта и предмета социологического исследования необходимо провести предварительный системный анализ объекта. Предварительный анализ нужен для того, чтобы построить модель объекта как системы, полностью раскрыть все его элементы и связи, это анализ также связан с интерпретацией главных понятий, чтобы не было недоразумений необходимо сразу разобраться в понятийном аппарате, так как многие понятия в социологии имеют многозначный характер и имеют оттенки значений в зависимости от контекста, в котором употребляются, их смысл может существенно отличаться в разных научных дисциплинах.

После идёт работа над завершающей частью методологической часть – выдвижение гипотезы. После того, как гипотеза сформулирована, можно приступать к методической части, важно понимать, что успех исследования зависит от тщательно разработанных двух частей – и методологической и методической.

Методическая часть.

Начиная своё исследование, социолог оценивает количество информации об объекте исследования, на основе этого выстраивается стратегический план исследования. Еще одним важным шагом является построение выборки или выборочной совокупности, которая является уменьшенной копией объекта. Весь изучаемый объект называют генеральной совокупностью, а выборочный метод существенно сократит затраты труда исследователя.

Следующим этапом программы исследования является определение методов сбора сведений. Здесь идет перечень способов обработки эмпирических данных, завершается все планом исследования, где расписаны все этапы исследования. На этом разработка программы исследования завершается.

Программа исследования – это основа планирования работы над этапами исследовательского процесса, она должна включать в себя четкие изложения методологической и методической частей.

Функции программы

В зависимости от своей структуры программа исследования выполняет следующие функции:

  • методологическая функция заключается в теоретическом обосновании направлений научного поиска, выявить исходные теоретические концепции. Методологическая функция позволяет формулировать проблему, из-за которой, и задумано провести исследование;
  • методическая функция состоит в определении таких процедур, как обработка, сбор и анализ информации. Методическая функция реализуется через логический план исследования, благодаря такому плану осуществляется переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, а от этих фактов – к новым теоретическим обобщениям и практическим рекомендациям;
  • организационная функция заключается в координации деятельности участников исследования, данная функция отвечает за интеграцию деятельности участников исследования ля решения поставленных задач.

В эмпирическом социологическом исследовании социологи имеют дело с отдельными фрагментами и фактами социальной действительности, все ограничивается изучением частных явлений и процессов и поэтому невозможно выявить всю совокупность социальных связей, в которую включен данный фрагмент, выработать целостное представление об изучаемом предмете. Эмпирические исследования имеют ограниченный и фрагментарный характер, но это можно преодолеть, только в том случае, если исследователь при проведении эмпирического социологического исследования, основывается на положениях и принципах общей социологической теории, позволяющей соотнести изучаемое явление с целостной системой социальных связей, также важную роль в эмпирическом социологическом исследовании играет его программа.

Таким образом, программа социологического исследования это основная и очень важная часть, без которой никак нельзя обойтись, необходимо придерживаться структуры программы и не упустить не один ее элемент. Содержание программы может иметь и совсем другое распределение, это зависит от особенностей исследования и его ожидаемых результатов, объем программы также бывает разным, программа может быть краткой или очень подробной, развернутой, объем программы зависит от целей и задач, уровня профессионализма исследователя.

Методический раздел программы исследования

Что касается методического раздела программы, то в начале обязательно описывается система анализа проблемы и определения объекта, а также предмета исследования. Социологу важно осмыслить проблемную ситуацию и сформулировать проблему, которая подлежит исследованию, определить круг изучаемых явлений и процессов, а также их свойств.

Социальная проблема представляет собой какое – либо социальное противоречие, которое сознается субъектами, группами и индивидами, как значимое несоответствие между должным, целями и результатами деятельности.

Но при разработке программы не всегда можно четко сформулировать проблему, поэтому после получения информации ее нередко уточняют.

В соответствии с проблемой определяется объект и предмет исследования.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – это некоторая целостная часть объекта, сторона его рассмотрения, конкретная точка зрения, благодаря которой исследователь может познать целостный объект. При этом рассматриваются целостные свойства, отношения, характеристики объекта данного социологического исследования.

При этом социологи всегда различают единицы наблюдения, от которых поступает информации или единицы сбора. Единица наблюдения в социологическом исследовании представляет собой некоторый элемент социальной реальности, вокруг которого концентрируется та или иная проблематика. Единицы наблюдения выбираются самим исследователем.

Целью социологического исследования называют обширную направленность и ожидаемый конечный результат проводимых манипуляций. При этом цель выдвигается в зависимости от ориентированности исследования, которое может быть прикладным и теоретическим.

Чтобы достичь цели необходимо решить ряд задач. Задачи бывают главными и дополнительными, а также основными и второстепенными. Основные задачи строго соответствуют цели исследования, а не основные дополняют различные стороны проблемы.

Задачи социологического исследования отражают совокупность действий, которые могут помочь решить проблему и показать исследователю как именно он должен действовать для достижения поставленной в исследовании цели.

В социологическом исследовании обязательно интерпретировать ряд понятий. Эта процедура предусматривает последовательность некоторых организационных действий, которые необходимы для уточнения сути инструментария исследования. Интерпретация понятий может быть также теоретической и эмпирической.

Результатом теоретической интерпретации является выработка специальных понятий, которые будут доступны регистрации и учету. Те понятия, которые будут описывать элементарные фрагменты социальной реальности можно назвать понятиями – индикаторами.

Методический раздел социологического исследования включает в себя определение выборочной совокупности.

Выборочная совокупность – это совокупность случайно отобранных объектов.

Также в социологических исследованиях весьма часто применяется анализ документов. Различные документальные источники несут внутри себя разнообразную информацию о социальных процессах и явлениях.

Анализ, интерпретация данных и презентация результатов исследования

После устранения ошибок сбора данных ответы респондентов категоризуются и кодируются, т. каждому варианту ответа приписывается число-оценка. Данные представляются в матричной форме, сводятся в таблицы — табулируются, что делает возможным статистическую обработку результатов.

Статистический анализ позволяет описать состояние ответов (найти средние значения и отклонения ответов от средних величин), проверить истинность гипотез, найти связи между переменными анализа, делать прогнозы.

Интерпретация результатов статистического анализа помогает ответить на главные вопросы исследования. По результатам анализа исследователь формирует выводы и дает рекомендации; оформляет отчет и представляет его заказчику. Заказчик нередко хочет удостовериться, что исследования проведены должным образом, а также может желать получить дополнительные объяснения материалов отчета.

Заказчик может относиться к результатам предвзято и видеть в исследовании то, что он хочет или готов видеть, и не видеть того, что он не хочет или не готов принять. Поэтому отчет и презентация должны быть выполнены безукоризненно и при этом быть понятны заказчику, который, возможно, не настолько глубоко разбирается в статистике, как сам исследователь.

Если заказчик не знает статистической терминологии, необходимо представить результаты и на общепринятом языке. Менеджер-заказчик исследования и исследователь должны работать вместе над интерпретацией результатов и разделять ответственность за процесс исследования и вытекающие из него решения.

Для того чтобы получить именно необходимую информацию, менеджер — заказчик исследования должен:

  • формулировать проблему компании при подготовке исследования и создать условия для сбора объективной информации внутри компании;
  • просмотреть постановку проблемы исследователем и пересмотреть ее с исследователем до достижения согласия о том, какая информация должна быть получена и за какое время это нужно сделать;
  • просматривать ход исследования и промежуточные результаты, а также настаивать на ясной трактовке результатов исследования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *