Размер шрифта
Шрифт
Межсимвольный интервал
Межстрочный интервал
Цветовая схема
Изображения
Настоящая комплексная программа предназначена
для индивидуальной коррекционной работы
психолога с подростком, имеющим проблемы в
поведении. Индивидуальная программа может
применяться тогда, когда работа с подростком в
группе невозможна, когда проблемы носят
индивидуальную особенность, а не межличностного
характера, когда необходимо постоянное
наблюдение психолога за процессом развития
личности подростка.
Программа “Преодоление” составлена с целью:
оказать содействие полноценному психическому и
личностному развитию подростка. Она решает
следующие задачи:
- исправление отклонений в психическом развитии
подростка (эмоциональном, мотивационном,
поведенческом) на основе создания оптимальных
психологических условий для развития
творческого потенциала личности подростка; - формирование и развитие навыков самоанализа,
самоконтроля, самовыражения, саморегуляции; - обретение подростком положительных ценностных
ориентиров и личностных смыслов жизни.
Программа состоит из трех блоков:
подготовительного, основного
коррекционно-развивающего и заключительного. По
истечении двух–трех недель по окончании работы
необходимо проведение повторной диагностики
подростка с целью отслеживания динамики
развития его личности. Программа состоит из 17
занятий по темам, актуальным в подростковом
возрасте. Каждое занятие определяет свои цели и
ставит конкретные задачи. Комплекс составлен
так, чтобы было возможно использование в работе
отдельно взятых занятий в зависимости от глубины
проблемы подростка, приемлема замена отдельных
упражнений, данных в программе на сходные по
цели. В данном случае представлена часть
программы: тематический план, подготовительный
блок и два занятия коррекционно-развивающего
блока по темам “Конфликт” и “Стресс”.
Индивидуальная психокоррекция обеспечивает
конфиденциальность, тайну и по своему результату
бывает более глубокой, чем групповая, что
является наиболее эффективным методом
воздействия на сознание подростка, которому
необходима помощь взрослого, которому он
доверяет.
Тематический план
I блок. Подготовительный (2 занятия).
- Занятия 1, 2. Знакомство.
- 1 этап. Установочный.
- 2 этап. Диагностический.
- Учебная мотивация (автор Г.А. Карпова).
- Тест WEIS (автор Векслер).
- СМОЛ (для учащихся 14-16 лет).
- Акцентуация личности (автор Шмишек – для
учащихся 12–13 лет). - Анализ семейной тревоги (автор Э.Г. Эйдемиллер).
- Семейная социограмма (автор Э.Г. Эйдемиллер).
- К чему люди стремятся в жизни (автор Рокич).
- Самооценка (автор В.А. Ковалев).
- Агрессивность (Басса – Дарки в адаптации
Г.А.Цукерман). - Социометрия (автор Д.Морено).
II блок. Коррекционно-развивающий (14
занятий).
- Занятие 3. Кто я?
- Занятие 4. Я и мой мир.
- Занятие 5. Мои чувства, мои эмоции.
- Занятие 6. Мотивы.
- Занятие 7. Я и мои родители.
- Занятие 8. Неуверенность и ее маски.
- Занятие 9. Смысл жизни – в ценностях?
- Занятие 10. Дружба.
- Занятие 11. Конфликт.
- Занятие 12. Стресс.
- Занятие 13. Страхи и фобии.
- Занятие 14.Метод СДР (смотри, думай, решай).
- Занятие 15. Психоактивные вещества – со мной или
без меня? - Занятие 16. Мое будущее.
III блок. Заключительный.
- Занятие 17. Обратная связь.
- Повторная диагностика (по истечении 2-3
недель).
Установочный этап.
- установление контакта с подростком, побуждение
желания взаимодействовать, снятие тревожности,
повышение у подростка уверенности в себе; - формирование желания сотрудничать с психологом
и что-то изменить в своей жизни, формирование
психологом коррекционной программы, поиск
способов решения проблемы.
Беседа-интервью с подростком, выявление
глубины проблемы.
Сбор информации об учащемся:
а) интервью с классным руководителем,
педагогами, родителями, одноклассниками;
б) просмотр классного журнала, тетрадей
учащегося;
в) наблюдение за учащимся на уроках и во
внеурочное время.
Диагностический этап.
- диагностика особенностей развития личности;
- выявление факторов риска;
- формирование общей программы
психокоррекционной работы.
Тест “Учебная мотивация” (автор
Г. Карпова).
Цель: выявление интересов подростка.
Тест WEIS (автор Г. Векслер).
Цель: определение уровня
интеллектуального развития учащегося.
Тест “СМОЛ” (для учащихся 14–16 лет).
Цель: выявление типа личности
подростка, его характерологических
особенностей.
Тест Шмишека (для учащихся 12–14 лет).
Цель: определение типа акцентуации
характера.
Тест “Анализ семейной тревоги”
(Э. Эйдемиллер).
Цель: определение уровня
эмоционального контакта подростка с членами
семьи.
Тест Семейная социограмма” (автор Э. Эйдемиллер).
Цель: выявление семейных
межличностных отношений.
Тест “К чему люди стремятся в жизни”.
Цель: измерение ценностной ориентации
подростка.
Тест “Агрессивность”.
Цель: определение эмоционального
состояния.
Цель: изучение степени адекватности
оценки подростком самого себя и самопринятии.
Социометрия (автор Д. Морено).
Цель: определение социометрического
статуса учащегося в учебном коллективе.
На этом этапе проводится совместно с
подростком анализ результатов диагностики. На
основе полученных данных строится дальнейшая
работа согласно цели и задач данных занятий.
- гармонизация и оптимизация развития личности
подростка; - переход от отрицательной фазы развития
личности к положительной; - овладение способами взаимодействия с миром и
самим собой.
- Развитие у подростка “Я-концепции”.
- Формирование жизненно важных мотивов
(коммуникативных, профессиональных,
познавательных, достижения и т.д.). - Развитие навыков самосознания, самоконтроля,
саморегуляции. - Формирование стратегии преодоления трудностей
и метода принятия решений (СДР). - Формирование объективных знаний о вредном
воздействии психоактивных веществ на живой
организм, развитие психологического иммунитета
к психоактивным веществам. - Развитие целеполагания.
Занятие по теме
- распечатка – памятка “Способы разрешения
конфликта”; - карточки с ситуациями конфликта;
- карточки с изображением солонки и стола, вилки и
ложки, парты и пенала.
Шеренг о самочувствии, о настроении.
Инструкция: Подростку предлагается
двигаться с закрытыми глазами по комнате в такт
музыке, прислушиваясь к своим внутренним
переживаниям.
Основная часть.
Беседа с подростком по понятию “Конфликт”:
Как только человек начинает делать свои первые
шаги в мире людей, в его жизнь входят конфликты. Вспомни свои конфликты в раннем детстве, в данное
время дома или раньше в детском саду. Что
называют конфликтом? С чего он начинается? Конфликт
– это отношение между двумя или несколькими
людьми, при котором один из них, оба или несколько
чувствуют гнев и считают, что другая сторона
виновата в этом. Конфликт возникает тогда, когда
люди в некорректной форме передают друг другу
чувства. Каждый отстаивает свое мнение, не слушая
другого человека.
Задача: найти взаимопонимание. Конфликт возникает в том случае, когда задеты
чувства другого человека.
– Как разворачивается конфликт?
– К чему он может привести?
– Какое наблюдается поведение у людей в
конфликтной ситуации?
– Можно ли избежать конфликта?
Упражнение “Конфликт рук”
Инструкция: Подростку предлагается
закрыть глаза, сосредоточиться на своих руках и
вложить в них свою энергию. Ничего не говоря,
познакомившись с руками сидящего рядом человека,
побороться с ним, сначала шутя, а затем побить их,
вложив в них силу, помириться с помощью рук,
попрощавшись, открыть глаза.
– Расскажи, что происходило с тобой в разные
моменты “общения” с чужими руками.
– Что ты переживал в момент ссоры и борьбы? Ты
почувствовал его?
– Что хотелось сделать? Нравится ли тебе
конфликтовать с кем бы то ни было?
Упражнение “ В стране вещей”
Инструкция: Необходимо разобраться в
конфликтных ситуациях, мысленно принимая на себя
роль того или иного предмета (карточки: стол и
солонка, вилка и ложка, парта и пенал)
– В какой роли тебе было комфортнее? Почему?
Упражнение “Закончи предложение”
Вывод: Конфликты полезны, при умении
их конструктивно разрешать.
Беседа с подростком о том, умеет ли он разрешать
конфликт? Если да, какие способы он использует?
Разбор конфликтных ситуаций (по карточкам)
– Что нового ты узнал сегодня на занятии?
– Было ли оно полезным для тебя?
– Что ты понял, какие выводы смог сделать?
– Что ты будешь использовать в жизни из того,
что узнал сегодня? Есть ли такие моменты?
- формирование понятия о стрессе, его причинах,
способах борьбы с данным явлением; - выработка индивидуальной психотехники
видоизменения, ослабления стрессовых
переживаний.
Реквизит: бумажный стаканчик, бумага и
письменные принадлежности.
Шеренг о настроении.
Инструкция: Подростку предлагается
удобно расположиться в кресле. Отдавая себе
команды, следует сосредоточить внимание на
определенном участке своего тела, почувствовать
его тепло. Например, по команде “Тепло!” надо
сосредоточиться на своем теле, по команде
“Рука” – на правой руке, “Кисть!” – на кисти
правой руки, “Палец!” – на указательном пальце
правой руки и, наконец, по команде “Кончик
пальца!” – на кончике указательного пальца
правой руки. Команды самому себе следует
подавать с интервалами 10-12 секунд. Продолжительность упражнения 5 минут.
Инструкция: Психолог ставит на ладонь
мягкий одноразовый стаканчик и говорит:
“Представь, что этот стаканчик – сосуд для самых
твоих сокровенных чувств, желаний, мыслей. В него
ты можешь положить то, что для тебя действительно
важно и ценно, это и есть, то, что ты любишь и чем
очень дорожишь” На протяжении нескольких минут
в комнате царит молчание, и в неожиданный момент
психолог сминает этот стаканчик. Затем ведется
работа с эмоциональными реакциями, возникшими у
подростка. Важно обсудить, что почувствовал
подросток, и что ему хотелось сделать.
– Когда у человека могут возникнуть такие же
чувства?
– Кто ими управляет?
– Куда они деваются потом?
– То, что ты пережил сейчас – это реальный
стресс, это реальное напряжение, и то, как ты это
пережил, и есть твоя настоящая реакция на стресс,
реакция на проблемы, которые возникают у тебя, в
том числе и в общении с другими людьми.
– Психолог вводит понятия стадий стресса:
адаптация, истощение жизненной энергии –
внутренние (эмоциональное внутреннее состояние
– гнев, страх) и внешние стрессоры (холод, шум).
Упражнение “Жизнь и смерть”
Инструкция: Подростку предлагается 2
листа бумаги. На одном он пишет “жизнь”, на
другом “смерть”. Психолог предлагает подростку
подумать и определиться, кому из окружающих
людей он отдал бы свои листочки с данными
записями?
– Почему этому человеку ты отдал бы “жизнь”, а
этому – “смерть”?
– А почему теперь ты решил их оставить себе? Что
понял?
– Что ты почувствовал сейчас?
– Как ты понимаешь, что такое “позитивное”
мышление?
Оно необходимо человеку, чтобы управлять
стрессом. Как справиться со стрессом?
– Подростку предлагается овладеть
динамической медитацией (в 5 этапов) для
управления стрессом:
- Встать прямо и максимально расслабить тело.
Дыхание через нос как можно глубже. Не нужно
работать как насос, дыхание должно быть
хаотическим и достаточно быстрым.
Концентрируйся на собственном дыхании. Тело при
этом может начать двигаться – не мешай ему.
Движения могут быть любыми. - Теперь ты должен стать “сумасшедшим”. Ты
можешь делать все, что угодно – кричать, прыгать,
трястись, танцевать, смеяться, плакать. Не
контролируй себя! Наоборот, старайся усилить то,
что тебе хочется сделать. Делай все как можно
энергичнее, пытайся превратиться в сплошной
сгусток энергии. - Встань прямо и подними руки вверх. Начинай
выкрикивать звук “Ха”. При этом у тебя должно
создаваться ощущение, что звук резко падает в низ
живота. Во время крика старайся выплеснуть из
себя все негативные эмоции, исторгнуть все, что
мешает, исчерпать себя до дна. Делай это, как
можно энергичнее. - Резко остановись. Замри в этом положении, в
каком оказался. Сохраняй неподвижность.
Прислушайся к тому, что происходит внутри тебя.
Не старайся обнаружить в себе что-нибудь
необычное, а просто стань сторонним
наблюдателем. - Начни легко танцевать, кружиться, напевать.
Почувствуй благодать и освобождение.
– Что полезного узнал сегодня?
– Какие выводы сделал?
– Что именно будешь использовать в жизни?
Паспорт программы.
Наименование программы: «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей «группы риска»».
Цели и задачи программы.
Целью программы является: изменение девиантного поведения детей «группы риска» в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Основные задачи, решаемые в рамках программы:
- Раскрыть положительные качества ребенка и воспитать уверенность в достижении успеха в различных видах деятельности;
- Укрепить взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями;
- Способствовать развитию детей в познании себя как личности;
- Формировать правильные суждения о жизни и окружающем мире.
Сроки реализации программы.
Начало: IV четверть 2005-2006 уч. Окончание: 2007-2008 уч г
Структура программы.
Программа включает в себя 4 этапа:
- подготовительный
- исследовательский
- продуктивный
- заключительный
Исполнители программы:
Социальные педагоги и классные руководители.
Ожидаемые конечные результаты:
Педагогические показатели — повышение мотивации учения, сохранность контингента учащихся «группы риска», их успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня облученности, снижение педагогической запущенности.
Социально-психологические показатели — улучшение психоэмоционального состояния, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социальной личности.
Состояние проблемы и необходимость ее решения программно- целевыми методами.
Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим важна работа педагогов с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. В практике работы школ таких учащихся называют «школьниками, имеющими отклонения в поведении», «педагогически запущенными», «социально- запущенными», «трудновоспитуемыми», дети «группы риска». Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что именно у этих детей отсутствует мотивация к учению. Они «мешают» себе, другим, учителю. Как правило, именно из этого контингента появляются в последствии, как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители и преступники. По данным ООН около 30% всех молодых людей принимает участие в противоправных действиях, а 5% из них совершают преступления. В современных условиях детская беспризорность приводит к уровню 20-х годов. Новые экономические отношения привели к незащищенности подростков на производстве, так как по КЗоТу РФ (ст. 173) принимают на работу только с 16 лет. Поэтому 14-15 летние подростки, отчисленные из школы, остаются не у дел. В результате чего на 30% увеличилось число преступлений. Усугубление кризиса семьи снижает ее воспитательный потенциал; интенсивная информация общества кардинально перестраивает пространства детства, процесс его духовного становления, влияет на психологию взаимодействия ребенка с окружающим миром. Глобальные экономические проблемы, международные конфликты, волна терроризма и т. — все это усиливает нагрузку на психику развивающейся личности, затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений. Эти и другие проблемы требуют перевоспитания подрастающего поколения. Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение в массовую школьную практику научно-обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания трудных учащихся могут дать хорошие результаты в повышении культуры их поведения, качества знаний и профилактики правонарушений. Поэтому большое внимание в программе уделяется ребенку как личности, способной самореализоваться в жизни. Программа направлена на результативное разрешение проблем отклоняющегося поведения учащихся. Она отличается целостным характером. Ее приемы сгруппированы в единую методическую систему, которая позволит предупредительно влиять на учащихся с целью их воспитания и развития.
Цели и задачи программы.
Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентации и представлений. Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, учителей, общественность. Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонении от общественных норм, закона, но и представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.
Следовательно, придавая поступкам, поведению ребенка значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целенаправленное влияние на развитие этих процессов лежащих в основе нравственных и иных свойств и качеств ребенка. Или наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, мы создаем помехи, задерживаем развитие соответствующих свойств и качеств личности ребенка, подростка.
Таким образом, педагог целенаправленно воздействует на развитие личности и ее формирование. Поэтому целью программы является: изменение девиантного поведения детей «группы риска» в результате целенаправленного педагогического воздействия.
В рамках программы должны быть решены следующие задачи:
- Раскрыть положительные качества ребенка и воспитать уверенность в достижении успеха в различных видах деятельности;
- Укрепить взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями;
- Способствовать развитию детей в познании себя как личности;
- Формировать правильные суждения о жизни и окружающем мире.
III. Сроки и этапы реализации программы.
1 этап — подготовительный
На данном этапе необходимо овладеть теоретическими знаниями по следующим аспектам:
- педагогическая запущенность, причины, пути перевоспитания трудного подростка- это содержательный аспект.
- понятие об умениях и навыках работы с трудными подростками — это методический аспект.
Задача этапа заключается в формировании умений установления позитивных контактов с трудными подростками. Это становится возможным при овладении методикой Л. Филонова, целью которой является: сокращение дистанции между людьми и его окружением.
В диагностических целях используется опросник для выявления признаков педагогической запущенности личности- положительные и отрицательные особенности личности (см. приложение). После изучения личности подростка ставится социальный диагноз и переход к следующему этапу.
2 этап – исследовательский
Универсальной считается «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований «Развитие» в 1992 г.
Показателем уровня сформированности данного этапа является умение соц. педагога составить психолого- психологическую характеристику трудного подростка и планировать коррекционную работу с ним. На этом этапе решается задача программы, раскрытие положительных качеств ребенка, выявление интересов и увлечений, выявление отрицательных факторов, влияющих на воспитание.
3 этап – продуктивный
Задача данного этапа заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на развитие личности и ее формирование, формирование личностной и социальной компетентности подростков. Коррекцию их негативных поведенческий проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «я», чувство самоуважения, развития способности критически мыслить, принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать выбор, его следует обучать умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, научить неагрессивным способам реагировать на критику, сопротивление давлению со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально- позитивными средствами.
Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
- успешности учебной деятельности;
- эмоционально положительной системы, удовлетворяющей учащихся и их взаимоотношения со сверстниками;
- психологической защищенности, (т.е. знание учащимися своих прав и обязанностей, соблюдение учителями учебно-воспитательного процесса, равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию, соблюдение прав учащихся и самоопределение).
Оказываемая подросткам помощь при соблюдении данных требований позволяет обеспечить равномерное, гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении.
Положительные качества, которые выявляет педагог, являются базовым ориентиром в воспитательной работе. Опираясь на них, педагог может создать конструктивные взаимоотношения. А вера в ребенка восстанавливает у него чувство самоуважения, собственного достоинства.
Коррекционная работа также направлена на:
- оздоровление условий воспитания и развития ребенка;
- устранение неблагоприятного влияния со стороны ближайшего окружения;
- формирование у подростка положительной «Я- концепции»;
- повышение мотивированности обучения, коррекцию его поведенческих реакций;
- развитие способностей и нравственных личностных ориентаций.
Принципы коррекции, которыми пользуется соц. педагог — это дифференцированность, комплексность, последовательность, преемственность, доступность, а функции:
- восстановительная — восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до дезадаптации;
- компенсаторная – формирование у подростка стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его деятельности;
- стимулирующая – активизация положительной социально- полезной деятельности подростка, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение педагога к личности ребенка и его поступкам;
- исправительная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, примеры, тренинги, психотерапевтические методики, консультирование).
Все результаты первоначального диагностического тестирования подростков, отметки об участии их в мероприятиях, их поведение на них, изменения в поведении подростков в течение всего периода коррекции отмечаются в индивидуальных картах коррекции. На данном этапе реализуются все задачи программы.
4 этап – заключительный
Задача данного этапа заключается в подведении итогов и результативности. Проводится повторное тестирование, и сравниваются результаты. Если результат не совпал с ожидаемыми результатами, то производится анализ затрат и разработка рекомендаций.
Оценка эффективности реализации программы
Реализация намеченных мероприятий по программе существенно повысит уровень развития воспитания детей, приведет к снижению роста негативных явлений в детской среде, будет способствовать духовно- нравственному оздоровлению социума.
Используемая литература
- Государственная Программа «Развитие воспитания детей в Российской федерации до 2010 года» Москва 2004г.
- Т.А. Шишковец «Справочник социального педагога» Москва 2005г.
- Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова «Методика и технология работы социального педагога» Москва 2005г.
- И.В. Дубровина «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте» «Академия» 1995 г.
- А.Г. Ковалев «Психологические основы перевоспитания нарушителя прав» юридическая литература Москва 1968 г.
- Г.М. Потанин, М.А. Алемаскин «Методика предупреждения отклоняющего поведения несовершеннолетних» МГПИ им. Н.К.Крупской, 1987 г.
- «Психология формирования и развития личности», М: Наука 1981 г.
- Материал курсов повышения квалификации на тему «Коррекционная работа в школе», институт усовершенствования учителей г. Иркутск 2005 г.
- И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» Санкт-Петербург 2003 г.
- В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция» М: Просвещение 1992 г.
- А.А. Реан «Психология подростка» М: «Олма — пресс» 2003г.
Тема агрессии всегда вызывала интерес
педагогов и психологов. Данной теме посвящено
много фундаментальных теоретических
исследований, систематизирующих знания о
причинах возникновения агрессивного поведения
(Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Берковитц, А. Бандура,
Реан и др. ), но при этом недостаточно
психологической литературы, содержащей
практические рекомендации по коррекции
агрессии, а также закреплению навыков
конструктивного поведения. Мне известны только
несколько авторов, работающих в этом направлении
(Монина Г. , Смирнова Т. , А. Романов, Бреслав Г.
Проблема агрессивного поведения детей
достаточно актуальна в наши дни. Педагоги
отмечают, что агрессивных детей становится с
каждым годом все больше и больше, с ними труднее
работать, и, зачастую, они просто не знают, как
справится с их поведением. Единственное
педагогическое воздействие, которое временно
действует, — это наказание или выговор, после чего
дети на какое-то время становятся сдержаннее, и
их поведение начинает соответствовать
требованиям взрослых. Но такого рода
педагогическое воздействие скорее усиливает
особенности таких детей (циркулярная
зависимость) и ни в коей мере не способствует их
перевоспитанию или стойкому изменению поведения
к лучшему.
Взрослые не любят агрессивного поведения
детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о
них, как правило ведется в осуждающих терминах:
«грубиян», «нахал», «отвратительный» — такие
ярлыки достаются всем агрессивным детям без
исключения, причем не только в образовательном
учреждении, но и дома.
Данная программа содержит систему
психологических приемов и техник, направленных
на коррекцию агрессивного поведения детей в
групповой работе, индивидуальном сопровождении;
на улучшение психологической ситуации в семье и
группе детского сада.
Цель программы – снижение
враждебности во взаимоотношениях со
сверстниками. Развитие навыков общения. Переориентация взаимодействия взрослого и
ребенка.
Возраст детей 4-7 лет.
Количество детей в группе – 4-6 человек.
Количество индивидуальных занятий по
необходимости.
Количество групповых занятий – 14 занятий 1-2
раза в неделю по 35-40 минут.
Учебно-тематический план работы:
- Наблюдение
- Опросники для педагогов и родителей
- Методика Рене Жиля
- Hand – тест
- Рисуночные методики
- Тест Розенцвейга
- САТ
- Карта Стотта
Содержание индивидуальных занятий
с детьми:
Оклендер выделяет четыре стадии
отреагирования гнева (В. Оклендер, 1997):
- Предоставлять детям практически приемлемые
методы для выражения гнева безопасным способом
во внешнем плане. - Помочь детям подойти к реальному восприятию
чувства гнева, побудить их к тому, чтобы
эмоционально отреагировать этот — гнев и
ситуацию в целом «здесь и теперь». В этих случаях
хорошо прорисовать гнев красками или вылепить из
пластилина – зрительно обозначить свой гнев.
Часто у детей образ их гнева отождествляется с
обидчиком, с тем объектом, которому
непосредственно адресован их гнев. - Дать возможность прямого вербального контакта
с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно
сказать, тому, кому следует сказать. Обычно после
того, как дети полностью выскажутся (иногда они
кричат и плачут при этом), происходит
трансформация зрительного образа гнева в
позитивную сторону; дети становятся более
спокойными и открытыми к дальнейшей работе. - Обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться,
в каких ситуациях это чаще всего происходит, как
они это обнаруживают и как ведут себя в это время.
Важно, чтобы ребенок научился осознавать и
понимать свой гнев, и далее научился оценивать
ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым
(асоциальным) проявлением гнева или проявлением
его в приемлемой в социальном отношении форме.
На стадии отреагирования гнева необходимо
помочь ребенку в плане высвобождения его
истинных переживаний (боли, обиды), которые часто
прячутся за внешним проявлением гнева. Также
необходимо помочь ребенку изменить восприятие
ситуации в целом с травмирующего и негативного
на более позитивное.
В работе с агрессивными детьми необходимо
учитывать степень выраженности их
агрессивности, возраст ребенка, его социальный
статус в группе детского сада и его
эмоциональное состояние в семье. В связи с этим
коррекционная работа будет строиться по-разному,
хотя в ней можно выделить 4 основные направления:
Этап работыСодержание
коррекционной работы
1. Обучение способам выражения гнева в
приемлемой форме. Арт-терапияТелесно-ориентированная
терапияРабота с образами
2. Обучение приемам саморегуляции,
самообладания. Установление определенных правил,
которые помогут детям справится с собственным
гневом. Закрепление этих правил (навыков) в
ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации). Обучение релаксационным техникам с
применением глубокого дыхания. Обучение конструктивным
поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Работа с картинками, отражающими
проблемные ситуации. Выработка навыков
конструктивного поведения через ролевую игру. Ведение блокнотика самонаблюдения. «Карта поведения». Игровая терапия. Формирование осознавания своего
внутреннего мира, развитие эмпатии. Работа с фотографиями. Символическое
изображение эмоций (игры с карточками),
танцы-противоположности. Изображение различных предметов и явлений
природы, составление рассказов от лица этих
явлений.
Примерная программа индивидуальной коррекции
Содержание групповых занятий с детьми:
№Темы занятийЦели
1. ЗнакомствоСнизить эмоциональное
напряжение; создать положительное эмоциональное
положительное настроение и атмосферу принятия
каждого. Мое имяПродолжить работу по созданию
особой психологической атмосферы занятий. Формирование чувства близости с другими людьми. Достижение взаимопонимания и сплоченности,
умение передавать положительное эмоциональное
состояние. Я люблюУкрепление эмоциональных
контактов, взаимопонимания и доверия. Развитие
навыков кооперации, снятие психофизической
нагрузки. Формирование оптимального
эмоционального тонуса, открытости внешним
впечатлениям, развитие любознательности,
нивелирование тревожности. НастроениеРазвитие позитивной самооценки;
формирование осознания собственных чувств. Развитие умения чувствовать настроение и
сопереживать окружающим. Наши страхиВыявление реальных страхов
детей, развитие умения говорить о своих
негативных переживаниях открыто в кругу
сверстников, формирование социального доверия. Наши страхиСнижение уровня личностной
тревожности. Помощь в преодолении негативных
переживаний и снятии страхов; развитие
уверенности в себе. Ссоры домаОбучение отреагированию своего
гнева в конфликте приемлемым способом, а также
отреагированию свой ситуации в целом. Конфликт в детском садуОбучение детей выражать
эмоциональное отношение к конфликту; расширение
спектра поведенческих реакций в проблемной
ситуации; снятие деструктивных элементов в
поведении. Конфликт в детском садуОбучение детей выражать
эмоциональное отношение к конфликту; расширение
спектра поведенческих реакций в проблемной
ситуации; снятие деструктивных элементов в
поведении. Положительные эмоцииНаучить осознавать позитивный
эмоциональный опыт; развитие позитивной
самооценки; преодоление негативных переживаний. Положительные эмоцииНаучить осознавать позитивный
эмоциональный опыт; развитие позитивной
самооценки; преодоление негативных переживаний. Плохое настроениеУчить эмоциональному
самоконтролю; формировать моральные
представления; тренировать психомоторные
функции. ВолшебникиПрививать новые формы поведения,
учить самостоятельно принимать верные решения;
развитие поведенческой переориентации
14. Правила дружбыФормирование адекватных форм
поведения; продолжение осознавания своего
поведения; регуляция поведения в коллективе.
Работа с педагогами и родителями.
Известно, что любая коррекционная работа с
детьми не будет успешной без поддержки
родителей, которых необходимо учить понимать
ребенка. Работа с родителями агрессивного
ребенка целесообразно проводить в двух
направлениях (Лютова, Монина):
- Информирование (о том, что такое агрессия,
каковы причины ее появления, чем она опасна для
ребенка и окружающих). - Обучение эффективным способам общения с сыном
или дочерью.
- Информирование педагогов и родителей об
индивидуально-психологических особенностях
агрессивного ребенка. - Обучение распознаванию собственных негативных
эмоциональных состояний, возникающих при
общении с агрессивными детьми, а также правилам
регуляции психического равновесия. - Обучение родителей и педагогов навыкам
«ненасильственного» общения – «активное»
слушание; исключение оценочности в общении;
высказывания «Я – сообщений» вместо «Ты –
сообщений»; исключение угроз и приказов; работа с
интонацией. - Отработка навыков позитивного взаимодействия с
агрессивными детьми через ролевую игру. - Помощь в семье в плане выработки единых
требований и правил воспитания. - Отказ от наказаний как основного метода
воспитания, переход к методам убеждения и
поощрения. - Включение ребенка в работу различных (по
интересам) секций, кружков, студий.
Тематическое планирование тренингов для
родителей.
№ТемаЗадачи
1. ЗнакомствоЗнакомство участников друг с другом и с
групповой формой работы. Выяснение ожиданий и
опасений родителей. Общая ориентация в проблемах
родителей. Мир детский и мир взрослыйОсознание границы между «миром»
ребенка и взрослого, что выражается в
особенностях восприятия, эмоциональных
переживаниях и т. Приобретение навыков анализа
причин поведения ребенка, исходя из позиции
ребенка. Язык принятия и язык непринятияЗнакомство с понятием «принятия»
ребенка, особенностями принимающего и
непринимающего поведения взрослого. Определение
«языка принятия» и «языка непринятия». Проблемы детей и проблемы родителейПрояснить различия проблем родителей и
проблем детей; познакомиться с целями и приемами
активного слушания, развить навыки активного
слушания. Поощрения и наказанияЗнакомство с принципами использования
поощрений и наказаний. Заключительное Обсуждение «семейных заповедей»,
получение обратной связи от участников тренинга,
завершение работы в группе.