Программа психологической и педагогической поддержки неблагополучных и дисфункциональных семей в образовательном учреждении

педагог-психолог Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области Сальский казачий кадетский профессиональный лицей

Программа социально-психологического сопровождения образовательного процесса

Поддержка семьи в современной Европе и Америке включает в себя взаимодействие таких фундаментальных социальных структур, как медицинские и образовательные учреждения, органы соцзащиты при участии жилищной сферы. На базе этого развивается огромное разнообразие услуг, направленных на удовлетворение индивидуальных – психологических и психолого-педагогических – запросов семьи. Для описания мер по поддержке семьи используется различная терминология. Например, Rostgaard (2004) использует термин «политика поддержки семьи» (family support policy), описывая изменения в системе социальной защиты семьи в странах центральной и восточной Европы с момента вступления их в Европейский Союз. Gudbandsson (2006) обращается к понятию «первичная профилактика» (primary prevention), чтобы обозначить стратегии и программы, направленные на предотвращение негативных явлений в жизни семьи.

Семейная политика не сходит с повестки дня с первой Конференции министерств по делам семьи Совета Европы (CE Conference of Ministers Responsible for Family Affairs), проведенной в Вене в 1959 г. Современные европейские меры по поддержки семьи стремятся влиять на детерминанты родительства, однако с разной степенью проработанности проблемы и не всегда координировано и последовательно (Gudbrandsson, 2006). Понимание семьи в таких программах чаще всего исходит из экологической парадигмы, учитывая влияние разных уровней семейного окружения: широкого социума, местного сообщества, родственников и друзей, а также индивидуальные особенности детей и родителей.

Все большую важность приобретает работа с сообществами (communities) – то есть с непосредственным окружением семьи, с людьми из данного района, поселка и. Она направлена на осознание местным сообществом своих собственных ресурсов – знаний и умений – для успешного воспитания детей и решения связанных с этим проблем (которые могут быть неочевидны для пришедшего «со стороны» специалиста).

Исследования и программы поддержки для семей традиционно фокусировались на влиянии проблема и факторов риска. Это можно ярко проиллюстрировать обзором истории понятий, связанных с помощью семьям. Barrett (2003) проследила, как терминология менялась от представлений о «дисфункциональных (dysfunctional) семьях» к «семьям группы риска (risk family)», «уязвимым (vulnerable / fragile) семьям», вплоть до современной версии  «семья в сложной жизненной ситуации» (family at risk), которую так же нельзя считать ни окончательной, ни самой удачной.

Ссылаясь на исследования родительства в условиях бедности, Barrett подчеркивает, что хотя хроническая нехватка материальных ресурсов действительно повышает вероятность возникновения нарушений здоровья, поведения, социальных и эмоциональных проблем, таких как низкий образовательный уровень или заниженное качество детско-родительских отношений, но далеко не все дети, растущие в малообеспеченных семьях, сталкиваются с подобными негативными последствиями. Влияние трудностей опосредовано совокупностью всех защитных факторов и факторов риска в жизни ребенка. Исследования обнаружили нелинейную корреляцию между количеством факторов риска и вероятностью негативного исхода, усиливающуюся, когда одновременно присутствует более 4 факторов риска. Однако для понимания развития ребенка необходим учет совокупности защитных факторов. Такой подход становится все популярнее в исследованиях бедности во всем мире (например, анализ Seecombe (2000, 2003) в США, исследования последствий жизни в бедности в Германии (Chasse, Zander, Rasch, 2003; Holz & Skoluda, 2003) и работу Ghate & Hazel (2002), посвященную малообеспеченным родителям в Великобритании).

С точки зрения Barrett (2003), профессионалы осознали необходимость стратегий, которые пытаются уменьшить долю факторов риска и повысить вероятность активизации защитных факторов. Несколько североамериканских программ воплотили в себе этот подход, например, «Проект укрепления семей» (Family Strengthening Project), программа «Укрепление многонациональных семей» (Strengthening Multi-Ethnic Families), а также австралийский проект «Стратегия укрепления семей и сообществ» (Stronger Family and Communities Strategy). Целью является «создание жизнестойкости и способности справляться с проблемами на стадии возникновения» (Emerson, 2000, цит. по Barrett, 2003: 25).

Ghate & Hazel (2002) дали следующее определение поддержки: «Социальную поддержку составляют отношения, в ходе которых предоставляются (или потенциально могут предоставляться) материальные и личностные ресурсы, ценные для получателя, такие как консультирование, доступ к информации и услугам, распределение задач и ответственности, помощь в овладении навыками». Это определение охватывает два аспекта социальной поддержки – практический (или инструментальный) и эмоциональный – и подчеркивает, что независимо о типа поддержки ее суть составляют межличностные отношения.

Gilligan (2000) определяет поддержку семьи как мобилизацию ресурсов для нормального развития ребенка, часто происходящую в сложной жизненной ситуации. Такая мобилизация должна иметь место во всех сферах жизни детей – в семье, школе, компании сверстников, кружках по интересам – и усиливать их чувство принадлежности к этим группам. Целесообразно в качестве задачи поддержки выделить укрепление качеств, которые особенно важны для благополучия семьи. Исследования показывают, что жизнестойкие семьи – это семьи, отличающиеся стабильностью и сплоченностью, которые справляются со стрессом и изменениями при помощи гибкого и понятного всем распределения обязанностей, а также хорошей коммуникации (McCubbin & McCubbin, 1998, цит. по Barrett, 2003: 24).

В книге Health Psychology: Biopsychosocial Interactions (1998) E. Sarafino выделяет 5 типов социальной поддержки:

  • эмоциональную (эмпатию, заботу, вовлеченность, готовность выслушать),
  • инструментальную (практическую помощь),
  • информационную (предоставление необходимой информации или сведений о том, где ее можно получить),
  • сетевую поддержку (поддержку от членов социальной группы, взаимопомощь),
  • оценочную поддержку (позитивное подкрепление, похвалу, знаки уважения).

Gilligan (2000) разделяет формальную поддержку семьи на три категории. Первая – «поддержка развития семьи» — направлена на усиление способностей взрослых и детей справляться с трудностями в контексте семьи и ближайшего окружения. В качестве примера такой поддержки он приводит группы личностного роста, проекты по организации совместного отдыха, программы для молодежи, обучение родителей и другие формы образования взрослых. Он рекомендует, во-первых, отказаться от программ, сфокусированных на проблемах, во-вторых, делать такие программы доступными для всех. «Компенсаторная поддержка семьи» — это вторая категория. Она направлена на компенсацию ослабляющего семью влияния трудностей, имевших место в прошлом или в настоящем. Профессиональные детские сады для детей из неблагополучных семей, специальные программы для подростков из сообществ с низким уровнем школьной посещаемости и большим количеством детей, бросающих школу, являются примерами компенсаторной поддержки семьи. Третью категорию поддержки семьи Gilligan (2000) называет «защитной». Она направлена на развитие у детей и взрослых специфических коупинг-стратегий, которые должны помочь им справиться с потенциальными рисками или угрозами. В качестве примеров можно привести патронаж детей, родители которых страдают химическими зависимостями; социальные приюты и группы поддержки для женщин, страдающих от домашнего насилия; программы, обучающие родителей руководству поведением ребенка; повышение самооценки и развитие социальных навыков подростков, подвергшихся жесткому обращению и травле в школе.

Принципы оказания поддержки

  • Ориентация на отказ от осуждения и стигматизации. Помимо собственно профессиональной позиции психолога можно привести в пример службы психологической помощи, создаваемые на базе мест, в которых нет ничего «подозрительного» и которые посещают все – в школах, в поликлиниках.
  • Движение «снизу вверх». Часто родители не хотят ограничиваться ролью получателей помощи, но хотят также выступить в качестве экспертов и поделиться знаниями, основанными на собственном опыте проживания различных сложных ситуаций.
  • Гибкие услуги, сфокусированные на разных аспектах,
  • Услуги, интегрированные в сообщество,
  • Открытость опыту меньшинств и разных этнических групп.

При разработке программы поддержки родителей важно учитывать изменение парадигмы социального обеспечения и отношения к получателям помощи. Williams et al. (1999) описывает отказ от понимания людей как пассивных благополучателей, относящихся к одномерным социальным категориям, таким как «бедняки», «одинокие матери», «инвалиды», в пользу точки зрения, которая делает акцент на способности людей, обратившихся за помощью, быть активными субъектами своей собственной жизни и сотрудничать с органами социальной защиты. Эта позиция разделяется и другими авторами. Видение людей не в роли жертв, а в качестве тех, кто способен менять что-то в своей жизни, невзирая на неблагоприятные обстоятельства рождения или сложную жизненную ситуацию, привлекло особое внимание к проблемам коупинг-стратегий и использования социальной поддержки.

Читать также:  Дополнительные предпрофессиональные программы по предмету "Фортепиано" должны осуществляться в рамках ФГТ

Программа Home-Start International, пожалуй, одна из самых масштабных программ поддержки родительства. Она работает во многих странах по принципу патронажа семей на дому. С этой программой связан исследовательский проект «Учимся у семей» (Learning from the families, 2005-2006). Одним из результатов исследования стал вывод, что значительной части родителей нужна очень ненавязчивая социальная поддержка, которая послужила бы первым шагом в обращении за помощью. Один из отцов – участников проекта сформулировал это весьма точно (Home-Start International, 2005a: 56):

«Мне не нужны были социальные работники или медицинский патронаж, и вежливость сотрудников меня не интересовала. Нужны просто другие люди – как вы и я – со словами «Да, у меня была такая проблема» — и мне было бы гораздо легче – это вам не в упрек, просто для сведения».

Образовательного процесса

Почкай Наталья Александровна

Название программыПрограмма социально-психологического сопровождения образовательного процесса
ЦельСоздание благоприятных условий для успешного личностного, социального и профессионального развития молодежи в процессе учебно-производственной деятельности, развитие способности к выстраиванию профессиональной карьеры, сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса. ЗадачиСпособствовать адаптации обучающихся к новому образовательному   учреждению. Обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение образовательной и профессиональной программы обучения. Создавать условия для повышения учебно-профессиональной мотивации. Развивать социально-психологическую компетентность обучающихся для обеспечения полноценного личностного и профессионального самоопределения. Профилактировать девиантное поведение обучающихся. Способствовать формированию ценности здоровья и безопасного образа жизни. Обеспечивать сопровождение обучающихся группы риска развития кризисных состояний и группы суицидального риска. Способствовать развитию психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности

Механизм реализации программыПервый этап  реализации программы рассчитан на первый год обучения  в лицееЦель: способствовать формированию социально-   психологической устойчивости обучающихся нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие. Второй этап Повышение учебно-профессиональной мотивации. Цель: формирование позитивного образа «Я»   обучающегося, его жизненных ценности, формированию учебной мотивации. План мероприятий на 2 этапеТретий этап содействие профессиональному становлению, формированию профессионально-значимых качеств личности. Цель: Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста. Система организации контроля реализации программыПроцесс получения и переработки информации о ходе и результатах реализации программы социально-психологического сопровождения образовательного процесса в рамках перехода на ФГОС3года 10месяцев
Сроки реализации3года 10месяцев
Результат Выпускник ГБПОУ РО СККПЛ – успешная личность, обладающая сформированными профессиональными качествами, способная к социализации в обществе и самостоятельному выстраиванию профессиональной карьеры

Программа разработана на основе базового компонента деятельности педагога-психолога  образовательных организаций (Приказ № 163 от 24. 2015 г Министерства общего и профессионального образования Ростовской области) и в соответствии  с Федеральным законом от 29. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приложение к приказу МО РФ от 22. 99 г. № 636), решением коллегии МО РФ от 27. 1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»); Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования; Уставом лицея,  Локальным актом СККПЛ № 18 от 31. 2015 «Положении о психолого-педагогической службе».

Разработка «Программа социально-психологического сопровождения образовательного процесса» в рамках перехода на новые ФГОС  обусловлена изменениями, связанными со стратегией достижения иного качества профессионального образования России.

Предметом изменений стали:

  • образовательные стандарты нового поколения на компетентностной основе;
  • требования к общим и профессиональным компетенциям выпускников со стороны работодателей;
  • процессы интеграции  организаций профессионального образования;
  • внедрение информационно-коммуникационных и педагогических технологий в образовательном процессе;
  • система оценки качества образования.

В свете этих изменений основной целью социально-психологического сопровождения образовательного процесса  является создание благоприятных условий для успешного личностного, социального и профессионального развития молодежи в процессе учебно-производственной деятельности, развитие способности к выстраиванию профессиональной карьеры, сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса.

Основные задачи :

  • Способствовать адаптации обучающихся к новому образовательному   учреждению.
  • Обеспечивать психолого-педагогическое  сопровождение образовательной и профессиональной программы обучения.
  • Создавать условия для повышения учебно-профессиональной мотивации.
  • Развивать социально-психологическую компетентность обучающихся для обеспечения полноценного личностного и профессионального самоопределения.
  • Профилактировать девиантное поведение обучающихся.
  • Способствовать формированию ценности здоровья и безопасного образа жизни.
  • Обеспечивать сопровождение обучающихся группы риска развития кризисных состояний и группы суицидального риска.
  • Способствовать развитию психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности.

Сопровождение образовательного процесса сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи подростку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Основным приоритетом работы педагога-психолога становится создание условий, способствующих реализации основной образовательной программы. Одним из важных условий является использование разных уровней психолого-педагогического сопровождения:

  • уровень индивидуальной работы;
  • уровень групповой работы.

На данном уровне ведущую роль играют преподаватели, мастера, классные руководители групп, обеспечивающие необходимую поддержку обучающемуся в решении задач обучения, воспитания и развития.

Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций и их предотвращение;

На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, социальными педагогами и др. специалистами, объединенными в службы.

Данные специалисты выявляют проблемы, возникающие в процессе реализации основной образовательной программы и оказывают первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с преподавателями, мастерами, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы обучающихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и специалистами образовательной организации.

Программа состоит из трех этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи и рассчитан на определенный курс обучения

Первый этап  реализации программы рассчитан на первый год обучения  в лицее.

Для 1-го курса актуальным является вопрос успешной адаптации в образовательной организации, помощь во вхождении в новую социальную среду с учетом требований и условий самой системы профессиональной  образовательной организации. Социально-эмоциональное благополучие обучающегося в учебном коллективе будет способствовать его успешности в учебной деятельности.

Второй этап реализации программы рассчитан для второго года обучения.

для 2-го курса актуальным является  формирование позитивного образа «Я» обучающегося, его жизненных ценности, формированию учебной мотивации.

Третий этап реализации программы рассчитан для третьего года обучения и выпускников лицея.

для 3-го курса актуальным является  профессиональное становление, формированию профессионально-значимых качеств личности.

К специфическим особенностям реализации данной программы  можно отнести

характеристику контингента обучающихся:

  • подростковый и юношеский возраст,
  • повышенный риск социальной дезадаптации,
  • характерологические особенности  обучающихся
  • акцентуация черт личности
  • аддиктивное поведение
  • личностные расстройства
  • девиантное поведение

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется на нескольких  уровнях: индивидуальном, групповом, организации.

Формы и методы психологического сопровождения

Сопровождение образовательного процесса в образовательной организации предполагает вариативность форм сопровождения участников образовательного процесса:

  • Профилактика
  • Диагностика
  • Консультирование
  • Коррекция и развитие
  • Просвещение

Профилактическая деятельность психолого-педагогической службы Лицея направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания. В рамках этой деятельности педагог-психолог:

  • планирует и совместно с преподавателями, мастерами, воспитателями реализует превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптациии;
  • разрабатывает предложения по формированию здорового образа жизни, профилактики  наркомании, ВИЧ/СПИДА, использованию здоровье сберегающих образовательных технологий, а также рекомендации педагогическим работникам в вопросах обучения, развития и взаимодействия с обучающимися;
  • инициирует проектную деятельность для создания психологически безопасной образовательной среды, предупреждения актуальных социальных проблем девиантного, аддиктивного, делинквентного поведения обучающихся, заболеваний, передающихся половым путем; конфликтов (в том числе связанных с этническими различиями, особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья обучающихся и т.д.); депрессий и суицидов.
Читать также:  Как проверить наличие ошибок на жестком диске?

Психологическая диагностика направлена на определение индивидуальных особенностей личности обучающихся, потенциальных возможностей в процессе обучения, в профессиональном самоопределении, резервных возможностей, на которые можно опереться в ходе коррекционной работы.

  • выявляет обучающихся «группы риска»;
  • выявляет причины нарушений в обучении, социальной адаптации;
  • изучает мотивационную сферу обучающихся разных курсов;
  • выявляет интересы, способности и склонности обучающихся для обеспечения полноценного личностного и профессионального самоопределения;
  • составляет заключение и характеристики (социально-психологический портрет) личности обучающегося по результатам диагностики с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, развития и социальной адаптации;
  • отслеживает динамику процесса социально-психологической адаптации и профессиональной направленности обучающихся.

Психологическое консультирование осуществляется в целях оказания психологической помощи обучающимся, их родителям (законным представителям) и сотрудникам Лицея.

  • педагог-психолог консультирует обучающихся, их родителей (законных представителей) по вопросам обучения, адаптации, развития положительной мотивации к учебно-профессиональной деятельности, личностного самоопределения;
  • помогает обучающимся в анализе и решении психологических проблем, связанных с личностными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, группе сверстников,  с преподавателями.
  • консультирует администрацию, педагогов, и других работников Лицея по вопросам взаимоотношений в коллективе, по вопросам разработки и реализации индивидуальных образовательных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Коррекционно – развивающая работа психолого-педагогической службы Лицея направлена на:

  • развитие социально-психологической компетентности участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем;
  • индивидуальную помощь в самоопределении, адаптации и формировании положительной мотивации обучающихся;
  • обеспечение соответствия личностного развития обучающихся требованиям профессиональной деятельности;
  • систематическую работу с обучающимися, имеющими отклонения в психологическом и личностном развитии, относящиеся к категории «группа риска»;
  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.

Просвещение повышает психологическую компетентность преподавателей, обучающихся, их родителей (законных представителей);

  • знакомит преподавателей, администрацию, родителей (законных представителей) в ходе педагогических советов, родительских собраний и консультаций с основными возрастными особенностями личностного развития обучающихся, условиями их психического развития;
  • информирует о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи;
  • способствует популяризации психологических знаний среди участников образовательного процесса, формированию у обучающихся потребности в самопознании, саморазвитии;
  • оказывает помощь преподавателям, мастерам, воспитателям групп в выборе методов и способов эффективного взаимодействия с различными категориями обучающихся, позволяющими решать актуальные задачи их обучения, развития и воспитания;
  • дает информацию о том, где, в каких службах обучающиеся со сложными проблемами могут получить специализированную психологическую помощь, требующую наличия специалистов особой квалификации.

3  МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этапы реализации программы

Социально-психологическая адаптация обучающихся первого курса

Цель: способствовать формированию социально-психологической устойчивости обучающихся нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.

Для реализации поставленной цели разработаны следующие направления модели:

  • Психологическая адаптация, связанная с ломкой выработанного стереотипа и формированием новых установок.
  • Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
  • Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления студентов к новым учебно-воспитательным условиям.

ЗадачиМеханизм решения задачОтветственные
1. Психологическая адаптация
1. Помочь обучающимся раскрыть своеобразие своей личности. Воспитывать потребность в самопознании и самооценке. Диагностировать состояние здоровья обучающихся, их индивидуальные особенностиИндивидуальная работа с обучающимися: ПсиходиагностикаПсихологическое консультированиеГрупповые развивающие- коррекционные занятия  (классные часы с элементами тренинга)Педагог-психолог

2. Социальная адаптация 
1. Организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в группах нового набора. Помочь раскрыть каждому обучающемуся своеобразие и богатство своей личности. Способствовать сплочению коллектива. Поддерживать и развивать инициативы первокурсников. Способствовать адаптации обучающихся к жизни в общежитии. Вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования, общественную жизнь группы, лицея, общежития. Групповые и общелицейныеродительские собрания, индивидуальная работа с родителями. Заместитель директора по УВРПедагог-психолог
Социальный педагог
Классные руководители, воспитатели
Родители
Совет общежития

3 Педагогическая адаптация 

1. Выявить уровень правовой культуры обучающихся, познакомить с нормативно-правовыми документами. Провести вводные инструктажи по ТБ. Определить степень сформированности у  обучающихся умений и навыков. Выявить уровень адаптации обучающихся к учебной нагрузке. Взаимодействовать с преподавателями-предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации каждого педагога к группе обучающихся нового набора. Обеспечить соблюдение оптимальных санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении. Способствовать выработке сознания обучающихся на необходимость ведения здорового образа жизни. Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др. Анкетирование, беседы, наблюдения, социологические опросы. Изучение расписания занятий, выявление степени занятости обучающихся во внеурочное время. Активизация процесса самоподготовки к занятиям. Проведение индивидуальных консультаций с родителями, групповых родительских собраний. Администрация Лицея
Социальный педагог, педагог-психолог
Классные руководители, воспитатели
Преподаватели
Родители

План мероприятий на период адаптации

Содержание работыСрокиОтветственные
I. Аналитико-диагностическое направление. Изучение личных дел обучающихся. Диагностика обучающихся первого курса:– определения типа личности (Методика Т. Маталиной на основе теста Г. Айзенка)3. Определение степени установки на ЗОЖ. Тест-опрсник «Аддиктивные склонности»4. Диагностика   адаптации обучающихся 1 курса («Шкала социально-психологической адаптации»)5. Проведение индивидуальных психологических диагностик обучающихся, имеющих проблемы адаптации и состоящих на внутрилицейном учетесентябрьсентябрь-октябрьсентябрь-октябрьянварь-февральв течение годапедагог- психолог

2 Социально-психологическое сопровождение обучающихся и их родителейПроведение консультаций с классными руководителями, мастерами производственного обучения, воспитателями общежития, социальным педагогом, с целью оказания психологической помощи в организации взаимодействия с обучающимися 1 курса;Оказание психологической помощи в адаптации обучающихся первого курса, через беседы, консультации;Проведение профилактической работы в общежитии по оказанию психологической помощи обучающимся первого курса в установлении этических взаимоотношений и предупреждении конфликтов в межличностных контактах. Проведение развивающей и коррекционной  работы с обучающимися, направленной на развитие коммуникативных способностейТренинг «Я и Телефон Доверия»Классный час «Я и мое социальное окружение»«Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессуПроведение индивидуальной  психодиагностики обучающихся «группы риска», для выявления особенностей характера и его акцентуации. Разработка рекомендаций классным руководителям, воспитателямПосещение учащихся «группы риска» на дому. Проведение просветительских  мероприятий (работа с родителями, педагогическим коллективом)– Выступление на родительских собраниях, обучающихся первого курса:тема «Психологические особенности периода адаптации, формы родительской поддержки и помощи» тема: «Причины подросткового суицида»– Выступление на методических совещаниях Тема: «Факторы наличия кризисной ситуации у обучающихся лицея»Тема: «Профилактика жестокости и агрессивности в образовательной среде и способы ее преодоления»Сентябрь-февральВ течение годаВ течение годаСентябрь-октябрьНоябрь-декабрьОктябрь-январьВ течение годаВ течение годаСентябрь-октябрьОктябрьСентябрьноябрьПедагог-психологСоциальный педагог
3. Организация воспитательной деятельности. Вовлечение обучающихся в деятельность секций, кружкиФормирование и развитие духовно-нравственных ценностей. Формирование правовых знаний первокурсников. Формирование навыков ЗОЖ. Формирование эстетических ценностей. Привитие трудовых навыков. сентябрь 

в течение годав течение годав течение годав течение годав течение годапедагог-психолог
социальный педагог,
классные руководители, воспитатели
преподаватели дополнительного образования

Цель: формирование позитивного образа «Я» обучающегося, его жизненных ценности, формированию учебной мотивации.

Читать также:  Какие уникальные аспекты реализации социальных программ существуют в современной России?

ЗадачиМеханизм решения задачОтветственные
1. Формирование  позитивного образа «Я» обучающихся1. Классные часы  в группах 2 курса2. Индивидуальные консультации, направленные на мотивацию обучения3. Тренинги: «Тренинг управления жизнью», «Моя жизнь»4. Корекционно-развивающие занятия, направленные на оказание помощи, обучающимся в  постановке долгосрочных целей 5. Групповая психодиагностика обучающихся 2 курса  (Диагностика направленности личности Б. Басса)педагог-психолог

Содержание работыСрокиОтветственные
Классные часы  в группах 2 курса: «Линии жизни»Октябрь-ноябрьпедагог-психолог
Диагностика направленности личности Б. БассаДекабрь-январьпедагог-психолог
Индивидуальные консультации, направленные на мотивацию обучения, постановку долгосрочных целейВ течение годапедагог-психолог

Третий этап.

Профессиональное становление, формирование профессионально-значимых качеств личности.

Цель: развитие профессионального самоопределения

ЗадачиМеханизм решения задачОтветственные1. Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста. Исследование представлений обучающихся о будущей жизни по таким характеристикам, как сформированность представлений о жизни, наличие целей  и интереса к жизни3. Развитие способностей нести ответственность и управлять своим поведением; активизация механизмов самопознания, самовыражения 4. Содействие социально-психологической адаптации на рынке трудаПроведение мероприятий в рамках «Неделя специальности». Экскурсии на предприятия города. Конкурсы профессионального мастерстваДиагностика «Смысло-жизненных ориентаций» (СЖО)Д. ЛеонтьеваКлассные часы в группах 3 курса: «Путь к успеху»1. Встречи с представителями высших учебных заведений2. Связь со специалистами службы занятости района3. Проведение социально-психологического практикума по поиску работы для выпускников Лицея Заместитель директора по УВР и УПР
Преподаватели спецдисциплин
Классные руководители, воспитатели
·педагог-психологпедагог-психолог· Заместитель директора по УВР и УПР
· Преподаватели спецдисциплин
· Классные руководители, воспитателиПедагог-психолог

План мероприятий на 3 этапе

Содержание работыСрокиОтветственные
Классные часы в группах 3 курса: «Путь к успеху» Ноябрь- декабрьпедагог-психолог
Диагностика «Смысло-жизненных ориентаций» (СЖО) Февраль-мартпедагог-психолог
Социально-психологический практикум по поиску работы для выпускников Лицея Сентябрь- октябрьпедагог-психолог

Профилактическая работа на всех этапах обучения

ЗадачиМеханизм решения задачОтветственныеОказание психологической помощи обучающимся ЛицеяОказание помощи педагогическим работникам ЛицеяОказание  психологической помощи родителям обучающихся ЛицеяСопровождение обучающихся «группы риска» развития кризисных состояний и группы суицидального рискаИндивидуальное консультирование  Маршруты сопровождения обучающихся из  числа детей- сирот и находящихся под опекойРазработка рекомендаций и характеристик  личности обучающихся, на основе результатов индивидуальной психодиагностики  Просветительская работа направленная на формирование потребности в консультативных услугах Групповая  коррекционно-развивающая направленная на обучение кадет навыкам общения и  приемам и выхода из критических ситуацийПроводить консультации направленные на  выбор методов и способов эффективного взаимодействия с обучающимися Информировать педагогических работников о проблемах личностного и социального развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении  образовательной программы, развития и социальной адаптации Проводить консультации родителей по вопросам обучения, адаптации, развития положительной мотивации к учебно-профессиональной деятельности, личностного самоопределения В просветительских беседах ориентировать  родителей в проблемах личностного и социального развития обучающихсяЗаполнение  руководителями групп таблицы факторов наличия кризисных состоянийСоставление первичных списков обучающихся группы  суицидального рискаПроведение диагностического обследования обучающихся  первичного списка для определения степени выраженности суицидальных намеренийПроведение диагностического обследования обучающихся группы суицидального риска, определение необходимости комплексного сопровождения обучающегосяРазработка и реализация программы индивидуального психологического сопровождения обучающихся группы суицидального риска 
педагог-психолог

Содержание работыСрокиОтветственные
Индивидуальная психодиагностикаСентябрь-октябрьпедагог-психолог
Родительское собрание на тему: «Проблемы переходного возраста влияющие на процесс адаптации»Сентябрь-октябрьпедагог-психолог
Разработка маршрутов сопровождения детей – сирот и находящихся под опекойСентябрь- январьпедагог-психолог
Индивидуальное консультирование обучающихся Лицеяпо запросупедагог-психолог
АРТ- терапия, оказание психологической помощи в  выходе агрессивности и других негативных чувств и эмоций социально приемлемым  методомпо запросупедагог-психолог
Индивидуальное консультирование родителей По запросупедагог-психолог
Классный час «Конфликт. Пути решения», для 1 и 2 курсаПо запросупедагог-психолог
Проведение диагностического обследования обучающихся, состоящих в первичном списке  суицидального риска (Цветовой тест Люшера)Октябрь-февральпедагог-психолог
Проведение диагностического обследования обучающихся группы суицидального риска, определение необходимости комплексного сопровождения обучающегосяПо результатам  первичной психодиагностикипедагог-психолог

4 СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Внутренний контроль – это процесс получения и переработки информации о ходе и результатах реализации программы социально-психологического сопровождения образовательного процесса в рамках перехода на ФГОС  для принятия на этой основе управленческих решений.

  • сбор и обработка информации о  результатах реализации программы;
  • умелое, корректное и оперативное исправление недостатков в деятельности педагога-психолога по реализации программы;
  • анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагога-психолога  Лицея.
  • изучение результатов психологического сопровождения, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации психологического процесса и разработка на этой основе предложений по совершенствованию данной работы.

Формы и методы  контроля

  • контроль предполагает изучение и анализ индивидуальной работы педагога-психолога с обучающимися Лицея.
  • в ходе персонального контроля при оценке деятельности педагога- психолога учитываются:
  • выполнение программы в полном объеме (проведение индивидуальных психологических консультаций обучающихся, родителей, педагогических работников Лицея; индивидуальных психодиагностик обучающихся, индивидуальные коррекционно-развивающиеся занятия)
  • дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся, имеющих проблемы адаптации;
  • умение корректировать свою деятельность, анализировать и обобщать свой опыт;
  • в ходе обобщающего контроля изучается весь комплекс социально-психологической работы группе:
  • адаптация обучающихся группы;
  • проведение просветительской и корркционно-развивающей работы в группе;
  • мотивация обучения;
  • стимулирование потребности в  самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;
  • работа по предупреждению правонарушений и  неуспеваемости обучающихся;
  • Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие.- СПб: Речь, 2005. – 244с.
  • Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования.: Учебное пособие.- М.: «Ось-89», 2003. – 336 с.
  • Исаев Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.:Издательский центр «Академия», 2002. – 2008 с.
  • Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ.высш. учеб. Заведений – 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 448 с.
  • Олифирович Н.И, Зинкевич-Куземкина Т.А, Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов, -СПб.:Речь, 2006, -360с.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  • Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г, Сараева А.А, Алтушкина Т.А. Культура семьи: Учебное пособие – М. – 2009. -184с.
  • Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС_ПРЕСС, 2003. -272 с.
  • Целуйко В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей.- М.: Гуманит., изд. Центр Владос, 2004.-288 с.

Список методических пособий и практической литературы

Список  методической литературы с тренинговыми программами

  • Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб., 2006. – 208 с.
  • Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003.- 272 с.
  • Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб. : Речь, 2006.- 174 с.
  • Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СПб «Речь», 2003. – 256 с.
  • Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. Спб.: Речь, 2003. – 40 с.
  • Копытин А.И. Система АРТ-терапии, СПб. : Питер, 2001, – 224с.
  • Лебедева Л.Д. Практика АРТ-терапии:подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2005. – 256 с.
  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Изд-во «Речь№, 2005. –  190 с.
  • Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. –СПб «Речь», 2008. – 192 с.
  • Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб «Речь»,2005.- 150 с.
  • Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь, 2005. – 224 с.: ил.
  • Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2002. – 175 с.
  • Шилова М.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 96с. (библиотека практического образования)
  • Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям:  тренинговые программы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 256 с. (Библиотека практического психолога)
  • Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003. – 168 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.