Программа психологической профилактики «Социальные навыки для подростков»

Настоящая комплексная программа предназначена
для индивидуальной коррекционной работы
психолога с подростком, имеющим проблемы в
поведении. Индивидуальная программа может
применяться тогда, когда работа с подростком в
группе невозможна, когда проблемы носят
индивидуальную особенность, а не межличностного
характера, когда необходимо постоянное
наблюдение психолога за процессом развития
личности подростка.

Программа “Преодоление” составлена с целью:
оказать содействие полноценному психическому и
личностному развитию подростка. Она решает
следующие задачи:

  • исправление отклонений в психическом развитии
    подростка (эмоциональном, мотивационном,
    поведенческом) на основе создания оптимальных
    психологических условий для развития
    творческого потенциала личности подростка;
  • формирование и развитие навыков самоанализа,
    самоконтроля, самовыражения, саморегуляции;
  • обретение подростком положительных ценностных
    ориентиров и личностных смыслов жизни.

Программа состоит из трех блоков:
подготовительного, основного
коррекционно-развивающего и заключительного. По
истечении двух–трех недель по окончании работы
необходимо проведение повторной диагностики
подростка с целью отслеживания динамики
развития его личности. Программа состоит из 17
занятий по темам, актуальным в подростковом
возрасте. Каждое занятие определяет свои цели и
ставит конкретные задачи. Комплекс составлен
так, чтобы было возможно использование в работе
отдельно взятых занятий в зависимости от глубины
проблемы подростка, приемлема замена отдельных
упражнений, данных в программе на сходные по
цели. В данном случае представлена часть
программы: тематический план, подготовительный
блок и два занятия коррекционно-развивающего
блока по темам “Конфликт” и “Стресс”.

Индивидуальная психокоррекция обеспечивает
конфиденциальность, тайну и по своему результату
бывает более глубокой, чем групповая, что
является наиболее эффективным методом
воздействия на сознание подростка, которому
необходима помощь взрослого, которому он
доверяет.

Тематический план

I блок. Подготовительный (2 занятия).

  • Занятия 1, 2. Знакомство.
  • 1 этап. Установочный.
  • 2 этап. Диагностический.
  • Учебная мотивация (автор Г.А. Карпова).
  • Тест WEIS (автор Векслер).
  • СМОЛ (для учащихся 14-16 лет).
  • Акцентуация личности (автор Шмишек – для
    учащихся 12–13 лет).
  • Анализ семейной тревоги (автор Э.Г. Эйдемиллер).
  • Семейная социограмма (автор Э.Г. Эйдемиллер).
  • К чему люди стремятся в жизни (автор Рокич).
  • Самооценка (автор В.А. Ковалев).
  • Агрессивность (Басса – Дарки в адаптации
    Г.А.Цукерман).
  • Социометрия (автор Д.Морено).

II блок. Коррекционно-развивающий (14
занятий).

  • Занятие 3. Кто я?
  • Занятие 4. Я и мой мир.
  • Занятие 5. Мои чувства, мои эмоции.
  • Занятие 6. Мотивы.
  • Занятие 7. Я и мои родители.
  • Занятие 8. Неуверенность и ее маски.
  • Занятие 9. Смысл жизни – в ценностях?
  • Занятие 10. Дружба.
  • Занятие 11. Конфликт.
  • Занятие 12. Стресс.
  • Занятие 13. Страхи и фобии.
  • Занятие 14.Метод СДР (смотри, думай, решай).
  • Занятие 15. Психоактивные вещества – со мной или
    без меня?
  • Занятие 16. Мое будущее.

III блок. Заключительный.

  • Занятие 17. Обратная связь.
  • Повторная диагностика (по истечении 2-3
    недель).

Установочный этап.

  • установление контакта с подростком, побуждение
    желания взаимодействовать, снятие тревожности,
    повышение у подростка уверенности в себе;
  • формирование желания сотрудничать с психологом
    и что-то изменить в своей жизни, формирование
    психологом коррекционной программы, поиск
    способов решения проблемы.

Беседа-интервью с подростком, выявление
глубины проблемы.

Сбор информации об учащемся:

а) интервью с классным руководителем,
педагогами, родителями, одноклассниками;

б) просмотр классного журнала, тетрадей
учащегося;

в) наблюдение за учащимся на уроках и во
внеурочное время.

Диагностический этап.

  • диагностика особенностей развития личности;
  • выявление факторов риска;
  • формирование общей программы
    психокоррекционной работы.

Тест “Учебная мотивация” (автор
Г. Карпова).

Цель: выявление интересов подростка.

Тест WEIS (автор Г. Векслер).

Цель: определение уровня
интеллектуального развития учащегося.

Тест “СМОЛ” (для учащихся 14–16 лет).

Цель: выявление типа личности
подростка, его характерологических
особенностей.

Тест Шмишека (для учащихся 12–14 лет).

Цель: определение типа акцентуации
характера.

Тест “Анализ семейной тревоги”
(Э. Эйдемиллер).

Цель: определение уровня
эмоционального контакта подростка с членами
семьи.

Тест Семейная социограмма” (автор Э. Эйдемиллер).

Цель: выявление семейных
межличностных отношений.

Тест “К чему люди стремятся в жизни”.

Цель: измерение ценностной ориентации
подростка.

Тест “Агрессивность”.

Цель: определение эмоционального
состояния.

Цель: изучение степени адекватности
оценки подростком самого себя и самопринятии.

Социометрия (автор Д. Морено).

Цель: определение социометрического
статуса учащегося в учебном коллективе.

На этом этапе проводится совместно с
подростком анализ результатов диагностики. На
основе полученных данных строится дальнейшая
работа согласно цели и задач данных занятий.

  • гармонизация и оптимизация развития личности
    подростка;
  • переход от отрицательной фазы развития
    личности к положительной;
  • овладение способами взаимодействия с миром и
    самим собой.
  • Развитие у подростка “Я-концепции”.
  • Формирование жизненно важных мотивов
    (коммуникативных, профессиональных,
    познавательных, достижения и т.д.).
  • Развитие навыков самосознания, самоконтроля,
    саморегуляции.
  • Формирование стратегии преодоления трудностей
    и метода принятия решений (СДР).
  • Формирование объективных знаний о вредном
    воздействии психоактивных веществ на живой
    организм, развитие психологического иммунитета
    к психоактивным веществам.
  • Развитие целеполагания.

Занятие по теме

  • распечатка – памятка “Способы разрешения
    конфликта”;
  • карточки с ситуациями конфликта;
  • карточки с изображением солонки и стола, вилки и
    ложки, парты и пенала.

Шеренг о самочувствии, о настроении.

Инструкция: Подростку предлагается
двигаться с закрытыми глазами по комнате в такт
музыке, прислушиваясь к своим внутренним
переживаниям.

Основная часть.

Беседа с подростком по понятию “Конфликт”:

Как только человек начинает делать свои первые
шаги в мире людей, в его жизнь входят конфликты. Вспомни свои конфликты в раннем детстве, в данное
время дома или раньше в детском саду. Что
называют конфликтом? С чего он начинается? Конфликт
– это отношение между двумя или несколькими
людьми, при котором один из них, оба или несколько
чувствуют гнев и считают, что другая сторона
виновата в этом. Конфликт возникает тогда, когда
люди в некорректной форме передают друг другу
чувства. Каждый отстаивает свое мнение, не слушая
другого человека.

Задача: найти взаимопонимание. Конфликт возникает в том случае, когда задеты
чувства другого человека.

– Как разворачивается конфликт?

– К чему он может привести?

– Какое наблюдается поведение у людей в
конфликтной ситуации?

– Можно ли избежать конфликта?

Упражнение “Конфликт рук”

Инструкция: Подростку предлагается
закрыть глаза, сосредоточиться на своих руках и
вложить в них свою энергию. Ничего не говоря,
познакомившись с руками сидящего рядом человека,
побороться с ним, сначала шутя, а затем побить их,
вложив в них силу, помириться с помощью рук,
попрощавшись, открыть глаза.

– Расскажи, что происходило с тобой в разные
моменты “общения” с чужими руками.

– Что ты переживал в момент ссоры и борьбы? Ты
почувствовал его?

– Что хотелось сделать? Нравится ли тебе
конфликтовать с кем бы то ни было?

Упражнение “ В стране вещей”

Инструкция: Необходимо разобраться в
конфликтных ситуациях, мысленно принимая на себя
роль того или иного предмета (карточки: стол и
солонка, вилка и ложка, парта и пенал)

– В какой роли тебе было комфортнее? Почему?

Упражнение “Закончи предложение”

Вывод: Конфликты полезны, при умении
их конструктивно разрешать.

Читать также:  Как можно изменить шрифты? Загрузка бесплатного программного обеспечения

Беседа с подростком о том, умеет ли он разрешать
конфликт? Если да, какие способы он использует?

Разбор конфликтных ситуаций (по карточкам)

– Что нового ты узнал сегодня на занятии?

– Было ли оно полезным для тебя?

– Что ты понял, какие выводы смог сделать?

– Что ты будешь использовать в жизни из того,
что узнал сегодня? Есть ли такие моменты?

  • формирование понятия о стрессе, его причинах,
    способах борьбы с данным явлением;
  • выработка индивидуальной психотехники
    видоизменения, ослабления стрессовых
    переживаний.

Реквизит: бумажный стаканчик, бумага и
письменные принадлежности.

Шеренг о настроении.

Инструкция: Подростку предлагается
удобно расположиться в кресле. Отдавая себе
команды, следует сосредоточить внимание на
определенном участке своего тела, почувствовать
его тепло. Например, по команде “Тепло!” надо
сосредоточиться на своем теле, по команде
“Рука” – на правой руке, “Кисть!” – на кисти
правой руки, “Палец!” – на указательном пальце
правой руки и, наконец, по команде “Кончик
пальца!” – на кончике указательного пальца
правой руки. Команды самому себе следует
подавать с интервалами 10-12 секунд. Продолжительность упражнения 5 минут.

Инструкция: Психолог ставит на ладонь
мягкий одноразовый стаканчик и говорит:
“Представь, что этот стаканчик – сосуд для самых
твоих сокровенных чувств, желаний, мыслей. В него
ты можешь положить то, что для тебя действительно
важно и ценно, это и есть, то, что ты любишь и чем
очень дорожишь” На протяжении нескольких минут
в комнате царит молчание, и в неожиданный момент
психолог сминает этот стаканчик. Затем ведется
работа с эмоциональными реакциями, возникшими у
подростка. Важно обсудить, что почувствовал
подросток, и что ему хотелось сделать.

– Когда у человека могут возникнуть такие же
чувства?

– Кто ими управляет?

– Куда они деваются потом?

– То, что ты пережил сейчас – это реальный
стресс, это реальное напряжение, и то, как ты это
пережил, и есть твоя настоящая реакция на стресс,
реакция на проблемы, которые возникают у тебя, в
том числе и в общении с другими людьми.

– Психолог вводит понятия стадий стресса:
адаптация, истощение жизненной энергии –
внутренние (эмоциональное внутреннее состояние
– гнев, страх) и внешние стрессоры (холод, шум).

Упражнение “Жизнь и смерть”

Инструкция: Подростку предлагается 2
листа бумаги. На одном он пишет “жизнь”, на
другом “смерть”. Психолог предлагает подростку
подумать и определиться, кому из окружающих
людей он отдал бы свои листочки с данными
записями?

– Почему этому человеку ты отдал бы “жизнь”, а
этому – “смерть”?

– А почему теперь ты решил их оставить себе? Что
понял?

– Что ты почувствовал сейчас?

– Как ты понимаешь, что такое “позитивное”
мышление?

Оно необходимо человеку, чтобы управлять
стрессом. Как справиться со стрессом?

– Подростку предлагается овладеть
динамической медитацией (в 5 этапов) для
управления стрессом:

  • Встать прямо и максимально расслабить тело.
    Дыхание через нос как можно глубже. Не нужно
    работать как насос, дыхание должно быть
    хаотическим и достаточно быстрым.
    Концентрируйся на собственном дыхании. Тело при
    этом может начать двигаться – не мешай ему.
    Движения могут быть любыми.
  • Теперь ты должен стать “сумасшедшим”. Ты
    можешь делать все, что угодно – кричать, прыгать,
    трястись, танцевать, смеяться, плакать. Не
    контролируй себя! Наоборот, старайся усилить то,
    что тебе хочется сделать. Делай все как можно
    энергичнее, пытайся превратиться в сплошной
    сгусток энергии.
  • Встань прямо и подними руки вверх. Начинай
    выкрикивать звук “Ха”. При этом у тебя должно
    создаваться ощущение, что звук резко падает в низ
    живота. Во время крика старайся выплеснуть из
    себя все негативные эмоции, исторгнуть все, что
    мешает, исчерпать себя до дна. Делай это, как
    можно энергичнее.
  • Резко остановись. Замри в этом положении, в
    каком оказался. Сохраняй неподвижность.
    Прислушайся к тому, что происходит внутри тебя.
    Не старайся обнаружить в себе что-нибудь
    необычное, а просто стань сторонним
    наблюдателем.
  • Начни легко танцевать, кружиться, напевать.
    Почувствуй благодать и освобождение.

– Что полезного узнал сегодня?

– Какие выводы сделал?

– Что именно будешь использовать в жизни?

Данная работа написана на основании опыта
работы по психологическому сопровождению детей
с проблемами в развитии в дошкольном учреждении
МДОУ№2 “Метелица” г. Минусинска.

Необходимость поиска новых путей была
обусловлена тем, что в последнее десятилетие
остро обозначилась проблема существенного роста
детей с нарушениями в психическом и соматическом
развитии.

По данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся
детей условно являются здоровыми, остальные по
своему психофизиологическому состоянию либо
занимают краевое положение между здоровьем и
болезнью, либо страдают нарушениями
психического развития.

На фоне снижения рождаемости увеличивается
число детей с нарушениями психического развития.

По данным Госкомстата РФ число детей с
умственной отсталостью увеличилось на 18% с
задержкой психического развития — на 20%.

МДОУ №2 посещают дети со следующими
показателями в развитии:

  • дети с речевой патологией (общее недоразвитие
    речи) с проявлением нарушений во всех
    компонентах
  • дети с низким уровнем развития высших
    психических функций (зпр, ммд, сдгв)
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы
    (несформированностью навыков общения,
    агрессивные, конфликтные, замкнутые,
    инфантильные и т. д. )
  • дети с повышенной невротизацией: тики, энурез,
    заикание.

Особого внимания требуют дети с задержкой
психического развития. Они испытывают трудности
как когнитивной, так и в аффективной сферах.

По мнению Л. Выгодского аффект и дефект идут
вместе.

Наличие вех этих компонентов обусловлено не
только органическими и психоневрологическими
причинами, но и неблагополучие социального
фактора, прошлого опыта детей.

Психологическая адаптация детей с задержкой
психического развития представляет собой
проблему, актуальность которой обусловлена
сегодня традиционным запросом
психолого-педагогической практики.

Учитывая, что на сегодняшний день пока еще нет
разработанной целостной концепции
психологической помощи детям с проблемами в
развитии данный опыт будет полезен педагогам,
психологам и студентам педагогических вузов и
колледжей.

В работе с детьми с проблемами в развитии очень
важным является комплексный системный подход,
который включает в себя согласованную работу
всех специалистов дошкольного учреждения,
воспитателей и родителей детей.

При разработке практической помощи детям с
проблемами в развитии мы опирались на идеи Л. Выгодского, базирующиеся на оценке качественных
новообразований каждого возрастного периода,
что в итоге определило принципы научных
отечественных исследований.

Второе положение Л. Выгодского состоит в том,
что основные закономерности развития нормально
развивающегося ребенка сохраняют свою силу и при
аномальном развитии

Каковы же причины формирующие аномальное
развитие?

  • причины биологического характера,
    препятствующие нормальному и своевременному
    созреванию мозга;
  • общий дефицит общения с окружающими, вызывающий
    задержку в усвоении ребенком общественного
    опыта;
  • отсутствие полноценной соответствующей
    возрасту деятельности, дающей ребенку
    возможность посильного “присвоения”
    общественного опыта, своевременного
    формирования внутренних психических действий;
  • социальная депривация, припятсвующая
    своевременному психическому развитию.
Читать также:  Если я не могу установить программы, что мне делать?

В качестве основного фактора формирования ЗПР
в отечественной психологической литературе (М. Буянов, К. Лебединская) рассматривается
семейный фактор, по существу совмещающий
биологические и психологические детерминанты.

Задержка психического развития одна из
распространенных форм психических нарушений. ЗПР-особый тип психического развития ребенка,
характеризующийся незрелостью отдельных
психических и психомоторных функций или психики
в целом, формирующийся под влиянием
наследственных, социально-средовых и
психологических факторов.

В системе психологической помощи детям с
проблемами в развитии на первое место мы ставим
не дефект, а формирование и развитие целостной
личности ребенка, способной направить свои
усилия под руководством взрослых на компенсацию
нарушений и реализацию своих потенциальных
возможностей успешного вхождения в социальную
среду.

Работа по психологическому сопровождению
детей с проблемами в развитии началась в 1997 году
в МДОУ №2 “Метелица” г. Минусинска.

Был выделен круг целевых установок, на которые
следовало получить ожидаемые положительные
результаты:

  • получить достоверные данные о психическом
    развитии ребенка (психодиагностика)
  • разработать коррекционно-развивающую
    программу, обеспечивающую оптимальные условия
    развития ребенка.
  • обеспечить контроль за динамикой развития
    ребенка и оценку эффективности системы
    психологической помощи.

Задачей первого этапа являлось получение
достоверных сведений о психическом и
интеллектуальном развитии ребенка.

Для этого нами были составлены и апробированы
протоколы психодиагностического обследования
ребенка по возрастным группам: 3-4 года, 4,5-5,5 лет и
6-7 лет.

Протоколы включают в себя комплекс
апробированных валидных методик для данного
возраста. (см. Приложение №1)

Выдвигаем гипотезу о причинах нарушений в
развитии. Формируем психологический диагноз, на
основе которого разрабатываем рекомендации
психолого-педагогической помощи детям с
проблемами в развитии для педагогов и родителей.

Основой психологической помощи ребенку можно
считать психологическую коррекцию, т. направленное психологическое воздействие на
определенные психические структуры с целью
обеспечения полноценного развития и
функционирования индивида, а также компенсации
возможных дефектов.

Целью нашего коррекционного воздействия
явилось формирование навыков психологической
компенсации у детей.

В психокоррекционной работе мы опирались на
норму психического развития, которая позволяет
обосновать системный подход в практической
деятельности:

  • нейропсихологический (знание о функциональной
    организации мозга и основных принципах
    локализации функций)
  • общепсихологический (использование данных об
    основных закономерностях и механизмах
    функционирования внутреннего мира человека)
  • возрастно-психологический (позволяет
    конкретизировать общепсихологические данные)

“Любое отклонение от нормы в развитии
предполагает нарушение не только отдельной
функции. Полноценность ребенка снижается во всех
его жизненных проявлениях, в том числе и в
эмоциональной сфере, которая определяет
содержание мотивов деятельности и тем самым
регулирует его поведение” (К. Лебединская)

Поэтому коррекционная работа включает в себя
коррекцию не только познавательной сферы, но и
эмоционально-волевой.

Дети с проблемами в развитии подвержены
страхам, фрустрациям, они часто тревожны,
агрессивны, регидны, имеют низкую самооценку.

Для коррекции познавательной и эмоциональной
сферы нами была составлена программа для старших
дошкольников.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
НАРУШЕНИЯМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ (низкая успешность, страхи, тревожность)

Цель программы: помочь детям
преодолеть интеллектуальные и эмоциональные
трудности.

Предмет психокоррекции:
познавательная и эмоциональная сферы детей:

  • интеллектуальные нарушения
  • низкая познавательная активность
  • низкий уровень развития психических процессов
    (внимания, памяти, мышления, восприятия)
  • состояние психического дискомфорта
  • тревожность, страх

Объект психокоррекции: старшие
дошкольники с проблемами познавательной и
эмоциональной сферы.

  • Развитие познавательной сферы.
  • Снятие состояния психологического дискомфорта.
  • Коррекция тревожности и страхов.

Каждый блок состоит из пяти занятий,
продолжительностью 25-30 минут. Занятия проводятся
два раза в неделю и рассчитаны на два месяца.

Блок 1. Развитие познавательной сферы

Тема: Ориентировка в пространстве и во
времени.

Цель: Преодоление интеллектуальных
трудностей, развитие творческого потенциала.

Психогинастика: “Любопытная Варвара”

Игра “Путешествие по городу”

Упражнение “Слушаем тишину”

Тема: Логическое мышление.

Цель: развитие навыков анализа и
синтеза.

Приветствие: Здороваемся ладошками.

Психогимнастика: “На двери весит замок”

Игра “Разложи картинки по группам”

Задание: “Дорисуй, чтобы получилась
картинка”

Игра “Что к чему подходит”

Упражнение “Заряд бодрости”

Тема: В лабиринтах памяти.

Цель: Развивать память и мышление
детей.

Приветствие: “Добрый день тебе сказали”

Психогимнастика: пальчиковая гимнастика.

Упражнение “Назови Имя”

Игра “Подари подарок”

Игра “Что пропало”

Тема: Мир вокруг нас.

Цель: Расширение словарного запаса,
развитие внимания, восприятия.

Приветствие в образах сказочных героев

Задание “Нарисуй и зачеркни”

Игра “Слушай и исполняй”

Упражнение на релаксацию “Полет в небе”

Тема: “Поиск сокровищ”
(сюжетно-ролевая игра).

Цель: Развитие мышления, смекалки,
любознательности, умения работать в группе.

Найди ключ от сундучка

Преодоление препятствий: дорисуй фигуру,
составь до из спичек, найди выход из лабиринта

Открой замок в двери сокровищницы

Нахождение сокровищ, награждение победителей

Блок 2. Снятие состояния психического
дискомфорта

Снижение эмоционального напряжения

Создание положительного эмоционального
настроения и атмосферы “ безопасности” в
группе.

Перенос положительного опыта из группы в
реальную обстановку

Обучение приемам ауторелаксации.

Психомышечная тренировка.

Тема: “Обезьянки”.

Цель: Снятие психоэмоционального
напряжения.

Приветствие “Подари улыбку, загляни в глаза”

Психогимнастика “В зоопарке”

Игра “Назови мое Имя”

Этюды “Сердитый волк”, “Храбрый заяц”

Игра “Охотник и тень”

Релаксация “В лесу”

Тема: “Театр прикосновений”.

Цель: Снятие психических зажимов,
эмоционального напряжения.

Психогинастика “Котята отправляются
путешествовать”

Этюды “Жадный пес”, “Взял Егор в углу топор”

Игра “Торт” (телесная терапия)

Упражнение “Гора с плеч” (саморасслабление)

Игра “Театр прикосновений” (мышечное
расслабление)

Тема: “Магазин игрушек”.

Цель: Снятие эмоционального
напряжения, обучение приемам релаксации.

Беседа “Любимые игрушки”

Игра “Миша, проснись”

Игра “Волшебный мешочек”

Этюды “Заход солнышка”, “Тучка”,
“Ванька-Встанька”

Тема: “Игры гномиков”.

Цель: формировать приемы желательного
поведения, снизить психоэмоциональное
напряжение.

Психогинастика “Игры гномиков”

этюды на выражение эмоций удовольствия,
страха, испуга, веселья, грусти: “Грустный
дедушка”, “Сытый медвежонок”, “Испуганный
заяц”, “Новая кукла”

  • “улыбнись, как солнышко”, “как кот на
    солнышке”, нахмурься как тучка, рассерженный
    человек, злая волшебница;
  • устань: как папа после работы, человек,
    поднявший тяжелый груз.

Упражнение “Просыпайся третий глаз” (массаж)

Игра “Когда всем вело, а одному грустно”
(тренинг желательного поведения)

Тема: “Теремок”.

Цель: Снизить эмоциональное
напряжение детей, создать атмосферу
“безопасности” в группе.

Психогинастика “Танец зверей”

Этюды: “Мишка испугался”, “Радость после
грозы”

Пантомима “Кто в теремочке живет”

Ритуал прощания.

Блок 3. Коррекция тревожности и
страхов

Снижение эмоционального напряжения.

Уменьшение тревожности.

Снятие страхов.

Воспитание уверенности в себе.

Помочь справиться с негативными
переживаниями.

Тема: “Наши страхи”.

Цель: Помочь распознать свой страх и
уменьшить его.

Упражнение “Дружба начинается с улыбки”

Игра “Мышь и мышеловка”

Арттерапия “Нарисуй свой страх”

Тема: “Боязнь окружающего мира”.

Цель: Снять страх перед миром
взрослых, ускорить адаптацию к социуму.

Психогимнастика “Волк и семеро козлят

Этюды “Гроза”, “Крокодил”

Рисование “Кляксы”.

Гармоничный танец с завязанными глазами

Тема: “Я и другие”.

Цель: Помочь справиться с негативными
переживаниями, формировать уверенность в себе.

Приветствие “День наступает, природа
оживает

Упражнение “Сочини историю”

Упражнение “Победа над страхом”

Игра “Искупаемся в волнах”

Тема: “Я тебя больше не боюсь”.

Читать также:  Не запускается программа и не пишет ошибку

Цель: Снять страх, уменьшить
тревожность.

Приветствие “Волшебный клубочек”

Этюд “Остров плакс”, “Ночные страхи”

Игра “Поссорились два петушка”

Рисование на тему: “Я тебя больше не боюсь”
(беседа по рисункам)

Тема: “Фантастическая планета”.

Цель: Снизить уровень тревожности
детей.

Приветствие “Подари сердечко, скажи доброе
слово”

Коллективное рисование на тему:
“Фантастическая планета” (рисуем пальчиками)

Беседа по рисунку

Ретуал прощания “Энергетический круг”

Программа индивидуальных психологических
занятий «Шаг навстречу » разработана в
соответствии со специфическими особенностями
интеллектуальной и потребностно-мотивационных
сфер ребенка.

В наш бурный век отрицательных эмоций,
постоянных стрессовых ситуаций происходит
естественное нарушение баланса эмоционального
фона. Эмоциональный мир – основа всего, на нем
развиваются три компонента чувственного опыта
ребенка: эмоциональное, познавательное,
деятельностно- практическое.

Только согласованное функционирование,
единство эмоционального и интеллектуального
развития могут обеспечить успешное выполнение
любых форм деятельности.

Формирование “умных эмоций” и коррекцию
недостатков эмоциональной сферы необходимо
рассматривать в качестве одной из наиболее
важных, задач воспитания, развития ребенка.

С раннего возраста необходимо укреплять
психику ребенка, развивать не только его
мышление, но и эмоционально – волевую сферу,
снимать невротические реакции, нейтрализовать
страхи и эмоционально – отрицательные
переживания. Необходимо развивать комплекс
произвольности – умение контролировать себя
самостоятельно, быть внимательным, способным на
интеллектуальные усилия.

Сегодня у большинства младших школьников есть
проблемы, связанные со сферой личностных
образований, эмоционально-волевой сферой:
проявления агрессивности, у многих –
неуверенность в себе, неадекватная самооценка,
неумение адекватно общаться, пассивность или
импульсивность и многое другое.

Исследования отечественных психологов и
педагогов в области изучения психического
развития детей, имеющих проблемы, связанные со
сферой личностных образований,
эмоционально-волевой сферой показали ,что
отличают от их ровесников произвольность форм
поведения, повышенная конфликтность,
агрессивность, а также его поведение могут быть
расценены не просто как отставание в развитии, а
как качественно иной характер.

Он состоит в несформированности внутреннего
идеального плана, в связанности поведения с
конкретной ситуацией, недоразвитии внутренних
механизмов опосредования.

Анализ программ, предназначенных для развития
и коррекции эмоционально-волевой и
поведенческой сферы показывает, что большинство
из них используют элементы игротерапии,
сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики. Представленная программа составлена на
основании анализа подходов к развитию личности
детей.

Цель данной психологической программы –
развитие эмоционально-личностной сферы детей
младшего школьного возраста, а так же развития
системы личностных отношений на уровне базовых и
социальных эмоций.

В соответствии с этой целью формируются
следующие задачи:

  • снятие психоэмоционального напряжения,
    состояний агрессивности, тревожности
  • формирование умения осознавать, понимать и
    адекватно выражать свои эмоциональные
    переживания;
  • развитие чувства близости, доверия
    безопасности по отношению к другим людям;
  • формирование способности понимать
    эмоциональное состояние, переживания,
    личностные особенности другого человека;
  • развитие навыков совместной деятельности;
    умения сотрудничать со сверстниками,
    согласовывать собственное поведение с
    поведением других детей.

Младший школьный возраст является периодом
фактического складывания психологических
механизмов личности. Ребенок приобретает черты
большей индивидуальности в поведении, интересах,
ценностях, личностных особенностях. Особенности
эмоциональной сферы оказывают свое
непосредственное влияние на все сферы
деятельности ребенка. От того, на сколько он
умеет правильно понять эмоциональное состояние
окружающих людей и выразить свои эмоции, во
многом зависит успешность межличностных
отношений. Такие дети, как правило, не умеют
контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

данная программа индивидуальных
психологических занятий способствует
формированию у учащихся следующих умений и
навыков:

  • эмоционально-чувственное восприятие,
    сотрудничество;
  • чувство единства, умение действовать
    согласованно;
  • основные мыслительные операции (анализ,
    сравнение, обобщение, синтез, умение выделять
    существенные признаки и закономерности);
  • адекватное восприятие обучающимися
    действительности и самого себя;
  • адаптивность поведения обучающихся в
    соответствии с ролевыми ожиданиями других;
  • признание собственных ошибок, переживание
    чувства неловкости, вины за свое агрессивное
    поведение;
  • сочувствие другим, своим сверстникам, взрослым
    и живому миру;
  • самоконтроль, умение находить ошибки в работе и
    самостоятельно их исправлять;
  • работа самостоятельно в парах, в группах.
  • уровня развития памяти;
  • внимания;
  • мышления;
  • восприятия;
  • произвольной сферы;
  • интеллектуального развития;
  • воображения;
  • работоспособности;
  • речевой активности;
  • познавательной активности.

Методические рекомендации по реализации
программы:

Программа рассчитана на детей 7–12 лет и
включает в себя 18 занятий. Занятия проводятся в
форме мини-тренингов продолжительностью 20-30
минут, в рамках динамического часа.

Индивидуальные психологические занятия
проводятся с детьми , имеющими:

  • низкий и средний уровень развития социального
    интеллекта;
  • повышенный или высокий уровень личностной
    тревожности;
  • высокий уровень ситуативной тревожности в
    сфере межличностных отношений “ребенок –
    ребенок”;
  • нарушения развития системы личностных
    отношений на уровне базовых и социальных эмоций.

В отдельных случаях психологические
занятия могут проводится и в малых группах количество
детей в группе — от 3 до 5 человек. Как развивающая
программа может проводиться также со всеми
детьми 7-12 лет.

Содержание программы «Шаг навстречу «

Блок 1. Снятие состояния
эмоционального дискомфорта. Развитие социальных
эмоций

Задачи. Снизить эмоциональное напряжение;
создать положительное эмоциональное настроение
и атмосферу принятия каждого; развить
способности понимать эмоциональное состояние
другого и умение выразить свое.

Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия

Задачи. Помочь в преодолении негативных
переживаний и снятии страхов; уменьшить
тревожность; воспитать уверенность в себе;
снизить эмоциональное напряжение.

Блок 3. Снижение враждебности во
взаимоотношениях со сверстниками. Развитие
навыков общения

Задачи. Корректировать поведение с
помощью ролевых игр; формировать адекватные
формы поведения; учить осознавать свое
поведение; работать над выразительностью
движений; регулировать поведение в коллективе.

Структура занятия включает следующие элементы:
ритуал приветствия, разминку, основное
содержание, рефлексию, ритуал прощания.

Занятия строятся на материале, близком и
понятном детям, связанном с актуальными для них
проблемами.

На занятиях ребенок оказывается в атмосфере
принятия его другим, что позволяет испытать
состояние успеха, ощутить заинтересованность
других собственной личностью. Психологические
занятия по развитию общения со сверстниками
выполняют и компенсаторную функцию,
восстанавливая позитивную окрашенность
отношений детей с окружающим миром, снижается
тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает
жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.

Деятельное сопереживание обогащает личные
чувства. Поэтому “вкладывание себя в другого”
В. Сухомлинский рассматривал как важнейший
путь развития эмоциональной культуры. Холодное
сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств,
стремлений, идеалов. Таким образом, создаются условия для накопления
детьми эмоционально-образных представлений
среди себе равных. Без этого происходит атрофия
потребности в эмоциональном контакте с другими,
что самым отрицательным образом сказывается на
развитии гуманистических качеств растущей
личности.

Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы
осуждение недостатков шло в большей мере со
стороны его самого, а утверждение веры в
положительное начало его личности — со стороны
окружающих. Якобсон указывал, что “основная. психологическая особенность этической
регуляции связана с тем, что. образ себя как
некоторой целостности, соответствующей
положительному эталону, является центральным
психологическим образованием”.

Тематическое планирование индивидуальных
психологических занятий с детьми младшего
школьного возраста по нормализации
эмоционального самочувствия и развитию общения
в группе сверстников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *