Программа развития детского сада

Ольга Тимофеева
Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования дошкольных образовательных организаций

Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования дошкольных образовательных организаций.

Тимофеева Ольга Дмитриевна.

Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» также гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Проблемы дошкольных образовательных организаций на современном этапе.

Несмотря на установленные законном гарантии, в условиях современного общества, дошкольные образовательные организации имеют целый спектр остро стоящих проблем.

Прежде всего это связано с улучшением демографической ситуации в стране (в том числе и мерами государственной поддержки, направленных на увеличение рождаемости, и как следствие, рост спроса на места в ДОО. В крупных городах России отмечается явный дефицит дошкольных образовательных учреждений. Мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. А значит задача доступности дошкольного образования для всех слоев населения остается актуальной.

Следующая проблема тесно связана с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Для успешной интеграции нового подхода в образовательную среду и повышения качества дошкольного образования необходимо наличие высококвалифицированных педагогических кадров. Следовательно, возникает необходимость в подготовке, либо переподготовке, повышения квалификации сотрудников образовательных организаций, что требует дополнительного финансирования.

В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. «Дети с особыми образовательными потребностями» не должны быть изолированы в социуме, отсюда необходимость внедрения и развития инклюзивного образования.

Изменение социокультурной среды современного общества — это поликультурность, многонациональность, полиэтничность, повлекла за собой необходимость в построении поликультурной образовательной среды ДОО, создание мультикультурного образовательного пространства. То есть, необходимо искать новые технологии воспитания и развития детей, в том числе и у детей, недостаточно владеющих русским языком.

Новые социально-экономические условия требуют поиска новых форм, организации дошкольного образования, а соответственно, и разработки нового механизма финансирования системы. Финансирование дошкольных образовательных учреждений также является одной из важных проблем.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Для выполнения данных задач, а так же решения существующих проблем в области дошкольного образования, обозначения направления и основных перспектив совершенствования в Российской Федерации утверждена Государственная программа «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 и рассчитанную на срок 2018 — 2025 гг.

Одним из ключевых направлений принятой программы является подпрограмма «Содействие развитию дошкольного и общего образования». Данная подпрограмма содержит пути решений ряда проблем дошкольных образовательных организации обозначает дальнейшие перспективы развития, отображенных в соответствующих мероприятиях.

В частности, мероприятие «Содействие развитию дошкольного образования». Направлена на сохранение 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет; доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающие дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования). А также ставит целью сохранение средней заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций на уровне средней заработной платы в сфере общего образования соответствующего региона.

Предполагает установить численность воспитанников государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, приходящихся на одного педагогического работника:

в 2018 году — 11,8 человека;

в 2019 году — 12 человек;

в 2020 году — 12 человек.

Мероприятие «Развитие кадрового потенциала системы дошкольного и общего образования» включает в себя разработку и реализацию комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленной в том числе на овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в срок 2018 — 2020 годы.

Мероприятие «Развитие инфраструктуры системы дошкольного и общего образования» подразумевает актуализацию требований санитарных и строительных норм, пожарной безопасности и иных требований к инфраструктуре образовательных организаций с учетом современных условий технологической среды образования, образовательного процесса в срок 2018 — 2020 годы.

Таким образом, исходя из принятой программы «Развития образования», можно выделить положительные перспективы развития, касающиеся комплектации дошкольных образовательных организаций, повышение уровня квалификации педагогических кадров, а также отдельных аспектов связанных с финансированием системы дошкольного образования.

Мало решёнными остаются проблемы, связанные с интеграцией инклюзивного образования и организации программ работы для «детей с особыми образовательными потребностями».

Список использованных источников.

1) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12. 1993).

2) Постановление Правительства РФ от 26. 2017 N 1642 (ред. от 30. 2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»».

3) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 2012 N 273-ФЗ.

4) Лашкова Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2013.

-№ S6. — С. 21- 25.

5) Савицкая Е. Некоторые итоги исследования системы детского дошкольного образования//Вопросы образования, 2004, № 4.

6) www. consultant. ru/

галина дмитриева
Проблемы и перспективы развития современного дошкольного образования

«Проблемы и перспективы развития современного дошкольного образования»В современном российском обществе, равно как практически и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. При этом подобные проблемы имеют не только технический, технологический или финансово-экономический характер, но, скорее, характер сущностный, связанный с объективной необходимостью поиска новых путей и средств организации диалога между поколениями, передачи накопленного культурно-исторического опыта, всестороннего совершенствования и развития человеческого потенциала каждой страны и каждого народа. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

На современном этапе модернизация российского образования и повышение качества его рассматриваются в неразрывной связи c решением воспитательных задач, с созданием условий для наиболее полной и гармоничной реализации человеческого потенциала, с реализацией принципа гуманизма. При этом, основной целью образования, согласно Закону РФ «Об образовании», является становление личности, уважающей права и свободы других граждан.

За последние 10 лет дошкольное воспитание прошло сложный путь встраивания в новые реалии, что значительно расширило диапазон ответственности дошкольных учреждений, который направлен в первую очередь на предоставление качественных образовательных услуг. Дошкольное образование в контексте ФГОС, прописывается как уровень общего образования на котором закладываются основы социальной личности в системе образования в целом.

ФГОС дошкольного образования устанавливает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, прежде всего к психолого-педагогическим и кадровым. Ключевым фактором успешной реализации данного Стандарта по-прежнему является педагог.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам, становится умение учиться.

От педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Выходом из сложившейся ситуации может стать профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность. Главная цель которого, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Читать также:  Программа по кодам ошибок obd

Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Новое видение качества образования, должно позволить педагогам в дальнейшем смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные наработки теории и практики дошкольного воспитания, и внести изменения в воспитательно-образовательный процесс.

Но поскольку современное качество дошкольного образования неразрывно связано с кадровой обеспеченностью дошкольных образовательных учреждений, вспоминается лозунг 30-х годов 20 века «Кадры решают всё!» — он сейчас как никогда актуален. Именно педагогам – практикам предстоит совершить переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному.

Сегодня основной целью работы с педагогами является повышение их профессиональной компетентности и эффективное методическое сопровождение в условиях введения и последующей реализации ФГОС дошкольного образования.

Для осуществления этой задачи, руководителю нужно совершенствовать кадровую политику, проводить комплекс мероприятий по оптимизации качества образования.

Сегодня управлять — не значит отдавать директивные указания. Нужно менять стратегию и отношение к кадровому ресурсу, оказывать поддержку работникам, приглашая специалистов для оказания психологической профилактики эмоционального выгорания, проводить деловые игры, а также научно-методическое просвещение (на специально организованных дискуссионных клубах, круглых столах, семинарах-практикумах) и др.

Создавать школы молодых педагогов для успешной адаптации и закреплении молодых кадров не только внутри учреждения, но и на уровне района.

Необходимо возродить традицию наставничества с целью формирования в ДОУ кадрового ядра.

А так же применять разные современные формы стратегического маркетинга полезные для руководителя и эффективные для коллектива, которые будут способствовать созданию мотивационной готовности к новым требованиям.

В последняя время в условиях ДОУ для педагогов проводятся консультации и педагогические советы, направленные на улучшение качества образования. Основным вопросом в современных реалиях становиться внедрение ФГОС.

Образовательные стандарты, как мы видим, являются обязательными требованиями, что ставит перед учреждениями определенные задачи направленные на обеспечение условия для внедрения ФГОС.

Чтобы завтра быть готовым к работе по ФГОС, сегодня необходимо провести целый комплекс мероприятий:

Привести в соответствие нормативно-правовые документы.

Проанализировать оптимальное распределение кадрового ресурса внутри ДОУ, определить наиболее эффективное использование потенциала старших воспитателей, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, для повышения качества образования в сети в целом.

Провести оценку готовности ДОУ к новым требованиям современной системы образования.

И только тогда, в рамках модернизации системы образования, современный педагог сможет создать условия для выявления и развития полноценного личностного ресурса каждого ребенка, используя системно-деятельностный подход, что позволит научить ребенка умению видеть задачу с разных сторон, анализировать множество решений, из единого целого выделять составляющие, и не просто вооружить его знаниями, а сформировать умение и желание учиться всю жизнь.

Педагогу чтобы вписаться в современный ритм, нужно непрерывно заниматься саморазвитием, это на сегодняшний день одно из требований Федеральных государственных образовательных стандартов.

Ситуация в сфере дошкольного образования качественно меняется, большинство педагогов за последние несколько лет освоили инновационные программы в рамках курсовой подготовки.

С целью формирования и развития у педагогов навыков инновационной и поисково-экспериментальной работы регулярно организовываются семинары, семинары-практикумы, круглые столы, мастер классы.

Активировалось участие педагогов в профессиональных конкурсах и в городских мероприятиях.

Важная роль в развитии инициативы педагогических работников отводится руководителю, как заинтересованному лицу в повышении качества образования своего учреждения.

Если педагог сам не успешен и не видит перспектив развития и собственного роста, то и воспитанник будет следовать его примеру.

Подробнее хочу остановиться на развитии взаимодействия и участия родителей (законных представителей) непосредственного включения в образовательную деятельность.

Родители теперь гораздо требовательнее, и мы не должны отставать от современной действительности.

Работа с семьей – это, пожалуй, самая ответственная сторона организации образовательного процесса. В современных условиях детского сада без поддержки и взаимопонимания не обойтись.

Одна из особенностей управления современным детским садом заключается в том, что руководитель ДОУ просто вынужден привлекать к решению проблем учреждения различные социальные институты: родителей, общественность, — иначе не справится с количеством задач по организации функционирования современного образовательного учреждения

Но на вопрос работы с родителями, нельзя смотреть однобоко, так как кроме улучшения материально-технических условий, родители являются первыми педагогами для своих детей и в этом аспекте мы видим наши партнерские начала во взаимоотношениях ДОУ и семьи. В том числе совместном создании «Программы развития».

Как мы сегодня уже понимаем, чтобы родители воспринимали образование не только как готовый продукт, а разделяли ответственность в вопросах воспитания детей, необходимо их активное включение в разработку Программы развития. Сами же требования к программе развития должны быть направлены на удовлетворение запроса от трех субъектов образовательного процесса – ребенка, педагога и родителей.

Таким образом, подготовка ДОУ к переходу на ФГОС ДО влечет за собой существенные изменения в образовательную практику ДОУ.

Анна Шорина
Программа развития ДОУ: назначение, свойства (принципы), структура, требования к составлению.

Программа развития ДОУ : назначение, свойства (принципы, структура, требования к составлению.

Программа развития является обязательным документом при переходе ДОУ к новому виду. Поэтому ее можно рассматривать как модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющую:

— исходное состояние ДОУ;

— образ желаемого будущего (концепция ДОУ);

— последовательность действий по переводу ДОУ от настоящего к будущему.

Такая модель позволяет руководителю знать, какой конечный результат должен быть получен к конкретному времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. Программа развития дошкольного учреждения должна отвечать следующим качествам.

Актуальность – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада.

Прогнозируемость – свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т. способность программы соответствовать изменяющимся требованиями и условиям, в которых она будет реализовываться.

Рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат.

Реалистичность – свойство программы обеспечивать соответствие между желаемым и возможным.

Целостность — свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимого для достижения цели, а также согласованность между ними.

Контролируемость — свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели для проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.

Чувствительность к сбоям — свойство программы своевременно обнаруживать отклонения от реального положения дел, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. При этом, чем выше чувствительность к сбоям, тем более детализирована программа.

При аттестации и аккредитации ДОУ программа развития является обязательным документом.

Структура каждого раздела программы :

Информация – справка о ДОУ

При составлении информационной справки о дошкольном учреждении необходимо помнить, что она представляет:

— анализ достигнутого (коллективу следует подвести некоторые итоги, взглянуть на себя как бы со стороны, это важный инструмент воспитания педколлектива;

— информацию для учредителей, экспертной комиссии по аттестации или оценке представляемого проекта программы развития;

— рекламный материал для родителей, населения микрорайона, жителей города, т. нынешних и будущих клиентов; сейчас каждая уважающая себя фирма имеет рекламу, и образовательное учреждение в условиях возрастающей конкуренции не должно этими требованиями пренебрегать.

Читать также:  Какие проблемы возникают при обновлении программного обеспечения Unity, и как можно ускорить процесс создания игры?

Чем тщательнее подготовлен информационный материал, тем успешнее будет проведен проблемный анализ состояния дошкольного учреждения.

Проблемный анализ состояния воспитательно-образовательного

процесса по всем линиям развития (физическое воспитанье и здоровье, речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально-нравственное развитие).

В этом разделе выделяются положительный опыт и нерешенные проблемы по каждому направлению, конкретизируются задачи, которые необходимо решить. Обязательно анализируется состояние воспитания в группах раннего возраста и дается характеристика уровня развития будущих первоклассников.

Опытные заведующие сопровождают текст различными сравнительными таблицами, схемами, графиками, материалами опроса родителей и сотрудников.

Добротная информационная справка экономит заведующему время в течение всего года, так как служит основной для составления самых разных справок и отчетов.

Всякая программа развития дошкольного учреждения ориентирована на решение одной главной проблемы – повышение качества обучения и воспитания. Но следует решать эту задачу не абстрактно, а конкретно, представляя ее в виде связанных между собой задач.

Анализ образовательной ситуации по конечным результатам за 1 – 2 года включает:

— уровень здоровья и здорового образа жизни, воспитания и обучения дошкольников в соответствии с государственными стандартами;

— готовность детей к школе.

Важно проанализировать научно – методическое обеспечение развивающегося учебно–воспитательного процесса и профессиональную компетенцию педагогов. Продолжая анализ проблем, необходимо дать конкретные ответы на вопрос: «Из-за каких недостатков воспитательно-образовательного процесса существует расхождение между требованиями и результатами и социальным заказом?»

Завершая анализ, целесообразно выделить перечень тех недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.

III. Концепция и стратегия развития ДОУ

Концепция – понимание, система, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов. В этом разделе важно четко сформулировать вид и характер будущего детского сада, к которому стремится педагогический коллектив; обозначить цели и задачи обновления содержания воспитательно-образовательного процесса с опорой на нормативно-правовые документы; выработать стратегию реализации поставленных целей.

При формировании концепции развития ДОУ необходимо прежде всего определить, на реализацию какой части социального заказа к дошкольному образованию он будет сориентирован. Окончательный, правильный, выбор можно сделать, после коллективного поиска новых идей, способов решения выявленных проблем, изучения регулярно пополняемого педагогами «банка идей», опыта коллег, разработок ученых и т. Это может быть коррекционно-диагностический центр на базе детского сада компенсирующего вида, имеющего большой опыт работы по развитию и восстановлению физических и психических функций организма, сумевшего создать комплекс лечебно-оздоровительной помощи для детей или Центр развития ребенка. Он создается на базе детского сада общеразвивающего вида, имеющего хорошие результаты в интеллектуальном развитии детей, в их организации обучения по новым технологиям, поддерживает постоянную связь со школой и анализирует процесс адаптации к ней своих воспитанников.

Концепция развития ДОУ должна состоять из двух частей.

Характер будущего дошкольного учреждения, где дается:

— структура нового и модернизированного воспитательно-образовательного учреждения;

— новые или модернизированные программы;

— новые подходы, способы, схемы, организации учебно-воспитательного процесса;

— описание новых технологий, методик обучения, воспитания и развития детей;

— характеристика дополнительных услуг.

Проект новой системы управления. Он создается на основе уже полностью разработанного проекта нового (модернизированного) учреждения и содержит:

— новую или модифицированную организационную структуру системы управления, где показаны все субъекты управления;

— новый или обновленный, обязательно соответствующий новому объекту управления перечень всех персональных и коллективных органов управления;

— новые методы управления.

Большую помощь в поиске идей для формирования концепции развития детского сада могут оказать справочники, энциклопедии, словари. Существует педагогическая литература, которая содержит систематизированный свод по педагогике, народному образованию и смешанным дисциплинам, в сжатом виде раскрывает общую теорию педагогики, ее историю, отдельные дисциплины, включает описание систем и состояния образования в разных странах. В них можно найти идеи обновления.

План действий.

План действий пишется на каждый этап отдельно и может оформляться в виде таблицы, где указываются мероприятия, сроки их проведения, ответственный исполнитель, используемые средства для получения результата. По окончании срока обозначенного этапа дается краткий анализ выполнения, и затем составляется план действий на следующий этап.

Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен быть полным, целостным, скоординированным и сбалансированным по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, но прежде всего по финансовым).

Целесообразно представить план в табличной форме (см. табл.

ционные Кадровые Научно-

технические Финансовые Мотива-

1 2 3 4 5 6 7 8

Обеспечение финансовых условий — это не деньги, которые нужны для финансирования задачи, а действия, которые нужно совершить, чтобы это финансирование иметь. Обеспечение мотивационных условий — это действия, призванные сформировать заинтересованность исполнителей в решении задачи.

Обеспечение нормативно-правовых условий — это подготовка документов регламентирующего характера (положений, уставов, решений, приказов и т. После заполнения табл. 1 все включенные в нее действия переносятся в табл. 2 и согласуются по срокам.

Направления и задачи (Что) Действия (мероприятия) (Как) Место проведения

(Где) Сроки проведения

начало и конец

(Кто) Объем финансирования

Всякое планируемое действие должно быть соотнесено с имеющимися ресурсами. Если для решения задачи необходимо специальное финансирование, нужно определить его размеры и источники. Когда средств не хватает, то нужно либо искать источники дополнительного финансирования, либо откорректировать программу развития, т. отказаться от части задач или сократить их объем.

Для подготовки программы создается рабочая группа (авторский коллектив) из числа педагогов детского сада, которая привлекает к подготовке программы других педагогов, родителей, ученых.

Программу нельзя списать, ее должны разрабатывать те, кто будет реализовывать. Если к составлению программы рабочей группой не привлечен весь педколлектив, то ее реализация обречена на провал, так как педагоги не считают программу своей, она им чужда и потому цели программы недостижимы.

Вот как участвовал в подготовке программы педколлектив одного из детских садов г. Москвы. Сначала в методкабинете появилась выставка достижений соседних садов, затем последовало приглашение педагогам принять участие в «круглом столе» «Завтрашний день нашего детского сада». Вопросы к обсуждению были следующими:

Чем наш детский сад привлекает родителей?

Что в работе детсада вам не нравится?

Какие идеи вы можете привнести в копилку размышлений о нашем будущем?

Что необходимо изменить в нашей работе в первую очередь?

Через несколько дней состоялось обсуждение этих и возникших по ходу дискуссии других вопросов. Наиболее интересные предложения вошли в коллективный банк идей по развитию детсада. Была сформирована рабочая группа из инициативных педагогов, методиста, психолога, заведующей, для разработки перспективных идей и составления программы.

Группа собиралась три раза в неделю и работала по схеме: обсуждение 1—2 вопросов, выработка единого мнения, формулирование задания каждому члену группы к следующей встрече, обсуждение проекта программы на заседании совета педагогов, доработка проекта с учетом замечаний, представление проекта плана развития детсада учредителям для экспертной оценки.

Белая К. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. — М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96с. – (Библиотека руководителя ДОУ)

Детский сад: книга для заведующих / В. Изгаршева, Т. Сафонова, Е. Лебедева и др. ; Под. ред. Тарасовой. – 3-3 изд. , перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1982. – 256 с. , ил.

Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. Васильева, Л. Бахтурина, И. Кобитина. – 3-е издание, дораб. – М. : Просвещение, 1990. – 143с.

Третьякова П. , Белая К. Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам. Издание третье, перераб. и доп. / Библиотека руководителя ДОУ. – М. : Издательство УЦ «Перспектива», 2010. – 312с.

Читать также:  Программа запуска игры the sims 3 при запуске произошла ошибка

В

обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу дошкольной образовательной организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а также структурировать дальнейшие действия по её модернизации. Выбор наиболее значимых проблем, а также определение временных ориентиров для реализации поставленных целей и задач является базовым для разработки программы развития образовательной организации.

Ключевые слова:

программа развития дошкольной образовательной организации, стратегическое развитие дошкольных образовательных организаций, инновационный менеджмент.

To ensure the effective implementation of the strategic principles of national significance to the work of the preschool educational organizations play a major role in the development of DOE, which allows to assess the current state of the system and structure of the further actions for its modernization. The choice of the most significant problems, as well as the definition of time targets for the implementation of the goals and objectives is the basic for the development of the program of development of the educational organization.

Keywords:

program of development of preschool educational organizations, strategic development of preschool educational organizations, innovative management.

Модернизация системы дошкольного образования является приоритетным направлением современных образовательных стратегий, поскольку ставит своей целью обновление содержания в одной из самых значимых сфер образования. Появление актуальных современных вызовам потребностей подразумевает трансформацию системы дошкольного образования для обеспечения конкурентоспособности современной системы, способствующей воспитания социально ответственного гражданина и повышению качества образования. Новые федеральные образовательные стандарты меняют приоритеты развития общества и способствуют обновлению всей системы. Ряд исследователей в области теории управленческих компетенций, таких как, Н. Каратаева, Т. Патрахина, Б. Райзберг, Е. Чертоляс, Э. Шаймиева, придерживаются принципа обновления содержания образования согласно требованиям современного времени, что влечёт за собой повышение ответственности дошкольной образовательной организации перед обществом, поскольку результат обучения и воспитания ребёнка дошкольного возраста влияет не только на адаптацию в социуме, но и в целом на успех его дальнейшего развития.

В обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а также структурировать дальнейшие действия по её модернизации. Выбор наиболее значимых проблем, а также определение временных ориентиров для реализации поставленных целей и задач является базовым для разработки программы развития образовательной организации. Основные временные рамки реализации данного проекта традиционно включают в себя пятилетний период.

Высокая значимость разработки и реализации программы развития дошкольного образовательного учреждения для социума в период обновления всех систем его жизнедеятельности обосновывает

актуальность

представленного исследования, где наиболее острой проблемой является переход на качественно новый уровень функционирования системы. Не меньшего внимания заслуживает потребность в расширении ресурсного обеспечения реализации программы развития ДОО в соответствии с современными потребностями, в том числе в аспекте обновления понимания эффективности управленческих компетенций

Объектом данного исследования

явилось стратегическое развитие дошкольных образовательных организаций.

Предмет исследования

: программа развития дошкольной образовательной организации.

Целью

данной работы стала рассмотрение основных положений к разработке программы развития дошкольной образовательной организации.

В соответствии с обозначенной целью определены следующие

задачи:

  • определить наиболее важные задачи программы развития дошкольной образовательной организации;
  • представить структурные компоненты программы развития дошкольной образовательной организации;
  • обозначить основные этапы разработки программы развития ДОУ.

Одной из самых приоритетных целей модернизации образования в России является сегодня обновление содержания и технологий его внедрения в системе дошкольного образования. Во многих аспектах прослеживается серьёзная необходимость переформатирования всей системы дошкольного образования из режима функционирования в режим развития, где стабильная работа образовательных учреждений, характеризующаяся способностью воспроизводить эффективные решения и активно использовать их на практике, постепенно заменяется новыми качествами системы, устремлённой к инновационным изменениям.

Управление развитием образовательного учреждения занимается определением перспектив развития и экспертизой разработанных проектов и программ.

Одним из самых значимых документов для организации, двигающейся в сторону инновационного развития, выступает программа развития образовательного учреждения. Базовое для данного исследования определение программы, трактует её с позиции совместной деятельности людей, нацеленной на переход от настоящего к будущему, согласно желаемому образу. Модельный образ будущего, заложенный в программе развития учреждения, позволяет организации чувствовать себя уверенно, понимая, к какому результату она стремится, сколько времени потребуется на его достижения, какие действия должны быть предприняты работниками данной организации для осуществления задуманного, а также адекватно распределить функциональные обязанности и проследить за выполнением принятых решений.

Таким образом, формируется ясное понимание, что и как должно быть сделано руководителем и коллективом сотрудников для достижения поставленной цели, которая определяет в свою очередь ряд частных задач приоритетного значения.

Возникающие проблемы в процессе реализации данных задач влекут за собой множество неизбежных эффектов отрицательного характера, которые мешают эффективному развёртыванию всей программы.

Предпринятые попытки решения обозначенных задач, в том числе неудачные, позволяют продвинуться по пути достижения намеченной цели, а также способствуют развитию управленческих компетенций и навыков разработки программ, поскольку заставляют рефлексировать управленческий опыт с позиции желаемого будущего и путей, ведущих к нему.

Программа развития — это сложное средство управления, которое должно обладать определенными качествами (согласно концепции управления развитием организации И. Дроздова):

  • «актуальность — ориентация на решение наиболее значимых проблем для будущей системы дошкольного воспитания, конкретного детского сада;
  • прогностичность — отражение в целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т. е. способность программы подстраиваться к изменяющимся условиям и стандартам, по которых она будет реализовываться;
  • рациональность — определение определённых целей и способов их достижения, которые позволяют получить максимально значимый результат.
  • реалистичность — обеспечение соответствие между желаемым и возможным;
  • целостность — реализация всех действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями;

Программа развития дошкольной образовательной организации может разрабатываться по разным технологиям, но в каждой должны быть отражены структурные компоненты:

– информация о ДОУ;

– проблемный анализ уровня работы учреждения;

– концептуальное видение будущего организации;

– стратегические ориентиры развития организации, способствующие переходу к новому состоянию всей системы;

– целеполагание для эффективной реализации миссии организации,

– пятилетнее планирование.

Таким образом, мы рассмотрели

основные положения к разработке программы развития дошкольной образовательной организации и определили наиболее важные задачи программы развития дошкольной образовательной организации, представили структурные компоненты программы развития дошкольной образовательной организации, обозначили основные этапы разработки программы развития ДОУ.

  • Гужов В. В. Формирование инновационной стратегии развития образовательного учреждения // ТДР. 2013. № 6.
  • Каратаева Н. А. Теоретические основы дошкольного образования. Региональные образовательные программы: учебное пособие для среднего профессионального образования / Каратаева Н. А., О. В. Крежевских. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 118 с.
  • Лотова И. П. Оценка эффективности деятельности ДОО как составляющая социального управления / Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 4. С. 14–30.
  • Моисеев А. М. Обеспечение качества стратегического управления современной общеобразовательной организацией // Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 3(63). С. 178- 191.
  • Нухова А. А. Подходы к разработке программы развития дошкольного учреждения / Актуальные вопросы современной науки 2013. № 27. С.160–172.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, программа развития, разработка программы развития, дошкольное образование, образовательная организация, стратегическое развитие, дальнейшее развитие, дошкольное образовательное учреждение, значительная роль, национальное значение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *