Рейтинг программ для ноутбука для диагностики автомобилей
Полноценная эксплуатация современных автомобилей невозможна без регулярной диагностики. Подобные услуги доступны на всех станциях технического обслуживания, но их стоимость иногда доходит до половины средней зарплаты. Учитывая этот фактор, простой анализ можно проводить своими руками, применяя программы для диагностики автомобилей для ноутбука.
Как это работает?
Система OBD является отдельным видом диагностики с использованием компьютерной техники. Это одно из обязательных международных требований, введенных в 1991 г. для контроля количества выбросов. Спустя несколько лет было введено второе поколение системы OBD-II. Оно повлекло за собой установку стандартов соединительных протоколов в ЭБУ для производителей автомобилей.
Порты OBD зачастую расположены возле рулевых колонок. Они применяются для подключения электронных устройств с целью анализа данных с бортового компьютера. Кроме базовой информации, многие производители автомобилей имеют данные на конкретные модели. Чтобы получить нужные показатели параметров, используют профильный сканер.
Система управления работой двигателя состоит из множества компонентов: реле, датчиков, а также ряда других систем и механизмов. Они предназначены для нормальной работы электронных блоков управления, которые выполняют несколько задач:
- Подсчет воздушных потоков и передача нужной информации на устройство;
- Корректировка информации на основе полученных данных, их обработка и внесение изменений в базу;
- Управление различными параметрами двигателя;
- Регулирование положения дроссельных заслонок.
Что можно проверить с помощью автодиагностики
Основными задачами автомобильного анализа являются обнаружение и получение кода ошибки. Получить информацию о наличии поломки можно после сравнения заводских параметров с данными, которые были получены во время диагностики авто. Производители забивают информацию в базы данных ЭБУ для дальнейшего считывания.
При расхождении реальных значений с указанными параметрами возникает ошибка в виде кода. Благодаря автодиагностике можно проверить любые параметры в работе двигателя.
Для проверки электронного блока управления при помощи компьютера или ноутбука нужно определенное оборудование. Основными компонентами, используемыми при диагностике, являются:
- Сканер;
- Программное обеспечение;
- Адаптеры;
- Персональный компьютер или ноутбук.
Получение информации с ЭБУ происходит с помощью адаптера. Он выполняет следующие функции:
- Считывание кода неполадки;
- Устранение ошибок;
- Подключение к ноутбуку с установленным программным обеспечением;
- Просмотр параметров двигателя в режиме реального времени.
Существует 3 типа адаптеров, которые используются для выполнения разных задач. К ним относятся:
- Любительские. Сканеры этого типа применяются обычными автолюбителями, которые проводят автодиагностику самостоятельно. Устройства основаны на микропроцессоре ELM 327. Они самостоятельно устраняют ошибки при загорании Check Engine.
- Мультимарочные. Они универсальны, поскольку могут использоваться для диагностики разных марок автомобилей. Адаптеры обнаруживают общие коды неисправностей DTC, указывают на локализацию поломки, а также дают рекомендации по исправлению. Эти устройства предназначены для работы с ПК или смартфонами.
- Дилерские. Подобное оборудование установлено в дилерских автоцентрах. Его также покупают для конкретной модели авто. Данные адаптеры достаточно дорогие, но их преимущество заключается в возможности проведения диагностики грузового автотранспорта.
Наиболее популярными среди автолюбителей являются любительские адаптеры на базе процессора ELM 327. Помимо основного функционала, они способны:
- Считывать и перезапускать тормозную систему AntiLock, подушки безопасности и ABS;
- Определять параметры VIN у авто, получать данные о двигателе и КПП;
- Сканировать датчики в движении в удобное для владельца автомобиля время;
- Обновляться в онлайн-режиме благодаря технической поддержке;
- Сохранять нужные данные для дальнейшего применения;
- Удалять ненужную информацию.
Большинство видов современного автотранспорта управляется при помощи бортовых компьютеров. Для их настройки и дальнейшего анализа состояния машины нужно обращаться в СТО или сервисные центры. Но подобный фронт работ может провести даже неопытный владелец. Для этого можно применять программы для диагностики автомобиля через ноутбук. Среди лучшего софта стоит выделить:
- Scanmaster.
- ScanDoc.
- DashCommand.
- Motordata OBD.
- OBD Car Doctor.
Подбор софта проводился на основании его возможностей и универсальности. Помимо того, что перечисленные программы работают с операционной системой Windows, они подходят для устройств с Android и iOS.
OBD Car Doctor
Программное обеспечение OBD Car Doctor может распознавать все наиболее частые ошибки в работе двигателя, оценивать его состояние и устранять неполадки. Информация передается пользователю аналоговым или цифровым методом в режиме реального времени. Это позволяет выполнять анализ одновременно с ремонтом оборудования.
Motordata OBD
Это одна из лучших программ для диагностики автомобилей на данный момент. Она поддерживает русский язык, бесплатна и подключается с помощью адаптера ELM 327. В Motordata OBD можно анализировать коды ошибок, удалять лишнюю информацию, а также контролировать выходные параметры в цифровом или аналоговом виде. Это дает возможность проводить диагностику вместе с отладкой оборудования. Одним из главных плюсов программного обеспечения является совместимость с дешевой китайской продукцией модели K Line OBD2.
В этом диагностическом софте есть данные, которые необходимы для расшифровки показателей работы 70 универсальных индикаторов с приборной панели и информации об ошибках. Для выполнения детальной диагностики предусмотрено наличие платных расширений. Они учитывают особенности конкретных моделей автомобилей. Благодаря этому можно получить более точные данные для анализа и повысить срок безаварийной эксплуатации двигателя.
DashCommand
Эта программа подходит для девайсов на ОС Android, iOS, Windows. Подключить ее можно адаптером ELM 327. Данные о работе оборудования транслируются в цифровой или аналоговой форме. Параметры считываются, а затем подаются на монитор.
Помимо работы с датчиками, предоставляется функционал маршрутного компьютера, что дает возможность просматривать статистику поездок и заправок.
ScanDoc
Эта хорошая программа для диагностики автомобилей, которая используется при анализе двигателей разных производителей. Также есть узкопрофильные версии, созданные под отдельные модели автотранспорта.
Scanmaster
Софт подходит для работы со всеми устройствами на базе ОС Windows, Android, iOS. Он переведен на русский язык, а также имеет наиболее полный набор функций для детального анализа работы авто.
При установке программы можно получить информацию о VIN-коде машины. Данные о параметрах, запрашиваемых для анализа с помощью сканера, расположены в папке PID Configuration. В ней красным цветом отмечаются те показатели, которые не были получены ввиду отсутствия датчика.
Софт обладает широким функционалом, поэтому неопытным пользователям нужно изучить нюансы работы с ПО заранее.
Программа Scanmaster контролирует работу электронных блоков, делает запросы в нужные датчики и получает информацию аналоговым или цифровым методом.
Это программное обеспечение для ноутбука позволяет посмотреть ошибки в автомобильном оборудовании и устранить их. Однако в настройки Scanmaster не стоит вмешиваться. Лучше доверить это специалистам сервисных центров или станций технического обслуживания.
Самостоятельный анализ работы авто компьютерными программами не составит огромного труда даже неопытным пользователям. Это сохранит деньги, а также научиться чувствовать свою машину и вовремя устранять неполадки.
Любой автомобиль, оснащенный электронным блоком управления (ЭБУ), имеет в своей конструкции специальный порт OBD-II (OBD-2, OBD2) для подключения диагностического сканера (тестера), использующийся для считывания технических данных различных систем авто. В качестве таких сканеров нередко применяются устройства, подключающиеся к компьютеру через USB или RS-232 порт. И для отображения данных с этих устройств требуется специальное программное обеспечение, т.е. программы для адаптеров OBD-II.
OBD-II и ELM 327
В поисках программ для адаптеров OBD-II нередко попадаются приложения для ELM327 и наоборот. Причем на одном сайте в описании указано, что программа для OBD-II, а на другом, что она же — для ELM327. На самом деле, речь идет об одном и том же.
OBD-II — это именно сам диагностический разъем в автомобиле для подключения тестера. А ELM327 — это специальная микросхема, служащая для преобразования сигнала с порта OBD-II в сигнал, понятный компьютеру. Некоторые устройства считывания данных с электронного блока управления состоят исключительно из микросхемы ELM327 (если не считать USB/RS-232-порт и/или беспроводной Bluetooth/Wi-Fi-передатчика). Поэтому программы, отображающие информацию с этих устройств, и называются программами для адаптеров ELM327. И, наверное, именно так их и правильно называть, ведь сигнал в компьютер не передается от ЭБУ автомобиля напрямую, а предварительно конвертируется адаптером.
Программы для адаптеров OBD-II под мобильные устройства
Возможно, для кого-то станет приятной находкой тот факт, что компьютерную диагностику автомобиля можно выполнять и без компьютера — достаточно иметь смартфон под управлением iOS или Android (впрочем, современный смартфон — это практически персональный компьютер). Существует целый ряд программ для работы с ЭБУ авто, созданные специально для мобильных устройств. Есть и универсальные (мультиплатформенные) приложения, которые работают и на компьютере под управлением Windows (и не только), и на Android/iOS-девайсах.
Т.к. наш обзор посвящен программам для Windows, мы не будем подробно описывать мобильные приложения для адаптеров OBD-II, а лишь вкратце приведем их названия в конце статьи. Кроме того, среди выбранных нами программ для ПК присутствуют и мультиплатформенные — об этом упомянуто в их описании.
OpenDiag
— программа для диагностики электронных блоков управления преимущественно отечественных марок автомобилей. Утилита имеет две редакции — платную и бесплатную с урезанным функционалом. Интерфейс программы выполнен на русском языке. Для работы достаточно любого компьютера под управлением Windows XP или выше.
При помощи программы OpenDiag можно считать данные с диагностических адаптеров ELM327, но не только. Также утилита поддерживает обмен данными с K-line, CAN и различными разновидностями J2534-адаптеров. Работа с CAN и J2534 возможна только из платной версии OpenDiag.
Приложение OpenDiag успешно считывает информацию с электронных блоков трех марок отечественных автомобилей:
- ВАЗ. Поддерживается порядка 19 моделей электронных блоков, используемых в автомобилях ВАЗ. В их число входят различные модели ЭБУ Итэлма, Январь, Bosch, EMS, Микас, Автэл.
- ГАЗ и УАЗ. Порядка 14 моделей электронных блоков Bosch и Микас.
Кроме того, при помощи OpenDiag также диагностируются противоугонные системы, модули электропакетов, рулевые электроусилители, подушки безопасности, антиблокировочные системы, системы климат контроля, автоматические коробки передач и другое дополнительное оборудование авто (преимущественно марок ВАЗ).
Среди программных пользовательских функций OpenDiag отметим:
- Возможность подключения дополнительных модулей для считывания и обработки данных ЭБУ иномарок (Renault и Hyundai).
- Возможность настройки и сохранения собственных наборов диагностических параметров.
- Возможность импорта, экспорта и редактирования файлов допуска параметров.
- Построение графиков, считывание ошибок и сервисных записей с выводом всего перечисленного на печать.
- Запись идентификаторов электронных блоков управления, активация регистратора, сохранение графиков в памяти с предварительной настройкой буфера обмена для их хранения и другие возможности.
Помимо Windows, программа OpenDiag также доступна для смартфонов под управлением Android. Бесплатная версия OpenDiag не поддерживает некоторые модели блоков управления и дополнительного электронного оборудования автомобилей. Также недоступны почти все пользовательские функции, кроме (и те с ограничениями) настройки и сохранения наборов параметров и сохранения графиков в памяти.
Полнофункциональная версия приложения OpenDiag на момент написания обзора имела стоимость в 4950 руб. (без учета возможной надбавки официальными дилерами).
FORScan
— а эта программа специализируется на проведении компьютерной диагностики иномарок Ford, Mazda, Lincoln и Mercury, и только при наличии у пользователя OBD2-RS232 адаптера типа ELM327 или J2534 Pass-Thru совместимого. Программа поддерживается 32-бит/64-бит ОС Windows 2000 или выше. Для подключения к адаптерам можно использовать RS232 или USB-порт, а также Bluetooth/Wi-Fi-соединение.
По заявлению разработчиков, программа FORScan позволяет производить более глубокий анализ автомобилей марок Ford, Mazda, Lincoln и Mercury, чем иные подобные утилиты (за исключением тех, что поставляются в дилерские центры самими производителями данных марок авто). При помощи FORScan возможно:
- Считывание полной информации о конфигурации бортовой сети авто.
- Получение текущих (в режиме реального времени) и/или сохраненных в памяти электронных блоков управления показаний датчиков модулей.
- Проведение разнообразных диагностических тестов и выполнение сервисных процедур.
- Считывание стандартных диагностических кодов ошибок (DTC) и их расшифровка (представление пользователю в виде понятного описания).
- Полный сброс диагностических ошибок DTC.
- Считывание идентификаторов параметров OBD-II PID (Parameter Identification) — стандартных и специфических (добавленных производителями Ford, Mazda, Lincoln и Mercury).
- Наличие программного осциллографа для наглядного отображения переменных показаний с датчиков в режиме реального времени.
FORScan — мультиплатформенная программа, доступная для операционных систем Windows, Android, iOS. Как и в случае с ПК-версией, существуют платные и бесплатные редакции мобильных приложений FORScan. Бесплатная версия FORScan полностью функциональна, за исключением некоторых сервисных функций.
Покупку приложения FORScan можно оформить по подписке на 1 год, 3 года или 5 лет (342/684/1027 руб., соответственно). Также имеется возможность приобретения бессрочной лицензии стоимостью 1712 руб. Все цены даны на момент написания обзора с учетом 20% НДС.
KWP_D
— бесплатная утилита для адаптеров OBD-II, служащая для проведения диагностики отечественных автомобилей ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Приложением поддерживаются только те модели авто, которые оснащены системами управления впрыском топлива на базе контроллеров МИКАС 10.3/11 Евро 2/11 Евро 3, Bosch M7.9.7 Евро 2/M7.9.7 Евро 3 или их модификаций. KWP_D подходит для компьютеров под управлением Windows 98 или выше, интерфейс выполнен на русском языке.
Утилита KWP_D служит не только считывать различные данные (диагностировать) с ЭБУ, но и управлять некоторыми механизмами автомобилей поддерживаемых марок и моделей, а также изменять некоторые параметры электронных систем управления двигателем. В список диагностических функций входят:
- Отображение текущих (в режиме реального времени) параметров электронных/механических модулей авто в виде числовых значений и графиков.
- Считывание диагностических кодов ошибок (DTC).
- Отображение статистики по пропускам зажигания и просмотр сервисных записей.
Из программы KWP_D имеется возможность управления такими электромеханическими модулями автомобилей ВАЗ, ГАЗ и УАЗ, как:
- Форсунки и катушки.
- Вентиляторы охлаждения.
- Бензонасос.
- Кондиционер.
- Стартер.
- Впускной клапан.
- Лампа неисправности.
И последнее — при помощи утилиты KWP_D пользователь сможет вручную редактировать следующие параметры электронных систем управления двигателем:
- SSM/UFRXX (текущее/желаемое положение РХХ — регулятора холодного хода).
- TATE/ADS (параметры клапана продувки адсорбера).
- UOZ (угол опережения зажигания).
- EGR (параметры системы рециркуляции выхлопных газов).
ScanMaster-ELM
— одна из немногих программ, подходящих для проведения компьютерной диагностики практически всех марок и моделей автомобилей, оснащенных разъемом OBD-II. Это разработка немецких программистов из WGSoft — компании, специализирующейся на написании автоматизированного диагностического программного обеспечения для автомобилей и мотоциклов. К сожалению, программа ScanMaster-ELM не бесплатна, и не имеет поддержки русского языка (но ее популярность в России велика, потому любителями были разработаны русификаторы, хотя и не совсем полные).
Разработчики ScanMaster-ELM описывают свой продукт следующим образом: «Любые электронные модули автомобилей, поддерживающие OBD-II (т.е. обменивающиеся техническим данными с ЭБУ), автоматически распознаются программой, и могут быть диагностированы». И речь идет не только о двигателях, а также о трансмиссиях, автоматических коробках передач, тормозных системах и других электронных и электромеханических компонентах авто.
ScanMaster-ELM предоставляет полный функционал при работе с ELM237-адаптерами, обеспечивая пользователей следующими возможностями:
- Поддержка всех типов адаптеров ELM237 — RS232, USB, Bluetooth и WLAN, работающих с использованием протоколов K-Line, KWP2000, J1850 VPW/PWM и 4 разновидности CAN (11/250, 11/500, 29/250 и 29/500).
- Считывание текущих параметров систем управления с последующим представлением получаемых в режиме реального времени потоковых данных в виде таблиц и графиков.
- Получение сохраненных ЭБУ параметров на момент возникновения ошибок.
- Получение хранящихся в памяти ЭБУ кодов неисправностей и их подробное описание.
- Стирание из памяти ЭБУ кодов неисправностей, копий текущих параметров систем, результатов, полученных в ходе тестирования датчиков.
- Считывание и вывод на экран результатов тестирования кислородных датчиков.
- Просмотр результатов тестирования систем, отвечающих за контроль катализатора, рециркуляции выхлопных газов и вентиляции топливного бака.
- Запуск внутренних диагностических тестов состава топливно-воздушной смеси, пропусков зажигания, компонентов, влияющих на работу выхлопной системы, с возможностью просмотра результатов в режиме реального времени.
- Управление всеми бортовыми системами, управляющимися ЭБУ.
- Получение VIN-кодов и калибровочных данных диагностируемого автомобиля.
- Просмотр кодов ошибок, которые были удалены ранее.
- Визуализация на компьютере информации с приборной доски автомобиля (тахометр, спидометр, термометр и т.д.).
- Получение данных в режиме реального времени абсолютного давления во впускном коллекторе, массового расхода топлива и др. систем.
- Тестирование (замер) мощности двигателя с предварительно заданными параметрами авто (вплоть до размеров шин и веса водителя с пассажирами) и коробки передач во всех режимах работы (номеров передачи).
- Возможность настройки собственных таблиц конфигурации (наборов параметров PID) и многое другое.
В качестве бонуса в программе ScanMaster-ELM предусмотрены специальные режимы диагностики автомобилей Opel и Alfa.
Программа ScanMaster-ELM доступна для смартфонов под управлением iOS (платная) и Android (бесплатная, но с урезанным функционалом). На момент написания обзора сость одной лицензионной копии программы ScanMaster-ELM составляла €75.
ScanXL
— еще одна профессиональная программа для адаптеров ELM327, имеющая высокую популярность среди отечественных автомастерских. Основная причина этого — поддержка широкого спектра автомобилей, начиная с 1996 года выпуска, в т.ч. и отечественных марок. Программа ScanXL распространяется платно, не поддерживает русского языка (но в сети имеются довольно неплохие любительские русификаторы). Для использования приложения подойдет любой компьютер под управлением Windows XP или выше.
Как и в случае с ScanMaster-ELM, программ ScanXL является универсальным программным обеспечением для OBD-II адаптеров, поддерживающих протоколы ELM327, J1850 PWM/VPW, KWP2000 и CAN (4 разновидности). Утилита также способна считывать параметры (сохраненные и в режиме реального времени) любых электромеханических узлов автомобиля, поддерживающих управление от ЭБУ.
Отметим следующие ключевые функции ScanXL:
- Чтение и удаление (в т.ч. тех, что еще не были просмотрены владельцем авто) кодов неисправности.
- Отображение сохраненных иди текущих (в режиме реального времени) данных с датчиков.
- Чтение истории стоп-кадров.
- Отображение расположения лямбда-зонда и результатов его диагностики.
- Мониторинг пропусков зажигания, параметров топливной системы, катализатора, системы EVAP, климат-контроля, системы EGR и многих других компонентов.
- Получение мощностных и скоростных характеристик автомобиля на основе вносимых пользователем параметров авто.
- Визуализация данных с приборной панели, а также параметров работы двигателя и коробки передач, уровней и статистики расхода топлива, и многое другое.
- Возможность написания в самой программе и импорта PID-скриптов, благодаря которым пользователь может автоматизировать диагностику автомобилей конкретных марок и моделей.
- Возможность импорта внешних плагинов, расширяющих функционал программы (к примеру, можно добавить плагин для работы с конкретной маркой авто).
- Возможность создания собственных наборов графиков визуализации.
- Создание собственных профилей с настройками под конкретные автомобили с возможностью быстрого переключения между ними (созданными профилями).
Таким образом, ScanXL — программа, рассчитанная, скорее, на профессиональное использование в автомастерских.
Существует две версии программы ScanXL — Standard и Professional. На момент написания обзора их стоимость составляла $124.95 и $199.95, соответственно. Также имеется возможность приобретения плагинов для автомобилей Ford, GM и Mazda, каждый из которых продается разработчиками программы по $99.95.
Программы для адаптеров OBD-II для мобильных устройств
Как и обещали ранее, приводим список популярных мобильных приложений для считывания данных из ЭБУ автомобилей:
- Torque считается самой распространенной программой для компьютерной диагностики автомобилей для мобильных устройств под управлением iOS и Android. Приложение платное, но имеется и бесплатная версия с урезанным функционалом.
- Car Gauge и Car Diagnostic. Бесплатная и платная (соответственно) версия программы для адаптеров ELM237 с возможностью подключения модулей (только в платной версии) для диагностики автомобилей Ford, Nissan, GM, Toyota и KIA. Доступная для Android-девайсов.
- Car Doctor. Простая бесплатная программа для Android, позволяющая считывать ошибки и параметры работы систем автомобиля, поддерживающих ODB-II.
- CVTz50 — приложение для мониторинга автомобилей (преимущественно с вариаторами).
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Любой хоть сколько-нибудь современный автомобиль оснащён бортовой электроникой, которая отслеживает состояние и динамику функциональных модулей машины и процессов, происходящих в них. Достаточно новые модели имеют собственное программное обеспечение для диагностики состояния авто. Но чаще автомобилистам по целому ряду причин сподручнее использовать универсальные адаптеры и современное ПО.
Редакция журнала Expertology представляет вам обзор самых популярных программных пакетов для диагностики автомобилей. Наши специалисты рекомендовали те приложения, которые предназначены для работы в связке с адаптерами на базе чипа ELM327 – самого популярного и универсального решения для самостоятельной оперативной диагностики в «домашних» условиях.
Что собой представляют программы для диагностики автомобилей
Для начала проясним некоторые базовые моменты насчёт доступных массовому потребителю средств диагностики автомобилей и других видов наземного транспорта.
Что такое адаптер для диагностики автомобилей, и почему ELM327 – лучший
В обзоре речь пойдёт о программах для диагностики, но мы не можем не упомянуть, что одной только программы и её носителя (компьютер или смартфон) мало. Между бортовой электроникой автомобиля и вашим гаджетом с диагностическим ПО должен быть ещё некий посредник, который превратит сухие цифры, полученные от датчиков в удобоваримый для аналитических программ вид.
Таким посредником выступает специальное компактное устройство – адаптер, который подключается к электронному блоку управления (ЭБУ) авто. Специалисты подчёркивают некоторые нюансы терминологии. Так, адаптер и сканер – это разные вещи, хотя на многих торговых площадках они все могут находиться в одном разделе. По факту же разница существенная, так как адаптеры только считывают и переводят данные на понятный внешнему устройству язык, а сканеры – это устройства более высокого профессионального порядка, которые по определению обладают более широким потенциалом, но ещё и умеют перепрошивать бортовую электронику.
Теперь насчёт ELM327. Это микросхема, разработанная компанией Elm Electronics для единой цели – преобразования внутренних протоколов бортовой электроники автомобиля в стандартизированный протокол передачи данных RS-232. Именно этот протокол уже понимают и расшифровывают сервисные программные продукты.
ELM327 – это только микросхема, и адаптеры на её основе производят многие компании. Примерно по такому же принципу производятся современные видеокарты: процессор берётся у AMD или nVidia, а конечный продукт уже производит кто угодно.
Адаптеры на базе ELM327 на сегодняшний день самые универсальные в сочетании с достаточной для оперативной диагностики информативностью. Именно в этом секрет их популярности. Можно сколько угодно раз пересаживаться на другие автомобили, как новые, так и не очень, без необходимости менять адаптер и ПО для диагностики.
Какие бывают программы для диагностики автомобилей
И вот, если у вас уже есть подходящий адаптер, можно начинать думать о выборе конкретного программного продукта для диагностики. Собственно, здесь действуют точно те же принципы, что и в отношении любого другого приложения. Так, диагностические программы бывают платные и бесплатные, широкого профиля и узкоспециализированные, универсальные и «заточенные» под определённого производителя.
В нашем обзоре мы будем рассматривать по возможности только универсальные продукты, ориентированные на наиболее широкую аудиторию. Все представленные приложения за редкими исключениями – коммерческие, то есть, платные. Но практически каждый предлагает ограниченный бесплатный доступ, который даст представление о программе и поможет сделать осознанный выбор. Мы же, в свою очередь, приоткроем для вас завесу платного функционала чтобы полностью исключить вероятность разочарования.
Рейтинг лучших программ для диагностики автомобилей
Номинация
место
наименование
Рейтинг
Лучшие Программы диагностики автомобилей для ноутбуков
1
PROScan (TOAD)
5.0
2
ScanDoc
4.9
3
OpenDiag
4.8
4
ScanMaster ELM
4.7
Лучшие Программы диагностики автомобилей для смартфонов
1
Motordata OBD
5.0
2
OBD CAR DOCTOR
4.9
3
eZway
4.8
4
Torque
4.7
5
Car Gauge
4.6
6
Dash Command
4.5
Программы диагностики автомобилей для ноутбуков
В первой подборке обзора мы представим вашему вниманию диагностические программы для автомобилей, предназначенные для установки на стационарные операционные системы. Как правило, в этом случае для диагностики используется ноутбук. Некоторые из перечисленных программ имеют и мобильные версии, это мы отдельно укажем.
PROScan (TOAD)
Начнём с программы, которая впервые в своей первой версии вышла на рынок в теперь уже далёком 2003 году – PROScan. Тогда существовала единственная версия – для ПК и ноутбуков на ОС семейства Windows, а версий для смартфонов не было из-за отсутствия самих смартфонов в природе. Всё это время PROScan непрерывно развивалась, а в 2015 году её выкупила специализированная компания, и программа вошла в комплексный программный пакет Total Car Diagnostics (TOAD).
Программа совместима с любыми адаптерами на базе микросхемы ELM327, пользуется популярностью за удобный и интуитивно понятный интерфейс, информативность, точные инструкции и методы диагностики. Она хорошо проверена временем и обладает внушительной базой собственных наработок и данных, накопленных за 17 лет существования.
Многие обзорщики в Сети особо подчёркивают преимущество PROScan, которое выражается в способности синхронизировать работу и тестировать все датчики прямо в движении на скоростях до 100км/ч. Действительно, у PROScan эта функция реализована едва ли не лучшим образом, если сравнивать с другими программами. Однако, специалисты Expertology предлагают не упускать из вида и другие, не менее важные стороны функционала ProScan.
Старые версии PROScan всё ещё можно найти в Сети, и они умеют довольно многое. Например, анализировать, рассчитывать и моментально отображать в режиме реального времени топливную эффективность даже с прикидкой стоимости поездки. Также программа корректно оценивает мощность и крутящий момент, составляя параллельно доступную инфографику, вычисляет статистику производительности, проводит разностороннюю диагностику датчиков кислорода и многое другое. На основе полученных данных PROScan генерирует диагностические отчёты.
Гораздо больший интерес представляет современная «инкарнация» PROScan в виде вышеупомянутого пакета Total Car Diagnostics (TOAD). Здесь значительно расширен функционал по части проведения самых разноплановых и в том числе узкоспециализированных тестов с наглядной демонстрацией. Добавлена возможность беспроводной связи с адаптером.
Несмотря на всю информативность программы, основная претензия пользователей – излишняя «заумность». Пользоваться программой легко и просто, но обилие цифр в результатах тестов и минимум прямых рекомендаций или выводов – это преимущество для профи. Обычным же владельцам автомобилей всё-таки нужно присмотреть что-то попроще.
Достоинства
- простой и понятный интерфейс;
- удобство пользования;
- стабильность и безотказность;
- точные и корректные инструкции и методы диагностики;
- красивая и наглядная инфографика;
- беспроводная связь с адаптером в последних версиях (TOAD).
Недостатки
- много сухих цифр, мало рекомендаций;
- нет официальной русской версии.
Второй в нашем обзоре программный продукт – в некоторой степени полная противоположность предыдущего. Это отечественная разработка, и особенность его в том, что сама программа является хоть и важным, но лишь функциональным довеском к основному продукту – адаптеру ScanDoc Compact J2534 на базе ELM327. Это же и является ключевым недостатком программы – она может работать только с родным адаптером.
Тем не менее, в покупке такого комплекта определённо есть смысл, особенно, если речь идёт о диагностике детища российского автопрома. И тем более, что сам адаптер позволяет использовать в связке с ним ПО сторонних разработчиков.
Программная часть ScanDoc мультимарочная, но в арсенале разработчика имеются также более специализированные сборки, адаптированные под определённого производителя. Программа работает в среде операционных систем семейства Windows, имеет вполне доступный и понятный интерфейс на русском языке.
Самая информативная часть программы – блок ошибок. Именно там аккумулируется информация о сбоях, предостережения, рекомендации и показатели датчиков в момент обнаружения сбоя.
Данные с проблемных участков поступают через штатный адаптер исключительно оперативно, так что при малейших неисправностях программа тут же оповестит владельца авто. Программа также имеет официальный доступ к обширной интерактивной системе по ремонту и диагностике Motordata.
По состоянию на начало 2020 года уже существует мультиплатформенная онлайн-версия ScanDoc с обновлённым интерфейсом и добавлением некоторых новых функций. Пока ScanDoc.online работает в режиме бета-тестирования.
- удобный и понятный интерфейс;
- информативность;
- постоянные обновления и улучшения;
- стабильная и безотказная работа;
- есть мультиплатформенная онлайн-версия;
- беспроводная связь с адаптером;
- доступ к системе Motordata.
Третьим номером в обзоре лучших программ для диагностики автомобилей на ПК рассмотрим ещё один российский продукт с особенной специализацией. Программа OpenDiag была создана в 2010 году и разработана изначально для диагностики отечественных автомобилей.
За 10 лет развития проект OpenDiag значительно развился, и сейчас уже может обеспечить диагностирование ЭБУ автомобилей всего семейства ВАЗ, а также поддерживает многие ЭБУ автомобильных марок ГАЗ, УАЗ и ЗАЗ. Появилось также полноценное мобильное приложение, и проект продолжает активно развиваться.
Текущая версия OpenDiag работает не только с адаптерами на основе микросхемы ELM327, но также и через адаптеры типа K-line и J2534. Последний поддерживает только коммерческая версия программы.
Самые широкие возможности диагностики OpenDiag демонстрирует по отношению к модельному ряду LADA: система управления двигателем, штатные противоугонные системы, электроусилители руля, модули электропакета, антиблокировочные системы, подушки безопасности, отопление и климат-контроль, АКПП, блок управления стеклоочистителями.
Для отечественных автомобилей других марок функционал пока ограничен взаимодействием с системами управления двигателем и антиблокировочными системами. Но, как уже говорилось, программа постоянно совершенствуется разработчиками и расширяет функционал.
При подключении через обычный адаптер K-line будет вполне достаточно функционала ограниченной бесплатной версии OpenDiagFree. Но сам этот тип подключения имеет серьёзные ограничения по сравнению с гораздо более совершенными адаптерами на базе ELM327, и для полноценной работы через него уже потребуется платная коммерческая версия OpenDiag.
Основные функции программы включают: индикацию параметров двигателя в реальном времени; отображение и сброс ошибок ЭБУ (тушит индикатор Check Engine на приборной панели); корректировку ряда показателей, таких как идентификационный номер, холостые обороты и прочее; формирование инфографики по результатам сканирования параметров работы устройств и механизмов.
Основная претензия пользователей к программе – состояние «хронического бетатестирования». Хотя каждая новая сборка не позиционируется как «бета», но ошибки и недочёты обнаруживаются пользователями регулярно. Благо, разработчик на них сравнительно оперативно реагирует.
- доступность в освоении и пользовании;
- изначальная ориентация на отечественный автопром;
- большое русскоязычное сообщество пользователей;
- отзывчивая техподдержка;
- есть мобильная версия.
- только отечественный автопром;
- «хроническое бетатестирование».
ScanMaster ELM
Завершает подборку лучших программ для диагностики автомобилей на ПК по версии Expertology уже зарубежный мультимарочный продукт, который заслужил заметную популярность у российских автомобилистов не только за впечатляющий функционал, но также за наличие нормальной официальной русской версии.
Программа подключается к бортовой электронике через OBD2-адаптер на базе микросхемы ELM327. Диагностика всех систем автомобиля может осуществляться разносторонне – для этого предусмотрены целых 10 режимов: вывод показателей на виртуальные мониторы в реальном времени; вывод кодов ошибок; замороженный кадр в момент обнаружения поломки; данные периодически и постоянно тестируемых мониторов; устранение неполадки и прочее.
Вся информация, а её программа собирает и обрабатывает в очень большом объёме и предельно подробно, собирается и сортируется по вкладках, подобно веб-браузеру. Самих вкладок тоже довольно много, они складываются в несколько «этажей».
Углубляться в подробности функционала ScanMaster ELM в рамках данного обзора мы не будем ввиду его огромных масштабов. Скажем только, что программа позволяет собрать и отследить предельно точную, достоверную и оперативную информацию о состоянии систем автомобиля, а также проработать порядок действий для устранения неполадок.
Функционал ScanMaster ELM высоко оценят профи, но он определённо будет избыточным для простого автомобилиста, не особо искушённого в тонкостях функционирования всех систем современного автомобиля. Для полноценного использования программы нужен определённый набор базовых знаний, и вероятнее всего, этот продукт придётся некоторое время изучать и осваивать.
В арсенале разработчика имеется упрощенная версия ScanMaster Lite, предназначенная для установки на мобильные гаджеты под управлением ОС Android.
- множество режимов, настроек и способов диагностики;
- профессиональный уровень;
- корректная и стабильная работа;
- наглядная инфографика;
- подробные отчёты;
- демонстрация динамики многих параметров в реальном времени;
- есть официальная русская версия.
Программы диагностики автомобилей для смартфонов
Вторая подборка программ для диагностики автомобилей в специальном обзоре журнала Expertology более обширная, чем предыдущая, поскольку посвящена более востребованному типу программ. Это мобильные приложения, которыми пользоваться проще, удобнее и по большей части понятнее, чем большими программными комплексами для настольных ПК. Зачастую мобильные программы диагностики менее информативные, но нужно понимать, что для оперативного экспресс-теста в любых условиях функционал вроде ScanMaster ELM будет попросту избыточным, а наглядность и простота мобильных версий привлекает гораздо большую аудиторию пользователей.
Начнём с одного из самых примечательных отечественных программных продуктов в сфере диагностики транспортных средств. Motordata OBD – это разработка АО «Легион-Автодата». Работа над Motordata OBD началась в 2007 году, в 2009-м система была запущена в опытную эксплуатацию, и спустя всего три года в 2012 году число поддерживаемых марок автомобилей в системе превысило 400. Ещё через четыре года система успешно вышла на международный рынок в мультиязычной версии.
Главный продукт компании-разработчика – это всё-таки не мобильное приложение, а большой программный комплекс для ПК — MotorData Professional. Но в предыдущей подборке мы его даже не рассматривали, так как это программный пакет действительно профессиональный и никак не для домашнего использования. Другое дело – его мобильная версия.
Motordata OBD для Android работает по протоколам EOBD, JOBD и самому распространённому — OBD2. Его основная задача, как и любой другой подобной программы – идентифицировать и расшифровать коды ошибок, полученные от бортовой электроники автомобиля, обнаружить причину неполадки, по возможности помочь её устранить и после успешного ремонта погасить индикатор Check Engine.
Мобильная Motordata OBD поддерживает впечатляющее число моделей автомобилей, которое исчисляется многими сотнями. Это практически весь рынок США, начиная с 1996 года; рынок Японии с 2002 года, плюс некоторые модели с 1998-го; европейский рынок с бензиновыми двигателями с 2001 года и с дизельными – с 2004-го.
Перечислим несколько основных возможностей мобильной Motordata OBD. Программа умеет считывать и удалять коды неполадок и данные Freeze Frame; формировать графики динамики смены параметров разных систем в реальном времени; записывать логи и отсылать в службу техподдержки; мгновенно реагировать на серьёзные неполадки и информировать автовладельца. С адаптером ELM327 приложение может связываться по беспроводной связи Wi-Fi или Bluetooth.
Всё перечисленное – это лишь часть и поверхностный взгляд на возможности Motordata OBD. Кроме этого, программа имеет ещё и собственную огромную базу знаний, включая обширный справочник кодов неисправностей.
Базовая бесплатная версия может оказаться достаточной для многих задач. Если же окажутся необходимы ещё какие-либо специальные функции, они могут быть доступны в любом из многочисленных плагинов. Те уже предоставляются на коммерческой основе, но сделаны на таком же профессиональном уровне и определённо стоят своих денег.
- широкий функционал;
- огромная справочная база;
- поддержка сотен моделей автомобилей, включая довольно старые;
- множество специализированных плагинов;
- беспроводная связь с контроллером по Wi-Fi или Bluetooth;
- профессиональная техподдержка;
- русский интерфейс.
Вторым пунктом в подборке лучших мобильных приложений для диагностики автомобилей по версии Expertology проанализируем ещё один интересный российский проект — OBD Car Doctor. Это один из самых «идейных» стартапов в этой сфере, основатели буквально вложили душу в разработку проекта, и это стало важнейшим драйвером его успеха. Программа давно уже вышла на международный уровень и переведена на много языков, включая азиатские.
OBD Car Doctor связывается с адаптером ELM327 через беспроводное соединение Bluetooth или Wi-Fi. Работает в качестве анализатора кодов неисправностей, может считывать данные о состоянии двигателя по стандартам OBD2 в режиме реального времени: обороты, температура охлаждения, давление и многое другое. Информацию оперативно выводит на графические виджеты. Точный перечень считываемых параметров будет зависеть от конкретной марки, в том числе от года выпуска.
Целый раздел приложения – экономайзер — посвящён рационализации потребления топлива. В нём можно увидеть текущий и усреднённый расход горючего в разных временных интервалах.
Также программа умеет: записывать параметры в память, в том числе в фоновом режиме; осуществлять GPS-трассировку; вести служебные записи (своего рода бортовой журнал); работать в режиме консоли для продвинутых пользователей (прямые команды процессору и OBD2).
И ещё один важный момент – программа допускает использование пользовательских настроек, нестандартных протоколов и параметров.
На Google Play опубликованы две версии программы: полностью бесплатная inCarDoc Free и платная inCarDoc PRO. При этом платная стоит сущие копейки по сравнению с подобными решениями от других разработчиков – чуть более 100 рублей.
- богатый функционал;
- удобство пользования;
- интуитивный интерфейс;
- наглядная инфографика;
- широкая совместимость и поддержка многих моделей авто;
- доступная цена;
- отзывчивая техподдержка.
EZway
Третьим номером в этой части обзора лучших программ для диагностики автомобилей рассмотрим продукт яркого и амбициозного стартапа. Создатели исключительно креативно подошли уже к самому названию приложения. eZway на слух воспринимается как «Easy Way», то есть «Лёгкий Путь» или «Простая Дорога» в другой, весьма спорной, интерпретации. Задача программы – помочь автовладельцу самостоятельно без СТО получить информацию о состоянии авто, устранить неполадки и погасить «тревожные» индикаторы. По факту же eZway оказалась чем-то гораздо большим, чем просто приложение для диагностики.
eZway работает по стандарту OBDII, подключаясь к бортовой электронике через адаптер ELM327. В продаже есть фирменные контроллеры eZway, но в плане пользования ими нет никакой обязаловки – программа будет работать и с адаптерами сторонних производителей. Программа подходит для диагностики американских автомобилей годов выпуска от 1996-го, европейских – после 2001, азиатских и российских – после 2005.
eZway требует обязательной онлайн-регистрации. Это многим пользователям не по душе, но без этого никак не обойтись, так как на этом в значительной мере построена сама концепция. При регистрации на официальном сайте создаётся личный аккаунт пользователя и персональная страница самого автомобиля. В дальнейшем программа будет тесно взаимодействовать с аккаунтом, обновляя и дополняя информацию на сервере. Таким вот естественным образом формируется огромное сообщество, специфическая социальная сеть из автомобилистов, где можно знакомиться с другими владельцами любимых марок авто и сравнивать параметры друг друга, обмениваться опытом, помогать советами.
Собственно, социальная составляющая – это главная «фишка» eZway, которая делает её совершенно уникально и привлекает массу пользователей. Но успех бы не получился, если бы всё это не было бы подкреплено достаточным функционалом. И с этим делом у eZway полный порядок.
Программа без проблем расшифровывает коды ошибок, которые скармливает ей бортовая электроника машины, отслеживает температуру охлаждающей жидкости, нагрузку на двигатель, давление топлива и ещё массу важных и второстепенных параметров.
О достоинствах eZway можно говорить долго, это на самом деле одно из лучших мобильных воплощений идеи самостоятельной диагностики автомобиля. И, сюрприз – она полностью бесплатная.
- широкий функционал;
- дружелюбный интерфейс;
- информативность;
- стабильность и безотказность;
- уникальный подход к централизации информации;
- большое сообщество;
- полностью бесплатная.
Torque
Ещё один примечательный продукт в подборке лучших мобильных программ для диагностики автомобилей – приложение Torque. Оно тоже заслужило большую популярность за информативность, понятный интерфейс, удобство пользования и широкие возможности.
Начнём с того, что Torque доступна в двух версиях. Lite полностью бесплатная, но более-менее работоспособная, а не чистая «демка», как это часто бывает. По крайней мере, она умеет гасить индикатор поломки, а это уже что-то да значит. Версия Pro ожидаемо более полная, причём действительно полезными вещами.
При первом запуске приложение попросит разрешения на использование GPS. Желательно разрешить, так как это будет нужно как минимум для точного расчёта скорости и ряда других параметров.
Принцип работы Torque по большей части аналогичен многим другим диагностическим программам. Приложение подключается к бортовой электронике через ODB2-адаптер по беспроводному каналу. После этого, в зависимости от возможностей самого электронного блока управления автомобиля конкретной марки, станут доступны множество данных о состоянии систем и подсистем авто. Многие из них могут отображаться на виртуальных экранах в реальном времени в виде движущихся графиков или в формате имитации аналогового табло со стрелками.
Одно из важный преимуществ Torque – предоставление пользователю прав на внесение тонких настроек под индивидуальные нужды. Даже в версии Lite эта возможность доступна и позволяет подстроить под себя все семь виртуальных экранов, тем самым «выжав» из бесплатной версии функционал, который может оказаться достаточным.
Ещё мы упоминали, что программа умеет «гасить чек». Да, действительно, Torque «имеет полномочия» сбросить состояние ошибки в ЭБУ двигателя. Это делается легко и просто через меню Actions. И при этом вы будете видеть не только «голый» код ошибки, но и его интерпретацию.
Помимо основного функционала, Torque предлагает ещё целый набор дополнительных возможностей, которые и собраны в пункте меню «Дополнительно». Это сбросы счётчиков виртуальных экранов, получение данных о подходящих ODB2-адаптерах, калибровка акселерометра и прочее. Там же можно открыть настройки самого приложения, а их довольно много.
- широкий функционал;
- удобство пользования;
- доступность в освоении;
- возможность гибкой и тонкой настройки под свои нужды;
- довольно функциональная бесплатная версия.
Car Gauge
И ещё один интересный зарубежный продукт, который, к сожалению, не имеет качественной русской локализации, а то что есть – это не более чем попытки любительского перевода, неполные и в целом далёкие от совершенства. Но приложение стоящее, и имея хотя бы базовый уровень английского, есть смысл ознакомиться хотя бы с бесплатной версией, чтобы принять осознанное решение о покупке. Программа, в конце концов, не слишком дорогая – около 600 рублей, а при этом обладает некоторыми уникальными качествами.
Car Gauge подключается к адаптеру через беспроводной канал Bluetooth. При первом запуске предложит выбрать марку автомобиля – их поддерживается довольно много. После связи и определения ЭБУ приложение откроет рабочее меню. Оно весьма минималистичное и, ещё раз – если это любительский русский перевод, он может оттолкнуть своей безграмотностью.
Далее ещё один своего рода «психологический барьер» — это не самое удобное и не слишком презентабельное внешне меню. Если эти два момента преодолеть, то далее уже пойдёт только хорошее, а именно – практически такой же полный функционал, как у вышеописанных приложений. Особенно высоко пользователи оценивают информативность и наглядность инфографики. Это действительно так, хотя эти графики тоже не для эстетов – особой «красоты» там нет, только максимальная информативность без «блёсток».
- функциональность;
- информативность;
- поддержка многих марок автомобилей;
- наглядные графики;
- стабильность;
- недорогая платная версия.
- не самое удобное управление;
- «кривая» русификация.
Dash Command
Завершает обзор лучших программ для диагностики автомобилей по версии Expertology фактически единственное приложение для мобильных гаджетов, которое может составить достойную конкуренцию Torque в этой условной весовой категории. Шутка ли – именно Dash Command была удостоена в своё время награды SEMA Global Media Award.
Все перечисленные выше в описаниях к любому другому диагностическому мобильному приложению в Dash Command присутствуют в полной мере, и мы не будем повторяться. Подчеркнём лишь индивидуальные особенности. Например то, что кроме взаимодействия с датчиками, программа оснащена целым комплектом функций маршрутного компьютера. Это подразумевает отслеживание статистики поездок по расходу топлива, скорости, пробегу, подсчёт заправок и многое другое.
Что же до своих прямых обязанностей, то с интерпретацией кодов ошибок, оперативной обработкой данных, моментальной реакцией на неисправности, а также снятие статуса поломки и погашение индикатора – всё это Dash Command, конечно, тоже умеет.
Графическое представление здесь не такое красочное и «аналоговое», как у Torque, но это не проблема, так как у Dash Command есть свой собственный «электронный» стиль, и многим он значительно больше по душе. Наглядные показатели, которые программа может демонстрировать на экране – скорость, расход топлива, обороты двигателя, положение педалей газа и тормоза, заслонки, расчёт потенциального расстояния на оставшемся топливе и прочее.
- широкий функционал;
- поддержка многих марок автомобилей;
- информативность;
- удобство пользования;
- гибкие настройки;
- симпатичное графическое представление.
Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
В статье представлен рейтинг топ мобильных приложений для смартфона и компьютерных программ для компьютера или ноутбука для проведения компьютерной диагностики автомобиля своими руками с помощью адаптера ELM327. Автосканер ELM327 — это простое и недорогое устройство, которое можно подключить к разъёму OBD2 автомобиля и провести самостоятельно диагностику.
Если на панели приборов загорелась лампочка “CHECK ENGINE” (“Чек”), то требуется провести диагностику автомобиля
Диагностика автомобиля позволяет определить ошибки и стереть их из памяти электронного блока управления (ЭБУ), проверить показания датчиков, вовремя определить возможную неисправность и устранить её.
Всё что нужно для диагностики автомобиля своими руками, так это:
- Подключить адаптера ELM327 к разъёму OBD2 автомобиля
- Установить лучшее приложение OBD2 на смартфон или компьютер
- Провести синхронизацию смартфона или компьютера с адаптером ELM327
- Прочитать ошибки с ЭБУ, расшифровать ошибки и, при необходимости, их стереть.
Более подробно о том, как провести диагностику автомобиля своими руками с помощью ELM327, рассказано в статье на этом сайте.