Программа социологического изучения социальных вопросов и проблем молодежи

Понятие и основные
структурные компоненты программы
прикладного социологического исследования. Теоретико-методологический и методический
разделы.

Постановка проблемы,
системная характеристика объекта и
предмета, требования к формулировке
объекта. Постановка цели и задач. Теоретическая интерпретация и
операционализация понятий, эмпирические
показатели и индикаторы. Гипотеза в
социологическом исследовании. Научная
обоснованность гипотез. Принцип
проверяемости гипотез. Взаимосвязь
гипотез и задач исследования. Типы
гипотез. Выбор методов и методики
исследования, информационная база,
обоснование модели выборочной
совокупности.

Основные требования
к программе прикладного социологического
исследования. Взаимосвязь программы с
инструментами исследования и методами
анализа полученных данных. Виды программ
исследованияи оценки положения молодежи
в обществе.

Программа социологического изучения социальных вопросов и проблем молодежи

Программа социологического изучения социальных вопросов и проблем молодежи

Программа социологического изучения социальных вопросов и проблем молодежи

Программа социологического изучения социальных вопросов и проблем молодежи

Программа социологического изучения социальных вопросов и проблем молодежи

Поможем в ✍️ написании учебной работы

1 Методологический раздел программы:(объем методологического раздела 3-4 страницы)

1 Описание Вашей проблемной ситуации, ее актуальность

2 Формулировка целей и задач Вашего исследования

3 Определение объекта и предмета Вашего исследования

2 Процедурный раздел программы:(процедурный раздел не ограничен в объеме)

1 Описание метода построения ВС (выборочной совокупности) и расчет объема ВС для Вашего исследования

2 Инструментарий (составление анкеты для опроса жителей Вашего города по выбранной теме исследования). В анкете должны учитываться логика построения анкеты, все необходимые составные части анкеты, должны использоваться все типы и виды анкетных вопросов (с указанием рядом с каждым вопросом, какого он вида; необходимо использовать все возможные виды и формы вопросов! открытых вопросов – не более 3!) см. раздел «Особенности анкеты как инструмента получения первичной информации» настоящего пособия. Анкета должна содержать 20 -25 вопросов.

Программа социологического исследования – это научный документ, содержащий основные предпосылки и обоснования для проведения социологического исследования (непосредственного сбора первичной информации). Анкета в программе составляется для потенциального проведения опроса по Вашей проблеме!! То есть никаких результатов опроса быть еще не может, это только теоретически построенный инструмент получения информации!

Требования к оформлению работы:

Шрифт 14, Times New Roman, 1 интервал. Использованных источников литературы должно быть не менее 3 (помимо интернет-источников).

Темы для исследований

Проблема экологии как социальная проблема

Реформирование современного общества: законы глазами населения (на выбор какой-либо закон, законопроект)

Транспортная проблема в больших городах (или малых городах, на выбор)

Этническая нетерпимость как социальная проблема

Незарегистрированные браки в современной России

Чтение как форма досуга россиян

Система здравоохранения в современной России: оценка населения (или конкретной социальной группы, на выбор)

Уровень религиозности современной молодежи

Проблема занятости и безработицы в современной России

Нелегальный бизнес: причины и следствия в социальном аспекте

Роль киноиндустрии в социализации личности

Местная власть глазами населения (на выбор: федеральная власть, или президент, или глава правительства и т

Предвыборные настроения россиян (или конкретной социальной группы, на выбор)

Оценка населением (или конкретной социальной группы) качества и уровня жизни

Музыка как фактор социализации

Проблемы развития и воспитания современных подростков.

Проблема взаимоотношения мужчин и женщин в различных сферах общественной жизни (или в конкретной сфере – на выбор).

Интернет как форма досуга и информационный ресурс

Ценностные ориентации подростков

Роль телевидения в формировании личности подростка

Социальные сети в современной России

Проблема молодежной субкультуры (либо конкретную субкультуру на выбор).

Актуальные проблемы современной семьи

Преступность как форма девиантного поведения. Проблемы социального контроля в современной России.

Проблема трудоустройства студентов.

Религиозный конфликт в современной России

Коррупционная Россия: причины и следствия

Удовлетворенность студентов выбором специальности и качеством образования

Карьера и карьеризм среди молодежи.

Проблема семейного насилия.

Проституция как форма девиантного поведения

Проблема социального расслоения в России

Проблема досуга современной молодежи

Творчество как способ самоидентификации личности.

Условия и факторы формирования здоровой и активной личности в современной России.

Брак как агент социальной мобильности.

Деятельность государства в области социальной защиты: оценка населения (или конкретной социальной группы, на выбор)

Политическая активность и грамотность современной молодежи

Алкоголизм и наркомания как формы деградации общества

Электоральная активность россиян

Брачный договор как социальный институт

Список рекомендуемой литературы

Тощенко Ж. Социология: общий курс – 2-е изд. – М. : Юрайт-М, 2001.

infopedia. su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Прикладное социологическое исследование (ПСИ) — непосредственный сбор, обработка и анализ первичной социологической информации. Его основной целью является получение фактов, которые составляют эмпирический базис социологии или имеют самостоятельное прикладное значение. Прикладное социологическое исследование всегда проводится по определенным правилам. Этапы проведение ПСИ.

Предварительный: составление программы и плана-графика ПСИ плановых документов исследования.

Полевой: подготовка исследовательской группы, подготовка поля исследования, пилотаж, полевое исследование.

Упорядочение, обработка и анализ полученной информации.

Составление итоговых документов, в которых отражаются результаты ПСИ и методы их получения.

Виды социологического исследования. В зависимости от целей ПСИ они делятся на разведывательные, описательные и аналитические.

Описательное исследование применяется в случае исследования большой общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Такое исследование проводится по разработанной программе и на базе методически апробированного и инструментария.

Аналитическое исследование — самый глубокий вид социологического анализа, ставящий своей целью кроме описания изучаемого явления еще и выявление причин, лежащих в его основе.

Исходя из частоты проводимых исследований, разделяют точечные и повторные их виды:

точечное исследование (разовое) дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках явления или процесса в момент его изучения;

повторное исследование, проводимое последовательно через определенные промежутки времени, основанное на единой программе и инструментарии, дает представление о динамике изучаемого объекта;

панельное исследование — особый вид повторного. Панельное исследование предусматривает неоднократное изучение одной и той же группы лиц через определенные промежутки времени. Непрерывное и оперативное получение данных о явлениях и процессах, происходящих в обществе, называетсясоциальным мониторингом.

Изучение социальных процессов методами прикладной социологии начинается с разработки программы исследования. От качества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей последующей работы социолога.

Программа ПСИ — это теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта. Требования к объекту ПСИ следующие:

четкое обозначение явления по следующим параметрам — профессиональная (отраслевая) принадлежность, пространственная ограниченность, функциональная направленность;

определенная временная ограниченность;

возможность его количественных измерений;

Предмет ПСИ — это те стороны (свойства, отношения) объекта исследования, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

В пределах одного и того же объекта исследования могут быть несколько предметов исследования.

Например, в рамках конкретного школьного коллектива (объекта исследования) в качестве предмета исследования могут выступать: дисциплина учащихся, социально-психологический микроклимат в классах, общественно-политическая активность школьников, их гражданские позиции и ряд других характеристик. Бывает иначе: объект исследования формулируется более узко — досуг подростков, проживающих в данном населенном пункте. Тогда предметом исследования станут: склонность подростков к вредным привычкам (табакокурение, пьянство, наркомания), половая распущенность школьников и другие явления, связанные с поведением представителей данной социальной группы во время досуга. Возможны случаи, когда объект и предмет исследования совпадают. Например, объект исследования — спортивные команды, участвующие в соревновании. Предмет исследования — все существенные стороны их деятельности, связанные со спортом.

Уточнения границ объекта и в определенной мере предмета исследования проводится параллельно с расчетом (обоснованием) выборки исследования. С ее помощью заранее определяются масштабы (объемы) работы социологической группы с целью минимизации затрат на проведение исследований.

Генеральная совокупность — это множество (совокупность) всех элементов объектов исследования, ограниченных естественными территориально-временными рамками и программой исследования, авыборочная совокупность — это часть элементов, извлеченная определенным образом из целого и предназначенная для непосредственного изучения (наблюдения). Выборка исследования, как часть объекта исследования, должна по основным социально-демографическим или иным существенным признакам быть подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет из себя уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности). Социологи считают, что нет, например, необходимости, изучая отношение населения того или иного города к исследуемым проблемам, опрашивать всех жителей этого населенного пункта. Достаточно опросить часть, но эта часть должна быть подобна целому (по полу, возрасту, образованию, социальному положению и другим параметрам, важным для исследуемой проблемы). В качестве основы выборки используют данные переписи населения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой организаций, домовые книги, избирательные списки, картотеки отделов кадров и другие документы, к которым может получить доступ социолог.

Типы выборок в прикладном социологическом исследовании:

Эмпирическая — применяется в практике небольших по объему исследований.

Делится на виды: а) стихийная выборка (выбор «первого встречного»); б) квотная выборка (создается «модель», пропорционально воспроизводящая генеральную совокупность по основным, наиболее существенным признакам).

Вероятностная (случайный отбор) — используются приемы теории вероятности.

Основные виды вероятностной выборки:

а) простая вероятностная выборка (простой случайный отбор) — когда, например, выбираются карточки с номерами респондентов по принципу «жребия»;

б) систематическая вероятностная выборка (например, каждый пятый или сотый);

в) серийная (гнездовая) — когда отбираются гнезда (цехи, бригады, студенческие группы, другие подразделения генеральной совокупности), иногда полярные по исследуемым качествам (передовые — отстающие, курящие — некурящие, и т.

Выборки бывают районированными, если отбору предшествует разделение генеральной совокупности на части (например, школы или больницы области можно разделить на городские и сельские, «благополучные» и «неблагополучные»). Иногда выделяют выборки многоступенчатые (на первой ступени — отбор, например, по районам, на второй — по предприятиям, на третьей — по цехам, участкам). Особый вид многоступенчатой выборки — многофазовый отбор, когда из отобранной выборки отделяется подвыборка меньшего объема.

Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, т. способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной. Любая выборка в большей или меньшей степени отклоняется от генеральной совокупности. Степень этого отклонения принято называтьошибкой выборки.

Выделяют два вида ошибок:

случайные ошибки, — связанные со статистическими погрешностями; систематические ошибки, — возникшие из-за неполной объективности выборки генеральной совокупности.

Существует следующая приблизительная оценка результатов выборочного исследования. Повышенная надежность исследования допускает ошибку выборки до 3 %, обыкновенная — до 3—10 % (доверительный интервал распределений на уровне 0,03—0,1), приближенная — от 10 до 20 %, ориентировочная — от 20 до 40 %, а прикидочная — более 40 %.

018 с.

Тема 5. Организация социологических исследований и оценки положения молодежи в обществе

Основные требования
к организации прикладных социологических
исследований молодежи. Этапы прикладного
социологического исследования:
подготовительный, полевой, этап обработки
первичных данных, заключительный этап. Содержание этапов, время проведения,
стоимость, материально-техническое
обеспечение, организация работы. Взаимодействие с заказчиком, оформление
договорных отношений.

Организация
социологических исследований молодежи
в различных организационных структурах.

Тема 6. Социологическое измерение характеристик молодежи.

Понятие
«социологическое измерение». Измерение
как моделирование реальности. Уровни
измерения. Шкала измерения. Типология
шкал измерения социально-экономических
процессов. Шкалы наименований (номинальные,
классификационные). Порядковая шкала. Ранговая шкала. Интервальная шкала. Шкала отношений. Классификация шкал по
объекту измерения: шкалы установок и
оценок. Виды шкал: вербальные, числовые,
графические.

Надежность измерения
характеристик социально-экономических
процессов: приемлемость способа
измерения, устойчивость, обоснованность. Качество измерения. Особенности измерения
характеристик социально-экономических
процессов.

Тема 7. Выборочный метод в социологическом исследовании молодежи

Понятие сплошного
и несплошного наблюдения в исследованиях
положения молодежи в обществе. Основные
виды несплошного наблюдения:
монографический, основного массива,
выборочный.

Основные понятия
выборочного метода: генеральная и
выборочная совокупность, единица отбора
и единица наблюдения, систематические
и случайные ошибки, репрезентативность
выборки.

Типы выборки по
роли вероятностных законов в формировании
выборки. Случайные выборки: простая
(повторная и бесповторная), систематическая,
гнездовая, стратифицированная. Основа
выборки. Неслучайные выборки: квотная,
стихийная. Виды выборок: по количеству
ступеней отбора (одноступенчатая,
многоступенчатая), по характеру единиц
отбора (производственная, территориальная
и смешанная).

Основные требования
и способы построения оптимальной модели
выборочной совокупности. Карта
репрезентации в исследовании молодежи.

1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования

Важнейшей составной
частью процесса социологического
познания действительности являются
прикладные социологические исследования.

Конкретные
социологические исследования
в своей сущности представляют собой
целостную систему теоретических и
эмпирических процедур, способствующих
получению нового знания об исследуемом
объекте для решения конкретных
теоретических и практических социальных
задач.

Как и любое научное
исследование, социологическое исследование
содержит в себе определенный набор
элементов.

  • Во-первых, само
    конкретное социологическое исследование
    становится необходимым и возможным
    только тогда, когда возникает определенная
    социальная проблема, требующая своего
    разрешения.
  • Во-вторых, наличие
    научной проблемы, носящей прикладной
    характер, позволяет определить объект
    исследования, то есть определенные
    процессы и явления социальной
    действительности, подлежащие изучению
    и субъект исследования — научный
    коллектив или группа исследователей
    – социологов, способных решить научными
    методами и средствами поставленную
    проблему.
  • В-третьих, определив
    субъект исследования, заказчик
    (государственный орган, предприятие,
    банк) вместе с исполнителем исследования
    (научная организация) определяет цели
    и задачи прикладного исследования либо
    это делает исполнитель по поручению
    заказчика.
  • В-четвертых,
    для того, чтобы решить поставленные
    задачи и достичь намеченной цели,
    требуются определенные средств
    исследования – финансовые, людские,
    научно-технические и организационные.

Выполнив
этот набор действий, далее важно правильно
выбрать именно тот вид конкретного
социологического исследования, который
по своим характеристикам обеспечит
получение необходимой информации в
нужном объеме и в нужное время.

В зависимости от
изучаемой социальной проблемы, от
сложности решаемых исследовательских
задач и от требуемой глубины анализа
полученных эмпирических данных конкретные
социологические исследования
подразделяются на пилотажные, описательные
и аналитические.

Пилотажное
исследование
представляет собой пробное исследование
преимущественно методологической
направленности, цель которого – проверка
качества подготовленного инструментария
для сбора первичной социологической
информации (анкет, бланков интервью
т. ) При этом определяется возможная
мера искажения полученной информации
из-за вероятности языковых, психологических
и иных барьеров, возникающих в процессе
общения социолога с респондентами. Такое исследование чаще всего охватывает
небольшие исследовательские совокупности
и проводится по упрощенной программе,
посредством сжатого по объему
социологического инструментария.

Более сложным
видом прикладного социологического
исследования является описательное. Оно ориентировано на получение
эмпирической информации, дающей социологу
относительно целостное непротиворечивое
описание изучаемого явления или процесса,
его основных структурных компонентов
и качественных характеристик. Чаще
всего такое исследование применяется
при изучении относительно многочисленной
общности людей, отличающихся разнообразными
характеристиками.

Самым углубленным
видом прикладного социологического
исследования выступает аналитическое
исследование,
цель которого
заключается не только в описании
структурных элементов и характеристик
изучаемого социального объекта, но и в
выявлении причин, обусловливающих его
особенности и сущность. По используемым
методам получения информации такое
исследование носит комплексный характер.

Однако, характер
объекта исследования, а так же комплекс
поставленных задач могут предопределить
использование других исследовательских
стратегий. Важно подчеркнуть, что каждая
из них может носить как описательный,
так и аналитический характер, однако
несет в себе определенные специфические
черты.

Монографическое
исследование
нацелено на изучение какого-либо
социального явления или процесса на
одном объекте, взятом самостоятельно
или в качестве представителя целого
класса подобных объектов. Например,
студенческая группа может рассматриваться
и как самостоятельный объект исследования,
и как типичная для определенной
студенческой совокупности (педагогические
вузы, курсанты и т. Монографические
исследования имеют особое значение при
глубинном, системном изучении механизмов
социальных закономерностей.

Сравнительное
исследование
нацелено на изучение сходства или
различий двух или нескольких объектов. Сопоставление явление и процессов —
один из важнейших моментов практически
любого социологического исследования. Важно помнить, что сравниваемые объекты
несут на себе отпечаток культурной,
исторической, политической, социальной
среды обитания, что не может не сказаться
на результатах исследования.

Выборочные
исследования
нацелены на изучение какого-либо
социального явления или процесса на
совокупности объектов, отобранных по
специальной процедуре из всей возможной
их совокупности. Например, если объектом
изучения являются некоторые процессы
в студенческой группе, то в случае
монографического исследования необходимо
было бы отобрать одну «типичную» группу
и изучить проблему, ограничившись этой
совокупностью студентов. В случае
выборочного исследования из всей
совокупности студентов необходимо
отобрать группу обучающихся, по составу
(соотношение по полу, возрасту и т. )
максимально идентичную всей массе
студентов. При этом выводы, полученные
здесь, с некоторой вероятностью можно
перенести на весь массив.

Каждая из
вышеназванных стратегий может
рассматриваться во временном аспекте. Временные (лонгитюдные) исследования
ориентированы на изучение развития
явлений и процессов в динамике. Здесь
различают три разновидности исследований.

При панельных
исследованиях
изучаются изменения во времени одних
и тех же объектов, принадлежащих некоторой
совокупности. Например, если в первый
раз базовое исследование включало
выборочный опрос школьников, десятых
классов, то при повторении его 5 лет надо
вновь опросить этих, теперь уже бывших
учеников. В результате, мы получаем
возможность зафиксировать произошедшие
в группе изменения.

Трендовые
(повторные) исследования
ориентированы на изучение изменений
данной социальной группы как определенной
целостности. В отличие от панельного
исследования, при повторном опросе нет
нужды сохранять в выборке тех же самых
индивидов. Необходимо лишь обеспечить
их принадлежность к одной и той же
социальной группе.

Когортные
исследования изучают
более специфические совокупности
(когорты) в течение определенного
времени. Например, в опрос включают
студентов, родившихся в один и тот же
год.

Окончательно
утвердившись в выборе конкретного вида
социологического исследования, переходят
к непосредственной разработке его
программы.

Программа
социологического исследования – это
систематизированное изложение основных
принципов теорий и методологии
исследования, его процедур и организации.

Программа должна
отвечать на вопросы:

  • Что надо делать?
  • Каким кадровым
    потенциалом, на основании каких научных
    заделов и технических средств осуществить
    задуманное?

Исходя из этого,
программа социологического исследования
выполняет три основных функции:

Теоретико-методологическая
функция призвана определить требующуюся
своего разрешения научную проблему и
наметить основные принципы ее решения.

Методическая
функция заключается в определении
способов сбора эмпирических данных,
описания и интерпретации ожидаемых
результатов.

Организационная
функция состоит в планировании
деятельности исследовательского
коллектива с определением видов
предлагаемых результатов по каждому
из намеченных этапов.

Структура
программы
определяется ее функциональными
задачами. Поскольку первой задачей
является методическое обеспечение
конкретного социологического исследования,
поскольку и ее первая часть является
методологической. В ней должны быть четко определены
проблема, объект и предмет исследования,
а так же его цели и задачи, проведена
интерпретация основных понятий и
развернуты рабочие гипотезы.

Вычленение и
осмысление возникшей проблемы – первый,
исходный шаг в конструировании программы. Проблема представляет собой форму
вопросительных высказываний, выражающих
неопределенность, которая подлежит
научно-практическому выяснению и
разрешению. Иными словами, проблема —
это противоречие, подлежащее исследованию.

Например, при
исследовании межнациональных конфликтов
в качестве проблемы выделяется основной
вопрос: как, каким образом, какими путями
и методами можно их урегулировать.

При выделении
проблемы исследования необходимо
принять во внимание два ее аспекта.

Первый –
гносеологический,
заключающийся в сознании общественной
потребности (например, в углублении
кризиса в стране, вызванного межнациональными
конфликтами) и незнании способов и путей
ее решения.

Второй аспект –
предметный. Его суть состоит в том, что в обществе
существует некоторое противоречие,
которое должно быть разрешено.

В процессе выяснения
проблемы исследования приходится
осуществлять две основные процедуры:

осмысление
проблемной ситуации – это реально
существующее социальное противоречие,
способы разрешения которого не ясны;

формулировка
проблемы – то есть результат осмысления
проблемной ситуации, выраженный в четкой
формулировке.

  • выделения объекта
    и предмета исследования;
  • определения целей
    и задач исследования;
  • интерпретации и
    операционализации понятий;
  • формулировки
    гипотез и вариантов решения исследуемой
    проблемы.

Проблема
становится подлежащей решению только
путем выделения объекта и предмета
исследования.

Объектом
выступает носитель той или иной социальной
проблемы.

Предмет
исследования
— это определенная сторона или свойство
объекта, которые наиболее выпукло
выражают исследуемую проблему, ее
внутренние противоречия.

Содержание проблемы,
особенности исследуемого объекта и
предмета обусловливают стратегию
прикладного исследования, выраженную
в его целях и задачах.

Цель
конкретного социологического исследования
– это планируемый результат, на достижение
которого направлена исследовательская
деятельность социологов. Так, основной
целью исследования межнациональных
конфликтов может являться выявление
условий и фактов для разрешения возникших
противоречий.

Четкая постановка
цели исследования позволяет вычленить
его основные задачи,
которые формулируются как конкретные
целевые установки, определяющие основные
направления и этапы решения поставленной
проблемы. В качестве таковых относительно
приведенного выше примера могут быть
выделены следующие:

  • выявление отношения
    молодежных групп к политике власти;
  • оценка и приоритет
    факторов, влияющих на характер
    межличностных отношений в молодежной
    среде;
  • выявление
    включенности различных групп молодежи
    в межэтнические конфликты.

Важной частью
программы является логический
анализ
и интерпретация
основных понятий. Это обусловливается необходимостью
уточнения применения понятийного
аппарата. Дело в том, что ни сама социальная
проблема исследования как она
сформулирована, ни основные понятия, в
которых она выражена, не могут стать
инструментами социологического
исследования без их логического
структурирования и эмпирической
интерпретации.

Логический анализ
и структурирование этих понятий
предполагает всестороннее объяснение
их содержания и структуры, а на этой
основе — уяснение соотношения элементов
и свойств изучаемого явления. Например,
при рассмотрении понятия «национальные
отношения» логическое его структурирование
предполагает выделение таких составляющих
как «экономические отношения»,
«политические отношения», «культурные
отношения» и т. Объясняя их, мы как по
ступенькам приближаемся к простейшим
понятиям. «Политические отношения»
между нациями могут расщепляться на
«отношения населения республик к
центру», «к национальной политике»,
«характеру федерального устройства».

В дальнейшем они
могут стать доступными эмпирическому
наблюдению и количественному измерению
индикаторами изучаемого социального
явления.

Значение такой
процедуры состоит в том, что она помогает
правильно объяснить результаты
социологического исследования и стать
основой построения шкал и поиска
индикаторов.

Заключительной
операцией при разработке методологической
части программы конкретного социологического
исследования становится формирование
гипотез, выдвигаемых для объяснения
каких либо фактов, которые необходимо
подтвердить или опровергнуть.

В науке существуют
определенные правила выдвижения и
проверки гипотез:

  • гипотеза должна
    согласовываться или, по крайней мере,
    быть совместимой с теми фактами, которых
    она касается;
  • из многих
    противостоящих друг другу гипотез
    предпочтительней та, которая единообразно
    объясняет большинство фактов;
  • для объяснения
    связанной серии фактов нужно выдвигать
    возможно меньше гипотез, чтобы их связь
    была как можно теснее;
  • при выдвижении
    гипотез необходимо осознавать вероятный
    характер их выводов;
  • невозможно
    руководствоваться противоречащими
    друг другу гипотезами.

В зависимости от
теоретического уровня интерпретируемых
понятий гипотезы делятся на основные
и вводные
(гипотезы причины и гипотезы следствия).

Логический
анализ понятий и формулирование гипотез
открывают переход ко второму
методико-процедурному
(организационному)
разделу исследовательской программы. Он включает в себя:

  • определение общего
    плана исследования;
  • построение
    требуемого планом типа выборки;
  • определение
    основных процедур сбора и анализа
    исходных данных.

Данный
раздел показывает, что изучение социальных
процессов предполагает выявление не
только их качественных, но и количественных
характеристик, что позволяет приступить
к определению совокупности лиц, которые
и станут источником первичной
социологической информации.

на тему: «Характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ»

Проблемная ситуация: В настоящее время существует проблема определения характера и интенсивности патриотизма среди молодежи (в нашем случае студентов СГЭУ), её можно рассматривать как и в общем в обществе, так и в отдельных его частях, в отдельных масштабах. Доступ к совершенно разным источникам информации, нацеленное воздействие других стран на подрастающее поколение в пользу своих интересов могут искривлять, формировать относительно определенное отношение к патриотизму. Да и такие качества как отвага, стремление постоять за свою Родину, стремление преувеличивать благосостояние своей страны всевозможными путями скорее не так сильно проявлены у современной молодежи и это часто не берётся у них во внимание, если мы говорим именно об интенсивности патриотизма. Мы наблюдаем достаточно низкий уровень знаний молодежи касательно военного периода жизни страны, их незаинтересованность в данном вопросе. Стремление к стабильному пониманию политической ситуации страны не является определяющим.

Проблема: Заключается в том, что подрастающее поколение имеет совершенно новое, собственно-уникальное мировоззрение, которое скорее не предполагает определения патриотизма как одной из высших ценностей в обществе. На сегодняшний день по-другому трактуются совершенно обыденные понятия, к примеру, честь, мужество, существует определенно новое отношение к исторической культуре страны, к жертвам, которые были совершены на благо этой страны. Также большая роль отводится СМИ, которые так активно развиты в наше время и через которые, транслируя определенную информацию, создается новое отношение людей к жизни в целом, которое предусматривает порой очень разные трактовки понятия «патриотизм» и отношение к нему.

Предмет исследования: патриотизм как характеристика мировоззрения студентов

Объект исследования: студенты СГЭУ

Системный анализ объекта:

Факторы, влияющие на патриотизм молодежи, в частности студентов СГЭУ:

Общие и специфические:

  • политическая и экономическая ситуация в стране
  • пропаганда и транслирование идей патриотизма в стране
  • частота проведения патриотических мероприятий
  • и др.

· личные характеристики человека

· условия проживания в стране

· ролевой набор человека

· знание истории своей страны человеком

· и др.

Прямые и косвенные:

  • взаимоотношение человека с государством, с его органами
  • участие в патриотических мероприятиях
  • уровень жизни в стране
  • и др.
  • воспитание патриотизма в семье
  • приобщение к патриотизму в учебных заведениях
  • влияние СМИ
  • и др.

Объективные и субъективные:

  • влияние взглядов окружающих
  • побуждение участвовать в патриотических мероприятиях
  • изучение истории свой страны, ее культуры и прививание любви к ней в школах, университетах и т. п.
  • И др.
  • интерес человека к своей стране, ее культуре и истории
  • удовлетворенность своей страной, политикой, проводимой государством, уровнем жизни
  • восприятие человеком понятия «патриотизм» и его важность для него
  • и др.

Цель: описать характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ

1) выявить уровень патриотической воспитанности студентов СГЭУ в связи с проявлением интереса к своей стране.

2) выявить потребности узнавать историю свое страны, ее культуру, традиции

3) выявить частоту проявляемых стремлений к патриотической деятельности

4) выявить оценочное отношение и оценочные суждения о сущности патриотизма и прочих «патриотических терминов»

5) выявить у студентов СГЭУ уровень овладения практическими умениями и навыками по применению знаний о своей Родине

6) выявить связь в понимании студентов понятия «патриотизм» и таких явлений, как поддержка государственной власти, защита Родины и др.

7) выявить взгляд студентов на развитие патриотизма в России

Тип выборки исследования: целевая, были опрошены студенты СГЭУ

Стратегия исследования: аналитическая

Методология исследования: количественная

Метод сбора информации:анкетный опрос

Анкета, включающая в себя 17 вопросов.

Уважаемый респондент! Студенты группы «Экономика и управление на организации» проводят анкетный опрос на тему «Характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ». Просим Вас ответить на вопросы анкеты в соответствии с Вашим мнением. Ваши ответы помогут определить проявление патриотических чувств к стране, в которой Вы живете, выявить отношение молодежи к самому патриотизму.

Большое спасибо за ответы!

Укажите ваш пол:

Что значит, по Вашему мнению, быть истинным патриотом? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций)

верить в будущее России

защищать интересы страны

гордость за свою страну

любовь к культуре страны

готовность к подвигам во имя интересов Родины

ставить государственные и общественные интересы выше личных

такого понятия сейчас нет

Какие действия из представленных Вы бы отнесли к действиям, в которых прослеживаются черты патриотизма? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций)

участие в парадах на День Победы

служба в армии

участие в выборах, референдумах

Участие в демонстрациях

Проблемная ситуация: В настоящее время существует проблема определения характера и интенсивности патриотизма, её можно рассматривать как и в общем в обществе, так и в отдельных его частях, в отдельных масштабах. Доступ к совершенно разным источникам информации, нацеленное воздействие других стран на подрастающее поколение в пользу своих интересов могут искривлять, формировать относительно определенное отношение к патриотизму. Такие качества как готовность участвовать в культурно — досуговых мероприятиях города, знание истории города, его героев, культуры, участие в волонтерских мероприятиях, участие в местных выборах, обладание информацией о текущих преобразовательных программах города, чувство любви к «малой» Родине не так сильно проявлены у современной молодежи и это часто не берётся у них во внимание, если мы говорим именно об интенсивности патриотизма. Мы наблюдаем достаточно низкий уровень знаний молодежи касательно истории своего родного края, их незаинтересованность в данном вопросе. Они не считают патриотизм по отношению к родному краю не таким важным.

Проблема: Заключается в том, что подрастающее поколение имеет совершенно новое, собственно-уникальное мировоззрение, которое скорее не предполагает определения патриотизма как одной из высших ценностей в обществе. На сегодняшний день по-другому трактуются совершенно обыденные понятия, к примеру, честь, мужество, существует определенно новое отношение к исторической культуре родного края, к жертвам, которые были совершены на благо «малой родины». Также большая роль отводится СМИ, которые так активно развиты в наше время и через которые, транслируя определенную информацию, создается новое отношение людей к образу жизни. Многие СМИ транслируют обратные позиции «локальному патриотизму»

1) политическое и экономическое положение города

2) распространение информации о городе, его истории и возникновении, его уникальности

3) частота проведения городских патриотических мероприятий

4) и др.

1) личные характеристики человека

2) развитие инфраструктуры и условий проживания, масштабы города

3) ролевой набор человека

4) знание истории своего города человеком

5) и др.

1) взаимоотношение человека с местными властями, администрациями, мэриями

2) участие в патриотических городских мероприятиях

3) уровень жизни в городе

1) воспитание патриотизма к родному городу в семье

2) приобщение к патриотизму в учебных заведениях

3) влияние местных СМИ

влияние взглядов окружающих

побуждение участвовать в патриотических мероприятиях

изучение краеведения, местной культуры и прививание любви к ней в школах, университетах и т.

6) интерес человека к своему городу, его культуре и истории

7) удовлетворенность условиями жизни в своем городе, отношение к тому, что делают для развития города местные власти

8) восприятие человеком понятия «локальный патриотизм» и его важность для него

9) и др.

1) выявить уровень патриотической воспитанности учащихся в связи с проявлением интереса к «малой родине».

2) выявить потребности узнавать историю своего родного края, их осознанность, его особенности, отличающие его от других регионов страны

3) выявить частоту проявляемых стремлений к местной патриотической деятельности

4) выявить уровень проявления патриотических эмоций и чувств по отношению к «малой родине»

5) выявить оценочное отношение и оценочные суждения о сущности патриотизма и прочих «патриотических терминов»

5) выявить у студентов СГЭУ уровень овладения практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине», бережному отношению к природе родного края

6) выявить связь в понимании студентов понятия «патриотизм» и таких явлений, как преданность своему городу, активное участие в местных мероприятиях, участие в принятие местных политических решений и др.

7) выявить взгляд студентов на развитие локального патриотизма

Анкета, включающая в себя 16 вопросов.

Уважаемый респондент! Студенты группы «Экономика и управление на организации» проводят анкетный опрос на тему «Характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ». Просим Вас ответить на вопросы анкеты в соответствии с Вашим мнением. Ваши ответы помогут определить проявление патриотических чувств к городу, в котором Вы живете, выявить степень привязанности молодежи к месту жительства.

Каков Ваш статус проживания в города Самара?

5) местный житель

6) приезжий житель

Как Вы понимаете сущность понятия «малая» Родина? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций)

место, в котором родился и вырос

место, в котором хорошо себя чувствуешь и можешь назвать домом

место, где твоя семья, друзья, работа

Считаете ли Вы себя патриотом города, в котором проживаете?

3) затрудняюсь ответить

Проявлялось ли у Вас чувство гордости по отношению к городу, в котором Вы живете?

Как Вы считаете в чем проявляется патриотизм по отношению к городу, в котором живешь? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций)

участие в культурно — досуговых мероприятиях города

В чем по Вашему определяется любовь к «малой» Родине? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций)

в разговорах о значимости города

в осуществлении озеленительных работ

в восхищении памятниками исторической культуры

Принимали ли участие в волонтерских организациях города, в котором проживаете?

1) да, принимал (а)

2) нет, не принимал (а)

Посещаете ли Вы культурные места города, в котором проживаете? (при отрицательном ответе следующий вопрос пропускается)

1) достаточно часто (минимум 2 раза в неделю)

2) периодически (примерно 1 раз в неделю)

3) редко (раз в месяц)

4) очень редко (раз в полгода, раз в год)

Участвовали ли Вы когда-нибудь в мероприятиях, проводимых местной властью? ( при отрицательном ответе следующий вопрос пропускается)

7) затрудняюсь ответить

Знаете ли Вы о военно-патриотических мероприятиях, проводимых в Самаре?

Принимали ли Вы в них участие за последние 1-2 года?

Считаете ли Вы Самару городом, в котором активно развивают направление поддержки исторической культуры?

Какова Ваша степень привязанности к городу, в котором проживаете?

1) высокая (скорее всего не покину город / имею много значимых вещей, чувств, связанных с городом)

2) средняя (не чувствую сильной привязанности / не могу резко покинуть город)

3) низкая (меня почти ничего не держит/ скорее всего я легко решусь покинуть город)

4) затрудняюсь ответить

Планируете ли уезжать из города после окончания учебы в СГЭУ?

1) да (не вижу перспектив в Самаре / уже есть планы в другом городе или стране )

2) нет (вижу перспективы в Самаре / есть планы в Самаре)

Вывод: в результате анкетного опроса мы получили информацию о степени участия( степени вовлеченности) студентов в общественной и политической жизни Самары, об их интерпретации локального патриотизма. Также получили представление об их отношении к местным властям в спектре представлений патриотизма.

Общее в результатах двух социальных исследованиях: покажут реальный уровень патриотизма к «большой и малой родине» у студентов СГЭУ, их отношению к нему.

Различие: покажут различные способы в каждом из видов патриотизма по его развитию у населения прививанию и важности. Покажут разные проблемы с развитием патриотической культуры молодежи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *