Программа сопровождения и их проблемы

В системе основного общего образования Российской Федерации формируется психолого-педагогическое сопровождение – особая культура поддержки и помощи личности ребенка в образовательном процессе.

В настоящее время термин «психолого-педагогическое сопровождение» используется применительно к проблемам организации обучения и воспитания в контексте модернизации образования.

Большую роль начинают играть представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности психолога, направленной на организацию социально-психологических условий успешного обучения и психологического развития ребенка в различных ситуациях школьного взаимодействия в процессе ориентации на зону ближайшего развития ребенка.

Основным принципом психолого-педагогического сопровождения является ценность личного выбора человека и его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.

  • Мониторинг динамики психологического развития и психолого-педагогического статуса обучающегося.
  • Разработка индивидуальной образовательной траектории на основе формирования устойчивой учебной мотивации ребенка в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.
  • Создание психолого-педагогических условий для развития детей, имеющих особые образовательные потребности.
  • Оказание психолого-педагогической помощи родителям обучающихся.
  • Оказание психолого-педагогической поддержки педагогам.

Функции сопровождения систематизированы по трем группам:

  • Информационная функция состоит в информировании субъектов образовательного процесса о формах и методах сопровождения.
  • Направляющая функция обеспечивает согласование деятельности всех заинтересованных в сопровождении субъектов образовательного процесса для координации их действий.
  • Развивающая функция задает направление всем участвующим в системе сопровождения службам. Она обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, дефектолога, при этом педагогические работники используют в своей практике развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие занятия с обучающимися.

Ведущей идеей психолого-педагогического сопровождения личности ученые называют осознание специалистами важности самостоятельности ребенка в решении проблем его собственного развития.

Концептуальные составляющие психолого-педагогического сопровождения:

  • систематический мониторинг динамики психического развития ребенка и его психолого-педагогического статуса;
  • социально-психологические условия развития личности учащихся и их успешного обучения;
  • специальные социально-психологические условия оказания помощи детям, имеющим особые образовательные потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение личности ребенка в образовательном процессе реализовывается в соответствии со следующими принципами:

  • Базовым принципом является соблюдение интересов ребенка. Специалисту системы сопровождения необходимо решать каждую проблемную ситуацию с пользой для ребенка. Успешность помощи ребенку зачастую зависит от ряда специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель. Это означает также взаимодействие специалистов, использование научных методов исследования, коррекции и развития, что позволяет получить оптимальные результаты.
  • Принцип непрерывности, гарантирующий ребенку непрерывное сопровождение как на всех уровнях образования, так и на всех этапах помощи в решении проблемы. Кроме того, этот принцип означает, что дети группы риска также будут обеспечены непрерывным сопровождением.
  • Принцип системности сопровождения. Системное проектирование сопровождения осуществляется по ряду направлений: разработка и реализация программ развития образовательных систем, проектирование новых типов образовательных учреждений, создание профилактических и коррекционно-развивающих программ. Этот принцип реализуется через единство диагностики, коррекции и развития.

На разных уровнях образования решаются соответствующие задачи психолого-педагогического сопровождения личности (Таблица 1).

Содержание психолого-педагогического сопровождения личности на разных уровнях образования

Уровень образования
Содержание сопровождения

Начальная школа
Диагностика готовности к обучению в школе. Обеспечение адаптации к школе. Формирование познавательной и учебной мотивации. Развитие творческих способностей. Развитие самостоятельности и самоорганизации. Основная школа
Помощь в адаптации к новым условиям обучения в основной школе. Помощь в решении проблем личностного развития, социализации, самоопределения и саморазвития. Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками. Превенция девиантного поведения, наркозависимости, профилактика неврозов

Старшая школа
Поддержка в профессиональной ориентации и самоопределении. Поддержка в решении ценностно-смысловых проблем. Развитие социальных компетенций. Развитие способности к целеполаганию. Профилактика девиантного поведения

В соответствии с психологическими особенностями развития ребенка, структурой образовательной системы и требованиями ФГОС определены направления психолого-педагогического сопровождения личности ребенка, реализуемые на всех уровнях образования:

  • Психолого-педагогическая диагностика обучающихся.
  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся.
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, входящих в «группу риска».
  • Психологическое просвещение участников образовательного процесса.
  • Выявление и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
  • Дифференциация и индивидуализация обучения.
  • Сохранение и укрепление психического здоровья.
  • Выявление одарённых детей и их поддержка.
  • Обеспечение осознанного выбора будущей профессии.

Психолого-педагогическое сопровождение включает в своё содержание особенные компоненты (таблица 2).

Компоненты
Содержание компонентов сопровождения

Психолого-педагогические условия
Выявление и учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно-развивающая направленность всего образовательного процесса. Применение современных образовательных технологий. Создание комфортного социально-психологического климата. Дифференцированные условия
Оптимальные учебные нагрузки. Здоровьесберегающие условия
Сохранение физического и психического здоровья. Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм. Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок обучающихся. Специализированные условия
Учет особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Дифференциация и индивидуализация обучения. Комплексное коррекционно-развивающее воздействие, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях.

Проведенный анализ позволил выявить поле проблем психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в образовательном процессе в современных условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

Читать также:  Как исправить ошибку 0xc8000222 при установке .NET Framework

Первая проблема связана с теми затруднениями, которые возникают в процессе психолого-педагогического сопровождения при реализации ФГОС, в их числе: сниженная мотивация у учителей; недостаточное использование в работе данных психолого-педагогической диагностики детей; низкий уровень соответствующих компетенций; etc.

Разрешение затруднений проходит успешнее в условиях реализации в образовательных организациях, осваивающих ФГОС, таких мер, как:

  • информационная поддержка (формирование банка диагностических материалов, создание проектов, организация научной деятельности).
  • повышение квалификации (методические семинары, психологические тренинги, методическая поддержка учебного процесса, конференции различных уровней).

Вторая проблема возникла в связи с тем, что ФГОС предполагает учет индивидуальных характеристик каждого обучающегося (возрастных, психологических, физиологических) с разработкой индивидуальных траекторий развития. Следствием этого является совместная деятельность специалистов системы образования (педагога, психолога, дефектолога, медика, социального педагога) и родителей, что должно привести к возникновению координационных центров, осуществляющих это взаимодействие. Такую деятельность может осуществлять тьютор. Если в школе обучаются дети с особыми образовательными потребностями, его роль представляется особенно важной.

Третью проблему создают особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты школы должны обладать высоким уровнем соответствующих компетенций.

Таким образом, сущность психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в образовательном процессе заключается в создании социально-психологических условий личностного развития ребенка и его успешного обучения, в том числе формирование характеристик личности, отвечающих требованиям новых образовательных стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивой учебной мотивации, а также для психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.

«Сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей»

детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей».

Наименование
программы
«Сопровождение
детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей»

Цель
программы
1. Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации
восприятия мира детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Сохранение естественных механизмов развития подростков. Создание условий для актуализации потребности к саморазвитию,  
самосовершенствованию. Задачи
программы
1. Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей. Предупреждение безнадзорности и профилактика правонарушений
несовершеннолетних. Сопровождение  каждого ученика (цы) в процессе обучения в решении его
проблем  с использованием  реальных факторов социума. Основные
направления реализации программы
1. Социально — педагогическая поддержка семьи  и ребёнка в
формировании личности ученика, находящегося под опекой или попечительством, а
так же в приёмных семьях. Психолого — педагогическое просвещение и повышение
культурно — образовательного уровня опекунов и попечителей. Взаимодействие школы   с отделом опеки и попечительства

Ожидаемые
и конечные результаты реализации программы
1. Улучшение микроклимата в семьях. Повышение учебной мотивации учащихся, находящихся под опекой
или попечительством, а так же в приёмной семье. Активное участие законных представителей и  детей в
воспитательной жизни школы. Усиление роли семьи в воспитании детей. Успешная  модель выпускника школы. Управление
и контроль за выполнением программы
Управление
программой осуществляется  Директором школы  и заместителей. Общий
контроль  осуществляется педагогической общественностью.

Может
ли быть положение более горькое, более неправедное?

Ведь в основе  основ человеческого общежития, в первооснове
мироздания — любовь родительская к детям, забота старших о младших.

И все-таки, дети — без родителей. Да, они остаются без родителей в
силу стихийных бедствий, катастроф, несчастных случаев, всегда нежданных,
беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к нам приходят
беды, не щадящие и малых сил.

Актуальность и перспективность
программы

Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых
происходит взросление современной молодежи, диктуют необходимость использования
специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования
жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для
успешного взаимодействия в социуме.

В исследованиях отечественных и западных психологов (Г. Крайг, А. Райе,
Н. Неупокоева, Е. Афанасенко, И. Капров, Л. Ярроу, Р. Заззо, Р. Спиц, Дж. Боулби, Г. Лямина, М. Попова, А. Лихтарников и др. ) дается сравнительная
характеристика детей, оставшихся без родительского попечения.

Общее физическое, психическое развитие детей-сирот отличается от
развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп
психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень
интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее
формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Отмечается
нарушение социального взаимодействия, отсутствие тенденции к сотрудничеству,
неадекватная самооценка, неуверенность в себе, недостаточное развитие самостоятельности
и ответственности, низкая мотивация к достижению успеха, чувствительность к
жизненным трудностям и личностной неготовности к их решению. Подростки в этом
возрасте негативно воспринимают собственное тело, внешность, у них отсутствует
ценность здоровья, плохо развиты навыки самостоятельно принимать ответственные
решения в социально опасных ситуациях. Их поведение характеризуется
раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на
события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со
сверстниками, неумением общаться с ними.

Читать также:  Каковы основные факторы и проблемы капитального ремонта общедомового имущества в многоквартирных домах?

Особенностью
детей, оставшихся без попечения родителей, является наличие в их жизненном
опыте травмирующих ситуаций (жестокое обращение, потеря родителей и т. Психотравма является событием, которое изменяет систему отношений детей и
подростков, приводит к дезадаптации в сфере общения и поведения.

Научные,
методологические, нормативно-правовые и методические основания программы

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку
социально-исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых
взаимоотношений между людьми. Потеря семьи — тяжелейшая трагедия в жизни
ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. За последние 40 лет
государство пытается справиться с все возрастающей волной сиротства
(«социального» сиротства), развивая разные формы опеки и
попечительства. Тем не менее, модель помещения детей в интернатные учреждения
(детские дома, школы-интернаты) все еще является доминирующей.

Особенно
остры и тяжелы эти проблемы для выпускников сиротских учреждений. Сложно
обеспечить полноценное развитие детей в системе общественного воспитания. Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям, лишенным попечения
родителей, результат не всегда соответствует ожиданиям и затраченным силам и
средствам. Существуют причины, которые трудно преодолеть в данной системе
общественного воспитания. Опыт педагогов, работающих в детских домах, данные
психологических, социологических исследований показывают, что при выходе из
стен учреждения бывшие воспитанники часто оказываются плохо приспособленными к
самостоятельной жизни в обществе.

Семейное
жизнеустройство (в частности, приемная семья) положительно влияет на развитие
детей-сирот. Тем не менее, не может полностью компенсировать последствий потери
родителей, эмоциональной депривации, нарушений привязанности, мозаичности
развития. Поэтому начало самостоятельной жизни и у подростков из приемных семей
нередко носит осложненный характер.

Программа
опирается на теории привязанности (Р. Шпиц, Дж. Боулби) и депривации развития
(И. Лангмейер, З. Матейчек). Выделенные авторами формы психической депривации
позволяют определить основные психологические причины тех трудностей, которые
испытывает ребенок-сирота. Результаты отечественных исследований (В. Мухина,
А. Прихожан, Н. Толстых) служат основанием для признания того факта, что
институциональные условия неадекватны потребностям ребенка, тормозят
психическое развитие, способствуют расстройствам привязанности, возникновению
депривационной симптоматики.

В
программе соединены элементы тренинга личностного роста, обучающего тренинга и
различные психологические упражнения, используемые в тренинговых программах
(С. Кривцова, К. Фопель, Г. Цукерман). При разработке программы принимались
во внимание работы, где рассматриваются теоретические и практические аспекты
групповой и индивидуальной работы с семьей (А. Варга, Д. Винникот, К. Рудестам, В. Сатир, Э. Эйдемиллер).

Содержание
программы строится на идеях гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса,
Б. Ананьева с учетом возрастных особенностей (Л. Выготский, Д. Эльконин) и
базовых потребностей (В. Сухомлинский, Ш. Амонишвили) ребенка.

Согласно
подходу гуманистической психологии ребенок не объект воздействий взрослого, не
«сырье» для формирования чего бы то ни было, ребенок — субъект,
автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам
несущий ответственность за это самостановление. Задача программы — не
формировать человека по заданным образцам, а помочь в самореализации, в
раскрытии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и
ответственности за жизненные выборы.

Для
любого ребенка принятие себя начинается с безусловного позитивного принятия его
взрослым. Формирование опыта «принятия» и «равноправия»
является не менее важной задачей, чем освоение участниками содержательной части
программы.

Занятия
программы построены с учетом перечисленной проблематики детей, оставшихся без
попечения родителей, детей-сирот и ориентированы на содействие их успешной
социализации.

Программа
относится к виду коррекционно-развивающих психолого-педагогических программ.

Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития,
самореализации и социализации ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка,
оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.

·        
Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении.

·        
Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда
проблем, возникающих в приемных семьях.

·        
Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего
выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин  их
возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и
преодоления.

·        
Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения
развития ребенка,  направленного на преодоление проблем, возникающих у
него в процессе обучения,  общения, на этапе выбора профиля обучения и
профессионального самоопределения.

·        
Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и
родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также
правовое консультирование.

·        
Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения
ребенка.

·        
Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и
условий, способствующих этому.

·        
Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

·        
Социально-педагогическая реабилитация опекаемых детей.

Принципы реализации программы:

Следование за естественным развитием ребёнка
на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.

Принцип психолого-педагогической поддержки. Это
процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов,
возможностей, целей и путей преодоления — препятствий, мешающих ему
сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых
результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Читать также:  Результаты, проблемы, перспективы

Принцип повышение роли общественных
организаций.

Механизм реализации программы:

Индивидуальное
психолого-педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система
мер, которая включает в себя:

  • проведение комплексной диагностики,
    направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей
    развития опекаемых детей;
  • выбор методов и приемов обучения,
    оптимальных для каждого воспитанника;
  • организация индивидуальной и
    групповой коррекционно-развивающей деятельности;
  • информирование родителей по вопросам
    воспитания и развития опекаемых детей.

Ожидаемые результаты.

  • реализация индивидуальной образовательной
    программы
  • развитие активной жизненной позиции
    детей
  • развитие педагогических компетенций у
    приёмных родителей и опекунов.
  • адекватное
    реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой
    принадлежности, религию, культуру и язык;
  • выработка
    стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые
    ситуации;
  • налаживание
    эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми  с учетом их
    возрастных особенностей;
  • помощь детям
    при потере или разлуки с родителями;
  • увеличение
    участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой;
  • развитие у
    детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в
    одной семье через участие в общешкольных мероприятиях;
  • развитие
    умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;
  • ведение
    совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей
    жизни в приемной семье;

Возраст детей, участвующих в реализации
программы

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками от 7 до 18
лет.

Этапы реализации программы.

Первый этап – диагностический, формирование
банка данных

Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и
оформление необходимого пакета документов на них.

Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых
детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:

— изучение
взаимоотношений между опекуном и подопечным;

— изучение личности
подопечного;

— установление открытых
доверительных отношений с членами семьи;

— за включением
на дотацию бесплатного питания опекаемых;

— за обеспечением
детей имеющимися в библиотеке учебниками;

— за оказанием материальной помощи семьям опекаемых
детей через фонд всеобуча;

— за учебной
деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей,
посещение консультативных занятий, внешний вид);

— за внеурочной
занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях,
летний отдых);

— за здоровьем
подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок),
уровнем развития, предоставление путевок в санатории;

—  за
исполнением обязанностей опекунами.

Организация педагогической
помощи подопечному:

— помощь в
обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к
опекаемым детям);

—  помощь в
решении конфликтных ситуаций;

—  помощь в
выборе (записи) кружка или секции;

Защита прав и законных
интересов подопечных;

Работа с обучающимися:

Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.

Сопровождение
учащихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение
социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение
учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у
учащихся.

«Здоровье
и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ (проекты).

Сопровождение учащихся с проблемами в
развитии.

Правовое просвещение подопечных.

Работа с семьей:

Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным.

Установление открытых доверительных отношений с членами семьи
 подопечного.

Правовое просвещение опекуна.

Педагогическое просвещение опекуна.

Привлечение специалистов.

Третий этап – анализ и подведение итогов,
дальнейшее планирование работы с подростком  с учетом выработанных
рекомендаций

Содержание  методической работы

№пп
Направлениедеятельности
Форма работы
Сроки
Ответственный

1
1. Диагностика семей,  где дети находятся под опекой или попечительством ,
а так же в приёмных семья
 — наблюдение семей специалистами;- анкетирование детей;- опросы детей;-
тестирование
Сентябрьоктябрь
Социальный педагог и
классные руководителипсихолог

2
Индивидуальная
работа  с семьей
-консультации; — индивидуальные беседы;- посещение семей;-
помощь в оформлении  документов
В течении учебного годаоктябрьапрельпо мере необходимости
Социальный педагог и
классные руководители психологсоциальный педагог

3
Индивидуальная
работа с учащимися
— контроль за посещаемостью и успеваемостью;- беседы; — встречи;- Совет по профилактике;-
занятость детей во второй половине дня
ЕжедневноВ течении учебного годапо мере необходимостиВ течении учебного года
Социальный педагог и
классныеруководителиСоциальный педагог и
классные руководителипсихологсоциальный педагогпедагоги дополнительного образования

4
Профилактика
семейного неблагополучия
 -Изучение воспитательной педагогической литературы;- летний лагерь ;-
беседы при посещении семьи
В течении учебного года
Социальный педагог и
классныеруководители

5
 Профессиональнаяориентация
подопечных
— анкетирование;-тестирование;- консультации;-
встречи с Центром занятости
В течении учебного года
психолог

6
Тесное
взаимодействие с отделом опеки и попечительства Купинского района
— консультации ;- отчёты;- информации; —
семинары;
В течении учебного года
Социальный педагог

7
Защита
прав ребёнка

участие  в судебных и других разбирательствах
по мере  необходимости
Социальный педагог

  • Закон Парламента КБР «Об охране
    семьи, материнства, отцовства и детства» от 2 августа 1996г.
  • Лизинский В.М. Практическое
    воспитание в школе. М., 2002. Натанзон Э.Ш.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.