Программу найти здесь ошибку

Приготовьте отладчик! Пишем приложение с ошибками, затем учимся их находить и дебажить

Программу найти здесь ошибку

Иногда в приложении встречаются ошибки, которые нельзя увидеть даже после запуска. Например, код компилируется, проект запускается, но результат далёк от желаемого: приложение падает или вдруг появляется какая-то ошибка (баг). В таких случаях приходится «запасаться логами», «брать в руки отладчик» и искать ошибки.

Часто процесс поиска и исправления бага состоит из трёх шагов:

Если приложение не падает и чтение логов ничего не даёт, то найти точное место ошибки в коде помогает дебаггер (отладчик) — инструмент среды разработки.

Чтобы посмотреть на логи и воспользоваться дебаггером, давайте напишем простое тестовое (и заведомо неправильное) приложение, которое даст нам все возможности для поиска ошибок.

Это будет приложение, которое сравнивает два числа. Если числа равны, то будет выводиться результат «Равно», и наоборот. Начнём с простых шагов:

Нам автоматически откроются две вкладки: activity_main.xml и MainActivity.java. Сначала нарисуем макет: просто замените всё, что есть в activity_main.xml, на код ниже:

Можете запустить проект и посмотреть, что получилось:

Программу найти здесь ошибку

Теперь оживим наше приложение. Скопируйте в MainActivity этот код:

В этом коде всё просто:

Запустим приложение и введём буквы вместо чисел:

Программу найти здесь ошибку

Нажмём на кнопку, и приложение упадёт! Время читать логи. Открываем внизу слева вкладку «6: Logcat» и видим:

Программу найти здесь ошибку

Читать логи просто: нужно найти красный текст и прочитать сообщение системы. В нашем случае это java.lang.NumberFormatException: For input string: «f». Указан тип ошибки NumberFormatException, который говорит, что возникла какая-то проблема с форматированием числа. И дополнение: For input string: «f». Введено “f”. Уже можно догадаться, что программа ждёт число, а мы передаём ей символ. Далее в красном тексте видно и ссылку на проблемную строку: at com.example.appdebugging.MainActivity$1.onClick(MainActivity.java:26). Проблема в методе onClick класса MainActivity, строка 24. Можно просто кликнуть по ссылке и перейти на указанную строку:

firstInt .first..

Конечно, метод parseInt может принимать только числовые значения, но никак не буквенные! Даже в его описании это сказано — и мы можем увидеть, какой тип ошибки этот метод выбрасывает (NumberFormatException).

Программу найти здесь ошибку

Здесь мы привели один из примеров. Типов ошибок может быть огромное количество, все мы рассматривать не будем. Но все ошибки в Logcat’е указываются по похожему принципу:

Исправим эту ошибку и обезопасим себя от некорректного ввода. Добавим в наши поля ввода android:inputType=»number», а остальной код оставим без изменений:

Теперь можем вводить только числа. Проверим, как работает равенство: введём одинаковые числа в оба поля. Всё в порядке:

Программу найти здесь ошибку

На равенство проверили. Введём разные числа:

Читать также:  Проблема с программой-эмулятором и все связанные с ней проблемы

Программу найти здесь ошибку

Тоже равно. То есть приложение работает, ничего не падает, но результат не совсем тот, который требуется. Наверняка вы и без дебаггинга догадались, в чём ошибка, потому что приложение очень простое, всего несколько строк кода. Но такие же проблемы возникают в приложениях и на миллион строк. Поэтому пройдём по уже известным нам этапам дебаггинга:

И здесь на помощь приходит отладчик. Для начала поставим точки останова сразу в трёх местах:

Программу найти здесь ошибку

Чтобы поставить или снять точку останова, достаточно кликнуть левой кнопкой мыши справа от номера строки или поставить курсор на нужную строку, а затем нажать CTRL+F8. Почему мы хотим остановить программу именно там? Чтобы посмотреть, правильные ли числа сравниваются, а затем определить, в какую ветку в нашем ветвлении заходит программа дальше. Запускаем программу с помощью сочетания клавиш SHIFT+F9 или нажимаем на кнопку с жучком:

Программу найти здесь ошибку

Программу найти здесь ошибку

Появится дополнительное окно, в котором нужно выбрать ваш девайс и приложение:

Программу найти здесь ошибку

Вы в режиме дебага. Обратите внимание на две вещи:

Программу найти здесь ошибку

Введём неравные числа и нажмём кнопку «РАВНО?». Программа остановилась на первой точке:

Программу найти здесь ошибку

Как видим, значения именно такие, какие мы и ввели. Значит, проблема не в получении чисел из полей. Давайте двигаться дальше — нам нужно посмотреть, в правильную ли ветку мы заходим. Для этого можно нажать F8 (перейти на следующую строку выполнения кода). А если следующая точка останова далеко или в другом классе, можно нажать F9 — программа просто возобновит работу и остановится на следующей точке. В интерфейсе эти кнопки находятся здесь:

Программу найти здесь ошибку

Программу найти здесь ошибку

Остановить дебаггер, если он больше не нужен, можно через CTRL+F2 или кнопку «Стоп»:

Программу найти здесь ошибку

В нашем случае неважно, какую кнопку нажимать (F9 или F8). Мы сразу переходим к следующей точке останова программы:

Программу найти здесь ошибку

Ветка правильная, то есть логика программы верна, числа firstInt и secondInt не изменились. Зато мы сразу видим, что подпись некорректная! Вот в чём была ошибка. Исправим подпись и проверим программу ещё раз.

Программу найти здесь ошибку

Программу найти здесь ошибку

Мы уже починили два бага: падение приложения с помощью логов и некорректную логику (с помощью отладчика). Хеппи пас (happy path) пройден. То есть основная функциональность при корректных данных работает. Но нам надо проверить не только хеппи пас — пользователь может ввести что угодно. И программа может нормально работать в большинстве случаев, но вести себя странно в специфических состояниях. Давайте введём числа побольше и посмотрим, что будет:

Программу найти здесь ошибку

Не сработало — программа хочет сказать, что 1000 не равна 1000, но это абсурд. Запускаем приложение в режиме отладки. Точка останова уже есть. Смотрим в отладчик:

Читать также:  Путем вставок и удаления символов исправить ошибки во фразе программа и алгоритм

Программу найти здесь ошибку

Числа одинаковые, что могло пойти не так? Обращаем внимание на тип переменной — Integer. Так вот в чём проблема! Это не примитивный тип данных, а ссылочный. Ссылочные типы нельзя сравнивать через ==, потому что будут сравниваться ссылки объектов, а не они сами. Но для Integer в Java есть нюанс: Integer может кешироваться до 127, и если мы вводим по единице в оба поля числа до 127, то фактически сравниваем просто int. А если вводим больше, то получаем два разных объекта. Адреса у объектов не совпадают, а именно так Java сравнивает их.

Есть два решения проблемы:

Не рекомендуется менять тип этих полей в реальном приложении: числа могут приходить извне, и тип лучше оставлять прежним. Изменим то, как мы сравниваем числа:

firstInt.secondInt
answer.

answer.

Программу найти здесь ошибку

Программу найти здесь ошибку

Опять NumberFormatException, при этом строка пустая. Давайте поставим точку останова на 26-й строке и заглянем с помощью отладчика глубже.

Программу найти здесь ошибку

Нажмём F8 — и перейдём в глубины операционной системы:

Программу найти здесь ошибку

Интересно! Давайте обернём код в try/catch и посмотрим ошибке в лицо. Если что, поправим приложение. Выделяем код внутри метода onClick() и нажимаем Ctrl+Alt+T:

Программу найти здесь ошибку

Выбираем try / catch, среда разработки сама допишет код. Поставим точку останова. Получим:

Программу найти здесь ошибку

Запускаем приложение и ловим ошибку:

Программу найти здесь ошибку

Действительно, как и в логах, — NumberFormatException. Метод parseInt выбрасывает исключение, если в него передать пустую строку. Как обрабатывать такую проблему — решать исключительно вам. Два самых простых способа:

Программу найти здесь ошибку

Теперь-то точно всё в порядке! Хотя профессиональным тестировщикам это приложение никто не отдавал: поищете ещё ошибки? 🙂

Начните с просмотра видео, чтобы познакомиться с принципами эффективной отладки и избежать распространенных ошибок.

Также загляните в наш Твиттер. В одном треде мы разобрали несколько примеров, когда вроде бы рабочий код не проходит тесты на Хекслете. Сам тред можно найти здесь.

Примеры в этой статье написаны на языке JavaScript, но принципы одинаковы для любого языка.

Тесты

Код на Хекслете проверяется с помощью автоматических тестов. Обычно они написаны на том же языке, на котором написан сам код. Общий принцип работы такого вида тестирования довольно прост. Тестируемая программа загружается в память и вызывается с разными параметрами, а тесты следят за тем, чтобы ее поведение соответствовало ожидаемому.

Когда код не проходит тесты, то обычно говорят что тесты упали. В этот момент начинается самое интересное. Необходимо понять, где и почему возникла ошибка. И вывод тестов в этом процессе играет ключевую роль, это главный помощник и проводник. Но необходим опыт, чтобы начать делать правильные выводы из того, что пишут тесты.

Читать также:  Отладка в IDLE — найдите и исправьте ошибки Python‑кода

В первую очередь нужно классифицировать проблему. Ошибки в тестах можно грубо разделить на две категории:

Утверждения

Утверждение — это специальная функция, которая вызывает ваш код с определенными параметрами и проверяет, что он возвращает ожидаемый результат. Например:

Самое важное: если тесты упали на утверждении, это означает, что ваш код как минимум отработал, но его результат не соответствует ожидаемому. Причем часто бывает так, что часть утверждений проходит проверку, то есть код возвращает правильный результат, а часть — нет, обычно в пограничных случаях. В конечном итоге падение теста на утверждении говорит о том, что в коде логическая ошибка.

Ниже — пример вывода упавшего теста. То, насколько вывод подробный, зависит от вида утверждения и возможностей тестовой среды.

Вывод можно разделить на две части:

Предупреждения компилятора и интерпретатора

Самый простой тип ошибок. Такая ошибка говорит о том, что вы ошиблись в синтаксисе. Забыли запятую, скобку и тому подобные вещи. Такие ошибки легко находить и исправлять. Синтаксическая ошибка сопровождается текстом, по которому можно загуглить возможные причины.

Другие ошибки

Большой класс ошибок, которые могут возникать в процессе разработки. В выводе компилятора или интерпретатора всегда присутствует сообщение об ошибке, которое очень важно понять. Проще всего сделать, загуглив текст ошибки. Рекомендуем наш гайд Как искать техническую информацию.

Также ошибки содержат вывод backtrace, по которому можно найти то место, в котором возникла ошибка и попробовать его проанализировать.

Многие из этих ошибок легко исправить с помощью отладочной печати (см. урок Отладочная печать).

Проверка орфографии текста

Заменять остальные части речи

Какой синоним использовать для замены?

Онлайн сервис «Текстовод.Орфография» решает много задач:

Также, на странице Текстовод.Орфография можно сразу проверить текст на уникальность, воспользоваться синонимайзером и авторерайтом.

Если вам удобнее проверять орфографию со смартфона, воспользуйтесь нашим приложением (доступно для Android и IOS).

Кроме того, вы можете пользоваться нашим API.

На сайте Текстовод вы можете проверить:

Минимальное количество слов — одно.

Помимо доступа к большему количеству символов на проверку, данный пакет открывает для вас отдельную очередь — отчего работа сервиса значительно ускоряется.

Также, обладатели PRO версии не видят рекламу.

Чтобы подключить данный пакет, достаточно пополнить баланс и выбрать необходимые функции.

Проверить орфографию очень просто:

Программа работает со следующими языками:

Arabic, Belarusian, Breton, Catalan, Catalan (Valencian), Chinese, Danish, Dutch, English, English (Australian), English (Canadian), English (GB), English (New Zealand), English (South African), English (US), Esperanto, French, Galician, German, German (Austria), German (Germany), German (Swiss), Greek, Irish, Italian, Japanese, Khmer, Persian, Polish, Portuguese, Portuguese (Angola preAO), Portuguese (Brazil), Portuguese (Moçambique preAO), Portuguese (Portugal), Romanian, Russian, Simple German, Slovak, Slovenian, Spanish, Swedish, Tagalog, Tamil, Ukrainian.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *