Определение детской беспризорности. Предыстория проблемы и причины возникновения беспризорности. Способы решения проблем детской беспризорности. Борьба с беспризорностью и формы работы с беспризорными и безнадзорными детьми в 1920-1930 гг.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
85 лет назад было принято постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». По словам историков, данный документ ознаменовал завершение борьбы с беспризорностью — бичом советского общества в 1920—1930-е годы. Как отмечают эксперты, принятые в СССР меры социализации сирот оказались очень эффективными — они позволили сотням тысяч детей получить образование и стать полноценными членами общества. Так, создавались приёмники-распределители для несовершеннолетних, интернаты, активно внедрялись патронат, усыновление, опека и попечительство, вводились квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков. Разработанные в рамках этой работы методики получили признание во всём мире.
31 мая 1935 года Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». Документ стал одним из последних шагов в борьбе с детской беспризорностью, являвшейся одной из серьёзнейших проблем советского общества в межвоенный период.
Контрудар по беспризорности
Детская беспризорность — одна из главных проблем, из-за которой у молодой советской власти болела голова. Количество беспризорников, насчитывавшее несколько миллионов детей по всей стране, грозило серьёзными криминальными трудностями в ближайшем будущем. Но никто не знал, как одолеть эту «гидру». Беспризорность, словно персонаж древнегреческого мифа, с упорным постоянством отращивала несколько новых голов вместо одной срубленной. И у советских «Гераклов» не было напарника «Иолая», способного быстро прижечь основание отрубленной головы. Получалось так, что одна победа оборачивалась несколькими существенными поражениями.
Так, например, было с общественной организацией «Лига спасения детей». Её ликвидировали из-за идеологических разногласий с большевистской властью. А «правильные» прокоммунистические фонды и общественные организации просто не справились с колоссальным объёмом работы. И опять всё пришлось начинать с начала.
Занятие в школе с бывшими беспризорниками. (РИА Новости)
Ситуация немного изменилась в лучшую сторону, когда за решение проблемы взялся Феликс Дзержинский. Но его не стало в 1926 году. А созданная им Деткомиссия ВЦИК, хотя и продолжала работу, но коренного перелома добиться не сумела. И в 1928-м власть поставила конкретную задачу: ликвидировать детскую беспризорность в кратчайшие сроки. Был утверждён и новый план действий, который значительно отличался от стратегии Дзержинского.
Если руководитель ВЧК делал ставку на детские дома и приёмно-распределительные пункты, то теперь во главу угла были поставлены приёмные семьи. Детей начали распределять по крестьянским семьям, отправляли в колхозы и совхозы. Семье, взявшей беспризорника, выделяли дополнительный земельный надел, освобождали на три года от уплаты единого налога, выплачивали единовременное пособие, а также давали возможность отправить сироту в школу на бесплатное обучение.
Казалось бы, крестьяне получили хороший стимул, но на деле новая стратегия сработала лишь частично. В конце 1920-х годов жизнь рядовых граждан СССР была трудна и тяжела, поэтому брать на себя ответственность за ребёнка, пусть даже при наличии разнообразных льгот, отваживались немногие.
Советский плакат. (Pinterest)
Количество беспризорников практически не сокращалось, несмотря на все усилия. И тогда власть пошла на крайние меры. В ночь на 13 апреля 1928 года по стране прошло «изъятие» детей с улиц. Операцию провели силами сотрудников ОГПУ, милиции, с привлечением уголовного розыска. Интересно вот что: представителей комсомола и работников детской инспекции практически не было.
Практика ночных облав вскоре стала постоянной. Сначала беспризорников ловили в крупных городах и на узловых железнодорожных станциях, затем география расширилась. Поскольку многие дети не хотели попадать в приюты и распределительные центры, они пытались сбежать в другие регионы. И чтобы предотвратить «утечку», на узловых станциях дежурили специальные отряды. Нередки были случаи, когда беспризорники оказывали физическое сопротивление ОГПУ или милиционерам. Не являлись редкостью и побеги. Всё это привело к тому, что стражи порядка относились к детям как к полноценным заключённым. Ни о какой снисходительности из-за возраста и условий жизни речи не шло.
Жёсткие, порой даже жестокие методы дали результаты. Тысячи беспризорников были изъяты с улиц и отправлены в новые семьи или же получили работу. Но как и в предыдущие годы, за одной небольшой победой последовало сразу несколько крупных поражений.
Голод и репрессии
В начале 1930-х годов произошёл резкий рост количества беспризорников. И на то было сразу несколько причин: коллективизация сельского хозяйства, волна раскулачивания и массовый голод.
Осенью 1932 года органы Военизированной охраны путей сообщения НКПС СССР получили приказ: необходимо было ловить беспризорников, а затем провести их санитарную обработку, снабдить продовольствием, а также организовать культурный досуг. Детей, живущих вдоль железнодорожных путей, выискивали опергруппы, а также особые дозоры. Беспризорников отправляли либо с комнаты-приёмники, либо же в специальные вагоны. Там с ними работали педагоги-воспитатели.
В начале ноября 1933 года было принято решение отправлять детей-сирот в ГУЛАГ, помещая их в спецпосёлках для раскулаченных. Примерно в то же время к проблеме беспризорников подключились и военные. Вскоре при казармах, где располагались части охраны, появились специальные помещения для сирот. Здесь дети попадали в руки работников народного просвещения, которые обучали их рабочим профессиям. Параллельно ребят знакомили с военным ремеслом. Сироты посещали как теоретические, так и практические занятия.
Дети ГУЛАГа. (ГА РФ)
В мае 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) издали постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». В документе говорилось о том, что массовую беспризорность всё же удалось победить. Достичь нужных результатов удалось благодаря большому количеству специализированных детских учреждений, а также повышения уровня жизни граждан СССР. Естественно, о полной победе никто не говорил. Но общий тон сменился. Если раньше утверждалось, что беспризорность никак не удавалось хотя бы снизить, то теперь между строк читался позитивный настрой. В постановлении говорилось, что сироты, живущие на улицах, ещё остались. Но их количество сокращается, соответственно — это временное явление, вызванное недостатком «профилактической работы». Претензии шли в адрес партийных органов, которые на местах неудовлетворительно выполняли свою работу. Досталось и советской общественности, которая также не прилагала достаточных усилий для ликвидации беспризорности как явления. В общем, главный смысл постановления заключался в том, что теперь беспризорников стали считать следствием равнодушия партийных работников и рядовых граждан. А раньше они являлись «продуктом» глубокого социального кризиса.
Уже в конце 1930-х годов ситуация резко обострилась. Тогда по стране вихрем прокатился Большой террор. Огромное количество взрослых людей погибло, а их дети стали новой проблемой для советской власти. 15 августа 1937 года нарком внутренних дел Николай Ежов подписал приказ НКВД СССР № 00486 под названием «Об операции по репрессированию жён и детей изменников Родины». В нём говорилось, что жёны «врагов народа» должны быть арестованы и отправлены в лагеря, а дети — в детские дома.
Чекисты и беспризорники
Решить сложную проблему с беспризорниками советская власть попыталась ещё в 1917 году. Тогда Ленин подписал специальный декрет, по которому именно государство брало на себя ответственность за сирот. Следом появились комиссии по делам несовершеннолетних. Но у молодого советского государства было слишком много забот. И решить всё и сразу у него не получалось.
Правда, благодаря Владимиру Короленко в стране появилась Лига спасения детей. Но у этой организации вскоре возникли серьёзные разногласия с властью, и её устранили. Предпринимались и другие попытки помочь детям, но шло время, а количество беспризорников только увеличивалось. Так, в 1921 году их число составляло несколько миллионов.
Нарком просвещения Анатолий Луначарский, который с 1919 года возглавлял Совет защиты детей, также не сумел как-либо ощутимо повлиять на ситуацию. Когда проблема достигла «точки кипения», на роль главного «спасителя детей» выдвинулся Феликс Дзержинский. Основатель и руководитель ВЧК в годы становления советской власти являлся, выражаясь современным языком, кризисным менеджером. Если что-то и где-то шло не так, разбираться с этим назначали именно его.
Феликс Дзержинский. (РГАКФД)
О своём желании решить проблему Дзержинский сообщил Луначарскому. Нарком просвещения вспоминал, что «творец и вождь грозной ВЧК» явился к нему с разговором, а после нескольких фраз «в глазах его сразу же загорелся такой знакомый всем нам, несколько лихорадочный огонь возбуждённой энергии».
План был прост, но казался эффективным. Дзержинский прямо заявил, что в одиночку наркомату просвещения с такой масштабной задачей не справиться. А значит, нужно подключать всю советскую общественность. Первым делом Дзержинский предложил создать при ВЦИК специальную комиссию, состоящую из различных ведомств и организаций. Затем «в бой» должны были отправиться чекисты. Дзержинский сообщил, что его люди смогут побороть халатность и равнодушие чиновников, которые будут задействованы в ликвидации беспризорности. Луначарский был в восторге.
Дзержинский изменил бы сам себе, если бы отложил дело в дальний ящик. Его кипучая энергия требовала действий. Действий быстрых и решительных.
Антон Макаренко. (Wikimedia Commons)
И уже осенью 1921 года при ВЦИК появилась Комиссия по улучшению жизни детей. А поскольку за ней стояли чекисты, то её прозвали ДЧК (Детская чрезвычайная комиссия). Под контролем Комиссии были созданы приёмно-распределительные центры, куда доставлялись беспризорники разных возрастов. В этих центрах дети проходили лечение, занимались с педагогами. А затем мальчишек и девчонок отправляли дальше. Кого-то в детский дом или детский городок, а кого-то — в коммуну или колонию. Тех, кто был повзрослей, могли устроить на работу на каком-нибудь предприятии.
В трудовых коммунах подростки могли получить не только общее образование, но и рабочие навыки. Такими были воспитанники легендарного советского педагога Антона Макаренко. Они занимались производством фотоаппарата «ФЭД», получившего название по инициалам Дзержинского.
Бывали и случаи, когда сотрудникам Комиссии удавалось отыскать родителей или родственников своих воспитанников, тогда их отправляли к близким.
Незаконченное дело Дзержинского
На плечи Комиссии легла действительно большая работа. Чекисты следили не только за детьми, но и за состоянием приютов и детских садов. Кроме того, они держали на контроле распределение беспризорников по детским домам, помогали в поисках зданий для будущих приютов, помогали с ремонтом. Но главные силы были брошены на борьбу со взяточничеством и воровством. Чиновника, решившего нажиться на бездомном ребёнке, ждала печальная участь.
Благодаря Дзержинскому на борьбу с детской беспризорностью в помощь наркомату просвещения помимо чекистов были брошены: наркомздрав, профсоюзы, партийные органы, комсомол, женотделы и т. Проблемой занялась чуть ли не вся страна.
Большую роль сыграли и разнообразные кампании, направленные на сбор пожертвований для детских домов. Кроме того, Комиссия организовывала эвакуацию беспризорников в благополучные области страны, а также всячески пропагандировала усыновление. Число беспризорников постепенно начало снижаться. Дело сдвинулось с мёртвой точки.
Воспитанники детского дома. (РИА Новости)
Что же касается Дзержинского, то он, указав нужное направление, занялся другими проблемами. Правда, иногда лично устраивал проверки детских учреждений. Но постоянно держать руку на пульсе у него не было физической возможности. Дело в том, что в том же 1921 году руководитель ВЧК занялся восстановлением железнодорожного хозяйства, стал наркомом путей сообщения, решал проблемы с голодом в регионах.
Находясь на посту наркома путей сообщения, Дзержинский распорядился выделить вагоны, на которых беспризорников отправляли в благополучные районы страны. Там они поселялись в крестьянских семьях, получали крышу над головой и еду. А спустя какое-то время, когда ситуация с продовольствием улучшалась, детей возвращали обратно.
Но беспризорников было много. И поэтому результаты огромной работы казались не столь очевидными. В 1923 году Дзержинский опубликовал обращение «Все на помощь детям». В нём он рассказывал о катастрофе с беспризорниками, признал, что справиться с проблемой пока не получается. Тогда же Железный Феликс предложил провести «Неделю беспризорного и больного ребёнка». Главная цель этого мероприятия — сбор средств для помощи беспризорникам. Предложение получило зелёный свет. А в качестве контролирующего органа был специально создан Центральный комитет «Недели беспризорного ребёнка» при Деткомиссии. Естественно, никто не рассчитывал, что у людей, измученных многочисленными потрясениями в стране, найдутся свободные средства на благотворительность. Но агитация среди населения всё же проводилась: «Небольшие, почти незаметные отчисления и пожертвования 5 чел. способны спасти жизнь одному ребёнку. Отчисления и пожертвования 50 чел. дают возможность открыть и содержать детский дом на 15−20 детей».
«Республика ШКИД». (кадр из фильма)
Сбор средств на добровольных началах какого-либо существенного результата не принёс. Затем власть на местах сделала пожертвования обязательными. Правда, понимая трудность положения населения, чиновники подошли к этому вопросу творчески. Где-то просто немного увеличили цену на посещение увеселительных заведений. А где-то, чтобы прогуляться по парку, нужно было купить специальные марки. Если человек отказывался, то его не пускали. Практика добровольно-принудительных пожертвований показала свою эффективность.
Медленно, но верно положение мальчишек и девчонок улучшалось. Появились губернские и уездные отделения ЦК «Недели беспризорного и больного ребёнка», которые стали фундаментом для развития уже местных комиссий, отвечавших за детей. Не остались в стороне и подростки. Их объединяли в кружки «Друг детей», учреждавшиеся при фабриках и заводах.
В ноябре 1923 года Дзержинский покинул пост председателя Деткомиссии. Его преемники продолжили работу по ликвидации детской беспризорности, которой было ещё очень и очень много.
Головная боль власти
Начало прошлого столетия Россия проходила на максимальном уровне сложности. Череду испытаний открыло противостояние с Японией. Затем последовала Первая мировая война, плавно «эволюционировавшая» в другую войну, уже Гражданскую. Привычный жизненный уклад был разрушен, страна погрузилась в хаос. И это привело к проблеме, которую новая власть никак не могла проигнорировать, — огромное количество детей осталось без родителей.
Точной статистики по количеству беспризорников на 1918 год нет. Но их количество ориентировочно насчитывало несколько миллионов. И с каждым годом количество сирот только возрастало. До революции в Российской империи худо-бедно существовала система помощи беспризорникам. В основном это были специализированные благотворительные и сиротские учреждения. Но все они исчезли. В декабре 1917 года Ленин подписал специальный декрет, который заботу о сиротах возлагал на государство. Вскоре по распоряжению Совнаркома появились комиссии по делам несовершеннолетних.
Молодая советская власть, у которой не было опыта в решении подобных проблем, шла своим путём. Наработки других стран, в том числе и погибшей Российской империи, по борьбе с беспризорностью её не интересовали. В Западной Европе и США упор делался на общественную благотворительность, а также на воспитание в приёмных семьях. Примерно теми же средствами пользовалась и Российская империя. Но у большевиков имелся свой план.
Беспризорники за игрой в карты. (Pinterest)
Смысл заключался в том, что ставка была сделана не на сохранение жизни сирот, а на их воспитание в жёстких идеологических рамках. Соответственно, борьба с беспризорностью из социальной плоскости перешла в политическую. И поначалу работала данная схема плохо. Классовые ценности, которые были возведены большевиками в абсолют, не давали нужного результата. Врач Николай Михайлович Кишкин говорил: «Большевики не терпят ничего не советского, хотя бы оно и было хорошим и необходимым русскому народу». И он прекрасно знал, о чём говорил.
В 1918 году по инициативе писателя, журналиста и общественного деятеля Владимира Короленко была создана независимая организация, которую назвали Лигой спасения детей. А одним из её руководителей как раз являлся Николай Кишкин. Кроме него в управлении Лигой стояли Екатерина Кускова, Лев Тарасевич и другие неравнодушные люди.
Лига спасения детей начала бурную деятельность. За короткий срок было создано более десятка детских колоний, детских садов и клубов, появился оздоровительный санаторий в Москве. Чаще всего организация занимала многоквартирные здания. В двух-трёхкомнатной квартирах располагали около тридцати детей. Условия, конечно, были далеки от идеальных. Но сироты получали крышу над головой, еду и медицинскую помощь. При этом с ними работали квалифицированные педагоги и психологи, которые делали акцент на индивидуальном подходе к ребёнку.
Несмотря на ограниченные возможности, организация смогла помочь нескольким тысячам беспризорников. Конечно, это была капля в море, но большие дела всегда складывались из малого.
«Кормить наших детей не заграница будет»
Казалось бы, Лига делала хорошее дело и должна была пользоваться различными привилегиями, полученными от власти. Но подход Кишкина, Кусковой и прочих не устраивал большевиков, поскольку они просто спасли детей, не выращивая из них новые винтики системы. А для власти это было превыше всего. В то время подавляющее количество сбежавших из России людей свято верило, что ещё чуть-чуть и большевистский режим падёт. В самой стране отношение к новой власти во многих регионов оставалось отрицательным и недоверчивым. Привычная жизнь рухнула, а на возведение новой требовались время и терпение. С последним как-то не задалось. И для власти было жизненно важным воспитывать детей в соответствии с новой идеологией, чтобы впоследствии они стали её надёжной опорой. В этом-то и была одна из проблем Лиги спасения. Там никто этим не занимался.
Вторая проблема заключалась в сотрудничестве с Красным крестом. Причём не только с российским подразделением, но и иностранными. Страна переживала продовольственный кризис. Кормить беспризорников было нечем. Весной 1920 года Лига попросила разрешения у правительства на получение продовольственной помощи у европейских государств. Ленин эту идею воспринял скептически и посоветовался с Дзержинским. Феликс Эдмундович был категоричен: «Кормить наших детей не заграница будет». Есть мнение, что подобное решение было вызвано негативным отношением власти с Кишкину и Кусковой, которых подозревали в антисоветских настроениях.
Затем к проблеме подключился наркомпрод. По его решению было наложено вето чуть ли не на все продовольственные запасы Лиги, полученные от американского и европейских отделений Красного Креста. А заменить их банально было нечем. Сокрушительный удар в первую очередь был нанесён не по Лиге, а по детям.
Регистрация бездомных детей. (РИА Новости)
Пострадало огромное количество детей. В конце 1919 года Марина Цветаева отдала своих дочерей в Кунцевский приют, желая спасти их от неминуемой голодной смерти. Но приют сам находился на последнем издыхании. Закрученные гайки лишили его не только продовольственного обеспечения, но и медицинского. Вскоре старшая дочь Цветаевой Ариадна заболела малярией, и её из приюта переправили в Кунцевский госпиталь, где девочку удалось спасти. А вот младшая Ирина умерла в приюте зимой 1920 года. Голод и отсутствие медицинской помощи сделали своё страшное дело.
Формально Лига спасения детей просуществовала до начала 1921 года, когда все её учреждения перешли под контроль Московского отдела народного образования. После этого уже никто из чиновников не скрывал, что истинная причина расправы над организацией заключалась в негативном отношении власти к её руководству. Прозвучала фраза, которая хорошо проиллюстрировала всё происходящее: «Мы не можем позволить Кишкиным и Кусковым воспитывать пролетарских детей, хотя бы и беспризорных».
Лига спасения детей не была единственной организацией, пытавшейся хоть как-то решить проблему беспризорности. В 1919 году появился Совет защитников детей, который возглавил нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Анатолий Луначарский. (Wikimedia Commons)
Декрет о создании организации был подписан Лениным. Документ состоял из пяти пунктов, в которых говорилось о структуре Совета и его задачах. Несколько народных комиссаров (просвещения, социального обеспечения, здравоохранения, продовольствия и труда) должны были обеспечить детей едой, помещением, одеждой, медицинской помощью, а при необходимости эвакуировать их в хлебородные губернии. К работе была также подключена ВЧК. Совету выделили несколько санитарных поездов, чтобы подбирать беспризорников на железнодорожных станциях.
Но какого-то весомого вклада в борьбу с детской беспризорностью организация не внесла. Таким же «серым» оказалось и общество «Друг детей», которое финансировалось в частном порядке. И хотя «Другу» удалось собрать на помощь детям около миллиона рублей, на что именно была потрачена большая часть средств — неизвестно.
Ситуация складывалась таким образом, что в начале 1920-х годов власть в точности не знала, как бороться с детской беспризорностью. Оказалось, что только Лига предлагала варианты решения проблемы, все остальные организации продемонстрировали свою полную профнепригодность. А число сирот только увеличилось. В 1921 году беспризорников насчитывалось уже несколько миллионов. Это был тупик, из которого срочно требовалось найти выход.
Как была побеждена беспризорность в Советском Союзе
«Массовая беспризорность в Советской России была результатом Первой мировой войны и последовавшей за ней Гражданской войны. Она стала настоящим бичом общества, на улицах оказалась армия сирот», — рассказал в интервью RT историк советник ректора МПГУ Евгений Спицын.
В ходе революционных событий 1917 года существовавшая в Российской империи система благотворительных и сиротских учреждений прекратила своё существование. В декабре того же года Владимир Ленин подписал декрет, провозглашавший заботу о детях прямой обязанностью государства. В начале 1918 года Совнарком создал комиссии по делам несовершеннолетних, в состав которых входили педагогические, социальные и медицинские работники, а также представители органов юстиции.
Все вопросы развития образования в регионах с 1918 года передавались в ведение губернских отделов народного образования (ГубОНО), являвшихся отделами губернских исполкомов и одновременно местными органами Наркомата просвещения. Специальных учреждений, занимавшихся социальной реабилитацией несовершеннолетних, остро не хватало.
В 1919 году был издан декрет об учреждении Совета защитников детей. Он занимался эвакуацией детей в «хлебные» районы, организацией общественного питания, продовольственного и материального снабжения. К этой работе начали привлекать Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК).
«Участие органов ВЧК было оправданным и логичным. Они имели хорошо развитый аппарат на местах. Кроме того, беспризорность служила благодатной почвой для возникновения преступности», — отметил Спицын.
В 1920 году было обнародовано постановление Наркомата просвещения, в котором шла речь об организации приёмников для беспризорников, а также обеспечения им лечения и питания. 27 января 1921 года президиум ВЦИК создал Комиссию по улучшению жизни детей во главе с председателем ВЧК и наркомом внутренних дел РСФСР Феликсом Дзержинским.
Феликс Дзержинский / РИА Новости
«В начале 1920-х годов ситуация с беспризорностью стала критической. Это было общенациональное бедствие. Счёт беспризорников пошёл на миллионы. В разных источниках их количество оценивалось от 4,5 млн до 7 млн. У одних детей родители погибли, другие потерялись во время переездов и эвакуаций», — рассказал в беседе с RT заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Г. Плеханова Андрей Кошкин.
По словам эксперта, детей, оставшихся без постоянного места жительства или родительского надзора, начали отправлять в учреждения интернатного типа. Для оказания им первичной помощи создавались приёмно-распределительные пункты. Помощь в организации самой системы преодоления беспризорности Дзержинскому оказывали известные советские педагоги, в частности Антон Макаренко, который в дальнейшем был отнесён ЮНЕСКО к числу людей, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.
Регистрация бездомных детей в дежурной комнате школы сотрудницей Московского отдела народного образования / РИА Новости
«Учитывая размах беспризорности, связанные с ней проблемы превратись в политический вопрос. Это был тест на жизнеспособность советской системы управления, решался вопрос будущего всей страны», — подчеркнул Кошкин.
«Мы окружены целым морем детского горя»
Ситуация, сложившаяся с детской беспризорностью в начале 1920-х годов, по мнению членов Деткомиссии, грозила «если не вымиранием подрастающего поколения, то его физическим и моральным вырождением». Проблема обострилась на фоне засухи и массового голода в ряде регионов РСФСР. Дети, оказавшиеся без родительского надзора, страдали от инфекционных заболеваний и насилия со стороны преступников. Многие из них пополняли ряды банд, совершая кражи, грабежи и убийства.
Только в 1921 году было создано около 200 приёмников-распределителей для несовершеннолетних. Начали активно внедрять патронат, усыновление, опеку и попечительство, стали вводиться квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков.
Если в 1919 году в детских домах воспитывались 125 тыс. детей, то в 1921—1922 годах — уже 540 тыс. В 1923-м только в Москве на борьбу с беспризорностью были направлены 15 тыс. педагогов.
В марте 1924 года в Москве прошла 1-я конференция по борьбе с беспризорностью, а в ноябре собрался съезд заведующих губотделами по борьбе с беспризорностью.
В 1925 году началось массовое создание в регионах фондов имени Ленина, занимавшихся помощью беспризорным детям и сиротам. В 17 губерниях действовали общества «Друзья детей», имевшие собственные столовые, чайные, клубы и приюты. Всего в это время в РСФСР работали более 280 детских домов, 420 «трудовых коммун» и 880 «детских городков».
«Для преодоления беспризорности советские власти прибегали к самым разнообразным мерам. Активно помогал решать эту проблему Наркомат путей сообщения. Железные дороги и вокзалы, словно магнит, притягивали беспризорных детей. Их выявляли, давали им кров, кормили, учили. Сирот в середине 1920-х стали направлять в крестьянские семьи. Крестьянам, взявшим на себя заботу о детях, предоставляли дополнительные наделы земли», — рассказал Евгений Спицын.
В 1925—1926 годах в СССР был принят ряд нормативных актов, защищавших детей, в том числе предоставлявших льготы несовершеннолетним, оставшимся без родительского надзора. Закреплялся чёткий порядок передачи детей под опеку. Предприятия и учреждения, занятые борьбой с беспризорностью, получали налоговые льготы.
«Несмотря на существовавшие в стране экономические трудности, на преодоление беспризорности выделяли миллионы рублей. Налаживалось как горизонтальное межведомственное, так и вертикальное сотрудничество, направленное в регионы, с целью решения данной проблемы. Многие полномочия были делегированы местным органам народного просвещения. В воспитательных целях использовалось искусство. Воспитанники детдомов становились героями известных книг и кинофильмов», — рассказал Андрей Кошкин.
По его словам, в первой половине 1930-х годов уровень беспризорности начал стремительно снижаться.
«Сверхэффективная работа»
31 мая 1935 года Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». В документе был озвучен ряд претензий к органам исполнительной власти. Они касались неудовлетворительной работы детских домов, а также недостаточности мер по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних и с безответственностью их опекунов.
Документ выстраивал чёткую систему обычных и специальных детдомов, а также трудовых колоний и приёмников-распределителей для несовершеннолетних. Он упорядочивал вопросы профподготовки и трудоустройства подростков, внутреннего распорядка в детских домах, поощрения отличившихся детей. Ответственность за своевременное устройство и обеспечение сирот возлагалась на местные советы.
Здание коммуны имени Ф. Дзержинского / РИА Новости
Для лиц, нарушавших права детей, документ устанавливал уголовную ответственность. В то же время постановление обязывало органы внутренних дел активизировать борьбу с правонарушениями, совершёнными самими несовершеннолетними. Милиция получала право штрафовать родителей за уличное хулиганство детей и поднимать вопрос о принудительном помещении в детдома несовершеннолетних «в случаях, когда родители не обеспечивают надлежащего присмотра за поведением ребёнка».
Отдельная часть постановления обязывала отдел культурно-просветительной работы и отдел печати и издательств ЦК ВКП(б), ЦК нацкомпартий и совнаркомы союзных республик усилить наблюдение за детской литературой и кинофильмами, способными оказывать вредное влияние на детей, например описывающими приключения преступников.
«Меры, принятые в 1935 году, стали финишной прямой в борьбе с межвоенной беспризорностью. К концу 1930-х годов проблема была практически решена», — подчеркнул Андрей Кошкин.
Воспитанники детского дома / РИА Новости
По словам Евгения Спицына, вторая волна беспризорности в СССР поднялась в связи с событиями Великой Отечественной войны, но, несмотря на сложнейшие обстоятельства, преодолеть её оказалось легче, чем первую: сказался опыт, полученный в межвоенный период.
«То, как в Советской России и СССР преодолевали беспризорность, — это была сверхэффективная работа. Был накоплен уникальный опыт, который в дальнейшем использовали другие страны и который может использоваться для преодоления разного рода социальных проблем и в наши дни», — подытожил Евгений Спицын.
Обложка: Председатель ВЦИК Михаил Калинин (пятый справа в верхнем ряду) среди детей Корюшинского детского дома во время поездки по Татарской АССР в 1920 году (из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов СССР). Фото РИА Новости
Как большевики ликвидировали безграмотность
Ровно сто лет назад, 26 декабря 1919 года, Совет Народных Комиссаров принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Так в русском языке появилось новое слово: «ликбез». Пролетарская культура была щедра на диковатые неологизмы и страннейшие аббревиатуры (над чем смеялись ещё Ильф с Петровым — вспомним их «Фортинбраса при Умслопогасе»), но этой была суждена долгая жизнь, хотя и безграмотность давно ликвидирована, да и РСФСР уж почти 30 лет как нет. «Известия» вспоминают о самой успешной и самой полезной кампании советской власти на ниве просветительства.
Согласно декрету, с 1920 года всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте. По желанию — на русском или на родном языке. Из многих начинаний первых лет советской власти это оказалось, пожалуй, наиболее рациональным и успешным.
1930 Крестьяне на занятиях по ликвидации безграмотности. РИА Новости / РИА Новости
Звонкое слово «ликбез» означало широкую просветительскую программу, которая изменила не только судьбу страны. «Пароль времени», как любили — не без патетики — выражаться в те годы. В каждом населенном пункте, в котором насчитывалось не менее пятнадцати неграмотных, учреждались «школы грамоты», так называемые ликпункты. Через год в 40 губерниях России появилось около 13 тыс. таких школ. Их открывали при заводах, нередко — в национализированных богатых домах и закрытых храмах. Учились в ликпунктах по 68 часов в неделю первоначально 7–8 месяцев, позже стали управляться за четыре.
«Рабы не мы»
Новая власть озаботилась проблемой едва ли не сразу после взятия Зимнего. Еще в ноябре 1917 года Анатолий Луначарский на страницах журнала «Народное просвещение» провозгласил курс на ликвидацию безграмотности. А кроме того — заговорил о гигиене, о том, что каждую школу (включая сельские) нужно обеспечить горячей водой и мылом. И ликвидацию безграмотности нужно было запускать в условиях беспросветной нищеты.
В декабре 1917 года в Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Надежда Крупская. Она с первых лет ХХ века разрабатывала методику педагогической работы с взрослыми учащимися. Именно в её личном департаменте и создавались планы обучения совершеннолетних, не получивших азов образования. Считалось, что быстрому преодолению неграмотности поможет орфографическая реформа, разработанная ещё в царские времена, но стартовавшая в начале 1918 года. Ее основной целью было упрощение правописания. Проще писать — проще обучить.
19 июля 1920 года появился новый декрет — об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б). Эта была разветвленная сеть, охватившая всю страну. В составе «второй ВЧК» действовал штат разъездных инструкторов, которые помогали «товарищам с периферии».
Долой неграмотность!
Дело не захлебнулось и после образования Советского Союза, когда процент неграмотных в стране снова вырос — прежде всего за счет Туркестана. В 1925 году энтузиасты борьбы с неграмотностью объединились в добровольное общество «Долой неграмотность», местные отделения которого создавались, как говорится, «от Москвы до самых до окраин». Этому обществу помогали все знаменитые советские писатели, включая Максима Горького и весьма популярного в те годы Демьяна Бедного. А Владимир Маяковский многократно давал поэтические концерты в пользу ликбезовского общества.
Критически не хватало педагогов. Наркомпрос пытался оперативно решить эту проблему. Под знаменами ВЧК в 26 губерниях создавались курсы учителей. Но тут система столкнулась с нехваткой преподавателей. Приходилось завозить лекторов из столиц. Комиссия помогала с командировками. Каждый образованный человек с минимальными педагогическими способностями был на счету. Недаром в 1928 году был организован всесоюзный комсомольский культпоход. Это была лихая молодежная атака на неграмотность. Комсомольцы на общественных началах обучали неграмотных — как правило, рабочих. В эту программу входила и борьба с детской беспризорностью. Власть исходила из того, что каждый подросток школьного возраста не только может, но и обязан учиться.
Выпускник ликпункта должен был уметь читать «ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах», мог «записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства Советского государства». По тем временам — немало. Учили, как правило, по лозунгам, но старались пробудить у питомцев способности к самостоятельному мышлению. Учитывали социальное положение ученика, его профессию.
Чтобы система заработала на полную мощность, потребовалось 10 лет. К началу 1930-х в стране появилось массовое педагогическое образование. И это тоже заслуга кампании, которая началась в декабре 1919 года.
Программа чрезвычайной важности
Зачем ликбез был нужен большевикам, ещё не укрепившим свою власть, ещё воевавшим «на деникинских фронтах»? Для них это был не только пропагандистский довод, но и дело чести. Самодержавие традиционно упрекали за невнимание к массовому образованию. Об этом страстно писали и либералы, и социалисты всех мастей. О необходимости бесплатного всеобщего образования твердили и эсеры, и меньшевики, и большевики. В этом они сходились. И большевики — надо отдать им должное, — захватив власть, не ограничились декларациями. Для них это был важнейший идеологический вопрос. Революционные партии проповедовали веру в прогресс — технический, культурный и социальный. А о каком прогрессе можно говорить в малограмотном обществе?
Судьба Просвещения
Конечно, наркомпросовцы 1919 года начинали не с нуля. Почему же в России сто лет назад для ликвидации безграмотности потребовались столь крутые, «чрезвычайные» меры? Проблема кроется в глуби веков. Первым нашим просветителем государственного масштаба был князь Ярослав, не зря прозванный Мудрым. Он и сам был пристрастен к чтению, и других старался приохотить к науке. Примерно в 1030 году князь Ярослав создал первое училище в Новгороде Великом. К концу правления князя-книгочея Русь была одним из наиболее просвещенных государств Европы. Но вскоре этот приоритет был утрачен. И только в начале XVII века царь Борис Годунов замыслил открыть в Москве первые светские школы. Пушкин прославил этот порыв царя Московского, вложив в его уста крылатые слова: «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни».
Но эта затея не удалась, а после Смутного времени грамотеев в Московском царстве осталось немного. И царь Петр, которого такое положение дел не устраивало, взялся за дело с поистине революционным неуемным размахом. «Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье», — точнее Пушкина не сказать. Петр открывал «цифирные школы», заботился об элементарном обучении солдат.
К концу царствования первого императора в России насчитывалось более ста низших училищ. Не все задумки Петра были доведены до ума, но именно ему мы обязаны тем, что к концу XVIII столетия дворянство и духовенство в России стало сплошь грамотным. Развитие получили пресса и литература. Появились читатели — появились и книги.
Заботилась о народных школах и Екатерина Великая, но — по большей части в переписке с европейскими светилами. В этой области её благие намерения медленно приживались на северной почве. «Народная школа» окрепла в России только к концу XIX века.
По части массовой грамотности Россия так и не догнала Европу. В 1897 году Петр Семенов-Тян-Шанский провел в Российской империи первую научную перепись населения. Она показала, что азами грамоты в стране владеют лишь 21,1% населения. Смиряться с этим не собирались ни власти, ни интеллигенция. Хотя некоторые идеологи консервативного направления считали, что «мужику» грамота идет только во вред. Правда, в начале ХХ века такие воззрения вышли из моды. За судьбы народного просвещения болели лучшие умы страны. Но за первые 14 лет нового столетия число начальных учебных заведений в России увеличилось как минимум в два раза. Важную роль играли церковно-приходские школы, в которых получали азы знаний крестьянские дети.
К началу 1920-х, когда наркомпрос выступил с концепцией ликвидации безграмотности, дело обстояло немногим лучше, чем во времена Семенова-Тян-Шанского: в стране насчитывалось лишь около 30% функционально грамотных граждан. Главным образом, это были молодые люди. А поколение отцов испытывало трудности даже при выполнении самых простых письменных заданий.
Ликбез переломил ситуацию. Всесоюзная перепись населения 1939 года установила, что грамотность среди населения в возрасте от 8 лет приблизилась к 90%. При этом в среднеазиатских республиках речь шла о первоначальной грамотности, а в России — о достаточно высоком уровне образования.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»
На обложке: Фото РИА Новости/Виктор Булла
Также по теме
«Дороги назад у них не было»: как восстание Чехословацкого корпуса изменило историю России
Сто лет назад в Челябинске вспыхнуло восстание Чехословацкого корпуса. Именно этот момент многие историки считают началом Гражданской.
- Феликс Дзержинский
- РИА Новости
- Регистрация бездомных детей в дежурной комнате школы сотрудницей Московского отдела народного образования
- РИА Новости
«Вопреки мифам»: как пятилетки изменили экономику СССР
90 лет назад в Советском Союзе была принята резолюция о пятилетнем планировании развития народного хозяйства, которая создала основу.
«Дело не только в том, что мы окружены целым морем детского горя, но и в том, что мы рискуем получить из этих детей антиобщественных, антисоциальных людей, в корень испорченных, врагов здорового образа жизни. беспринципных людей, которые с лёгким сердцем уйдут в лагерь наших врагов, которые пополнят армию преступности», — заявил в одном из своих выступлений нарком просвещения Анатолий Луначарский.
- Здание коммуны имени Ф. Дзержинского
- РИА Новости
- Воспитанники детского дома
- РИА Новости