Рабочая программа лектора по глобальному экологическому образованию и Рабочая программа по глобальным экологическим проблемам

Рабочая программа лектора по глобальному экологическому образованию и Рабочая программа по глобальным экологическим проблемам

Рабочая программа лектора по глобальному экологическому образованию и Рабочая программа по глобальным экологическим проблемам

Рабочая программа лектора по глобальному экологическому образованию и Рабочая программа по глобальным экологическим проблемам

Рабочая программа лектора по глобальному экологическому образованию и Рабочая программа по глобальным экологическим проблемам

Учитель Панкратова Л.

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Глобальные проблемы человечества»

10 – 11 кл. — 68 часов.

Интерес к изучению общечеловеческих проблем растет год от года во всем мире. Задачей данного курса является формирование целостного представления о современном мире, его сложностях и противоречиях, глобальных проблемах и возможных путях их решений.

В силу ряда причин такие проблемы, как предотвращение мирового ядерного конфликта, надежное обеспечение человечества энергией, сырьем, продовольствием, сохранение природной среды, управление демографическими процессами и другие, приобрели в полном смысле глобальный характер.

Привлечь внимание общественности к глобальным проблемам, содействовать воспитанию человека, интересующегося важнейшими тенденциями развития планеты, проблемами окружающего нас мира, а также обладающего чувством ответственности и необходимыми знаниями для решения задач во всех сферах деятельности – одна из важнейших задач данного курса.

Не должны преобладать ни излишний пессимизм, ни излишний оптимизм при оценке современной ситуации на планете Земля. Необходимо постараться разъяснить учащимся, что главное — это вера в человека, в его разум, в способность сделать будущее истинно человеческим.

Специфика содержания курса предполагает использование различных методов и форм обучения. Помимо форм традиционного урока можно рекомендовать проведение дискуссий. Такая форма изучения предопределена неоднозначностью самого изучаемого материала и вытекающим отсюда различием мнений. Системой целенаправленных вопросов, которые школьники заранее получили как домашнее задание, учитель в ходе дискуссии подводит их к определенным выводам. В итоге такой работы школьники самостоятельно, а не в готовом виде получают выводы, что способствует осознанному личностно-ориентированному обучению.

При изучении курса используются картографические материалы атласов и учебников. С помощью системы вопросов и заданий, направленных на анализ природных и хозяйственно-экономических карт можно раскрыть потенциал глобальных проблем человечества.

Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательной школы разработана на основе

Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации»,

федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего образования (2007 г

авторских методических рекомендаций к учебнику В. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. , «Просвещение», 2015-2018. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне),

рабочей программы курса «Глобальная география» (по учебнику Ю. Гладкого, С. Лаврова, М. Дрофа 2010);

авторской программы кандидата географических наук И. Родионовой

Учебного плана МБОУ «Губкинская сош» на 2014-2015 учебный год,

Федерального перечня учебников.

Общая характеристика курса

Актуальность введения курса «Глобальные проблемы человечества» в учебные планы связана с всё более обостряющимися противоречиями в современном мире, возникающими между человеком и обществом, обществом и окружающей средой; между странами с высокоразвитой экономикой и развивающими странами с отсталой экономикой.

Изучение глобальных проблем человечества — сравнительно новое и быстро развивающееся направление в географической науке, изучающее пространственное проявление общепланетарных процессов и явлений. Можно сказать, что мы имеем дело с особой ветвью глобалистики — учения о глобальных проблемах человечества — географической, включающей экологический, энергетический, продо­вольственный, сырьевой, демографический и другие ас­пекты развития природы и общества. Сама по себе глобалистика носит ярко выраженный междисциплинарный характер и изучается многими науками: философией, социологией, экономикой, био­логией, правом и т. Глобальная география — это «гео­графическая глобалистика», и изучение се особенно важно и перспективно, так как речь идет об овладении знаниями на рубеже науки о природе и обществе. Гео­графия остается единственной дисциплиной, синте­зирующей естественное и общественное направления в науке. Глобальные проблемы различны по своему ха­рактеру, но все они пронизаны идеей географическо­го единства человечества и его выживания. Если в про­шлом кризисные явления угрожали лишь отдельным культурам и территориям, то современный мегакризис охватывает весь мир, все основные формы и сферы жиз­ни человека.

Глобальная география занимает все более стабиль­ное место в системе образования в различных странах ми­ра, что связано с большим познавательным, нравствен­ным и воспитательным значением этого курса.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности в глобальном масштабе.

В наибольшей степени это связано с концепцией перехода на профильное обучение в старшей школе, направленное на развитие, формирование социально зрелой личности. Изучение данного курса будет способствовать формированию мировоззрения учащихся.

Цель курса: сформировать у учащихся представления о сущности глобальных проблем и возможных способах их решения.

Расширение и углубление предметного материала по теме: «Глобальные проблемы человечества», что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества.

Формирование глобального мышления в противовес узко понимаемым национальным и классовым интересам.

Развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера.

Вооружение учащихся специальными и общенаучными умениями, позволяющими им самостоятельно «добывать» информацию географического характера по данному курсу.

Правильное понимание места и роли России в мире, специфика проявления глобальных проблем в каждой стране.

Овладение системой знаний, позволяющих cформулировать личностное отношение к проблемам современного мира.

Специфика содержания курса:

В результате изучения курса учащиеся увидят много общего в картине современного мира, его взаимозависимость, что не менее важно, знания региональных особенностей помогут выработать умения и навыки извлечения информации из различных источников: справочников, энциклопедий, учебников, атласов, Интернета, газет и журналов.

Специфика содержания курса предполагает использование различных методов и форм обучения. На занятиях применяются групповые и индивидуальные формы обучения, используются следующие методы: беседа, дискуссия, ролевая игра, работа с периодической печатью, статистикой и т.

Формирование умений, навыков и виды деятельности школьников

Курс направлен на формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятель­ность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осущест­вление их проверки, владение приемами исследовательской дея­тельности, элементарными умениями прогноза, умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в СМИ, научной литературе, статистических источниках; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания инфор­мации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценива­ние своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в кол­лективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям совре­менной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или буду­щей профессиональной деятельности.

Обязательными по курсу являются следующие виды деятельности:

  • анализ статистических и картографических материалов, составление классификаций;
  • изложение и аргументация собственных суждений о глобальных явлениях и проблемах;
  • установление причинно-следственных связей;
  • подготовка устных сообщений с использование различных источников информации.

-учащиеся должны уметь по заданному алгоритму рассмотреть проблему современности, доказать что она является глобальной, показав её географические аспекты, и находить обоснованные пути её решения.

Место курса в учебном плане МБОУ «Губкинская сош»

Элективный курс « Глобальные проблемы человечества» для учащихся 10-11 классов. Курс рассчитан на 68 часов. Из расчета по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах) , относится к общественно-научной области, предмету география (часы школьного компонента) , предназначен для реализации в учебном году по Учебному плану МБОУ «Губкинская сош» и предполагает изучение предмета на базовом уровне

Читать также:  Программа для поиска ошибок на сайте

Формы организации учебного процесса:

● индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

● обучающих средств;

● методов обучения.

Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);

● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку

Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.

Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны

  • Предмет изучения глобальных проблем человечества;
  • Систематизацию глобальных проблем, их причины возникновения, пути решения;
  • Антропогенные воздействия на природу в целом и ее отдельные компоненты;
  • Особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры человечества;
  • Политическую анатомию современного мира, культурно-исторические регионы мира;
  • Экономическую дифференциацию мира;
  • Особенности глобальной и социальной экологии;
  • Определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития процессов и явлений;
  • Оценивать и объяснять степень природных и техногенных изменений в природе;
  • Проводить учебные исследования, моделирование ситуаций в пространственно-временной конкретности;
  • Решать социально значимые задачи на основе проведения учебной экспертизы.

Т е м а Современная эпоха и глобальные проблсмы (2 ч)

Задачи и содержание курса. Роль географической науки в изучении и решении глобальных проблем. Совокупность глобальных про-блем человечества (ГГГЧ). Их сущность. Основные факторы, влияющие на возникновение и обострение глобальных проблем.

Предотвращение ядерной войны — важнейшая глобальная проблема. «Горячие» точки планеты. «Безъядерные зоны».

Обострение ГПЧ. Угроза нарушения формирующейся целостности мирового сообщества. Угроза самоуничтожения цивилизации.

Новое политическое мышление. Изменение отношений между крупнейшими державами мира. Программа «Партнерство во имя мира» (ПВМ). Предпосылки разрешения противоречий глобального развития.

Учащиеся должны знать:

Основные причины возникновения и обострения глобальных проблем.

Учащиеся должны уметь:

Выделить наиболее приоритетные глобальные проблемы.

Отвечать на вопросы: как современные политические события влияют на ситуацию в мире и на возможность решения глобальных проблем? Касаются ли ГПЧ каждого жителя планеты в отдельности?

Дискуссии, доклады, ответы на вопросы и задания.

Т е м а Сущность глобалыюй экологической проблемы (2ч)

Причины возникновения и обострения экологических проблем. Разделение стран по степени и основным способам воздействия на природную среду.

Воздействие хозяйственной деятельности людей на окружающую среду. Приближение к максимально допустимым нагрузкам на природную среду. Угроза появления необратимых изменений в природных системах.

Экологические пути решения экологических проблема. Стратегия бережливости в отношении с окружающим миром.

Экологические приоритеты и пути их достижения. Примеры позитивного решения региональных геоэкологических проблем. Международно-правовая охрана окружающей среды.

Основные направления, по которым природа испытывает влияние общества.

Каков религиозный состав населения развивающихся стран? Какие проблемы возникают в них в связи с сохранением религиозной розни?

Как проявляется в развивающихся странах«городской взрыв»? Какие города (агломерации) развивающихся стран относятся к числу крупнейших в мире?

Тема Экологическая проблема в экономически развитых странах (2ч)

Экологическая ситуация в экономически развитых странах. Антропогенное загрязнение атмосферы,

«Парниковый» эффект. Прогнозы глобального потепления климата. Тесная взаимосвязь экологических и экономических проблем. «Озоновая дыра». Основные причины и последствия разрушения озонового экрана.

Влияние атомной энергетики. Ядерный потенциал мира. Захоронение радиоактивных отходов. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Особенности проявления экологической проблемы в промышленно развитых странах мира.

Объяснить термины «кислотные дожди», «озоновая дыра», «парниковый эффект», «трансграничный перенос».

Т е м а Экологические проблемы стран (2 ч)

Острота социально-экологической ситуации и причины, ее обусловливающие. Хищнический вывоз сырья и ресурсов из развивающихся стран. Вынос экологически «грязных» производств в страны «третьего мира», Усиление давления на биосферу вследствие быстрого роста населения.

Причины сведения лесных массивов. Геоэкологические последствия уничтожения влажнотропических лесов. Изменение природных комплексов Амазонии. Сведение лесов в высокогорных системах (горное опустынивание).

Сохранение почвенных и водных ресурсов. Экологические противоречия сельскохозяйственного развития. Опасность опустынивания и ее основные причины. Экологические, хозяйственные и социальные проблемы стран Сахеля (Африка).

Основные экологические проблемы развивающихся стран, причины их возникновения и обострения.

Объяснить термины: Сахель, «опустынивание», «обезлесение»

Отметить на карте мира районы (зоны) экологического бедствия.

Тема Экологические проблемы Мирового океана (1ч)

Глобальные географические функции Мирового океана. Эксплуатация природных ресурсов Мирового океана. Проблемы мирового рыболовства.

Масштабы и виды загрязнения вод Мирового океана. Экологические последствия загрязнения вод. Необходимость международных усилий по защите Мирового океана,

Сущность и возможные пути решения проблем Мирового океана.

Пояснить на конкретных примерах, какие последствия для всей планеты имеет загрязнение вод Мирового океана.

Тема 6 Экологические проблемы России

Экологическая ситуация в России. Зоны экологического бедствия. Загрязнение -атмосферы отходами промышленных предприятий. Положение дел с охраной и рациональным использованием земельных, водных и лесных ресурсов страны.

Экологическая ситуация в разных регионах России и странах ближнего зарубежья. Экологические последствия освоения районов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Экономические и социально-политические причины обострения экологической ситуации в последние годы.

Отметить на карте страны районы острой кризисной экологической ситуации.

Т е м а Демографическая проблема. Ее сущность и глобальный характер (2ч)

Динамика численности населения в историческом аспекте. Темпы роста населения на планете. Модель Мальтуса. Причины перенаселенности. Экологические ограничители роста населения. Факторы и основные закономерности размещения населения. Основные демографические показатели и методы их расчета, Модель «демографического перехода».

Взаимосвязь демографии, экономики и политики. Значение демографической составляющей в системе социально-экономического развития разных стран мира. Проблемы демографического регулирования.

Миграции народов. Причины миграционных потоков. Взаимосвязь проблемы беженцев с экономической, политической и экологической обстановкой в мире. Возможные пути решения проблемы снятия противоречий между национальными и общечеловеческими ценностями.

Крупнейшие страны по численности населения. Основные демографические показатели и методы их расчета.

Объяснить ситуацию в «демографически разделенном* мире, причины перенаселенности, миграций населения.

Тема Демографическая проблема в экономически развитых странах (2 ч)

Старение населения стран Севера. Снижение темпов прироста. Уменьшение доли населения экономически развитых стран в мировом населении, Проблемы национальных меньшинств и этническая дискриминация.

Читать также:  Ошибка 0x80070666 при установке Microsoft Visual C++

Урбанизация как выражение современных социально-демографических процессов. Геоэкологические проблемы урбанизированных регионов. Агломерации и мегалополисы. Проблема утилизации отходов,

Учащиеся должны знать;

Особенности проявления глобальной демографической проблемы в промышленно развитых странах.

Характерные черты городского расселения в развитых странах.

Объяснить термины: «демографическое давление«, «урбанизация», «агломерация», «мегалополис», «субурбанизация».

Т е м а Демографическая проблема в развивающихся странах (2 ч)

Диаметрально противоположный характер демографической ситуации в развитом и развивающемся мире. Перенаселенный Юг.

Феномен «демографического давления». Особенности воздействия человека на природную среду в районах с низкой, средней и высокой плотностью населения,

Ускоренные темпы роста городского населения в развивающихся странах. «Ложная урбанизация. Возможные пути решения проблем.

«Демографический взрыв» позади? Многодетность в странах «третьего мира», причины и основные проблемы. Политика снижения рождаемости и планирования семьи, ее результативность в разных странах.

Рост населения и социальные конфликты. Этнические проблемы, Социально-экономические и социально-политические корни межнациональных конфликтов.

Особенности демографической проблемы развивающихся стран.

Объяснить термины и понятия; «демографический взрыв», «демографическая политика», «ложная урбанизация».

Т е м а Ресурсная проблема. Пути решения

Изменение биосферы в результате человеческой деятельности. Ресурсы возобновимые и невозобновимые. Неравномерность размещения природных ресурсов на планете. Рост потребления минерального сырья и других ресурсов.

Гиперразвитие и перепотребление природных ресурсов в развитых странах Развивающиеся страны — основные поставщики природного сырья и энергоносителей. Возможные пути решения ресурсной проблемы в мире.

Причины современного обострения проблем рационального природопользования.

Объяснить, почему энергетическая и ресурсная проблема имеет глобальный характер.

Тема Энергоресурсы (1 ч)

Энергоресурсы. Потребление энергии в мире. Первый «энергетический переход», «эра нефти», Общие запасы топлива. Сроки «исчерпания» мировых запасов топлива.

Последствия роста добычи топливных ресурсов, «Энергетический кризис», его основные причины и последствия.

Страны мира, которые располагают крупнейшими запасами топливных ресурсов.

Учащиеся должны уметь;

Объяснить, как проявляется «энергетический кризис» в странах с разным уровнем экономического развития.

Практическая работа: Дискуссии, доклады, ответы на вопросы и задания.

Тема Минеральные ресурсы

Ресурсообеспеченность стран мира. Ресурсная расточительность». Прогнозы «Римского клуба».

Переход к эпохе рационального потребления. Внедрение ресурсосберегающих технологий. Использование вторичного сырья и другие мероприятия.

Как изменяется ресурсная ситуация в мире. Страны, располагающие крупнейшими запасами минеральных ресурсов.

Объяснить необходимость комплексного и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов.

Т е м а 3емельные ресурсы

Структура мировых земельных угодий. Увеличение демографической нагрузки на земельный фонд планеты.

Деградация почв. Эрозия почв. Засухи. Проблема опустынивания. Борьба за сохранение земельных ресурсов.

Какие экологические последствия могут возникнуть при нерациональном использовании земельных ресурсов в разных странах.

Объяснить термины: «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы», «сельскохозяйственные угодья», «обрабатываемые земли», «опустынивание», «эрозия».

Т е м а Лесные ресурсы (1ч)

Лесные ресурсы мира. Основные причины сокращения лесных ресурсов. Деградация лесных массивов в развитых странах вследствие загрязнения атмосферы. Антропогенные изменения природных комплексов влажнотропических лесов.

В чем состоит уникальная роль лесов на нашей планете.

Объяснить причины сокращения лесных ресурсов мира.

Тема 15. Водные ресурсы планеты (1 ч)

Вода дороже золота. Региональные контрасты в обеспеченности водными ресурсами. Рациональное использование водных ресурсов на планете. Переход к экономике с эффективным водным хозяйством.

Ресурсный потенциал Мирового океана. Широкомасштабная стратегия по защите и освоению Мирового океана.

Проблемы водоснабжения в различных регионах мира.

Выделить основные причины роста дефицита пресной воды на планете Земля и пути его преодоления.

Тема Глобальная продовольственная проблема (2 ч)

Актуальность и многоаспектность глобальной продовольственной проблемы, Двойственный характер продовольственной ситуации в развитом и развивающемся мире.

Демографический фактор и продовольственная проблема. Качественная и количественная составляющие питания населения. Калорийность питания,

Голод и недоедание в современном мире. Социальное расслоение населения и продовольственная проблема. Диспропорции в распределении продовольствия ка национальном и международном уровнях.

Факторы, влияющие на продовольственную ситуацию в мире. Регионы и эоны критической продовольственной ситуации.

Объяснить выражение: «Голод — сигнал о неблагополучии всех систем жизнеобеспечения людей: ресурсно-экологических, социально-политических и экономических».

Дискуссии, доклады, ответы на вопросы и задания,

Тема 1 7. Пути решения продовольственной проблемы (2 ч)

Природно-ресурсные аспекты решения продовольственной проблемы. Экологический кризис и глобальная продовольственная проблема.

Реализация опыта «зеленой революции». Разработка стратегии рационального использования продовольственных ресурсов, Социальные преобразования и аграрные реформы.

Возможности роста производства продовольствия в мире. Региональное сотрудничество и международная продовольственная помощь.

Учащиеся должны знать: Различные аспекты решения продовольственной проблемы. Учащиеся должны уметь: Объяснить выражение: «Неудовлетворительное обеспечение продовольствием значительной части населения стран «третьего мира» — один из источников социальной и политической нестабильности в регионал». Практическая работа; Дискуссии, доклады, ответы на вопросы и задания.

Тема Развивающийся мир — многоликий феномен (2 ч)

Обострение глобальных проблем и ухудшение социально-экономических и политических условий в странах «третьего мира». Специфика проявления глобальных проблем в развивающихся странах,

Сравнение экономических показателей развитого и развивающегося мира, Роль освободившихся стран в мировой экономике, Полюс слаборазвитости в современном мире.

Развивающиеся страны — единство и многообразие. Неоднородность социально-экономического развития. Роль сельского хозяйства в экономике. Проблема голода и недоедания,

Что такое «третий мир»? Особенности развития культуры, политики и экономики в этой группе стран.

Выявить связь между социально-экономической отсталостью беднейших стран, быстрым ростом населения и деградацией природных систем жизнеобеспечения.

Тема Проблема преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран (2ч)

Проблемы народонаселения. Миллиард неграмотных. Безработица. «Утечка умов» («брейн-дрейн»), Проблема социального положения женщин. Социально-экономическая отсталость и права человека.

«Долговая петля». Экологический колониализм. Воздействие транснациональных компаний (ТНК) ка развитие экономики развивающихся стран,

Перемещение эпицентра глобальной экологической проблемы в страны *третьего мира*.

Милитаризация экономики. Международная торговля оружием. Роль военных институтов власти в политической и экономической жизни развивающихся стран, Территориальные этнические и религиозные конфликты.

Преодоление социально-экономической отсталости развивающихся стран — одна из глобальных проблем человечества. Поиски выхода из кризисной ситуации.

«Горячие точки» в различных регионах развивающегося мира.

Выявить особенности проявления глобальных проблем в развивающихся странах, выделить наиболее приоритетные.

Дискуссии, доклады, ответы на вопросы v задания.

Тема Наше общее будущее (2 ч)

Перспективы развития человеческой цивилизации. Пределы роста, Постоянная и оперативная информация о состоянии окружающей среды и экономической ситуации в мире.

Прогнозы и глобальные модели развития мира. Концепция *устойчивого развития» Программа ООН «Повестка дня на XXI век».

По окончании курса учащиеся сдают зачет.

Темы дискуссий (докладов)

Т е м а Современная эпоха и глобальные проблемы

Мир на пороге III тысячелетия. Основные проблемы человечества.

Почему современную эпоху называют эпохой глобальных проблем?

Темы 2 — 6. Глобальная экологическая проблема

Главные факторы деградации окружающей среды и районы их проявления,

Особенности экологических проблем 1 высокоразвитых и развивающихся странах.

Каким образом страны мира могли бы объединить свои усилия для решения глобальной экологической проблемы?

Темы 7 — 9. Демографическая проблема

Сколько нас сейчас и сколько будет’ (Можно ли смягчить остроту демографической ситуации в мире?)

Урбанизация — узел проблем.

Этнические конфликты в современном мире.

Те м а Ресурсная проблема

Ресурсы — истощение или изобилие? (Ваша точка зрения).

Оставим ли мы ресурсы нашим потомкам? (Рациональное и нерациональное использование природных ресурсов)

«Зеленый покров* планеты Земля в опасности!

темы 16 —17. Продовольственная проблема

Региональные контрасты в обеспечении населения продовольствием, Основные причины.

Устранение голода и недоедания — насущная проблема человечества»

Т е м а Проблема преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран

Развивающийся мир — многоликий феномен.

Почему беднейшие страны мира все более отстают в своем социально-экономическом развитии?

Читать также:  Как действовать, если стиральная машина не меняет режимы стирки

Можно ли установить в мире справедливый экономический порядок? (Пути преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран)

Т е м а Наше будущее

Что ожидает человечество в XXI веке? (Глобальные модели развития мира)

Программа ООН «Повестка дня на XXI век», Концепция устойчивого развития.

Приложение 2 Контрольные вопросы и задания

Каковы основные причины возникновения и обострения глобальных проблем?

Почему от решения проблемы войны и мира, прекращения гонки вооружений зависит решение всех остальных глобальных проблем современности (ГПС)?

Каковы могут быть последствия мирового ядерного конфликта для биосферы Земли, для всего человечества?

Какую экономическую выгоду человечеству может принести разоружение?

Что вы знаете о создании «безъядерных зон»?

Как современные политические события (в том числе войны и конфликты в «горячих точках» планеты) влияют на ситуацию в мире и на возможность решения глобальных проблем?

Можно ли среди ГПС выделить как наиболее значимые следующие нерешенные проблемы: гонка вооружений, нарастание экологического кризиса и обострение контраста между «богатыми» и «бедными» странами? Ответ аргументируйте.

Какие еще проблемы, кроме общепризнанных, вы могли бы отнести к разряду глобальных?

Негативные изменения окружающей среды в разных странах имеют свою специфику. В чем это выражается?

Объясните выражение: «Экологические проблемы не признают государственных границ».

Объясните следующие понятия и термины: «парниковый эффект», «глобальное потепление климата», «озоновая дыра», «опустынивание», «трансграничный перенос».

Отметьте на контурной карте районы обострения экологической ситуации (зоны экологического бедствия) в мире и на территории нашей страны.

Почему особую опасность океанским водам несет загрязнение их нефтью и отходами ее переработки?

Какие последствия для всей планеты имеёт загрязнение Мирового океана? Поясните на конкретных примерах.

Перечислите основные факторы деградации и разрушения лесов на нашей планете?

Какие проблемы возникают в связи с освоением Амазонии для Бразилии, для Южной Америки, для всего человечества?

Какие проблемы природопользования возникли в развивающихся странах в связи с развитием промышленности, сельского хозяйства, ростом городов, переносом «грязных» производств?

В чем преимущество альтернативных источников получения энергии?

Каковы должны быть основные направления экологической политики?

Имеют ли высокоразвитые страны мира прямое отношение к глобальной демографической проблеме?

Что такое «демографический взрыв»? Когда возник, для каких стран характерен?

Какие проблемы возникают в мире вследствие ускоренного роста городов?

Какие показатели могут характеризовать «качество жизни» населения?

Почему высокая доля городского населения во многих странах «третьего мира» не может служить показателем высокого уровня жизни?

Тема ИТОГОВАЯ. Наше общее будущее

Как вы понимаете выражение: «Человечество может решить глобальные проблемы, но ему может не хватить на это времени

Объясните выражение: «Развивающимся странам принадлежит важное место во всех сферах деятельности мирового сообщества, и это значение будет непрерывно возрастать».

Касаются ли глобальные проблемы человечества каждого жителя планеты в отдельности? Можно ли изменить современную ситуацию?

Почему необходимо объединение усилий всех стран мира в решении глобальных проблем?

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Глобальные проблемы человечества» /ГПЧ/

10-11 классы 68 часов

№ Дата Дата Содержание К-во ч д/з план факт 10 класс (34 часа) ВВЕДЕНИЕ 1 Тема 1. Современная эпоха и глобальные проблемы 4 1 Роль географической науки в изучении и решении ГПЧ. Их сущность. 375-376 2 Наиболее приоритетные глобальные проблемы 351-364 3 Обострение ГПЧ 367-374 4 Программа «Партнерство во имя мира» р/т, к/к Тема 2. Сущность глобальной экологической проблемы 4 5 Причины возникновения и обострения экологических проблем 313-314 6 Воздействие хозяйственной деятельности людей на окружающую среду. 199 7 Пути решения. Экологические приоритеты. 367 8 Международно-правовая охрана окружающей среды. 239,375 Тема 3. Экологическая проблема в экономически развитых странах 4 9 Экологическая проблема в экономически развитых странах. Антропогенное загрязнение атмосферы. 276 10 «Парниковый эффект». «Озоновая дыра» 236,239-241 11 Влияние атомной энергетики. Международной агентство по атомной энергии /МАГАТЭ/ 70-81/Г 12 Дискуссия по данной теме. Тема 4. Экологические проблемы развивающихся стран. 4 13 Экологические проблемы развивающихся стран. 36-42/Г 14 Пр. с картами атласа и к/к. Найти и отметить на на к/к районы /зоны/ экологического бедствия. атл. к/к 15 Пути решения проблем районов экологического бедствия. 364-367 Тема 5. Экологические проблемы Мирового океана. 2 16 Глобальные географические функции Мирового океана. 239 17 Международное сотрудничество по защите Мирового океана. 126-129/Г Тема 6. Экологические проблемы России. 5 22 Экологическая ситуация в России. Лекция. 105-106/Г 23 Экологическая ситуация в России. 105-106/Г 24 Пр. Отметить на карте России районы острой кризисной экологической ситуации. к/к, атл 25 Конференция по темам 2-6 «Проблемы здоровья и долголетия человечества» Разработка проекта Тема 7. Демографическая проблема 4 26 Демографическая проблема. Ее сущность и глобальный характер. – Лекция. 90-94/Г 27-28 Взаимосвязь демографии и экономики. 94-96/Г 29 Миграции народов. 96-101/Г Тема 8. Демографическая проблема в экономически развитых странах. 4 30 Демографическая проблема в экономически развитых странах. 90-94/Г 31-33 Урбанизация. Агломерации. Мегаполисы. Технополисы. Отметить крупнейшие агломерации, мегаполисы. 96-105 Обобщение по темам 1-8. Семинарское занятие. 2 Защита пр 33-34 Итоговая конференция «Современная эпоха и глобальные экологические и демографические проблемы» 2

№ Дата план Дата факт Содержание К-во д/з 1 ВВЕДЕНИЕ. Роль географической науки в решении Глобальных проблем человечества. 1 3-8/Г Глава 9. Демографическая ситуация в развивающихся странах 4 2 Демографическая ситуация в развивающихся странах 354-355/М 3 Ускоренные темпы роста урбанизации. 96-104/Г 4 «Демографический взрыв» 90-96/Г 5 Этнические проблемы 144-150/Г 6 Дискуссия по теме Тема 10. Ресурсная проблема. Пути решения. 3 7 Ресурсная проблема. Пути решения. Лекция 41-46/М 8 Рациональное природопользование. 25-28/М 9 Пр. Отметить наиболее ресурсообеспеченные и «кризисные» районы мира. атл; к/к Тема 11. Энергоресурсы 2 10 Энергоресурсы. «Эра нефти» 70-76,86/Г 11 «Энергетический кризис», его основные причины и последствия 70-76,86/Г Тема 12. Минеральные ресурсы 4 12 Ресурсообеспеченность стран мира 28-51/М 13-14 Внедрение ресурсосберегающих технологий 91-98/М Тема 13. Земельные ресурсы. 2 15 Земельные ресурсы п5/Л 16 Борьба за сохранение земельных ресурсов п5/Л Тема 14. Лесные ресурсы. 2 17 Лесные ресурсы п 7/Л 18 Антропогенные воздействия на лесные ресурсы п 7/Л Тема 15. Водные ресурсы планеты 2 19 Вода дороже золота п 8-9,51/Л 20 Ресурсный потенциал Мирового океана п 9/Л Тема 16. Глобальная продовольственная проблема 2 21 Глобальная продовольственная проблема 110-117/Г 22-23 Демографический фактор и продовольственная проблема 90-109/Г Тема 17. Пути решения продовольственной проблемы 2 24 Пути решения продовольственной проблемы п 48/Л 25-26 «Зеленая революция» п 48/Л Тема 18. Развивающийся мир-многоликий феномен 4 27 Обострение глобальных проблем. 351-364/М 28 Пр. сравнение экономических и социальных показателей развитого и развивающегося мира по статистическим материалам, картам и современным источникам информации. Статистич. материалы Тема 19. Проблема преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран 2 29-30 Проблема преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран 367-375/М Тема 20. Наше будущее. 3 31 Перспективы развития человеческой цивилизации 375 32 Семинарское занятие по темам курса. 33-34 Итоговая конференция: Современная эпоха и Глобальные проблемы человечества «Наше будущее» 2

«Программно – методические материалы по географии общеобразовательных учреждений», Федерального компонента государственного стандарта Министерства образования Российской Федерации.

Уровень – базовый.

Максаковский Г. География 10-11 класс Дрофа 2008-09

Гладкий Ю. , С. Лавров «Экономическая и социальная география мира» М. Просвещение 2005г.

Гладкий Ю. , С. Лавров «Дайте планете шанс» М. Просвещение 1995г.

Москвин «Экология водоемов России» М. Школа-Пресс 1999г.

Матюшко «Жизненные ресурсы Земли» Минск «Уроджай» 1985г.

Глобальные изменения и региональные взаимоотношения

Кучер Т. Экологическое образование учащихся при обучении географии. Просвещение 1990. Просвещение

Политическая карта мира.

Гладкий Ю. , С. Лавров «Дайте планете шанс» М. Просвещение 95г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *