Рабочая программа по подготовке к школе, а также программа по решению проблем в школе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 им. Куницына

директора МКОУ СОШ № 4   им. Куницына

___________ И. Карева 07. 2020г.

ПРОГРАММА РАБОТЫ С

ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ
НЕУСПЕШНОСТИ.

Проблемы в школе у ребенка: причины и помощь. Рекомендации специалистов

В школьные годы у детей часто возникают трудности: проблемы в общении со сверстниками и учителями, низкая успеваемость, сложная обучаемость, школьная дезадаптация. Бывает, родители не замечают проблем ребенка в силу занятости, да и сами дети редко просят помощи, несмотря на то, что очень нуждаются в ней. Именно поэтому родителям важно быть чуткими и внимательными по отношению к своим детям, своевременно решать их проблемы, помогать в различных делах, чтобы впоследствии ребенок вырос уравновешенной и целостной личностью.

В этой статье рассмотрим основные трудности психологического, логопедического или нейропсихологического характера, с которыми ребенок может столкнуться в школе.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Невнимательность, неусидчивость, низкая концентрация внимания

Невнимательный ребенок в школе с точки зрения психологии – это ученик с нарушением концентрации внимания на каком-либо действии или предмете (дисциплине). Как правило, если ребенок не успевает за темпом работы в классе, долго делает домашние задания, постоянно отвлекается сам и отвлекает одноклассников, не с первого раза слышит обращенную к нему просьбу, это говорит о низком уровне концентрации внимания из-за снижения уровня нейродинамики.

Признаками невнимательности могут являться:

— Низкая концентрация (ребенок постоянно отвлекается в классе, либо при выполнении домашних заданий, быстро переключает внимание на мелкие раздражители (посторонние звуки, изображения) с потерей качества выполняемого действия и т.

— Забывчивость (например, часто теряются вещи).

— Невнимательность при выполнении бытовых действий (путаются цифры в задачах, пропускаются пуговицы при застегивании одежды и т

Из-за чего же так происходит? Существует множество факторов, влияющих на снижение концентрации, одними из них являются: эмоциональное напряжение ребенка, тревожность, чрезмерная нагрузка, внешние факторы (жара, холод), дискомфорт и, конечно же, мобильные гаджеты. Помимо этого, часто за невнимательностью скрывается недоформированность 1 и 3 блоков мозга, которые как раз отвечают за уровень общей работоспособности и осуществление функции контроля за собственной деятельностью.

При выявлении данной проблемы необходимо не только устранить причину, но и стабильно заниматься с ребенком, развивая функции головного мозга. Существует множество игровых методик, воздействующих на участки мозга, что, соответственно, будет повышать концентрацию внимания у ребенка.

Детский нейропсихолог может провести нейродиагностику, выявить первопричины низкой концентрации внимания у ребенка и дать свои рекомендации по дальнейшему развитию.

У ребенка трудности в письме и/или чтении

Если у ребенка наблюдаются регулярные характерные трудности в письме и/или чтении, часто они вызваны конкретным расстройством – дисграфией или дислексией. Однако не стоит паниковать, так как такое явление довольно часто встречается среди учеников начальных классов, но и пускать ситуацию на самотек — тоже нельзя.

Причины данных трудностей чаще могут быть связаны с:

— нарушениями или особенностями в развитии нервной системы,

— недоформированностью определенных блоков мозга и, как следствие, задержками в развитии моторной сферы (крупная и мелкая моторика) и психических функций, например, зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, памяти и пр.

Симптомы проблем с письмом, как правило, начинают проявляться еще в начале школьного обучения, а наиболее заметны становятся с увеличением нагрузки. Чем раньше родители заметят это, тем быстрее помогут ребенку избавиться от данных трудностей и не упустить школьную программу, а также сделать процесс обучение легче и интереснее.

На что стоит обратить внимание? Если ребенок плохо пишет, делает много ошибок в написании и прочтении букв, слогов и слов (зеркалит, заменяет слоги местами, пишет звук, а не букву и пр. ); знает правила, но не может их применить; пишет как «курица лапой» — всё это — первые тревожные звоночки, которые указывают родителям на то, что ребенку нужна помощь специалистов!

Проблемы с чтением также не стоит игнорировать. Это очень важный процесс, от которого во многом зависит успешность в изучении разных дисциплин. Например, если ребенку трудно правильно прочесть и понять условия математической задачи, то и выполнить ее без ошибок он не сможет. Последствия дислексии могут проявляться и в трудностях с пониманием прочитанного и в сокращении читательского опыта, что, в свою очередь, может препятствовать росту словарного запаса и базовых знаний.

Часто чтение и письмо для детей с дислексией — это очень энергозатратный процесс, особенно в случаях, когда нарушена работа не одной, а двух или нескольких когнитивных функций.

Справиться с первопричинами дисграфии и дислексии поможет нейропсихолог и/или логопед-дефектолог. Часто эти специалисты совместно работают с ребенком по определенным образом составленной программе.

У ребенка плохой почерк

Отдельной проблемой можно выделить плохой почерк (неразборчиво пишет, не соблюдает границы строк и т. Причиной могут быть следующие факторы:

— неврологические проблемы (ДЦП, эпилепсия и пр. );
— леворукого ребенка переучили писать правой рукой;
— плохо развита моторика (крупная и мелкая);
— мышечные зажимы, в частности в кисти руки;
— задержки в развитии.

Что делать? Нейропсихолог поможет определить, с чем именно связана данная сложность и подскажет верный путь решения вопроса. При необходимости проведет курс занятий по устранению причин данного явления. Для детей дошкольного возраста существуют специальные упражнения, направленные на развитие двигательной сферы и моторики, предотвращение появления зажимов и подготовки руки к письму.

Ребенку сложно запомнить стихи или любую другую информацию

Плохая память – то, что лежит на поверхности. Но часто за тем, что мы называем «плохой памятью» может скрываться совсем иная причина. Например, у ребенка могут быть трудности с вниманием — тогда он просто не может сконцентрироваться на запоминании материала, память же в данном случае как раз может быть развита абсолютно нормально.

Опять же, в данном случае необходима консультация нейропсихолога для того, чтобы выяснить точные причины трудностей в запоминании информации.

Кто такой детский нейропсихолог, и как он может помочь в решении проблем в школьном обучении?

Это специалист, который знает особенности развития мозга, может с помощью нейропсихологической диагностики установить соответствие уровня развития психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и пр. ) возрастным нормативам, выяснить причины возникновения тех или иных сложностей и дать рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.

В случае необходимости нейропсихолог составит индивидуальную программу занятий и проведет курс коррекционно-развивающих занятий по устранению выявленных трудностей. В такую программу входят различные физические и интеллектуальные упражнения, элементы сенсорной интеграции, телесноориентированной терапии, кинезиологии, которые проводятся в игровой форме.

Если вы наблюдаете у своего ребенка что-то из вышеперечисленного, не откладывайте проблему в долгий ящик, где она обрастет еще большими проблемами, а обратитесь к специалисту, который поможет стать Вашему ребенку успешнее во всех сферах жизнедеятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

Ребенок отстает в школе

Говоря про успеваемость, речь не всегда идет только про оценки или баллы. В действительности важно, чтобы ребенок получил и усвоил полезные знания и навыки, а не просто «пятерки» в электронном дневнике. Зачастую родители и преподаватели обвиняют детей в лени и нежелании учиться, но причины школьной неуспеваемости
могут крыться в эмоциональном состоянии ребенка, связанном с разными причинами:

— отсутствие интереса к обучающей программе;

— конфликты с учителями и другими учениками;

— давление со стороны сверстников;

— психологическая напряженность, связанная с конфликтами в семье;

— отсутствие/падение мотивации;

— внутренние переживания;

— проблемы с усвоением материалов

В данном случае первым делом необходимо поговорить с ребенком, попытаться выявить причину и понять, с чем связаны у ребенка проблемы в школе, и, соответственно, помочь ему их решить. Если вы осознаете, что причина школьной неуспеваемости
вызвана эмоциональным неблагополучием ребенка, и она не решается своими силами, то стоит обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет ребенку пережить возникшие трудности, выровнять эмоциональный фон и вернуть интерес к учебе.

Проблемы со сверстниками

К сожалению, проблемы со сверстниками – очень распространенное явление в наше время. Давайте разберемся, что может мешать Вашему ребенку легко общаться и коммуницировать с другими детьми?

— ребенок стеснительный, неуверенный в себе;

— у ребенка плохо развиты социальные навыки общения;

— агрессия со стороны ребенка или сверстников, буллинг;

— непонимание в семье, сложные отношения с родителями;

— нарушения или отклонения в психическом развитии.

Если у ребенка проблемы со сверстниками, прежде всего, родителям стоит направить все силы на поддержку своего чада в этой непростой для него ситуации. Необходимо выявить истинную причину и проработать её. Ни в коем случае не пренебрегайте консультацией специалиста – детского психолога.

Проблемы с адаптацией

Адаптация в школе – это важный процесс привыкания ребенка к новой социальной среде. Длительность этого периода зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка и занимает в среднем от 2 до 6 месяцев.

Привыкнуть к новому распорядку дня, новым правилам и коллективу – задача не из легких даже для взрослого, что уж говорить о маленьких детях! Крайне важно поддержать ребенка в это нелегкое для него время. Проблемы со школьной адаптацией чаще всего встречается у:

— гиперактивных детей,

— детей с повешенной утомляемостью,

— детей с психологическими особенностями,

— детей с неврологическими и психиатрическими диагнозами,

— детей, имеющих задержки в развитии.

Не требуйте от ребенка многого, постарайтесь максимально поддерживать его и больше проводить время вместе. Мотивируйте и поощряйте за школьные успехи. Помогите ребенку оптимально распределить время, составьте расписание дня, не забывайте про прогулки на свежем воздухе. Станьте для него опорой в этот период. На этапе адаптации не добавляйте в график ребенка новых обязанностей, кружков и секций – лучше отложить введение дополнительного образования на более позднее время.

Проблемы с поведением

При переходе в новое учебное заведение, а также по мере взросления, у ребенка может появиться ряд негативных поведенческих особенностей, которые называют психогенной школьной дезадаптацией (сокращённо ПШД).

ПЩД, как правило, характеризуется:

— пассивным поведением;

— конфликтностью со сверстниками и учителями;

— повышенной эмоциональностью;

— эмоциональной неустойчивостью;

— неадекватностью действий, аморальным поведением, агрессией по отношению как к людям, так и к животным;

— частым пропуском уроков.

Проблемы с поведением чаще всего встречаются у детей с дефицитом внимания и любви в семье. Даже психически здоровый ребенок в такой ситуации может начать бунтовать и вести себя агрессивно, поэтому важно, в первую очередь, начать с отношений внутри семьи. При данном нарушении у ребенка лучше всего обращаться за помощью к детскому психологу.

Проблемы в общении с учителями

Поводом для конфликтов между учениками и учителями могут быть совершенно разные ситуации, например:

— низкая успеваемость ученика;

— несоответствие уровня знаний ребенка и школьной программы;

— борьба за авторитет между учеником и учителем;

— некомпетентность учителя;

— проблемы в семье ребенка;

— личностные особенности учителя и ребенка и пр.

Если у ребенка проблемы с учителем, родителям необходимо понять причину данного недопонимания и помочь ее устранить.

Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста в условиях учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего нарушение встречается у школьников младшего возраста, но может проявляться также в средних и старших классах. Впоследствии, если не предпринимать должных мер, школьная дезадаптация полностью отбивает у ребенка желание учиться и в принципе посещать учебное заведение.

Школьная неуспеваемость является одним из последствий дезадаптации ребенка, которую также называют нарушением развития и поведения.

Почему у ребенка может возникнуть школьная дезадаптация?

— недостаточный контроль поведения ученика;

— низкий уровень подготовки ребенка;

— низкий уровень интеллектуальных навыков;

— неспособность подстроиться под темп программы;

— пробелы в школьной программе/отдельных дисциплинах;

— психологические и неврологические особенности.

Конечно, не стоит забывать о влиянии семьи на психическое состояние ребенка. Непонимание, конфликты и давление негативно влияют на общее развитие и мироощущение детей. Все эти факторы напрямую отражаются на учебной деятельности ребенка. К такой проблеме, как школьная дезадаптация, лучше всего привлекать детского психолога и нейропсихолога.

Как помочь? Рекомендации психолога

Если Вы замечаете, что у ребенка проблемы в школе, он подавлен, замкнут или, напротив, чрезвычайно импульсивен, в первую очередь необходимо проанализировать Ваши отношения в семье. Конечно, в доме должны царить гармония и спокойствие. Очень важно вести диалог со своими детьми, узнавать о новостях в их жизнях, постараться стать для ребенка другом, несмотря на разницу в возрасте. Выявляйте и принимайте причины тревожностей, окружайте заботой и любовью, уделяйте время своим детям! Обычно дети редко рассказывают о своих проблемах, так как боятся осуждения и непонимания со стороны родителей. Поэтому Вам, как родителям, необходимо:

— Выстраивать доверительные отношения с ребенком. Доверие в семье – первый шаг к успешному построению взаимоотношений детей и родителей. Ребенку важно понимать, что родителям можно доверять, рассказывать им о своих проблемах и не ждать осуждения в ответ.

— Поговорить, узнать о его переживаниях, успокоить и поддержать, если это требуется. Объясните ребенку, что любая проблема требует решения, и Вы всегда готовы ему помочь, Вы всегда на его стороне. Однако, если на протяжении нескольких лет родитель выступал доминантом, данные перфомансы, скорее всего, не дадут никаких результатов. Здесь потребуются некоторое время и усилия с Вашей стороны, чтобы изменить ситуацию.

— Обратиться к специалисту – детскому психологу – за первичной консультацией или на несколько сеансов для решения той или иной психологической проблемы.

Кто такой детский психолог, и почему он точно поможет Вам и Вашему ребенку?

Детский психолог – это профессионал в области детской психологии, который специализируется на решении психологических трудностей у детей. Следует знать, что психика детей в школьные годы очень неустойчива (сначала адаптация, далее – переходный возраст) и легко поддается травмам, которые могут остаться с ними на всю жизнь, повлияв на целостное формирование личности, поэтому решать детские проблемы важно и нужно! Одной помощью родителей зачастую, к сожалению, не обойтись.

Детский психолог поможет ребенку решить личностные и внешне ситуативные проблемы: тревожность, замкнутость, проявление агрессии, непроработанные обиды, низкая самооценка, низкая успеваемость, проблемы с социализаций, отсутствие контакта с учителями и сверстниками и т. Список проблем разнообразен, и если у Вашего ребенка наблюдаются какие-либо эмоциональные трудности, то настоятельно рекомендуем отнестись к вопросу детского психического здоровья крайне серьезно, не пренебрегая помощью специалистов!

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и направлена на создание системы комплексной помощи «психологически неблагополучным» детям в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в психологическом развитии обучающихся , их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать проблемы таких детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального сопровождения «психологически неблагополучных» детей.

Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы. Выбор конкретной формы определяется результатами педагогической и психологической диагностики.

своевременное выявление «психологически неблагополучных» детей с трудностями в обучении, проблемами в адаптации, поведении, общении или во внутреннем психологическом состоянии;

определение направлений коррекционной работы с «психологически неблагополучными» детьми;

определение особенностей организации коррекционной работы с «психологически неблагополучными» детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, в соответствии с выявленными проблемами;

создание условий, способствующих освоению «психологически неблагополучными» детьми основной образовательной программы основного общего образования и их социальной адаптации в образовательном учреждении;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи «психологически неблагополучным» детям с учетом особенностей их развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с результатами диагностики);

разработка и реализация индивидуальных и групповых коррекционных программ, организации индивидуальных и/или групповых занятий для «психологически неблагополучных» детей;

реализация системы мероприятий по социальной адаптации «психологически неблагополучных детей»;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) «психологически неблагополучных» детей.

Содержание программы коррекционной работы определяет следующие принципы:

Соблюдение интересов обучающегося. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой в интересах школьника.

Целостность воздействия на личность подростка. Ошибочно и практически неконструктивно «разделение» подростка на различные психологические сферы и ведение коррекционной деятельности в отношении отдельно взятых социальных, эмоционально-личностных или познавательных сфер. Это не исключает выделение приоритетных направлений в зависимости от возраста, локализации конкретных проблем, интересов и желаний школьников, но любая коррекционная деятельность должна разворачиваться как процесс воздействия на личность ребенка в целом, во всем разнообразии ее социально-психологических проявлений.

Реалистичность. Активно опираться на знание особенностей той социальной и культурной среды, к которой принадлежат школьники.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции проблем «психологически неблагополучных» детей, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса, всесторонний подход, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем подростка;

Непрерывность. Принцип гарантирует обучающимся и их родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

Последовательность и преемственность в формах и методах проводимой в школе коррекционной работы. Участие школьника в различных формах коррекционной работы в течение всех лет обучения в школе будет значительно более продуктивным, если он будет чувствовать в этой работе определенную логику, последовательность, методическую преемственность.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для решения проблем «психологически неблагополучных детей».

Добровольность посещения коррекционных занятий школьником.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) «психологически неблагополучных» обучающихся выбирать формы получения помощи, защищать законные права и интересы школьников, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о посещении «психологически неблагополучных» подростков специальных коррекционных занятий в МОУ СОШ №2.

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление «психологически неблагополучных» школьников, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную психолого-педагогическую помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии «психологически неблагополучных» обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения «психологически неблагополучных» школьников и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории подростков, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическим работниками.

Диагностическая работа включает:

своевременное выявление обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической помощи;

раннюю диагностику проблем в развитии и анализ причин трудностей адаптации школьников в основной школе;

комплексный сбор сведений о подростке на основании психолого-педагогической диагностической информации;

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития «психологически неблагополучного» школьника, выявление его резервных возможностей;

изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей «психологически неблагополучного» подростка;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации «психологически неблагополучного» школьника;

системный разносторонний психолого-педагогический контроль за уровнем и динамикой развития школьника;

анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

выбор оптимальных для развития «психологически неблагополучного» школьника методов и приемов обучения в соответствии с его проблемами;

организацию и проведение психологом индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления проблем и трудностей в обучении;

системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию проблем в развитии;

коррекцию и развитие высших психических функций;

развитие эмоционально-волевой и личностной сфер подростка и психокоррекию его поведения;

социальную защиту школьника в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с «психологически неблагополучными» школьниками, единых для всех участников образовательного процесса;

консультирование психологом педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с 2психологически неблагополучными» подростками;

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов обучения «психологически неблагополучного» школьника.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы), направленные на разъяснение участником образовательного процесса — обучающимся (имеющим проблемы в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения «психологически неблагополучных» обучающихся;

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий «психологически неблагополучных» подростков.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для выявления «психологически неблагополучных» школьников, определении их проблем; оценка образовательной среды с целью соответствия требований программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

Этап планирования, организации, координации ( организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения «психологически неблагополучных» обучающихся, а также воспитания, развития, социализации данной категории школьников.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно -диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ для решения проблем «психологически неблагополучных» школьников.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный и процесс сопровождения «психологически неблагополучных» подростков, корректировка условий обучения, методов и приемов работы.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, обеспечивающих системное сопровождение «психологически неблагополучных» школьников: классных руководителей, учителей-предметников, педагогов, входящих в психологическую службу школы. Такое взаимодействие включает в себя:

комплексность в определении и решении проблем подростка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;

составление комплексных и индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер подростка.

В настоящий момент такое взаимодействие в МОУ СОШ №2 осуществляется путем реализации целевых программ: «Адаптация пятиклассников» и «Программа деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися», разработанными педагогами школы.

Консолидация усилий классных руководителей, учителей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов позволит обеспечить систему комплексного психолого-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы школьника.

Наиболее распространенной и действенной формой организованного взаимодействия специалистов – это психолого-педагогический консилиум, на котором вырабатывается стратегия сопровождения «психологически неблагополучных» обучающихся, конкретизируется содержание работы с ними.

Еще одним механизмом реализации коррекционной работы можно считать социальное партнерство, которое предполагает профессиональное взаимодействие педагогов МОУ СОШ №2 с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества) – это учреждения здравоохранения, инспекция по делам несовершеннолетних, учреждения дополнительного образования и пр.

Требования к условиям реализации программы

обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей школьника; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий);

комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;

обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение гигиенических правил и норм).

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.

Педагог-психолог оснащен определенным набором соответствующих коррекционных программ, специализированных прежде всего по возрастам, а внутри каждого возраста – по важнейшим проблемам школьников. Прежде всего, это коррекционные работы, связанные с решением проблем дезадаптации школьников и трудностей в их познавательной сфере (в рамках психической нормы).

Коррекционные программы по направлениям

№ Название программы Издательство (литературный источник) Развитие познавательной сферы 1 Коррекция пространственного мышления Шевлякова И. Посмотри внимательно на мир – М. : Генезис, 2003 2 Коррекционные занятия по развитию мышления Тихомирова Л. «Развитие интеллектуальных способностей ребенка» — М. : Рольф, 2001. Развитие коммуникативных навыков 3 Коммуникативный тренинг Астрейко Н. , Гончарик Ю. Тренинг эффективного межличностного взаимодействия. – Минск, 2002. 4 Тренинг сотрудничества Дьячкова С. «Учимся сотрудничать». /Газета «Школьный психолог», № 41, 42, 2004. Развитие саморегуляции, эмоционально-волевой сферы 5 Тренинг по снятию тревожности Прихожан А. Тренинг по снятию тревожности / Газета ««Школьный психолог», № 19,21,2000. 6 Коррекционные занятия по снятию агрессии Смирнова Т. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. 7 Коррекционные занятия по работе с обидами Рожков М. , Набатова М. Как помочь ребенку преодолеть обиду. / -Ярославль, Академия развития, 2006. 8 Программа индивидуальных занятий по коррекции страхов Захаров А. Что снится вашим детям. СПб. : «Дельта», М. : ООО «Издательство АСТ». , 2006. 9 Формирование эмоционально-волевой саморегуляции Слободяник Н. Формирование эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2004.

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться педагогами-психологами в сотрудничестве с классными руководителями, учителями-предметниками и социальными педагогами. Педагогические работники МОУ СОШ №2 должны иметь четкое представление об особенностях «психологически неблагополучных» школьников, о методах и приемах работы с ними. Необходимо постоянное повышение квалификации педагогических работников школы, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение данной категории детей.

В психологическую службу МОУ СОШ №2 входят:

Тарасова Ольга Михайловна – педагог-психолог высшей квалификационной категории;

Высоких Лариса Ивановна – педагог — логопед;

Шереш Клавдия Павловна – социальный педагог первой квалификационной категории;

Шемякина Любовь Борисовна — олигофренопедагог первой квалификационной категории.

Психологическая служба имеет кабинет, оснащенный мягкой мебелью, стульями, столами для проведения индивидуальных и групповых занятий с «психологически неблагополучными» школьниками, для организации консультативной работы с педагогами и родителями. В кабинете имеется телевизор, видео, ПК, сканер, принтер, ксерокс, используемые при подготовке и проведении занятий.

Информация о коррекционно-развивающей деятельности МОУ СОШ №2 подразделяется на две составляющие:

открытую, находящуюся в свободном доступе;

закрытую (конфиденциальную).

Открытая информация публикуется для педагогов и родителей на официальном сайте МОУ СОШ №2. Для обучающихся и родителей (законных представителей) оформляются информационные стенды. Для обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов школы разработан банк рекомендаций для решения различных проблем.

Планируемые результаты коррекционной работы

своевременное выявление «психологически неблагополучных» детей с трудностями в обучении, проблемами в адаптации, повелении, общении или во внутреннем психологическом состоянии;

создание условий, способствующих освоению «психологически неблагополучными детьми» основной образовательной программы основного общего образования и их социальной адаптации в образовательном учреждении;

положительная динамика индивидуальных достижений «психологически неблагополучных» школьников;

оказание индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи «психологически неблагополучным детям» с учетом особенностей их развития и индивидуальных возможностей ( в соответствии с результатами диагностики);

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) «психологически неблагополучных детей».

На 2020-2022 годы

Приоритет: «Повышение качества знаний обучающихся»

Наименование Программы

Программа работы с обучающимися с рисками учебной
неуспешности. Нормативноправовые основания для разработки Программы
—                    
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29. 2012 № 273-ФЗ;  —                    
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06. 2009 № 373;  —                    
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;  —                    
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17. 2012 г. , №413); —                    
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19. 2014
г. , №1598); —                    
Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) образования (утв. Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19. 2014 г. , №1599); —                    
Методические рекомендации по организации и проведению органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими 
переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, проверок
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
в рамках федерального государственного надзора в сфере образования,
направленные письмом Рособрнадзора от 04. 2017 № 05375 —                    
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2. 2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями) от 29
июня 2011 г. , 25 декабря 2013 г. ;  — Устав МКОУ СОШ № 4. Цель Программы
 Организовать деятельность участников образовательных
отношений по обеспечению усвоения основной образовательной программы общего
образования учащимися, с рисками учебной неуспешности. Задачи Программы
1. Проведение комплекса мероприятий по выявлению причин
неуспешности у обучающихся среди учителей, обучающихся и родителей. Организация консультативной помощи приглашенных специалистов
педагогам с целью научения применению рефлексивно-деятельностного подхода. Внедрение технологии тьюторства. Основные разработчики
В. Дорофеев, заместитель директора по УВР, И. Джураева, заместитель директора по ВР, Т. Романенко, педагогпсихолог. Сроки реализации Программы
10. 2020 – 12. 2022 гг. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
1. Педагог создает условия для обучаемого с трудностями в
обучении. Помогает обретать способность действовать самостоятельно,
конструировать способы собственной деятельности, осуществлять рефлексию. педагогами примененяется рефлексивно-деятельностный подход в
работе с отстающими обучающимися. Этапы реализации Программы
I         
этап – аналитико-проектировочный: 10. 2020 – 12. 2020
гг. II     
этап – реализующий: 01. 2021 -12. 2022 гг. III  
этап – аналитико-обобщающий: 05. 2022-08. 2022
гг. Ответственные лица

Л. Хархарова, директор
школы, В. Дорофеев, заместитель директора по УВР, И. Джураева,
заместитель директора по ВР, Т. Романенко, педагог-психолог, заведующие
учебными кабинетами, Управляющий совет школы, родители, учащиеся

Порядок  управления реализацией Программы  
Корректировка программы осуществляется Педагогическим
советом школы; Управляющим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором
школы.

Анализ факторов, влияющих на учебную
неуспешность школьников.

Игнорирование
психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных
трудностей) обязательно приводит к формированию такого
психолого-педагогического явления как школьная неуспешность. Проблема
школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной, академической)
неуспеваемости. Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность
учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень (степень,
показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает
определенное свойство личности, содержащее немало компонентов, имеющее свои
характеристики.

Неуспеваемость связана с индивидуальными
особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными
факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к
проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.

•     
Абсолютная неуспеваемость выражена оценкой
«неудовлетворительно» и соотносится с минимальными требованиями школьной
программы.

•     
Относительная неуспеваемость характеризуется
недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить
обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной
программы и возможностями отдельных учащихся.

Под неуспешностью понимается любая
деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата
(успеха).

Одним из элементов по преодолению неуспешности
обучения является создание системы мониторинга (психологического,
здоровья, социологического, уровня обученности).

Факторы, усиливающие неуспешность:

•     
Социальная среда.

Принципы построения занятий с
неуспешными обучающимися выглядят следующим образом:

•     
отчетливая целенаправленность урока;

•     
оптимальный психологический режим;

•     
оптимальный темп и ритм работы;

•     
систематическая последовательность и преемственность учебных
операций;

•     
достаточное организационное  и материальное обеспечение;

•     
непрерывный контроль и самоконтроль;

•     
восстановление делового равновесия при его нарушении (коррекция);

•     
закрепление и усовершенствование знаний  и умений;

•     
экономия времени на уроке.

Исходя из этих требований, строится работа,
создавая для каждой группы учащихся свою индивидуальную траекторию развития на
каждый конкретный урок.

Анализ перспектив улучшения результатов
неуспешных учеников.

Формирование
положительного отношения к учению у неуспевающих школьников.

Оказание помощи
неуспевающему ученику на уроке.

Этапы урока
Виды помощи в учении

В процессе контроля за
подготовленностью учащихся. Создание
атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение
темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложения
учащимся примерного плана ответа. Разрешение
пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование
оценкой, подбадриванием, похвалой. При изложении нового
материала. Применение
мер поддержания интереса к усвоению темы. Более
частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания
ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при
подготовке приборов, опытов и т. Привлечение
к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям
или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. В ходе
самостоятельной работы на уроке. Разбивка
заданий на дозы. Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка
на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание
приема и способа выполнения задания. Указание
на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка
на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование
о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование
самостоятельных действий слабоуспевающих. Более
тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка,
исправления. При организации
самостоятельной работы. Выбор
для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не
механическое увеличение их числа. Более
подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение
о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с
направляющим планом действий.

Факторы
преодоления неуспешности в обучении

Успешное обучение является не
только искомым результатом всей деятельности школы, но и является необходимым
условием для введения расширенного и углубленного обучения отдельным предметам,
основой для профессиональной ориентации обучающихся, важным фактором
формирования личности ребенка, а также его социализации в общество.

Достижение успешности обусловлено
следующими факторами, определяющими жизнедеятельность ребенка:

•      
Социальное благополучие (неблагополучие) семьи;

•      
Готовность ребенка к получению образования;

•      
Готовность школы предоставить необходимые образовательные услуги;

•      
Наличие социального запроса на образование.

В связи с наличием учащихся,
имеющими трудности в усвоении программы, МО учителей начальных классов
рассмотрело на заседании вопрос об оказании помощи детям. Была спланирована
работа психолога, логопеда и учителей по преодолению неуспешности.

Построение образовательной
деятельности в соответствии с факторами, формирующими неуспешность ученика.

•      
Готовность ребенка к получению образования
диагностируется во время его обучения в школе. Различают психологическую,
специальную учебную, физическую и социальную готовность к обучению. Недостижение ребенком какого-либо параметра готовности влечет за собой проблемы
в обучении, которые школа должна не только констатировать, но и решать в ходе
образовательного процесса.

•      
Фактор социального благополучия семьи проявляется в
наличии материальной базы семьи, достаточной для предоставления ребенка
запрашиваемого образования, образовательным уровнем родителей, достаточным для
формирования потребностей в образовании и для оказания помощи ребенку в
обучении, благоприятном психологическом климате семье как формирующей основе
формирования личности ребенка.

Вывод: Деятельностный подход к решению проблем
обучения ребенка состоит в выстраивании системы оказания помощи ребенку при
наличии у него различных трудностей в обучении. Совместно с педагогом
психологом и медицинской службой формируется индивидуальная программа
преодоления неуспешности в обучении. Другое направление оказания помощи
обучающимся — реализация программы ликвидации пробелов в обучении. В этом
случае очень важную роль может сыграть наличие тьюторской службы в школе.

Оценка благоприятных возможностей
программы работы с обучающимися, имеющими высокий уровень неуспешности.

Высокая
вероятность. Улучшение материально-технического оснащения образовательной
деятельности создаст условия для выполнения требований к реализации основной
образовательной программы; индивидуальные образовательные траектории повысят
учебные результаты школьников с низкой мотивацией.

Средняя
вероятность. Расширение возможностей диалогового взаимодействия учителей и
родителей учащихся; создание культурно-образовательных центров расширит
возможности для самореализации учащихся в различных направлениях образовательной
деятельности.

Низкая
вероятность. Существенное усиление влияния школы как общественной организации
на социум в районе и городе.

Оценка рисков программы.

Средняя
вероятность. Отток молодых педагогов из-за низкой профессиональной мотивации;
увеличение количества учеников с низким интеллектуальным уровнем.

Низкая
вероятность. Изменение социально-экономической ситуации; препятствия
незапланированного стихийного характера.

Вывод: основными направлениями деятельности
школы по повышению учебной мотивации учащихся являются:

—   повышение
уровня профессиональной компетенции учителя;

—   материально-техническое
обеспечение образовательной деятельности; — разработка индивидуальных
образовательных траекторий для школьников с низкой учебной мотивацией;

—   вовлечение
учащихся в систему дополнительного образования; — развитие взаимодействия с
родителями.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Результатом анализа основных
школьных процессов стало выявление следующей проблемы:

Школа работает в условиях большого количества обучающихся
с рисками учебной неуспешности.

Перед школой поставлена следующая цель:

Организовать деятельность участников образовательных
отношений по обеспечению усвоения основной образовательной программы общего
образования учащимися, с рисками учебной неуспешности.

Для ее достижения необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:

Провести
комплекс мероприятий по выявлению причин неуспешности у обучающихся среди
учителей, обучающихся и родителей.

Организовать
консультативную помощь приглашенных специалистов педагогам с целью научения
применению рефлексивно-деятельностного подхода.

Внедрить технологию
тьюторства в школе.

Решение этих задач должно привести
к следующим планируемым результатам:

•     
Педагог создает условия для обучаемого с трудностями в обучении

•     
Помогает обретать способность действовать самостоятельно,
конструировать способы собственной деятельности, осуществлять рефлексию.

•     
Педагогами примененяется рефлексивно-деятельностный подход в
работе с отстающими обучающимися.

•     
Тьютором проводятся дополнительные занятия с во внеучебное время
с обучающимися с рисками учебной неуспешности.

Все выше изложенное должно
повлиять на качество образования в школе в лучшую сторону.

Ресурс

10. 2020-12. 2021
01. 2022-12. 2022

Первое полугодие
 Второе полугодие
Первое
полугодие
Второе
полугодие

Приоритет: Повышение качества знаний
обучающихся. Цель: Организовать
деятельность участников образовательных отношений по обес печению усвоения
основной образовательной программы общего образования учащимися, с рисками
учебной неуспешности. 1
Проведение
комплекса мероприятий по выявлению причин неуспешности у обучающихся среди
учителей, обучающихся и родителей. Разработан
и внедрен комплекс мер  по
снижению доли неуспешности у обучающихся. Педагог
создает условия для обучаемого с трудностями в обучении. Помогает обретать
способность действовать самостоятельно, конструировать способы собственной
деятельно сти, осуществлять рефлексию. Педагог
создает условия для обучае- мого с трудностями в
обучении. Помогает обретать способность действовать самостоятельно,
конструировать способы соб—ственной деятельности, осуществлять рефлексию. 2
Составление
графика консультативной помощи приглашенных специалистов педагогам по
применению рефлексивно-деятельностного подхода в обучении. Оказание
консультативной помощи приглашенными специалистами педагогам по применению
рефлексивно-деятельностного подхода. Педагогами
применяется рефлексивно-деятельностный подход в работе с отстающими
обучающимися. Педагогами
применяется рефлексивно-деятельностный подход в работе с отстающими
обучающимися. 3
Изыскание
возможности внедрения технологии тьюторства в школе. Внедрение
технологии тьюторства в школе. Тьютором
проводятся дополнительные занятия с во внеучебное время с обучающимися с
рисками учебной неуспешности. Тьютором
проводятся дополнительные занятия с во внеучебное время с обучающимися с
рисками учебной неуспешности.

Технологическая карта
педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Вид работы
Когда?
Зачем?
Что?
Как?

Работа
на уроке
При   выявлении стадии
развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего
развития посредством регулярного мониторинга, диагностики
Для предотвращения
отставания,  своевременного усвоения предмета. Создание
микроклимата в классе. Вести
карту наблюдения. Алгоритмизация
действий. Работа
в группах,  парах. Удержание
интереса. Индивидуальные
консультации. Формирование
мотивации к обучению. Уроки
коррекции знаний. Стимулирование
оценкой, похвалой. Опорные
конспекты, памятки. Дидактические
игры. Внеурочная
деятельность
При
возникновении затруднений:
Для:                  
предупреждения неуспеваемости;
 Индивидуальный
подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Индивидуальные
и групповые консультации. в
изучении нового материала;
ликвидации
выявленных пробелов в знаниях;
Оказание
помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных
учеников). выявлении
пробелов в знаниях. формирования
мотивации, интереса к учебе
Творческие
задания. Воспитательная
работа
Регулярно,
опираясь на контроль со стороны учителей-предметников. Для
формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе
Индивидуальный
подход, создание комфортной среды. Опора
на хобби. Проведение
тематических классных часов, предметных недель. Вовлечение
в кружки, КТД. Работа с родителями
При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении
домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье. Для оказания профессионально-педагогической помощи
родителям; выяснения причин неуспеваемости;
Определение типа ученика и
причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних  мотивов. Тематические родительские собрания. Индивидуальная и
коррекционная работа с родителями

Работа ведется регулярно. установления единых требований
Помощь родителям в
коррекции успеваемости ребенка. Совет профилактики.

Определить
причину неуспеваемости учащегося через:

− анкетирование (анкета: анализ
причин неуспеваемости обучающихся);

− беседу с психологом;

− беседу с социальным педагогом,
для выяснения социальных условий;

− беседу с преподавателем, у
которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.

− посещением неуспевающего
учащегося у психолога (если такая помощь необходима);

− успеваемостью при сдаче
дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику.

Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча
о результатах успеваемости учащегося.

Разработать вместе с ребенком индивидуальный
план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти. Учителю-предметнику:

− Выстроить систему взаимодействия
с классным руководителем, СПС, родителями учащихся, завучем в решении задач по
успешности обучения детей.

− Планировать и осуществлять на
уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

− Составить индивидуальный план по
оказанию социально-психологической помощи неуспевающему ребенку.

− Довести до сведения родителей и
классного руководителя график проводимых занятий, бесед.

Заместителю директора по УВР:

− Регулировать вопросы
взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, СПС школы,
родителями учащихся в решении задач повышения успешности обучения детей.

− Оценивать теоретическую
подготовленность учителя и методику преподавания по вопросу преодоления
неуспеваемости учащегося через посещение уроков и собеседования.

− Проводить собеседования с
классными руководителями по результатам работы с неуспевающими учащимися не
менее 1 раза в месяц.

− Проводить собеседования с
учащимися для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *