Рабочая программа по современным вопросам экологии и природопользования

Современные проблемы экологии и природопользования

рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_12-2018

Часов по учебному плану72в том числе:аудиторные занятия24самостоятельная работа21контроль27Виды контроля по семестрамэкзамены:1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр)1 (1)Итого
Недель15
Вид занятийУПРПДУПРПД
Лекции66 66
Практические1818 1818
Сам. работа2121 2121
Часы на контроль2727 2727
Итого72727272

Программу составил(и):
к. , доцент, Максимова Н.

Рецензент(ы):
к. , доцент, Жигулина Т.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы экологии и природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование (квалификация (степень)»магистр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «29» марта 2010 г. № 243

составлена на основании учебного плана:
05. 06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от
24. 2018
протокол №
2.

Рабочая программа одобрена на заседании
кафедры Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от
30. 2018 г. № 228
Срок действия программы: 2018-2020 уч.

Заведующий кафедрой Барышников Г. , д. , профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании
кафедры

Протокол от 30. 2018 г. № 228
Заведующий кафедрой Барышников Г. , д. , профессор

Цели освоения дисциплины

Сформировать у студентов системное экологическое мышление, обеспечивающее комплексный подход к анализу проблем современного природопользования, устойчивого развития системы «природа — хозяйство — общество».

Место дисциплины в структуре ООП

ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-2: способностью применять современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации и для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности
ОПК-3: способностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности
ОПК-6: владением методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3. Знать:
3. Особенности взаимодействия природы и общества на современном этапе; основные законы экологии системного характера, кризисные экологические ситуацииметоды творческого использования в научной и производственно- технологической деятельности принципов абстрактного мышления, анализа, синтеза;- Современные компьютерные технологии решения экологических задач и проблем природопользования для дальнейшей интерпретации результатов мониторинга средствами различных программных продуктов- основные результаты новейших исследований по проблемам экологии и природопользования, экологических исследований, проектирования, экологического мониторинга и экспертизы. Уметь:
3. — критически анализировать возникающие экологически обусловленные процессы и явления и анализировать влияние социальных и экономических особенностей регионов и стран на специфику взаимоотношений в системе «природа – общество – экономика»;- использовать в полном объеме знания принципы абстрактного мышления, анализа, синтеза в научной и производственно- технологической деятельности;- применять компьютерные технологии для принятия решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3. — навыками получения необходимой исходной информации из разных источников, способами отбора, анализа и интерпретации полученной информации для решения поставленных задач в области экологии и природопользования;- навыком использования на практике подходов к экологически обоснованному природопользованию и устойчивому развитию;- навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений в области природопользования.

Код занятияНаименование разделов и темВид занятияСеместрЧасовКомпетенцииЛитература

Раздел 1. Концептуальные основы современной экологии и природопользования
1. Экология — теоретическая основа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсовЛекции12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
1. Экология — теоретическая основа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсовСам. работа12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
1. Роль биосферы в развитии Земли и человеческого обществаЛекции12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
1. Роль биосферы в развитии Земли и человеческого обществаПрактические14ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
1. Роль биосферы в развитии Земли и человеческого обществаСам. работа12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
1. Природопользование — как совокупность всех форм использования природно-ресурсного потенциала и мер по управлению и охране природной средой. Практические14ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
1. Природопользование — как совокупность всех форм использования природно-ресурсного потенциала и мер по управлению и охране природной средой. Сам. работа12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
Раздел 2. Природно-ресурсный потенциал Земли. Региональные системы природопользования. Природно-ресурсный потенциал Земли. Лекции12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
2. Природно-ресурсный потенциал Земли. Практические12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
2. Природно-ресурсный потенциал Земли. Сам. работа12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
2. Значение биоразнообразия для сохранения природно-ресурсного потенциала Земли. Практические12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
2. Значение биоразнообразия для сохранения природно-ресурсного потенциала Земли. Сам. работа13ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
2. Современные региональные системы природопользования. Практические12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
2. Современные региональные системы природопользования. Сам. работа14ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
2. Современный этап развития системы «общество-природа». Практические12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
2. Современный этап развития системы «общество-природа». Сам. работа12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
2. Международное сотрудничество в преодолении глобальных кризисных экологических ситуаций. Практические12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2. 3
2. Международное сотрудничество в преодолении глобальных кризисных экологических ситуаций. Сам. работа14ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 3, Л2

Читать также:  Руководство по написанию программы развития школы и проблемной программы развития школы

Фонд оценочных средств

Контрольные вопросы и задания
3. 2 Вопросы к экзамену1. Основные законы экологии и их роль в жизни природы и общества. Биосфера как единая многокомпонентная система, ее структурные элементы и характер их взаимодействия. Основные закономерности функционирования биосферы. Пределы устойчивости биологических структур. Антропогенные факторы в жизни организмов и сообществ. Причины экологизации науки и практических сфер деятельности. Экология как междисциплинарная область знаний. Основные направления современных экологических исследований. Актуальность и практическое значение экологических исследований. Экология и охрана природы. Прикладные экологические проблемы. Учение В. Вернадского о биосфере и ее эволюции. Устойчивость биосферы. Современные модели устойчивости биосферы. Биота как критический компонент экосистемы. Антропотолерантные виды. Биоиндикация и биомониторинг. Значение биоразнообразия в механизмах устойчивости биосферы. Биологическое разнообразие живой природы и пути его сохранения. Биологические ресурсы и их использование. Понятие об экологической безопасности. Значение учения о биосфере для разработки путей оптимизации воздействия общества и природы. Понятие о природопользовании. Пространственно-временная парадигма в современном региональном природопользовании. Комплекс естественнонаучных и социально-экономических знаний как методологическая база природопользования. Роль экологии, географии и экономики в природопользовании. Междисциплинарный характер изучения взаимодействия общества и природы. Роль природных ресурсов в развитии общества. Понятие природно-ресурсного потенциала (ПРП) и методы его исчисления. Проблемы истощения ПРП в территориальном и историческом аспектах. Причинно-следственные связи между истощением ПРП и возникновением кризисных ситуаций в природопользовании и жизнеобеспечении общества. Экономическая и технологическая лимитированность освоения природно-ресурсного потенциала. Стратегии восстановления и сохранения биоразнообразия. Проблемы рационального природопользования и контроль использования биологических ресурсов при сохранении биоразнообразия. Понятия «устойчивое развитие» и «биоразнообразие», их современные концепции. Природные и антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере. Их вклад в тенденцию снижения биоразнообразия на глобальном, региональном и локальном уровнях. История возникновения и развития сети охраняемых территорий в мире. Заповедное дело в России. Национальный эколого-правовой режим охраны биоразнообразия. Международный эколого-правовой режим охраны биоразнообразия. Международные организации и сотрудничество стран в решении проблем сохранения биоразнообразия. Причины и типы экологических кризисов. Экологические последствия войн (ядерной, химической, бактериологической). Демографический взрыв и его экологические последствия. Проблема опустынивания и обезлесения; ее острота в разных регионах мира. Понятие выходов за пределы роста; современные оценки. Концепция устойчивого развития как комплексная инновационная парадигма выживания человечества на планете и альтернатива глобальному экологическому кризису. Международное сотрудничество в охране природы и регулировании антропогенных процессов деградации биосферы. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др. )
тематика рефератов: 1. Проблемы водных ресурсов мира и России. Современное состояние и использование2. Проблемы земельных ресурсов мира и России. Современное состояние и использование3. Проблемы почвенных ресурсов мира и России. Современное состояние и использование4. Проблемы биологических ресурсов суши. Современное состояние и использование5. Проблемы биологических ресурсов океана. Современное состояние и использование6. Проблемы лесных ресурсов. Современное состояние и использование Проблемы минеральных ресурсов. Современное состояние и использование7. Проблемы энергетики. Основные источники энергии, современное состояние и использование. Перспективы использования альтернативных источников энергии 9. Проблемы экологической оптимизации рекреационного природопользования 10. Основные классификации природных ресурсов11. Стратегия оптимизации природопользования. Типы природопользования 13. Демографические проблемы в современном мире14. Концепция устойчивого развития и ее связь с проблемами рационального использования природных ресурсов
5. Фонд оценочных средств
см. ФОС в приложении

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

АудиторияНазначениеОборудование

Учебная аудиториядля проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практикСтандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные). Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т. ), которые использует преподаватель. Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Работа с рекомендованной литературой При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Подготовка к семинару Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: — организационный, — закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: — уяснение задания на самостоятельную работу; — подбор рекомендованной литературы; — составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий. Подготовка докладов, выступлений и рефератов Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.

Читать также:  При установке программы на windows 10 выдает ошибку

Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_12-2019

Курс (семестр)1 (1)Итого
Недель16
Вид занятийУПРПДУПРПД
Лекции66 66
Практические1818 1818
Сам. работа2121 2121
Часы на контроль2727 2727
Итого72727272

Рецензент(ы):
к. , доцент, Козырева Ю.

составлена на основании учебного плана:
05. 06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от
25. 2019
протокол №
9.

Протокол от
11. 2019 г. № 239
Срок действия программы: 2018-2020 уч.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры

Протокол от 11. 2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г. , д. , профессор

Код занятияНаименование разделов и темВид занятияСеместрЧасовКомпетенцииЛитература

Раздел 1. Концептуальные основы современной экологии и природопользования
1. Экология — теоретическая основа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсовЛекции12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
1. Экология — теоретическая основа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсовСам. работа12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
1. Роль биосферы в развитии Земли и человеческого обществаЛекции12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
1. Роль биосферы в развитии Земли и человеческого обществаПрактические14ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
1. Роль биосферы в развитии Земли и человеческого обществаСам. работа12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
1. Природопользование — как совокупность всех форм использования природно-ресурсного потенциала и мер по управлению и охране природной средой. Практические14ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
1. Природопользование — как совокупность всех форм использования природно-ресурсного потенциала и мер по управлению и охране природной средой. Сам. работа12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
Раздел 2. Природно-ресурсный потенциал Земли. Региональные системы природопользования. Природно-ресурсный потенциал Земли. Лекции12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
2. Природно-ресурсный потенциал Земли. Практические12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
2. Природно-ресурсный потенциал Земли. Сам. работа12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
2. Значение биоразнообразия для сохранения природно-ресурсного потенциала Земли. Практические12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
2. Значение биоразнообразия для сохранения природно-ресурсного потенциала Земли. Сам. работа13ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
2. Современные региональные системы природопользования. Практические12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
2. Современные региональные системы природопользования. Сам. работа14ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
2. Современный этап развития системы «общество-природа». Практические12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
2. Современный этап развития системы «общество-природа». Сам. работа12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
2. Международное сотрудничество в преодолении глобальных кризисных экологических ситуаций. Практические12ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2. 3
2. Международное сотрудничество в преодолении глобальных кризисных экологических ситуаций. Сам. работа14ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6Л1. 1, Л2. 1, Л2. 2, Л1. 2, Л2

Читать также:  Почему программа не работает в налоговой инспекции?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *