Развитие изобразительных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев и чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Изобразительная деятельность — многогранный вид творчества, это воодушевляющий, мотивирующий, наполненный смыслом вид деятельности. В современной педагогике и психологии этому виду деятельности, как эффективному коррекционному средству в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ, с нарушениями умственного развития, детей с расстройствами аутистического спектра, отводится большая роль.

Развитие творческих способностей — важный элемент всестороннего развития личности человека. Занимаясь творчеством, «особенный» ребенок формирует простейшие эстетические ориентиры (красиво — не красиво), осваивает доступные средства изобразительной деятельности, накапливает опыт самовыражения в процессе этой деятельности, развивает способности к совместному и самостоятельному творчеству.

Для детей с умственным недоразвитием, детей с расстройствами аутистического спектра, характерны нарушения мышления, внимания, восприятия, памяти, речи. Все это создает трудности в запоминании словесного и наглядного материала, овладении операциями мышления.

Такие дети имеют негибкое мышление, образование отвлеченных понятий затруднено или невозможно. Они ограниченно используют речь с минимальным словарным запасом. Есть и неговорящие дети.

Из-за слабого развития активного внимания, недоразвития восприятия и памяти, освоенные действия в новых ситуациях затруднены, поэтому требуются дополнительные упражнения или освоенные действия формируются заново.

Как правило, у детей с ОВЗ, с умственной отсталостью, детей с расстройствами аутистического спектра нарушено обще-моторное развитие. У одних движения замедлены, а у других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с беспорядочностью, несогласованностью движений.

Нарушения мышления, внимания, восприятия, памяти, речи создают трудности в восприятии объектов, запоминания наглядного и словесного материалов, овладения операциями мышления. Все эти особенности необходимо учитывать на уроках изобразительной деятельности.

Одним из самых важных условий для педагога, работающего с такими детьми, является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими; просто они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в создании условий для реализации своих потенциальных возможностей и развития.

Основная задача коррекционно-развивающего обучения — систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекция отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовка к адекватному восприятию учебного материала. Очень важно установить контакт с «особенным» ребёнком и научить его принимать помощь взрослого. Ребёнок учится выполнять действия совместно с взрослым. В своей работе мы часто используем прием «рука в руке». Этот приём может выполнять функцию как физической, так и психологической поддержки и носит временный характер.

В условиях целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия дети с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и с расстройствами аутистического спектра, постепенно овладевают изобразительной деятельностью.

Правильная организация занятий способствует развитию интеллекта, эмоциональной и двигательной сферы ребенка, положительно воздействует на формирование личности.

На уроках изобразительной деятельности совершенствуются представления о явлениях и предметах, развивается зрительная память, наблюдательность, воображение, художественный вкус. Посредством творчества ребенок знакомится с многообразием средств реализации своих задумок. Свои мысли, настроение выражает в рисунке, поделке, аппликации. Желание выполнить как можно лучше свою работу формирует усидчивость и целеустремленность.

Выражая свою фантазию в творчестве, обучающиеся используют различные материалы и инструменты, овладевая техническими навыками при их использовании. Рисуя, дети приобретают навыки правильного пользования карандашами, фломастерами, кисточками, формируя осознанные изобразительные движения, необходимые для качественного выполнения линии, мазка, формы.

В процессе изобразительной деятельности ребенок развивает речевые функции, удерживая творческий замысел, планируя работу, фиксируя готовый результат. В течение всего урока дети имеют возможность свободно высказываться по теме урока, в процессе изучения образца или предмета, во время оценивания созданной творческой работы, что является важным условием их психического развития.

При обучении детей с ОВЗ, с умственной отсталостью, детей с расстройствами аутистического спектра, необходимо учитывать доминирование в их деятельности игровых интересов, а так же стремительную утомляемость. Поэтому, с целью повышения эффективности обучения, на разных этапах изобразительной деятельности используются разные игровые технологии — предъявление учебной информации в игровой форме. Например, дети очень любят приемы обращения к героям мультфильмов и сказок, с интересом включаются в игры на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, координацию движений.

При выборе игр необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности. Так же, важно учитывать, что все игровые упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели. Необходимо подбирать такие задания, которые будут понятны ребёнку. Важно, чтобы задания постепенно менялись и усложнялись.

Для формирования эстетического восприятия прекрасного на уроках изобразительной деятельности, рекомендуется использовать различные виды искусства: тематическое музыкальное сопровождение, поэзию.

Для развития моторики в ходе каждого урока предусматриваются необходимые коррекционные упражнения (физкультминутки).

Совместные действия учителя и ученика позволяют развивать успех и обеспечивают продвижения ребенка в самостоятельных действиях.

На уроках изобразительной деятельности используются различные техники, начиная с простых — рисование с помощью пальчиков, ладошки, обрывания бумаги.

Детям с нарушениями интеллектуального развития доступны такие техники, как техника тычка. Используя полусухую жесткую кисть, эта техника позволяет получить пушистую или колючую фактуру.

В технике рисования пальчиками или ладошкой, средствами выразительности являются пятна, короткие линии, цвет, а также фантастические силуэты, получаемые отпечатыванием на бумаге.

В осеннее время года используется техника «отпечатки листьев». Средствами выразительности этой техники служат цвет и фактура.

В работах в техниках «оттиск смятой бумагой», «оттиск пробкой, поролоном, пенопластом» средствами выразительности служат цвет, фактура, пятна.

Украшение рисунков пуговицами, монетами, дополнение различными мелкими деталями развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук.

Игра-рисование песком (манкой) развивает у детей тактильную чувствительность, снижает эмоциональное напряжение, расслабляет. Такое рисование песком (манкой) даёт отличный результат релаксации. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. При таком рисовании выделяют 3 вида упражнений:

— Рисование щепоткой

Суть: напрягаем — расслабляем пальчики. Упражнение хорошо срабатывает для детей, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой.

— Рисование кулачком

— Рисование пальцем (буквы, геометрические фигуры, солнышко)

Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания

Использование перечисленных нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует развитию пальцев рук, кистей, формирует графо-моторные навыки, а также поддерживает у детей интерес к творческой деятельности. Кроме того, нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с ОВЗ, умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи; вызывают радостное настроение.

Работая с детьми вышеуказанной категории, учитель должен:

— относиться к ним спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям, но не на секунду не забывая, что это дети «особенные».

— Учитывать индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

— Сравнивать ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

— Помогать ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Отмечать достижения, а не неудачи. Формировать веру в успех.

— Давать ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Уроки по изобразительной деятельности дают возможность детям с нарушением интеллектуального развития испытывать новые позитивные переживания, способствуют рождению новых творческих потребностей и поиска способов их удовлетворения, развитию познавательных процессов. Все это в целом активирует потенциальные возможности детей.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, умственная отсталость, урок, вид деятельности, возможность, интеллектуальное развитие, нарушение мышления, овладение операциями, средство выразительности.

Сегодня остро и актуально встает вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов. Законодательное закрепление вопросов, связанных с обеспечением надлежащих условий для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, нашло отражение в Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании».

В своем исследовании останавливаемся на дополнительном образовании, которое является – особым образовательным пространством, осваиваемым детьми в свободное внеурочное время по собственной инициативе и с учетом его интересов и потребностей. Решая задачи социализации, индивидуализации личности, содержание образовательной деятельности дополнительного образования выстроено на сочетании познания, творчества и досуга, реализуемое в детских объединениях по интересам.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, их адаптации в жизни общества.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. Дети с ограниченными возможностями должны получать социальный опыт, это может проходить через следующие направления работы с ними: художественно-эстетическое; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое; экономико-правовое.

В данном исследовании останавливаемся на художественно-эстетическом направлении, одном из его видов – изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.

Педагогами отмечается, что занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, развитию мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.

Выделяется несколько направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства. Объект исследования – процесс организации и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования – методика организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования – раскрыть методику организации и проведения занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для достижения цели работа велась по следующему плану: Выявить и раскрыть особенности деятельности учреждений дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Выделить особенности изобразительной деятельности. Раскрыть категории и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучить содержание учебных занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования. Определить способы организации занятий изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявить особенности проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья по изобразительной деятельности.

Читать также:  CCleaner 5.89.9401

Выделяется несколько направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства: психофизиологическое – коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое – воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое – коррекция регулятивной функций и формирование коммуникативной функций; социально-педагогическое – развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве. В связи с выше изложенным, возникает следующая проблема: как правильно организовать и построить занятия с детьми, имеющими особые потребности.

Данная проблема обусловила выбор темы нашего исследования. Выявляя и раскрывая особенности деятельности учреждений дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основными особенностями деятельности учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья является осуществление целостной социально-педагогической реабилитации обучающихся. Которая должна включать в себя развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения. А также подготовку детей к посильным видам трудовой деятельности. В которой должны формироваться навыки самообслуживания, художественной деятельности, социальной адаптации. На занятиях должна создаваться благоприятная обстановка и тесная связь образовательного учреждения с семьёй. Обязательной должна быть организация медико-социального и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Выделяя особенности изобразительной деятельности, можем сказать, что любая продуктивная деятельность человека всегда связана с осознанием ее целей, представлением конечного результата, что определяет способ и характер действий, мобилизует волю человека. Педагог, должен знать, какой характер носит деятельность в области искусства вообще, какими выразительными средствами пользуется художник для создания художественного образа, каковы этапы его творческой деятельности. Творчество – это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение. Деятельность художника связана с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь. Изобразительная деятельность – это процесс познания и образного отражения окружающей действительности. Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности через рисование, лепку, конструирование, аппликацию. Изобразительная деятельность, носит преобразующий и созидательный характер. Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства. Создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Раскрывая категории и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, приходим к следующему выводу, Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. На сегодняшний день определено восемь основных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям образовательной среде.

В связи с этим следует отметить, что особенности изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья заключаются не только в констатации факта нарушений, но и в определении адекватных методов коррекции средствами изобразительной деятельности того или иного конкретного нарушения.

Изучая содержание учебных занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования, мы рассмотрели виды изобразительной деятельности и выявили, что они тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание работ. Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива его содержание должно отвечать цели учебного занятия. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

Определяя способы организации занятий изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья отмечаем, что должны быть созданы условия включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг помощника или присутствие родителей на занятиях, оказывающего необходимую техническую помощь. Проведение групповых и индивидуальных занятий. Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Для организации занятий и определения подходов к каждому ребенку можно проводить диагностики, на основе которых определять индивидуальные образовательные маршруты. Выявляя особенности проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья по изобразительной деятельности приходим к выводу, что средства, формы, методы обучения таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от индивидуальных способностей детей.

В ходе занятий педагогу необходимо учитывать уровень интересов, склонностей того или иного ребенка, его возможности. Конкретно для каждого ребенка с учетом его заболевания необходимо разрабатывать адаптированную программу. Отличительной чертой занятий является гибкость, чувствительность к сбоям. Структура, методика проведения, даже содержание занятия может измениться в зависимости от: состояния здоровья ребенка; его настроения; непредвиденных ситуаций.

Во время проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо соблюдаются следующие условия: замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения; оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности; опора на наиболее развитые положительные качества ребенка; дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий. Исходя из актуальности выбранной темы, мы выявили, что методика организации и проведения занятий в системе дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в наши дни раскрыта не полно, мало используется инклюзивное образование, в основном применяется дифференцированный подход в обучении. Мало литературы и методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования в данном направлении деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, изобразительная деятельность, дополнительное образование, ребенок, проведение занятий, направление работы, учебное занятие, изобразительная деятельность детей, образовательная деятельность, социальный опыт.

Вероятно, в натуре человека заложено стремление к самовыражению через изобразительное искусство. Как правило, только в руках ребенка окажется палочка, мел, карандаш, кисточка он находит плоскость, на которой можно рисовать. Будь то лист бумаги, обои на стенах, мебель, зеркало и т. — начинается момент творчества. Даже самые маленькие дети получают наслаждение от своих хаотичных линий.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым любимым видом деятельности малышей, имеет неоценимое значение для раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Однако, для детей с ТМНР в большинстве случаев характерно отсутствие потребности в рисовании. Дети с нарушенным зрением, слабовидящие не являются исключением.

Техника рисования у них весьма примитивна. Первые неудачи вызывают разочарование. Как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге?

Ответ на многие вопросы я нашла, пройдя профессиональную переподготовку по программе «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы» на базе ИДПО ДСЗН г. Москвы. Регионы разные, а стоящие перед специалистами вопросы практически одинаковые: «Как помочь детям с нарушениями зрения адаптироваться в обществе?», «Незрячему занять достойное место в мире?», «Инвалиду по зрению найти применение своим возможностям?», «Как научить слабовидящего познать окружающий мир во всех его красках?»

Полученные знания, знакомство с передовым отечественным и зарубежным опытом помогают сегодня решать вопросы социализации детей с ограниченными возможностями. Вопросам творческой реабилитации детей, имеющих нарушения зрения, посвящен данный материал, которым я бы хотела поделиться.

Методика проведения занятий по рисованию для детей со зрительными патологиями остается недостаточно разработанной, поэтому на практике приходиться сталкиваться с различными трудностями, обусловленными как зрительной недостаточностью. Задача взрослого, правильно организовать реабилитационный процесс, научить детей пользоваться неполноценным зрением.

Исходным этапом в обучении детей рисованию является работа по формированию правильных и полных представлений о предмете. Даже небольшое снижение остроты зрения задерживает способности различать и запоминать форму, величину и цвет предметов, образов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Без специальных занятий детям трудно определить, что перед ним находится предмет или просто цветовое пятно. Качество рисунков во многом зависит от детских впечатлений и уже потом от изобразительных навыков. Именно поэтому особое внимание необходимо обратить на выбор тематики занятий по рисованию. С этого момента начинается процесс рисования. Содержание занятий, тема должны быть доступны для каждого ребенка в зависимости от уровня его развития.

Принципиально важным вопросом становится организация предварительного этапа работы. За основу на данном этапе реабилитации рекомендовано использовать предметно-практические методы: проведение экскурсий, наблюдений, игр с предметами, различные упражнения, действия с предметами.

Предварительная работа включает в себя и использование наглядности.

Какую же наглядность следует использовать в работе с детьми, имеющими нарушения зрения:

– натуральные наглядные пособия (предметы ближайшего окружения);

– объемные наглядные пособия (муляжи, модели, макеты);

– изобразительные, графические, рельефные пособия.

Однако наглядность необходимо адаптировать, потому что пользоваться тем, что предлагает промышленность для нормально видящих людей, мы не можем. При выборе иллюстраций, картин, репродукций необходимо следует учитывать следующие параметры:

– четкое выделение общего контура изображения;

– усиление цветового контраста изображения;

– выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении;

– уменьшение количества второстепенных деталей;

– учитывать остроту зрения — от этого зависит размер изображения;

– учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные.

Цвет стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции. Использование красного, желтого, оранжевого особенно важно при таких заболеваниях как косоглазие и амблиопия, так как растормаживает глаз, способствуя повышению остроты зрения.

Читать также:  При обновлении версии программы возникла ошибка значение не является значением объектного типа имя

Рельефная наглядность рассчитана на восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию. Здесь точно должна быть передана форма предмета. Данный вид наглядности используется в работе с тотально слепыми детьми. Рельефное рисование проходит на пленке из лавсана, под которую подложена листовая резина. Рисуют дети шариковыми ручками, след от которых при нажиме остается рельефным и цветным. Рельефную цветную линию всегда можно потрогать рукой, понять очертания плоского предмета. Полученный рельефный контур обязательно сравнивается с самим предметом, части рисунка с частями предмета. Применяется совмещение изображения с плоским предметом.

Работа с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, имеет кардинальные отличия, много особенностей.

Как строится последовательность работы с выбранной наглядностью:

Во-первых, перед демонстрацией наглядности дать детям установку, нацелив их на внимательное восприятие, уточняя, на что следует обратить внимание. Во время демонстрации сюжетной картинки сначала раскрываем общее содержание, затем детально изучаем. Изучаем передний, средний, затем дальний план. Данный вид работы необходимо проводить предварительно, как предшествующий этап в виду того, что у детей с низкой остротой зрения нарушено поле зрения. Детям сложно рассмотреть сюжетные изображения целиком, поэтому происходит поэтапное детальное рассматривание объекта. Чем ниже острота зрения, тем больше времени ребенок тратит на рассматривание и осязательное обследование объекта. Поэтому этап предварительной работы с детьми является принципиально важным.

Во-вторых, при организации занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учесть следующие нюансы:

учитывать организацию рабочего места;

– как можно меньше использовать цветные карандаши-приоритет краскам, фломастерам, другим современным изобразительным средствам;

– выбирать бумагу матовых оттенков;

– обеспечить наличие дополнительного образца на столе у слабовидящего ребенка;

– уделять особое внимание образцу взрослого и выбранной натуры;

– поддерживать медленный темп ведения занятия;

– использовать сопряженный метод работы (некоторые дети нуждаются в непосредственном контакте, тогда педагог берет руку ребенка в свою, устанавливает фломастер или кисть в пальцах ребенка в правильное положение и, не выпуская его руки из своей, показывает, как выполнять нужное формообразующее движение, что приводит к образованию умения регулировать движения в отношении нажима, скорости, размаха, слитности, плавности

Обучение детей с нарушенным зрением рисованию диктует разработку и использование наиболее эффективных способов усвоения графических навыков.

Одним из эффективных приемов работы с детьми, имеющими косоглазие, является использование различных трафаретов, лекал и контуров, помогающих быстро и качественно осваивать изображение различных форм.

Данная методика используется в следующих целях. Известно, что развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходят в процессе длительной и систематической тренировки. В связи с тем, что у малышей с нарушением зрения часто ослаблен или, наоборот, повышен тонус кисти руки, хорошо проводить упражнения с занимательными трафаретами.

Практика показывает, что использование трафаретов наиболее эффективно способствует развитию формообразующих движений, так как жесткий внутренний контур трафарета создает условия для перцептивного контроля за движением руки во время рисования, позволяет осуществлять его мышечную регуляцию. Применение трафаретов направляет ориентировочную деятельность ребенка на анализ характера движения и способа его выполнения. За счет активизации сохранной функции двигательно-кинестетической памяти значительно снижается зрительная нагрузка, что принципиально важно для охраны зрения. Трафареты могут быть полными или частичными, при пользовании последними ребенок должен сам дорисовать отдельные детали к основным формам. Причем на первых этапах рисования допустимо использование полных трафаретов для изображения всех элементов в рисовании. Детям с нарушенным зрением очень сложно даются композиционные построения изображения, им сложно ориентироваться на плоскости в силу особого восприятия пространства.

Одним из эффективных средств, содействующих пониманию и передаче пространственных взаимосвязей, является использование индивидуальных фланелеграфов ивырезанных цветных контуров деталей предлагаемого изображения. Дети создают композицию по образцу, а затем по словесной инструкции, свободно и легко могут исправить ошибку, передвинув деталь, заменив одну на другую. При выкладывании изображения активизируется такое чувство как осязание. Ощупывая детали, дети обращают внимание на сглаженность или заостренность форм. После удачного изображения детям предлагается выполнить работу на листе бумаги. Фон фланелеграфа должен быть контрастным. Предпочтительно использовать такие средства, как:

– различные виды мозаик, конструкторов;

– кусочки ткани, ленточки, нити;

– плоскостные игрушки.

Данными предметами можно манипулировать, решая композиционные вопросы.

В настоящий момент я работаю в ГБУ ЦССВ имени Г. Россолимо Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Воспитанники нашей группы имеют ТМНР, что обуславливает значительное отставание в умственном и физическом развитии. Помимо зрительных патологий, о чем говорилось вначале статьи, у многих детей наблюдается значительная моторная неловкость, отсутствие слуха, речи, интеллекта.

Занятиям по рисованию уделяем большое внимание, рассматриваем их как одно из средств развития альтернативной коммуникации. В процессе занятий используем различные технологии. Одна из наиболее часто используемых — это применение нетрадиционных техник рисования: «Пальцевая живопись», «Оттиск печатками», «Оттиск поролоном», «Печать по трафарету», «Оттиск штампами», «Тычковая живопись» и многое другое.

К достоинствам нетрадиционных художественных техник относятся простота исполнения, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребенком изобразительных средств. Как показывает практика, самая важная необычность нетрадиционного рисования состоит в том, что оно позволяет детям быстро достигать желаемый результат. Часто занятия по рисованию проводим в комплексе с элементами арт-терапии. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию, вызывает желание придумывать новые композиции. На занятиях такого типа дети наиболее ярко выражают свои эмоции через мимику, жесты, движения. Ребенок говорит руками, не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребенка становится рисунок, умение творить на листе. Поэтому очень важно предоставить ребенку свободу действий, богатый выбор изобразительных средств и самое главное — свою помощь и поддержку.

В ознакомлении детей с нетрадиционными художественными техниками изображения можно условно выделить три этапа.

Целью первого этапа является развитие у детей положительного, эмоционального интереса к деятельности. На этом этапе педагог знакомит воспитанников с инструментарием, необходимым для последующей деятельности, демонстрирует приемы, характерные для нетрадиционных техник рисования. Дети наблюдают за действиями педагога, радуются полученным выразительным образам.

На втором этапе в процессе создания беспредметных изображений (заполнения листа бумаги точками, мазками, различного рода отпечатками) дети в рамках совместной деятельности с педагогом учатся правильно держать инструменты (тычок, кисть, штамп и т. ), пользоваться материалами изображения (пальчиковыми красками, аппликационными заготовками, засушенными листиками и т.

На третьем этапе дети в процессе работы над созданием образов (предметных, сюжетных и декоративных) отрабатывают умения и навыки работы как в традиционной, так и в нетрадиционной технике рисования или в их сочетании.

На протяжении всех трех этапов педагог стимулирует детей отвечать на вопросы об изображаемых объектах, выделять их сенсорные характеристики (цвет, форму, величину), рассказывать о создаваемых ими образах.

Создание на занятии игровой ситуации (с помощью разнообразных игрушек или предметов, речи от лица того или иного персонажа и т. ) способствует пробуждению у детей положительного отношения к объекту изображения, инициирует желание передать его образ, пользуясь доступными изобразительными средствами.

Навык творчества — замечательнейший навык, который пригодится ребенку, когда он вырастет. Умение превращать ежедневные будни в занимательный процесс — залог интересной и насыщенной жизни.

  • Малофеев Н. Н. Итоговый сборник материалов проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями Российской Федерации».-М., Папирус, 2009. С. 2.
  • Цывитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ-М:ТЦСфера, 2011-С123

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение зрения, нарушенное зрение, нетрадиционная техника рисования, острота зрения, рисование, глубокая зрительная патология, особое внимание, плоский предмет, предварительная работа.

Ольга Сухарева
Изобразительная деятельность в системе педагогической работы общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений

Изобразительная деятельность в системе педагогической работы общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушениями в развитии
Методическая разработка

В специальной психологии и коррекционной педагогики уже в начале XX века выделяли изобразительную деятельность в качестве одного из важнейших коррекционных средств.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.

Задачи творческого развития:

— Формирование эмоционально-чувственных связей с явлениями природы.

— Умение выражения своих чувств и впечатлений, идеалы красоты и гармонии.

— Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления, зрительной и образной памяти.

— Формирование способности воспринимать эмоциональное состояние человека и передавать его в рисунке;

ИЗО не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях, не дают забыть про обычаи наших предков. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Занятие традиционными промыслами И НЕТРАДИЦИОННЫМ РИСОВАНИЕМ развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а, следовательно, и когнитивных способностей.

Благодаря ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание.

Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам.

Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.

Читать также:  Социальные инициативы, трудовые и социальные вопросы на предприятии

Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей деятельности дома.

Система педагогической работы и ее условия успешного овладения изобразительным искусством школьников

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Методика – совокупность рациональных / эффективных / приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.

Система обучения – совокупность приемов и методов обучения, объединенных общим направлением / система обучения по изобразительному искусству В. Кузина, Б. Неменского, Т. Шпикаловой.

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения.

Система педагогических условий и их влияние на занятия

Развитие интереса к изучению изобразительного искусства – необходимое условие проявления художественного творчества. Комплекс средств активизации обучения включает: содержание, методы, приемы обучения, организационные формы учебной деятельности. Система должна иметь целостный характер, а ее компоненты взаимосвязаны. Ведущая роль отводится контролю за ходом процесса обучения и его коррекции.

Воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способностипроисходит в процессе преодоления школьниками определенных трудностей. Для каждого урока необходимо выделить ведущую учебную задачу, предусмотреть последовательное усложнение этих задач от урока к уроку.

Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества учащихся осуществляется с учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения. Содержание учебных заданий должно соответствовать уровню изобразительной грамоты школьников и учитывать возможности его повышения. Надо стремится к тому, чтобы дети не ограничивались поверхностным знакомством с искусством, а по мере возможности получали более глубокие знания и навыки.

Обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств ведется поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в произведениях изоискусства к формированию умений применять эти средства в практической работе. В соответствии с программными требованиями для каждого класса необходимо рассмотреть средства художественной выразительности: образная выразительность произведения, формат, рациональное размещение изображения на плоскости в пределах формата, способы передачи формы предметов, выделение композиционного центра, симметрия и асимметрия в композиции, уравновешивание частей композиции, ритм в композиции, способы передачи пространства, точка зрения в композиции, светотень и цвет в композиции.

Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость. В начале каждого урока рекомендуется проводить эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях, настраивая на эту работу : художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые потом воплощаются в учебно-творческих работах. Беседы сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов / репродукции, открытки, иллюстрации /.

Отбор произведений изобразительного искусства для изучения определяется следующими принципами:

-художественно-эстетическая ценность произведений изобразительного искусства;

-виды и жанры изоискусства в их многообразии;

-качество наглядных материалов.

Использование на занятиях изобразительным искусством ТСО, специальных наглядных пособий. Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц. В целях активизации мыслительной деятельности учащихся можно использовать на уроках карточки упражнения, карточки-задания.

Активное изучение детьми под руководством педагога натуры, предметов ДПИ, исторических архитектурных деталей. В развитии творческого воображения существует определенная закономерность: чем больше запас зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, тем активнее в сознании возникают разнообразные ассоциации и связи. Это своеобразная психологическая база для творческого воображения. Отсутствие целенаправленной системной работы по подготовке детей к изобразительной деятельности снижает их уровень художественно-творческой активности, ведет к ошибкам в изображении. Поэтому перед выполнением заданий необходимо знакомить детей с подобными объектами и явлениями, с предметами искусства, народного быта при посещении музеев. Это будет не только одним из этапов подготовки учащихся к выполнению задания, но и средством эстетического, патриотического воспитания, знакомство с историей родного народа расширит кругозор детей.

Введение в урок творческих, проблемных задач по возможности необходимо делать на каждом этапе урока. Одно из главных требований при этом — представление детям самостоятельности, что не исключает оказания им, по мере необходимости педагогической помощи. Особая разновидность учебных задач – задачи на импровизацию, это высшая степень проявления творчества. От копирования образцов произведений живописи, графики, народного творчества учащиеся переходят к созданию собственных вариаций.

Формы решения проблемных задач:

— как постановка перед школьниками вопросов;

— задачи, развивающие у школьников видение новых функций уже знакомых объектов / превратить отпечаток ладошки в какие-нибудь образы, можно рисовать не ворсом кисти, а черенком /;

— задачи, направленные на формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый способ / конструирование архитектурных построек, животных, машин на основе цилиндра, конуса, куба из ’’бросовых материалов’’/;

— задачи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение рисунка, выразительности образа, способов передачи движения в рисунке.

Применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими. Учащимся для выполнения заданий предлагают такие материалы как карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки, уголь, черная тушь, цветная и тонированная бумага. В каждом конкретном случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей. В начале учитель сам предлагает детям материал, постепенно школьники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал. Введение новых художественных материалов и техник активизирует процесс художественного творчества школьников.

Смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года / графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа / позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет элемент новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися — важное условие развития творчества, оно может осуществляться по-разному, в зависимости от темы урока и педагогических задач.

Введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности – общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте. Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на уроках изоискусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния и стимулирует проявление творческих способностей. Главное соблюсти педагогически целесообразную меру – соединить изобразительную деятельность с игрой, а не подменять этот вид труда игрой. Используя в работе художественно-творческие игры, надо применять два аспекта: учебно-познавательный и игровой.

Программы по ИЗО в специальных (коррекционных) учреждениях

Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.

Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе выделяется 102 часа, из них в 5-7 классах — 1 час в неделю 34 в год, (34 учебные недели в каждом классе).

В базисном учебном плане для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант № 1 Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся с легкой и средней степенью) на изучение изобразительного искусства в 5-7 классах основной школы отводится 34 часов в неделю 1, (34 рабочие недели).

Таким образом, изучив и сравнив программы по изобразительной деятельности, для детей с нарушением в развитии, адаптированные общеобразовательные и основные программы специальных (коррекционных) учреждений, пришла к выводу, что они ставят общую основную задачу подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, к овладению доступными им профессиям, посильному участию в труде, большое место в программах отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программы предусматривают знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.

А система педагогической работы по изобразительной деятельности в общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждениях создает благоприятные условия для детей с нарушением в развитии для их развития в целом.

Обучение изобразительному искусству невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.

Программы в целом определяют оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству учащихся, обучающихся как в общеобразовательных учреждениях в специальных классах, так и в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.

Список использованной литературы:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида 5-9 классы (сборник 1) под редакцией В. Воронковой, 2010.

Программа Грошенкова И. по предмету «Изобразительное искусство» под редакцией В. Воронковой, – М. : «Просвещение», 2010 г. , для 5 — 7 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида.

Горяева, Н. , Островская, О. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Неменского. – М. : Просвещение, 2001.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *