Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:
организация, проблемы, пути решения ( из опыта работы)
есть воздействие на сердце тех,
кого мы воспитываем». Толстой
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Правильно организованная система представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности и передо мной встал очень серьёзный вопрос – реализация внеурочной деятельности учащихся.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Государство и общество ставят перед педагогами задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
В нашей школе большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самостоятельности каждого ребёнка. А на внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания.
В нашей школе создаются всевозможные условия для внеурочной деятельности обучающихся. Вся система её работы по данному направлению призвана предоставить возможность:
— свободного выбора детьми объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
— помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
— быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
- обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
- оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
- улучшение условий для развития ребенка;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Для решения данных задач я, как учитель, должна:
-усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
— организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся;
— выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
— оказать помощь в поисках «себя»;
— развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
— создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
— -расширить рамки общения с социумом;
— воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.
В нашей школе с введением ФГОС проводится анкетирование родителей учащихся по выбору направлений внеурочной деятельности, для изучения запросов и образовательных потребностей, где они указывают интересы своих детей, и какой деятельностью хотел бы заниматься их ребёнок. От родителей в немалой степени зависит, будет ли создана атмосфера доверия, доброжелательности в коллективе, насколько комфортно будет чувствовать себя ребенок в классе.
Поэтому очень важно, чтобы между учителем и родителями установилось тесное сотрудничество, которое послужило бы основой для создания дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, для развития эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей.
Работа школы позволяет использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность учащихся, как в урочное, так и во внеурочное время. При этом учитываются познавательные потребности детей, а также возрастные особенности младших школьников: приём пищи, прогулки на свежем воздухе.
Учитывая пожелания родителей, внеурочная деятельность в нашей школе ведётся по направлениям: слайд
духовно- нравственное, общекультурное, общеинтелектуальное, социальное, спортивно- оздоровительное. Работая по каждому направлению, мы стараемся использовать различные виды и формы деятельности, позволяющие реализовать требования федерального образовательного стандарта.
— Духовно- нравственное направление осуществляется посредством различных бесед, классных часов, праздничных мероприятий, экскурсий, встреч. Слайд
Детям очень нравится деятельность, которая осуществляется в рамках данного направления. При реализации мероприятий происходит активное сотрудничество с родительской общественностью.
— Спортивно – оздоровительное направление осуществляется в школе посредством спортивно-массовых и физкультурно — оздоровительных общешкольных и классных мероприятий, соревнований, дней здоровья, организаций активных оздоровительных перемен, прогулок на свежем воздухе тематических бесед, спортивных игр. слайд
— Общекультурная деятельность слайд направлена на развитие творчества, способностей, на привитие культуры, эстетики.
Учащиеся участвуют в различных конкурсах, концертах, праздниках.
— общеинтелектуальное, социальное, направление слайд
прививает любовь к природе, окружающему миру. В классах проходят викторины о природе, конкурсы рисунков слайд, поделок слайд
экскурсии в природу. слайд
При организации внеурочной деятельности обучающихся использованы собственные ресурсы — учителя начальных классов, учителя-предметники – музыки, технологии, физической культуры. Педагоги стремятся создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.
Я прекрасно понимаю, что каждый ребенок идет по индивидуальному маршруту. Решить поставленные задачи можно только действуя совместно –учитель, семья, психолог, библиотекарь.
Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в нашей школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену. Кабинеты классов располагаются на втором этаже, имеется столовая, в которой организовано питание, спортивный зал со спортивным инвентарем, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой, кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет, проектором, экраном. Один кабинет начальных классов также оснащен компьютерами, мультимедийным проектором, интерактивной доской.
Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность можно увидеть по внеурочной занятости учащихся. Учителю крайне необходимо понимать, зачем проводятся данные занятия, и какой результат он должен получить на выходе:
- во-первых, разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
- во-вторых, подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
- в-третьих, диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности.
В ходе ведения внеурочной деятельности, исходя из опыта своей работы, выявлены также следующие проблемы:
- Несоответствие выбора объединений в рамках различных направлений внеурочной деятельности родителей и детей.
- Не все родители приветствуют занятия внеурочной деятельностью;
- Недостаточная материально – техническая база при реализации тех или иных направлений..
- Ограниченность выхода в социум, вследствии слаборазвитой инфраструктуры поселка.
- Дефицит учебно — методических пособий.
А также возможны предложения и пути решения проблем:
— Обеспечить научно-методическое сопровождение организации внеурочной деятельности
учебных предметов опытом деятельности школьников «вне уроков», позволяет продолжить курс на формирование у школьников универсальных учебных действий и надпредметных умений и обогащение их социального и
В заключение хочется сказать, что школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Внеурочная деятельность: проблемы и перспективы развития
педагог дополнительного образования
МБОУ «Жуковская СОШ»
Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании нравственных, творческих и успешных граждан нашей страны, а внеурочная деятельность, являясь своеобразной эмоциональной средой, призвана способствовать творчеству, проявлению и раскрытию каждого ребенка.
Как же реализуется внеурочная деятельность в Республике Мордовия? Этот вопрос мы рассмотрим на примере центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста» открытого на базе МБОУ «Жуковская СОШ» Торбеевского муниципального района.
Целью деятельности Центров являются: создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей; обновление содержания и совершенствование методов обучения предметов «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности». Инфраструктура Центра используется во внеурочное время как общественное пространство для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
Для этого в данной школе реализуются следующие программы внеурочной деятельности: «Шахматная азбука» (1-4 классы), «Юный шахматист» (5-9 классы), «Информатика в задачах» (6,8 классы), «Робототехника» (5,7 классы), «Lego конструирование» (5-7 классы).
Организация внеурочной деятельности учащихся осуществляется учителями – предметниками, а также педагогами учреждений дополнительного образования. Для успешной реализации программ внеурочной деятельности с использованием материально-технического обеспечения Центра «Точка Роста» педагогические работники прошли курсы повышения квалификации, выезжали на семинары в г. Ульяновск и г. Чебоксары, принимали участие в различных вебинарах.
В рамках образовательных сессий педагоги изучили основы программирования, 3D–моделирования и 3D–печати, научились основам разработки виртуальной реальности, управления квадрокоптером. Все это необходимо для того, чтобы учителя смогли работать с новым оборудованием, применять полученные знания в своей практике.
Обучение было направлено на совершенствование компетенций в области проектно-исследовательской деятельности, формирование и развитие гибких компетенций педагогов soft-skills и hard-skills. Первые — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью. Вторые, hard-skills включают в себя технические навыки и умение выполнять определенные функциональные задачи (профессиональные умения и навыки: управлять самолетом, делать перевязки, обучать математике), soft skills применяются в любой индустрии, любой профессии, любом виде деятельности и любом взаимодействии между людьми.
На Промдизайне познакомились с основами 3D-моделирования в программе AutoCAD. На ПромРобо работали над созданием роботов и изучали методику преподавания Робототехники.
На направлении VR/AR познакомились с понятием «виртуальная реальность» и начали изучать оборудование для просмотра и создания многочисленных панорамных фото и видео. Также проводились командные игры, в основе которых лежит популярная методика управления проектами – SCRUM, которая объединяет в себе элементы классического процесса и гибких подходов к управлению проектами.
Но несмотря на это при реализации внеурочной деятельности мы столкнулись со следующими проблемами:
1) Недостаточность опыта при разработке рабочих программ. Нехватка знаний и опыта у учителей по написанию программ кружков, направленных на достижение результатов определённого уровня. При составлении и написании рабочей программы по реализации внеурочной деятельности учитель также сталкивается с некоторыми проблемами. Мне, как молодому учителю, сложно самостоятельно составить программу внеурочной деятельности.
2) Ещё одной проблемой является посещаемость внеурочных занятий. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Дети, отзанимавшись 6-7 уроков, стремятся быстрее уйти домой, и лишь единицы остаются на внеурочные занятия. Некоторые из них после уроков посещают спортивные секции, танцевальные кружки, художественную и музыкальную школы, у них нет возможности одновременно посетить несколько занятий.
3) Не совсем отработан вопрос оценивания внеурочной деятельности. На уроках мотивом деятельности учащихся является оценка. Во внеурочной деятельности мотивом должно стать получение знаний, наработка практического опыта в любимом и личностно значимом виде деятельности, стимул – накопление индивидуального портфолио достижений. Педагог должен познакомить ребят с перспективами, поделиться собственным опытом, наработками или мыслями. Например, на занятиях внеурочной деятельности можно изготавливать различные поделки и презентовать их.
К числу наиболее актуальных и перспективных направлений развития внеурочной деятельности можно отнести следующее:
в научно-теоретическом плане: концептуализация опыта по разработке и реализации моделей внеурочной деятельности в различных условиях организации образовательного процесса; анализ современных практик организации внеурочной деятельности с целью выявления инновационных подходов к достижению личностных и метапредметных результатов обучающихся; изучения влияния реализуемых механизмов организации внеурочной деятельности на развитие воспитательных систем образовательных организаций, на воспитание и социализацию личности обучающегося, в том числе детей с особыми образовательными потребностями; выбор концептуальных оснований отбора и реализации содержания внеурочной деятельности.
в организационно-методическом плане: разработка механизмов межведомственного взаимодействия образовательных организаций в практике организации внеурочной деятельности, системы научно-методического сопровождения практики инновационного обновления программ курсов внеурочной деятельности на разных уровнях общего образования, технологии и процедуры изучения образовательных потребностей обучающихся и социальных запросов родителей на реализацию внеурочной деятельности, деятельностные формы представления педагогического опыта общеобразовательных организаций и педагогов по организации внеурочной деятельности через проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, ориентированных на смену позиции педагогов (учитель-соорганизатор учения, тьютор, куратор и т. ), активно привлекая ресурсы образовательных организаций дополнительного образования.
Список использованных источников.
Антонова, Л. Потенциал педагогической рискологии в условиях введения ФГОС основного общего образования: сб. статей / под общ. ред. Антоновой. – М. : АСОУ, 2014. – 56 с.
Коменский говорил: «Обучение путём воспитания и воспитание путём обучения».
В федеральном государственном общеобразовательном стандарте идея единства урочной и внеурочной деятельности получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего образовательного пространства во внеурочное время. Это, по мнению разработчиков стандарта, должно обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, и в итоге реализовать Основную образовательную программу.
В п. 16 ФГОС говорится: основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Что же такое внеурочная деятельность? В каких формах она реализуется в гимназии, каковы проблемы реализации и перспективы развития внеурочной деятельности. Об этом пойдет речь в моем выступлении.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
— обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в гимназии;
— создать условия для занятости младших школьников во внеурочное время;
— улучшить условия для развития ребенка, расширения его кругозора, ознакомления с окружающим миром;
— обеспечить включение учащихся в разнообразные виды деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Грамотно организованная внеурочная деятельность способствует более полному раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по пяти основным направлениям развития личности:
— общекультурное.
Стандарт провозглашает определение форм организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса в рамках реализации основной образовательной программы прерогативой образовательного учреждения.
В гимназии основу внеурочной деятельности обучающихся начальной школы образует сложившийся опыт и традиции внеклассной воспитательной работы, реализация программ дополнительного образования. Мы стремимся вести работу по всем пяти направлениям внеурочной деятельности, используя самые разнообразные формы.
Например, спортивно-оздоровительное направление, одно из самых востребованных родителями, реализуется через:
— организацию поездок и экскурсий, подвижных игр, «Весёлых стартов»;
— работу кружков «Уроки здоровья», «Здоровячок», «Азбука здоровья»;
— участие в фестивале «Мой выбор — здоровье»;
— проведение классных часов и бесед по охране здоровья, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, встреч с медицинскими работниками;
— применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
Я бы предложила работу в этом направлении систематизировать, объединить разовые мероприятия («Веселые старты», соревнования, фестиваль) в одно большое яркое событие — День здоровья. Это было бы значимым делом для детей и родителей.
Реализации общекультурного направления способствует:
— работа кружков «Художественное слово», «Народное творчество», «Театр песни», «Валяние», «Хореография», театральной студии, студии бальных танцев;
— организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ;
— проведение тематических классных часов художественно-эстетического содержания.
Большинство кружков представляют творческие отчеты о своей работе, может быть, поэтому они так привлекательны для детей и родителей. Хотелось бы, чтобы и другие показывали себя. Хорошо было бы возобновить традицию презентации кружков, детских объединений публично, чтобы ученики увидели все направления внеурочной деятельности.
Общеинтеллектуальное направление успешно реализуется благодаря работе предметных кружков «Юный математик», «Любители русского языка», «Хочу все знать», курсов «Инфознайка», «Юный информатик»; проектов познавательной направленности «Почемучка», «Хочу все знать», участию в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Какие перспективы можно обозначить в этом направлении? Более широкое участие в очных конференциях научно-исследовательской тематики. Для этого, конечно, необходима кропотливая работа учителя совместно с учеником и родителями.
И, конечно, проблемой является подготовка учащихся начальной школы к олимпиадам: «Умка», математической олимпиаде «Уникум». Ведь на это и должны в какой-то мере работать предметные кружки.
Одно из важных направлений — духовно-нравственное.
Здесь разнообразные формы деятельности:
— классные часы гражданско-патриотического содержания;
— «Уроки мужества»;
— выставки рисунков и творческих работ;
— фестиваль патриотической песни.
Чтобы увидеть эту работу, ее результаты, хорошо было бы в гимназической газете «Мы» сделать «Страничку класса», на которой каждый классный коллектив размещал бы интересную информацию. Например, о встрече с ветераном войны, выдержки из сочинений и т.
И, наконец, очень актуальное социальное направление развивается благодаря:
— организации ученического самоуправления и деятельности детского объединения «Подсолнушки»;
— функционированию групп «Учимся читать», занятиям в кружках «Развивай-ка», «Ежели вы вежливы»;
— беседам, направленным на формирование элементарных трудовых навыков;
— разработке проектов к урокам, внеклассным мероприятиям.
Таким образом, мы используем широкий спектр форм внеурочной деятельности для решения задач воспитания и развития ученика. Конечно, в идеале совокупность всех вышеназванных форм должна вылиться в целостную общественную жизнь ребенка в гимназии, интересную, насыщенную, и привести к последовательному достижению им трех уровней воспитательныхрезультатов, которых должен достигнуть выпускник:
I уровень: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т
II уровень: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
III уровень: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Очевидно, что достичь воспитательных результатов первого и второго уровней учитель может и на уроке. Однако, чтобы достичь результатов третьего уровня и дать возможность воспитанникам реализовать свои знания и отношения в жизни, в действии, в поступке, учителю необходимо использовать именно такие формы внеурочной деятельности, как: реализация проектов, коллективные творческие дела, разного рода экскурсии и т.
Отмечая положительные результаты реализации Основной образовательной программы Начального общего образования в плане организации внеурочной деятельности, не могу не акцентировать внимание и на проблемах. Одним из условий организации внеурочной деятельности является то, что содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий учащихся и их родителей. Для нас это пока является проблемой в силу разных причин: мы работаем исходя из своих возможностей (кадровых, материально-технических), традиций, поэтому запросу родителей не всегда удается соответствовать. И если педагоги отдают предпочтение курсам общеинтеллектуального направления, то учащимися и родителями эти занятия зачастую воспринимаются как дополнительный урок, что противоречит требованиям ФГОС. Кадровая проблема и загруженность спортивного зала не позволяет организовать функционирование спортивных секций для учащихся младшего звена, между тем родителями это направление востребовано. Нет условий для занятий изостудии, недостаточно места для занятий студии бальных танцев.
Не менее важной проблемой, является проблема финансирования, которое в настоящий момент ведётся за счет ставок педагогов дополнительного образования. Таким образом, выделяя часы на организацию внеурочной деятельности, мы сокращаем до минимума часы дополнительного образования.
В заключение необходимо отметить: внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательной программы. Именно внеурочная деятельность даёт учителю возможность стать для своих учеников значимым взрослым, создать тот уникальный педагогический инструмент, который называется детско-взрослой общностью.
Белобородова О. Программа внеурочной деятельности в начальной школе / О. Белобородова // Справочник классного руководителя. — 2011. — № 9.
Брагуца А. Организация воспитательного процесса младших школьников во внеурочной деятельности / А. Брагуца // Начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 10.
Горбунова Т. К вопросу об организации внеурочной деятельности в образовательных стандартах / Т. Горбунова О. Колядинцева И. Акентьева // Методист. — 2010. — № 8.
Науменко Ю. Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС начального общего образования: Примерное положение о внеурочной деятельности младших школьников / Ю. Науменко // Методист. — 2011. — № 10.
Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования: письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 № 03–296 // Методист. — 2011. — № 9.
Степанов Е. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е. Степанов // Завуч начальной школы. — 2011. — № 6.
Степанов П. Некоторые формы организации внеурочной воспитывающей деятельности в начальной школе / П. Степанов И. Степанова // Завуч начальной школы. — 2011. — № 6.
Шмелькова, Л. Планирование и анализ реализации внеурочной деятельности / Л. Шмелькова Д. // Управление начальной школой. — 2011. — № 12.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, Основная образовательная программа, дополнительное образование, направление, начальная школа, Начальное общее образование, III, внеурочное время, образовательное учреждение, работа кружков.
ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Насущной для общества является проблема использования свободного времени подрастающего поколения. Воспитание детей происходит в каждый момент их деятельности.
Внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.
Реализуя внеурочную деятельность, опираемся на следующие документы: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации; Федеральные требования к ОУ в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; Федеральные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников; САНПиН 2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Концепция духовнонравственного воспитания; Программа воспитания и социализации обучающихся; Локальные акты ОУ.
В рамках учебного плана внеурочной деятельности ФГОС НОО в нашем образовательном учреждении определены направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классноурочной, направлена на достижение воспитательных результатов (личностных и метапредметных) через участие обучающихся в различных видах деятельности.
В нашей школе, используются следующие формы внеурочной деятельности: различные кружки, секции, творческие мастерские, интеллектуальные клубы, социальные акции, исследовательские проекты, экскурсии, конференции.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Именно поэтому учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
При организации внеурочной деятельности придерживаемся следующих принципов: учѐт возрастных особенностей; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; связь теории с практикой; доступность и наглядность; включение в активную жизненную позицию;
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное.
КРУЖКИ И СЕКЦИИ
№ п/п Направление деятельности Название кружка
Волейбол (девушки) 11 лет
Волейбол (юноши) 10 лет
Баскетбол(девушки) 10 лет
Теннис (юноши) 6 лет
3 Социальное Я – гражданин
Азбука содержания животных
Умники и умницы
Мои первые исследования по химии
Маленькие рассказы о большой химии
Хоровое пение 5–11
Вокал 1–11 класс
Результаты внеурочной деятельности распределены по трѐм уровням:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса не более 10 часов внеурочной деятельности.
В результате внеурочной деятельности надеемся достичь следующих результатов:
— Овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
— Формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
— Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки;
— Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. ), понимание социальной реальности и повседневной жизни;
— Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура);
— Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.
В школе проводятся предметные недели и олимпиады, учащиеся имеют возможности участвовать в интеллектуальных конкурсах различного уровня. В школе были проведены интеллектуальные викторины, «Умники и умницы», предметные викторины.
Сохранению и укреплению здоровья учеников уделяется много внимания. Работают кружки «Здоровей-ка» и различные спортивные секции. В течение года проводятся физкультурно-массовые мероприятия: спортивные праздники, внутришкольные соревнования по различным видам спорта, праздники здоровья на природе, «Мама, папа, я – спортивная семья», «А ну-ка, парни!» и другие.
А так же проводятся профилактические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья: классные часы и беседы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, инструктажи по технике безопасности и противопожарной безопасности, проводятся семинары для учителей и родителей:
«Безопасность движения» «Роль культурно-эстетического воспитания в жизни ребенка», «Прививки и здоровье». В школе работает музей. Руководителем и активом музея составлен план работы, который включает различные мероприятия: проведение экскурсий для учащихся, практические занятия с учащимися начальных классов участие в районной краеведческой конференции. В преддверии празднования дня Победы в школе были проведены ряд торжественных мероприятий – Марш памяти, бессмертный полк, Зарница, митинг, встреча с ветеранами войны, вечер военной песни, общешкольные вечера и уроки мужества.
Внеурочная деятельность призвана способствовать более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребѐнка, которые не всегда удаѐтся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время, т. внеурочная деятельность направлена на достижение, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов. Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что даѐт большой воспитательный эффект. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, социальному запросу родителей (законных представителей) обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, КВНов, викторин,
праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований и т. Посещая кружки и секции, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как нравственные, организаторские, творческие, музыкальные и др. , что играет немаловажную роль в духовном развитии младших школьников.
Также на уровне нашей школы проводится работа с родителями:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются: усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи; развитие у школьников опыта формального и неформального общения с взрослыми; освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми; оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях. Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности осуществляется по следующим направлениям: участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми; развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др. ; оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми наглядных пособий и принадлежностей для качественной организации занятий.
Проводим мониторинг по следующим критериям: оценка востребованности форм и методов внеклассной работы; сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) по итогам года с целью выявления удовлетворѐнности воспитательными мероприятиями;
анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) в рамках внутришкольного контроля; вовлечѐнность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ; результативность участия субъектов образовательной деятельности в целевых программах и проектах различного уровня.
Мониторинг уровня воспитанности учащихся В 2015-2016 был использован новый метод определения уровня воспитанности в классах. В результате выявлены следующие показатели:
1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б 5а 5б 6а 6б 7а 7б 8а 8б 9а 9б 10 11
4,7 4,4 4,3 4,4 4,7 4,5 4,4 4,1 4,5 3,9 3,9 4,3 4,3 4,4 4,7 3,9 4 4 4 4,3
4,5 высокий уровень 4,2 хороший уровень 4,1
Итого по школе 4,3 хороший уровень
Тем не менее, ожидания педагогов относительно участия родителей в реализации внеурочной деятельности расходятся с их фактическим участием в этой деятельности. Что говорит о необходимости более активного вовлечения родительской общественности и других социальных партнеров в жизнедеятельность школы и актуальности качественных изменений в характере этих партнерских отношений. В целом проведенный среди родителей опрос показал значимость внеурочной деятельности для детско-взрослых отношений: 44% опрошенных отметили, что они обсуждают со своими детьми те или иные аспекты внеурочной деятельности. Подавляющее большинство родителей считают, что усиление роли внеурочной деятельности будет положительно сказываться на развитии и образовательных результатах обучающихся. Такая позиция родителей подтверждается и их желанием совместно решать общие проблемы.
Главной задачей школы является использование всех имеющихся ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной личности, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои уникальные качества.
Внеурочная деятельность формирует художественный вкус, знание и понимание культуры народов, отношение к труду, культура здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, гражданско-патриотическое воспитание – воспитание гражданина России, ученическое самоуправление, систему работы классного руководителя, общешкольные дела (традиции).
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сделать вывод о том, что внеурочная деятельность позволяет реализовать «портрет выпускника начальной школы», ориентированный на становление таких личностных характеристик как: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.