Рецепт преодоления неудач в очном образовании

В докладе на городском педагогическом совете
руководитель Департамента образования города
Москвы О. Ларионова обратила внимание на то,
задача педагогических коллективов, — активно
внедряя новые воспитательные технологии и формы
работы, создать в учреждении такие условия, чтобы
во 2-ой половине дня каждый ребенок, и особенно
трудный подросток, нашел для себя дело по душе
и в ближайшее время решить проблемы школьной
неуспешности в каждой общеобразовательной
школе.

Возможность понять истинные причины и наметить
пути решения проблем является принципиально
важным моментом работы всего педагогического
коллектива и психологической службы школы.

Своевременное выявление причин, приводящих к
неуспешности, и соответствующая коррекционная
работа позволяют уменьшить вероятность
перерастания временных неудач в обучении в
хроническую неуспеваемость. Это снижает
возможность возникновения у ребенка
нервно-психических расстройств, различных форм
девиантного поведения, развивающихся на основе
стрессовых состояний.

Непременным условием эффективной работы с
неуспешными детьми является совместная работа
со специалистами — это психологи, логопеды,
социальные работники, взаимодействие
администрации образовательного учреждения,
педагогов, родителей. Результаты наблюдений,
исследований, тестирований, бесед, диагностики
позволяют получить индивидуальную
характеристику всех интеллектуальных,
личностных и нейродинамических особенностей
учащихся, их творческого потенциала, что
является особенно актуальным для решения
проблемы неуспешности. В школе полного дня
больше возможностей для реализации потенциала
ребенка, для развития познавательных и других
интересов через систему дополнительного
образования, мотивации, профилактики
неуспешности через интеграцию основного и
дополнительного образования.

Более 5 лет мы работаем без второгодников. Динамика качества обучения положительна. У нас
разработана система по предупреждению и
преодолению неуспешности в обучении, по созданию
условий успешности, сохранению здоровья
обучающихся в рамках школы полного дня. Мы
стараемся так организовать работу
педагогического коллектива школы, чтобы
обеспечить успешное усвоение базового уровня
образования учащимися с пониженной мотивацией к
обучению.

Пути преодоления неуспешности:

В урочное время:

  • Планирование и проведение разнообразных по
    форме и виду деятельности уроков, в том числе
    применение активных методов и форм обучения,
    новых педагогических технологий (интерактивные
    формы, ролевые познавательные игры, технологии
    РКМЧП, ИНЛОККС, информационные и т.д).
  • Дифференциация учебного материала и заданий
  • Индивидуальный подход (индивидуальные
    траектории развития, индивидуальные домашние и
    творческие задания)
  • Контроль работы учителя по ведению рабочих и
    контрольных тетрадей, их проверкой и системой
    работы над ошибками
  • Организация малых педсоветов по проблемам
    неуспешности обучения учащихся группы риска
  • Контроль объема домашнего задания с целью
    предупреждения утомляемости учащихся

Во внеурочное время:

  • Меры по устранению отставаний в учебе
    (дополнительные занятия, индивидуальные
    консультации с педагогами, которые возможны в
    рамках школы полного дня)
  • Воспитательная работа, направленная на
    развитие интереса у учащегося к обучению
    (классные часы, посвященные деятелям науки,
    культуры, людям разных профессий; беседы о
    значении образования в современном мире и т.д).

Тесная связь основного обучения с
дополнительным образованием, успешность в
дополнительном образовании (спорт, кружки)
приводит к усилению мотивации в основном
образовании. Структура нашего центра
образования позволяет активно вовлекать
учащихся в различные виды деятельности в рамках
Центра дополнительного образования, который
включает в себя занятия в объединениях
дополнительного образования по восьми
направленностям: научно-техническое, эколого-биологическое,
туристско-краеведческое, военно-патриотическое,
культурологическое, художественно-эстетическое,
социально-педагогическое,
спортивно-оздоровительное.

Вовлечение детей группы риска во внеклассные
мероприятия по предметам (участие в предметных
неделях, викторинах, конкурсах, выпуск
тематических газет, презентаций, подготовка
докладов и т

Работа классных руководителей и
социально-педагогической службы:

  • Тесный контакт и работа с родителями.
  • Тематические выступления на родительских
    собраниях психологов и социальных педагогов.
    Индивидуальные и групповые консультации для
    родителей.
  • Проведение дней открытых дверей для родителей.
  • Систематический контроль посещаемости,
    еженедельное выставление текущих оценок в
    дневники классными руководителями.
  • Мониторинг успеваемости в течение всего
    учебного времени, анализ на производственных
    совещаниях, корректировка планов.
  • Оценка результатов обучения, своевременное
    выявление пробелов.
  • Помощь психологов, социальных педагогов
    (диагностика, тренинги). Комплексное
    тестирование учащихся при переходе с одной
    ступени обучения на другую, профессиональное
    определение.
  • Индивидуальные и групповые
    коррекционно-развивающие занятия с учащимися,
    испытывающими трудности в усвоении учебной
    программы.
  • Работа логопедов в тесном контакте с учителями
    начальной школы. Логопедические занятия для
    детей с проблемами в устной и письменной речи.
  • Заседания совета по профилактике с
    привлечением родителей, сотрудников КДН.

Как помочь ребенку освоить школьную программу

Рецепт преодоления неудач в очном образовании

Хорошо учиться и легко осваивать школьную программу – это очень хорошая способность. Конечно, ребенку с такими навыками намного легче готовиться к выпускным экзаменам, а потом и учиться в вузе. Поэтому родители постоянно задаются вопросом: как помочь ребенку учиться, при этом не лишая его самостоятельности в обучении?

У некоторых детей процесс обучения в общеобразовательной школе вызывает большие затруднения, которые связаны с разными причинами. Родители должны своевременно помочь ребенку справиться с трудностями в обучении. Конечно, дети и сами могут справиться со своими проблемами в учебе, однако без помощи этот процесс может затянуться, и время, проведенное в статусе отстающего ученика, может сделать его неуверенным и скованным.

Правильное и разумное отношение в семье и школе к проблемам ребенка, знание причин, снижающих его успеваемость, и своевременная помощь могут помочь облегчить его адаптацию в школьном коллективе, повысить успеваемость и пробудить уверенность в своих силах. Но, к сожалению, не все родители и педагоги знают, в чем причина школьной неуспеваемости детей и как помочь им преодолеть трудности в усвоении доступной их пониманию программы.

Любого неуспевающего ученика можно заинтересовать учебой и настроить на хорошие результаты. Главное, чтобы родители сумели вовремя выяснить, почему ребенок плохо учится. Только так можно понять, какие меры можно предпринять для повышения его успеваемости.

Причины плохой успеваемости

Недостаточная осведомленность, то есть малый запас сведений об окружающем ребенка мире, его явлениях, людях и их взаимоотношениях. Ребенок, познавая мир, приобретает определенные знания, умения, навыки и способности. Недостаток таких знаний и умений приводит к тому, что даже тот ребенок, который обладает хорошо развитыми вниманием, памятью и работоспособностью, не сможет хорошо учиться.

Астеническое состояние. Это состояние повышенной утомляемости, истощаемости, утраты способности к длительному физическому и умственному напряжению. Астенические состояния возникают у ребенка вследствие длительной болезни. Так, часто болеющему ребенку приходится пропускать занятия, и он начинает отставать по всем предметам школьной программы. Также после болезни появляются трудности с адаптацией в школе. Часто к последнему уроку (к концу учебной недели) продуктивность ребенка резко падает. Но после восстановления от болезни он легко возвращается к привычному ритму учебы.

Психотравмирующие ситуации. Под психотравмирующей ситуацией понимают те особенности жизни и взаимоотношения людей, окружающих ребенка, которые приводят к появлению у него переживаний и отрицательных эмоций. Болезненная реакция на эту ситуацию может снизить работоспособность ребенка, а переживания отвлекают его от обучения.

Наиболее частые психотравмирующие ситуации:

  • Разногласия между родителями. Нередко психотравмирующая ситуация возникает в семье, где оба или один из родителей, к примеру, затевают дома скандалы. Дети страдают от этого и очень сильно переживают. И, как следствие, отличаются рассеянным вниманием, подолгу не могут включиться в урок, быстро забывают выученное. О хорошей успеваемости в таких условиях можно забыть.
  • Конфликты со сверстниками. Особенно часто это происходит в подростковом возрасте. А если это еще и конфликты с одноклассниками, тогда ребенок, скорее всего, думает лишь о том, как ему быстрее уйти домой или отомстить за свои обиды, а не о том, как разобраться в непонятном предмете или повторить пройденный материал.
  • Конфликты с учителями. Конфликтная ситуация с учителем может возникнуть по разным причинам: по вине ученика, учителя или родителей. Иногда родители сами создают своему ребенку психотравмирующую ситуацию в классе. Это бывает с теми родителями, которые видят в своем сыне или дочери только одни достоинства. Они обвиняют учителя в том, что он не рассмотрел талант их ребенка, а ребенок считает мнения родителей верными и перестает учиться, ведь он и так «умен». Более того, он может еще и вызывающе себя вести, что для поведения в стенах школы недопустимо. Может сложиться и так, что педагог просто невзлюбил ребенка и постоянно придирается к нему по любому поводу, даже не пытаясь помочь и разъяснить непонятные моменты.

Отсутствие у ребенка склонности к изучению предмета. Ребенку со склонностью к гуманитарным предметам обычно плохо дается математика, физика, химия, информатика и другие точные науки. Однако если ребенок делает успехи в литературе, географии, истории и русском языке, постоянные неудачи в изучении других предметов могут подавить его интерес к учебе в целом, что в результате негативно повлияет на успеваемость в школе.

Читать также:  Проблема с программой-эмулятором и все связанные с ней проблемы

Отсутствие самодисциплины. Если ребенок плохо учится в школе, причиной тому также может служить отсутствие навыков самодисциплины. Ему трудно заниматься, когда вокруг столько соблазнов: хорошая погода на улице, интересный фильм или новая серия любимого сериала, друзья по переписке и компьютерные игры.

Отсутствие режима. Когда у ребенка нет четкого режима дня после школы, сложно ожидать от него каких-то хороших результатов. Он будет постоянно отвлекаться, так как не умеет правильно планировать свое время, и в итоге домашние занятия ребенок будет выполнять быстро, в самый последний момент, не вникая в суть изучаемого материала.

Педагогическая запущенность. Она также может быть одной из причин того, почему ребенок плохо учится. Очень часто подобная ситуация наблюдается и там, где родители либо совершенно не интересуются воспитанием, либо полностью посвящают себя построению карьеры и материальному благополучию. В любом случае, семейный воспитательный процесс в таких семьях отсутствует.

Нехватка внимания со стороны родителей. Часто ребенок находится в состояниях, которые непременно требуют поддержки взрослых. Поэтому родителям следует задуматься: может, плохая успеваемость – это протест против недостаточного внимания со стороны родителей и большого количества запретов?

Особенности школьной программы. Школьная программа для ребенка может оказаться как слишком простой, так и чересчур сложной. И в первом, и во втором случае ребенку становится скучно. И если на уроках отсутствует индивидуальный подход к каждому школьнику, то очень часто они начинают получать плохие оценки.

Рекомендации родителям

Откажитесь от нотаций. Нельзя постоянно осыпать ребенка упреками. Даже если он допустил существенный промах, не стоит постоянно напоминать ему об ошибке. Отказ от нотаций позволяет добиться большего эффекта, нежели постоянное поучение.

Увлекайте ребенка процессом получения знаний. Тогда он будет учиться не ради хороших оценок и похвалы, а для совершенствования своей личности. Не всем легко дается изучение физики, английского языка или каких-либо других предметов. Однако стоит помнить о том, что любой предмет можно сделать интересным, если подключить фантазию. Прививайте ребенку любовь к чтению и обсуждайте с ним прочитанное, рассказывайте ему что-то новое и интересное, чтобы вызвать в нем стремление получать знания самостоятельно.

Сформируйте у ребенка ситуации успеха. Обязательно найдите какое-нибудь занятие, чтобы ребенок смог реализовать себя. Это должно быть что-то, что ему нравится и в чем он показывает хорошие результаты, будь то спорт или творчество. Хвалите его за достижения и концентрируйте его внимание на них. Так он сможет чувствовать себя уверенно, а уверенность постепенно распространится на другие сферы его жизни, в том числе и на учебу.

Оказывайте поддержку. Старайтесь показывать ребенку, что ваше отношение к нему не меняется независимо от оценок, которые он получает в школе. Когда у него что-то не получается, поддержите и заверьте, что он обязательно справится. Если действовать наоборот, демонстрируя радость, только когда ребенок получил хорошую оценку, он будет бояться неудач, а постоянная тревожность серьезно помешает нормальной учебе. Не будет лишним, если вы сами разберетесь со школьным материалом и поможете ребенку освоить или запомнить его. Помните: родительская помощь должна ограничиваться объяснениями или подсказками, если ребенок чего-то не понимает. Но она не должна быть постоянной. Можно помогать ребенку с выполнением особенно сложной работы, однако следует стремиться к тому, чтобы со временем он научился справляться с уроками самостоятельно.

Используйте «таблицы-напоминалки». Таблицы можно переписать из учебника или справочника, найти в интернете и распечатать или сделать собственные вместе с ребенком. Затем разместите их на стене над рабочим местом. Такая  возможность в нужный момент подсмотреть на таблицу-подсказку,  со  временем поможет  быстрее  запоминать материал.

Обратите внимание на нагрузку ребенка. Возможно, она чересчур велика для него. Внимательно изучите график занятий своего ребенка, поймите, насколько он загружен. Может, у него слишком много дополнительных занятий и кружков? Стоит ли уменьшить количество дополнительных занятий? Прежде, чем решиться на тот или иной шаг, следует обратить внимание на то, как ребенок занимается в этих кружках. Приносит ли ему их посещение удовольствие? Какие результаты он проявляет?

Мотивируйте. Объясните, почему так важно получить в жизни хорошее образование, что может дать умение усваивать нужную информацию. Если у ребенка не будет мотивации к выполнению того или иного задания, возьмется ли он за него? Нет! Поэтому вы должны заинтересовать его.

Контролируйте умеренно. Не стоит слишком контролировать своего ребенка. Ведь постоянное и очень активное внимание к процессу обучения нередко приводит к нежеланию учиться. Ребенку начинает казаться, что для его родителей важны лишь хорошие оценки, а все прочие сферы его жизни, его чувства и переживания просто не интересны родителям. Подобные мысли и приводят к потере желания учиться.

Приучайте к ответственности. Детей уже с первых лет посещения школы необходимо приучать к ответственности за совершенные поступки. Вполне возможно, что подобное отношение к себе сохранится у ребенка надолго. Родители должны учить детей пониманию того, что в жизни многое зависит от стремлений, желаний и совершенных поступков. Также необходимо разъяснять ребенку, что процесс обучения является своеобразным трудом, и весьма непростым.

Организуйте место для занятий. Правильная организация места для занятий – это одно из самых необходимых условий для успешного обучения. Индивидуальные границы должны быть у каждого человека. Только так ребенок будет чувствовать себя комфортно и свободно. Вот увидите, он станет более дисциплинированным, если будет знать, что дома имеется есть его личный уголок для выполнения заданий.

Гордитесь своим ребенком в любом случае, а не только тогда, когда он получает хорошие оценки или побеждает на школьных олимпиадах. Просто не мешайте ему раскрывать внутренний мир и быть самим собой. Помните, что не всегда школьные предметы даются легко. Чтобы постоянно не задаваться вопросом о том, как заставить ребенка учиться в школе, лучше больше хвалите его, но помните, делать это необходимо только обоснованно, так как похвала из лести только навредит ребенку. Такой подход поможет сформировать у него адекватную самооценку и достичь в будущем больших побед.

Помогите расставить приоритеты. Проблема в обучении многих детей заключается в том, что у них отсутствует навык четкого распределения нагрузки. Придя после школы домой, они сразу садятся за компьютер. Не все умеют вовремя отвлечься и переключиться на выполнение домашних заданий. Некоторые учащиеся приходят в класс с невыполненными уроками. Именно так и падает успеваемость, а ребенок теряет интерес к учебе. Поэтому помогите ребенку расставить приоритеты. Объясните ему, почему вначале необходимо выполнять самые сложные задания. Пусть в сутках найдется время и общению с друзьями, походам в кино, а не только бесконечному просиживанию за учебниками. Когда день будет расписан по часам, он сам удивится тому, что станет больше успевать, а оценки тем временем станут значительно лучше.

Сохраняйте позитивный настрой. В любом случае важно сохранять бодрость духа и оптимизм. Ребенок должен усвоить, что неразрешимых проблем не существует. На собственном примере продемонстрируйте, что любые сложности можно преодолеть, если браться за их решение с улыбкой. Позитивный настрой способствует повышению концентрации внимания и вдумчивому изучению учебного материала, а это непременно благоприятно скажется на успеваемости в школе.

Неуспеваемость – важная проблема школьной
действительности, требующая разносторонних
подходов при ее изучении и устранении.

Неуспеваемость – это несоответствие
подготовки учащихся обязательным требованиям
школы в усвоении знаний, развитии умений и
навыков, формировании опыта творческой
деятельности и воспитанности познавательных
отношений. Она выражается в том, что обучающиеся
имеют слабые навыки чтения, счета, слабо владеют
интеллектуальными умениями анализа, обобщения. На практике установлено, что неуспешным школьник
становится только тогда, когда вовремя не были
преодолены пробелы в знаниях. При этом у него
страдают не только интеллектуальные
способности, но и психические процессы.

ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Школьная неуспеваемость бывает ранней и
поздней. Так называемая ранняя неуспеваемость
возникает с самого начала обучения, еще в 1-м
классе. Причины отставания в учении в это время
разнообразны, но они подразделяются на причины
внутреннего плана и причины внешнего плана.

Читать также:  Вопросы образовательного процесса на самом деле решаются современными программами дошкольного образования

Причины внутреннего плана:

  • дефекты здоровья детей, их развития;
  • недостаточный объем знаний, умений и навыков.

Причины внешнего плана:

  • недостатки дидактических и воспитательных
    воздействий;
  • недостатки учебных планов, программ,
    методических пособий;
  • плохая организация педагогического процесса в
    школе.

Довольно много детей оказываются неспособными
успешно учиться из-за педагогической
запущенности. С ними недостаточно занимались
перед поступлением в школу, и они не приобрели
умений, необходимых первокласснику. Они плохо
читают и считают, а иногда совсем не умеют этого
делать. Педагогически запущенные дети чаще всего
воспитываются в неблагополучных семьях, где им
мало уделяют внимания. Обычный стиль воспитания
в таких случаях — гипоопека. Ребенок,
оставленный на попечение бабушки или кого-то из
родителей и лишенный с раннего детства заботы и
контроля не посещающий детский сад, оказывается
в самом тяжелом положении: он не только не умеет
читать, считать и писать, но и не знает
элементарных вещей. При поступлении в школу ему
трудно ответить на вопросы: где и кем работают
его родители, где он живет (назвать точный адрес). Если ребенок посещал детский сад, ситуация более
благоприятна: он смог получить больше знаний и
обладает определенными умениями; уровень его
подготовки к школе зависит от качества
детсадовских занятий.

Менее распространенные причины школьной
неуспеваемости — недостаточная подготовка к
школе больных детей. Дошкольники, тяжело или
часто болеющие, требуют особого внимания. Когда
они проходят курс лечения, лежат в больнице или
просто дома, они, как правило, не занимаются. Когда они выздоравливают, их нужно включать в
занятия, но очень осторожно, избегая перегрузок. Если ребенка готовят к школьному обучению в
детском саду или специальной группе, после
болезни ему трудно снова начать работать вместе
со всеми — он отстал от сверстников. Образуются
пробелы в знаниях, ликвидировать которые без
умелой помощи родителей очень сложно.

Причиной школьной неуспеваемости в начальных
классах может быть низкая обучаемость. Под
обучаемостью понимается общая умственная
способность к усвоению знаний. Низкая
обучаемость характерна для детей с задержкой
психического развития и умственно отсталых.

  • Глубокое и общее отставание (I категория).
  • Частичной, но относительно устойчивой
    неуспеваемости (II категория).
  • Эпизодическая неуспеваемость (III категория).
  • Низкое качество мыслительной деятельности
    сочетается с положительным отношением к учебе.
  • Высокое качество мыслительной деятельности
    сочетается с отрицательным отношением к учебе.
  • Низкое качество мыслительной деятельности
    сочетается с отрицательным отношением к учебе.
  • Ученик не владеет минимально необходимыми
    операциями творческой деятельности
    (комбинирование и использование в новой ситуации
    имеющихся знаний, умений и навыков).
  • Ученик не стремится получать новые знания
    теоретического характера.
  • Ученик избегает трудностей творческой
    деятельности, пассивен при столкновении с ними.
  • Ученик не стремится к оценке своих достижений.
  • Ученик не стремится расширять свои знания,
    совершенствовать умения и навыки.
  • Ученик не усвоил понятий в системе.

ГЛАВА II. ФОРМЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Разделяются понятия “школьные трудности” и
“неуспеваемость”.

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не
может продемонстрировать тот уровень знаний,
умений, скорость мышления и выполнения операций,
который показывают обучающиеся рядом с ним дети.

Неуспеваемость и отставание:

Отставание – это невыполнение требований (или
одного из них), которое имеет место на одном из
промежуточных этапов внутри того отрезка
учебного процесса, который служит временной
рамкой для определения успеваемости.

В неуспеваемости синтезированы отдельные
отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не
преодолены, разрастаются, переплетаются друг с
другом, образуют, в конечном счете,
неуспеваемость.

Дети с ЗПР оказываются как бы промежуточным
звеном между нормально развивающимися и
умственно отсталыми. Они неплохо воспринимают
помощь, но им необходимо обучение по специальным
программам и в более медленном темпе. Со временем
при наличии коррекционной работы они
“догоняют” своих благополучных сверстников. Также неуспевающими могут стать ученики с плохим
зрением, слухом или речью, т. с нарушениями
анализаторных систем. Даже при относительной
психологической готовности к школе ученики
начинают отставать в учении из-за того, что не
видят написанное на доске или не слышат всего,
что говорит учитель. В легких случаях процесс
обучения таких детей в классе можно достаточно
успешно организовать, посадив их на первые парты
и уделяя им больше внимания. В более тяжелых
случаях, при значительных нарушениях, учеников
переводят в специальные школы — для глухих,
слабослышащих, слабовидящих, детей с нарушениями
речи. В начальных классах встречаются учащиеся,
не успевающие из-за недостаточного развития
образного мышления.

Значительные трудности в учении, а затем и
неуспеваемость могут быть вызваны некоторыми
личностными особенностями учеников. Это главным
образом тревожность и демонстративность.

Поздняя неуспеваемость появляется в средних
классах. В это время усложняется школьная
программа, учиться становится труднее. Вместо
одного учителя в класс приходят разные
преподаватели, с разными требованиями, к которым
нужно приспосабливаться. Небольшая часть детей,
удовлетворительно или хорошо учившихся раньше, в
этой ситуации резко снижает уровень
успеваемости. Это могут быть дети с высокой
обучаемостью, подготовленные к школе лучше
многих одноклассников. Учиться им было
достаточно легко: они достигали успеха без
большого труда, приобрели относительно высокий
статус в классе и соответствующую самооценку. Когда требования возрастают, а умения и желания
трудиться нет, ученики перестают получать
привычные поощрения. Учебные неудачи,
необходимость снова завоевывать авторитет
приводят к изменению учебной мотивации. Происходит перелом в отношении к учению, иногда
возникает стремление уйти из школы. Нежелание
учиться приводит к неуспеваемости и бывших
троечников. Переход в средние классы совпадает с
началом подросткового возраста, переключением
интересов на общение со сверстниками. Иногда
учеба запускается из-за того, что большая часть
времени посвящается делу, которым подросток
бурно увлекается.

Категории учащихся, у которых возникают
проблемы с успеваемостью

Дети с ЗП – это те, у которых по
различным причинам произошли отклонения от
возрастных норм. Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще
других получают замечания от учителя. С ними не
хотят дружить, сидеть за одной партой. Состояние
неудовлетворённости своим положением в школе
толкает их на ничем не мотивированные нарушения
дисциплины: выкрикивание с места, бегание по
коридору, драчливость.

Недостаточно развитые для школы дети (они
составляют 1/4 всех неуспевающих). У них выявлены
нарушения в раннем периоде развития

(патология беременности и родов, родовые
травмы, тяжёлые заболевания). Они страдают
различными хроническими заболеваниями. Часто
живут в неблагополучных микросоциальных
условиях. Недостаточно развитые дети с трудом
адаптируются к условиям обучения в школе,
распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых
этапах обучения они составляют совершенно
определённую группу риска по развитию школьной
дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего
образуют группу трудных, стойко неуспевающих
учеников, которые создают проблему для школы.

Функционально не созревшие дети. Они
прилежно и добросовестно учатся, у них есть
желание выполнять все школьные задания. Но уже в
первые месяцы обучения их поведение и
самочувствие меняются. Некоторые становятся
беспокойными, вялыми, плаксивыми,
раздражительными, жалуются на головную боль,
плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока
объяснимо: ведь происходит приспособление
ребёнка к новым условиям, а это не проходит
бесследно. Но проходит один – два месяца, а
картина не меняется, успехов нет. И становится
понятно, что некоторые функции организма ещё не
созрели для школы, учёба пока не по силам. Некоторые дети быстро устают (нет школьной
выносливости), другие не могут сосредоточиться,
третьи не подтверждают результаты вступительных
тестов, тех надежд, которые подавали в первые дни. Появляются отстающие, слабо успевающие ученики,
а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в
результате начинают отставать.

Ослабленные дети. Среди детей,
поступающих в первый класс, практически здоровы
только 20-30%, 30–35% первоклассников страдают
хроническими ЛОР-заболеваниями, 8–10% имеют
нарушения зрения, более 20% детей составляют
группу риска по развитию близорукости; у 15-20%
отмечаются различные нарушения
нервно-психической сферы, чаще всего как
следствие органического поражения коры
головного мозга на разных этапах развития. Эти
дети с трудом приспосабливаются к обучению в
школе. Их оберегали дома, не позволяли
напрягаться, их развитие отстаёт от нормы
(ограниченный запас сведений, знаний, навыков,
плохая ориентация в окружающей обстановке,
трудности контакта со сверстниками, учителем,
неправильное поведение в классе, недостаточно
развитая учебная мотивация). Есть и другая
категория ослабленных детей. К ним относятся
дети, которым дома было всё дозволено. Они
расторможены, неуправляемы, быстро утомляются,
не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе таких детей около 30-40%. Обучение
их нелёгкая педагогическая задача, которая
требует от учителей большого напряжения, а так же
духовных и профессиональных умений и навыков.

Читать также:  Социальные программы в РФ. Что это, какие бывают, цели функционирования

Системно-отстающие дети. Чрезмерные
эмоциональные, умственные, физические нагрузки,
связанные с систематическим обучением, могут
явиться причиной существенного ухудшения у этих
детей здоровья, особенно если в раннем периоде у
него уже имели место различные нарушения и
задержка в развитии. Трудности обучения чаще
отмечаются у детей, которые имеют несколько
видов нарушений в развитии и поведении. На первый
взгляд, все функции в отдельности развиты как
будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и
составляют группу системно-отстающих. Незначительные отклонения в различных
функциональных системах, сочетаясь между собой,
приводят к видимым нарушениям: расторможенности,
двигательному беспокойству, гиперактивности. Они не в состоянии организовать свою
деятельность, не способны фиксировать своё
внимание, не могут установить нормальные
отношения со сверстниками, резко реагируют на
отказ, не владеют собой, забывают хорошие
намерения, предпочитают делать только то, что им
нравится. Нарушения поведения, как правило,
сочетаются у таких детей с целым комплексом
трудностей в письме, чтении, математике. В 1
классе они долго не могут усвоить правильное
начертание букв, красиво и аккуратно писать, у
них грязные, неряшливые тетради. К концу учебного
года они не усваивают программу
соответствующего класса. Особенности их
поведения, постоянные конфликты, бурные реакции
существенно осложняют обстановку в классе.

Нестандартные дети. Среди них все те, кто
“выпадает” по различным причинам из средней
школы: высокоодарённые, талантливые, вундеркинды
– и безнадёжно отсталые, исключительные в
умственном развитии.

Есть ещё одна группа детей; это так называемые
“медленные” дети – тугодумы, и такова
особенность их характера. Это может быть связано
и с болезнью, и с задержкой развития, и с
особенностями нервной системы, характера,
темперамента. Дети эти здоровы, часто весьма
одарённые. Они отличаются от сверстников только
медленным темпом деятельности. Дольше других
включаются в работу, труднее переключаются с
одного вида деятельности на другой. Общий темп
работы класса им не по силам. Торопятся,
нервничают, но всё равно не успевают за другими. Буквы получаются всё хуже и хуже, увеличивается
количество ошибок. Им трудно в школе. К
нестандартным, исключительным относятся и
чрезмерно быстрые, постоянно возбуждённые,
всегда торопящиеся дети. Это те, которые
поднимают руку, ещё не дослушав вопроса. Подпрыгивают, нервничают, вспыхивают от
возбуждения – скорей, скорей. Педагог их видит и
понимает: приструнит, даст трудное задание,
которое непременно должно быть выполнено, будет
терпеливо работать с ними.

Депривированные семьёй и школой дети. Значительная
часть школьников воспитывается в
неблагоприятных микросоциальных условиях. Это
социальная запущенность: алкоголизм родителей,
атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и
холодности по отношению к детям, наказания,
подчас несправедливые, с одной стороны и
вседозволенность с другой. Иногда школа ещё
больше усугубляет трудности их жизни,
безжалостно выталкивает их в разряд
педагогически запущенных. К социальной
запущенности добавляется педагогическая. Это
рассеянные, забывчивые ученики с очень
неустойчивой успеваемостью. У них возникает
усталость уже на 1 уроке. Они с трудом понимают
объяснения учителя, сидят с безучастным
взглядом, ложатся на парту, порой засыпают. Уроки
им кажутся непомерно длинными. Утомление у них
выражается в резко сниженной работоспособности,
замедленном темпе деятельности, они не успевают
выполнять задания со всем классом. Во время урока
отвлекаются на внешние раздражители, плаксивы,
небрежны в работе. Часто без причины смеются. При
чтении теряют строку, не делают смысловых
ударений. Иногда старательно выполняют домашнее
задание, но в классе при ответе теряются,
путаются.

На практике принято выделяют группы сильных,
слабых и средних учеников. Главными
формальными критериями являются успеваемость и
дисциплина. Среди отличников есть просто
способные дети, которым легко даётся учение и
которые не придают особого значения оценкам – им
просто нравится учиться. Существуют и ученики,
для которых высокая оценка – способ выделится,
показать своё превосходство. Такие дети очень
ревнивы к чужим успехам, могут вымаливать у
учителя хорошие отметки; плачут или гневаются
из-за тройки, выставленной, по их мнению,
несправедливо. Тщеславные, завистливые создания,
они достойный резерв для будущих карьеристов,
льстецов, подхалимов. Существуют “отличники
поневоле” — вымуштрованные, запуганные
родительскими строгостями дети, которых дома
тщательнейшим образом проверяют.

Отстающие ученики тоже представляют собой
разнородную группу: тут и добродушные лентяи, и
чрезмерно робкие, застенчивые дети, и повышенно
отвлекаемые, и невнимательные, и отличные
интеллектуалы нестандартного поведения. Многие
из них страдают из-за своей неуспеваемости. Таким
образом, в процессе школьной учёбы выделяются
несколько групп учеников – успевающие,
“середняки” и отстающие. Группы эти
неоднородные; в них существует своё
перераспределение.

Гинзбург делит учащихся на следующие
группы:

Неуспевающие ученики, которые не могут
следить за ходом объяснения учителя, имеют
большие трудности при понимании текста учебника.

Неуспевающие учащиеся, которые частично
справляются анализом-синтезом, например, только
тогда, когда речь идёт о конкретных предметах,
явлениях.

Общим является нежелание напрягать свои
умственные силы, негативное отношение к более
сложным формам и методам работы.

  • требования к учащимся, вытекающие из целей
    школы;
  • психофизические возможности учащихся;
  • социальные условия их жизни.

Причин, вызывающих школьную неуспеваемость,
много. Не обязательно, чтобы они действовали
вместе и одновременно, достаточно одной, даже
самой слабой. Поэтому трудно дается коррекции
ранняя школьная неуспеваемость, несмотря на
значительные усилия педагогов.

  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • инфантилизм (детскость).

ГЛАВА III. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Для того чтобы у ребенка не возникла проблема
школьной неуспеваемости, нужно помочь ему
приспособиться к школе. Нужно, чтобы это
приспособление было осуществлено без серьезных
внутренних потерь для ребенка, без ухудшения
самочувствия, настроения, самооценки. Нужно
помочь ему почувствовать себя в школе комфортно,
высвободить имеющиеся у него интеллектуальные,
личностные, физические ресурсы для успешного
обучения и полноценного развития. С этой целью у
учащихся формируются знания, умения, навыки с
использованием конкретного материала,
применения различных видов помощи для успешного
решения предъявляемых заданий.

Предупреждением неуспеваемости является
индивидуальный подход учителя к детям,
опирающийся на знание личности каждого ученика и
правильную организацию домашней
самостоятельной работы школьника.

Важно осуществлять и вести систематическую
работу с целью профилактики, предупреждения и
преодоления проблемы школьной неуспеваемости. Лишь при помощи целостной системы совместной
деятельности педагогов, психологов, родителей,
самого ребенка, а при необходимости
врачей-специалистов можно добиться успехов.

Предотвратить причины неуспеваемости легче,
чем преодолевать. Поэтому успешное обучение
ребенка в школе рассматривается как комплексная
характеристика ребенка, в которой раскрываются
уровни развития психологических качеств,
являющихся наиболее важными предпосылками для
нормального включения в новую социальную среду.

В работе с неуспевающими школьниками на первый
план необходимо поставить воспитательные и
развивающие педагогические воздействия:
восполнение пробелов в их учебной подготовке и
 одновременно развитие  познавательной
самостоятельности. Это важно потому, что, догнав
своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от
них отставать.

Допускается временное снижение требований к
неуспевающим школьникам, что позволит им
постепенно наверстать упущенное. Перед ними
ставятся такие задачи, чтобы была возможность
достигнуть успеха. От успеха, даже самого
незначительного, может быть проложен мост к
положительному отношению к учению. При  опросе
таким учащимся рекомендуется давать больше
времени для обдумывания ответа, помогать
излагать содержание урока, используя план, схемы,
плакаты. В ходе самостоятельной работы на уроке
задания для слабоуспевающих учеников полезно
разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем
других учеников, инструктировать их.

Одно из важных средств предупреждения
неуспеваемости — разноуровневое обучение:
адаптация учебного процесса к познавательным
возможностям, способностям и интересам каждого
ученика.

Формы работы с неуспевающими:

  • Дозирование заданий для самостоятельной работы
    на уроке, более подробные, чем у других учеников,
    инструкции.
  • Создание особых условий опроса для
    неуспевающих учеников.
  • Индивидуальная форма обучения.
  • Групповые занятия.
  • Дифференцированная работа учителя на уроке с
    временными группами учащихся.
  • Дифференциация домашней работы учащихся.
  • Дополнительные занятия с отстающими.
  • Стимулирование развития интересов.
  • Активизация познавательной деятельности
    учащихся и их самостоятельности, усиление
    творческих элементов в ней.
  • Безруких М.М., Ефимова С.В. Как помочь детям с
    трудностями обучения? // Начальная школа. 1990. № 10.
    (стр. 11-16.)
  • Психические особенности слабоуспевающих
    школьников / Под ред. Й.Ломпшера. М.: Педагогика,
    1984.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.