Российские национальные инициативы и подходы к решению экологических проблем

Состояние экологии России сегодня

Российские национальные инициативы и подходы к решению экологических проблем

Стоит сразу отметить, что в РФ на сегодня достаточно много экологических проблем. Это связано не только с большим количеством предприятий, загрязняющих окружающую среду и значительным объемом добычи полезных ископаемых, но и с рядом других факторов. Недостаточный контроль со стороны государства, слабая нормативная база и небольшие размеры взыскания за нарушения – основные причины сложившейся ситуации.

В последние годы этому вопросу уделяется все большее внимание на законодательном уровне, но система все еще далека от совершенства и уступает большинству стран. Многие экологические проблемы накапливались десятилетиями и решить их за короткий срок вряд ли получится. Стоит отметить, что ситуация в регионах различается, в некоторых она лучше, в других хуже, тут все зависит от фактических действий местной власти. К сожалению, очень часто встречается формальный подход, когда все природозащитные мероприятия осуществляются только на бумаге.

Согласно статистике, половина жителей России считает, что экологическая ситуация в их регионе за последние годы ухудшилась. Особенно это касается мегаполисов, где состояние воздуха и воды и без того не самое лучшее. Есть и глобальные экологические проблемы России, которые можно решить только путем разработки целого комплекса мероприятий и вложения огромных средств.

Статья по теме: Национальный проект экология

Вырубка лесов в России

Российские национальные инициативы и подходы к решению экологических проблем

В нашей стране лес сегодня занимает примерно 770 млн. гектаров. По официальным данным объемы ежегодной вырубки составляют примерно 1 млн. гектаров, столько же высаживается молодых деревьев. Но, из-за плохого ухода и других причин, большое количество новых посадок погибает, что приводит к уменьшению площадей, покрытых лесом.

Наибольшие проблемы наблюдаются на северо-западе России, именно это направление требует пристального внимания. Также с каждым годом все актуальнее становится проблема обезлесивания Сибири. Вырубают огромные массивы, которые не возобновляются, что приводит к нарушению экосистемы, исчезновению некоторых представителей флоры и фауны.

Еще один фактор, негативно влияющий на лесные насаждения в некоторых регионах – расширение сельскохозяйственных угодий. Зачастую этот процесс проходит бесконтрольно и исчезают огромные площади насаждений.

Большой проблемой являются нелегальные вырубки. По оценкам специалистов их объем достигает 40% от официальных показателей.

Для решения этого вопроса требуется доработка правовой части и усиление контролирующих мер, чтобы пресекать незаконные вырубки лесных массивов. Еще одно важное направление – увеличение доли переработки древесины внутри страны, так как на сегодняшний день большая часть уходит на экспорт в виде сырья.

Производство энергии и окружающая среда

Российские национальные инициативы и подходы к решению экологических проблем

Без энергии невозможно представить современный мир. Но ее выработка наносит большой ущерб природе. В зависимости от используемого источника энергии выделяется 3 основных направления, у каждого есть свои особенности. Первый вариант – ископаемые ресурсы, к которым относится нефть, природный газ, уголь и горючие сланцы. В этом случае воздействие на окружающую среду такое:

  • При сжигании топлива образуется множество вредных соединений – угарный, углекислый и сернистый газы, оксид азота, сажа и множество других веществ, способных уничтожить живую природу.
  • В процессе добычи торфа, угля и других ресурсов нарушаются, а иногда и просто уничтожаются, целые экосистемы. Происходит сбой естественного цикла природы и огромные территории превращаются в бесплодные пустоши.
  • Для работы добывающих предприятий требуется сооружение инфраструктуры, которая также негативно влияет на окружающую природу.
  • Разливы нефти способны уничтожить все живое на больших территориях.

Вторым вариантом добычи энергии являются гидроэлектростанции. Это направление, на первый взгляд, намного экологичнее полезных ископаемых. Но и у него есть большой ряд не лучших особенностей:

  • Целые населенные пункты оказываются в зоне затопления и необходимо переселять людей.
  • Гибнут ценные виды промысловых рыб, которые не могут попасть в место нереста из-за плотины.
  • Теряются большие площади лесов или плодородных сельскохозяйственных угодий.
  • При строительстве ГЭС в горных и предгорных областях существенно повышается риск возникновения землетрясений.
  • В регионах, находящихся ниже по течению, очень часто бывают наводнения.

https://youtube.com/watch?v=BZiWl9XdkW4%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque

При строительстве гидроэлектростанций окружающая среда получает огромный ущерб и из-за большого количества коммуникаций и инфраструктуры.

При всех своих преимуществах, атомная энергетика также может нанести вред природе. Главную опасность представляют аварии, которые могут сделать непригодными для жизни большие территории. Также существует проблема захоронения ядерных отходов, которые представляют опасность десятки тысяч лет.

Возобновляемые источники энергии наименее опасны, но и они могут стать причиной нарушения экологии из-за изменения ландшафта, загрязнения почвы (геотермальное оборудование) и шума, влияющего на животных и птиц.

Загрязнение воды и водоемов

Это еще одна современная проблема, которая приобрела угрожающие масштабы. Вода может загрязняться по-разному – бытовыми отходами, промышленными стоками, в результате производственных аварий и т. Определить степень чистоты можно в лаборатории и по наличию отдельных видов флоры и фауны в водоемах. На всех предприятиях используют специальное оборудование, также и все канализационные системы подключают к комплексам по очистке стоков.

Чтобы эффективно поддерживать приемлемый уровень чистоты воды необходимо беспрерывно контролировать ее состояние, чтобы своевременно принимать меры. Без ответственного отношения всех субъектов хозяйствования и добывающих предприятий добиться результата невозможно. Что касается способов очистки, то на сегодня используют несколько вариантов:

Российские национальные инициативы и подходы к решению экологических проблем

  • Механический. Применяют систему из отстойников и различных фильтрующих элементов. Если кратко – это комплекс из емкостей и фильтров, способный улавливать до 75% нерастворимых компонентов из бытовых стоков и до 95% – из промышленных.
  • Химический. Предполагает использование реагентов с определенными характеристиками, которые вступают в реакцию с химическими примесями и осаждают их. Этот метод позволяет очистить даже самые загрязненные промышленные стоки до приемлемого уровня.
  • Физико-химический. Эффективно удаляет как растворенные неорганические компоненты, так и тонкодисперсные примеси, а также эффективно разрушает большинство органических соединений. Технологий несколько, они постоянно совершенствуют и применяют все чаще. Это обусловлено их высокой эффективностью и универсальностью.
  • Биологический. Предполагает использование определенных микроорганизмов, способных быстро разрушить органические соединения.

При небольших масштабах загрязнения экосистема очищается самостоятельно.

Какие предпринять меры

Этот аспект является особенно актуальным в больших городах и промышленных регионах. Без четкой и согласованной государственной политики невозможно что-то решить и как-то улучшить состояние воздуха. Что касается основных причин загрязнения, они таковы:

  • Выбросы крупных промышленных и добывающих предприятий, а также компаний энергетической отрасли.
  • Сельскохозяйственная деятельность.
  • Автомобильный и другой транспорт с двигателями внутреннего сгорания.

Российские национальные инициативы и подходы к решению экологических проблем

Чтобы улучшить экологию страны необходимо планомерное выполнение нескольких рекомендаций:

  • Использование самых современных очистных сооружений для минимизации загрязнения воздуха промышленными предприятиями. Такие технологии позволяют уменьшить выбросы до минимума.
  • Жесткое законодательство в сфере экологической безопасности. Важно не только контролировать предприятия, но и проводить постоянный мониторинг, чтобы своевременно обнаруживать изменения в окружающей среде. Также необходимо постоянно обновлять нормативы, чтобы они соответствовали мировым стандартам.
  • Стимулирование использования экологичных видов транспорта. В первую очередь это касается распространения электромобилей. На сегодня можно получить льготный кредит на приобретение такой машины.
  • Внедрение новых технологий, изначально меньше загрязняющих экосистему.

Также, к мероприятиям по улучшению состава воздуха и его очищению, можно отнести озеленение городов и высадку лесов для поддержания нормального экологического баланса. Это направление требует международного взаимодействия, так как в рамках одной страны решить проблему не получится.

Читать также:  Явные ошибки программа

Бытовые отходы

Этой проблеме уделяют все большее внимание, в 2019 г В. Путин подписал Указ, по которому контроль за утилизацией бытовых отходов будет осуществляться не разрозненными организациями, а региональными операторами, их будут выбирать на конкурсной основе. Что касается системы, планируется планомерно проводить ряд мероприятий:

  • Раздельный сбор мусора для его вторичной переработки. Это можно уже назвать современным трендом и все больше регионов устанавливают отдельные контейнеры для разных видов отходов. Это потребует строительство перерабатывающих предприятий и налаживание системы транспортировки.
  • Строительство мусоросжигающих заводов. За счет этого можно в десятки раз уменьшить объем утилизируемых отходов, что позволит отказаться от огромных свалок. Благодаря сжиганию проще всего существенно уменьшить ущерб экосистеме.
  • Правильная эксплуатация уже существующих свалок. Полигоны ТБО требуют особого подхода в плане их организации и консервации после того, как утилизировать мусор на отведенной площади уже нельзя. Если не проводить мероприятия правильно, грунтовые воды будут постоянно загрязняться.

https://youtube.com/watch?v=sYLhMHVHupI%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque

Этот аспект во многом зависит от сознательного поведения граждан. Каждый может внести свой вклад и, тем самым, улучшить экологию страны.

Охрана окружающей среды в РФ

Сюда входят все мероприятия, направленные на защиту природы, очистку выбросов и правильную утилизацию отходов. Пути преодоления проблем в сфере экологии РФ намного труднее, чем в других государствах – из-за сложности координирования всех элементов системы и больших территорий. Тем не менее, руководство страны определило приоритетные направления работы на ближайшие годы:

  • Создаются программы по всем важным пунктам, призванные систематизировать процессы и назначить контролирующие организации в каждом регионе.
  • Ужесточается контроль за уровнем выбросов на промышленных предприятиях и электростанциях. Проводится постоянный мониторинг состояния окружающей среды.
  • Формируется система утилизации твердых бытовых отходов, будет построено множество перерабатывающих и мусоросжигательных заводов. Примеры успешной реализации госпрограммы уже есть в некоторых регионах.
  • Создаются условия для льготного приобретения электромобилей.

В рейтинге экологии среди стран Россия занимает 32 место из 180 участников. Результат, в целом, неплохой, но есть множество проблем, решение которых позволит существенно улучшить экологическую обстановку и уменьшить риск техногенных катастроф в РФ.

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Что будет в новом варианте нацпроекта?

Измененный нацпроект «Экология» будет действовать уже до 2030 года. Новый указ урезал предыдущие экологические цели — исчезло положение о чистой питьевой воде, ликвидации несанкционированных свалок, сохранении биоразнообразия, экотуризме. Теперь национальные цели обобщенно описывают задачи и группируют экологические проблемы в три основных блока: отходы, воду и воздух. Вся конкретика ожидается в октябре, когда правительство скорректирует нацпроект.

Российские национальные инициативы и подходы к решению экологических проблем

Будет ли для жителей России обязательным раздельный сбор отходов?

До 2030 года стоит новая цель — отправлять все 100% отходов на сортировку. По словам Соднома Будатарова, руководителя программы «Управления отходами производства и потребления» РАНХиГС, это можно рассматривать как создание всеобщей системы по сортировке отходов, начиная с каждого человека.

«Можно понимать это положение не только как механическую сортировку, указ президента можно рассматривать как первичную сортировку населением», — говорит Будатаров. Пока в России нет положения об обязательном разделении отходов, каждый регион сам решает, будет ли у него раздельный сбор или нет. Остается вопрос, действительно ли задача 100% сортировки войдет в нацпроект «Экология» именно в таком виде.

В новом указе о национальных целях стоит план снизить в два раза объем отходов, направляемых на полигоны. По словам Соднома Будатарова, это реально сможет сократить количество свалок. «Правильная и хорошая формулировка, она очень сильно ударит по территориальным схемам, — говорит Будатаров. — Сейчас чиновники должны сильно попотеть, так как они уже запланировали строительство большого количества полигонов».

Российские национальные инициативы и подходы к решению экологических проблем

Будет ли воздух чистым?

Сейчас в рамках нацпроекта «Экология» действует федеральная программа «Чистый воздух», за которую ответственен Росприроднадзор. Ведомство решило начать работу с создания системы мониторинга качества воздуха. Эксперты сходятся во мнении, что это очень важный шаг, но пока не видят значительных результатов. Росприроднадзор начал закупать мобильные мониторинговые станций, но экологи говорят о необходимости стационарных комплексах в каждом крупном городе.

Впрочем, дело не только в создании мониторинговой системы, но и в задачах, заложенных в программу «Чистый воздух». По мнению Василия Яблокова, руководителя климатического отдела Гринпис России, цели проекта не направлены на достижение безопасного уровня воздуха. «Была поставлена цель — снизить на 20% валовые выбросы, но почему снижение на 20% приведет к достижению предельно допустимых концентраций (ПДК), не вполне ясно. Надо ставить цели исходя из ПДК и концентрации опасных веществ», — говорит эколог.

Есть шанс, что экспертов услышат. В новом указе о национальных целях до 2030 года говорится о снижении выбросов опасных загрязняющих веществ для человека и природы в два раза. Но есть и спорный момент нового указа — оттуда исчез список из 12 приоритетных городов, где в первую очередь необходимо решать проблему качества воздуха. С одной стороны, это можно расценить как заботу о состоянии воздуха во всех городах России, с другой — как распределение финансов по всей стране, что снизит внимание к наиболее загрязненным городам.

Российские национальные инициативы и подходы к решению экологических проблем

«Экология» превратилась в «комфортную среду»

Одним из самых заметных изменением в новом указе президента о национальных целях стала смена направления экология на комфортную и безопасную среду. Александр Федоров, руководитель рабочей группы «Охрана окружающей среды» Общественного совета при Минприроды, видит некоторую опасность в такой перемене идеологии — это может привести к ослаблению нацпроекта.

В пример он приводит Москву, где вопросы сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности были включены в направление «комфортная среда». «Подобная идея была реализована в Москве. Что делалось по части экологии? Благоустройство, реорганизация парков и ООПТ в культурно-увеселительные заведения», — говорит эксперт. Однако Александр Федоров отмечает — все федеральные проекты национальной проекта «Экология» сохранятся и будут действовать до 2024 года и, возможно, после этого срока.

Никакой угрозы нацпроекту не видит Рашид Исмаилов, заместитель председателя общественно-делового совета нацпроекта «Экология». По его словам, экологическое направление никак не пострадает, несмотря на некоторое сокращение позиций в новом указе. «Указ президента — это идеология, политический посыл. Буквально воспринимать указ было бы неправильно, его надо трактовать шире», — резюмирует эксперт. Рашид Исмаилов уверен, что корректирование нацпроекта не скажется на нем негативно, наоборот он только усилится, так как актуальность экологической повестки с каждым годом только возрастает.

Отмены федеральных проектов в связи с новым указом не произойдет. Однако нацпроект «Экология» ждут бюджетные изменения. Минфин предложил сократить государственные расходы на 2021 год и плановый период 2022-23 годов. Под урезание бюджетов могут попасть и отдельные федеральные программы национального проекта.

Читать также:  Car Scanner ELM OBD2 1.98.0

В целом же группирование экологических проблем по трем направлениям (вода, воздух, мусор) отражает общественную реакцию и общественный запрос. Качество воздуха и мусорная проблема станут основными направлениями работы государства. Впрочем, в новой версии нацпроекта «Экология», по словам вице-премьера Виктории Абрамченко, появятся две новых федеральные программы, посвященные изменению климата и научным исследованиям вместе с экологическим просвещением.

Национальный проект «Экология»

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2019 года; проверки требует 31 правка.

В названии проекта термин «экология» не имеет отношения к науке экология, а употребляется в значениях близких к понятию охрана окружающей среды.

РеализацияПравить

Руководитель нацпроекта «Экология», министр природных ресурсов и экологии РФ А. Козлов

  • Национальные проекты Архивная копия от 23 февраля 2019 на Wayback Machine на февраль 2019 г. На основе паспортов национальных проектов, утверждённых президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.
  • Госдума утвердила Александра Козлова в должности главы Минприроды. Российская газета. Дата обращения: 9 января 2021. Архивировано 10 ноября 2020 года.
  • Назначены кураторы национальных проектов. ТАСС. Дата обращения: 24 марта 2020. Архивировано 24 марта 2020 года.
  • Паспорт нацпроекта «Экология» сформирован, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (19 Сентября 2018). Архивировано 27 января 2019 года. Дата обращения 22 февраля 2019.
  • Паспорт национального проекта «Экология» // Правительство РФ.
  • Как российское государство планирует заботиться о среде обитания. Российская газета. Дата обращения: 28 декабря 2020. Архивировано 24 января 2021 года.
  • Новая система очистки в Волгограде сократит сбросы в Волгу в три раза. РИА Новости (20200902T1205). Дата обращения: 6 сентября 2020. Архивировано 7 ноября 2020 года.
  • Якутия восстановит 59 тысяч гектаров леса в 2020 году. РИА Новости (20200831T1245). Дата обращения: 6 сентября 2020. Архивировано 28 июля 2021 года.
  • Путин поручил создать федеральный проект по экологическому воспитанию и просвещению. ВЗГЛЯД.РУ. Дата обращения: 9 января 2021. Архивировано 11 января 2021 года.
  • На Общественном совете при Минприроды РФ подвели итоги нацпроекта «Экология» в 2020 году. Новости экологии, охраны окружающей среды и животного мира – «Экология России». Дата обращения: 23 февраля 2021. Архивировано 12 июня 2021 года.
  • Как национальные проекты изменили жизнь россиян в 2020 году. Российская газета. Дата обращения: 23 февраля 2021. Архивировано 3 января 2021 года.
  • Нацпроект по жилью расширят пятым федеральным проектом с 1 января 2021 года. ТАСС. Дата обращения: 25 мая 2021. Архивировано 25 мая 2021 года.
  • В регионах СЗФО модернизировали очистные сооружения в рамках нацпроекта. Российская газета. Дата обращения: 25 мая 2021. Архивировано 25 мая 2021 года.
  • Минприроды: Планы по нацпроекту «Экология» за год выполнены почти полностью. Российская газета. Дата обращения: 23 февраля 2021. Архивировано 18 января 2021 года.

СсылкиПравить

Российское законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации. На её положениях действуют федеральные законы, кодексы в области охраны окружающей среды, которые призваны осуществлять экологическую политику России.

В Конституции РФ элементы природоохраны отражены в следующих статьях:

  • Статья 9 посвящена охране и использованию земель и других ресурсов;
  • Статья 36 допускает свободное владение землёй гражданами, если оно не наносит ей вреда;
  • Статья 41 поощряет меры по экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан;
  • Статья 42 устанавливает право граждан на безопасную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии;
  • Статья 58 обязывает каждого сохранять и бережно относиться к природным богатствам;
  • Статья 71 устанавливает основы федеральной политики и федеральных программ в области экологической политики, защиту воздушного пространства, моря, континентального шельфа;
  • Статья 72 устанавливает совместное ведение, защиту, использование окружающей среды на федеральном и муниципальном уровнях.

Базой экологического законодательства в России является федеральный закон «Об охране окружающей среды». Это комплексный закон, регулирующий природоохранительные отношения, которые призваны решить три задачи: сохранение природной среды, предупреждение вредного антропогенного воздействия на природу и здоровье человека, оздоровление и улучшение качества природной среды. Этот закон возглавляет систему законодательства в сфере экологии. В вопросах охраны природы другие законы не должны противоречить закону «Об охране окружающей среды». Он регулирует отношения в сфере взаимодействия человека и природы на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной российской экономической зоне.

Закон обеспечивает научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека. Мера такого сочетания — предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, превышение которых создаёт опасность причинения вреда природе и человеку. Главным объектом закона является человек. Он рассматривается как субъект воздействия на окружающую среду, несущий ответственность за свои действия (предусмотрены штрафные санкции вплоть до уголовной ответственности), а также как объект такого воздействия, наделённый правами и гарантиями на возмещение причинённого вреда.

Законом «Об охране окружающей среды» предусматривается экономический механизм охраны окружающей среды, экологическое воспитание и образование, экологическая экспертиза, экологический контроль, условия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности экологически опасных объектов, административная и уголовная ответственность. Также данный закон, в отличие от отраслевых законов (Земельного, Водного, Лесного кодексов и закона «О недрах» и других), устанавливает экологические требования, обращённые к источникам вредного воздействия на природу и здоровье человека, а не к природным объектам.

Также в России действуют ряд законов, которые призваны конкретизировать определённые положения закона «Об охране окружающей среды». Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», как следует из названия, устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха. Атмосферный воздух является важнейшим компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, животных и растений. В законе важнейшими мероприятиями по охране атмосферы названы нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также использования таких отходов в хозяйственном обороте в качестве дополнительных источников сырья.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» направлен на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает право субъектов Российской Федерации на совместное с ней ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» регулирует отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий с целью сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов животного и растительного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» определяет основы обеспечения радиационной безопасности населения для охраны здоровья граждан. В нём провозглашается принцип приоритета здоровья человека и окружающей среды при использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. В случае радиационной аварии закон гарантирует гражданам возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Также закон предусматривает компенсацию гражданам за повышенный риск в связи с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий и др.

Читать также:  ПРОГРАММЫ "HAND TO HELP" О СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Рассмотренные выше законы являются основными в российском экологическом законодательстве и делают большой упор на здоровье человека и охране природы от вредных антропогенных факторов.

Регулирование охраны природы, природопользования и природных ресурсов в России

В российском экологическом законодательстве есть не только основные законы в области экологии, но и законодательная база, связанная с природопользованием, природными комплексами, а также подзаконные нормативно-правовые акты.

Значительную роль в системе российского экологического законодательства играет природоресурсное законодательство. Оно более развито, чем экологическое законодательство в целом, так как имеет богатую базу права СССР. Это связано с тем, что в советское время экологическое право развивалось преимущественно применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов. Природоресурсные законы преимущественно являются кодифицированными (Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс), а также головными применительно к соответствующим институтам экологического права или отраслям природоресурсного законодательства. К природоресурсным законам также относятся федеральный законы «О недрах», «О животном мире», «О мелиорации земель», «О землеустройстве» и др.

Большинство экологических законов России являются регулятивными, т. создают правовые основы реализации того или иного процесса в сфере экологии. К числу таких законов можно отнести законы «Об отходах производства и потребления» и «О гидрометеорологической службе». Для полноценного применения этих законов в большинстве случаев необходимы подзаконные акты на уровне Правительства России, реже — федеральных органов исполнительной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом «Об отходах производства и потребления» было прямо предусмотрено принятие восьми постановлений Правительства РФ, которые предметно регламентировали отдельные процедуры. Закон «О гидрометеорологической службе» предусматривал принятие семи постановлений Правительства РФ.

Постановления Правительства РФ — одна из самых многочисленных групп правовых актов на федеральном уровне в области экологии. Однако, все эти постановления носят зависимый характер, так как их издание прямо предусматривается тем или иным законом.

В российском правовом поле существуют ненормативные законодательные акты, которые посвящены конкретному вопросу. Например, федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции». К этой группе законов можно отнести федеральные законы, которые ратифицируют акты международного права.

Издание правовых актов федеральных органов исполнительной власти России предусматривается либо непосредственно в законах, либо в принятых в их развитие постановлениях Правительства РФ. Примером такого правового акта является приказ министерства природных ресурсов и экологии РФ №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

На фоне всех законодательных актов в области экологии выделяются правовые акты президента РФ, которые в законодательстве в сфере экологии крайне малочисленны и носят самостоятельный характер в силу особого статуса президента страны. Примерами таких актов можно назвать указы Президента РФ №176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации» и №440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Регулирование экологической политики и экологического законодательства через стратегии и проекты

В 2017 г. на смену указу президента РФ №236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» пришёл указ президента РФ №176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».

Стратегия экологической безопасности подтверждает одну из целей предыдущего документа — стремление к обеспечению устойчивого развития страны. При этом документ выделяет вопросы безопасности, связанные с экологией, ресурсами и здоровьем граждан. Уже в самом начале стратегии обозначаются оценки состоянию окружающей среды (делается упор на негативных оценках). Например, в Стратегии отмечается, что 74% населения России живёт на территориях, которые подвергаются негативному воздействию объектов промышленности, энергетики и транспорта. Также подчёркивается, что Россия теряет 3–4% ВВП из-за проблем, связанных с экологией. В документе указаны и другие экологические проблемы. Но главным новшеством документа стало обозначение вызовов экологической безопасности. Среди них отмечается, что последствия изменения климата отразятся на жизни и здоровье людей, флоры и фауны, что может стать угрозой для благополучия населения и устойчивого развития страны. Ещё одним вызовом экологической безопасности обозначается рост потребления при сокращении запасов природных ресурсов, что на фоне глобализации может привести к борьбе за доступ к ним и оказывает негативное воздействие на состояние национальной безопасности. Имеются в документе и другие вызовы экологической безопасности.

В стратегии экологической безопасности обозначены её задачи. Среди них: уменьшение уровня загрязнения воздуха, повышение уровня утилизации отходов, предотвращение загрязнения вод и повышение качества воды в загрязнённых объектах, внедрение инновационных экологических технологий в производствах, а также сохранение биологического разнообразия экосистем суши и моря.

Во исполнение Стратегии и для решения поставленных задач Правительство России в 2019 г. приняло Распоряжение №1124-р. В нём прописаны необходимые меры для реализации Стратегии — от принятия новых законов и внесения изменений в существующие до планов внедрения новых экологических технологий на производствах и развития экологического образования в стране.

Помимо стратегии экологической безопасности в России действует национальная программа «Экология». Она была утверждена президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам в 2018 г. Национальный проект нацелен на эффективное обращение с отходами производства и потребления, ликвидацию несанкционированных свалок, снижение уровня загрязняющих веществ в атмосферу, повышение качества питьевой воды, сохранение уникальных водных систем Байкала и Телецкого и др. Для осуществления поставленных задач в национальном проекте предусмотрено 11 федеральных проектов, в которых участвуют разные министерства и ведомства (например, Минприроды, Минпромторг, Росатом, Росприроднадзор, Минстрой).

***

Российская Федерация имеет свою экологическую политику и экологическую нормативно-правовую базу, которые направлены на управление человеческой деятельностью с целью сокращения вредного воздействия на природу и природные ресурсы и улучшения благополучия населения. Также Россия имеет ряд международных обязательств в экологической сфере, которые она исполняет (это доказывают результаты России в рамках Киотского протокола, Парижского соглашения и иных международных договоров). Кроме того, у российской стороны имеется план перехода к устойчивому развитию в рамках стратегии экологической безопасности. Из всего этого следует, что Россия имеет стратегическое видение развития экологической политики и внимательно следит за глобальными экологическими трендами и проблемами.

Присоединившиеся к Киотскому протоколу страны брали на себя обязательство с 2008 по 2012 гг. сократить выбросы СО2 в среднем на 5% по сравнению с уровнем 1990 года. Страны, которые превышали установленный лимит, могли докупать квоты, а также продавать их другим странам, если выбросы от их собственного производства были ниже нормы. Покупать или продавать квоты можно было за единицы сокращения выбросов (ЕСВ). 1 ЕСВ равнялась 1 т двуокиси углерода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *