РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАЗВИТИИ «НОВОГО ПОЛИТЕХНИЗМА»

База данных: Каталог библиотеки СФУ (Г 957)

Библиографическое описание: Гурулева, Татьяна Леонидовна. Совместные образовательные программы России и Китая : состояние и проблемы реализации / Т. Гурулева. — (Образование за рубежом). — Текст : непосредственный // Высшее образование в России. — 2018. — № 12. — С. 93-103. — ISSN 0869-3617.

Аннотация: Посвящается исследованию современного состояния и проблем реализации совместных российско-китайских и китайско-российских образовательных программ. Рассматривается понятие «совместная образовательная программа», предложена классификация совместных образовательных программ.

Номера страниц: 93-103

Ключевые слова: образовательные программы, совместные образовательные программы, совместные российско-китайские образовательные программы, совместные китайско-российские образовательные программы, программы двойных дипломов, программы включенного обучения, российско-китайское образовательное сотрудничество, образовательное сотрудничество, сотрудничество

Рубрики: Образование. Педагогика,Высшее профессиональное образование / Россия / Китай / 21 в.

  • Электронный научный архив УрФУ
  • 00. Общеуниверситетские коллекции
  • Конференции, семинары, сборники
  • Китай: история и современность

Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.

Библиографическое описание

Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются партнерами во многих сферах: политической, экономической, социальной и культурной. Цель данной стати раскрыть специфику взаимодействия стран в образовательной сфере, указать ключевые механизмы и выявить тенденцию дальнейшего сотрудничества в рамках образовательных программ.

Ключевые слова:

Россия, Китай, образование, университет.

Китай является ключевым игроком в Азиатско-Тихоокеанском регионе и продолжает расширять свое влияние в нем. Важным стратегическим партнером КНР видит Россию, страну с которой Китай имеет прочные политические и экономические связи. Помимо общих интересов, страны имеют и общие проблемы, например в сфере образования. Именно поэтому и Россия, и КНР стремятся укреплять сотрудничество в данной сфере путем перенимания опыта друг у друга, студенческих обменов, обменов научными кадрами и разработке исследовательских программ.

Правовые рамки сотрудничества

Договорно-правовая база современного российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере включает в себя большое количество соглашений и договоров, в рамках которых и осуществляется взаимодействие РФ и КНР. Основными документами являются «Межправительственное соглашение о сотрудничестве от 18 декабря 1992 г». , соглашение «О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях от 26 июня 1995 г». , «Об изучении русского языка в Китае и китайского языка в России от 3 ноября 2005 г». , а так же «Соглашение между Минобрнауки России и Минобразования Китая о сотрудничестве в области образования от 9 ноября 200 6 г». Помимо действующих соглашений, Российская Федерация и Китайская Народная Республика создали Российско-Китайскую комиссию по сотрудничеству в гуманитарной сфере, которая действует с 2001 г. Так по итогам 21-го заседания комиссии, которое прошло в режиме видеоконференции, страны обсудили состояние отношений стран в научной, образовательной и культурных сферах и расценили их как образец равноправного и уважительного межгосударственного общения, ответственного учета интересов друг друга. Одним из самых значимых результатом работы стало открытие совместного университета МГУ — ППИ в Шэньчжэне, на базе которого функционирует семь факультетов и обучается около 900 студентов.

Все из вышеуказанных соглашений имеют несколько направлений и целей:

  • Улучшение научно-технического аппарата стран
  • Увеличение молодежных обменов
  • Улучшение методики преподавания китайского языка в России и русского языка в Китае
  • Повышение роли культурных и образовательных мероприятия и т. д.

Динамика развития двусторонних отношений

Российская Федерация и Китайская Народная Республика имеют большое количество образовательных программ в рамках сотрудничества в образовательной сфере. Первые совместные образовательные программы были осуществлены уже в конце 1990-х гг. и представляли собой модель 1+2+2, согласно которой студент КНР проходит год обучения в своем университете, позже уезжает на два года обучения в один из российских вузов, после возвращается и заканчивает обучение в Китае. Для студентов обеих страна так же была создана программа 2,5+2,5 (Китай-Россия или Россия-Китай, в зависимости от национальной принадлежности студента).

Ежегодно российское правительство выделяет Китаю бюджетные места и стипендии для поступления в университеты России китайских студентов. Так в 2017/2018 учебного году российской стороной было выделено около 1 тыс. стипендий. Однако китайские студенты поступают не только на бюджетный, но и коммерческий набор (т. с полной оплатой за обучение). По статистическим данным, в 2019 г. Китай направил в российские вузы около 24 226 тыс. студентов. Некоторые российские вузы получили преимущественное право набора иностранных студентов, а именно такие вузы как МГУ им. Ломоносова, МАДИ, МИСиС, РУДН, Дальневосточный федеральный университет, Томский политехнический университет и др. , то есть они осуществляют набор иностранных студентов на полный курс обучения в магистратуре и аспирантуре граждан КНР.

К настоящему времени заключено более 950 соглашений между вузами и организациями РФ и КНР, в которых с российской стороны участвуют около 150 вузов, с китайской — около 600. В целях оказания поддержки учебным заведениям, установившим партнерские отношения, организованно-методический центр поддержки Минобрнауки РФ и Минобразования КНР заключили «Меморандум о сотрудничестве в реализации приоритетных направлений в области образования, направленного на развитие академической мобильности, увеличение количественных показателей двусторонних обменов в области образования и науки, расширение преподавания русского и китайского языков, изучение страноведения двух стран.

Один из самых популярных университетов среди китайских студентов и ориентированный на страны АТР — Дальневосточный федеральный университет. По данным ТАСС на 2020 г. в нем обучается около 1,5 тыс. граждан Китая по направлению бакалавриата и магистратуры, а также дополнительного образования. В настоящее время университет реализует 5 совместных образовательных программ и планирует увеличить их количество до 25 в ближайшие несколько лет.

Так же стоит упомянуть российско-китайский университет в г. Шэнчжене, провинция Гуандун, созданный на базе МГУ им. Ломоносова и Пекинского политехнического университета согласно меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве между Министерством образования и науки России и Министерством образования Китая, подписанный 20 мая 2014 г. В этом учебном заведении предполагается обучение на трех языках: русском, китайском и английском, а выпускники получат сразу два диплома после его окончания: диплом МГУ им. Ломоносова и Пекинского политехнического университета.

Основные механизмы взаимодействия

Многие эксперты отмечают тот факт, что образовательная политика Китая по отношению к России является одним из проявления «мягкой силы» Поднебесной. Такая политика является частью глобальной политики гуманитарного продвижения КНР и формирования позитивного имиджа КНР. Массивное образовательное воздействие на Россию началось с 2010 г. , когда по всей стране начали появляться Институты и классы Конфуция, основной целью которых стало распространение китайской культуры и традиций и обучение русскоязычных студентов китайскому языку. На данный момент на территории Российской Федерации действует 21 институт Конфуция: в Иркутске (на базе Иркутского государственного университета), в Екатеринбурге (на базе Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б. Ельцина), в Новосибирске (на базе Новосибирского государственного технического университета) и др.

Читать также:  В чем заключаются проблемы Sims 3?

Кроме обучения в институтах и классах Конфуция, действенным механизмом взаимодействия является система двойного дипломирования. На данный момент большое количество российских университетов (в т. Сибири и Дальнего Востока), создали совместно с вузами КНР программы двойного дипломирования студентов. Таким образом, это способствует повышению заинтересованности студентов при поступлении на учебное направление, а также способствует повышению престижа выпускников программ.

Тенденции развития отношений

В 2010 г. один из университетов Владивостока провел исследование и опрос, согласно которому удалось выяснить, что только 0,9 % опрошенных учеников 10–12 классов (КНР) желают учиться в России. Они связывают это с тем, что Россия территориально близка с Китаем и обучение в вузах РФ значительно ниже, чем в странах Европы, США или Канады. Из этого исследования можно сделать вывод, что в Россию едут учиться только студенты, чьи семьи имеют невысокий заработок или те, кто не смог сдать вступительные испытания в один из престижных вузов Китая. Точно такую же тенденцию можно проследить среди российских студентов.

Именно такие опросы и данные влияют на дальнейшее развитие взаимоотношений в образовательной сфере Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Российские специалисты осознают важность развития сотрудничества с КНР и нацелены предпринимать шаги в сторону улучшения качества российского образования и привлечение китайских студентов на обучение в университеты страны. Как российским, так и китайским вузам необходимо определить точный вектор развития не только межгосударственных отношений в гуманитарной сфере, а также уделить внимание развитию университетов и высших учебных заведений в своей стане для повышения ее конкурентоспособности.

В заключении необходимо отметить тот факт, что Россия и Китай обладают достаточно большим потенциалом, который позволяет им занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Накопленный образовательный потенциал и эффективное взаимодействие благоприятно скажутся на развитии образовательной сферы двух стран.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Китай, КНР, образовательная сфера, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, студент, китайский язык, область образования, обучение.

Наиболее действенными и эффективными факторами стимулирования экономического роста и цивилизационнного прогресса XXI века можно считать одни из наиболее востребованных и перспективных продуктов человеческой деятельности — производство наукоемкой продукции и информации, а также экспорт научно-технических и образовательных услуг. В последнее время очень динамично развивается рынок международного образования. Наибольший объем образовательных услуг иностранцам оказывает высшая школа. Также крупным сегментов рынка образовательных услуг являются курсы иностранных языков для граждан различных стран. По последним данным необычайно возрос интерес к китайскому языку и культуре, обусловленный успехами страны в области экономики. По данным китайских источников число изучающих китайский язык во всем мире составляет 40 миллионов человек.

В условиях мирового экономического кризиса отношения России и КНР в целом можно охарактеризовать как перспективные и очень значимые для обеих сторон. Готовность обеих стран к конструктивному диалогу создает благоприятные условия для укрепления позиций России в регионе. С другой стороны, можно говорить о необходимости привлечения инвестиций стран Азиатско-тихоокеанского региона для развития Сибири и Дальнего Востока России. Касательно сферы образования у России и Китая много общих проблем и точек соприкосновения, особенно в таком трансграничном регионе как Забайкальский край. Поэтому необходимо обобщить накопленный опыт двух стран и придать ему новые стимулы.

Основой стратегии привлечения иностранных студентов в Китае является гибкая шкала стипендий для иностранных учащихся, которая привлекает к их выплате местные органы власти, вузы и предприятия, при этом численность стипендиатов и размеры стипендий постоянно увеличиваются (табл.

В 2006 г. Государственный стипендиальный совет и Китайский банк развития совместно открыли программу поощрения лучших иностранных студентов из развивающихся стран; позже в 2010 г. была опубликована разработанная в рамках «Плана обучения иностранцев в Китае» дополнительная программа для поощрения лучших иностранных учащихся по таким специальностям как экономика, финансы и менеджмент. Количество мест для бесплатного обучения иностранных граждан в вузах Китая возрастает ежегодном в среднем на 1000 человек. 77,8 % стипендиатов обучались на основных отделениях (том числе 53,7 % в магистратуре и аспирантуре).

Число научно-исследовательских институтов, университетов и прочих образовательных учреждений, которые обучают иностранных граждан, в 2012 г. возросло до 600, при этом в 13 из них количество иностранных студентов составило более 1000 человек.

Более того необходимо отметить, что правительство КНР поощряет распространение в университетах страны англоязычных и двуязычных программ. Также большое внимание уделяется изучению и внедрению принятых в мире новых моделей сотрудничества вузов и общества, что способствует налаживанию быта иностранных студентов и созданию для них более безопасных и удобных условий для жизни и учебы.

Основной объем образовательных услуг иностранцам в России оказывает высшая школа. В России по очной и заочной форме (включая вечернюю, дистанционную и экстернат) в 2008–2009 учебном году прошли обучение 166,1 тысячи студентов из более чем 170 стран мира. Однако самое массовое обучение иностранных граждан проходит на дневных отделениях российских вузов. В целом по стране данной формой подготовки кадров для зарубежных стран занимаются 757 вузов, в том числе 318 подведомственных Минобрнауке, 223 — подчиненных другим 25 министерствам, ведомствам и организациям, 23 вуза субъектов федерации и муниципальных и 188 — негосударственных. На протяжении последних лет лидерами по численности иностранных студентов являются МГУ им. Ломоносова (5,8 тыс. чел. ), РУДН (5,3 тыс. чел. ), Санкт-Петербургский государственный университет (3,8 тыс. чел. ), Государственный институт русского языка им. Пушкина (3,7 тыс. чел. ), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (2,4 тыс. чел. ) и Московская медицинская академия им. Сеченова (2,3 тыс. чел. При этом ¾ иностранных студентов, обучающихся по очной форме, приезжают всего из 25 стран и прежде всего из Китая (17,3 тыс. чел. , включая Тайвань, в 2008–2009 уч. ), Казахстана (13,7 тыс. чел. ), Индии (5,7 тыс. чел. ), Украины (4,2 тыс. чел. ) и Вьетнама (3,8 тыс. чел.

Причинами, обусловливающими относительно низкую долю России на международном образовательном рынке, принято считать трудность освоения русского языка как иностранного, суровый климат, низкое качество социальной инфраструктуры вузов, высокий уровень преступности на расовой и межэтнической почве. Также препятствием на пути дальнейшего развития России на мировом рынке образовательных услуг можно назвать значительные отличия российской системы образования от мировых моделей и тенденций. Можно выделить две наиболее яркие особенности этого явления:

1)        низкая ожидаемая продолжительность обучения (дети в России позже, чем в большинстве развитых стран, поступают в школу и раньше ее заканчивают, в связи с этим необходимость компенсировать уровень подготовки на более высоких ступенях образования обеспечивается рекордным охватом населения третичным образованием);

Важным инструментом в развитии отношений обеих стран является Российско-Китайская комиссия по сотрудничеству в гуманитарной сфере. По итогам 17-й регулярной встречи глав правительств России и Китая в декабре 2012 г. были подписаны Меморандум о реализации Плана действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере до 2020 г. и Меморандум взаимопонимания между Минобрнауки России и Министерством образования КНР о сотрудничестве в реализации приоритетных направлений в области образования.

Сотрудничество России и Китая в образовательной сфере, согласно проекту Плана, включает в себя несколько направлений:

—          совместную подготовку специалистов по программам высшего и послевузовского образования: поддержку совместных аспирантур, образовательных учреждений и ассоциаций профильных вузов, стимулирование разработки и выполнения ими совместных программ и научных проектов;

—          активизацию прямых менжвузовских связей, особенно в приграничных регионах;

—          расширение молодежных обменов в области образования, в том числе за счет активизации потенциала базовых центров, поощрение обучения молодежи в стране-партнере в ходе проведения Годов молодежных обменов (2014–2015гг

—          совершенствование методики изучения и преподавания русского и китайского языков как иностранных. Повышение роли студенческих фестивалей искусств, летних и зимних лагерей для студентов и школьников, языковых конкурсов, выставок образовательных услуг вузов;

—          страноведение: формирование общего банка ресурсов гуманитарного сотрудничества по инициативе регионов в координации как с государственными органами власти, так и с общественными организациями.

Таким образом, у России для укрепления собственных позиций на образовательном рынке КНР есть уникальные преимущества. Это и географическая близость двух стран, но и значительный образовательный и научный потенциал в ряде областей, а также сходство направлений модернизации систем образования в России и Китае.

На современном этапе необходимо более активное подключение государства к выработке стратегии укрепления позиций России на образовательном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, и Китая в частности, определения потенциала нашей страны как поставщика образовательных услуг, разработки программы приоритетов. Согласно Концепции экспорта образовательных услуг РФ на период 2011–2020 гг. , разработка стратегии поручена Министерству образования и науки, а координацию работы осуществляет единый межведомственный орган — специально созданная для этого правительственная комиссия. Именно она должна восстановить макрорегулирующие функции государства в процессе международного сотрудничества университетов, объединить усилия государства, университетов, научных учреждений и общественных организаций. Ее задача будет заключаться в том, чтобы провести системный анализ имеющейся информации, получаемой от вузов, работников органов образования, и, самое главное, ученых из разных областей науки. Необходимо учитывать, что грамотное освоение образовательного рынка Китая невозможно без тщательного анализа не только тенденций развития его системы образования, но и общего социально-политического, экономического и культурного контекста.

Гневашева В. Молодежь России: особенности профессионального становления / В. Гневашева. — М. , 2012. — 331 с.

Горшкова М. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / М. Горшкова, Ф. Шереги. — М. : ЦСПиМ, 2010. — 352 с.

Китайские, вьетнамские, монгольские образовательные мигранты в академической среде: Коллективная монография / Под научной редакцией Е. Кошелевой. — Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2013. — 420 с.

Проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки: Материалы международной научной конференции 20–21 февраля 2001 года. — Воронеж, 2001. — Часть 1. — 176 с.

Сахарова Н. , Томин Н. Развитие академической мобильности студентов университета в современном пространстве — времени высшего профессионального образования // Вестник Оренбургского государственного университета. — Оренбург, 2013. — № 2(151). — С. 221–225.

Скоблева Э. Модернизация системы высшего профессионального образования: организационно-экономический аспект: монография / Э. Скоблева. — Астрахань: Астраханский государственный университет, 2010. — 280 с.

Чеботарева М. Россия на мировом рынке образовательных услуг // Молодой ученый. 2012. № 5. 249–252.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Китай, студент, вуз, китайский язык, мировой рынок, услуга, Азиатско-Тихоокеанский регион, высшая школа, высшее образование.

Данная статья посвящена изучению развития международного научно-образовательного сотрудничества Китая и России в рамках проекта «Один пояс, один путь». В статье рассмотрены результаты китайско-российских взаимоотношений в области науки и образования. Основное внимание в статье акцентируется на анализе опыта по обмену иностранными студентами; обмену иностранными преподавателями и научными сотрудниками; созданию совместных международных бакалаврских и магистерских образовательных программ, вузов, учебно-образовательных и научно-исследовательских центров.

Ключевые слова: «Один пояс, один путь», обмен студентами, обмен преподавателями, обмен научными сотрудниками, образовательные программы, российско-китайские центры

Начиная с осени 2013 года, после того, как председателем КНР Си Цзиньпином была выдвинута инициатива совместного создания «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) и «Морского Шелкового пути XXI века» (МШП-XXI), которая впоследствии получила сокращенное название «Один пояс, один путь», в Китае начался новый этап развития, началось осуществление данной программы. За четыре года с момента выдвижения концепции более 100 государств и международных организаций выразили поддержку данной программе и стали принимать активное участие в строительстве «Одиного пояса, одного пути».

Реализация программы в Китае «Один пояс, один путь» отражается на развитии всех областей, в том числе и на развитии сферы науки и образования.

14–15 мая 2017 г. в Пекине состоялся Форум по международному сотрудничеству в рамках «Одиного пояса, одного пути», где приняло участие 29 глав зарубежных государств и правительств, руководителей крупных международных организаций (генеральный секретарь ООН А. Гутерриш, президент Всемирного банка Джим Ен Ким, директор-распорядитель МВФ К. Лагард) и около 1500 представителей более чем 130 стран мира, в том числе президент России В. Путин.

Уже на протяжении многих лет в Китае огромное внимание уделяют сотрудничеству между Китаем и Россией в сфере науки и образования. Благодаря поддержке проекта «Один пояс, один путь» сотрудничество стало еще более тесным. Министр иностранных дел КНР Ван И не раз говорил о поддержке взаимовыгодных стратегических отношений между Китаем и Россией.

Обмен иностранными студентами

Опыт международного обмена студентами показывает, что обучение в университетах студентов из разных стран, не только значительно расширяет и повышает культурно-образовательный уровень обучающихся в высших учебных заведениях, но и влияет на развитие страны в целом, способствует общей политико-экономической стабильности.

Россия и Китай имеют большой опыт образовательных обменов. В настоящее время, благодаря реализации проекта «Один пояс, один путь» взаимоотношения между Китаем и Россией получают значительное развитие в области высшего образования.

В настоящее время очень много российских вузов сотрудничают с китайскими вузами-партнерами. Студенческие обмены уже на протяжении многих лет являются традиционной формой взаимного сотрудничества между двумя государствами.

Обмен иностранными студентами между двумя странами осуществляется по различным программам:

– обучение на языковых курсах (краткосрочные и долгосрочные);

– обучение в языковых лагерях (в период каникул);

– обучение с целью получения академической степени (диплома) бакалавра, магистра, кандидата наук (в Китае после окончания аспирантуры присваивается степень доктора наук, в России — кандидата);

– прохождение практик по совместным образовательным программам.

Читать также:  Программа для телефона чтобы писать без ошибок

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАЗВИТИИ «НОВОГО ПОЛИТЕХНИЗМА»

Согласно данным рис. с 2009–2010 учебного года по 2012–2013 учебный год подряд количество китайских студентов, обучающихся в России, изменялось несущественно, находилось приблизительно на одном уровне — около 16 тыс. человек в год. А с 2012–2013 учебного года по 2015–2016 учебный год начало происходить ежегодное увеличение количества китайских студентов — приблизительно росло на 1. 5–2 тыс. человек или на 10 % в год. В результате с 2012–2013 учебного года по 2015–2016 учебный год количество китайских студентов выросло на 41,5 %.

Ситуация по количеству российских студентов, обучающихся в Китае немного другая. За период с 2009–2010 учебного года по 2015–2016 учебный год количество ежегодно постепенно увеличивалось, кроме 2014–2015 учебного года.

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАЗВИТИИ «НОВОГО ПОЛИТЕХНИЗМА»

Рис. Динамика обучающихся российских студентов в Китае и китайских студентов в России

На рис. очевидно прослеживается динамика роста студентов с каждой из сторон. Стоит заметить, что после 2012–2013 учебного года рост заметно увеличился. Это связано с влиянием политики проекта «Один пояс, один путь».

Обмен иностранными преподавателями инаучными сотрудниками

В рамках программы инновационного развития Китая до 2025 года правительство КНР рассчитывает привлечь большое количество научных специалистов из-за границы. В свою очередь, китайские специалисты также имеют большой интерес проявить себя за пределами страны.

Система обмена иностранными преподавателями и научными сотрудниками является более сложной, чем система обмена иностранными студентами.

Ежегодно между Китаем и Россией осуществляется обмен делегациями для развития научных связей, обмен высококвалифицированными преподавателями путем преподавания в Китае русского языка и предметов по специальностям на русском либо английском языках, в России — китайского языка и предметов по специальностям на китайском либо английском языках.

В рамках международного обмена иностранными специалистами проводятся различные научно-образовательные мероприятия в вузах:

– единоразовые лекции;

– циклы лекций;

– научные и научно-практические конференции;

– круглые столы;

– совместные публикации научных статей и составление учебников, и др.

В рамках международного обмена иностранные специалисты также организовывают и проводят международные культурно-образовательные и просветительные мероприятия со студентами:

– конкурсы среди студентов России и Китая, в результате которых китайским студентам — победителям дают возможность пройти стажировку в России, а российским студентам — в Китае;

– показ театральных постановок студенческих театров, участие в международных телевизионных программах;

– культурно-образовательные и просветительные совместные походы с иностранными преподавателями по городу (музеи, выставочные центры и т. ), путешествия по стране.

С целью привлечения иностранных специалистов в вузах осуществляются мероприятия по повышению квалификаций.

Иностранными научными сотрудниками проводятся совместные научные исследования, реализуются международные крупномасштабные научно-исследовательские проекты.

Создание совместных международных бакалаврских и магистерских образовательных программ, вузов, учебно-образовательных и научно-исследовательских центров

Создание совместных международных бакалаврских и магистерских специальностей

В последние годы стало активно развиваться создание совместных бакалаврских и магистерских образовательных программ вузов-партнеров Китая и России.

Опыт показал, что обучение студентов по совместным образовательным программам имеет ряд преимуществ:

1) Как правило, это образовательные программы по востребованным специальностям (например: строительство, энергетика, транспорт и др.

2) Сначала студенты обучаются в родном вузе (2–4 года — в зависимости от вида образовательной программы), где осуществляется подготовка по специальностям на родном языке и начинается подготовка на языке вуза-партнера, потом обучение продолжается в вузе-партнере на родном языке вуза-партнера. В итоге студенты получают образование по специальности, плюс, знание двух языков и владение ими в сфере своей специальности.

3) Прохождение практики по специальности сначала осуществляется в родном вузе, а после второго и третьего годов обучения — в вузе партнере, где студенты имеют возможность не только пройти международную практику по специальности, но и предварительно познакомиться с вузом-партнером, где в последствии будут продолжать обучение.

4) В зависимости от договоренностей вузов-партнеров, студенты по окончанию обучения могут получить 2 диплома (один диплом выдается родным вузом, второй — вузом-партнером).

Создание совместных международных вузов, учебно-образовательных и научно-исследовательских центров

Большую популярность начинает приобретать создание совместных международных вузов, учебно-образовательных и научно-исследовательских центров.

Среди действующих китайско-российских вузов можно выделить следующие:

– Китайско-российский институт Новосибирского государственного университета и Хэйлунцзянского университета (Харбин, Китай) — открылся в 2011 г.

– Совместный российско-китайский университет (Шэньчжэнь, Китай) ― МГУ имени М. Ломоносова и Пекинский политехнический институт в Шэньчжэне — открылся в 2017 г.

– Московский институт искусств на базе Вэйнаньского педагогического университета (Вэйнань, Китай) — открылся в 2017 г. и др.

Планируется также открытие следующих китайско-российских вузов:

– Шаньдунского университета путей сообщения и Донского государственного технического университета.

– Художественного института им. Сурикова Харбинского педагогического университета (в сотрудничестве с Московским государственным академическим художественным институтом им. Сурикова) и др.

Среди действующих китайско-российских учебно-образовательных и научно-исследовательских центров можно выделить следующие:

– Русско-китайский центр (РКЦ) по сотрудничеству в области образования, науки, культуры, здравоохранения, туризма и спорта (Москва, Россия) — открылся в 1999 г.

– Российский культурный центр (РКЦ) в Пекине (Пекин, Китай) — открылся в 2010 г.

– Центр российских исследований, созданный Народным университетом Китая и Санкт-Петербургским университетом (Пекин, Китай) — открылся в 2015 г.

– Центр российско-китайской дружбы Костромского государственного университета (Россия, Кострома) — открылся в 2015 г.

– Центр обучения и тестирования русского языка как иностранного в Шаньдунском университете путей сообщения (Цзинань, Китай) — открылся в 2016 г.

– Центр обучения и тестирования русского языка как иностранного в Государственном институте русского языка им. Пушкина в Хэйлунцзянском институте иностранных языков (Харбин, Китай) — открылся в 2017 г. и др.

Опыт развития китайско-российских взаимоотношений в сфере науки и образования показывает, что обмен иностранными студентами, иностранными преподавателями и научными сотрудниками, создание совместных специальностей, вузов, учебно-образовательных и научно-исследовательских центров способствуют развитию международного сотрудничества и ведут к созданию современной стабильно развивающей сферы науки и образования каждого государства.

Перспективы развития отношений между Китаем и Россией широки и основаны на взаимовыгодных условиях. Опыт активного межгосударственного взаимодействия показывает, что отношения двух стран перешли на новый этап развития. Сотрудничество между Китаем и Россией в сфере науки и образования продолжает непрерывно расширяться, улучшается качество и масштабы взаимодействия.

Таким образом, стороны должны и в дальнейшем стремиться к тесному взаимодействию, содействуя укреплению и развитию китайско-российских научно-образовательных отношений.

Основные термины (генерируются автоматически): Китай, Россия, студент, один, вуз, обмен, Пекин, пояс, русский язык, международный обмен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *