Реферат — Обзор основных моделей перехода школа — вуз в западноевропейских странах и США
- формат
- размер
- добавлен 31 марта 2010 г.
Прахов И. 118 стр. Основные модели перехода «школа — вуз» рассматриваются в контексте требований, предъявляемых вузами к абитуриентам. Четыре образовательные системы — американская, британская, скандинавская и европейская континентальная — отличаются степенью централизованности, селективности и доступности. В централизованной образовательной системе существуют единые для всей страны государственные стандарты, в то время как при наличии децентр.
- формат
- размер
- добавлен 04 сентября 2011 г.
Монография, Издание: М. КДУ, 2011 — 56 с. , с табл.
Представлены информационно-аналитические материалы по проблемам
реализации российскими вузами совместных образовательных программ с
зарубежными университетами (включая программы двойных дипломов). Даны практические рекомендации вузам по разработке и реализации
совместных образовательных программ в условиях перехода на
уровневую систему подготовки кадров и федеральные государственные
образовательные стандарты. Приведены образцы нормативных и
методических документов вузовского уровня для обеспечения
академической мобильности студентов и преподавателей и реализации
совместных образовательных программ.
Совместные образовательные программы вуза создаются и реализуются по направлениям и специальностям, по которым у университета имеется лицензия и аккредитация. Предусмотренная совместными программами академическая мобильность учащихся, преподавателей, научных сотрудников и административного персонала вуза и вузов-партнеров осуществляется в соответствии с требованиями казахстанского законодательства, нормативноправовыми документами МОН РК, Уставом вуза и нормами международных договоров. В случае необходимости обучение в рамках совместной образовательной программы может осуществляться с помощью современных информационных технологии и методов дистанционного обучения.
Совместная образовательная программа — это образовательная программа, разработанная и реализуемая двумя (или более) вузами-партнерами (казахстанскими или казахстанским и зарубежным), предполагающая присвоение выпускникам, успешно освоившим программу, совместных (двойных или более) степеней (квалификаций) двух (или более) вузов с выдачей соответствующих документов о высшем образовании (дипломов, сертификатов).
Совместные образовательные программы вуза могут реализовываться в следующих формах:
- программы совместных и двойных (или более) степеней, предполагающие согласование учебных планов и программ, методов обучения и оценки знаний обучающихся, взаимное признание результатов обучения в вузах-партнерах, наличие общих структур управления программой, выдачу совместного (или отдельного друг от друга) диплома;
- аккредитованные и валидированные программы, предполагающие взаимное признание вузом и другими вузами-партнерами эквивалентности реализуемых образовательных программ с возможной выдачей собственного диплома об образовании выпускникам вуза-партнера;
- франчайзинговые программы, предполагающие передачу одним вузом другому права реализации своей образовательной программы, при сохранении права контроля качества реализации образовательной программы (например, прием экзаменов, выдача дипломов).
Совместные образовательные программы вуза создаются и реализуются по направлениям и специальностям, по которым у университета имеется лицензия и аккредитация. По завершении совместной образовательной программы обучающиеся получают национальные документы об окончании высшего образования, принятые в вузах — партнерах. К разработке образовательных программ привлекаются работодатели – представители организаций фармацевтического профиля, которые способствуют формированию ключевых компетенций обучающихся в соответствии с требованиями современного фармацевтического рынка. Предусмотренная совместными программами академическая мобильность учащихся, преподавателей, научных сотрудников и административного персонала вуза и вузов-партнеров осуществляется в соответствии с требованиями казахстанского законодательства, нормативно-правовыми документами МОН РК, Уставом вуза и нормами международных договоров РК.
Совместные образовательные программы вуза могут финансироваться за счет:
- бюджетных средств;
- внебюджетных средств вуза;
- внебюджетных средств структурных подразделений Университета;
- фондов (программы) поддержки и развития высшего и послевузовского образования;
- средств вузов-партнеров по программе;
- средств государственных и частных фондов, иных спонсорских средств, получение которых Университетом не противоречит действующему законодательству;
- личных средств обучающихся по совместной программе.
Контроль качества обучения по совместной образовательной программе осуществляется:
- представителями вуза совместно с представителями вузов-партнеров;
- внешними экспертами (по решению руководства программы).
Мотивация создания совместных образовательных программсходна во многих вузах мира.
Совместные программы являются признанным инструментомповышения конкурентоспособности вузов и, как следствие, национальных/региональных систем образования.
В условиях усиления процессов глобализации и интеграциина международной арене во всех сферах общественной жизниразвитие системы высшего образования также необходимоосуществлять в направлении обеспечения ее сопоставимости(в области применяемых механизмов, критериев и стандартов) с зарубежными системами высшего образования.
Подобная сопоставимость создаст благоприятную базу для развития совместных образовательных программ, одним из положительных эффектов которых является обогащение существующих образовательных программ инновационными элементами программ других вузов.
Посредством разработки совместных образовательных программ вузам Республики
Казахстан предоставляется возможность выходить на образовательные рынки других стран (в том числе ближнего и дальнего зарубежья).
Основные принципы разработки совместных образовательных программ:
- Обоснование востребованности новой программы на рынке;
- Партнерство;
- Правовая основа программы;
- Институциональная поддержка программы;
- Финансово-правовые вопросы сотрудничества;
- Вопросы организации работы;
- Выбор языка обучения;
- Разработкасодержания и методов обучения в рамках новой программы;
- Кадровое обеспечение разработки и реализации новой программы;
- Методическое и материально-техническое обеспечение разработки и реализации новой программы;
- Процедуры / критерииотбора и приема студентов / слушателей;
- Информационная политика;
- Устойчивостьи развитиеновой программы.
Совместными образовательными программами считаются те программы, которые отвечают следующим характеристикам:
- программы создаются и одобряются совместно несколькимивузами;
- студенты из каждого вуза проходят часть обучения в другихвузах;
- сроки обучения студентов в участвующих вузах сравнимыпо длительности;
- сроки обучения и сданные экзамены в вузах- партнерах признаются полностью и автоматически;
- преподаватели каждого вуза также преподают и в других вузахсовместно разрабатывают учебные планы и создают совместные комиссии по зачислению и экзаменам;
- после завершения полной программы студенты либо получаютгосударственные степени каждого из участвующих вузов, либо степень, присуждаемую совместно (1).
В основе построения образовательных программ лежат компетенции (требуемые результаты обучения), которые позволяют обеспечить:
- четкое отличие программ одного уровня от программ других уровней;
- гибкость образовательных программ;
- измеримость достигнутых результатов обучения согласно заранее заданным критериям.
Процесс формулирования компетенций предполагает обязательный учет не только общественных потребностей, но и имеющихсяресурсов (в т. временных, материальных и др. Представители академического сообщества, трансформируют профессиональную составляющую профиля профессии в результатыобучения, формы и методы обучения и оценки, адекватные требуемым компетенциям (2).
Структура совместных образовательных программ:
Общая характеристика совместной образовательной программы:
- Цели образовательной программы;
- Описание совместной программы по направлению подготовки;
- Ожидаемые профессии по совместной программе;
- Перспективы трудоустройства специалистов.
Ожидаемые результаты обучения по совместной программе:
- Общепрофессиональные (теоретические знания, базовые практические навыки);
- Профильные и специальные (академические знания и навыки, практические навыки в области будущей профессиональной деятельности).
Признание результатов обучения совместной программы:
- Требования к уровню поступающего на совместную образовательную программу;
- Порядок взаимозачета оценок и кредитов текущего периода обучения;
- Порядок проведения итоговой аттестации.
Содержание совместной программы:
- Рабочий учебный план совместной программы (распределение модулей по годам бучения с учетом трудоемкости и порядка освоения);
- Каталог обязательных, элективных модулей;
- Программы практического модуля (производственной, педагогической,исследовательской практики);
- Академический календарь.
Реализация совместной программы:
- Интеллектуальные ресурсы (ППС);
- Материальные ресурсы (материальнотехническая база);
- Образовательные ресурсы (учебно-методическое обеспечение).
Обеспечение качества СОП (3).
Понятие «совместный диплом» в казахстанском законодательстве почти отсутствует. Проблема совместных дипломов до сих пор является неразрешенной с юридической точки зрения и в большинстве стран Европы. Но даже вопросыприложения к диплому европейского образца в РК не отрегулированы на общенациональном уровне.
Таким образом, вопрос разработки совместных образовательных программ, позволяющих внедрение двойных дипломов, является актуальным и требует своевременного решения в академическом сообществе ВУЗов РК и за рубежом.
- Ю. Д. Артамонова, А. Л. Демчук, Е. В. Караваева. «Совместные образовательные программы вузов: состояние, проблемы, перспективы. — М.: Издательство КДУ., 2011. – 56 с.
- Болингер З., Мюнк Д. Различные взгляды: представление о компетенции в Германии, Великобритании и Франции – одно понятие, три трактовки. //Повышение квалификации: журнал об основах, практике и тенденциях. 19 (2008). — №1. — С. 36–39.
- ГилленЮ., Кауфхольд М. Анализ компетенций – критическая рефлексия понятия и возможности измерения. //Педагогика профессионального и экономического образования. — 101 (2005). — №3. — С. 364–378.
- Г.О.Устенова. Совершенствование образовательных программ с привлечением социальных партнеров и работодателей на фармацевтическом факультета КазНМУ. Управление качеством высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС, материалы ІІІ-ей межрегиональной конференции с международным участием. – Екатеринбург: 2013. — С.144-148.
Интернационализация высшего образования, которое развивается в результате процессов экономической и политической интеграции и интернационализации бизнеса, привела к появлению международных, совместных образовательных программ,
которые приняли различные формы (программы двойного диплома, программа 2+2, 3+1 и др).
Совместные образовательные программы по-прежнему остаются привлекательными для учреждений высшего образования мира и остаются одним из основных предметов обсуждения на совещаниях министров образования стран- участниц Болонского процесса. Количество реализуемых совместных программ является одним из показателей оценки продвижения в Болонском процессе не только стран Европы, но и России, и Казахстана. Именно такие программы обсуждаются на регулярных многочисленных конференциях, семинарах, а также являются одним из инструментов выполнения одного из обязательных параметров Болонского процесса — академической мобильности.
Разработка и внедрение различных совместных программ обычно основываются на следующей методологической последовательности — нормативно-правовое регулирование разработки и реализации совместных образовательных программ, рассмотрение различных подходов к обеспечению качества совместных программ и степеней, включая опыт участия казахстанских вузов в совместных образовательных и исследовательских программах, управление образовательными программами и признание результатов совместных образовательных программ.
Далее, уже в Болонской декларации появилось упоминание о, совместных образовательных программах как важном средстве достижения гармонизации общеевропейского образовательного пространства, как инструменте, позволяющем вузам использовать потенциал друг друга, решать задачи, иногда просто непосильные для отдельных вузов. Понятие «совместные программы» предполагает наличие партнеров, не обязательно зарубежных, обязательную академическую мобильность, реализацию программ совместными усилиями и, как результат, завершение присвоением совместной степени, отраженной в едином документе. Поскольку в этом вопросе зачастую возникают сложности, вузы предпочитают создание программ двойного диплома, что намного облегчает процесс признания степеней, так как в этом случае каждый такой документ выдается в соответствии с требованиями национальной системы образования.
Программы получили поддержку международных организаций, посольств, правительств. Важную роль в системном расширении международных научнопедагогических контактов казахстанских и российских вузов и, как результат, — создании общих образовательных программ играет взаимодействие смеждународными, зарубежными, региональными и национальными организациями, фондами и программами: ЮНЕСКО, ТЕМПУС (сейчас — Эразмус+), ДААД, KOICA, Всемирный банк, АЙРЕКС, ИНТАС, КАРНЕГИ, Британский Совет и др.
Как правило, совместные программы возникали при активном содействии офисов и отделов международных отношений, по инициативе отдельных представителей педагогического сообщества университетов. С годами интерес к ним возрос не только у университетов России и Казахстана, но и европейских университетов. Учитывая поддержку международного образовательного сообщества, в последние годы совместные программы постепенно перемещается из периферии университетской жизни в ее центр. Однако их реализация сопровождается множеством проблем, часто являющихся следствием несопоставимости требований различных образовательных структур. Одним из критических вопросов для распространения совместных программ или программ двойных дипломов является необходимость расширения базы их финансирования. По сравнению с обычными программами университетов, совместные программы являются более затратными, так как включают аспекты мобильности, управления программой, что требует дополнительных трудозатрат. Распространена практика, когда эти более высокие затраты покрываются либо полностью, либо частично самими университетами, или даже студентами. Первый способ может снижать заинтересованность университетов в таких программах. Второй — приводит к усугублению неравенства среди студентов, которым такие программы будут доступны в различной степени.
Другая проблема — процессы их инициирования, разработки, реализации требуют профессионализма на всех стадиях, иначе результат их не будет оправдан, а выгоды и преимущества недостижимы. Как показала практика, в другом случае, создание совместных программ либо затягивается на продолжительное время, либо после ее создания, оказывается трудно реализуемой по разным причинам, включая финансовые, либо оказывается невостребованной.
Кроме того, для создания и продолжительного существования таких программ необходимы значительные ресурсы, ими сложно управлять и оценивать с точки зрения качества в течение продолжительного времени.
- — финансирование и его продолжительность;
- — внешнее финансирование (если таковое присутствует) и ответственность высших учебных заведений по окончании внешнего или целенаправленного финансирования;
- — составление бюджета (система управления программой, преподавание, координирование, тренинги преподавательского и административного состава, переговоры, поездки, оценка результатов, вопросы мобильности студентов и преподавателей, использование помещений и оборудования, приобретение дополнительного оборудования, трудоустройство выпускников программы);
- — (человеческие) ресурсы, необходимые для преподавательской и исследовательской деятельности, для системы управления программой;
- — (человеческие) ресурсы, необходимые для рекламы программы, привлечения и набора студентов;
- — прочие ресурсы: например, библиотеки, дополнительные помещения;
- — дополнительные финансовые поступления (возможно взимаемая со студентов плата).
Кроме вопросов, относящихся к ресурсной поддержке совместных программ, важными также являются вопросы признания совместных степеней, обеспечения и контроля качества, эффективности управления, а также синхронизации движения студентов в университетах разных стран, т. равнозначного количества человеческих ресурсов, участвующих в совместной программе. Это частично объясняет усилия многих университетов проводить мониторинг эффективности совместных программ, анализировать качество такого способа присвоения степеней.
Если раньше международные контакты вузов складывались стихийно, сегодня вузы планомерно разрабатывают стратегические направления деятельности с учетом общих тенденций на международном рынке образовательных услуг, своего конкурентного положения и конкретных характеристик своих образовательных продуктов и услуг. Вузы формируют более дифференцированный спрос на этот продукт, стараются повысить требования к качеству образовательных услуг зарубежных партнеров. Именно поэтому очень важен стратегический выбор вуза в сложной ситуации многообразия существующих возможностей международных образовательных программ. При выборе вуза-партнера для реализации совместной программы необходимо принять во внимание:
- имеет ли вуз-партнер официальную лицензию, либо аккредитацию, дающую право выдавать документ об образовании;
- какова сфера деятельности вуза-партнера и ее специализация;
- учет своего предыдущего опыта сотрудничества с университетами мира;
- наличие у вуза-партнера достаточных человеческих и материальных ресурсов, необходимых для успешного функционирования программы;
Таким образом, успешное создание, внедрение и развитие совместных программ, а в итоге – качество программы зависит от понимания вузами идеи реформы, расстановки приоритетов, изменения организационной структуры университета, от желания и терпения ППС работать по-другому. При этом необходимо четко прослеживать соответствие программы требованиям рынка, ее научной значимости, как развивается рынок труда для специалистов данного направления, насколько глубоко отражаются в содержании и построении программы наряду с профессиональными и методическими знаниями также социальная компетенция и персональное развитие, насколько гарантировано финансирование данной программы обучения и имеются в наличии все необходимые ресурсы.
Совместные образовательные программы, являясь новыми образовательными формами, служат методологической основой, смысловым ориентиром обновления и совершенствования образования. Для обеспечения качественного обновления образования и достижения новых образовательных результатов необходимо четко определить существо и основные составляющие существующих и будущих международных программ.
Практика создания мировыми вузами совместных образовательных программ насчитывает уже более полутора десятилетий. От простого обмена студентами на непродолжительный (от месяца до трех) период вузы все более массово переходят к реализации совместных образовательных программ.
И если до начала нового века создание таких программ было инициативой самих вузов, то теперь это уже особое направление политики и философии образования, под которые создаются государственные программы и выделяются финансовые средства. Стоит сказать, что даже в США за последнее десятилетие наблюдается кардинальное изменение позиции в отношении образовательного сотрудничества.
Политика «опоры только на собственные силы» в ведущих вузах (Гарвардском, Стэнфордском и других университетах, Массачусетском технологическом институте) изменяется на идею диверсификации образования, которая возможна за счет включенного обучения студента, по крайней мере, в течение полугода в другом ведущем вузе на взаимной основе.
Это отнюдь не признание собственной слабости вузов — современные темпы развития производства и возросший темп внедрения инновационных разработок, их разнообразие требуют более высоких темпов включения новых идей и технологий в образование и диверсификации (разнообразия) образовательного процесса. Инновационность производства, необходимость «включения» инновационных разработок (в разных странах) и необходимость диверсификации подготовки кадров и являются объективной основой создания совместных образовательных программ.
Мотивация создания совместных образовательных программ сходна во многих вузах мира: совместные программы являются признанным инструментом повышения конкурентоспособности вузов и, как следствие, национальных / региональных систем образования.
В условиях усиления процессов глобализации и интеграции во всех сферах общественной жизни развитие системы высшего образования просто необходимо осуществлять в направлении обеспечения ее сопоставимости (в области применяемых механизмов, критериев и стандартов) с зарубежными системами высшего образования.
Подобная сопоставимость создает благоприятную базу для развития совместных образовательных программ, одним из положительных эффектов которых является обогащение существующих образовательных программ инновационными элементами программ других вузов. Посредством разработки совместных образовательных программ вузам Российской Федерации предоставляется возможность выходить на образовательные рынки других стран.
Совместными образовательными программами считаются те, которые отвечают следующим характеристикам:
- программы создаются и одобряются совместно несколькими вузами;
- студенты одного вуза проходят часть обучения в других вузах;
- сроки обучения студентов в участвующих вузах сравнимы по длительности;
- сроки обучения и сданные экзамены в вузахпартнерах признаются полностью и автоматически;
- преподаватели каждого вуза также преподают и в других вузах, совместно разрабатывают учебные планы и создают совместные комиссии по зачислению и экзаменам;
- после завершения полной программы студенты либо получают государственные степени каждого из участвующих вузов, либо степень (в реальности это обычно неофициальный «сертификат» или «диплом»), присуждаемую совместно.
Больше всего совместных образовательных программ создается в области инженерного дела и менеджмента. Однако в странах Евросоюза в 2015 г. совместных программ в области инженерного дела было уже на 12% больше, чем в области менеджмента.
Второй блок активности — социальные науки — причем, если численность совместных образовательных программ в данной области между университетами, входящими в Евросоюз, осталась прежней, то резко (в 2 раза как минимум) возросло количество таких программ между университетами стран Евросоюза и других стран.
Далее следуют гуманитарные науки, право, языковедение, математика, медицина, коммуникативистика. Кстати, заметим, практически нет совместных образовательных программ между университетами стран Евросоюза и стран, в него не входящих, в области сельского хозяйства и фундаментального естествознания, количество совместных программ в области геологии и географии велико.
Профессиональными областями, в которых российскими вузами накоплен достаточный опыт международного сотрудничества, являются менеджмент, экономика, языковая подготовка, социальные науки, международные отношения, образование.
Примерно 250 осуществляемых вузами РФ в настоящее время программ двойных дипломов со странами Евросоюза распределяются по предметным областям следующим образом:
Сегодня уже практически решена и проблема единого определения и типологии межвузовских программ. Совместной образовательной программой называется осуществляемая двумя или более вузами образовательная программа в следующих формах:
- аккредитованные и валидированные программы (признание одним вузом эквивалентности программы другого вуза собственной образовательной программе с возможной выдачей собственного диплома выпускникам университета-партнера);
- франчайзинговые программы (передача одним университетом другому права реализации своей образовательной программы при сохранении за собой права контроля качества подготовки);
- программы двойных и совместных дипломов (согласование учебных планов и программ, методов обучения и оценки знаний студентов, взаимное признание результатов обучения в вузах-партнерах, наличие общих структур управления программой, выдача совместного диплома).
В рамках всех программ студенты обязаны пройти часть обучения в университете-партнере. В программах Erasmus-Mundus (о ней мы упоминали выше — программах Европейского союза по разработке совместных программ и развитию мобильности) студенты, как правило, должны обучаться в 2 или 3 партнерских университетах.
Здесь же предложена и классификация основных предметных областей для реализации образовательных программ:
При сравнении предложенной классификации с классификацией, определенной Перечнями направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, утвержденными Правительством и Министерством образования и науки Российской Федерации, бросается в глаза намного менее детализированное описание предметных областей (аналогов укрупненных групп направлений подготовки (специальностей) в российских перечнях) в этой классификации, что существенно облегчает задачи сотрудничества.
Большая часть совместных образовательных программ реализуется на уровнях магистратуры и аспирантуры. В частности, среди программ двойных дипломов, реализованных вузами РФ и вузами стран Евросоюза в 2014/2015 учебном году, более 20% приходилось на программы бакалавриата, примерно 10% — на программы подготовки специалиста, около 65% — на программы магистратуры и 5% — на программы аспирантуры. Как правило, такие программы завершаются присвоением двойных или многосторонних дипломов — национальных дипломов каждой страны партнера, при этом, к диплому может прилагаться сертификат, выдаваемый от имени всех членов консорциума.
Вопрос взаимного признания дипломов является одним из самых важных вопросов международного образовательного сотрудничества и является краеугольным камнем построения и успешного функционирования международных образовательных программ.
С целью создания юридических предпосылок для преодоления проблемы признания дипломов, ученых степеней и образовательных программ Совет Европы совместно с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) разработали новые единые для всех стран-участников конвенции в области образования.
В регион Европы, рамки которого определены ЮНЕСКО, входят 49 стран, включая США, Канаду и Израиль. Россия тоже ратифицировала ряд конвенций, касающихся вопросов образования. Однако у нас есть специальная и довольно непростая система признания иностранных дипломов, что говорит о том, что наша система высшего образования еще не совсем встроилась в общемировую.
Для того чтобы иностранный диплом был действителен на территории Российской Федерации, необходимо пройти процедуру признания. Система признания документов иностранных государств об образовании функционирует только в индивидуальном порядке и не рассчитана на массовый прием студентов из зарубежных стран.
При создании совместных международных программ данная система признания зарубежных степеней и дипломов, по всей видимости, не справится с объемом работы. В таком виде, как сейчас, она реально отпугивает иностранных студентов, которые не могут непосредственно на практике реализовать свой зарубежный диплом в России, или свой российский диплом (или его российскую часть в совместной программе) у себя на родине или в других странах.
Развитие и реализация совместных (в том числе, международных) образовательных программ требуют совершенствования нормативно-правовой базы не только в сфере образования, но и в других сферах российского законодательства: например, иммиграционного законодательства, вопросов пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, въезда и выезда в/из Российской Федерации, налогового и пр. (в последние годы усложнилось оформление права на проживание в Российской Федерации во время учебы).
В настоящее время въезд иностранных граждан, в том числе, для учебы — студентов, аспирантов и академического персонала, на территорию регулируется федеральными законами. В частности, предусмотрен порядок получения визы. Основанием для получения визы является приглашение, оформленное федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или территориальным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел.
Упрощенный порядок действует только для граждан Евросоюза и не применяется для получения учебных виз. В целом, данная система выдачи иностранным гражданам разрешения на въезд препятствует осуществлению академической мобильности в рамках совместных международных программ. Сегодня требуется не менее месяца для оформления приглашения студенту, желающему обучаться в России. Необходимо установить, скажем, 10-дневный срок оформления приглашения на въезд иностранцев на учебу и дать право перевода из одного учебного заведения в другое без оформления повторного приглашения и выезда на родину.
Необходимые корректировки должны быть сделаны в законодательстве и по вопросам продления сроков обучения. Тогда наверняка кто-то из иностранных выпускников захочет получить второе высшее образование или повысить свои знания по какому-то предмету.
Совет Европы не раз отмечал в своих рекомендациях, что внутренние правила стран, касающиеся статуса субъектов академической мобильности на территориях иностранных государств «должны делать возможным для иностранного академического персонала и учащихся устроиться на работу в учреждении высшего образования принимающей стороны в течение ограниченного периода времени и позволять иностранным студентам участвовать в программах практического обучения и проектах, включающих практику на промышленных предприятиях, когда она рекомендуется как курс нормального обучения».
Базой для российского законодательства в данной сфере является Федеральный Закон «О правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации», который регулирует выдачу разрешений на работу. До того, как принять на работу иностранного гражданина, в том числе, студента, любая российская компания должна получить соответствующее разрешение (разрешение на работу).
Во многих странах разрешение на работу выдается конкретному лицу и дает ему право на трудовую деятельность именно в этой стране. Необходимо отметить, что в России система работает по другому: разрешение на работу и соответствующее подтверждение данного права относятся к конкретной компании, на чье имя выдано разрешение, что, в свою очередь, означает, что данный иностранный гражданин должен выехать из России по истечении срока действия договора на работу.
Разрешение на работу не может быть передано другой организации и действительно только для одного трудоустройства. В том случае, если иностранный гражданин работает у двух или более отдельно взятых юридических лиц, для каждого трудоустройства необходимо получить отдельное разрешение на работу. Более того, запрашивая разрешение на работу, работодателю придется подать множество документов, необходимо пройти различные процедуры в государственных органах.
Нужно хотя бы в общей форме, но обязательно на федеральном уровне, отразить следующие явления, которые в реальности уже есть, но не имеют возможности полного развития в виду пробелов в законодательстве:
- разработка и реализация совместных программ и проектов в области образования и научной деятельности в системе образования;
- создание простого порядка признания документов о соответствующем образовании и об ученых степенях и ученых званиях, полученных в иностранных государствах, и выдачи свидетельств о признании указанных документов;
- выработка нормативно-правовых механизмов получения совместных дипломов и степеней.
Кстати, понятие «совместный диплом» в российском законодательстве вообще отсутствует. Конечно, эта проблема до сих пор является неразрешенной с юридической точки зрения и в большинстве стран Европы. Но даже вопросы приложения к диплому европейского образца в России не отрегулированы на общенациональном уровне.
Необходима оптимизация практики выдачи «европейских приложений» к диплому о высшем образовании. В настоящее время в соответствии с письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России от 23 марта 2006 г. № 03–336 «О введении российского приложения к диплому о высшем профессиональном образовании» «вопросы выдачи общеевропейского положения к диплому (Diploma Supplement) решаются высшими учебными заведениями самостоятельно». Такой порядок сохранится «до официального изменения формы российского диплома о высшем профессиональном образовании» (до настоящего времени эта форма не изменена).
Понятие «совместная образовательная программа» введено в «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении»), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. (№ 71).
Однако в основном российские вузы перезачитывают курсы студентам только в индивидуальном порядке. Иное крайне затруднительно, если и вовсе не невозможно с точки зрения российского законодательства. Введение же франчайзинговой совместной образовательной программы рассматривается с точки зрения ГК РФ как «коммерческая концессия», так как именно это понятие в целом соответствует зарубежным законодательным определениям понятий «франчайзинг», «франшиза».
Кроме того, высшее учебное заведение, которое рассматривает возможность организации совместных программ с потенциальным партнером, должно со всей серьезностью и ответственностью подойти к задаче оценки его реальных возможностей в плане полноценного и взаимовыгодного партнерства. Важно убедиться, что нет никаких формальных обстоятельств, делающих ожидаемое соглашение недействительным с точки зрения существующего законодательства.
Образовательные цели вуза-партнера должны быть совместимыми с целями учебного заведения, выдающего дипломы. Опыт показывает, что имеется ряд сфер организации учебной деятельности, где должная осмотрительность и предварительная подготовительная работа важна для обеспечения такого рода партнерских отношений, которые смогут создать условия для взаимного удовлетворения сотрудничеством. К ним относятся:
- наличие у вуза-партнера официальной лицензии (аккредитации), дающей право выдавать документ об образовании, соответствующий документу, выдаваемому вузом выпускникам планируемой совместной программы;
- специализация вуза-партнера;
- репутация потенциального партнера в своей стране;
- финансовое положение потенциального партнера;
- способность потенциального партнера обеспечить человеческие и материальные ресурсы, необходимые для успешного функционирования программы;
- способность вуза-партнера обеспечить адекватные и безопасные условия для учащихся, преподавателей и административного персонала вузов-партнеров, осуществляющих академическую мобильность в рамках программы (включая при необходимости трансфер, проживание и медицинское страхование).
Кроме того, при выборе вуза-партнера представляется целесообразным руководствоваться следующими данными:
- оценка перспектив и исследовательского потенциала вуза;
- место вуза в авторитетных мировых рейтингах образовательных учреждений.
Вершинина Л. (ред. ) Высшее гуманитарное образование XXI века
- формат
- размер
- добавлен 13 декабря 2010 г.
Материалы пятой международной научно-практической конференции — Самара: ПГСГА, 2010. — 636 с. Материалы конференции включают статьи по ряду актуальных вопросов гуманитарных наук (лингвистики, культурологии, психологии, педагогики, методики преподавания иностранных языков), рассматриваемых в контексте общих проблем современного образования, а также в связи с задачами профессиональной подготовки будущего учителя. Сборник адресован специалистам в ук.
Глобализация и обеспечение качества высшего образования
- формат
- размер
- добавлен 24 сентября 2010 г.
Запрягаев, Е. Караваева, И. Карелина, А. Салецкий. – М. : Изд-во МГУ, 2007 г. 292 с. В настоящем издании представлен информационно-аналитический обзор, рассматривающий принципы и процедуры обеспечения и контроля качества, действующие в систе- ме высшего образования, а также основные тенденции их развития на международном и национальном уровнях в условиях процесса глобализации.
Интерфакс — Национальный рейтинг университетов 2009
- формат
- размер
- добавлен 06 июня 2011 г.
Проект создан: Международной информационной Группой «Интерфакс» и радиостанцией «Эхо Москвы», 2009 г. , 70 с. В наши дни развитие общества и экономики знаний динамично меняет рынок ин- теллектуального труда. От вузов требуется постоянно совершенствовать обра- зовательные программы, повышать квалификацию преподавателей. Этот про- цесс носит глобальный характер. Однако Россия, имеющая превосходный научный и пе- дагогический потенциал, пока не лидер.
Маслов С. (редактор) Информатизация инженерного образования
- формат
- размер
- добавлен 11 ноября 2011 г.
: Издательский дом МЭИ, 2011. — 512 с. : ил. Справочное издание содержит описания электронных образовательных ресурсов, разработанных в МЭИ (ТУ) и других вузах, включая электронные учебно-методические комплексы, электронные учебники, задачники, лабораторные практикумы, инструментальные средства для создания образовательных ресурсов. Одновременно с данным изданием в Интернете по адресу публикуется каталог электронных ресурсов. Для преподават.
Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом ВУЗЕ в условиях ФГОС ВПО
- формат
- размер
- добавлен 25 сентября 2011 г.
Материалы II Международной научно — практическойи интернет — конференции (Пермь , февраль — март 2011 г. ) Ред. Лалетин В. Представлены материалы II Международной научно-практической интернет- конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО», прошедшей на базе Пермского государственного технического университета в феврале-марте 2011 г. Цель проведения конференции – межвузовская интеграци.
Презентация — Сигалов А. , Скуратов А. Открытые образовательные ресурсы в России
- формат
- размер
- добавлен 28 января 2012 г.
Выступление на Международном семинаре «Открытые образовательные ресурсы и права интеллектуальной собственности», 31 мая — 1 июня, 2011 г. , Москва, 26 слайдов. В презентации приведены адреса открытых образовательных ресурсов (ООР) для различных уровней образования (от школ до организаций дополнительного образования), адреса открытых библиотек вузов, адреса тематических образовательных порталов, примеры ООР на сайтах кафедр и личных страницах преп.
Пурсиайнен К. Медведев С. (ред. ) и др. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе
- формат
- размер
- добавлен 10 января 2011 г.
: РЕЦЭП, 2005. – 199 c. Книга содержит аналитический материал исследования, проводившегося по просьбе Администрации Президента Российской Федерации представить «предложения и рекомендации по созданию общего европейского пространства науки, образования и культуры». В этом контексте исследование, в частности, уделяет много внимания рассмотрению Болонского процесса, являющегося в настоящее время основным механизмом реформы высшего образования в Ев.
Реферат — Особенности системы дополнительного профессионального образования для специалистов, преподавателей и студентов
- формат
- размер
- добавлен 27 мая 2011 г.