Социально-психологическая поддержка семьи (часть 2)

Государственное учреждение образования «Стародорожский детский дом» отделение социально-педагогического центра

Современные социальные технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении

Игнатчик Валентина Васильевна заместитель директора социально-педагогического центра г. Старые Дороги

Игнатчик В. — заместитель директора социально — педагогического центра г. Старые Дороги, ГУО «Стародорожский детский дом», Блакитная О. – педагог социальный социально-педагогического центра г. Старые Дороги, ГУО «Стародорожский детский дом»,

Главным социальным приоритетом государственной политики в сфере воспитания является обеспечение прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение. Укрепление системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, работа по профилактике неблагополучия детей и их семей, повышение родительской ответственности за воспитание детей, сохранение и укрепление семейных ценностей- одно из важнейших направлений работы социально-педагогического центра государственного учреждения образования «Стародорожский детский дом».

Становится наиболее актуальным активизация работы по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семью. Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности детей приводит к росту социально- средовой дезадаптации детей и подростков. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом. первоначально личностная проблема или внутрисемейная трансформируется в проблему социальную. Важно, чтобы ребенок с детства видел полноценную модель семьи, чувствовал любовь и заботу со стороны родителей, ощущал свою безопасность и защищенность. В работе социально-педагогического центра с семьей выделяем следующие направления: — диагностическое; — коррекционное; — профилактическое; — просветительское; — консультативное. Наиболее эффективные методы взаимодействия с семьей: — беседа; — наблюдение; — посещения; — тренинги; — консультации; — диагностика; — поиск положительных ресурсов; — составление сетевой карты и др. Работа с семьей проводится в форме клубов, круглых столов, семейных советов, совместных с детьми культурно-массовых мероприятий, консилиумов, социального патроната. Организуя работу социально-педагогического центра с семьями, находящимися в социально опасном положении, мы выделяем три аспекта понимания данного термина: 1. Медицинский — это семьи, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи. Социально-административный — семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития ребенка. Психолого-педагогический — семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи. Сложность работы заключается в том, что семьи с хроническими проблемами не обеспокоены своим состоянием, ко всему равнодушны. И для специалистов составляет большую проблему убедить семью на сотрудничество, пригласить на консультацию и т. Работа специалистов центра с семьями проводится поэтапно. Для достижения поставленной цели представляется необходимым ознакомление с предлагаемым ниже алгоритмом нашей работы с неблагополучной семьей, на всех этапах реализации которого необходимо активное вмешательство специалистов. Сигналом к началу действия становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Бывают случаи анонимных телефонных звонков. Тогда информация проверяется путем бесед с ребенком и его родителями. Важно настроить родителей сотрудничать со специалистами центра, установить контакт с семьей. Если при посещении членов семьи не оказалась дома, оставляем письменное приглашение на беседу и семейные советы в наш центр с целью определения положительных ресурсов семьи и поиску путей выхода из кризисной ситуации. И родители к нам приходят. После знакомства с семьей проводится социальное расследование и заполняются соответствующие бланки. Для прямого руководства действиями родителей, социально-педагогического сопровождения семьи, посещения проводятся не менее двух раз в месяц. Это дает возможность видеть положительные изменения в семье, подстегивает членов семьи к конкретным действиям. По результатам взаимодействия с семьей принимается решение о целесообразности проживания ребенка в семье. Проводятся контрольные рейды в семьи, которые свыше шести месяцев состоят на учете, с целью оказания более действенной помощи. Предлагаем схему работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.

Социально-психологическая поддержка семьи (часть 2)

Работа с семьей организована в тесном сотрудничестве с педагогами социальными учреждений образования, сельскими исполнительными комитетами, детскими дошкольными учреждениями, КДН, ИДН, ТЦСОН, ЦРБ.

Социально-психологическая поддержка семьи (часть 2)

На заключительном этапе работы с семьей возможны два пути: – отмена решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении в случае устранения причин неблагополучия; — признание детей нуждающимися в государственной защите, помещение ребенка в детский социальный приют. Специалистами социально-педагогического центра определены несколько моделей организации работы с дисфункциональными семьями. Диагностическая — основывается на предположении дефицита знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — социально-психологический климат внутрисемейных коммуникаций, т. диагностика системы » семья — дети». Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационных решений. Методы диагностики: анкеты, беседы, тесты, направленные на определение внутрисемейных проблем. Педагогическая — базируется на гипотезе недостатка педагогической компетенции родителей. Объект жалобы — ребенок. Вместе с родителями анализируем ситуацию, намечаем программу по повышению педагогической компетенции родителей, ориентируясь на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Методы повышения педагогической компетенции родителей: лектории, тренинги, выступление узких специалистов /инспектор ИДН, психолог, методист отдела образования/, проведение тематических недель. Социальная — используем в тех случаях, когда семейное неблагополучие связано с действием социогенного фактора. В этих случаях, помимо анализа ситуации и рекомендаций, привлекаем органы социальной защиты, опеки и попечительства. Медицинская — предполагает, что в основе семейного неблагополучия лежит болезнь одного из членов семьи. Формы оказания помощи: социально-медицинское сопровождение ребенка и членов семьи во взаимодействии с органами здравоохранения. Психологическая — используем, когда причины неблагополучия семьи лежат в области общения. Анализируем ситуацию, проводим диагностику семьи, тренинги по решению семейных проблем. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения, причин их появления, коррекции внутрисемейных коммуникаций. Семьи и дети, оказавшиеся в социально опасном положении — это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов.

В соответствии с анализом ситуации риска, специалисты социально-педагогического центра определили следующие «проблемные зоны» в работе с семьями

  • Алкоголизм родителей или детей;
  • Отсутствие работы у одного или обоих родителей;
  • Насилие в семье;
  • Нарушение детско-родительских отношений;
  • Безнадзорность детей и подростков.

Работу с пьющими родителями ведем по трем направлениям: медико-физиологическому, социально-педагогическому и правовому. Медико-физиологическое направление осуществляется врачами, прежде всего наркологами и психиатрами. Социально-педагогическое направление реализуется преимущественно СПЦ совместно с иными организациями. Главная цель – раскрыть родителям отрицательное влияние алкоголя на взаимоотношения между людьми, в том числе на семейные отношения, показать ущерб, который пьянство наносит семье путем проведения бесед, консультаций, круглых столов и т. Правовое направление имеет своей основной целью разъяснение юриста СПЦ последствий от действия и поведения лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и их ответственности перед законом. Таким образом, основная задача в работе с семьей алкоголиков – укрепление взаимодействия с ними, использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности за воспитание, воздействие на состояние ребенка, корректировка его поведения. Мы ставим целью восстановить воспитательный потенциал семьи. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Мы предлагаем программу работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Цель: оказание помощи в создании комфортных условий для воспитания и развития ребёнка в неблагополучной семье для обеспечения в полной мере первичной социализации личности.

Основные направления работы с семьёй:

  • Диагностическое.
  • Прогностическое.
  • Переориентационное.
  • Поддерживающее.

I Происхождение программы. Одной из основных причин проявления девиаций и деликвенций среди несовершеннолетних является неблагополучие в семье, где обстановка не отвечает нуждам ребёнка, а в ряде случаев представляет опасность для его жизни. 70% детей, стоящих на учёте в ИДН и КДН воспитываются в проблемной семье, где родители злоупотребляют спиртными напитками и являются ярким примером аморального поведения. II Задачи:

  • Диагностирование и анализ факторов, оказывающих негативное влияние на становление и развитие личности ребёнка в семье, обуславливающих социальную дезадаптацию.
  • Прогнозирование результатов взаимодействия с семьёй, определение стратегии и тактики интервентной работы.
  • Активирование и мобилизация потенциальных возможностей семьи, педагогизация родителей, коррекция стереотипов поведения всех членов семьи.
  • Оказание практической помощи и педагогической поддержки семье.

Обоснование программы Семья, находящиеся в социально опасном положении, имеет низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания либо малорезультатный, либо нет его. В зависимости от характера проблем, программа работы с семьёй может носить долгосрочный характер. Она опирается на идеи гуманистической психологии, методики поведенческой коррекции и может собой представлять проблемно-ориентированную модель взаимодействия. Внедрение программы

  • Диагностическая работа.
  • Используя методы наблюдения, анкетирования, опроса, тестирования выявляем категории несовершеннолетних, воспитывающихся в дискомфортных условиях семьи.

На основании полученных результатов определяем проблему семьи путём её более глубокого изучения:

  • Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приёмов воспитательного воздействия.
  • Диагностика причин социально опасного положения.
  • Посещение на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос.
  • Обработка результатов исследований. Установление ведущей причины социально опасного положения.
  • Прогностическая работа предполагает прогнозирование конечного результата работы при выборе оптимальных методов и форм работы.

Социально-психологическая поддержка семьи (часть 2)

III. Взаимодействие с семьёй может осуществляться на двух уровнях:

  • Индивидуальном
  • Коллективном
Читать также:  Программы для установки недостающих DLL-файлов

При этом исходным и решающим является индивидуальный уровень работы с семьёй. Он предполагает целенаправленное влияние на семью с учётом её конкретных особенностей и осуществляется последовательно и в чёткой системе с использованием методики контактного взаимодействия. Формы работы с семьёй:

а) Психолого-педагогические консультации:

  • Ответственность семьи за воспитание детей
  • Как стать хорошими родителями.
  • Влияние алкоголизма родителей на формирование личности ребенка.
  • Детско-родительские конфликты и их разрешении.

б) Педагогические поручения:

  • Организация домашнего учебного труда
  • Режим дня ребенка в семье
  • Организация труда в семье
  • Семейный праздник
  • Профилактика заболеваний у детей
  • Знакомство с друзьями ребёнка и т.д.
  • Коллективная:

а) Школьные (классные) родительские собрания. б) Лектории для родителей:

  • «Искусство понимать друг друга»
  • «Мамины руки самые добрые» и т.д.

в) Встречи за круглым столом г) Вечера вопросов и ответов д) Педагогические практикумы:

  • «Какой у вас ребенок»
  • «Какой вы родитель»

е) Диспуты и деловые игры Семья- это устойчивый коллектив в жизни каждого ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых- отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка- чтобы его любили таким, каким он есть. Выдающийся педагог В. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)».

Работа с семьёй должна быть целенаправленной, систематической, конкретной, учитывающей динамику развития. Специалисты социально-педагогического центра основными результатами своей деятельности по работе с семьей и детьми, находящимися в социально опасном положении считают: — выполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»; — повышение спроса среди родителей и детей на помощь специалистов в решении конфликтных ситуаций; — уменьшение неблагополучных семей, снижение количества несовершеннолетних, совершивших противоправные действия; — совершенствование межведомственного взаимодействия с социальными институтами, заинтересованными в решении проблемы социального сиротства; — укрепление системы по раннему выявлению семейного неблагополучия; — достижение хороших результатов по определению детей сиротской категории в приемные семьи. Наш девиз: «Семья для ребенка- ребенок для семьи».

Алгоритм социальной работы с алкоголизированными семьями в условиях учреждения социальной защиты

Социально-психологическая поддержка семьи (часть 2)

Автор статьи: Психолог, Коуч

От автора: Данная статья разработана в ГБУ ЦСПСиД «Гармония» совместно с куратором ОРПСН Рачковой Е. и может быть интересна специалистам по работе с семьей и психологам из учреждений социальной защиты.

Алгоритм социальной работы с алкоголизированными семьями в условиях учреждения социальной защиты.

Механизм реализации алгоритма социальной работы с алкоголизированными семьями в условиях учреждения социальной защиты основан на обеспечении достижения запланированных результатов и показателей эффективности реализации социальной работы с социально опасными семьями или семьями в трудной жизненной ситуации. Главным компонентом данного алгоритма работы является междисциплинарное взаимодействие, которое позволяет подходить к медико-социальной реабилитации многосторонне, интегрируя медицинские и психологические знания с практикой социальной работы.

Алгоритм состоит из 8 этапов, включающих в себя:

  • Получение Центром социальной помощи семьям и детям постановления от Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДНиЗП) или поручения на совместный выход от Отдела социальной защиты населения (далее ОСЗН). На данном этапе специалисты ознакомляются с первичной поступившей информацией о семье;
  • Первичная диагностика. На данном этапе специалист совершает свой первый выход в новую семью, проводя обследование условий жизни несовершеннолетних граждан и их семьи, фиксируя факторы социального риска;
  • Комплексная диагностика.Этапболее комплексного обследования социально-бытовых условий семьи, ее социального окружения, проблем взаимоотношений между членами семьи, обстоятельств, способствующих семейному неблагополучию. Так же, на данном этапе проводится психологическое диагностирование членов семьи, где особое внимание уделяется глубинным причинам поведенияалкоголезависимого члена семьи, а так же определяются созависимые члены семьи;
  • Разработка проекта плана. На данном этапепроисходит планирование комплексной работы с семьей и сопутствующих мероприятий с привлечением специалистов различных субъектов профилактики, с целью осуществления социальной, психологической, социально-педагогической помощи и медико-социальной реабилитации. Так же, на данном этапе определяются критерии оценки эффективности социальной работы в виде ожидаемых результатов по окончанию работы с семьей;
  • На консилиуме совместно с КДНиЗПили ОСЗН, а так же со специалистами различных субъектов профилактикиорганизовывается индивидуально-профилактическая работа с семьей: рассмотрение результатов комплексной диагностики и утверждение проекта плана работы;
  • В случае работы с семьей в социально опасном положении от ОСЗН приходит заключение о необходимости признания несовершеннолетнего нуждающимся в помощи государства, распоряжение об установлении социального патроната над несовершеннолетним и трёхсторонний договор;
  • Этап индивидуально-профилактической работы с семьей. В течении трех месяцев с алкоголизированной семьей проводится активная комплексная работа специалистами Центра социальной помощи семьям и детям во взаимодействии соспециалистами различных субъектов профилактики, с упором на медико-социальную реабилитацию родителей, страдающих алкогольной зависимостью. Данная работа включает в себя:

-предоставление информации о заболевании и способах лечения;

— предоставление информации о влиянии заболевания на близкий круг, патологических связях, удерживающих болезненный симптом;

— проведение мотивационной работы в направлении отказа от употребления ПАВ и прохождения лечения и реабилитации;

— проведение работы, направленной на поиск и формирование жизненных ресурсов человека;

— оказание помощи в ресоциализации посредством усиления и активации факторов защиты.

По истечению трех месяцевс даты утверждения плана индивидуально-профилактической работы с алкоголизированнойсемьей представляется на рассмотрение отчет о промежуточных результатах реализации указанного плана и заключение, содержащее оценку эффективности реализацию указанного плана, а так же предложения:

— о прекращении ИПР с семьей и снятии семей с учета;

— о продолжении ИПР с семьей с указанием сроков осуществления этой работы;

— о корректировке плана ИПР с семьей;

— другие предложения в зависимости от конкретной ситуации.

Заключительным этапом алгоритмасоциальной работы с алкоголизированными семьями является консилиум по итогам работы, в ходе которого выявляется, что за период работы была выявлена и закреплена положительная динамика в семье: отсутствуют повторные правонарушения со стороны родителей и не выявлены признаки алкоголезависимости, подтвержденные продолжительностью ремиссии.

Как двигаться вперед, если тебя кто-то предал?

ЛГБТ-пары. Проблемы, которые мы не обсуждаем

Эмоциональный интеллект, его структура и методы измерения

Понятие соматизации в современной науке и основные объяснительные модели

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Важным аспектом в регулировании социально-экономичес­ких процессов в обществе является защита и поддержка инсти­тута семьи.

Основные принципы в деле организации социаль­ной помощи семье со стороны государственных, муниципаль­ных и общественных организаций можно выразить в сле­дующем:

— расширение возможностей семьи для решения жизненно-не­обходимых задач;

— установление связи семьи с другими коллективами, органи­зациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

— содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;

— развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Общую функциональную схему можно представить как сис­тему взаимодействия семьи государственными, общественны­ми, конфессиональными и частными структурами.

Планы развития учреждений социального обслуживания се­мьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы соци­альной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики ре­гионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы со­циальных служб, обслуживающих семьи, должны знать по­требности населения в такого рода услугах.

В этих целях необ­ходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, от­ношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответ­ствующей службы и возможности обращения в нее любого жите­ля региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необхо­димо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и науч­но-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной си­туации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Та­кие областные учреждения, как служба «Доверие» и т. , так­же представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией кон­кретной территории, где отдельные учреждения и подразделе­ния службы выступают в качестве структур элементов, созда­ваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

— аналитическую: изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;

— планово-организационную: планирует и организует соци­альное обслуживание в социуме;

— управленческую: обеспечивает контакт с государственны­ми органами, от которых зависит решение проблем клиента, до­бивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т

— информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной за­ щите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в раз­личных формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызван­ных социальными условиями или трудной жизненной ситуа­цией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого со­стояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неот­ложной психологической помощи и др.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направлен­ная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутрен­них резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и воз­можность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая по­мощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (ма­терей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи де­тям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических кон­сультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирую­щиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Социально-психологическая поддержка семьи (часть 2)

Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая по­мощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т. Опосредованная помощь предос­тавляется через работу с социальным окружением клиента (се­мья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и др. ), через различные государственные организации и фонды.

Читать также:  Вопросы распространения вредоносного ПО и проблемы с существующими антивирусными системами

Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно − в ответ на сложившуюся ситуацию или обра­щение клиента, а также превентивного характера, т. преду­преждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 г. было утверждено Примерное положение о тер­риториальном Центре социальной помощи семье и детям, в ко­тором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной под­держке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей структуре различные подразде­ления социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогно­зирования, социально-экономической помощи, медико-соци­альной помощи, психолого-педагогической помощи, профилак­тики безнадзорности детей и подростков и т.

Цель деятельности Центра − способствовать реализации пра­ва семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, со­действовать развитию и укреплению семьи как социального ин­ститута, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установ­лению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются:

— выявление причин социального неблагополучия конкрет­ных семей и детей, их потребности в социальной помощи;

— определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-со­циальных, социально-педагогических, юридических и иных со­циальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

— поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

— социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

— участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

— анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

— привлечение различных государственных и неправитель­ственных организаций к решению вопросов социального обслу­живания семьи и детей.

Категориями и группами населения, которым Центр оказы­вает социальные услуги, являются:

— семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т

— дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семей­ных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклоне­ния в физическом и психическом развитии, в т. инвалиды и т

— взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т

— бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, из них около 200 − центры социальной помощи семье и детям.

Органы опеки и попечительства РФ

Социально-психологическая поддержка семьи (часть 2)

Органы опеки и попечительства – это службы государственного значения, на которых возложена задача защищать интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они относятся к органам исполнительной власти или местного самоуправления и осуществляют свои функции на всей территории РФ. Поэтому все, у кого есть маленькие дети, время от времени сталкиваются с представителями ООП.

Что собой представляет опека и попечительство

Что такое органы опеки и попечительства многие знают не понаслышке. Но чем отличаются два этих понятия? И то, и другое – это предусмотренные законодательством правовые формы защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, которые не способны полностью или частично реализовать их самостоятельно.

Попечительство устанавливается над лицами, которые имеют ограниченную дееспособность, а вот опека – над теми, кто полностью недееспособен.

Общая характеристика органов опеки и попечительства указывает на то, что к их компетенции относят случаи, когда дети по тем или иным причинам остаются без присмотра родителей, или лицо признается судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

Хотя опекуны и попечители в юридическом смысле не приравниваются к родителям, они выполняют те же функции.

Существуют разные модели формирования вышеупомянутых органов, а непосредственный статус органов опеки и попечительства со временем претерпевал изменения.

Законодательство

Главным отраслевым законодательным актом в данной сфере является Федеральный закон от 24. 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который предусматривает основные права и обязанности органов ООП и круг их полномочий.

Отдельные вопросы регулируются Семейным и Гражданским кодексами. Комитет опеки и попечительства также руководствуется следующими Федеральными законами:

Субъекты органов опеки и попечительства

Перечень субъектов, которых относят к данной категории, определен в законе. По общему правилу, ими являются органы исполнительной власти. Вместе с тем законодатель предусматривает, что органами опеки и попечительства являются и органы местного самоуправления в случаях, когда они наделены такими полномочиями.

Таким образом, в зависимости от региона проживания структура ООП может меняться. Если брать министерство опеки и попечительства, то в данной роли выступает Министерство социального развития, опеки и попечительства определенной области.

Органы опеки могут иметь свои межрайонные управления. Такое ведомство, например, создано в Иркутской области.

Другие регионы могут создавать и иные организации. Так, в Самаре существует Департамент семьи, опеки и попечительства округа, известный как Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки.

Независимо от названия все учреждения решают одинаковые задачи. Как правило, функции выполняются на разных уровнях, но такие подразделения могут быть в каждом муниципальном районе либо во внутригородском образовании. К примеру, часто среди структуры учреждений социального обслуживания и защиты населения выделяют отдел опеки и попечительства.

Важные вопросы, касающиеся опеки и попечительства, иногда решает глава районной или городской администрации по месту жительства человека, над которым хотят установить опеку, или по месту жительства ответственного лица.

Социально-психологическая поддержка семьи (часть 2)

Вместе с тем несовершеннолетние, лишенные родительской опеки, а также лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными – это также субъекты опеки и попечительства.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

В первую очередь деятельность ООП направлена на защиту прав и законных интересов подопечных, обеспечение им достойного уровня жизни, а также предоставление государственной поддержки. Кроме того, в число их задач входит надзор за опекунами и попечителями, а также контроль за сохранением имущества лиц, находящихся под опекой.

Задачи, полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства исполняются в соответствии с законодательством РФ. Среди наиболее значимых полномочий выделяют:

  • осуществление постановки на учет лиц, которые нуждаются в помощи;
  • ходатайство в суд о признании конкретного лица дееспособным или недееспособным;
  • организацию попечительства в целом;
  • представление интересов подопечных в суде;
  • обязательное участие органов опеки и попечительства в суде и гражданском процессе в случае развода супругов, которые имеют общего несовершеннолетнего ребенка и не могут определить, с кем из родителей он будет проживать в дальнейшем;
  • проведение подготовки лиц, изъявивших желание усыновить сироту;
  • мониторинг условий проживания подопечного;
  • освобождение опекунов и попечителей от выполняемых ими обязанностей;
  • выдачу разрешений на заключение сделок, связанных с имуществом подопечных.

Помимо всего прочего, важным является заключение органов опеки и попечительства о возможности быть опекуном. Для того чтобы его получить, придется пройти серьезную процедуру.

Заключение имеет определенный срок действия – 24 месяца с момента его выдачи на опеку и 12 месяцев на усыновление. Именно этот документ является основанием для подачи заявления лицом, желающим стать опекуном.

Итак, можно выделить следующие функции органов опеки и попечительства:

  • выявление случаев сиротства;
  • передача детей, лишенных родительского присмотра, в приемную семью;
  • защита прав и интересов сирот, недееспособных лиц;
  • обеспечение детей, оставшихся без родительской защиты, достойными условиями жизни;
  • защита интересов подопечных во время судебных разбирательств.

Если жизни или здоровью ребенка угрожает какая-либо опасность, кого обязан уведомить орган опеки и попечительства, так это прокурора. Кроме того, ООП должен немедленно забрать несовершеннолетнего и обеспечить его временное устройство. Никакое другое физическое или юридическое лицо такими полномочиями не обладает.

Законодательством также предусмотрены и другие полномочия вышеупомянутых органов. Таким образом, перечень того, чем занимаются органы опеки и попечительства, весьма обширен.

По мнению Валентины Матвиенко в России должен быть единый центр по поддержке семьи и детства

Социально-психологическая поддержка семьи (часть 2)

В России до сих пор нет ведомства, которое бы курировало семейную политику. Растёт и количество жалоб на органы опеки: только в аппарат уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка за последние три года их пришло больше на 23 процента. Такие данные 30 ноября были приведены на заседании Совета при Президенте РФ по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей.

В чём причина системных сбоев

В массовом сознании за органами опеки закрепилась репутация бездушной, чуть ли не репрессивной структуры, отметила на заседании Совета председатель Палаты регионов Валентина Матвиенко. Часто звучат упрёки в некомпетентности, в необоснованном изъятии детей из семьи. При этом службу критикуют за попустительство и медленную реакцию на проблемы. «Зачастую ругают за дело, — признала спикер. — Но важно понимать, в чём кроются причины таких перегибов».

В 2020 году число жалоб на опеку в аппарат уполномоченного по правам ребёнка в РФ выросло в пять раз, рассказала детский омбудсмен Анна Кузнецова. Уполномоченному приходилось вмешиваться, разбирать некоторые случаи в ручном режиме и «вести их до полной нормализации ситуации». Массовый мониторинг работы органов опеки в регионах, проведённый аппаратом омбудсмена, выявил системные сбои практически во всех субъектах. Ещё одна проблема — слабые контакты опеки с другими службами, в результате чего информация о неблагополучии семьи вовремя не отрабатывается.

Читать также:  Дополнительные предпрофессиональные программы по предмету "Фортепиано" должны осуществляться в рамках ФГТ

Полномочия по поддержке семьи и детства сегодня действительно распределены между различными министерствами и ведомствами, обратила внимание Валентина Матвиенко. Минтруд занимается вопросами социальной защиты, за Министерством просвещения закреплена сфера опеки, попечительства и профилактики безнадзорности, в работе с семьёй также задействованы Министерство здравоохранения, МВД и другие ведомства.

Социально-психологическая поддержка семьи (часть 2)

«Получается, что единого центра управления семейной политикой на федеральном уровне нет», — пояснила спикер. При этом, по словам Матвиенко, в регионах есть успешные практики, когда создаются, условно говоря, министерства семьи, на которых замыкается вся работа. Такой опыт есть, в частности, в республике Башкортостан, Астраханской и Томской областях, уточнила Матвиенко. Региональные наработки, по её мнению, можно было бы взять на вооружение и в масштабе всей страны, причём никаких дополнительных ведомств плодить не потребуется. «Достаточно грамотно распределить полномочия и определить одного ответственного исполнителя», — считает спикер. Таким исполнителем, по её мнению, мог бы стать Минтруд. В том случае если такая обязанность на ведомство будет возложена, его название стоит изменить на министерство труда, социальной защиты и семейной политики, предложила Валентина Матвиенко.

Понятны, по словам председателя Совета Федерации, и причины сбоев в работе органов опеки. В их числе перегруженность полномочиями (их более 60 только на федеральном уровне), слабая система профподготовки, низкий уровень зарплат, и как следствие — кадровый голод. «На одного специалиста порой приходится до 5 тысяч детей. Понятно, что в таких условиях о каком-то персональном внимании к каждому подопечному говорить не приходится», — признала спикер.

Решить проблему, по мнению Матвиенко, могли бы корректировка полномочий, разработка программ высшего образования для специалистов опеки, а также определение стандартов их деятельности, отвечающих требованиям времени.

Полномочия опеки будут уточняться

В кабмине с предложениями спикера Совета Федерации согласились. К 2024 году в России будет создана единая модель подчинённости организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в регионах, рассказала вице-премьер Татьяна Голикова. Управление системой отойдёт одному министерству, а от части полномочий опеку освободят уже в ближайшем будущем. Впредь обеспечивать жильём детей-сирот будет Минстрой — такое решение кабмина, по словам Голиковой, уже фактически состоялось.

Минпросвещения со своей стороны запустит в педвузах отдельное направление по подготовке кадров для сферы опеки и попечительства. Готовить будут не только новых специалистов, но и повышать квалификацию уже работающим, уточнил глава ведомства Сергей Кравцов.

Как социализировать детей-сирот

Межведомственное согласование в кабмине проходит проект закона, который установит понятие «сопровождения» в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сопровождение в данном случае подразумевает и консультативную, и психологическую, и педагогическую, и юридическую, и социальную помощь выпускникам детдомов и интернатов, а также опекунам и попечителям, принявшим на воспитание таких детей, уточнила Татьяна Голикова.

Социально-психологическая поддержка семьи (часть 2)

Однако, по мнению вице-спикера Госдумы Ирины Яровой, решать проблему с социализацией выпускников детдомов нужно не только «постинтернатным» сопровождением. По статистике, пока что лишь треть из них становятся успешными в самостоятельной жизни, подчеркнула Яровая. «Анализ, который мы провели, показывает, что сегодня отсутствуют единые подходы к воспитанию детей, которые находятся в государственных учреждениях», — пояснила она.

Социально-психологическая поддержка семьи (часть 2)

Изменить положение дел, по словам вице-спикера, поможет подготовленный ею законопроект (сейчас он дорабатывается с профильными министерствами), внедряющий типовую программу воспитания детей, которые находятся в специальных учреждениях. Разработать такую программу, по словам Яровой, смогут Минтруд и Минпросвещения. «Также в законопроекте мы предлагаем сделать обязательным возможность получения первой профессии в старших классах, для того чтобы после выпуска из школы мы могли бы быть уверены в том, что социализация выпускников детдомов будет проведена успешно», — сказала вице-спикер.

Социальная защита института семьи. Деятельность социальных служб в области защиты семьи в Российской Федерации

Одна из ключевых характеристик социально-ориентированного государства состоит в социальной защите института семьи. Она заключается в защите детства, материнства и отцовства, а также в оказании комплексной поддержке семьи в целом.

В настоящее время выделяют несколько главных видов оказания поддержки семьям с детьми со стороны государственных структур, которые могут быть оказаны посредством:

  • целевого денежного пособия семье на содержание и воспитание малолетних детей, а также по случаю рождения ребёнка;
  • жилищно-коммунальных, кредитно-налоговых и профессионально-трудовых льгот, льгот на медицинскую помощь и оздоровление, а также иной льготной поддержки семьям и детям;
  • безвозмездной поддержки семей (медикаменты, одежда и обувь, продукты питания для маленьких детей, специальные продукты питания для женщин во время беременности и иные меры);
  • оказании семьям консультационной помощи по юридическим, педагогическим и психологическим вопросам.

Принципы работы в области социальной защиты семьи

Работа в сфере социальной защиты семьи основана на определённых принципах:

  • уважительное отношение к достоинствам, правам, интересам ребёнка, а также всеобъемлющее развитие ребёнка являются приоритетными;
  • социальные службы обязаны быть компетентными и объективными при оценке внутрисемейного климата, уважая при этом неотъемлемые права родителей;
  • сотрудники служб социальной помощи, работая с семьями, обязаны неукоснительно соблюдать конфиденциальность в тех случаях, когда риск совершения над детьми физического и психологического насилия отсутствует;
  • применение контролирующих мер должно иметь обоснование;
  • необходимо постоянно отслеживать возникновение потенциально неблагоприятных ситуаций в семьях.

Государственные меры РФ в области социальной защиты семьи

Социально-психологическая поддержка семьи (часть 2)

Огромную роль в осуществлении социальной деятельности по защите института семьи играет проведение постоянной работы над усовершенствованием законодательства. В данном направлении правительством был принят целый ряд соответствующих законодательных актов и законов, которые:

  • регулируют сферу денежных компенсаций семьями и детям, студентам и обучающимся в учреждениях образования и иным группам населения;
  • гарантируют пособия семьям с детьми;
  • регулируют систему профилактики правонарушений, совершённых несовершеннолетними, а также систему защиты их прав.

Кроме того, правительством была принята к реализации специально разработанная программа федерального уровня «Дети России», состоящая из ряда целенаправленных программ, которые направлены на:

  • поддержку детей-сирот, детей Севера, детей с психическими и физическим нарушениями, детей из Чернобыльской зоны;
  • семейное планирование;
  • работу по развитию сферы производства и реализации детского питания.

Организации социальной помощи и защиты в соответствии с законами Российской Федерации обязаны выплачивать денежное пособие следующим категориям граждан:

  • матерям-одиночкам (размеры выплат варьируются для матерей, не имеющих работы, для получающих пособия и для работающих);
  • семьям, в которых родители не выплачивают алименты, жёнам военнослужащих, проходящих срочную службу положено фиксированное федеральное денежное пособие.

Однако действительность Российской Федерации состоит в том, что большинство программ федерального уровня не исполняются. Оказание реальной помощи определённой семье может осуществиться только комплексно, сочетая в себе социальную и психологическую работу.

Сотрудник социального учреждения обязан оказать первую психологическую помощь обратившимся, владеть навыками грамотного ведения психологических приемов, переговоров, консультаций и бесед, а также уметь оказать помощь тактично, чтобы произвести ориентацию обратившегося за консультацией клиента на самопомощь.

Государственные социальные службы по вопросам семьи в РФ

Социально-психологическая поддержка семьи (часть 2)

Для осуществления управления в сфере государственной политики в отношении семьи, были созданы специальные комитеты в Федеральном собрании РФ, а также при Администрации Президента. Кроме того, был создан специальный комитет по семейным вопросам в структуре Министерства здравоохранения и социального развития России.

Данные структуры занимаются координационной деятельностью в органах исполнительной власти при осуществлении государственной политики в сфере семьи, а также руководят государственными социальными организациями по вопросам семьи и детей.

Государственная служба семьи – это механизм регулирования брачных отношений и осуществления мероприятий по оказанию социальной поддержки семье. Основной целью данной службы является обеспечение оптимального исполнения семьёй своих различных функций:

  • воспитательная;
  • терапевтическая;
  • репродуктивная;
  • гармоничное и всестороннее личностное развитие детей и их родителей;
  • улучшение брачно-семейных отношений;
  • содействие одиноким мужчинами и женщинам в образовании собственной семьи;
  • стабилизация семейных отношений.

В организационном плане государственная служба семьи является сетью различных организаций и учреждений для проведения консультаций.

В самом начале 1998 года была следующая ситуация:

  • количество организаций, осуществлявших социальную поддержку семьям и детям, составляло около 115 организаций;
  • имелось 132 социальных приютов для подростков и детей;
  • осуществляли помощь детям, которые лишились родительского попечения 8 социальных центров;
  • действовал 41 социальный центр для реабилитации несовершеннолетних;
  • 40 центров осуществляли реабилитацию подростков и детей с ограниченными физическими и психическими возможностями.

В некоторых районах осуществляют свою деятельность центры оказания комплексной социальной помощи гражданам, в том числе детям и семьям. Число таких организаций сегодня значительно выросло.

В течении последних лет стала расширяться сеть специальных организаций консультативного типа (например: «Мать и дитя», «Брак и семья», «Совершенствование», «Центр социального здоровья» и др. ), а также возникают разнообразные клубы для всей семьи, осуществляется реализация различных социальных программ («Здоровый малыш», «Кроха», «Безопасное материнство», «Семь — Я», «Сознательное родительство», «Женщина и семья», «Согласие» и другие).

Осуществление государственной политики в отношении семьи имеет следующие векторы:

  • построение целостной системы, для оказания психологической, социальной и педагогической поддержки семьям;
  • охрана материнского и детского здоровья;
  • помощь и поддержка малоимущим семьям;
  • работа над улучшением материальных условий семьи;
  • профилактика в сфере правонарушений, которые совершают несовершеннолетние;
  • работа над улучшением женского социального и профессионального статуса;
  • проведение пропагандистской, просветительской, культурной и идеологической работы;
  • обучение новых квалифицированных кадров для социальной поддержки.

Сотрудник социальной организации в своей работе исполняет следующие функции:

  • координирование деятельности социальной организации;
  • выявление семейного потенциала и изучение её индивидуальных особенностей (диагностическая);
  • оказание правовой поддержки семьям (охранно-защитная);
  • помощь в социальных, психологических и педагогических вопросах;
  • проведение моделирования различных семейных ситуаций и разработка специальных программ для оказания помощи адресно (прогностическая).

Существование разнообразных моделей социальных организаций для оказания поддержки и помощи семьям и детям обусловлено многообразием условий на территории современной России, и разнообразием потенциальных возможностей и трудностей, с которыми могут столкнуться жители как больших городов и мегаполисов, так и небольших населённых пунктов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *