1)Социокультурное проектирование — это специфическая
технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность,
сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их
возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние
объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств
достижения поставленных целей.
2)В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное
образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы:
социум и культуру.
Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются
программа и проект.
Программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах
конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность
условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т. процессов создания,
сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций,
3)Задачи социально-культурных программ :
— анализ ситуации, т. всесторонняя диагностика проблем и четкое
определением их источника и характера;
— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на
индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка
возможных последствий реализации каждого из вариантов;
— выбор наиболее оптимального решения (т. социально приемлемых и культурно
обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в
объектной области проектирования) и его проектное оформление;
— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и
условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом,
финансовом, правовом отношении.
4) Проект может существовать в двух формах:
а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и
содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной
б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный
конкретной аудитории.
И в первом и во втором случае проект — это как бы локальная программа,
ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем
содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных
сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации
человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его
взаимодействия со средой.
Аудитория проекта и программы— носитель социально-культурных и личностных проблем, т. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп “композицией условий и процессов жизнедеятельности”.
Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с
обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над их
Государственные и негосударственные учреждения и организации, способные взять на себя ответственность за разработку,
научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку
общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки.
Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить
специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения,
средств массовой информации к программам, проектам (пресс-конференции,
выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.
Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для
которой участие в их реализации является способом культурного наполнения
жизни, служит объединяющим и социализирующим фактором.
Социально- культурные программы в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т. ), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации.
Программирование сферы культуры стало применяться в нашей стране с начала 2000-х годов, когда для этого сложились необходимые условия. В настоящее время в России осуществляется принцип самостоятельности регионов в процессе формирования и расходования областных и муниципальных бюджетов.
Следовательно, регионы, как и федеральные органы, вправе самостоятельно поддерживать развитие тех или иных социально значимых сфер деятельности путем разработки, реализации и финансирования различных программ.
С другой стороны, децентрализация управления предоставила государственным и частным учреждениям культуры федерального, регионального и муниципального уровней право на свободу в определении содержания социокультурной деятельности. Отсюда возникла и распространилась практика целевого и «точечного» освоения бюджетных средств с помощью программного метода.
Программа – это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, направленный на достижение конечной цели или совокупность мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям. Программу можно рассматривать как разновидность проектов, а проекты иногда являются частью реализации той или иной программы.
Программы различаются уровнем разработки (президентские, федеральные, региональные, муниципальные, местные, городские, программы организаций) и продолжительностью (долгосрочные – свыше 5 лет, среднесрочные – 3–5 лет, краткосрочные 1–3 года, текущие – до 1 года).
Программа как итоговый документ обычно включает разделы по определению проблемы, формулировке цели и задачи, ресурсному обеспечению программы, времени ее реализации, сведения об исполнителях и оргструктуре, способы контроля и подведения итогов реализации программы.
В сфере культуры использование программ позволяет эффективно увязывать механизмы взаимодействия разных уровней управления в единую конструкцию, дает возможности трансформировать сохраняющиеся еще базовые элементы старой административной моде-ли управления социокультурными процессами, повысить эффективность как управления, так и самой деятельности по наращиванию социально-культурного потенциала в регионах.
Причем нередко в социокультурной сфере речь идет о целевых программах. Целевая программа, как правило, создается на основе существующей организационной структуры, или для нее создается специальная организационная структура.
Реализация целевых программ в социокультурной сфере направлена на решение проблем конкретных направлений культурной деятельности, конкретных регионов, элементов и практик культуры. При этом следует заметить, что социокультурное программирование является до-полнительным стимулирующим компонентом согласованного взаимодействия различных сил культурной сферы на конкретном уровне.
Целевые программы в сфере культуры могут быть ориентированы на сохранение и воспроизводство культуры (создание условий для сохранения и активного использования, актуализации культурного наследия: архитектурной среды, праздников, памятных мест, устного творчества и т.
Кроме того, культура в программировании может выступать условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях и сферах бытия, в том числе и проблем маркетингового характера (культурно-символический капитал, который наращивается за счет участия в культурных акциях, является важнейшим условием рыночной стабильности бизнес-организаций). Осуществление целевых программ возможно на самом разном уровне: от Министерства культуры РФ до культурно-досугового учреждения небольшого села.
Характерное для современного менеджмента культуры при-стальное внимание к технологиям социокультурного программирования имеет свои обоснованные причины. Разработка программ или участие в реализации программ позволяет использовать возможности дополнительного, целевого финансирования из средств государственного бюджета.
Хотя целевая программа является основанием для привлечения дополнительных финансовых средств из самых разных источников. Донорами культурных программ могут быть как органы власти, так и коммерческие структуры, фонды, меценаты и многие другие.
И, наконец, программирование в сфере культуры как бы дополняет разработку отраслевых и территориальных планов, задает планированию «третье измерение», позволяя координировать усилия различных партнеров и соисполнителей, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и места расположения.
Получение финансовых средств под программу развития культуры на конкретной территории может обеспечить повышенную заинтересованность партнеров и соисполнителей (организаций, общественности, творческих инициатив, органов власти и т.
Эффективность программирования в сфере культуры очевидна в постановке праздничных, концертных программ, проведении фестивалей, выставок, целевых гастрольных туров творческих коллективов и отдельных исполнителей, постановке театральных спектаклей (про-граммы «Новые имена», «Малые города», «Юные таланты») и др. Программно-целевая форма деятельности имеет целый ряд преимуществ:
- Организации являются временными, они нацелены на решение конкретных задач в определенные сроки и с определенным уровнем качества.
- Целевое программирование позволяет творчески совместить преимущества вертикальных и горизонтальных уровней управления и координации, что дает возможность предельно сосредоточиться на решении поставленной задачи.
- Программные структуры способствуют успешному интегрированию разнородных видов творческой деятельности, повышают мотивацию ее субъектов.
- Целевое финансирование каждой программы позволяет значительно сократить накладные расходы.
- Традиционная структура учреждения культуры за счет внедрения таких программ превращается в более гибкую форму, которая позволяет работникам различных функциональных подразделений сотрудничать в междисциплинарных проектах, реализуя новые организационно-содержательные идеи и проекты.
Федеральные программы в сфере культуры существует в России уже несколько лет и направлены в целом на поддержку культурной жизни в стране. В частности, в 2012 году Правительством РФ была утверждена федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 годы)», которая является продолжением одноименной программы предыдущего периода.
Существуют разные трактовки определения «методика» («технология») и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» — это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т. Киселева и Ю. Красильников отмечают, что методика — это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.
По нашему мнению, технология (методика) — это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.
В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т. Киселевой и Ю. Красильникову):
1) общие технологииориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности. Общие технологии охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов, типичные условия и универсальные способы СКД.
2) функциональные (отраслевые) технологиив своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);
Функциональные технологии подразделяются на:
• технологию информационно-познавательной и просветительной деятельности. Современная информационно-просветительная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей.
Технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности.
• технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений
· технологию организации отдыха и развлечения (рекреативно-оздоровительная). Технология рекреативно-оздоровительной деятельности ориентирована на оздоровление образа жизни людей и организацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной деятельности.
В настоящее время основное внимание работники учреждений социально-культурной сферы уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные культурно-досуговые программы и внедряют такие формы работы, которые способствуют:
· восстановлению эмоционального равновесия людей;
· возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний;
· акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.
3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами. К числу дифференцированных технологий можно отнести:
1) методику организации досуга детей и подростков;
2) методику молодежного досуга;
3) методику семейного досуга;
4) методику организации досуга лиц среднего и пожилоговозраста
5)методику организации СКД с женщинами;
6) методику работы с мигрантами, беженцами
7)СКД с военнослужащими, социально не защищёнными категориями населения и т.
Дать определение термину «региональная культурная политика». Назвать цель и основные элементы региональной культурной политики.
Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны, определенный уровень реализации государственной культурной политики, механизмом чего служит в числе прочего, разработка в рамках федеральных ряда региональных социокультурных программ. С другой — выступает как самостоятельная область проектной деятельности, направленная на всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности каждой территории, определение и эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др. ), разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития сферы культуры, развития культурной жизни и т.
Таким образом, РКП – это совокупность концепций, принципов, целей, методов регулирования культурного развития на региональном уровне (область, город, район) и выработка соответствующих институциональных форм организации СКД.
Элементы, составляющие основу РКП:
Политика в сфере культуры и досуга с учетом специфики региона. Задача: разработка приоритетов развития социокультурной жизни
Формирование региональных программ социокультурного развития на базе приоритетных групп населения
Экспертиза культурно-доуговых программ и заключение договоров с авторами и исполнителями
Организация мероприятий по финансовому, кадровому, материально-техничскому, организационному обеспечению программ, контроль их исполнения.
Дать определение понятию «социокультурная программа». Перечислить и охарактеризовать этапы формирования социокультурных программ.
Социокультурная программа — это совокупность взаимосвязанных по срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий социального характера, направленных на достижение единой цели. Программы делятся по уровням на федеральные, региональные, муниципальные.
Этапы формирования региональных социокультурных программ:
Первый этап — диагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем.
Для анализа ситуации не обязательно проводить социологические исследования — необходимую для разработки программы информацию можно получить другими способами. Основными методами анализа ситуации являются: контент-анализ материалов периодической печати (проблемных статей), анализ социально-демографической структуры территории, а также деловые игры, в процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы.
Субъектами анализа ситуации выступают: работники учреждений культуры, образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур; эксперты (проектировщики); представители общественности.
Характеристика социокультурной ситуации производится в зависимости от характера будущей программы. Это может быть
1)характеристика всей среды (всего пространства жизнедеятельности человека, группы, общества) или
2) одного из ее полей
Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух основных документах: а) паспорте социокультурного развития территории (паспорт социокультурного развития территории концентрирует объективную информацию как о наличии инфраструктуры культуры в регионе, так и о использовании материальной базы, кадрах, общественных движениях, т. о тех ресурсах, которые могли бы быть задействованы для решения проблем региона)
б) матрице анализа социокультурной жизни региона (позволяет выявить реальные проблемы населения в целом и отдельных групп. При этом проблемы могут порой выходить за рамки традиционного понимания культуры. В то же время данная матрица дает возможность наметить те приоритеты культурной политики, которые объективно способны разрешить выделенные проблемы региона и отдельных социальных групп)
Второй этап — нормативно-прогнозный. Онпредполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития
Прогноз позволяет в режиме «мысленного эксперимента» предусмотреть определенные риски или нежелательные последствия, которые может повлечь внедрение тех или иных программ. Например, в некоторых регионах Южного Урала реализация программ «Национальный культурный центр» привела к обострению межнациональных отношений, поскольку эти центры по мысли создателей должны были объединить различные этнические группы. Прогнозный анализ возможных последствий этого проекта, в ходе которого был бы учтен факт многовековой неприязни этих этносов по отношению друг к другу, позволил бы своевременно отказаться от реализации дорогостоящего проекта, не только не решившего прежних проблем, но и обусловившего возникновение новых.
Сущность проблемно-целевого анализа.
Социокультурная ситуация и ее составляющие.
Типы проблем и технология их анализа.
Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений.
Социально-культурная программа как средство решения региональных проблем.
Ситуация — это совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует личность, социальная группа, общность и которые определяют содержание и формы жизнедеятельности человека, систему его ценностных ориентаций, характер его окружения, отношения с другими людьми и т. Ситуации бывают объективные и субъективные, перспективные (открывающие новые возможности развития) и деструктивные (блокирующие развитие субъекта), управляемые и неуправляемые. Являясь системой внешних по отношению к социокультурному субъекту условий, ситуация в то же время опосредует его активность, создает предпосылки для их преобразования или преодоления.
Категория ситуация является одной из основных в технологии социокультурного проектирования. С помощью этой системной категории выделяется динамическая социокультурная целостность, имеющая специфичную структуру, т. набор устойчивых компонент (жизненных условий, механизмов регуляции отношений людей, их целей и намерений и т. ), “оформляющих” совместную жизнь и деятельность людей. Обозначая границы, качество и направленность конкретного социокультурного процесса в данный промежуток времени, она выступает в качестве модели анализа и одновременно служит методом проектирования, позволяя операционально описать некую совокупность условий и проблем жизнедеятельности людей, характеризующих социокультурную среду их существования, а также выйти в рамках проекта на решение этих проблем — путем создания более оптимальных условий функционирования человека в социокультурной среде.
Характеристика ситуации как модели социокультурного процесса осуществляется путем выделения и анализа тех ее компонент, которые:
а) являются относительно устойчивыми и существенными детерминантами образа жизни в массовом масштабе и, следовательно, составляют границы ситуации;
б) могут быть изменены или усовершенствованы.
Единица анализа ситуации — проблема, требующая своего решения в рамках конкретного проекта. Это понятие в проектировании имеет несколько значений. Под проблемой следует понимать, во-первых, некие объективные трудности, преграды, факты неблагополучия (количественный аспект). Во-вторых, проблему следует рассматривать и в другой плоскости — как результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенного противоречия, на разрешение которого и должна быть направлена разрабатываемая программа. В этом случае проблема есть осознанное несоответствие реального и желаемого, сущего и должного, целей и результатов, т. реального положения и принятых в обществе нормативных представлений и предписаний (качественный аспект).
Проблемная ситуация — это не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или социальной группы, это неблагополучие в тех или иных сферах жизнедеятельности социально-культурного субъекта: человека, социально демографических, этнических, профессиональных и других групп населения, общества в целом, региона. Анализ ситуации осуществляется путем выявления типичных проблем в политической, экономической, социально-демографической, экологической и других сферах жизни. Ее частные аспекты: социокультурная ситуация — характеризуется через соответствующие проблемы — социально-культурные; жизненная ситуация — фиксирует индивидуально-личностное измерение бытия и выявляется путем анализа личностных проблем, которые, в свою очередь, определяют содержание и характер деятельности и поведения человека в определенных обстоятельствах. Между остротой переживания личностных проблем и мотивами участия человека в тех или иных сферах и видах социально-культурной деятельности существует прямая связь — состояние неудовлетворенности человека значимыми для его жизнедеятельности обстоятельствами стимулирует активность по изменению ситуации, в том числе и средствами социально-культурной деятельности.
Анализ проблемной ситуации — основополагающий этап в технологии разработки любого типа программ. Именно отсюда берут свое начало цели и задачи проекта, варианты способов разрешения проблем. При этом проблемная ситуация, в зависимости от ее характера и компетентности проектировщика, либо преобразуется в задачу, которая затем решается в рамках проекта, либо воспринимается как неразрешимая (с учетом наличных средств, ресурсов) проблема (как личностная, так и профессиональная — для субъекта проектирования, культурной политики). Цели и задача продуктивно формулируется лишь в том случае, когда, во-первых, субъект проектирования видит желаемое (идеальное) состояние объекта (см. понимание проблемы как несоответствия реального и должного) и, во-вторых, когда в самой проблемной ситуации обнаруживаются условия, средства и ресурсы, необходимые для ее изменения в оптимальном направлении. Преобразование проблемной ситуации в цели и задачи проекта — основополагающее условие успешности его последующей реализации.
Таким образом, анализ проблемной ситуации является генетически первичным по отношению к этапу разработки содержательной части проекта. Залогом разрешения проблемной ситуации служит ее творческое превращение в целевую установку и систему задач, в соответствии с которыми рождается идея проекта и выстраиваются возможные модели будущих решений.
Выработка проектных решений на основе анализа ситуации предполагает локализацию проблем (т. ее привязку к конкретной территории), проработку различных путей и возможностей их преодоления в зависимости от местных особенностей и условий. Локализация ситуации осуществляется по нескольким основаниям: анализ наиболее типичных проблем, характерных для различных субъектов и сфер культурной жизни, выявление историко-культурного потенциала и специфики региона, определение ресурсов, необходимых для осуществления проектного решения.
В процессе предпроектного изучения ситуации и выработке альтернативных способов решения проблем прежде всего важно выделить те элементы социокультурной среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни, которые могут и должны быть изменены. Тем самым фиксируются границы ситуации, внутри которых оказывается возможным решение проблемы за счет воздействия на поддающиеся регулированию и трансформации элементы жизненных условий. После выделения этих элементов в рамках проекта намечаются гипотетические способы их целенаправленного изменения и преобразования.
Социокультурная ситуация — это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:
а) социально-культурную среду (поля жизнедеятельности);
б) соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.
Социокультурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социокультурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно отграниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями.
В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды (т. предмета его деятельности) и сферы активности человека, можно выделить следующие ее составляющие — поля жизнедеятельности (которые одновременно могут выступать областями проектной деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного проектирования):
Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности);
Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни;
Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);
Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интесубъективном уровне — как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);
Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);
Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).
Каждое поле социокультурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:
Предметно-пространственное окружение человека: памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т
Информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация);
Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).
Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента (поля) среды.
Основными сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), являются: образовательная (представленная учреждениями системы образования, в т. специального); производственная (характеризуется видами производственных структур, определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой деятельности); досугово-рекреационная (представлена досуговыми и туристско-экскурсионными учреждениями); физкультурно-оздоровительная (инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека, развитие его физических и психических способностей); информационная (библиотеки, средства массовой информации).
Проблемы функционирования учреждений, соответствующих определенному полю социокультурной среды или сфере жизнедеятельности, относятся к разряду отраслевых проблем, которые также учитываются при разработке социально-культурных программ.
Выбор и оценка человеком тех или иных полей жизнедеятельности (элементов среды) и сфер жизнедеятельности, устойчивое распределение своего времени и энергии между ними и определяет образ жизни, понимаемый как совокупность типичных видов и способов деятельности человека (социальной группы, общества), определяемая системой его ценностей и условиями жизни.
Таким образом, социокультурная ситуация — это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации. Составляющие социокультурной ситуации — среда и сферы жизнедеятельности — являются одновременно областями проектной деятельности.
Каждое социокультурной поле среды и сфера жизнедеятельности имеет соответствующие проблемы и ресурсы, которые представлены а) потенциалами (по каждому полю среды) и б) инфраструктурой, т. учреждениями, выполняющими различные функции по формированию и реализации всех составляющих образа жизни.
В условиях конкретного региона, в зависимости от характера и интенсивности проблем и имеющихся ресурсов, те или иные составляющие социокультурной среды могут выступать в качестве приоритетных направлений культурной политики и социокультурного проектирования.
Социокультурная среда жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона) является ключевой в технологии социокультурного проектировании в силу того, что она поддается изменению, преобразованию. Оказывая решающее воздействие на развитие и формирование личности, среда в то же время изменяется, преобразуется под влиянием творческой активности человека, благодаря которой потенциалы среды становятся реальными возможностями развития личности, условиями ее самореализации. Следовательно, в рамках социально-культурной программы можно поменять условия формирования и реализации образа жизни, изменив ситуацию путем:
а) реализации потенциалов среды (во всех ее областях) — предметных, информационных, ценностных и др
б) изменения связей и отношений человека со средой (расширение его взаимодействий с историко-культурным наследием, установление более тесных и продуктивных контактов с природой, социальным окружением, искусством и т.
в) совершенствования деятельности соответствующих учреждений (или создания новых — в зависимости от характера проблем, имеющихся ресурсов, целей проекта), что создаст дополнительные условия гармонизации и оптимизации образа жизни.
Реализуя потенциалы среды, изменяя связи и отношения человека со средой его обитания, совершенствуя деятельность учреждений или создавая новые, программа в результате должна обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, создать дополнительные возможности для развития и самореализации личности. В этом и заключается основной смысл и целевая установка технологии социокультурного проектирования.
При анализе образа жизни в процессе проектирования характеризуются проблемы развития человека как субъекта социально-культурной деятельности, т. выявляется мера овладения им созданным человечеством миром культуры, определяется уровень сформированности художественной, социально-психологической или духовно-нравственной культуры личности, социальной группы.
Сферы проблематики, которые мы условно относим к образу жизни, можно представить следующим образом :
Структурные элементы среды
Составляющие образа жизни
(сферы культурной проблематики)
1. Художественная среда обитания
Художественная культура
2. Историческая среда обитания
Историческая культура
3. Социально-психологическая среда обитания
Социально-психологическая культура
4. Духовно-нравственная среда обитания
Духовно-нравственная культура
5. Экологическая среда обитания
Экологическая культура
6. Политическая среда обитания
Политическая культура
Сферы жизнедеятельности
Составляющие образа жизни
(сферы культурной проблематики)
7. Производственно-образовательная
Профессиональная культура
8. Досуговая
Досуговая культура
9. Физкультурно-оздоровительная
Психофизическая культура
Таким образом, социально-культурные проблемы, связанные с образом жизни, возникают как “точки напряженности” в системах отношений: “человек — искусство”, “человек — история”, “человек — социум”, ”человек — человек”, “человек — природа”, “человек — политика”, “человек — здоровье”, “человек — труд”. Независимо от сферы проявления, источника и степени выраженности этих проблем, их носителем является личность, ее ценности, идеалы, образ жизни и деятельности.
Общую структуру ситуации можно представить следующим образом (см. структуру ситуации).
Данная структура ситуации является своеобразной аналитической моделью, которая отражает конкретное пространство жизнедеятельности человека и уже на первом этапе проектирования позволяет:
во-первых, проследить взаимосвязи между: а) условиями формирования и реализации образа жизни людей (социально-культурная среда и сферы жизнедеятельности человека) и б) содержанием и способами организации человеческой жизнедеятельности в этой среде;
во-вторых, наметить пути и средства оптимизации среды как основного пространства личностного развития и самореализации, способы корректировки образа жизни личности, социальной группы.
Проблемы можно классифицировать по нескольким основаниям.
По характеру их проявления (или уровням жизнедеятельности). В таком случае мы получаем четыре группы проблем:
а) социальные (т. неблагоприятные обстоятельства социального, социально-демографического характера);
б) социально-культурные, которые характеризуют неблагоприятное состояние тех или иных составляющих среды или образа жизни и возникают как субъективно воспринимаемое несоответствие между оптимальным уровнем культурного развития и его реальным состоянием. Острота переживания ситуации культурно обусловлена, она задается представлением о норме, эталоне и является результатом восприятия и оценки культурной ситуации субъектом (управления, проектирования), который принимает на себя ответственность за данное состояние и доступными ему способами пытается оптимизировать культурную жизнь личности, социальной группы, самодеятельной общности, территории в целом.
в) личностные или социально-психологические;
г) отраслевые проблемы, связанные с дисфункционированием институтов и учреждений основных сфер жизнедеятельности (культуры, досуга, образования и др.
Классификация проблем по радиусу действия (или локализации) дает нам возможность вычленить в общем проблемном поле общенациональные проблемы (т. типичные для большинства регионов России), региональные, территориальные (характерные только для данного города, района) и проблемы конкретной социальной общности или группы населения.
Радиус (или масштаб) проблем определяет радиус действия проекта: общесоциальные проблемы решаются в рамках федеральных программ; территориальные проблемы находят отражение в региональных программах, локальные проблемы (личностные проблемы определенной группы) решаются с помощью целевых проектов и программ.
Основным критерием классификации проблем является сфера их проявления. В этом случае их содержание соответствует, как правило, основным составляющим социокультурной среды и образа жизни: проблемы художественной среды и развития художественной культуры, проблемы сохранения и использования культурно-исторического населения и формирования исторической культуры, проблемы социально-психологической среды и социально-психологической культуры и т.
Особую важность при разработке социально-культурных программ имеют две группы проблем: социально-культурные и личностные (социально-психологические). Именно характер этих проблем определяет смысловую и содержательную часть проекта — цели, задачи, виды и содержание деятельности.
Их отличие заключается в следующем: социально-культурные проблемы, как правило, не осознаются личностью. Человек или социальная группа, являясь носителями этих проблем, не всегда ощущают несоответствие или неблагополучие, характерное для художественной, духовно-нравственной, экологической культуры (общества, личности), как проблему. Формулировка социально-культурных проблем осуществляется субъектом управления, проектирования — в зависимости от его видения и понимания ситуации. Иными словами, социокультурные проблемы — это оценка специалистом состояния объекта своей деятельности, зоны своей компетенции.
Личностные (или социально-психологические, жизненные) проблемы — это прежде всего субъективная оценка человеком — адресатом программы — своих жизненных условий и обстоятельств. Они переживаются человеком как внутренний дискомфорт, дефицит чего-то субъективно значимого (например, одиночество, отсутствие круга друзей, непонимание со стороны близких и т. ), как обеспокоенность и неудовлетворенность (социальным статусом, профессией, отношениями с другими людьми). С другой стороны, личностные проблемы — это степень понимания субъектом проектирования реальных жизненных трудностей, носителем которых является человек или социальная группа — адресат программы (т. ее реальная или потенциальная аудитория).
Следовательно, социокультурные и личностные проблемы — это характеристика социально-культурной ситуации с двух точек зрения — со стороны проектировщика и со стороны той социальной группы, которой будет адресован проект.
Субъекту проектирования необходимо учитывать, что между двумя этими группами проблем существует весьма тесная связь: нерешенность социокультурных проблем усиливает личностную проблематику, Например, отсутствие условий для профессионального самоопределения, роста и самореализации рождает неудовлетворенность человека профессией, условиями труда, вызывает комплекс социальной и личностной неполноценности; трудности социализации, возникающие у подростка в среде неформального общения, приводят к аномальному развитию личности, формируют чувство неуверенности в себе, становятся источником асоциальных форм самоутверждения. И наоборот, “точки напряжения” в субъективной плоскости ведут к трансформации личностных проблем в социально значимые проблемные ситуации (аутсайдерство подростка в классе или неформальной группе — в рост преступности, отсутствие условий для этнокультурного самоопределения — в межэтнические конфликты и рост социальной напряженности). И это естественно, ибо явления объективного и субъективного, внешнего и внутреннего мира находятся в таких связях и взаимодействиях, при которых действие одного явления (причина) определяет, производит или влечет изменение другого (следствие).
По результатам анализа ситуации составляется проблемное поле, которое по возможности должно включить весь перечень проблем, различных по характеру (социальные; социально-демографические; социально-культурные; личностные или социально-психологические; отраслевые); радиусу действия или локализации (общенациональные; региональные; территориальные, характерные только для данного города, района, проблемы конкретной социальной общности или группы населения); по содержанию или сферам социально-культурной проблематики (проблемы в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политический культуры и т.
После анализа ситуации (т. характеристики всего проблемного поля) проблемы ранжируются:
— по степени значимости, актуальности (по тенденции сохранения или изменения проблемной ситуации — роста, сокращения),
— причинно-следственной зависимости.
При этом следует иметь в виду, что между проблемами, находящимися в причинно-следственной зависимости, существует не только прямая, но и обратная связь — следствие также воздействует на свою причину, меняя ее параметры и характеристики. Следовательно, в зависимости от точки отсчета та или иная группа проблем может выступать и как причина, и как следствие. В этой связи целевая ориентация проекта будет зависеть от того, какая проблема рассматривается в качестве причины и какая — в качестве следствия.
Причинно-следственные связи характерны и для проблем, находящихся внутри одной группы. Например, низкий уровень художественной культуры населения, неразвитость художественных вкусов, художественно-образного восприятия и мышления можно рассматриваться и как самостоятельную проблему, требующую своего решения в рамках проекта, и как следствие воздействия других проблем того же блока: например, недоступности для жителей художественных ценностей вследствие сокращения бюджетного финансирования учреждений культуры, ориентации учреждений профессионального искусства и концертных организаций на коммерческий репертуар, на развлекательные представления низкого художественного уровня, обеспечивающие массового зрителя, вызванная необходимостью поиска средств существования. Естественно, и область проектирования, и аудитория проекта, и его основная идея будут существенно отличаться в зависимости от того, на решение какой группы проблем он будет ориентирован.
В некоторых случаях формулировка одной проблемы уже содержит в себе различные грани и аспекты, акцентировка которых в рамках проекта может существенно изменить все его содержание (например, снижение уровня художественного развития детей и подростков вследствие резкого сокращения детской художественной самодеятельности в связи с коммерциализацией культурно-досуговых учреждений; или: утрата технологий народных ремесел и промыслов, традиционных форм семейного художественного творчества, превращение изделий народного творчества в разновидность массовой сувенирной продукции за счет унификации центров народных ремесел и промыслов, создания на их базе промышленных предприятий).
После определения актуальности и причинно-следственной зависимости выбирается одна или несколько проблем, решение которых признается первоочередным и возможным в рамках предлагаемого проекта (с учетом финансовых, кадровых, материально-технических и других ресурсов).