Социальные программы в РФ. Что это, какие бывают, цели функционирования

Правительством на регулярной основе рассматриваются и принимаются различные социальные программы. Каждая из них основывается на законодательных актах. Эти программы направлены на поддержание нуждающихся граждан и улучшение их жизненного уровня. Сферы деятельности, которые охватывает подобная социальная поддержка, могут быть различными: здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и прочее.

Цели

Основными целями создания социальных программ являются:

  • поддержка граждан с доходом ниже прожиточного минимума;
  • сокращение социального неравенства между разными слоями населения;
  • адресная помощь отдельным категориям граждан;
  • помощь гражданам в достижении определенных целей и задач;
  • формирование доступной социальной среды.

Дополнительно существует ряд программ, разработанные для решения проблем в отдельно взятых регионах РФ.

Кому предлагаются преференции

Большинство программ разработано для поддержи уязвимых слоев населения, граждан, которые не смогут самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни. В приоритетном порядке помощь оказывается:

  • ветеранам войн;
  • ветеранам труда;
  • инвалидам;
  • пенсионерам;
  • малоимущим семьям;
  • многодетным семьям;
  • сиротам.

Существуют также программы, направленные на решение определенных социальных задач. Их участниками могут стать строго обозначенные категории лиц. Например, получить субсидию на жилье по программе «Молодая семья» могут только супруги не старше 35 лет.

Что такое социальные программы

Социальная программа представляет собой комплекс мер, призванных улучшить жизнь населения в различных сферах жизни. Разработка социального проекта включает в несколько этапов::

  • Постановку целей и задач.
  • Экономическое обоснование проекта.
  • Поэтапный перечень предстоящих мероприятий.
  • Назначение ответственных исполнителей.
  • Проработка финансового обеспечения.
  • Ожидаемые итоги программы.

Помощь государства может быть финансовой в виде субсидий или денежных выплат или нематериальной, например предоставление налоговых льгот или социальных услуг.

Цели разработки социальных программ

В последнее время Правительство РФ принимает всё больше мер для поддержания различных слоев населения. Государство стремится охватить как можно больше сфер деятельности. Однако цели таких преобразований зачастую схожи:

  • поддержание нормального образа жизни нестабильной части общества, наиболее уязвимых категорий граждан;
  • целенаправленное распределение федерального бюджета;
  • контролирование процесса оказания конкретных услуг населению;
  • оказание помощи людям, попавшим в трудную ситуацию.

Социальные программы могут быть реализованы в виде денежных компенсаций, предоставления субсидий, а также назначения всевозможных льгот.

  • Что такое социальные программы
  • Законодательное регулирование
  • Цели
  • Кому предлагаются преференции
  • Какие виды поддержки есть в России
  • Отличия для регионов
  • Частые вопросы
  • Ошибки и сложности реализации социальных программ
  • Заключение
  • Видео на тему «Социальные программы в РФ. Что это, какие бывают, цели функционирования»
  • Мгновенная консультация юриста

На территории Российской Федерации действуют социальные проекты, разработанные в качестве поддержки разным слоям населения. Помощь государства может предоставляться на федеральном или региональном уровне. В зависимости от целей, разрабатываются правила участия, сроки и требования отдельно для каждой социальной программы.

Социальные программы в РФ. Что это, какие бывают, цели функционирования

Социальные программы в РФ. Что это, какие бывают, цели функционирования

зав. кафедрой социологии и социальной работы,

доктор экономических наук,

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Стало уже вполне очевидно, что реформирование российской экономики привело к разрушению экономического потенциала страны и, что более важно в социальном плане, к глубокому социально-экономическому расслоению общества. Для характеристики степени расслоения часто используют дециль-ные коэффициенты дифференциации населения по уровню доходов. Они рассчитываются на основании данных о распределении домо-хозяйств (населения) по уровню среднего на домохозяйство (на члена домохозяйства) дохода как соотношение доходов 10% населения, имеющего самые высокие доходы, и 10% населения, имеющего самые низкие доходы. По данным Госкомстата, децильный коэффициент в среднем по России в 1999 г. равнялся 14,5, тогда как известно, что если его значение превышает 7, то это чревато обострением социально-экономических и политических противоречий в обществе, подрывающих основы социальной стабильности, т. условия самого существования данного общества.

В России же глобальных социально-экономических катаклизмов, тем не менее, пока что не наблюдается. Возможно, существует какой-то порог усталости, после которого социальное напряжение превращается в апатию и социальный пессимизм, что выражается в глухом неприятии большинством населения любых социально-экономических реформ, проводимых руководством страны.

Следовательно, эффективность дальнейшего реформирования экономики России

непосредственно зависит от осознания того, что человек является высшей ценностью, что решение социально-экономических и психологических проблем отдельно взятой личности, семьи или группы населения не менее важно, чем формирование социально-экономической политики на уровне государства.

Поскольку названные сферы являются предметом деятельности социальных работников, то именно социальная работа как институт призвана стать консолидирующим фактором социальной стабильности.

Однако в российском обществе не разрушен еще стереотип, в соответствии с которым социальный работник воспринимается как специалист узкого профиля, занимающийся обслуживанием одиноких больных и немощных граждан. При этом подобного рода мнение до сих пор можно услышать не только из уст нашего обывателя, но и чиновников различного уровня, которые и призваны формировать основы новой российской социально-экономической политики.

Между тем в государствах, которые мы называем цивилизованными, профессия социального работника стала неотъемлемой частью общественной жизни. Без специалистов данного профиля не обходятся ни реализация программ социального развития, ни обеспечение социальной политики государства. Специалисты в области социальной работы широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательства, при принятии решений органами местного самоуправления и при обосновании деятельности общественных организаций. Поэтому числен-

ность представителей такой профессии достаточно велика.

История социальной работы как профессии насчитывает в мировой практике чуть более 100 лет, когда на рубеже Х1Х—ХХ вв. появились первые школы социальной работы в Германии, Великобритании, США, Франции, Швеции и других странах. Однако особым толчком для распространения и развития этой профессии стало появление в 40—60-х гг. XX столетия понятия «государство благосостояния». Суть названного понятия состоит в следующем: цивилизованные государства с этого времени начинают строить свою социальную политику таким образом, чтобы права всех граждан в социальной сфере (на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, нормальные жилищные условия и др. ) были обеспечены законодательно и попали в сферу внимания органов государственного и местного управления. В то же время постепенно пришло осознание того факта, что любые, даже самые лучшие законы не всегда работают, если они не проводятся в жизнь на уровне отдельного человека, с учетом его индивидуальных жизненных обстоятельств. Выполнение этой важнейшей задачи и стало основным видом деятельности социальных работников.

В нашей стране использование социальных работников ассоциируется пока только с социальной защитой — одной из основных сфер приложения труда таких специалистов, которая действительно очень нуждается в профессионально подготовленных кадрах. Но потребность в социальных работниках существует и в школах, службах занятости, кадровых и социальных службах крупных предприятий, армии, учреждениях здравоохранения, в различных структурах вплоть до самого высокого — государственного — уровня.

Этим обстоятельством вызвана необходимость выделения двух уровней социальной работы. Первый условно назовем контактным, или работы с клиентом. На данном уровне социальные работники решают проблемы отдельных людей, семей или небольших групп населения. Это могут быть проблемные семьи, пожилые люди, инвалиды, безработные, заключенные, беженцы, люди с отклоняющимся поведением (алкоголики, наркоманы, бомжи и т. Список можно продолжить, но главное в том, что

социальные работники, специализирующиеся на обслуживании конкретных категорий населения, должны обладать хорошими знаниями в области психологии, антропологии, педагогики, социологии, правовыми знаниями, относящимися к жизнедеятельности этих групп людей.

Второй уровень социальной работы называют организационным. На данном уровне решаются задачи координации социальной работы и разработки социальной политики в государственном масштабе, на уровне отдельного региона, территории или предприятия. Очевидно, что наряду со знаниями в области технологии и методов социальной работы, социологии, права специалисты подобного профиля должны пройти подготовку в области экономики и менеджмента, поскольку сильная социальная политика строится на сильной экономике, и знание законов экономического развития как на макро-, так и на микроуровне, а также законов управления социальной сферой общества, становится для социального работника насущной потребностью.

Особенно актуальным представляется воссоздание на новом уровне подразделений и служб социального развития крупных предприятий и организаций, возложение на них задач комплексного управления развитием человеческих ресурсов производства, поскольку в современном постиндустриальном обществе важнейшим производственным ресурсом становится человеческий капитал как совокупность профессионально-квалификационного и личностного потенциала работников предприятий и организаций. Осознание такого рода необходимости привело к открытию специальности «Социальная работа» в Байкальском государственном университете экономики и права. Управлять социальной сферой, развивать ее должны люди с фундаментальной подготовкой в области экономики и менеджмента. Как раз на подготовку организаторов, администраторов в сфере социальной работы нацелено обучение в университете по данной специальности.

Мы уверены, что качественная профессиональная подготовка специалистов в области организации социальной работы поможет им эффективно реализовать себя и достичь жизненного успеха. Менеджеры по социальной работе и ее организации востребованы органами социальной защиты

Известия ИГЭА. 2005. № 2 (43)

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.

населения и центрами социальной помощи на муниципальном и региональном уровнях, органами труда и занятости, учреждениями и структурами здравоохранения и образования, миграционными службами, благотворительными фондами и общественными организациями, государственными и коммерческими предприятиями. Полученные знания и навыки помогут нашим выпускникам стать независимыми

экспертами и консультантами в сфере социальной политики и практики.

Социальная работа — это своеобраз-ная «визитная карточка» любого государ-ства, характеризующая уровень его цивилизованности. Поэтому перед специалистами в данной области открываются самые широкие перспективы.

УДК 342. 415

СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В

Modern state social programs in the Russian Federation

Чупина, д. , профессор Уральского государственного аграрного Университета Е. Зарубина, к. , доцент Уральского государственного аграрного Университета Н. Симачкова, к. , доцент Уральского государственного аграрного Университета

(Екатеринбург, Карла Либкнехта, 42)

Актуальность социальных программ обусловлена направленностью на человека и общество, права и свободы которого, согласно Конституции РФ, являются высшей ценностью, а контроль за их соблюдением и защитой — прерогативой государства. Россия является социальным государством, что подразумевает создание определенных условий для населения, которые должны обеспечивать всем гражданам достойную жизнь. Социальная политика государства, включающая разработку и реализацию соответствующих государственных программ, является одной из основных видов деятельности государства, поэтому актуальна в любое время. Прежде всего, стоит сказать, что под государственной программой понимается особый документ, созданный с целью достижения определенных приоритетов и решению ряда задач в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны посредством осуществления комплекса мероприятий. Данные приоритеты и задачи в свою очередь определены стратегией социально-экономического развития и прочими смежными документами. Разрабатывается государственная программа федеральными органами исполнительной власти на период, который определит Правительство РФ. Таким образом, под социальными государственными программами понимаются программы, направленностью которых является социальная общественная сфера, а именно комплекс мероприятий, осуществление которого приведет к удовлетворению потребностей населения, повышению уровня и качества жизни, а также к полноценному и общедоступному оказанию социальных услуг.

Ключевые слова: социальные программы, экономическое развитие, социальная политика, государственная поддержка, материнский капитал, качество жизни.

The relevance of social programs is determined by the focus on the individual and society, whose rights and freedoms, according to the Constitution of the Russian Federation, are the highest value, and control over their observance and protection is the prerogative of the state. Russia is a social state, which implies the creation of certain conditions for the population, which should provide all citizens with a decent life. Social policy of the state, which includes the development and implementation of relevant state programs, is one of the main activities of the state, so it is relevant at any time. First of all, it should be said that the state program is a special document created to achieve certain priorities and solve a number of tasks in the sphere of socio-economic development and national security of the country through the implementation of a set of measures. These priorities and tasks, in turn, are defined by the socio-economic development strategy and other related documents. A state program is being developed by Federal Executive authorities for a period to be determined by the Government of the Russian Federation. Thus, social state programs are understood as programs that focus on the social public sphere, namely, a set of measures that will lead to meeting the needs

of the population, improving the level and quality of life, as well as to the full and universal provision of social services.

Keywords: social programs, economic development, social policy, state support, maternity capital, quality of life.

Госпрограмма «Социальная поддержка граждан» включает в себя шесть подпрограмм, среди которых есть целевые федеральные программы. Первая подпрограмма является совокупностью мероприятий, цель которых — поддержка отдельных категорий населения, среди которых граждане, пострадавшие от радиационных аварий, Герои СССР и РФ, ветераны Великой Отечественной Войны, инвалиды, пенсионеры и др. В основном поддержкой является материальная помощь, например добавки к пенсиям по достижению определенного возраста. На 1 января 2020 года 5 тысяч 886 рублей добавляют пенсионерам, возраст которых составляет восемьдесят лет. Однако, помимо непосредственных выплат, государство оказывает помощь в виде социальных услуг, включающих в себя бесплатное (льготное) санитарно-курортное лечение и бесплатный проезд на железнодорожном пригородном транспорте (в частности для ветеранов войны).

— осуществление обязанностей государства относительно социальной поддержки граждан;

— удовлетворение потребностей граждан в сфере социального обслуживания;

— создание максимально благоприятных условий для рождения детей и жизнедеятельности семьи как института;

— создание соответствующих условий для улучшения уровня и качества жизни посредством повышения материального положения населения.

Для оценки эффективности данной программы применяются показатели численности населения, доход которых ниже, чем прожиточный минимум. А также показатели доли граждан, которые получили социальную поддержку, или которым были оказаны социальные услуги в общей численности граждан, имеющих на это право. Все перечисленные показатели измеряются в процентах.

С 2020 года материнский капитал не просто стандартно увеличился, достигнув 466 тысяч 617 рублей, но и стал выдаваться на первого рожденного или усыновленного ребенка.

Второй государственной социальной программой, которую мы рассмотрим, будет «Содействие занятости населения». Ее основными задачами являются:

— защита граждан от безработицы;

— внедрение культуры безопасного труда;

— защита трудовых прав граждан и повышение эффективности в сфере регулирования процессов, связанных с трудовыми ресурсами.

По данным на 2019 год она охватывала примерно 2 млн. человек, а в 2020 это число возросло до 2,5 млн. человек. Данная платформа, в частности, обеспечивает взаимодействие между работодателями и выпускниками, а также образовательными учреждениями с целью организации практик. Название второго проекта говорит само за себя. Женщинам во время декретного отпуска предоставляется возможность бесплатного прохождения курсов по обучению выбранной ими профессии из предложенных вариантов в их городе. Более того проект предусматривает создание учреждений дошкольного образования или расширение услуг уже имеющихся учреждений, в которых будут группы для детей до трех лет.

Однако именно этот проект является очень спорным. Если его первая часть приведена в исполнение, то вторая часть на данный момент терпит провал. Ясельные группы, предусмотренные для детей в возрасте до трех лет, закрываются все в большем количестве детских садов. Частные лицензированные организации, предоставляющие данную услугу, не отличаются долговечностью и надежностью (даже при наличии лицензий). Данное явление особо хорошо отслеживается в небольших городах и зачастую связано с дефицитом кадров.

Тем не менее, средняя заработная плата на душу населения, в 2020 году достигла 46 тысяч 324 рубля (почти на 11% выше, чем в 2019 году), а МРОТ на 1 января 2020 года составил 12 тысяч 130 рублей (на 7,5% выше, чем в 2019 году). Однако, помимо роста данных показателей, вырос и общий уровень безработицы: если в 2019 году он был ранен

4,4%, то в марте 2020 года он составил уже 4,7%. Исходя даже только по этих показателей, можно сказать, что реализация данной социальной госпрограммы весьма нестабильна. Часть ее успешно приведена в исполнение, а часть терпит фиаско. Однако программа рассчитана на период до 2024 года, поэтому все еще может измениться в лучшую сторону. Но пока мы делаем вывод, что программа эффективна лишь частично.

Следующая социальная госпрограмма называется «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Она направлена на решение множества задач, но основными среди них являются:

— формирование комфортной городской среды;

— обеспечение жильем особых категорий граждан;

— создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса;

— обеспечение населения качественными жилищно-коммунальными услугами;

— развитие ипотечного жилищного кредитования.

Данные задачи реализуются так же через комплекс мероприятий и ряд проектов. Как раз среди таких проектов можно выделить такой, как «Ипотека». Его суть состоит в обеспечении доступным жильем семей со средним достатком посредством использования ипотечного кредита, ставка которого должна быть менее 8%, что значительно облегчает покупку квартиры и не наносит серьезного удара по бюджету семьи. Помимо этого, в сравнении с 2019 годом, в 5 раз увеличилось количество самих организаций, предоставляющих ипотечные кредиты (займы) семьям, имеющим 2 и более детей, по ставке всего 6% годовых.

Подводя итоги, можно сказать, что данное направление является комплексным и соответственно направлено на всестороннее развитие социально-экономической сферы и решение проблем удовлетворения основных материальных и культурных потребностей населения. Однако стоит отметить некоторые проблемы с финансированием, а именно тот факт, что оно обеспечивается из государственного бюджета, который весьма ограничен. В тоже время в социальных госпрограммах прописано и реализуется достаточное количество мероприятий для воплощения поставленных целей и задач. Результаты реализации программ частично были представлены в данной работе и, исходя из них, можно сделать вывод об эффективности рассмотренных госпрограмм. Однако, есть к чему стремиться, так как некоторые программы реализованы не до конца, и следовательно, методы реализации можно попытаться усовершенствовать, чтобы достичь большей эффективности.

Законодательное регулирование

Разработка и исполнение социальных программ регулируется различными законодательными актами:

  • Федеральный закон №178 «О государственной помощи».
  • Федеральный закон № 256 содержит меры поддержки семей с детьми.
  • Постановление Правительства №1050, о реализации программы «Жилище».
  • Постановление правительства №364, регулирует помощь государства в сфере трудоустройства.
  • Постановление Правительства № 295 регулирует помощь государства в сфере образования.

Для решения целевых задач могут разрабатываться отдельные локальные акты и нормативы.

Какие виды поддержки есть в России

Среди социальных программ наиболее крупными являются:

  • образовательные;
  • жилищные;
  • программы, направленные на снижение уровня безработицы;
  • программы, направленные на улучшение социальной среды.

Социальные программы – эффективный механизм, позволяющий увеличить доходы семьи и преодолеть порог бедности. Гражданам дается инструмент для обучения, поиска работы или открытия своего дела. При этом охват государственной помощи будет продолжать расти.

Министр Труда и социальной защиты РФ Антон Котяков

Образовательная

Основной задачей программы является создание доступного образования всех уровней от начального до профессионального высшего. В программу входит:

  • Привлечение средств на постройку и модернизацию учебных заведений, институтов, научных лабораторий.
  • Модернизация системы высшего образования с учетом современных стандартов.
  • Создание системы контроля над уровнем образования как на федеральном, так и на региональном уровне.

Для реализации образовательных программ были разработаны ФГОС – Федеральные государственные стандарты. Они должны создать единую образовательную систему, которая обеспечит рост качества образования по всей стране.

Строительство и покупка жилья

Приобретение собственного жилья является одной из самых больших проблем для большинства граждан РФ. Для решения этого вопроса были разработаны жилищные программы. В таблице ниже приведены описания нескольких таких проектов.

ПрограммаЧто входит в программуУсловия участия
ЖилищеВыделение субсидий на приобретение жилья. Претендент на участие в программе должен состоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Предоставление ипотечного кредитования по льготной ставке. Понадобится пакет документов, подтверждающий соответствие участника условиям программы. Стимулирование и формирование рынка доступного жилья. Расселение ветхого фонда и аварийного жильяКапитальный ремонт зданий. Жильцы ветхого форда включаются в программу автоматически после оценки состояния здания специальной комиссией. Снос зданий, признанных негодными для жизни и обеспечение жильцов новым жилым помещением. Расселение коммунальных квартир. Выделение жилплощади на определенных условиях отдельным категориям гражданПредоставление сертификата на покупку жилья переселенцам с Крайнего севера или из зоны АТО. Предоставление сертификата на покупку жилья военнослужащим, сотрудникам полиции. Необходимо иметь выслугу лет не менее 10 лет. Предоставление жилья лицам, пострадавшим от аварии на атомном реакторе. Необходимо иметь статус ликвидатора или участника АЭС. Предоставление жилья сельским специалистамЖилье выделяется молодым специалистам, работающим в сельской местности. С момента окончания обучения прошло не более года. Специалист обязуется отработать в государственном учреждении не менее 5 лет.

Важно! Выделенные субсидии лишь частично покрывают стоимость жилья. Остальную сумму семья оплачивает самостоятельно. При этом приобретаемая жилплощадь должна быть не меньше установленной социальной нормы. На 2022 год она составляет 18 кв. на каждого члена семьи.

Контроль над уровнем безработицы

Для снижения уровня безработицы с 2013 года работает федеральный проект «Содействие занятости населения». Он включает в себя:

  • развитие института рынка труда;
  • повышение квалификации специалистов;
  • помощь гражданам в трудоустройстве, переобучении;
  • снижение обостренности в социальной и экономической сфере;
  • регулирование правовых отношений в трудовой сфере;
  • контроль миграции населения.

Проект «Содействие занятости населения» контролируется Министерством Труда РФ. Отдельные подкатегории программы управляются МВД, Министерством финансов и Миграционной службой.

Иные виды программ

Большое количество программ призвано улучшить социальную жизнь граждан и снизить напряжение в обществе. Проект «Социальная поддержка граждан» действует с 2013 года. Он включает в себя:

  • материальную и финансовую помощь уязвимым слоям населения;
  • всестороннюю помощь гражданам, взявшим на воспитание ребенка сироту;
  • адресная помощь пожилым людям, инвалидам, ветеранам;

Проект «Доступная среда» включает в себя ряд мероприятий, направленных на улучшение качества жизни маломобильной категории граждан. Программа решает следующие задачи:

  • увеличение доступности различных объектов и услуг для маломобильных граждан;
  • уменьшение социальной дистанции между здоровыми гражданами и инвалидами;
  • модернизация медико-социальной системы;
  • обеспечение инвалидов необходимыми реабилитационными средствами и услугами.

Программа «Материнский капитал» направлена на поддержку семей с детьми. Она представляет собой субсидию, выдаваемую при рождении первого или второго ребенка. Средства материнского капитала можно потратить:

  • на улучшение жилищных условий;
  • на лечение ребенка;
  • на формирование пенсии матери;
  • на оплату образования ребенка.

Для жителей сел и деревень разработана программа «Устойчивое развитие сельских территорий». Она направлена на популяризацию сельской жизни. Основными задачами проекта являются:

  • формирование комфортной инфраструктуры;
  • создание конкурентных рабочих мест на селе;
  • привлечение молодых специалистов;
  • вовлечение сельских жителей в общественную жизнь региона.

Проект «Городская среда» является национальным и действует во всех регионах страны. Главной задачей программы является формирование удобной и комфортной инфраструктуры городской среды. Уникальность проекта заключается в том, что все мероприятия планируются и проводятся на основании предложений от самих горожан.

Отличия для регионов

Выделяют несколько типов региональной помощи:

  • Программы общефедерального значения. Разработка и осуществление подобных проектов проводится федеральными органами с привлечением администраций районов и областей, на которых распространяется действие программы. Основными задачами является решение срочных федеральных проблем и чрезвычайных ситуаций. К данной категории относятся такие проекты, как «Малочисленные народы Севера», «Чернобыль», «Миграция».
  • Программы межрайонного значения. Проекты реализуются на территории одного или нескольких крупных районов страны. Разработкой программ занимаются федеральные власти с привлечением местной администрации. Главной задачей программ является решение острых экономических, экологических и социальных проблем межрайонного значения. Примеры подобных проектов – «Возрождение Волги», «Каспий».
  • Программы развития субъектов РФ. Разрабатываются и внедряются администрацией региона. Призваны решать проблемы федерального уровня. Это могут быть как самостоятельные проекты, так и дополнения к уже существующим федеральным программам, например «Региональный материнский капитал» или «Доступное жилье для молодых семей».
  • Локальные проекты развития муниципальных образований. Направлены на решения местных социальных и экономических проблем. Разрабатываются и реализуются администрацией региона.

Участие городов в социальных проектах разного уровня является залогом успешного социально-экономического развития региона в целом.

Руководитель управления планирования и развития проектов г. Воронеж Андрей Жаглин

Частые вопросы

Вопрос 1. Положены ли льготы по оплате ЖКХ многодетным семьям?

Ответ. Семьям в которых воспитывается 3 и более детей положена скидка в размере 30% на все виды коммунальных услуг. Размер компенсации ограничен нормами по площади жилья из расчета 18 м2 на человека.

Вопрос 2. Что входит в понятие трудная жизненная ситуация?

Ответ. Трудная жизненная ситуация – это обстоятельства в жизни человека, приводящие к значительному ухудшению качества жизни, с которыми он не может справиться самостоятельно.

Вопрос 3. Кому положены бесплатные лекарства?

Ответ. Полный перечень лиц, имеющий право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, представлен в Постановлении Правительства РФ N 890 от 1994 года.

Ошибки и сложности реализации социальных программ

Самая большая проблема при проведении социальной политики – низкая осведомленность населения о возможных мерах поддержки нуждающихся граждан. Вторая проблема – высокий уровень бюрократии. Для того чтобы получить ту или иную услугу, людям порой приходится собирать большое количество справок, простаивать в очередях и неделями ждать решения.

Государство намерено частично устранить проблему с помощью современных технологий. С января 2012 года запущено автоматическое информирование о доступных льготах для зарегистрированных на портале граждан. Тамже можно отправить заявление на получение необходимой помощи.

В ближайшем будущем планируется ввести единое сообщение между ведомствами для уточнения необходимой информации. Это избавит граждан от необходимости собирать документы и справки. Во втором полугодии 2022 года министерство Труда планирует запустить Единый контактный центр для взаимодействия с населением.

Понятие социальной программы

Это совокупность мероприятий, направленных на поднятие жизненного статуса определенной части населения. Как правило, в мерах социальной поддержки нуждаются пенсионеры, семьи, имеющие статус многодетных, инвалиды, участники ВОВ. Осуществляется данная государственная помощь за счет федерального бюджета. По своей направленности социальные программы могут осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровне. Воплощение любой социальной программы в жизни требует прохождения нескольких стадий:

  • конкретизация всех задач;
  • выявление целесообразности программы на экономическом уровне;
  • составление подробного списка планируемых мероприятий;
  • определение круга лиц, которые будут ответственны за проведение программы;
  • разработка финансовых затрат, распределение бюджета;
  • указание последствий, которые ожидаются после внедрения конкретно социальной программы.

Виды государственной поддержки

В зависимости от типа поддержки, разрабатывается конкретная социальная программа:

  • Предоставление материальных благ — внедрение системы субсидий, предоставление льгот, поддержка государства в части погашения ипотечных займов.
  • Предоставление жилого помещения.
  • Образовательные услуги — предоставление льготных мест в образовательных учреждениях, переквалификация в профессиональной среде, организация различных курсов.
  • Помощь в развитии — поддержка бизнесменов небольших предприятий, содействие в развитии села, контролирование сегмента безработных.

Виды социальных программ

В зависимости от целей, а также направленности на определенную группу населения, социальные программы делятся на следующие виды:

В поддержке государства нуждаются те категории граждан, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себя должным образом. Приоритетными для социальной поддержки являются  следующие группы населения:

  • многодетные семьи;
  • малоимущие семьи;
  • ветераны войны;
  • ветераны труда;
  • инвалиды;
  • сироты;
  • пенсионеры.

Могут быть внедрены социальные программы, направленные на конкретную часть лиц. Существующая программа на субсидирование жилья «Молодая семья» подразумевает помощь лицам, чей возраст не превышает 35 лет.

Социальные программы в России и их финансирование

Реализация социальных программ в России происходит за счет бюджета государства, а также бюджета местных властей. Существуют также программы, которые обеспечиваются средствами и государственного бюджета, и местной казны.

Программы государственного финансирования

Обеспечение только за счёт государства имеют социальные программы, поддерживающие группу федеральных льготных лиц.

  • Программа по обеспечению жильем вынужденных переселенцев с Крайнего севера и приравненных к нему территорий, молодых ученых, ликвидаторов аварий в местах радиации, а также военных в запасе. Военные по условиям данной программы получают жильё, оформив при этом договор социального найма помещения. Остальные категории указанных граждан получают единовременное пособие, которое позволяет приобрести жильё или начать собственное строительство.
  • Программа по обеспечению жильём отдельных категорий населения: ветеранов войны, ветеранов иных боевых действий, семей с ребенком-инвалидом. По данной программе предусмотрена выплата единовременного пособия и предоставление жилья по договору социального найма.
  • Программа по поддержке женщин, имеющих детей. Это обширная программа по обеспечению денежными сертификатами матерей, родивших второго ребенка и последующих детей.

Программы совместного финансирования

Региональные льготные категории граждан попадают под действие программ, рассчитанных на совместное обеспечение государства и региональных властей.

  • Программа по обеспечению жильём «Молодая семья». Данная программа распространена на большинство регионов Российской Федерации, однако её условия могут быть скорректированы под конкретный регион. Цель программы  — обеспечение средствами на приобретение жилья или его строительство.
  • Программа по обеспечению жильём детей-сирот. Действует во всех регионах России без исключения. В каждом регионе существует жилой фонд, из которого выделяется жильё для данной категории граждан.
  • Программа по переселению из ветхого или аварийного жилья. Для получения поддержки на основании этой программы необходимо получить заключение  о состоянии жилья. Если жильё признано аварийным или ветхим, то впоследствии будет предоставлено новое жильё по договору социального найма либо в собственность (это зависит от того, было ли в собственности аварийное или признанное ветхим жильё).
  • Ипотека для молодых учителей. Данная программа распространяется на учителей, работающих в госучреждениях и возраст которых не превышает 35 лет.
  • Программа по развитию села. Данная программа реализуется не везде. По условиям программы получить поддержку могут молодые специалисты в сфере агропромышленного комплекса, которые работают в сельских местностях по трудовому договору. Они могут получить определенные субсидии на строительство или покупку нового жилья.

Программы регионального финансирования

Регионы могут самостоятельно разрабатывать социальные программы и устанавливать правила социальной поддержки. При этом средства, обеспечивающие реализацию данных проектов, выделяются только из регионального бюджета.

Наиболее распространенной является поддержка многодетных семей. Каждый регион может определять способ поддержки: выплата ипотечных субсидий или единовременное пособие на приобретение жилья, а также его строительство. Во многих регионах действует такой вид поддержки многодетным семьям, как выделение конкретных земельных участков.

Существуют программы, которые действуют в конкретном регионе. Ярким примером такой программы является поддержка работников социальной сферы в Башкортостане. Так работники медицинских учреждений, учителя, а также работники в сфере культуры могут вступать в жилищные кооперативы. Соответственно, взносы будут осуществляться также на льготной основе. Подобная мера социальной поддержки в Башкортостане распространяется и на многодетные семьи.

В различных сферах общественной жизни выполняется ряд целевых программ. Самыми крупными являются:

  • программа по снижению уровня безработицы;
  • программа по улучшению социальной среды.

Образовательная программа

Направлена на выполнение задач по улучшению уровня образования от начального до высшего профессионального. Также проводится контроль над доступностью образования для всех категорий граждан.

  • Выделение денежных средств на строительство и ремонт учреждений, осуществляющих функцию образования: институты, школы, лицеи, лаборатории и т.п.
  • Привлечение новых технологий и внедрение современных стандартов в процесс обучения.
  • Осуществление контроля над образованием не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Были внедрены Федеральные государственные стандарты, которые помогут в реализации образовательной программы.

Программы по обеспечению жильём

  • «Жилище». Данная программа направлена на граждан, нуждающихся в улучшении своих жилищных условий. При её реализации выделяются средства на приобретение жилья, а также предоставляется возможность ипотечного кредитования.
  • Расселение ветхого и аварийного жилья. По данной программе может быть назначен капитальный ремонт зданий или выделено соответствующее жильё из жилищного фонда конкретного региона при сносе зданий, непригодных для жизни человека.
  • Расселение коммунальных квартир.
  • Представление жилья определенным видам граждан. Переселенцам с Крайнего севера и прилегающих территорий выдается жилищный сертификат.
  • Предоставление жилищного сертификата военнослужащим и сотрудникам полиции. Выслуга лет не должна быть менее 10 лет.
  • Предоставление жилья лицам, являющихся ликвидаторами радиационных аварий.
  • Обеспечение жильем лиц, работающих в сельской местности. Претендовать могут только молодые специалисты. При этом специалист обязуется отработать на государственном предприятии не менее 5 лет.

Важно! Субсидии, выделяемые государством, направлены на погашение только части стоимости жилья. Оставшаяся сумма должна быть погашена участниками социальной программы самостоятельно. Также необходимо знать, что приобретаемое жильё не должно быть меньше установленных стандартов. На 2022 год был установлен стандарт — 18 кв. на 1 человека.

Программа по контролю над безработицей

Это программа подконтрольна Министерству Труда РФ  и носит название «Содействие занятости населения». С ее помощью достигаются следующие цели:

  • повышается уровень рынка труда;
  • увеличивается число квалифицированных работников;
  • граждане получают помощь в виде трудоустройства или обучения по специальности;
  • происходит урегулирование трудовых взаимоотношений на правовой основе;

Большинство программ, действующих в 2022 году, успешно реализуются несколько лет и содействуют социальному благополучию.

  • «Социальная поддержка граждан» — направлена на обеспечение малоимущих граждан, ветеранов, инвалидов, пожилых людей и семей, взявших на воспитание сироту.
  • «Доступная среда» — направлена на улучшение жизни граждан, ограниченных в передвижении, а также содействие инвалидам в адаптации в социальной среде.
  • «Материнский капитал» — поддержка семей, в которых родился второй и последующий ребенок.
  • «Устойчивое развитие сельских территорий»  — поддержание и развитие села, обеспечение рабочих мест.
  • «Городская среда» — создание комфортной инфраструктуры.

Заключение

С помощью социальных программ государство решает множество экономических и социальных проблем в стране. Проекты, реализуемые в различных сферах жизни, снижают уровень общественной напряженности, улучшают качество жизни россиян.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *