Социология и социальные исследования. Проблемы. Этапы

Формулировка и правильная постановка изучаемой проблемы — это то, с чего начинаются абсолютно все программы социального исследования. А термин «проблема» греческого языка обозначает «задача».

Социология и социальные исследования. Проблемы. Этапы

Разработка программы социологического исследования. Цели, объект и предмет социологического исследования. Системный анализ объекта исследования. Выдвижение и проверка гипотез. Методы выборки, интерпретация данных. Наблюдение, виды массового опроса.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение
  • Понятие социологического исследования
  • Разработка программы социологического исследования
  • Цели и задачи социологического исследования
  • Объект и предмет социологического исследования
  • Системный анализ объекта исследования. Выдвижение и проверка гипотез
  • Методы выборки. Интерпретация данных
  • Наблюдение
  • Виды массового опроса
  • Эксперимент
  • Программа социологического исследования
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

Понятие о программе социологического исследования

Программой социологического исследования называют документ, который содержит изложение его методологических и методических основ.

Самый трудоемкий этап исследования – это разработка программы. Если программа хорошо составлена, то она будет гарантировать то, что конечная цель исследования будет достигнута. Исправить ошибки в программе сложно и зачастую невозможно.

Три основные функции программы:

  • методологическая;
  • методическая;
  • организационная.

В структуре программы принято выделять методологический и методический (методико-процедурный) разделы (таблица 1).

Методологический разделМетодический раздел

Выявляются проблема, цель и задачи исследования, объект, предмет, дается интерпретация основных понятий, выдвигаются гипотезы, а также делается предварительный системный анализ объекта исследования. Определяют стратегический план исследования, строится выборка, проходит обоснование методов сбора информации и анализ исходных данных

Таблица 1. Структура программы социологического исследования

Методологический раздел программы

Исходное звено в работе социолога – это проблемная ситуация. Она отражает социальный объект, явление или процесс в неустойчивом состоянии, при некотором разладе его механизма функционирования, в котором есть определенные противоречия. Проблемой могут выступать действительные жизненные ситуации (конфликты, трудности в реализации каких-либо групповых целей, управленческие и организационные проблемы на предприятии, поиск самых эффективных и оптимальных форм работы и т.

Проблемой называют форму научного отображения проблемной ситуации. С одной стороны, она отражает объективные и реальные противоречия, которые породили ту или иную ситуацию, а с другой – указывает на существующее противоречие между тем, что есть осознание потребности в конкретных практических действиях и недостаточно знания о средствах и методах их реализации. Формулировка проблемы происходит как выражение необходимости изучения какой-либо области социальной жизни для того, чтобы ее теоретически осмыслить и найти практические средства, которые позволят преодолеть социальные проблемы и противоречия.

В случае, если нельзя четко определить или выявить проблему, то в соответствии с общим правилом не следует приступать к исследованию. Более того, перед началом исследования необходимо выяснить, существует ли решение той проблемы, на изучение которой будет направлено исследование, не найден ли ответ на нее другими учеными.

Для того, чтобы выявить и сформулировать проблему важно выяснить известную информацию о ней и, основываясь на уже имеющихся знаниях, идти дальше в конкретном направлении. Сформулированная проблема будет в значительной степени обуславливать вид исследования – каким оно будет: описательным, разведывательным или же аналитическим.

Дальнейший этап разработки программы – это постановка цели и определение задач исследования.

Под целью понимают то, что должно быть достигнуто в финале исследования, его предполагаемый конечный результат. Цель может носить как теоретический, так и прикладной (практический) характер. В зависимости от цели исследование может быть прикладное и теоретическое (таблица 2).

Результат теоретического социологического исследования  Результат прикладного социологического исследования

Новое знание о функциях, структуре, механизмах изменения социального объектаПрактические рекомендации, социальные технологии, проекты, программы по решению социальных проблем, оценочные прогнозы

Таблица 2. Результаты теоретического и прикладного социологического исследования

Благодаря задачам цель можно конкретизировать, а также обусловить этапы и средства ее достижения. Задачи исследования бывают основные и неосновные. Вместе они будут формировать круг вопросов, ответы на которые сумеют позволить цели исследования реализоваться.

После того, как цели и задачи были обоснованы, можно переходить к выделению объекта и предмета исследования.

Под объектом исследования понимают какое-либо социальное явление или процесс, который подлежит изучению. В качестве объекта могут выступать различные социальные общности, группы, структуры, социальные структуры, сферы, институты, состояние общественного мнения, поведение людей в разных условиях или обстоятельствах. Его можно охарактеризовать структурно, количественно, а также с точки зрения его временных и пространственных границ.

Предметом исследования являются те свойства, отношения и стороны объекта, которые изучаются в рамках исследования. В основе верного определения предмета исследования лежит строгая формулировка проблемы, системный анализ объекта, четко сформулированные цель и задачи исследования. Правильно выбранный предмет исследования поможет выдвинуть гипотезы, которые будут способствовать тому, чтобы проблема успешно разрешилась.

На данном этапе социологического исследования важно осуществить предварительный системный анализ объекта, целью которого является построение модели (интеллектуально-эвристической) объекта в качестве системы. При этом необходимо раскрыть комплекс всех внутренних и внешних элементов и связей объекта. Предварительный системный анализ объекта связан с другим элементом программы исследования – интерпретацией основных исследуемых понятий. Основная цель этой интерпретации заключается в необходимости четко указать, что понимается под тем или иным термином, используемым в данном исследовании. В рамках данной процедуры происходит операционализация понятий, которая отвечает целям и задачам исследования – их смысловое значение переводится в такую плоскость и на такой уровень, который будет удобен для того, чтобы применить его в данном конкретном исследовании. Иначе, будут неизбежные недоразумения, т. большинство понятий социальных наук имеют множество значений, их оттенки разнятся в зависимости от контекста, в котором они употребляются, а смысл их серьезно отличается в разных научных дисциплинах.

Заключительная часть методологического раздела – это выдвижение гипотезы.

Под гипотезой понимают научное предположение, которое выдвигается для того, чтобы объяснить какой-либо факт, явление или процесс, содержащие знание вероятностного характера, требующее подтверждения или опровержения в процессе исследования. В соответствии с общим правилом, любое исследование будет строиться на предварительных предположениях, без которых проблему целенаправленно изучать будет трудно. Исследователи часто повторяют фразу Д. Менделеева о том, что лучше придерживаться гипотезы, которая может со временем оказаться ложной, чем никакой. В гипотезах на уровне предположения будет формироваться объяснение исследуемой проблемы и возможные способы ее решения, т. таким образом будет задаваться направление самого исследования. Гипотезы также важны и для того, чтобы подготовить инструментарий исследования. Например, если создается анкета, то каждая из гипотез нуждается в проверке с помощью соответствующего блока вопросов.

В зависимости от степени общности гипотезы можно разделить на гипотезы-следствия и гипотезы-основания (таблица 3).

Гипотезы-основанияГипотезы-следствия

Данные гипотезы выполняют системообразующую функцию в построении проекта решения исследовательских задач и несут в себе предположение широкой общности. Эти гипотезы будут связаны с гипотезами-основаниями и нуждаются в непосредственной проверке в рамках проводимого исследования. Они связаны с менее широкой общностью.

Таблица 3. Виды гипотез в зависимости от степени общности

В зависимости от содержания гипотезы можно разделить на объяснительные, описательные и прогнозные (таблица 4).

ОписательныеОбъяснительные Прогнозные

Это гипотезы о свойствах объекта, характере разнообразных связей между его компонентами (структурные гипотезы), о степени их взаимодействия (функциональные гипотезы)Это гипотезы о причинно-следственных взаимосвязях в рамках изучаемых явлений и процессов    Это гипотезы о потенциальных тенденциях изменений объекта и различных вариантах развития событий.

Таблица 4. Виды гипотез в зависимости от содержания

Существуют также первичные (которые выдвигаются до полевого исследования) и вторичные (которые выдвигаются после исследования) гипотезы.

Успешность социологического исследования будет зависеть не только от того, насколько тщательно была проработана методологическая часть программы, но и от того, насколько удачно был разработан ее методический раздел.

Методический раздел программы

Приступая к исследованию, первое, на что обращает внимание социолог – это то, сколько информации существует о выделенном объекте исследования. Основываясь на уже имеющихся на момент сбора эмпирических данных знаний об объекте, появляется возможность разработать рабочие гипотезы исследования. В соответствии с ними, целью и задачами будет строиться стратегический (принципиальный) план социологического исследования.

Выделяют 3 варианта исследования (таблица 5)

Поисковый (разведывательный) вариантОписательный (аналитический) вариантЭкспериментальный вариант

Данный вариант применяется, если нет четких представлений об объекте и предмете исследования, в соответствии с чем исследователь не может выдвинуть рабочую гипотезу. Цель такого исследования – это уточнение проблемы и формулирование гипотезы. Для осуществления данной цели сначала изучают литературу и необходимые документы, а затем наблюдают за объектом и проводят разведывательные опросы. Этот вариант применяют, когда благодаря имеющимся знаниям о существующей проблеме, есть возможность выделить объекты исследования и сформулировать гипотезу о структурно-функциональных связях и характеристиках объекта, т. описательную гипотезу. Целью такого исследования будет проверка описательной гипотезы и, если она подтвердится, получение характеристик изучаемого объекта. Такой вариант применяется, когда существующие знания об объекте исследования позволяют сформулировать объяснительную гипотезу и цель исследования, а также выявить причинно-следственные связи объекта.

Таблица 5. Варианты социологического исследования

Следующий шаг разработки программы – это построение выборки. Исследователь-социолог приходит к решению, будет ли исследование сплошным (т. в рамках которого обследуют весь изучаемый массив признаков и элементов) или же выборочным. Большая часть социологических исследований является выборочными – т. в них обследуется лишь некоторая часть изучаемой совокупности (выборочная совокупность). Данная часть представляет весь объект в целом и является его «уменьшенной копией» или своеобразной моделью. Генеральная совокупность – это весь изучаемый объект, однако в нем сложно выделить такую часть целого, которая будет четко отражать все его основные изучаемые характеристики. При использовании выборочного метода сокращаются затраты труда исследователей, время, средства на проведение обследований. Он позволяет изучить «масштабные» объекты и получить достоверную, надежную информацию о социальных процессах и явлениях.

Репрезентативность является главным требованием к выборочной совокупности. Данное требование означает, что все основные признаки генеральной совокупности, из которой была создана эта выборка, должны быть представлены в ней приблизительно в такой же пропорции и с той же частотой, с которой данный признак проявляется в генеральной совокупности.

Существует два основных типа выборки – случайная и неслучайная (направленная).

В случайной выборке из генеральной совокупности наблюдения (единицы обследования) выбираются случайно в соответствии с избранным принципом (по жребию, списочному составу группы, из которого в выборку берется каждый второй, третий и т.

Случайную выборку часто применяют при опросе общественного мнения. Выделяют следующие виды случайной выборки:

  • стратифицированная выборка – отбор проводится при учете удельного веса каждой группы (признака) респондентов в генеральной совокупности;
  • гнездовая выборка – отбор некоторых статистических групп (гнезд) с целью дальнейшего исследования целиком или выборочно: бригады, учебные группы

Когда выборка является неслучайной, наблюдения или единицы обследования выбирают целенаправленно. Самым распространенным видом неслучайной выборки является квотная выборка, когда для единиц отбора задают систему параметров (квот) – к примеру, в исследовании студентов за квоту может быть приняты пол, курс, специализация и т. Такая выборка может быть и многоступенчатой. При этом, в процедуру ее построения входит ряд этапов, на каждом из которых единицы отбора будут меняться.

В целом отмечается, что определение типа выборки будет зависеть от решаемых в исследовании задач, а также от самого вида исследования (рисунок 1).

Социология и социальные исследования. Проблемы. Этапы

Рисунок 1. Типы исследования и выборки

Определение объема выборки является результатом этой процедуры (таблица 6).

Под объемом выборки понимают общее число единиц исследования, которые включены в выборочную совокупность. Одним из важнейших вопросов в работе социолога является определение объема выборки. Объем будет зависеть от степени от того, насколько однородной является генеральная совокупность (чем однороднее, тем меньше будет объем выборки), а также от количества признаков выборки и необходимой степени точности результата. В случае если выборка построена верно, то результаты исследования будут надежными даже если объем был небольшой. Однако, если при построении выборки допущены ошибки, то даже большой объем не будет валидным.

Объем генеральной совокупности 5001000200030004000500010000100000бесконечная
Объем выборки222286333350360370385398400

Таблица 6. Определение объема выборки

В 1936 году аналитики журнала «Литерари Дайджест», в котором публиковались прогнозы выборов, сочли, что надежность данных будет зависеть от того, насколько много опрошенных у них будет. Это предположение обернулось неудачей. Они разослали несколько миллионов писем всем избирателям и журнал предсказал, что Альфред Лэндон, кандидат от республиканцев, одержит верх над Франклином Рузвельтом, лидером демократов на выборах в президенты США. Соотношение, которое предлагал журнал было 57% против 43%. В то же время, некий социолог Дж. Гэллап (1901-1984), который не обладал никакой популярностью, сумел предсказать успех Рузвельта, опросив при этом всего лишь 2,5 тыс. избирателей. Рузвельт и вправду стал президентом, собрав 62% голосов. Гэллап стал знаменитостью в один день, а Американский институт общественного мнения, который он основал, и по сей день один из ведущих в мире по проблематике изучения общественного мнения. Соответствуя методикам опросов, начало которым положили Дж. Гэллап, Л. Харрис и др. , на сегодняшний день в рамках национальной репрезентативной выборки обычно опрашивают не более 1-1,5 тыс. человек. Основным секретом успеха было профессиональное построение выборки, которая отражала типологические особенности населения. Ошибкой же журнала стало то, что исследователи не учли то, насколько социально неоднородно американское общество и взяли для опроса адреса из телефонных справочников у владельцев автомашин – т. их выборка состояла в первую очередь из людей со средним доходом и выше. В 1930-е годы данная группа населения была не репрезентативной по отношению к генеральной совокупности избирателей Америки, в отличие от современного общества США.

Необходимо помнить о том, что строить выборку – это ответственное и сложное дело, т. ее качество будет прямо влиять на то, какие результаты исследования будут получены. Задачи построения выборки необходимо обязательно решать в зависимости от конкретных условий.

Одна из важнейших позиций методического раздела программы социологического исследования – это обоснование комплекса методов, используемых для сбора социологической информации. Тут необходимо указать методы сбора данных, обосновать то, насколько необходимо использовать их в исследовании.

Следующая важная позиция программы – это выявление методов обработки и анализа данных. На данном этапе необходимо обозначить способы обработки данных, полученных эмпирическим путем (машинный или ручной), а также в чем заключалась работа по подготовке необходимой информации к обработке. Методы анализа данных будут зависеть от того, какие выбраны были методы сбора социологической информации, а также возможностей программного обеспечения, требуемого для их обработки и, конечно же, от целей и задач проводимого исследования.

Заключительным этапом процедурного раздела программы является рабочий организационный план исследования, в котором расписаны его этапы, а также время их осуществления, лица, которые отвечают за его реализацию, сроки окончания проведения исследования и подготовки отчета по науке, а также проведение всех организационно-технических мероприятий. После этого заканчивается этап разработки программы и подготовительный этап в деятельности исследователя. И можно начинать следующий этап – это уже проведение самого полевого исследования.

Понятие проблемы социологического исследования

Проблема социологического исследования — это барьер, вопрос научного или практического действия, которому необходимо длительное время для исследования, а также еще больше для решения.

У проблемы зачастую может быть только две стороны:

  • Познавательная (так называемая гносеологическая)
  • Предметная

Гносеологическая сторона проблемы — это несостыковки между известной информацией и действительностью. Когда создается программа, сформулировать данную проблему можно по-разному.

Только не путайте такие понятия как «проблема исследований в социологии» и «проблемная ситуация». Ведь для решения возникшей проблемы социологического исследования, у нее должна быть теоретически обоснованная основа, которую научно подтвердили. Если вам удастся решить проблемы, то вы автоматически получаете новые знания, которые гарантированно помогут в объяснении тех или иных ситуаций. Проблемную ситуацию зачастую можно встретить в проблеме социологических исследований.

Читать также:  Repair System Android 111.02211.13

Различные подходы к классификации проблем

Проблемы социологических исследований можно разделить на такие разновидности:

По носителям — это противоречия относящиеся к:

  • Группам: (национальность, профессия и возраст)
  • Социальные институты
  • Определенные предприятия

В зависимости от размеров развития

  • Локальные (в определенном месте)
  • Региональные (в целом регионе)
  • Национальные (которые касаются целой страны)
  • Глобальные (касаются всего мира)

В зависимости от глубины разногласий

  • Легко ликвидируются проблемы
  • Системные

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Социология и социальные исследования. Проблемы. Этапы

Уровни сложности проблемы и требования к ее созданию

Уровень сложности изучаемой проблемы, пропорционально зависим от сложности объекта для исследования, известной информации о нем и знания научного и практического определения области. Поэтому в процессе выбора и создания проблемы, необходимо выбрать конкретный объект для исследования.

Объект исследования — это главный носитель изучаемой проблемы или целая область социальной реальности, в которой имеются те или иные разногласия.

В теоретико-прикладном исследовании, необходимо акцентировать внимание и обсуждать теоретический объект (определенная область возникшей проблемы). В прикладном исследовании чаще всего речь идет об эмпирическом объекте.

Проблема исследования, начинает формироваться социологом на самом начальном этапе исследования, применяя конкретные вопросы, для решения которых и направлено исследование. Все уточнения проблемы происходят в процессе изучения объекта и предмета исследования.

Социология и социальные исследования. Проблемы. Этапы

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Для формулирования проблемы исследования можно выделить следующие требования:

  • Социологу необходимо хорошо понимать структуру проблемы, а также уметь отличать существенное и несущественное.
  • Также важным этапом в процессе изучения проблемы, можно отнести умение расчленения проблемы на несколько элементом, так происходит поэтапное детальное изучение.
  • В качестве проблемы необходимо выбирать то, что гарантированно не будет выступать в одиночном формате. Ведь цель социолога — это решить проблему любой ценой.

Для примера приведем принцип создания проблемы. Например, у нас есть исследование на такую тему как: «Характеристики сравнений того, как используются ресурсы всемирной сети Интернет разными возрастными группами».

Проблемой этого исследования выступает то, что у преимущественного большинства населения города, крайне малый уровень компьютерной грамотности. Также в статистике можно увидеть то, что значительная часть населения просто не имеет постоянного ежедневного доступа к сети интернета. Объектом исследования в этом случае выступает сам ресурс всемирной сети. А предметом исследования — это цель и частота использования интернета разными возрастными группами общества.

Стоит помнить то, что в предмет исследования входят все стороны и свойства объекта, в которых представляется проблема. Поэтому правильное понимание проблемы, предмета и объекта — это один из главных шагов в процессе создания программы социологического исследования для решения выбранной вами темы.

Определение целей социологического исследования. Этапы выделения единиц социологического наблюдения и формулирования гипотезы исследования. Отражение объекта в программе социологического исследования. Требования к наблюдателям

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет

Реферат на тему:

Социологические исследования. Проблемы. Этапы.

По предмету: Социология

Программа социологических исследований

Программой социологического исследования называется документ, в котором изложены тема, проблема, цели, задачи, предмет и объект исследования, определены типы наблюдения и анализа. В ней излагаются методология и гипотезы исследования, а также процедурные правила и логическая последовательность операций проверки и верификации гипотез.

Определение целей социологического исследования

Любая программа подразумевает прежде всего выделение целей исследования и причин его актуальности. Целями могут выступать:

получение нового знания об объекте, обладающем серьезным познавательным и эвристическим потенциалом;

решение трудных производственных и управленческих ситуаций (или, по крайней мере, их подробное социологическое описание, доведенное до уровня рекомендаций конкретным органам или работникам);

апробирование социологических методик или методологических разработок и т.

Цели исследования могут быть общими и конкретными. Возможно и выделение отдаленных (стратегических) и ближайших (тактических) целей.

Определение цели исследования — важный этап разработки программы. Неточно сформулированные цели обусловливают рыхлость теоретических предпосылок программы, неполный сбор информации, неконкретность практических рекомендаций. Неверно поставленные цели либо утопичны, что ведет к практическому их разрыву с задачами исследования, либо, напротив, слишком утилитарны, прагматичны, что ведет к стиранию различий задач и целей исследования.

Не меньшее значение имеет обоснование актуальности темы. Под актуальностью чаще всего понимается, в какой степени движение и структура изучаемого объекта выражают прогресс общества или отдельной сферы, насколько они отражены в соответствующих науках и дисциплинах. Для социологов это подразумевает формирование проблемных ситуаций, в контексте которых ведется исследование.

Обоснование контекста всего исследования, определенных рамок, обрисовка проблемной ситуации в значительной степени обусловливает и конечный его выход. Нет ничего ошибочнее, чем представление о том, что вот начнем собирать материал, проводить опросы, а уж от этого будут зависеть и конечный продукт, и концепция исследования. При таком подходе полезного результата не получишь.

Части программы социологического исследования

Программа исследования обычно состоит из двух частей — методологической и процедурной. В методологической части определяются тема, проблема, предмет и объект исследования, дается характеристика его целей, уточняются новые понятия, осуществляется предварительный анализ предмета исследования в целом, формулируются гипотезы и исследовательские задачи. В процедурной разрабатывается принципиальный план исследования, описываются методы и техника сбора данных, указываются способы анализа данных в соответствии с исследовательскими задачами и гипотезами.

Разработка программы, и в особенности ее первой части, является делом весьма ответственным, требует высокой квалификации. Если программа не разработана или не удовлетворительна, то исследование не стоит начинать, ибо теоретической и практической пользы от него будет мало.

Подготовка первой части программы предполагает большую теоретическую работу, поскольку на этом этапе закладывается фундамент для успешного решения всех последующих задач. Выбор темы исследования определяется позицией социологов или организации заказчика. Часто в программе отражается компромисс между этими позициями. Например, выбор темы исследования по проблематике управления в основном определяется планом работы органа управления и реальными задачами управления.

В рамках избранной темы может сформироваться несколько направлений исследования. Например, изучая пути повышения эффективности управленческой работы, уделяют внимание факторам, которые влияют на ее повышение или снижение.

Таким образом в рамках каждой темы полезно выделить несколько проблем. От их выбора существенно зависит дальнейшее направление работы.

Проблема в программе социологического исследования

Проблема — это противоречие между знанием и назревшей общественной потребностью, а иногда и просто столкновение качества нового знания с количеством знания старого, что типично для научных исследований. Каждая новая потребность толкает нас к новому знанию, ибо в старом знании мы не находим полного ответа на воп-рос, как решить возникшую проблему.

Обычно выделяют гносеологический аспект проблемы. В гносеологическом смысле проблема — противоречие между знанием о потребностях людей в каких-то действиях и незнанием средств, методов, способов реализации этих действий.

Практическая, предметная сторона проблемы социологического исследования — некое социальное противоречие, требующее разрешения.

В проблеме содержится нечто такое, что неизвестно людям, что требует изучения, определяет направление мыслительного процесса. Поэтому выявление проблемы — важный этап в разработке программы социологического исследования.

Что лежит в основе познавательной проблемы? Чаще всего — социальное противоречие.

Итак, в пределах одной темы вычленяется наиболее актуальная для общества, фирмы проблема или ряд проблем. Затем в программе указываются предполагаемые результаты исследования независимо от-того, будут ли эти результаты ориентированы преимущественно на получение теоретических выводов или на разработку практических рекомендаций управленцам. Ведь в одном исследовании можно ожидать и то, и другое.

Уточнению направлений исследования способствует выделение предмета исследования, т. законов, определяющих структуру и деятельность социальных объектов, принципов их взаимосвязи и тенденций развития. Предмет содержит в себе наиболее существенный для исследователя вопрос, который, в принципе, позволяет обнаружить новую тенденцию или даже закономерность изучаемого противоречия.

Например, если для исследования выбрана проблема повышения эффективности высшего образования, то в качестве предмета исследования могут быть выделены способы отбора наиболее талантливой молодежи, материальные условия учебы и быта студентов, квалификация преподавателей, организация учебного процесса, участие студентов в самоуправлении, внимание общества к проблемам высшей школы и др.

Выделение в рамках данной темы конкретной проблемы, предмета и объекта исследования позволяет уточнить направление научного поиска, получить конкретные результаты и разработать практические рекомендации. Напротив, как показывает многолетний опыт социологических исследований, отсутствие программы, проблемы, объекта и предмета изучения ведет к пустой трате времени, сил и средств, в конечном счете — к дискредитации самих исследований.

Отражение объекта в программе социологического исследования

В зависимости от целей, темы и проблемы исследования определяется объект изучения. В этом качестве выступает группа или общность людей, социальный институт, социальное явление, любая область социальной действительности. Объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания или социологического воздействия.

Этап выделения единиц социологического наблюдения

В качестве таких единиц могут выступать индивиды или группы людей (бригада, учебная группа, колхоз, цех, экипаж и т.

Чаще всего в ходе социологических исследований в качестве единицы наблюдения выступают индивиды. Очень редко в качестве единицы наблюдений выбираются отдельные ситуации поведения индивидов, используемые как своеобразные матрицы анализа. В процессе контент-анализа единицей наблюдения являются газеты, журналы, программы радио и телевидения.

В зависимости от того, что выбрано единицей наблюдения, определяются тип выборки и способ отбора таких единиц. Если за единицу взята семья, то целесообразна семейная выборка. Отдельные лица отбираются с помощью, например, случайной выборки и т.

Единица наблюдения — тот элемент совокупности, относительно которого ведется сбор социальной информации. В программе также указывается единица анализа. Единица наблюдения и единица анализа могут совпадать, а могут и различаться. Например, на этапе сбора информации единицей наблюдения являются индивиды, а на этапе обработки и анализа информации единицей анализа выступает коллектив. Так, проводя анкетный опрос индивидов, исследователь получает средние величины и сравнивает между собой различные коллективы, регионы, отрасли.

Определение проблемы, предмета и объекта предполагает основательную теоретическую работу. Исследователь должен быть вооружен знаниями в данной области науки. Речь прежде всего идет о социологии как науке об обществе, о таких прикладных отраслях знания, как социология науки, социология высшей школы, педагогика, история, теория управления, социальная психология, маркетинг и др. Все это находит отражение в методологической части программы. В ней содержится предварительный анализ предмета изучения в целом, на основе чего осуществляется теоретическое уточнение понятий.

Это делается для того, чтобы социальный заказчик, ознакомившись с программой, видел, из чего исходят авторы в своем исследовании.

О необходимости процедуры операционализации понятий говорит тот факт, что пилотажные исследования довольно часто показывают непонимание респондентами (опрашиваемыми) некоторых вопросов, поскольку они сформулированы в категориях философии или политэкономии. Рядовой гражданин нередко их не знает либо неверно истолковывает. Поэтому уточнение исходных понятий темы распространяется не только на научные категории, но и на общественные понятия. Особенно важны для социологического исследования операциональные определения, осуществляемые с помощью эмпирической интерпретации понятий. Задача такого определения состоит в сопоставлении анализируемого понятия с совокупностью фактов, отражением которой оно является. После того как понятие получило строгую эмпирическую интерпретацию, оно употребляется в одном и том же смысле на протяжении всего исследования.

В теоретической части программы должен быть также осуществлен логический анализ проблемы. Цель его — выявить связи между отдельными сторонами важнейших понятий и между самими понятиями. Решению этой задачи способствует системный (системно-компонентный, системно-функциональный, системно-интегративный и системно-структурный) анализ.

Он позволяет вычленить основные компоненты изучаемой системы, их функции и структуру, т. способ взаимосвязи компонентов.

Этап формулирования гипотезы исследования

Одно из важнейших мест в программе занимают гипотезы исследования. Не будет преувеличением сказать, что в гипотезах заключена основная новизна исследования, их подтверждение обеспечивает приращение нового знания. Рабочие гипотезы выдвигаются в результате теоретического (логического, системного) анализа проблемы и предмета изучения. Они представляют собой некоторые логические предположения о причинах и следствиях, о взаимосвязях условий и факторов, с одной стороны, и процесса и результатов.

Если в программе не заложены гипотезы, то можно быть уверенным, что научная ценность конечного продукта исследования будет низкой. Всякий раз, когда информация собирается без разработки программы, автор оказывается в растерянности при интерпретации полученных данных — средних величин, таблиц, графиков и др. Да, действительно, некоторые ответы на отдельные вопросы анкеты бывают интересными. Но сами по себе они не представляют большой ценности, если не подтверждают или не опровергают какую-либо гипотезу.

Гипотеза есть предположение. В процессе научного исследования гипотеза выступает альтернативой, которая оценивается ученым как возможный результат, который требует проверки. Она является реакцией исследователя на неопределенность конечного результата исследования. Получая новые факты, свойства, отношения, он сопоставляет их с гипотезой, ищет ее подтверждения.

В ходе исследования, как правило, выдвигается несколько гипотез, в том числе более общие и более частные, основные и неосновные, первичные и вторичные, описательные и объяснительные. Кроме того, они должны быть эмпирически доказуемы и не противоречить ранее созданной теории. Однако всякий раз, когда речь идет о прорыве в неизвестное, гипотезы могут входить в резкое противоречие с существующей теорией. Например, геометрия Лобачевского базируется на иных аксиомах, чем геометрия Эвклида, соответственно выводы этих геометрий различаются. В наши дни меняются представления об историческом процессе. Поэтому новые гипотезы, бесспорно, будут противоречить прежним догмам и схемам, но оснований для полного недоверия к ним нет. Это может означать просто смену парадигмы, господствующего типа мышления.

Кроме методологической и теоретической частей, в программе содержится процедурная часть, которая включает принципиальный план исследования, описание методов и техники сбора первичной социологической информации, описание способов анализа данных по доказательству или опровержению гипотез, первичные документы и формы представления результатов исследования — макеты таблиц, графиков, коэффициенты, вид уравнений и др. Как видим, разработка программы — сложная и ответственная работа. В ней — залог успешного завершения остальных этапов исследования.

Работа над программой социологического исследования

Виды интерпретации понятий

Организация социологического исследования

План научно-исследовательских работ

Этапы социологического исследования

Требования к наблюдателям (анкетерам, интервьюерам)

Этапы и процедуры разработки программы

Этапы использования процедур интерпретации

Основные элементы программы исследования

В наше время человечество превратилось в довольно — таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. Встаёт вопрос

  • Изучение организационных и методических приемов социологического анализа общественных процессов и явлений. Характеристика особенностей организации социологического исследования. Разработка программы, выдвижение гипотез, обработка и интерпретация данных.
  • Содержание и структура программы социологического исследования, ее объект и предмет. Основные этапы составления программы, требования к ней. Элементы методологического раздела. Задачи и постановка целей исследования. Формулировка рабочих гипотез.
  • Сущность конкретности и системности социологического исследования. Процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования. Определение объема научных, организационных и финансовых затрат программы исследования.
  • Цели, виды и этапы социологического исследования; теоретико-методологический и эмпирический уровни социологического знания. Программа и рабочий план социологического исследования, их подготовка и разработка. Применение выборочного метода исследования.
  • Методологическая и методическая составляющие программы социологического исследования. Определение объекта исследования, генеральная и выборочная совокупность. Методы выборки, разработка инструментария социологического исследования, основные понятия.
  • Особенности социально-психологических взглядов людей разных поколений и классов на понятие престижного социального статуса, возможности и способы его достижения. Составление программы социологического исследования. Анализ анкетных данных опроса.
  • Цели, виды и этапы социологического исследования; теоретико-методологический и эмпирический уровни социологического знания. Основные виды социологического исследования, этапы его проведения. Опрос как способ сбора информации. Обработка и анализ данных.

Социология и социальные исследования. Проблемы. Этапы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *