Создание и реализация индивидуальных образовательных планов для детей с ограниченными возможностями

СИПР –индивидуальная программа развития, которая разрабатывается для ребенка с умеренной, тяжелой или глубокой степенью УО, или для ребенка с ТМНР, сроком на один год. Разрабатывается она всеми специалистами, которые работают с ребенком. Родители могут участвовать в разработке СИПР.

Целью СИПР является построение образовательного процесса для ребенка с УО или с ТМНР, при создании которого учитываются индивидуальные особенности развития ребенка и его реальные возможности.

Целью реализации СИПР является обретение ребенком жизненно важных компетенций, которые позволят ребенку достигнуть максимальной самостоятельности, постепенно и планомерно расширить жизненный опыт и социальные контакты в доступных для него пределах.

  • индивидуализации учебно-воспитательного процесса и адаптации его к потребностям учащегося;
  • повышению эффективности школьной коррекционно-развивающей работы;
  • пошаговому, постепенному освоению учебного материала в том темпе, который комфортен ребенку с ОВЗ;
  • стимулированию интеллектуального развития и достижения высоких результатов;
  • повышению квалификации педработников и педагогической компетентности родителей, мотивации к самообразованию;
  • эффективному взаимодействию учителей и специалистов узких областей.

Решение о разработке СИПР принимает директор школы на основании заключения ПМПК и заявления родителей (законных представителей).

Вместе с тем, для организации работы с обучающимся специалистам образовательной организации необходимы дополнительные сведения, которые важны для учета индивидуальных возможностей и создания специальных условий образования особого ребенка. В частности, важно иметь сведения о состоянии его здоровья, например, случаются ли у ребенка эпилептические приступы, есть ли аллергические реакции и др. Если ребенок обследовался в больнице, проходил курсы реабилитации, либо посещал дошкольное образовательное учреждение, то, возможно, семья располагает выписками, характеристиками или другими документами, в которых содержится важная информация для специалистов образовательной организации и может быть использована в интересах развития ребенка. В связи с этим целесообразно предложить родителям показать выписки или передать копии данных документов для служебного пользования. Подобная просьба не будет являться нарушением закона, т. она мотивирована не запросом дополнительных документов для приема обучающегося, а необходимостью получения информации о ребенке для разработки СИПР и создания условий ее реализации.

СИПР разрабатывается для

Детей, обучающихся на дому индивидуально,

Детей, обучающихся дистанционно,

Детей, посещающих очно Общеобразовательную организацию.

При поступлении ребенка в образовательную организацию специалисты знакомятся с ним и его родителями (законными представителями), проводят психолого-педагогическое обследование с целью определения индивидуальных особенностей развития ребенка и его реальных возможностей. В последующем разрабатывается СИПР и определяются оптимальные условия его реализации.

В обследовании ребенка участвуют все специалисты, которые составляют и реализуют СИПР, например: учитель класса, учитель музыки, физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.

Родители (законные представители), имеют право участвовать в проведении обследования.

Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:

1) беседу с родителями, в ходе которой выясняется история ребенка; определяется отношение членов семьи к ребенку, их взгляд на его развитие, ожидания от образования, происходит общая ориентация членов семьи в организации образования детей на основе второго варианта АООП, определяется порядок разработки и реализации СИПР;

2) В ходе специально организованной деятельности ребенка специалисты в течение продолжительного периода (до 3-х недель) изучают возможности и особенности обучающегося. В качестве основного метода изучения используется наблюдение, дополнительно могут применяться различные опросники и фрагментарно тесты. В ходе наблюдения выявляются особенности двигательного и сенсорного развития ребенка; устанавливается сформированность базовых учебных действий, речи, действий с предметами и их изображениями, игрЫ, навыков самообслуживания; наличие контакта с детьми и взрослыми; особенности познавательной деятельности и др

3) Итоги обследования отражаются в протоколах и обсуждаются командой специалистов Псиихолого – педагогического сопровождения при участии родителей (законных представителей). Они анализируют результаты психолого – педагогического обследования, определяют состояние развития обучающегося, его реальные возможности и разрабатывают Специальную индивидуальную программу развития.

Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях, важно отразить условия обучения и воспитания ребенка в семье, отношение к его образованию близких родственников, а также формулировку заключения ПМПК.

Характеристика ребенка составляется на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. При составлении характеристики важно избегать общих фраз, отмечая особенности ребенка. В структуру характеристики включаются:

1) сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку);

2) заключение ПМПК;

3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

4) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);

5) особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;

6) сформированность импрессивной и экспрессивной речи;

7) сформированность социально значимых навыков, умений;

8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;

9) выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

Содержание образования на основе СИПР включает перечень конкретных образовательных задач, возможных результатов образования обучающегося, которые отобраны из содержательного раздела АООП: программ учебных предметов, коррекционных курсов и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), с учетом актуальности образовательных задач для данного конкретного обучающегося. Задачи образования формулируются в СИПР на один учебный год, затем пересматриваются с учетом оценки результатов освоения СИПР обучающимся. По результатам текущей и промежуточной аттестации ППк вносятся изменения в СИПР.

Условия реализации потребности в уходе

При необходимости, когда формирование у обучающихся навыков самообслуживания, передвижения, контроля своего поведения оказывается невозможно или ограничено, в образовательной организации создаются условия реализации потребности в уходе и присмотре. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и/или присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности. Это игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, реализация доступных проектов и др.

Внеурочная деятельность происходит преимущественно в групповой форме и призвана способствовать общему развитию и социальной интеграции обучающихся.

Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу. Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др.

Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР

Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными специалистами. Согласно требованиям к кадрам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в реализации АООП участвует междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники). В списке специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР, учитель класса и/или предмета, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, тьютор, ассистент и другие специалисты.

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося. При разработке данного раздела СИПР учитывается отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в частности. При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность и обязательства основных участников образовательного процесса.

В целях психологической поддержки, по желанию родителей организуются психокоррекционные группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом.

По мере решения психологических проблем, развития общения с другими, более опытными, родителями, создаются благоприятные условия для расширения сотрудничества со специалистами образовательной организации по вопросам обучения и воспитания детей. Психолого-педагогическая помощь включает мероприятия, проводимые образовательной организацией с родителями (законными представителями), например:

консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку;

участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР;

согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;

помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;

выполнение заданий, составленных специалистами образовательной организации для занятий с ребёнком в домашних условиях;

участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку;

регулярные контакты родителей и специалистов (телефон, интернет, дневник и др. ) в течение всего учебного года и др.

Согласованные с родителями (законными представителями) мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, заносятся в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая становится составной частью СИПР.

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга реализации СИПР участники ППк оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются в форме характеристики за учебный год. На основе характеристики по итогам года и внесенных в нее изменений, произошедших в летний период, составляется СИПР на следующий учебный период. В конце первого полугодия по итогам мониторинга, в случае необходимости, могут быть внесены изменения в СИПР.

СИПР, а также внесенные в нее изменения, принимаются педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом руководителя.

Нередко в классе есть дети, уровень познавательного развития которых сопоставим и в их СИПР есть одинаковые по содержанию задачи. Таких обучающихся можно объединить в группу внутри класса и обучать их совместно по тем учебным предметам, которые имеются в их индивидуальном учебном плане. В таких случаях разрабатывается календарно-тематический план на те предметы, по которому они обучаются в группе.

С ребенком, который не готов к тому, чтобы обучаться в составе какой-либо группы, ведется индивидуальная работа.

На сайте учебно – методический комплекс в Разделе Технологический предоставлен Алгоритм работы с конструктором по разработке СИПР. Можно воспользоваться конструктором СИПР, чтобы облегчить свою работу по написанию СИПР.

Создание и реализация индивидуальных образовательных планов для детей с ограниченными возможностями

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Ср 26 Май 2021

Нравится

Ответить

Пн 24 Май 2021

Нравится

Ответить

Вс 23 Май 2021

Нравится

Ответить

Сб 22 Май 2021

Нравится

Ответить

Ср 21 Апр 2021

Нравится

Ответить

спасибо большое за дополнительные материалы

Специальная индивидуальная программа развития

Балашова Анастасия Владимировна
Специальная индивидуальная программа развития

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.

Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

СИПР включает: 1. Общие сведения о ребенке;

Характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка;

Индивидуальный учебный план;

Условия реализации потребности в уходе и присмотре;

Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;

Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *