Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.
Помимо полного текста, учебная программа может сопровождаться пояснительной запиской, кратко раскрывающей задачи обучения данному предмету, описывающей последовательность изучения материала, перечисляющей наиболее существенные методы и организационные формы, устанавливающей связь с преподаванием других предметов.
Учебная программа — это
нормативный документ, в
котором очерчивается круг основных
знаний, навыков и умений, подлежащих
усвоению по каждому отдельно взятому
учебному предмету. Она включает перечень
тем изучаемого материала, рекомендации
по количеству времени на каждую тему,
распределение их по годам обучения и
время, отводимое для изучения всего
курса. В настоящее время в российских
школах используются два вида учебных
программ: типовые
программы и рабочие школьные программы. В отдельных случаях практикуются
личностно-индивидуальные авторские
программы, которые составляются и
применяются учителями-новаторами,
мастерами педагогического труда.
Основные принципы построения учебной программыПравить
- внимание к современным достижениям науки, техники и культуры
- соответствие социальным целям воспитания учащихся
- развитие творческих способностей учащихся
- преемственность — от ранее изученного материала к текущему и последующему;
- взаимные связи между учебными предметами, соответствующие естественным связям между изучаемыми явлениями.
Конкретизация содержания образования, определяемого учебной программой, происходит в учебниках, учебных пособиях и методических указаниях.
Учебные программы бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные. Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).
Рабочая учебная программа — учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки рабочих учебных программ устанавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.
Теория и практика разработки учебных программ знает два способа их построения:линейный и концентрический.
В последнее время интенсивно обосновывается, в частности Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ построения школьных программ.
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев — ступеней учебной работы, — как правило, только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.
Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении. Достоинство
линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе.
Концентрический способ построения учебных программ позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.
Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у учащихся иллюзию знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, естественно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в школьном обучении неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах. Аналогичное явление наблюдается и при изучении других предметов.
Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.
Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой, не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем.
Линейный (раздел изучается 1 раз); ступенчатый (раздел изучается в несколько этапов); концентрический (разделы изучаются «по кругу» от фонетики до синтаксиса).
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
На
основе учебного плана составляются
учебные
программы
по всем предметам.
Учебная
программа
– это нормативный документ, в котором
очерчивается круг основных знаний,
навыков и умений, подлежащих усвоению
по каждому отдельно взятому учебному
предмету. Она включает:
– перечень тем
изучаемого материала;
– рекомендации
по количеству времени на каждую тему;
– распределение
их по годам обучения;
– время, отводимое
для изучения всего курса. Выделяют
несколько видов учебных программ:
– личностно-индивидуальные
авторские программы, которые составляются
и применяются учителями-новаторами,
мастерами педагогического труда.
Типовые
программы
утверждаются Министерством общего и
профессионально образования РФ и носят
рекомендательный характер. Они очерчивают
лишь наиболее обобщенный, базовый круг
общеобразовательных знаний, навыков,
умений и систему ведущих научных
мировоззренческих идей, а также наиболее
общие рекомендации методического
характера с перечислением необходимых
и достаточных средств и приемов обучения,
специфических для конкретного учебного
предмета.
На
основе типовых составляются рабочие
программы,
в которых, как правило, отражается
национально-региональный компонент,
локальный или школьный, учитываются
возможности методического потенциала
учительства, а также информационного,
технического обеспечения и, естественно,
уровень подготовленности учащихся.
Авторские
программы
отличаются и логикой построения курса,
и глубиной поднимаемых в них вопросов,
теорий, и характером их освещения автором
программы. Они чаще всего используются
при преподавании специальных курсов
по выбору, обязательных факультативов
и других учебных предметов. Такие
программы при наличии рецензий
утверждаются советом школы.
Учебная программа
в структурном отношении состоит из трех
основных компонентов:
– объяснительная
записка, в которой излагаются цели и
задачи изучения предмета;
– содержательная
часть, включающая перечень тем,
распределение времени на изучение тем
и разделов, перечень рекомендуемых
занятий и методы обучения;
– методические
указания о путях реализации программы,
касающиеся методов, организационных
форм, средств обучения, а также оценки
знаний, навыков и умений, приобретаемых
учащимися в процессе изучения данного
учебного предмета.
В
структурном отношении учебные программы
подразделяются на линейные,
концентрические, спиральные и смешанные.
При
линейной
структуре отдельные части материала
образуют непрерывную последовательность
тесно связанных между собой звеньев,
прорабатываемых за время обучения, как
правило, один раз.
Концентрическая
структура предполагает возвращение к
изучаемым знаниям. Изложение одного и
того же вопроса постепенно расширяется,
обогащается новыми сведениями, связями
и зависимостями.
В
последнее время интенсивно обосновывается
так называемый спиральный
способ
построения школьных программ. Характерной
особенностью спиральной структуры
изложения материала является то, что
учащиеся, не теряя из поля зрения исходную
проблему, постепенно наращивают и
углубляют круг связанных с ней знаний.
Смешанные
сочетают в себе линейные и концентрические
схемы, что позволяет гибко распределять
учебный материал.
Учебная программа — это нормативный документ, определяющий назначение и место учебного предмета в системе подготовки специалистов, цели его изучения, содержание учебного материала, формы организации обучения.
Учебные программы по предметам, обеспечивающим профессиональную подготовку специалистов, разрабатываются в тесной взаимосвязи с целью обеспечения целостного овладения учебным материалом, необходимым для успешного выполнения профессиональной деятельности, предупреждения возможного дублирования, учета межпредметных связей при определении последовательности изучения учебных предметов.
К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».
Типовая учебная программа – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Типовой программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания.
Для разработки учебной программы предлагается использовать следующую схему ориентировочной основы действий:
1 этап разработки связан с определением назначения учебного предмета в подготовке специалиста и целей его изучения.
2 этап формирования учебного предмета связан с определением его состава и структуры. Главным системообразующим элементом при определении структуры предмета является объект изучения и его отношение к профессиональной деятельности специалиста.
3 этап работы связан с определением требований к знаниям и умениям по каждой теме, которые представляют собой дальнейшую конкретизацию образовательных целей учебного предмета.
4 этап связан с планированием лабораторных и практических работ. При разработке содержания лабораторных и практических работ следует иметь в виду, что в совокупности они призваны обеспечить формирование умений по предмету.
5 этап разработки учебных программ связан с определением объема и содержания самостоятельной работы студентов.
6 этап связан с определением содержания курсового проекта (работы) и времени его выполнения с учетом требований стандарта (квалификационной характеристики) и общих требований к знаниям и умениям по предмету.
Заключительный этап — составитель программы на основе сложившегося опыта и достижений педагогической науки разрабатывает рекомендации по рациональному выбору форм организации обучения.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.
Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает:
– перечень тем изучаемого материала;
– рекомендации по количеству времени на каждую тему;
– распределение их по годам обучения;
– время, отводимое для изучения всего курса. Выделяют несколько видов учебных программ:
– рабочие школьные программы;
– личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.
Типовые программы утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. Они очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета.
На основе типовых составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.
Авторские программы отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.
Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:
– объяснительная записка, в которой излагаются цели и задачи изучения предмета;
– содержательная часть, включающая перечень тем, распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;
– методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.
В структурном отношении учебные программы подразделяются на линейные, концентрические, спиральные и смешанные.
При линейной структуре отдельные части материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, один раз.
Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Изложение одного и того же вопроса постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.
В последнее время интенсивно обосновывается так называемый спиральный способ построения школьных программ. Характерной особенностью спиральной структуры изложения материала является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно наращивают и углубляют круг связанных с ней знаний.
Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал. Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. От качества учебной литературы зависит результативность обучения.
Основным видом учебной литературы является учебник — важный источник знаний для учащихся, одно из главных средств обучения. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.
В учебнике систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Систематическое изложение учебного материла в учебниках должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.
Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. В соответствии с требованиями стабильности учебник должен иметь устойчивую основу. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки.
Структура учебника включает в себя текст (тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения) как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты (аппарат организации и усвоения).
Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное основание учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:
– мотивационную, выражающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение;
– информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;
– контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
Дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, книги для внеклассного чтения, атласы, исторические и географические карты и т. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с учебными пособиями, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы.
Наряду с традиционными применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и т. Дидактические оценки этих новых средств обучения противоречивы, поэтому считается целесообразным применение их в комплексе с традиционными учебными материалами.
При изучении знаний, имеющих логическую структуру, эффективными оказываются компьютерные учебные материалы.
Способы построения учебной программы
Теория и практика разработки учебных программ знает два способа их построения: линейный и концентрический.
Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении. Достоинство линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе.
Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у учащихся иллюзию знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, естественно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в школьном обучении неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах. Аналогичное явление наблюдается и при изучении других предметов.
Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.
Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой, не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем (Куписевич Ч. Основы общей дидактики, М. , 1986. 96).
Учебники и учебные пособия
Конкретизация содержания учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Они выступают основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала.
Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления, памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании, их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.
Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании.
Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К нетекстовым компонентам относятся: аппарат организации и усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели.
Значительным дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, исторические и географические карты, фонохрестоматии, книги для внеклассного чтения и др. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с ними, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения, и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы (см. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций, 1993. 389-391).
Таким образом, учебники и учебные пособия — это не что иное, как информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности личности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Теория и практика разработки
учебных программ знает два способа их
построения: линейный
и концентрический.
В последнее время интенсивно
обосновывается, в частности Ч. Куписевичем,
так называемый спиральный способ
построения школьных программ.
Сущность линейного
способа построения учебных программ
состоит в том, что отдельные части (шаги,
порции) учебного материала выстраиваются
как бы по одной линии и образуют
непрерывную последовательность тесно
связанных между собой и взаимообусловленных
звеньев — ступеней учебной работы, —
как правило, только один раз. Причем
новое выстраивается на основе уже
известного и в тесной связи с ним.
Такое построение учебных
программ несет в себе как положительные,
так и отрицательные явления в обучении. Достоинство линейного способа расположения
содержания учебной программы заключается
в его экономичности во времени, поскольку
исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является
то, что в силу возрастных и психологических
особенностей учащихся, особенно на
младшей ступени обучения, школьники не
в состоянии постигать сущность изучаемых
явлений, сложных по своей природе.
Концентрический способ
построения учебных программ позволяет
один и тот же материал (вопрос) излагать
несколько раз, но с элементами усложнения,
с расширением, обогащением содержания
образования новыми компонентами, с
углублением рассмотрения имеющихся
между ними связей и зависимостей.
Концентрическое расположение
материала в программе предусматривает
не простое повторение, а изучение тех
же вопросов на расширенной основе с
более глубоким проникновением в сущность
рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп
школьного обучения, требует больших
затрат учебного времени на изучение
учебного материала, порой порождает у
учащихся иллюзию знания тех вопросов,
с которыми они повторно сталкиваются,
что, естественно, снижает уровень их
активности в обучении, концентризм в
школьном обучении неизбежен. Это особенно
ярко проявляется в процессе изучения
языка, математики, истории и других
предметов, которые изучаются в начальной
школе и затем в старших классах. Аналогичное явление наблюдается и при
изучении других предметов.
Негативных сторон линейного
и концентрического способа построения
учебных программ в значительной степени
удается избежать при составлении учебных
программ, прибегая к спиралеобразному
расположению в них учебного материала,
благодаря которому удается сочетать
последовательность и цикличность его
изучения. Характерной
особенностью этого способа является
то, что ученики, не теряя из поля зрения
исходную проблему, постепенно расширяют
и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры,
при которой к исходной проблеме
возвращаются порой даже спустя несколько
лет, в спиральной структуре нет перерывов
такого типа.
Кроме того, в отличие от
линейной структуры обучение, обладающее
спиральной структурой, не ограничивается
одноразовым представлением отдельных
тем (Куписевич Ч. Основы общей дидактики,
М. , 1986. 96).
Типовые учебные программы
Типовые программы очерчивают лишь
наиболее обобщенный, базовый круг
общеобразовательных знаний, навыков,
умений и систему ведущих научных
мировоззренческих идей, а также наиболее
общие рекомендации методического
характера с перечислением необходимых
и достаточных средств и приемов обучения,
специфических для конкретного учебного
предмета. Типовые программы служат
основанием для составления рабочих
школьных и индивидуальных учебных
программ. Они утверждаются Министерством
образования и науки, молодёжи спорта
Украины и носят рекомендательный
характер.
Рабочие учебные программы
На основе типовой учебной
программы составляются рабочие
программы, в
которых, как правило, отражается
национально-региональный компонент,
локальный или школьный, учитываются
возможности методического потенциала
учительства, а также информационного,
технического обеспечения и, естественно,
уровень подготовленности учащихся.
Структура учебной программы
Учебная программа в
структурном отношении состоит из трех
основных компонентов: объяснительная
записка, или введение, в
которой определяются целевые направления
изучения данного конкретного учебного
предмета в системе учебных дисциплин
общеобразовательной школы;
собственно содержание
образования —
учебный материал, который включает
основную информацию, понятия, законы,
теории, перечень обязательных предметных
навыков и умений, а также перечень
общеучебных навыков и умений, формирование
которых осуществляется на межпредметной
основе; методические
указания о
путях реализации программы, касающиеся
методов, организационных форм, средств
обучения, а также оценки знаний, навыков
и умений, приобретаемых учащимися в
процессе изучения данного учебного
предмета. Особое внимание в программах
последнего десятилетия уделяется
межпредметным связям, которые в обобщенном
виде представляются в конце содержания
основных разделов. Это позволяет учителю
проявить творческий подход к разработке
рабочей учебной программы, к поурочному
планированию и реализации межпредметных
связей в реальной педагогической
действительности.
Структура, способы и принципы построения учебной программы
Программа – это краткое изложение содержания учебного предмета (48, с. 1063).
Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса (32, с. 210).
Существуют типовые, авторские программы.
Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков и умений, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного предмета обучения. Типовые программы служат основанием для составления рабочих и индивидуальных учебных программ.
Типовая учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:
· объяснительная записка, или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы;
· собственно содержание образования – учебный материал, который включает основную информацию, понятия, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;
· методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых детьми в процессе изучения данного материала.
Особое внимание в программах последнего десятилетия уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет педагогу проявить творческий подход к разработке рабочей учебной программы, к реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности (32, с. 211).
Теория и практика разработки учебных программ знает следующие способы их построения: линейный, концентрический и спиральный. В последнее время все более интенсивно обосновывается так называемый спиральный способ построения учебных программ.
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой взаимообусловленных звеньев – ступеней учебной работы, как правило только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении.
Достоинством линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала.
Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей детей, особенно дошкольного возраста, они не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе. Например, достудентам сложно понять сущность классических произведений живописи.
Концентрический способ построения учебных программ допускает один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.
Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет обучение, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у детей иллюзии знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, возможно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в дошкольном образовании неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе обучения изобразительной деятельности дошкольников (32, с. 212).
Негативные стороны линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения.
Характерной особенностью этого способа является то, что студенты, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.
Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем (31, с. 99).
Построение содержания обучения на инвариантной основе дает возможность избежать перегрузки учебных программ. При этом их информационная емкость не только не снижается, а, наоборот, повышается, так как усвоение инвариантных знаний позволяет обучаемым самостоятельно их получать, причем не только те знания, которые известны в настоящее время, но и новые.
Анализ знаний, накопленных в разных предметных областях, показывает, что их накопление идет, как правило, путем увеличения все новых и новых частных явлений, новых частных зависимостей, основа же остается той же самой. В силу этого при построении содержания важно выделитьинварианты.
Реализация инвариантных принципов построения учебных программ повышает эффективность обучения по нескольким направлениям:
1) сокращается объем учебного предмета (иногда в несколько раз);
2) такое построение содержания обучения позволяет получить обучаемым более глубокие знания;
3) сокращение объема учебных предметов, как правило, позволяет сократить время их изучения обычно на 25-30% и тем самым разгрузить детей;
4) новый тип построения учебных программ повышаетразвивающий эффект обучения. Вместо обучения частным умениям педагог получает возможность формировать способности дошкольников.
Разработка обучающей программы. Обучение любому предмету можно разделить на конечное число циклов обучения. Под циклом мы понимаем деятельность педагога и ребенка, которая приводит обучаемого к усвоению единицы содержания и соответствующих умений, в которых они должны функционировать.
Для того чтобы все учащиеся усвоили намеченные знания и умения, педагогу необходимо выполнить ряд требований, вытекающих как из закономерностей процесса усвоения, так и из общей теории управления. Дело в том, что обучение — это частный случай управления, и поэтому успешность его протекания зависит от того, насколько полно выполняются требования к эффективному управлению. Остановимся на основных из них.
Проверка исходного состояния познавательной деятельности. Усвоение любых новых знаний и умений предполагает определенный уровень развития познавательной деятельности обучаемых: наличие тех или иных знаний и умений, на которых строятся новые.
Эта работа должна идти в двух направлениях:
1) проверяется наличие тех специфических знаний, которые предшествуют новым, являются для них предварительными;
2) определяется уровень общелогических знаний, которые задаются содержанием усваиваемой деятельности.
Важно также проверить наличие необходимых компонентов умения учиться: умение включаться в работу, составлять план работы и т.
Если необходимые предварительные умения отсутствуют, то их следует сформировать.
Обеспечение прохождения этапов процесса усвоения. Процесс усвоения, как известно, проходит шесть этапов: мотивационный, этап составления схемы ориентировочной основы деятельности; этап формирования деятельности в материальной форме; этап внешнеречевой деятельности; этап выполнения деятельности во внешней речи про себя и этап выполнения деятельности в форме внутренней речи.
Проектируя мотивационный этап, педагог должен помнить, что характер учебных мотивов существенно влияет на эффективность учебного процесса: она значительно повышается выше при наличии внутренних мотивов, в качестве которых выступают получаемые знания, усваиваемые виды познавательной деятельности. Разрабатывая проблемные ситуации для данного этапа, педагог должен заинтересовать студентов намеченными знаниями и умениями.
Авторские учебные программы
Что же касается авторских программ, то
они отличаются и логикой построения
курса, и глубиной поднимаемых в них
вопросов, теорий, и характером их
освещения автором программы. Они чаще
всего используются при преподавании
специальных курсов по выбору, обязательных
факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий
утверждаются педагогическим советом
школы.