Тестирование которое осуществляет выявление ошибок только на выполняющейся программе

Время на прочтение

Тестирование которое осуществляет выявление ошибок только на выполняющейся программе

На курсе, где я учился frontend-разработке, нас познакомили только с unit тестированием. Но уже на первом месте работы, я столкнулся и с регрессионным тестированием, и с автотестами, и с E2E-тестами. Мне было сложно понять, чем они отличаются, какие еще есть виды тестирования и кто их должен писать. Эта статья для начинающих разработчиков, которые задаются подобными вопросами.

Отладка программы – это процесс поиска и устранения ошибок. Часть ошибок формального характера, связанных с нарушением правил записи конструкций языка или отсутствием необходимых описаний, обнаруживает транслятор, производя синтаксический анализ текста программы. Транслятор выявляет ошибки и сообщает о них, указывая их тип и место в программе. Такие ошибки называются ошибками времени трансляции или синтаксическими ошибками.

Ошибочные ситуации могут возникнуть и при выполнении программы, например, деление на нуль или извлечение корня квадратного из отрицательного числа. Такие ошибки называются ошибками времени выполнения.

Программа, не имеющая ошибок трансляции и выполнения, может и не дать верных результатов из-за логических ошибок в алгоритме, т. е. алгоритмических или семантических ошибок. Ошибки подобного рода могут возникнуть на любом этапе разработки программы: постановки задачи, разработке математической модели или алгоритма. Необходим действенный контроль над процессом вычислений, позволяющий предотвращать или своевременно обнаруживать ошибки подобного рода. Для этого используются как качественный анализ задачи, основанный на различного рода интуитивных соображениях и правдоподобных рассуждениях, так и контрольный просчет или тестирование программы.

Тестирование программы – это выполнение программы на наборах исходных данных (тестах), для которых известны результаты, полученные другим методом. Система тестов подбирается таким образом, чтобы

а) проверить все возможные режимы работы программы;

б) по возможности, локализовать ошибку.

При тестировании программы простой и действенный метод дополнительного контроля над ходом её выполнения – получение контрольных точек, т. е. контрольный вывод промежуточных результатов.

Для проверки правильности работы программы иногда полезно также выполнить проверку выполнения условий задачи (например, для алгебраического уравнения найденные корни подставляются в исходное уравнение и проверяются расхождения левой и правой частей).

33. ВИДЫ ОШИБОК В ПРОГРАММАХ

Об ошибках в программе сигнализируют некорректная работоспособность программы либо ее полное невыполнение. В наше время для обозначения ошибки в программе используют термин «Баг» (с англ. Bug-жук).

Есть несколько типов ошибок:

1) Логическая ошибка. Это, пожалуй, наиболее серьезная из всех ошибок. Когда написанная программа на любом языке компилирует и работает правильно, но выдает неправильный вывод, недостаток заключается в логике основного программирования. Это ошибка, которая была унаследована от недостатка в базовом алгоритме. Сама логика, на которой базируется вся программа, является ущербной. Чтобы найти решение такой ошибки нужно фундаментальное изменение алгоритма. Вам нужно начать копать в алгоритмическом уровне, чтобы сузить область поиска такой ошибки. (пример: задача программы вывести сумму двух чисел а и b.

2) Синтаксическая ошибка. Каждый компьютерный язык, такой как C, Java, Perl и Python имеет специфический синтаксис, в котором будет написан код. Когда программист не придерживаться «грамматики» спецификациями компьютерного языка, возникнет ошибка синтаксиса. Такого рода ошибки легко устраняются на этапе компиляции.

3) Ошибка компиляции. Компиляция это процесс, в котором программа, написанная на языке высокого уровня, преобразуется в машиночитаемую форму. Многие виды ошибок могут происходить на этом этапе, в том числе и синтаксические ошибки. Иногда, синтаксис исходного кода может быть безупречным, но ошибка компиляции все же может произойти. Это может быть связано с проблемами в самом компиляторе. Эти ошибки исправляются на стадии разработки.

4) Ошибки среды выполнения (RunTime). Программный код успешно скомпилирован, и исполняемый файл был создан. Вы можете вздохнуть с облегчением и запустить программу, чтобы проверить ее работу. Ошибки при выполнении программы могут возникнуть в результате аварии или нехватки ресурсов носителя. Разработчик должен был предвидеть реальные условия развертывания программы. Это можно исправить, вернувшись к стадии кодирования.

5) Арифметическая ошибка. Многие программы используют числовые переменные, и алгоритм может включать несколько математических вычислений. Арифметические ошибки возникают, когда компьютер не может справиться с проблемами, такими как «Деление на ноль», или ведущие к бесконечному результату. Это снова логическая ошибка, которая может быть исправлена только путем изменения алгоритма.

6) Ошибки ресурса. Ошибка ресурса возникает, когда значение переменной переполняет максимально допустимое значение. Переполнение буфера, использование неинициализированной переменной, нарушение прав доступа и переполнение стека — примеры некоторых распространенных ошибок.

7) Ошибка взаимодействия. Они могут возникнуть в связи с несоответствием программного обеспечения с аппаратным интерфейсом или интерфейсом прикладного программирования. В случае веб-приложений, ошибка интерфейса может быть результатом неправильного использования веб-протоколов

Синтаксические ошибки – это ошибки в записи конструкций языка программирования (чисел, переменных, функций, выражений, операторов, меток, подпрограмм).

Семантические ошибки – это ошибки, связанные с неправильным содержанием действий и использованием недопустимых значений величин.

Обнаружение большинства синтаксических ошибок автоматизировано в основных системах программирования. Поиск же семантических ошибок гораздо менее формализован; часть их проявляется при исполнении программы в нарушениях процесса автоматических вычислений и индицируется либо выдачей диагностических сообщений рабочей программы, либо отсутствием печати результатов из-за бесконечного повторения одной и той же части программы (зацикливания), либо появлением непредусмотренной формы или содержания печати результатов. Семантически ошибки можно выявить, пользуясь отладчиком, встроенным в компилятор.

Модульное тестирование (Unit testing)

Модульное тестирование выполняется на уровне отдельных блоков приложения. Это может быть тест, который проверяет корректность работы отдельной функции или React-компонента.

Пример. Функция на JavaScript принимает два числа и возвращает сумму.

Пример модульного теста, который проверяет работу этой функции:

Кто пишет тесты: модульные тесты обычно пишет сам автор кода.

ПРИМЕЧАНИЕ: я написал обзорную статью на библиотеку React-testing-library, в ней подробно рассказывается, как покрыть unit-тестами React-компонент.

Тестирование на производительность (Performance testing)

Тестирование на производительность проверяет производительность продукта при различных нагрузках и условиях использования. Цель — убедиться в том, что продукт может обрабатывать большое количество запросов сохраняя скорость и стабильность.

Отличие между тестированием на производительность и нагрузочным тестированием заключается в целях тестирования.

Цель тестирования на производительность — проверить, как быстро работает приложение и с какой скоростью обрабатывает определенный объем данных. Например проверяется скорость открытия страницы, время загрузки данных и т.д.

Нагрузочное тестирование, проверяет как много пользователей может использовать приложение одновременно без существенного замедления работы или падения производительности.

Пример. Как пример теста на производительность используем пример нагрузочного тестирования. Те же условия, тот же тест-сценарий, но главное отличие будет в фокусе тестирования, т.е. в том, на какие показатели будут смотреть тестировщики.

Тестирование на производительность и тестирование на нагрузку могут быть взаимосвязаны и часто проводятся вместе.

Кто пишет тесты: тестирование на производительность обычно пишет команда QA-инженеров.

Интеграционное тестирование (Integration testing)

Интеграционное тестирование проверяет правильность взаимодействия узлов IT-продукта. При проведении интеграционного тестирования необходимо убедиться в том, что каждый компонент приложения работает корректно при определенном сценарии. Веб-интерфейс должен правильно отправлять запросы к API, API должен правильно обрабатывать запросы и взаимодействовать с базой данных, а база данных сохранять нужную информацию.

Кроме того, нужно убедиться в том, что приложение работает корректно в случае возникновения ошибок, например, при отсутствии соединения с базой данных.

ВАЖНО: Корректность обработки ошибок — это часть любого вида тестирования.

Интеграционное тестирование выполняется как вручную, так и автоматизированно с использованием специальных инструментов, таких как Postman или SoapUI.

Пример. Приложение для онлайн-оплаты, которое включает в себя: веб-интерфейс, API для обработки платежей и базу данных для хранения информации о платежах. Интеграционное тестирование поможет убедиться в том, что компоненты работают корректно вместе.

Один из возможных сценариев тестирования:

  • Запрос на создание нового платежа отправляется через веб-интерфейс.
  • API для обработки платежей получает запрос и создает новую запись в базе данных.
  • Веб-интерфейс получает уведомление о создании нового платежа и отображает его в списке платежей на странице.
  • Пользователь проверяет, что новый платеж отображается на странице, и подтверждает его.

Кто пишет тесты: Интеграционные тесты обычно пишутся командой QA-инженеров.

Функциональное тестирование (Functional testing)

Функциональное тестирование проводится для проверки функциональности приложения. Оно позволяет убедиться в том, что приложение работает корректно и выполняет функции, соответствующие требованиям пользователей и заказчика.

Функциональное тестирование проверяет отдельные функции и возможности приложения, а интеграционное тестирование проверяет взаимодействие компонентов системы в целом.

Пример. Веб-приложение для онлайн-бронирования номеров в отеле. Функциональное тестирование поможет убедиться в том, что приложение работает корректно и выполняет свои функции.

Возможный сценарий тестирования:

  • Пользователь открывает веб-страницу приложения и выбирает нужную дату заезда и выезда.
  • Приложение отображает свободные номера в отеле на выбранные даты.
  • Пользователь выбирает номер и вводит свои данные для бронирования.
  • Приложение подтверждает бронирование и отправляет подтверждение на электронную почту пользователя.

Кто пишет тесты: функциональные тесты обычно пишутся командой QA-инженеров.

ПРИМЕЧАНИЕ: Пара слов о End-to-End(E2E) тестировании, это тестирование, которое позволяет проверить работу всей системы или приложения с точки зрения пользователя от начала до конца (от «end» — начала, до «end» — конца).

Читать также:  Utorrent web ошибка при установке

Оно включает в себя проверку основных сценариев использования приложения — от взаимодействия пользователя с интерфейсом до проверки корректности ответа сервера. Также при E2E тестировании проверяются функциональные возможности приложения, такие как формирование отчетов, работа с базами данных и другие.

Таким образом, E2E тестирование можно рассматривать и как функциональное и как интеграционное.

Автоматизированное тестирование (Automated testing)

Автоматизированное тестирование — это способ проведения тестирования. Пример интеграционного тестирования, описанный выше, можно выполнить вручную, без использования специальных инструментов, а можно автоматизировать. Для автоматизации используются специальные инструменты и программы.

Автотесты имеют ряд преимуществ перед ручным тестированием, например:

  • Эффективность и экономия времени: выполняются быстрее, чем ручные, и могут работать 24/7 без остановки.
  • Повторяемость: можно повторять бесконечное количество раз с одинаковой точностью и результатами.
  • Объективность: исключается влияние субъективного мнения и человеческих ошибок.
  • Охват: могут охватывать большее количество функций приложения, чем это возможно в ручном режиме.

Пример: примером может быть любой из приведенных выше, если это тестирование было автоматизировано.

Кто пишет тесты: Автоматизированные тесты обычно пишутся командой QA-инженеров.

Нагрузочное тестирование (Load testing)

Нагрузочное тестирование проводится для определения максимальной нагрузки, которую может выдержать приложение. В процессе проверяется производительность приложения и выявляются возможные проблемы в работе при большой нагрузке.

Пример. Необходимо убедиться, что онлайн-магазин продолжает работать корректно, когда к нему обращается большое количество пользователей.

Для нагрузочного тестирования создается тест-сценарий, который имитирует действия пользователя на сайте, например:

  • Пользователь открывает главную страницу магазина.
  • Пользователь ищет товары по определенным категориям.
  • Пользователь добавляет товары в корзину.
  • Пользователь оформляет заказ.

Тест-сценарий запускается под разной нагрузкой, например, с одновременным выполнением скрипта на 100, 500 и 1000 пользователей. Анализ результатов тестирования помогает определить, как много пользователей приложение может обрабатывать одновременно, не замедляя работу и не выходя из строя.

Кто пишет тесты: нагрузочные тесты обычно пишутся командой QA-инженеров.

Способы тестирования программного обеспечения

Всем привет! Уже на следующей неделе мы запускаем новый поток по курсу «Автоматизация веб-тестирования». Этому и будет посвящен сегодняшний материал.

В этой статье рассматриваются различные способы тестирования программного обеспечения, такие как модульное тестирование (unit testing), интеграционное тестирование (integration testing), функциональное тестирование (functional testing), приемочное тестирование (acceptance testing) и т.д.

Тестирование которое осуществляет выявление ошибок только на выполняющейся программе

Есть множество разных типов тестов, которые вы можете применить, чтобы убедиться, что изменения в вашем коде работают по сценарию. Не все типы тестирования идентичны, хотя здесь мы рассмотрим, насколько основные практики тестирования отличаются друг от друга.

Тестирование: ручное или автоматизированное?

Сначала надо понять различия между ручными и автоматизированными тестами. Ручное тестирование проводится непосредственно человеком, который нажимает на кнопочки в приложении или взаимодействует с программным обеспечением или API с необходимым инструментарием. Это достаточно затратно, так как это требует от тестировщика установки среды разработки и выполнения тестов вручную. Имеет место вероятность ошибки за счет человеческого фактора, например опечатки или пропуска шагов в тестовом сценарии.

Автоматизированные тесты, с другой стороны, производятся машиной, которая запускает тестовый сценарий, который был написан заранее. Такие тесты могут сильно варьироваться в зависимости от сложности, начиная от проверки одного единственного метода в классе до отработки последовательности сложных действий в UI, чтобы убедиться в правильности работы. Такой способ считается более надежным, однако его работоспособность все еще зависит от того насколько скрипт для тестирования был хорошо написан.

Автоматизированные тесты – это ключевой компонент непрерывной интеграции (Continuous Integration) и непрерывной доставки (continuous delivery), а также хороший способ масштабировать ваш QA процесс во время добавления нового функционала для вашего приложения. Однако в ручном тестировании все равно есть своя ценность. Поэтому в статье мы обязательно поговорим об исследовательском тестировании (exploratory testing).

Различные типы тестов

Модульные тесты считаются низкоуровневыми, близкими к исходному коду вашего приложения. Они нацелены на тестирование отдельных методов и функций внутри классов, тестирование компонентов и модулей, используемых вашей программой. Модульные тесты в целом не требуют особых затрат на автоматизацию и могут отрабатывать крайне быстро, если задействовать сервер непрерывной интеграции (continuous integration server).

Интеграционные тесты проверяют хорошо ли работают вместе сервисы и модули, используемые вашим приложением. Например, они могут тестировать интеграцию с базой данных или удостоверяться, что микросервисы правильно взаимодействуют друг с другом. Эти тесты запускаются с бОльшими затратами, поскольку им необходимо, чтобы много частей приложения работало одновременно.

Функциональные тесты основываются на требованиях бизнеса к приложению. Они лишь проверяют выходные данные после произведенного действия и не проверяют промежуточные состояния системы во время воспроизведения действия.

Иногда между интеграционными тестами и функциональными тестами возникают противоречия, т.к. они оба запрашивают множество компонентов, взаимодействующих друг с другом. Разница состоит в том, что интеграционные тесты могут просто удостовериться, что доступ к базе данных имеется, тогда как функциональный тест захочет получить из базы данных определенное значение, чтобы проверить одно из требований к конечному продукту.

Сквозные тесты (End-to-end tests)

Сквозное тестирование имитирует поведение пользователя при взаимодействии с программным обеспечением. Он проверяет насколько точно различные пользователи следуют предполагаемому сценарию работы приложения и могут быть достаточно простыми, допустим, выглядеть как загрузка веб-страницы или вход на сайт или в более сложном случае – подтверждение e-mail адреса, онлайн платежи и т.д.

Сквозные тесты крайне полезные, но производить их затратно, а еще их может быть сложно автоматизировать. Рекомендуется проводить несколько сквозных тестов, но все же полагаться больше на низкоуровневое тестирование (модульные и интеграционные тесты), чтобы иметь возможность быстро распознать серьезные изменения.

Приемочные тесты – это формальные тесты, которые проводятся, чтобы удостовериться, что система отвечает бизнес-запросам. Они требуют, чтобы приложение запускалось и работало, и имитируют действия пользователя. Приемочное тестирование может пойти дальше и измерить производительность системы и отклонить последние изменения, если конечные цели разработки не были достигнуты.

Тесты на производительности проверяют поведение системы, когда она находится под существенной нагрузкой. Эти тесты нефункциональные и могут принимать разную форму, чтобы проверить надежность, стабильность и доступность платформы. Например, это может быть наблюдение за временем отклика при выполнении большого количества запросов или наблюдение за тем, как система ведет себя при взаимодействии с большими данными.

Тесты производительности по своей природе проводить достаточно затратно, но они могут помочь вам понять, какие внешние факторы могут уронить вашу систему.

Дымовое тестирование (Smoke testing)

Дымовые тесты – это базовые тесты, которые проверяют базовый функционал приложения. Они отрабатывают достаточно быстро и их цель дать понять, что основные функции системы работают как надо и не более того. Такое тестирование направлено на выявление явных ошибок.

Дымовые тесты могут оказаться полезными сразу после сборки нового билда для проверки на то, можете ли вы запустить более дорогостоящие тесты, или сразу после развёртывания, чтобы убедиться, что приложение работает нормально в новой среде.

Как автоматизировать тесты

Для автоматизации тестирования, вам для начала придется написать их на каком-то из языков программирования с использованием фреймворка для тестирования, который подойдет для вашего приложения. PHPUnit , Mocha, RSpec – это примеры фреймворков для тестирования, которые вы можете использовать для PHP, Javascript и Ruby, соответственно. В них есть множество возможностей для каждого языка, поэтому вам стоит немного позаниматься исследованием самостоятельно и проконсультироваться с сообществами разработчиков, чтобы понять, какой фреймворк подойдет вам лучше всего.

Если ваши тесты могут запускаться с помощью скриптов из терминала, вы можете автоматизировать их, использовав сервер непрерывной интеграции по типу Bamboo или же облачного сервера Bitbucket Pipelines. Эти инструменты будут мониторить ваши репозитории и исполнять наборы тестов, как только новые изменения будут запушены в основной репозиторий.

Тестирование которое осуществляет выявление ошибок только на выполняющейся программе

Если вы новичок в вопросах тестирования, обратитесь к нашему руководству по непрерывной интеграции, чтобы создать свой первый набор тестов.

Чем больше функций и улучшений добавляется в ваш код, тем больше возрастает потребность в тестировании, поскольку на каждом этапе вам необходимо убеждаться, что система работает корректно. Также это понадобится каждый раз, когда вы исправляете баг, поскольку было бы не лишним убедиться, что он не вернется снова после нескольких релизов. Автоматизация – это ключ к тому, чтобы это стало возможным; написание тестов рано или поздно станет частью вашей практики разработчика.

Вопрос заключается в том, надо ли вообще в таком случае проводить ручное тестирование? Короткий ответ – да, и оно должно быть сфокусировано на том, что называется «исследовательское тестирование» (exploratory testing), которое помогает выявить неочевидные ошибки.

Сессия исследовательского тестирования не должна превышать двух часов и должна иметь четко ограниченную область действия, чтобы помочь тестировщикам сосредоточиться на определенной области программного обеспечения. После информирования всех тестировщиков о границах проведения тестирования, на их усмотрения остаются действия, которые они будут предпринимать, чтобы проверить, как поведет себя система. Такое тестирование является дорогостоящим по своей природе, но очень полезно для выявления проблем с пользовательским интерфейсом или проверки работоспособности сложных рабочих процессов для пользователей. Такое тестирование важно проводить всякий раз, когда в приложение добавляется кардинально новая функция, чтобы понять, как она поведет себя в пограничных условиях.

Читать также:  Ошибка в программе 1с при закрытии месяца

Заметка о тестировании

И, наконец, тесты – это тоже код! Так что не забывайте о них во время code review, поскольку они могут быть последним этапом перед выпуском продукта на потребительский рынок.

Фундаментальная теория тестирования

В тестировании нет четких определений, как в физике, математике, которые при перефразировании становятся абсолютно неверными. Поэтому важно понимать процессы и подходы. В данной статье разберем основные определения теории тестирования.

Тестирование которое осуществляет выявление ошибок только на выполняющейся программе

Перейдем к основным понятиям

Тестирование программного обеспечения (Software Testing) — проверка соответствия реальных и ожидаемых результатов поведения программы, проводимая на конечном наборе тестов, выбранном определённым образом.

Цель тестирования — проверка соответствия ПО предъявляемым требованиям, обеспечение уверенности в качестве ПО, поиск очевидных ошибок в программном обеспечении, которые должны быть выявлены до того, как их обнаружат пользователи программы.

Для чего проводится тестирование ПО?

  • Для проверки соответствия требованиям.
  • Для обнаружение проблем на более ранних этапах разработки и предотвращение повышения стоимости продукта.
  • Обнаружение вариантов использования, которые не были предусмотрены при разработке. А также взгляд на продукт со стороны пользователя.
  • Повышение лояльности к компании и продукту, т.к. любой обнаруженный дефект негативно влияет на доверие пользователей.

Принципы тестирования

  • Принцип 1 — Тестирование демонстрирует наличие дефектов (Testing shows presence of defects).
    Тестирование только снижает вероятность наличия дефектов, которые находятся в программном обеспечении, но не гарантирует их отсутствия.
  • Принцип 2 — Исчерпывающее тестирование невозможно (Exhaustive testing is impossible).
    Полное тестирование с использованием всех входных комбинаций данных, результатов и предусловий физически невыполнимо (исключение — тривиальные случаи).
  • Принцип 3 — Раннее тестирование (Early testing).
    Следует начинать тестирование на ранних стадиях жизненного цикла разработки ПО, чтобы найти дефекты как можно раньше.
  • Принцип 4 — Скопление дефектов (Defects clustering).
    Большая часть дефектов находится в ограниченном количестве модулей.
  • Принцип 5 — Парадокс пестицида (Pesticide paradox).
    Если повторять те же тестовые сценарии снова и снова, в какой-то момент этот набор тестов перестанет выявлять новые дефекты.
  • Принцип 6 — Тестирование зависит от контекста (Testing is context depending). Тестирование проводится по-разному в зависимости от контекста. Например, программное обеспечение, в котором критически важна безопасность, тестируется иначе, чем новостной портал.
  • Принцип 7 — Заблуждение об отсутствии ошибок (Absence-of-errors fallacy). Отсутствие найденных дефектов при тестировании не всегда означает готовность продукта к релизу. Система должна быть удобна пользователю в использовании и удовлетворять его ожиданиям и потребностям.

Обеспечение качества (QA — Quality Assurance) и контроль качества (QC — Quality Control) — эти термины похожи на взаимозаменяемые, но разница между обеспечением качества и контролем качества все-таки есть, хоть на практике процессы и имеют некоторую схожесть.

QC (Quality Control) — Контроль качества продукта — анализ результатов тестирования и качества новых версий выпускаемого продукта.

К задачам контроля качества относятся:

  • проверка готовности ПО к релизу;
  • проверка соответствия требований и качества данного проекта.

QA (Quality Assurance) — Обеспечение качества продукта — изучение возможностей по изменению и улучшению процесса разработки, улучшению коммуникаций в команде, где тестирование является только одним из аспектов обеспечения качества.

К задачам обеспечения качества относятся:

  • проверка технических характеристик и требований к ПО;
  • оценка рисков;
  • планирование задач для улучшения качества продукции;
  • подготовка документации, тестового окружения и данных;
  • тестирование;
  • анализ результатов тестирования, а также составление отчетов и других документов.

Тестирование которое осуществляет выявление ошибок только на выполняющейся программе

Верификация и валидация — два понятия тесно связаны с процессами тестирования и обеспечения качества. К сожалению, их часто путают, хотя отличия между ними достаточно существенны.

Верификация (verification) — это процесс оценки системы, чтобы понять, удовлетворяют ли результаты текущего этапа разработки условиям, которые были сформулированы в его начале.

Валидация (validation) — это определение соответствия разрабатываемого ПО ожиданиям и потребностям пользователя, его требованиям к системе.

Пример: когда разрабатывали аэробус А310, то надо было сделать так, чтобы закрылки вставали в положение «торможение», когда шасси коснулись земли. Запрограммировали так, что когда шасси начинают крутиться, то закрылки ставим в положение «торможение». Но вот во время испытаний в Варшаве самолет выкатился за пределы полосы, так как была мокрая поверхность. Он проскользил, только потом был крутящий момент и они, закрылки, открылись. С точки зрения «верификации» — программа сработала, с точки зрения «валидации» — нет. Поэтому код изменили так, чтобы в момент изменения давления в шинах открывались закрылки.

Документацию, которая используется на проектах по разработке ПО, можно условно разделить на две группы:

  • Проектная документация — включает в себя всё, что относится к проекту в целом.
  • Продуктовая документация — часть проектной документации, выделяемая отдельно, которая относится непосредственно к разрабатываемому приложению или системе.

Этапы тестирования

  • Анализ продукта
  • Работа с требованиями
  • Разработка стратегии тестирования и планирование процедур контроля качества
  • Создание тестовой документации
  • Тестирование прототипа
  • Основное тестирование
  • Стабилизация
  • Эксплуатация

Стадии разработки ПО — этапы, которые проходят команды разработчиков ПО, прежде чем программа станет доступной для широкого круга пользователей.

Программный продукт проходит следующие стадии:

  • анализ требований к проекту;
  • проектирование;
  • реализация;
  • тестирование продукта;
  • внедрение и поддержка.

Требования

Требования — это спецификация (описание) того, что должно быть реализовано.
Требования описывают то, что необходимо реализовать, без детализации технической стороны решения.

  • Корректность — точное описание разрабатываемого функционала.
  • Проверяемость — формулировка требований таким образом, чтобы можно было выставить однозначный вердикт, выполнено все в соответствии с требованиями или нет.
  • Полнота — в требовании должна содержаться вся необходимая для реализации функциональности информация.
  • Недвусмысленность — требование должно содержать однозначные формулировки.
  • Непротиворечивость — требование не должно содержать внутренних противоречий и противоречий другим требованиям и документам.
  • Приоритетность — у каждого требования должен быть приоритет(количественная оценка степени значимости требования). Этот атрибут позволит грамотно управлять ресурсами на проекте.
  • Атомарность — требование нельзя разбить на отдельные части без потери деталей.
  • Модифицируемость — в каждое требование можно внести изменение.
  • Прослеживаемость — каждое требование должно иметь уникальный идентификатор, по которому на него можно сослаться.

Дефект (bug) — отклонение фактического результата от ожидаемого.

Отчёт о дефекте (bug report) — документ, который содержит отчет о любом недостатке в компоненте или системе, который потенциально может привести компонент или систему к невозможности выполнить требуемую функцию.

Атрибуты отчета о дефекте:

  • Уникальный идентификатор (ID) — присваивается автоматически системой при создании баг-репорта.
  • Тема (краткое описание, Summary) — кратко сформулированный смысл дефекта, отвечающий на вопросы: Что? Где? Когда(при каких условиях)?
  • Подробное описание (Description) — более широкое описание дефекта (указывается опционально).
  • Шаги для воспроизведения (Steps To Reproduce) — описание четкой последовательности действий, которая привела к выявлению дефекта. В шагах воспроизведения должен быть описан каждый шаг, вплоть до конкретных вводимых значений, если они играют роль в воспроизведении дефекта.
  • Фактический результат (Actual result) — описывается поведение системы на момент обнаружения дефекта в ней. чаще всего, содержит краткое описание некорректного поведения(может совпадать с темой отчета о дефекте).
  • Ожидаемый результат (Expected result) — описание того, как именно должна работать система в соответствии с документацией.
  • Вложения (Attachments) — скриншоты, видео или лог-файлы.
  • Серьёзность дефекта (важность, Severity) — характеризует влияние дефекта на работоспособность приложения.
  • Приоритет дефекта (срочность, Priority) — указывает на очерёдность выполнения задачи или устранения дефекта.
  • Статус (Status) — определяет текущее состояние дефекта. Статусы дефектов могут быть разными в разных баг-трекинговых системах.
  • Окружение (Environment) – окружение, на котором воспроизвелся баг.

Жизненный цикл бага

Тестирование которое осуществляет выявление ошибок только на выполняющейся программе

Severity vs Priority

Серьёзность (severity) показывает степень ущерба, который наносится проекту существованием дефекта. Severity выставляется тестировщиком.

Градация Серьезности дефекта (Severity):

  • Критический (S2 – Critical)
    критическая ошибка, неправильно работающая ключевая бизнес-логика, дыра в системе безопасности, проблема, приведшая к временному падению сервера или приводящая в нерабочее состояние некоторую часть системы, то есть не работает важная часть одной какой-либо функции либо не работает значительная часть, но имеется workaround (обходной путь/другие входные точки), позволяющий продолжить тестирование.
  • Значительный (S3 – Major)
    не работает важная часть одной какой-либо функции/бизнес-логики, но при выполнении специфических условий, либо есть workaround, позволяющий продолжить ее тестирование либо не работает не очень значительная часть какой-либо функции. Также относится к дефектам с высокими visibility – обычно не сильно влияющие на функциональность дефекты дизайна, которые, однако, сразу бросаются в глаза.
  • Незначительный (S4 – Minor)
    часто ошибки GUI, которые не влияют на функциональность, но портят юзабилити или внешний вид. Также незначительные функциональные дефекты, либо которые воспроизводятся на определенном устройстве.
  • Тривиальный (S5 – Trivial)
    почти всегда дефекты на GUI — опечатки в тексте, несоответствие шрифта и оттенка и т.п., либо плохо воспроизводимая ошибка, не касающаяся бизнес-логики, проблема сторонних библиотек или сервисов, проблема, не оказывающая никакого влияния на общее качество продукта.
Читать также:  В статье рассматривается вопрос чтения в современной культуре

Срочность (priority) показывает, как быстро дефект должен быть устранён. Priority выставляется менеджером, тимлидом или заказчиком

Градация Приоритета дефекта (Priority):

  • P1 Высокий (High)
    Критическая для проекта ошибка. Должна быть исправлена как можно быстрее.
  • P2 Средний (Medium)
    Не критичная для проекта ошибка, однако требует обязательного решения.
  • P3 Низкий (Low)
    Наличие данной ошибки не является критичным и не требует срочного решения. Может быть исправлена, когда у команды появится время на ее устранение.

Существует шесть базовых типов задач:

  • Эпик (epic) — большая задача, на решение которой команде нужно несколько спринтов.
  • Требование (requirement ) — задача, содержащая в себе описание реализации той или иной фичи.
  • История (story) — часть большой задачи (эпика), которую команда может решить за 1 спринт.
  • Задача (task) — техническая задача, которую делает один из членов команды.
  • Под-задача (sub-task) — часть истории / задачи, которая описывает минимальный объем работы члена команды.
  • Баг (bug) — задача, которая описывает ошибку в системе.

Тестовые среды

  • Среда разработки (Development Env) – за данную среду отвечают разработчики, в ней они пишут код, проводят отладку, исправляют ошибки
  • Среда тестирования (Test Env) – среда, в которой работают тестировщики (проверяют функционал, проводят smoke и регрессионные тесты, воспроизводят.
  • Интеграционная среда (Integration Env) – среда, в которой проводят тестирование взаимодействующих друг с другом модулей, систем, продуктов.
  • Предпрод (Preprod Env) – среда, которая максимально приближена к продакшену. Здесь проводится заключительное тестирование функционала.
  • Продакшн среда (Production Env) – среда, в которой работают пользователи.

Основные фазы тестирования

  • Pre-Alpha: прототип, в котором всё ещё присутствует много ошибок и наверняка неполный функционал. Необходим для ознакомления с будущими возможностями программ.
  • Alpha: является ранней версией программного продукта, тестирование которой проводится внутри фирмы-разработчика.
  • Beta: практически готовый продукт, который разработан в первую очередь для тестирования конечными пользователями.
  • Release Candidate (RC): возможные ошибки в каждой из фичей уже устранены и разработчики выпускают версию на которой проводится регрессионное тестирование.

Основные виды тестирования ПО

Вид тестирования — это совокупность активностей, направленных на тестирование заданных характеристик системы или её части, основанная на конкретных целях.

Тестирование которое осуществляет выявление ошибок только на выполняющейся программе

Тест-дизайн — это этап тестирования ПО, на котором проектируются и создаются тестовые случаи (тест-кейсы).

Автор книги «A Practitioner’s Guide to Software Test Design», Lee Copeland, выделяет следующие техники тест-дизайна:

  • Тестирование на основе классов эквивалентности (equivalence partitioning) — это техника, основанная на методе чёрного ящика, при которой мы разделяем функционал (часто диапазон возможных вводимых значений) на группы эквивалентных по своему влиянию на систему значений.
  • Техника анализа граничных значений (boundary value testing) — это техника проверки поведения продукта на крайних (граничных) значениях входных данных.
  • Попарное тестирование (pairwise testing) — это техника формирования наборов тестовых данных из полного набора входных данных в системе, которая позволяет существенно сократить количество тест-кейсов.
  • Тестирование на основе состояний и переходов (State-Transition Testing) — применяется для фиксирования требований и описания дизайна приложения.
  • Таблицы принятия решений (Decision Table Testing) — техника тестирования, основанная на методе чёрного ящика, которая применяется для систем со сложной логикой.
  • Доменный анализ (Domain Analysis Testing) — это техника основана на разбиении диапазона возможных значений переменной на поддиапазоны, с последующим выбором одного или нескольких значений из каждого домена для тестирования.
  • Сценарий использования (Use Case Testing) — Use Case описывает сценарий взаимодействия двух и более участников (как правило — пользователя и системы).

Методы тестирования

Тестирование которое осуществляет выявление ошибок только на выполняющейся программе

Тестирование белого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает, что внутренняя структура/устройство/реализация системы известны тестировщику.

Согласно ISTQB, тестирование белого ящика — это:

  • тестирование, основанное на анализе внутренней структуры компонента или системы;
  • тест-дизайн, основанный на технике белого ящика — процедура написания или выбора тест-кейсов на основе анализа внутреннего устройства системы или компонента.
  • Почему «белый ящик»? Тестируемая программа для тестировщика — прозрачный ящик, содержимое которого он прекрасно видит.

Тестирование серого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает комбинацию White Box и Black Box подходов. То есть, внутреннее устройство программы нам известно лишь частично.

Тестирование чёрного ящика — также известное как тестирование, основанное на спецификации или тестирование поведения — техника тестирования, основанная на работе исключительно с внешними интерфейсами тестируемой системы.

Согласно ISTQB, тестирование черного ящика — это:

  • тестирование, как функциональное, так и нефункциональное, не предполагающее знания внутреннего устройства компонента или системы;
  • тест-дизайн, основанный на технике черного ящика — процедура написания или выбора тест-кейсов на основе анализа функциональной или нефункциональной спецификации компонента или системы без знания ее внутреннего устройства.

Тестовая документация

Тест план (Test Plan) — это документ, который описывает весь объем работ по тестированию, начиная с описания объекта, стратегии, расписания, критериев начала и окончания тестирования, до необходимого в процессе работы оборудования, специальных знаний, а также оценки рисков.

Тест план должен отвечать на следующие вопросы:

  • Что необходимо протестировать?
  • Как будет проводиться тестирование?
  • Когда будет проводиться тестирование?
  • Критерии начала тестирования.
  • Критерии окончания тестирования.

Основные пункты тест плана:

Чек-лист (check list) — это документ, который описывает что должно быть протестировано. Чек-лист может быть абсолютно разного уровня детализации.

Чаще всего чек-лист содержит только действия, без ожидаемого результата. Чек-лист менее формализован.

Тестовый сценарий (test case) — это артефакт, описывающий совокупность шагов, конкретных условий и параметров, необходимых для проверки реализации тестируемой функции или её части.

Атрибуты тест кейса:

  • Предусловия (PreConditions) — список действий, которые приводят систему к состоянию пригодному для проведения основной проверки. Либо список условий, выполнение которых говорит о том, что система находится в пригодном для проведения основного теста состояния.
  • Шаги (Steps) — список действий, переводящих систему из одного состояния в другое, для получения результата, на основании которого можно сделать вывод о удовлетворении реализации, поставленным требованиям.
  • Ожидаемый результат (Expected result) — что по факту должны получить.

Резюме

Регрессионное тестирование проводится после внесения изменений в приложение и позволяет убедиться в том, что уже существующая функциональность продукта продолжает работать корректно после изменений.

Регрессионное тестирование и функциональное тестирование имеют схожие, но все же разные цели и задачи.

Функциональное тестирование проверяет, что приложение соответствует требованиям, которые описаны в функциональных спецификациях.

Регрессионное тестирование проверяет, что изменения в приложении не повлияли на уже существующую функциональность и не вызвали регрессию (возврат к более ранней стадии разработки).

Пример. Онлайн-магазин, в котором можно выбирать товары, добавлять их в корзину и оформлять заказы. После выпуска новой версии нужно убедиться, что функциональные возможности, которые работали в предыдущей версии, продолжают работать корректно в новой версии. Для этого проводится регрессионное тестирование.

Функции которые нужно проверить:

  • Поиск товаров по названию.
  • Добавление товаров в корзину.
  • Удаление товаров из корзины.
  • Редактирование корзины перед оформлением заказа.
  • Оформление заказа с выбранными товарами.

Для каждой из этих функций нужны тесты, которые будут проверять правильность работы приложения в новой версии. Успешное прохождение тестов подтвердит, что приложение работает корректно и что пользователи не будут сталкиваться с проблемами при использовании сайта.

Кто пишет тесты: регрессионные тесты обычно пишутся командой QA-инженеров.

Заключение

В видах тестирования легко запутаться. Во-первых их часто пишут одни и те же люди, во-вторых, у них могут совпадать инструменты, и наконец, даже сами тесты могут быть полностью идентичными. Чтобы понять, какой вид тестирования перед вами, важно выявить какие цели оно преследует.

  • Модульное тестирование. Цель — протестировать отдельные блоки приложения.
  • Интеграционное тестирование. Цель — проверить взаимодействие компонентов приложения.
  • Функциональное тестирование. Цель — проверить работу всех заявленных функций приложения.
  • Регрессионное тестирование. Цель — проверить, что после изменений уже существующий функционал не сломался.
  • Нагрузочное тестирование. Цель — проверить максимальную нагрузку, при которой приложение работает корректно.
  • Тестирование на производительность. Цель — проверить скорость и корректность работы приложения при разной нагрузке.
  • Автоматизированное тестирование — способ тестирования, при котором тестирование выполняется автоматически с использованием специальных инструментов.

Я постарался описать не все виды тестирования, а те, с которыми, на мой взгляд, чаще всего сталкиваются начинающие разработчики. Если вам интересно углубиться в тему, вот неполный список других видов тестирования:

СписокТестирование безопасности (Security Testing)Тестирование доступности (Accessibility Testing)Тестирование совместимости (Compatibility Testing)Тестирование локализации (Localization Testing)Тестирование отказоустойчивости (Fault Tolerance Testing)Тестирование масштабируемости (Scalability Testing)Тестирование надежности (Reliability Testing)

В преддверии старта специализации Fullstack Developer от OTUS хочу порекомендовать вам несколько бесплатных уроков, которые будут полезны начинающим fullstack-разработчикам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *