Типичные ошибки при составлении программы

Типичные ошибки при составлении рабочих программ Формальный подход. Составление информационно перегруженных программ, не соответствующих возрастным возможностям младших школьников.

Большой объём аудиторной работы. Недостаточно конкретизированные планируемые воспитательные результаты или полное их отсутствие.

Планируемые воспитательные результаты не дифференцированы по уровням их достижения.

Структура рабочих программ внеурочной деятельности не соответствует общим правилам разработки программ внеурочной деятельности.

Не прослеживается содержательное отличие внеурочных занятий в зависимости от организационной формы (темы и содержание кружковой, клубной, факультативной, студийной работы и т.д. идентичны)

Предлагаемые формы контроля результатов не соответствуют возрастным возможностям и в большинстве случаев являются формами контроля учебных достижений (тестирование, олимпиады)

Отсутствуют способы диагностики развития личности воспитанника, уровня развития детского коллектива как важнейшего условия развития личности ученика.

Несовпадение заявленных форм и названий в учебном плане и в сетке часов (клуб или кружок «Доброе сердце»?, факультатив или кружок «10000 почему?», проектная деятельность или факультатив «Я – исследователь»?, мастерская «Игры с ролевым акцентом» или «Ролевые игры»?)

Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы: 1)занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях):

— тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);

— комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);

— игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).

2) выездные занятия: — экскурсии, поездки; -походы(в том числе культпоходы); — экспедиции;

— практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях); — полевые практики.

Кружок Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности :

Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.

Отличительные признаки: 1. Приоритет предметно-практических задач.

2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.

3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата.

Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях,концертах,фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

Клуб Клубом называют объединение детей и подростков по интересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи:

Отличительные признаки: – организация досуга детей: развитие коммуникативных умений; –

-развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.

Наличие: 1. Органов детского самоуправления.

2. Творческих взаимосвязей в коллективе клуба: коллективная творческая деятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба; поддержка традиций коллектива.

3. Символов и атрибутов: творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, форма и пр.

4. Устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения.

Возможные характеристики: 1. «Ступени роста» членов клуба: система званий, получаемых по итогам работы и творческим достижениям. К примеру: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер и пр.

2. Условия приема в клуб. 3. Разновозрастные объединения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.

Возможные подходы к классификации клубов а) Профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.).

б) Клубы с неопределенным профилем деятельности. К примеру, клуб «Почемучек».

в) Многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов.

Например, содержание деятельности в клубе «Казачок» включает: историю казачества, кубанский фольклор, устное народное творчество, экологическое направление, разнообразную массовую деятельность.

Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техники мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.

Студия Отличительные признаки: 1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).

2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.

3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

4. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.

5.Высокое качество творческого «продукта» детей.

6. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.

Возможные подходы к классификации студий: а) Однопредметные (студия эстрадного танца); б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально- хоровая студия).

Мастерская Отличительные признаки: 1. Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчества (к прикладной деятельности) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).

2. Приоритет предметно-практических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении.

3. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: овладение детьми специальными технологиями.

4. Наличие собственного помещения – мастерской.

5. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).

Школа Отличительные признаки: 1. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач.

2. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом.

3. Ступенчато-преемственный характер обучения: наличие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения.

Наименование «школа» нередко используется в досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).

Возможные подходы к классификации: а) профильные (школа юного модельера, например);

б) не профильные: не имеющие четко обозначенного профиля, учебного предмета, направления деятельности (школа нравственности, школа эти­кета, школа мужества);

в) многопрофильные (к примеру, школа «Творчество» с преподаванием нескольких, не связанных между собой тематически предметов).

Ансамбль Ансамбль (от французского слова «вместе») — небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений(музыкальных, хореографических),выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.

Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы.

Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально- инструментальный ансамбль.

Театр Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

Театр объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.

Секция Секция — детское объединений, имеющее спортивную специализацию. Например, шахматная секция, секция плавания, художественной гимнастики.

Результативностью деятельности секции можно считать проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Помимо этого, секция служит некой средой формирования физической культуры, здорового образа жизни.

https://youtube.com/watch?v=zXMGjS9CpTU%3Ffeature%3Doembed

27 марта 2020 года Отдел профессионального развития кадров ГБПОУ «Воробьевы горы» провел вебинар по теме «Разработка дополнительной общеразвивающей программы: структура, концепция, типичные ошибки и способы их устранения».

В вебинаре приняли участие 727 человек: педагоги дополнительного образования и методисты, педагоги-организаторы и специалисты управленческого звена. Участники представляли различные образовательные организации города Москвы, Московской области и других регионов России.

Вебинар начался с обзора нормативной базы, которая регулирует процессы разработки и реализации дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ. Были указаны ключевые документы федерального уровня, а также подчеркнута необходимость не забывать о соответствующих региональных нормативных актах т локальных — разработанных в конкретной образовательной организации, реализующей дополнительную общеразвивающую программу.

Затем были рассмотрены определения понятия «концепция», выделены ключевые моменты, необходимые для понимания того, что должно входить в понятие концепции программы.

Как и было заявлено в анонсе вебинара, были указаны и кратко охарактеризованы составляющие концепции дополнительной общеразвивающей программы и показано, как они влияют на все структурные элементы данного документа.

Относительно структуры программы было показано, какие ее компоненты являются инвариантными, обязательными, а какие — вариативными, но не менее важными для ее более полного представления, особенно в ситуациях выхода на профессиональные конкурсы или подачи программ на экспертизу.

Заем был дан анализ типичных ошибок, допускаемых при разработке дополнительных общеразвивающих программ, причем как общего характера, так и более частного, связанного, в основном, с обязательными структурными элементами: их оформлением и содержанием.

Участники задали спикеру — старшему методисту Отдела профессионального развития кадров ГБПОУ «Воробьевы горы» Жировой Надежда Анатольевне достаточно много вопросов по разделам презентации. По возможности на них были даны ответы. В чате неоднократно отмечалось, что информация на вебинаре дана по существу, конкретно, что тема его интересна и актуальна. Были высказаны пожелания о включении в вебинары определенных прикладных выступлений (хореография, вокал, физическая культура и спорт и др.). Отдел профессионального развития кадров ГБПОУ «Воробьевы горы» постарается учесть эти пожелания и включить выступления педагогов-практиков и методистов, педагогов-организаторов в запланированный контекст вебинаров.

Посмотрев запись, не забудьте, пожалуйста, пройти опрос участников вебинара.

Типичные ошибки и основные рекомендации по подготовке программы развития ОУ Гайнутдинов Р.М., канд. псих.наук, доцент каф. управления и экономики ИРО, т

Программа развития Это стратегический документ ОУ, которое переходит или уже перешло в инновационный режим жизнедеятельности; Ярко выраженная инновационная направленность — самое существенное отличие данного документа от других разновидностей планов работы ОУ; ПР ориентирована на будущее, на реализацию не только сегодняшних, но и перспективных образовательных потребностей. (Я думаю, даже на формирование в социуме новых образовательных потребностей или потребности в образовании).

Инновационный характер ПР СОШ предполагает: Системные изменения на уровне конкретного ОУ, соответствующие Концепции модернизации российского образования, Программе развития РСО; Порождение новых форм и видов образовательной деятельности всех участников ОП; При этом инновационная (часто проектная) деятельность выступает в такой программе как первичная, а развитие ОУ является её следствием, эффектом, оформляющим и закрепляющим определенный этап реализации инновации.

Инновации в образовании Инновация в образовании всегда осознанный, специально организованный процесс осуществления качественных изменений, основных подсистем образовательного процесса: целей образования и способов их достижения, форм организации учебно- воспитательного процесса, характера взаимодействия учителя и учащегося, качества обеспечивающих процессов, системы подготовки педагогических кадров.

Инновационный процесс в образовании: можно разделить на четыре основных этапа: Осознание и анализ общественных потребностей в образовании со стороны учащихся, родителей, учредителей, работодателей, общества; Разработка проекта инновации (концепции, программы и плана); Реализация проекта (программы), имплантация инновации в существующий образовательный процесс; Завершение инновации, ее институализация.

Программа должна ответить на три базовых вопроса Чего достигло наше ОУ сегодня, каковы его сильные и слабые стороны, достижения, УКП и проблемы? Какой мы хотим видеть наше ОУ и его выпускников через 3-5 лет? Что и как мы должны сделать, чтобы ОУ успешно перешло из своего сегодняшнего состояния к желаемому будущему? Отвечая на эти вопросы, мы фактически и приходим как к основным элементам структуры программы развития, так и к технологии работы над ней.

Требования – критерии Условия выполненияВозможные ошибки Актуальность, нацеленность на решение ключевых проблем Проблемно– ориентированный анализ, SWOT, PEST- анализ внешней и внутренней среды, состояния дел Прописываются частные нововведения, не планируя стратегических преобразований; Целеполагание случайное, не соотносится с анализом результатов, УВП и условиями Ориентация на удовлетворение социального заказа Прогнозирование изменений внешней среды, социального заказа, внутреннего потенциала школьного сообщества, последствий планируемых нововведений. Клиентоориентированно сть Не прогнозируются перспективный социальный заказ на результаты деятельности школы; нет видения, модели будущих образовательных потребностей

Нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании ресурсов Выбор наиболее рационального и экономичного из имеющихся вариантов развития Вообще не рассматриваются варианты развития; Не выделяются или не обосновывается выбор приоритетов Реалистичность и реализуемость 1. Просчет всех возможностей (включая финансовые) 2. Нацеленность на реализацию Решения и планы не основываются на реальном расчете возможностей; Не учитываются внутренний потенциал или внешние ограничения

Полнота и целостность Наличие системного образа школы Рассматриваются отдельные элементы или подсистемы ОУ без учета их взаимосвязи и влияния Движение от общего и концептуального – к конкретному плану действий Отказ от преждевременной реализации программных решений; разработка стратегии обновления школы Путают программу с концепцией и не включают в нее конкретный план действий

КонтролируемостьРазработка точных целей, задач, рубежей, ориентиров В связи с отсутствием четко сформулированных показателей, соотнесенных с целями, невозможно или затруднительно осуществлять контроль; Чувствительность к сбоям, гибкость Введение промежуточных и контрольных точек для оперативного внесения изменений (в случае необходимости) В ПР не предусмотрены механизм и методы мониторинга хода ее реализации. Не проведен анализ возможных рисков и угроз, или не предусмотрены «запасные» варианты в тех случаях, когда высока вероятность сбоев

Привлекательнос ть для коллектива 1. Постановка амбициозной цели; 2. Привлечение к работе значимых сотрудников; 3. Мотивация подчиненных ПР как «отписка», разработанная «кулуарно», без обсуждения, учета мнений и пожеланий, без вовлечения в программирование будущей деятельности (написание ПР) сотрудников ОУ Консолидирующ ая направленность по отношению к школьному сообществу Привлечение членов сообщества к работе над документом и его реализацией Подготовка ПР, как ДСП – документа для служебного пользования, имеющего закрытый характер, ограниченный круг разработчиков и пользователей

Соответствие специфике школы; Авторский характер документа 1. Нацеленность на решение специфических (а не глобальных) проблем школы; 2. Отказ от практики написания документа внешними специалистами Не учитываются особенности ОУ. Пишут как «кальку» с документов более «продвинутых» коллег. Некритичные заимствования глав, разделов, абзацев, оборотов. «Красивости», не имеющие для авторов смысла, подменяют материалы по данному ОУ

Инновационный характер ПР; Информативност ь ПР 1. Порождение новых форм и видов образовательной деятельности 2. Работа над содержательным и полным описанием Нововведений 3. Формирование четкой структуры документа; ПР представляет расширенный вариант плана работы ОУ. ПР перегружена избыточной информацией, бездоказательными утверждениями. ПР представляет бесструктурное и бессистемное содержание Культура оформления и внутренняя логичность материала 1. Наличие логической структуры, оглавления, связок, шрифтовых и пр. выделений; 2. Внимание к единству содержания и внешней формы Логические противоречия разделов программы. Небрежное оформление, стилистические разночтения. Длинные нечитаемые предложения. Текст перегружен наукообразными терминами и словосочетаниями

Цитата: «Миссия средней школы состоит в том, чтобы создать условия для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее достойно наследовать и приумножать».

Цитата: В ходе реализации целевых программ будет достигнуто решение следующих задач: Повышение качества обучения и воспитания обучающихся. Повышение уровня образованности выпускников школы, овладение ими базовыми компетенциями в рамках инновационных образовательных программ. Освоение и реализация технологий продуктивного обучения. Укрепление здоровья детей и подростков, создание системы профилактики вредных привычек. Вовлечение детей в систематические занятия физической культурой и спортом. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательного процесса. Создание системы досуга детей и учащейся молодежи, расширяющей их опыт созидательной жизни.

Продолжение (цитата из Программы) Улучшение социально-психологического климата в школе. Рост престижа и общественной поддержки школы. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров. Расширение возможностей социализации обучающихся. Формирование интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации. Подготовка педагогических кадров к решению перспективных проблем развития системы образования школы и совершенствование их социальной защиты. Совершенствование системы профессиональной ориентации детей и подростков в новых экономических условиях. Расширение масштабов и повышение уровня поддержки школы на основе развития сотрудничества с социальными партнерами. Обновление материально-технической базы общеобразовательного учреждения, создание необходимых условий для инновационного образования.

Финансовый план реализации программы развития (цитата) В процессе реализации программы планируется: Продолжить работу коллектива по участию в программах местного, регионального, федерального уровня, подкрепленных финансированием по грантам, проектам. Привлечение внебюджетных средств учредителя. Расходование поступающих внебюджетных средств в рамках Национального Проекта «Образование» в размере 1млн. на развитие инновационно-образовательной среды учреждения, создание здоровьесберегающих условий, информатизацию учебного процесса, что позволит: улучшить состояние здоровья обучающихся; овладеть всеми обучающимися информационной культурой; широко применять компьютеры в предметном обучении; создать информационно-методический центр; организовать издательскую деятельность на компьютерной базе; организовать и провести телекоммуникационные проекты и предметные викторины.

(цитата) «Уникальность школы заключается в том, что её педагогический коллектив находится в постоянном творческом поиске по совершенствованию учебно–воспитательного процесса, изучает опыт новаторов и развивает свои традиции по созданию школы – системы, удовлетворяющей потребности и возможности обучения всех детей п. Х, соблюдая преемственность трёх ступеней обучения, соединяя всестороннюю базовую подготовку с глубоким интеллектуальным и культурным развитием, тем самым формируя готовность выпускников каждой ступени к деятельности и принятию самостоятельных решений».

Слабоаргументированные утверждения: (цитаты) «В школе большое внимание уделяется воспитательной и спортивной работе: 8 лет подряд школа защищает честь Ярославской области на Российских соревнованиях «Безопасное колесо» в рамках Программы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма». (и всё?) «В школе трудится поистине профессиональный, дружный педагогический коллектив, кредо которого — серьезная, глубокая, добросовестная, ежедневная, высокопрофессиональная работа по внедрению современных педагогических технологий, развивающего обучения и воспитания».

Формулировка проблем: (цитата) Анализ состояния образовательного процесса в школе на современном этапе позволяет выделить противоречия между: П.3. Увеличением контингента учащихся, имеющих педагогические, социокультурные и медико- психологические дезадаптации.??? На основании вышеизложенного ключевой является проблема: Каким образом (?!) оптимизировать программно – методический, кадровый, информационный и финансовый ресурсы для удовлетворения образовательных потребностей жителей микрорайона в условиях кадрового и бюджетного дефицита.

Цитата: (+ и ) Индивидуализация образования не охватила полностью все звенья школы. Разрыв составляет 40%, поэтому система внедрения личностно- ориентированного образования, индивидуализация процесса обучения, воспитания, развития является ключевой проблемой школы и по рангу является первой. Разрыв между желаемыми критериями и показателями по отдельным компонентам комплексного развития и воспитания и реальными по школе составляет от 20% до 30%. По рангу она является второй.

Противоречия текстов и цифровых данных, схем, графиков В тексте утверждается: «Наблюдается позитивная динамика успеваемости, обученности школьников за последние три года», а если проанализировать данные таблиц, то выводы скорее противоположные. В одном разделе ПР говорится о реализации проекта «Здоровье» в предшествующие 2 года, в другом разделе даются данные отрицательной динамики состояния здоровья учащихся и планируется работа по их здоровьесбережению, дополнительные средства на её реализацию. Возникает резонный вопрос, а как же результаты проекта «Здоровье»?

Рекомендации по написанию информационного и аналитического раздела Анализируется только та информация, которая позволяет выявить основные тенденции развития ОУ за последние 3-4 года; В текст ПР целесообразно включать обобщенные сведения по наиболее значимым показателям. Второстепенные можно оформить в виде приложений. В информационной справке могут быть кратко перечислены основные вехи в истории ОУ и наиболее значимые ее достижения;

Итогом прогнозирования Должно стать формулирование исходного ожидаемого социального заказа, который сопоставляется с ресурсными возможностями ОУ и является основанием для разработки миссии; В основе соцзаказа: госзаказ (нормативные документы); потребности и ожидания (опрос учащихся, родителей, педагогов; требования СПО (анализ успешности) и работодателей.

Основные этапы разработки (1) Название этапаОжидаемые результаты этапов 1. Подготовительный этап Готовность команды разработчиков к работе над программой 1.1.Принятие решения о необходимости и сроках подготовки ПР Принятие решения, его оформление и доведение до всего коллектива 1.2.Создание и запуск системы управления проектом (проект разработки программы) Создание структуры управления проектом, распределение ролей и функциональных обязанностей, начало работы по управленческому обеспечению разработки программы 1.3.Организация рабочих групп по созданию программы, их обучению и обеспечению Готовность разработчиков к действиям

Основные этапы разработки (2) 1.4.Подготовка необходимых условий и ресурсов для работы Готовность условий и ресурсов 1.5.Поиск дополнительных ресурсов, доп. работа с людьми (в случае необходимости) Полная готовность к работе 2. Основной этап – этап разработки программы Готовность первого варианта программы развития 2.1.Анализ состояния и прогноз тенденций изменений внешней среды Данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента программы 2.2.Анализ состояния и прогноз тенденций изменений социального заказа Данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента программы

Основные этапы разработки (3) 2.3.Анализ состояния и прогноз тенденций ресурсного потенциала Данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента программы 2.4.Анализ объективных, «биограф.» данных об истории школы и ее современном состоянии Информационная справка о школе 2.5.Анализ и оценка достижений и конкурентных преимуществ ОУ Данные анализа и оценки. Готовность соответствующего фрагмента программы 2.6.Анализ и оценка инновационной среды и потенциала ОУ Данные анализа и оценки. Готовность соответствующего фрагмента программы 2.7.Проблемный анализ состояния дел в школе Структурированный перечень основных проблем школы

Основные этапы разработки (4) 2.9.Разработка и формулирование концепции желаемого будущего; Основные и промежуточные результаты ПР Концепция (концептуальный проект) нового состояния ОУ Перечень критериев достижения запланированных результатов 2.10.Разработка стратегии перехода к новому состоянию школы и достижение поставленных целей Стратегия, основные направления, этапы и задачи перехода к новой школе 2.11.Конкретизация целей ближайшего этапа развития ОУ Формулировка целей ближайшего этапа развития ОУ 2.12.Разработка плана действий по реализации программы Конкретный план действий «Сборка» и первичное редактирование полученного текста Готовность 1 варианта текста программы развития

Основные этапы разработки (5) 3. Этап экспертизы, подведения итогов и принятия решений Принятие решения о переходе к реализации программы развития 3.1.Оценка программы развития в школе, внесение корректив Внесение поправок в текст программы развития 3.2.Передача программы на независимую внешнюю экспертизу Экспертное заключение. Внесение поправок в текст программы развития 3.3.Организация обсуждения и утверждения программы в ОУ Принятие программы развития коллективом школы 3.4.Передача программы на официальную экспертизу (в случае необходимости). Представление и защита программы руководством школы. Итоговое решение о программе и переходе к ее выполнению, о финансировании программы и т.д. При негативной оценке программы – возврат ее на доработку.

Возможные трудности на первом этапе : связаны обычно с нечетким распределением обязанностей, перегрузом педагогов и недостатком ресурсов; Необходима подготовка, инструктаж исполнителей; Четкая договоренность о зонах ответственности, сроках и формах координации и взаимодействия; Возможно удлинение сроков, привлечение дополнительных ресурсов

На основном этапе затруднения, как правило, Связаны с трудностями методического, содержательного плана: Не дается проблемный анализ, не формулируются цели и задачи; Прогноз внешней среды, социальных запросов и внутреннего потенциала школы не имеет обоснования, основан на субъективных представлениях и предположениях авторов, без методического подтверждения

На завершающем этапе Основные трудности прежде всего объясняются общими недостатками организации коллективной деятельности, проблемами вовлеченности педагогов в инновационную деятельность на уровне конкретного ОУ, а также проблемами экспертной деятельности в образовании вообще.

Типичные вопросы эксперта Как разрабатывалась ПР? Кто участвовал в разработке? Насколько идеи известны и разделяются педагогами? Кому, кроме администрации, известны ожидаемые результаты ПР? Что из задуманного уже реализовано? Что пока не удалось реализовать и почему? Актуальность? Реалистичность? Логичность?

Экспертиза программы, процесса и результатов инновационной деятельности: 1. Анализ программы: фиксируется наличие или отсутствие в программе идеи и целей инновации, их соответствие ключевым проблемам и их «разрешающий» характер; фиксируется наличие или отсутствие в проекте анализа новых потребностей общества в образовании (новых результатов – ценностей, качеств и умений выпускника); исследуется, каким образом, идея и цели инновации соотносятся с новыми общественными потребностями; оценивается форма описания целей и результатов инновации: цель должна указывать на конкретный результат, измеримый с помощью определенных критериев и реально достижимый в ограниченный промежуток времени;

Как мне кажется, Образовательные учреждения психологически и информационно, в большинстве своем, уже готовы к написанию ПР. Даже попытка разработки ПР весьма полезна для руководства и педколлектива: Такая работа заставляет по-новому посмотреть на пройденный путь, нынешнее состояние, желаемое будущее организации; А руководителю дает шанс осознать собственные и командные точки роста управленческих и методических компетенций.

Как напутствовал меня однажды мой руководитель: Знаешь Р.М., пройти через это, конечно, не так-то просто, но уж скучать тебе точно не придется! И не забывайте, что написание даже самой качественной программы развития не освобождает вас от её реализации! До новых встреч!

Типичные ошибки при разработке программ учебных дисциплин и профессиональных модулей Скорик Г.В., зам. директора по НУМР СПК

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ОПОП Не указывается направление подготовки и укрупненная группа В «Содержании» указанные страницы не соответствуют реальным в программе В п.1.1 Область применения программы так же указывается направление подготовки и укрупненная группа

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ОПОП 1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины сверить в учебным планом 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы сверить в шаблоном (не рекомендуется самостоятельно убирать строки предусмотренные шаблоном) и учебным планом

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ОПОП 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины — графа «Уровень освоения» для самостоятельной работы обучающихся уровень освоения не предусматривается — Практические занятия, лабораторные работы имеют единую нумерацию

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ОПОП 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины — «прописать» форму аттестации (экзамен/зачет/диффзачет) — Обязательно «прописать» итог (максимальная учебная нагрузка обучающегося, т.е. считаем все в том числе и самостоятельную работу!)

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ОПОП 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению — Название кабинета и/или лаборатории должно совпадать с перечнем кабинетов и лабораторий по учебному плану — Обязательно «прописывать» все оснащение каждого кабинета и/или лаборатории, указанных в программе — Если «прописывается» дидактический, раздаточный материал, то подробно

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ МОДУЛЕЙ 3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) — Наименование разделов профессионального модуля (ПМ.04), междисциплинарных курсов (МДК ) и тем В начале «прописывается» раздел, а потом МДК!

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ МОДУЛЕЙ — Общая нумерация практических занятий и лабораторных работ — Самостоятельная работа обучающихся «прописывается» после раздела (не только формы самостоятельной работы, но и примерная тематика)

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ МОДУЛЕЙ 4.3 Общие требования к организации образовательного процесса Не следует записывать все учебные дисциплины и ПМ, которые предшествовали изучению Вашего модуля. Укажите только те УД и ПМ (или МДК), без которых изучение Ваше ПМ невозможно!

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ МОДУЛЕЙ Прохождение практики — Рассредоточенной считается та практика, которая проводится в чередовании с теоретическим обучением. — Если практике выделены отдельные недели, то ее считают концентрированной. — Если сомневаетесь в том, какой вид практики у Вас, то посмотрите пояснительную записку к учебному плану!

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ МОДУЛЕЙ Обратить внимание на название рабочей профессии, осваиваемой в рамках ОПОП специальности Если во ФГОС освоение специальности не предусмотрено, образовательное учреждение ее не вводит. Промежуточная аттестация по профессиональному модулю – экзамен (квалификационный).

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ МОДУЛЕЙ 5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Основные показатели оценки результата — Формулируются через отглагольные существительные — Не следует планировать слишком много ОПОР (1-3 по ПК) — планируйте ОПОР уже предусматривая задания для экзамена (квалификационного) — Планируйте ОПОР как осуществление процесса, изготовление продукта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *