«Точка опоры», программа реабилитации и развития для подростков, которым трудно адаптироваться в социальных ситуациях

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» городского округа Рошаль Московской области

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

методического объединения _________Н. Шамшутдинова __________В. Теслова

«__» __________ 2016 г. «__» ____________ 2016 г. «__» __________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Точка опоры»

(для подростков с трудностями социальной адаптации)

Рабочую программу составила

______________ Ю. Петкилева

Пояснительная записка ПРОГРАММА «ТОЧКА ОПОРЫ» (для подростков с трудностями социальной адаптации)

Подростковый период очень важен в процессе развития личности. В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

Подростку приходится постоянно решать актуальные для своего возраста задачи:

  • отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности;
  • определение своего места среди сверстников в референтной группе, установление новых эмоциональных отношений с ровесниками;
  • расширение ролевого репертуара, преодоление ролевой диффузии — размытости и неопределенности ролевой структуры личности;
  • обретение взрослой (зрелой) сексуальности, установление гармоничных отношений с представителями противоположного пола;
  • движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни» и ответов на вопросы: «кто я?», «какой я?»;
  • стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются и через реакции увлечения, или хобби-реакции.

Решая возрастные задачи развития, подростки могут использовать конструктивные и неконструктивные стратегии поведения.

Неадекватные стратегии поведения приводят к школьной и социальной дезадаптации и требуют коррекции.

Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление  травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. К конструктивным способамрешения проблем относятся:

  • достижение цели собственными силами (не отступать, приложить усилия, чтобы добиться намеченного);
  • обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «советуюсь с подругой», «решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одноклассники», «я бы обратился к специалисту»);
  • тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно «не делать глупостей»);
  • изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором);
  • изменения в себе самом, в системе собственных установок привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сам»).
  • Неконструктивные способы решения проблем — это стратегии поведения, которые направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различныеформы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия, такие как:
  • — формы психологической защиты — вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть навсе поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать»);

Неконструктивные способы решения проблем могут проявляться в следующих поведенческих реакциях :

  • Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д.
  • Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.
  • Реакция имитации. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый или ровесник, теми или иными качествами импонирующий его идеалам. Такая реакция характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.

Развитие эмоциональной сферы подростков протекает бурно. Для подросткового возраста характерна резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Таким образом, основная задача подросткового возраста — интеграция в единое целое элементов идентичности личности, в той или иной степени сформированных ранее.

Программа социально – психологического тренинга «точка опоры» разработана как одна из мер психологической помощи подросткам с проблемами социальной адаптации, направленная на развитие и усиление «Я» подростка, формирование жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного решения возникающих проблем адекватными, конструктивными способами и гармоничного взаимодействия в социуме.

Программа была апробирована на участниках городского социально ориентированного проекта «Выбор» в течение пяти лет. Участниками этого проекта являются учащиеся  9 классов        городских школ с проблемами социальной адаптации.

Цель данной программы — создание условий для развития жизненно необходимых навыков и формирование адекватных, конструктивных способов решения проблем, позволяющих противостоять негативным ситуациям у подростков со сложностями социальной адаптации через взаимодействие со сверстникамив условиях социально-психологического тренинга.

Достижение целей программы связано с решением следующих задач:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование навыков самопознания;
  • обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций;
  • осознание личностных ценностей и ответственности за последствия своего поведения;
  • создание условий для определения жизненных целей и самоопределения.

Программа предназначена для подростков со сложностями социальной адаптации, часто их относят к группе «трудных». Как правило, это ребята из неблагополучных семей либо из внешне вполне благополучных, столкнувшихся со сложной жизненной ситуацией, которая привела к искажению процессов социализации и социальной адаптации. В таких ситуациях подростку необходима психологическая поддержка специалиста и позитивный опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Читать также:  К 2025 году для Дальнего Востока и прилегающих территорий необходимы инвестиции в размере 11,5 триллионов рублей

Возраст участников: 13-16 лет.

Численность группы: 12-16 человек.

Программа имеет определенную структуру и состоит из трех блоков (10 занятий).

Первый блок «Сплочение и доверие» (1—5-е занятия).

Второй блок «Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций» (6-е и 7-е занятия).

Третий блок «Жизненные ценности и перспективы» (8—10-е занятия).

Каждое занятие также имеет определенную структуру.

Этапы Время Задачи Средства Роль ведущего 1 2 3 4 5 Приветствие 5 минут Обозначить начало занятия; создание особой атмосферы, подчеркнуть безопасность Определенные ритуалы Обеспечить участникам комфортное вхождение в группу Начало работы 5-10 минут Самоопределение учащихся (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают) Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства Разминка 5-10 минут 1. Обьединение, сплочение группы. Развитие межличностных связей. Включение в совместную деятельность Психогимнастические упражнения, подвижные игры с четко определенными правилами 1. Обозначения правил и границ. Обеспечение безопасности участников Работа по теме 30-45 минут Задачи соответствуют теме занятия Разнообразные формы активности (сюжетно ролевые игры, групповые дискуссии, элементы арт-терапии и т. ) 1. Дать определенную информацию в доступной форме. Предоставить возможность выразить свои чувства. Создать условия для овладения новыми навыками, основываясь на полученном опыте и информации Завершение занятия 10-15 минут 1. Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии Рефлексия занятия, обратная связь от участников Обеспечение безопасности участников Прощание 5 минут Обозначить окончание занятия Определенные ритуалы Эмоциональная поддержка участников

Чередование видов деятельности способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков и позволяет избежать накопления напряжения. Включение блока «начало работы в группе» необходимо для диагностики состояния каждого участника группы и учета этого состояния во время работы в группе. Обмен впечатлениями при завершении работы позволяет избежать накопления аффекта и необходимо для получения обратной связи ведущим группы об эффективности работы.

Продолжительность работы группы: 20 часов (1 раз в неделю по 2 часа).

Форма реализации программы — социально-психологический тренинг, как возможность организации взаимодействия людей в группе для решения комплекса формирующих и развивающих целей.

Темы и почасовая разбивка занятий

Темы Количество часов Первый блок «сплочение и доверие» Занятие 1. «Знакомство» 2 Занятие 2. «Контакт» 2 Занятие 3. «Учимся слышать и понимать друг друга» 2 Занятие 4. «Сплочение и доверие» 2 Занятие 5. «Мы — команда» 2 Второй блок «Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций» Занятие 6. «Конфликт» 2 Занятие 7. «без масок» 2 Третий блок «Жизненные ценности и перспективы» Занятие 8. «Ценности и последствия» 2 Занятие 9. «Жизненные перспективы» 2 Итоговое занятие 10 2 Общее количество часов 20

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы Программа разработана для реализации педагогом-психологом, но может проводиться любым педагогом, обладающим навыками групповой работы (наиболее эффективный вариант — два педагога-психолога в качестве ведущих группы), в работе с учащимися 7-11 классов. Занятия будут более эффективными, если группа укомплектована участниками, близкими по возрасту.

(Учащиеся 7-8; 8-9; 9; 10; 10-11 классов

Для групповой работы необходимо просторное помещение, лучше всего кабинет для групповых занятий.

Требования к материально-технической базе являются минимальными, количество расходных материалов указано в описании содержания занятий (бумага, карандаши, ручки, краски).

и критерии эффективности работы

  • наличие у подростков с трудностями социальной адаптации адекватных навыков общения, навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций;
  • наличие навыка самопознания;
  • сформированность навыков решения жизненных проблем, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях;
  • осознание личностных ценностей;
  • усиление личностных ресурсов, позволяющих позитивно воспринимать будущее;
  • сформированность способности принимать ответственность за собственное поведение;
  • наличие реального жизненного плана.

Для контроля эффективности программы используются следующие методы психологической диагностики:

Проблемы возрастного развития. Предмет и методы возрастной психологии. Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на
протяжении всей жизни человека. Мы посмотрим путь от рождения до семнадцати лет. Здесь выявляются закономерности и факты детского развития. Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, —
акцент на динамике развития, поэтому ее называют генетической («генезис» —
происхождение) психологией.

Связь с другими отраслями психологии

С общей психологией: где исследуются психические функции (восприятие, память,
речь и т. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой
функции, изменения на разных этапах возраста. В психологии личности: где
рассматривается мотивация, самооценка, уровень притязаний, ценностные
ориентации. А возрастная психология отвечает, когда эти образования появляются у
ребенка и их особенности в каждом возрасте. С социальной психологией связь
возрастной психологии дает возможность проследить зависимость развития и
поведения ребенка от групп, в которые он входит (семья, детская, школьная
компания) С педагогической психологией: процесс взаимодействия ребенка и
взрослого в воспитании и обучении. Но это с точки зрения учителя, а в возрастной
психологии – с точки зрения ребенка.

Читать также:  "Как обновить Windows 8.1 до OS 10"

В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех
детей. Но при этом оговаривается и возможные отклонения от линии развития. Возрастная психология – особая область психологических знаний, где
рассматривается процесс развития ребенка, она дает характеристику разных
возрастных периодов и, следовательно, оперирует некоторыми понятиями, как
«возраст» и «детство». Возраст или возрастная психология – это цикл детского
развития, имеющий свою структуру и динамику. Сейчас отметим два момента:
1. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом
отдельного ребенка. Возрастная психология со своим неповторимым содержанием –
особенности развития психических функций и личности ребенка, особенности его
взаимоотношений с окружением и главной для него деятельностью – имеет
определенные границы. Но эти границы «подвижные», особенно в подростковом
возрасте. Начальные возрастные периоды образуют детство – целую эпоху, которая, по
сути, является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство – является историческим периодом, его содержание и продолжительность
изменялись на протяжении веков: в первобытном строе – очень короткий период
времени; в средние века – уже подольше; детство современного ребенка –
растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности (копирует в
играх взрослых, семью, профессию). Традиционно детская психология – как
некоторая часть возрастной – от рождения до 7 лет (процесс развития ребенка);
7-10 лет – младший школьник, это тоже период детства; с 10 до 15 лет –
подростковый возраст «затянувшегося детства».

Методы исследования детского развития. Метод срезов используется в больших детских группах, с помощью конкретных
методик изучается определенный аспект развития (уровень развития интеллекта). В
результате получаются данные, характерные для этой группы детей (одного
возраста, обучающихся по одной программе). Сравнительный метод использует несколько срезов. Данные по каждой группе
сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития
наблюдаются и чем они обусловлены, например, изучение интеллекта отличатся в 5
лет от младшего школьника в 9 лет, отличается от среднего школьника в 13 лет. Сравниваем детей одного возраста по этапам, обучающимся по разным программам. Первая задача – были определены возрастные тенденции развития интеллекта, берем
различный возраст. Вторая задача рассматривает: зависит ли развитие интеллекта
от типа обучения. Где более эффективные данные, там лучше результат, развивается эффективность
обучения. Подбирая группы, психологи «уравнивают» другие существенные различия между
детьми: следят, чтобы в группах было одинаковое число девочек и мальчиков; чтобы
дети были здоровы в психическом развитии. Те данные, которые получаются –
являются средними или среднестатистическими. Лонгитюдный метод – продольное исследование: здесь прослеживается развитие
одного и того же ребенка в течение длительного времени; он позволяет выявить
более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах
возраста, которые могут охватываться поперечными срезами. Наблюдение бывает сплошное (когда интересуют все особенности поведения), но
чаще выборочное наблюдение, которое исследует некоторые особенности. Требования
к наблюдению:
1) цель (схема) – что увидеть, описать явления, как зафиксировать;
2) объективность наблюдения: описывается сам факт, фраза или реакция, а не все
субъективное истолкование;
3) систематичность наблюдения (чтобы увидеть характерное, а не сиюминутное);
5. Эксперимент – максимально приближенное к привычным условиям действия. Констатирующий эксперимент – определяет уровень и особенности развития детей в
настоящее время: это и личностное развитие в общении с окружающим и
интеллектуальное развитие. Каждый эксперимент предполагает набор более
конкретных методик. Развитие личности изучается с помощью бесед с детьми, письменных опросов и
косвенных методов. К последним методам относятся проективные методы. Они
основаны на принципе проекции – перенесение на других людей своих собственных
потребностей, отношений, качеств. Так, например, рисунок – описание у
«двоечника» печальное, у «отличника» — успех. Тот же механизм проявляется в
окончаниях рассказов, которые придумывают дети (методики завершения рассказа), в
продолжение фраз (методики неоконченных предложений). Отношения между детьми, сложившиеся в классе, позволяет определить
социометрический метод (- звезды, — мало выборов, — предпочитаемые, —
изолированные,- отвергаемые). Интеллектуальное развитие изучается с помощью разнообразных методик –
стандартизированных тестов (тест Векслера, тест Бине). Формирующий эксперимент. Благодаря созданию специальных условий, в нем
прослеживается динамика развития определенной психической функции.

Факторы развития психики ребенка. В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие
ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления
биологизаторское и социологизаторское. В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо
биологическое, наделяемое от природы определенными способностями, чертами
характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития
– и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным,
много достигнет или окажется посредственностью. Среда – условие изначально
предопределенного развития. В рамках биологизаторского направления возникла
теория рекапитуляции, основная идея которой заимствование из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования
проходит путь от простейшего двухклеточного организма до человека. Геккелем в XIX сформирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие)
представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). По Штерну – развитие психики ребенка представляет собой повторение основных
стадий эволюции и этапов культурно-исторического развития:
Первые месяцы жизни – стадия млекопитающих;
Шесть месяцев и дальше – высшие млекопитающие (обезьяны);
Дошкольники – начальные ступени человеческого состояния, первобытные народы;
Школьники – усвоение человеческой культуры;
Например, дети строят замки в песке – это хозяйство в древней пещере; плач ночью
ребенка это проявление первобытности: лес-опасность; рисунки подобны наскальным
рисункам. Второе направление, идеи философа Джона Локка. Ребенок появляется на свет с
душой чистой, как белая восковая доска. На ней воспитатель может написать все,
что угодно и ребенок вырастит таким, каким его хотят видеть взрослые. Социологизаторские идеи были созвучны идеологии – что нужно, то и формируем. Оба подхода страдают односторонностью, преуменьшая значимость другого. Кроме
того, процесс развития личности ребенка лишается присущих ему качественных
изменений и противоречий, то есть, у ребенка нет собственной активности. Что понимается под социологизаторским и биологизаторским фактором развития в
настоящее время?
1. Биологизаторский фактор включает в себя, прежде всего наследственность:
темперамент, задатки способностей. Центральная нервная система функционирует по
— разному:

Читать также:  Юля Барановская прокомментировала увольнение из «Мужское

Сильная и подвижная нервная система
Процесс возбуждения — Холерик Уравновешенные процессы возбуждения и торможения —
Сангвиник Сильная, но малоподвижная
Преобладают процессы торможения — Флегматик Слабая нервная система, ранимость —
Меланхолик
Наследственные задатки придают своеобразие, процессу развития способностей,
облегчая или затрудняя его.

Слух – постоянные занятия – развиваются специальные способности Легко усваивает
все на лету – зависит от способностей
Все это развивается в деятельности
Кроме того, кроме наследственности еще и внутриутробное развитие ребенка очень
важно, отсутствие родовых травм. Второй фактор среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка
опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой
деятельности и характеру, определяющих систему воспитания детей.

Развитие и обучение. Социальная среда – это общество, его культурные традиции, преобладающая
идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. Социальная среда – это и ближнее социальное окружение: родители, воспитатели,
друзья, учителя. С возрастом социальное окружение расширяется. В подростковом
возрасте сильно влияние социальных групп – через средства массовой информации и
т. Вне социальной среды ребенок развиваться не может. Например, дети,
воспитывающие в лесу, так называемые «Маугли». Существует сензитивный путь развития – период наибольшей чувствительности к
определенного рода воздействиям. Так, например, развитие речи от года до 3-х
лет. Например, этические представления и нормы – легче усвоить в дошкольном
возрасте, основы науки – в младших классах. Выготский считает, что в этот период влияние сказывается на всем процессе
развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие же периоды условия
нейтральны или тормозят ход развития. Выготский говорил о том, что ведущая
роль обучения в психическом развитии, то есть овладеть чем-то можно только в
процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне
общественной среды. Когда высшая психическая организация формируется в процессе
обучения совместной деятельности ребенка с взрослыми, она – в зоне ближайшего
развития (в совместной деятельности). Когда эти процессы сформируются, можно
определить активный уровень развития интеллекта (потенциальная возможность). То
есть единство и биологического формирования, и социального. Таким образом, психическое развитие ребенка определяется на каждом этапе
развития при определенных моментах биологических и социальных. Литература
Кулагина И. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет):
Учебное пособие. – М. :Изд-во УРАО, 2000. -176 с. Немов Р. Психология. В 3-х т. — М. , 2001, 686 с. Обухова Л. Возрастная психология. – М. : Россия, 2001, 414 с. Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Проблемы возрастного
развития»:
1. Что изучает возрастная психология?
2. В чем своеобразие методов исследования, используемых в возрастной психологии. Расскажите о наблюдении, эксперименте. В чем суть биологизаторского направления развития психики ребенка?
4. В чем суть социологизаторского направления развития психики ребенка?
5. В чем положительные моменты объединения развития и обучения. Тестовые задания по теме «Проблемы возрастного развития»:
1. Процесс проявления биологических и социальных закономерностей, это а)
воспитание личности, б) развитие личности, в) социализация. Целенаправленное формирование потребностей ребенка и очеловечивание его
желаний, это а) воспитание личности, б) развитие личности, в) социализация
личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.