Я уже писала о проблемах, которые появились в связи с реализацией новых федеральных государственных стандартов (ФГОС), и возможных последствиях реализации. Цель данной статьи – проиллюстрировать часть из того, что было уже сказано, мнением учителей и конкретным содержанием с опорой на документы, а именно – на Примерную образовательную программу основного общего образования.
Полный текст примерной образовательной программой (ПОО) основного общего образования (ООО), созданной по новым ФГОС, – здесь. Программа одобрена 8 апреля 2015 года и входит в государственный реестр примерных основных образовательных программ. При этом следует иметь ввиду, что это программа примерная, и школа должна ее учитывать, но может изменять. Материал взят с портала «Общественная экспертиза нормативных документов в области образования», на котором продолжается работа по обсуждению проектов системы российского образования при активном участии членов образовательного сообщества. Самым обсуждаемым разделом остается раздел «ФГОС основного общего образования». Работа на проекте выстроена по принципу «Опишите проблему – найдите решение».
Реализация ФГОС неизбежно приведет к уменьшению конкретного содержания предметов, которое усвоит ученик. Учителя это уже видят. Например, учитель географии из Москвы Орлова Е. пишет: «При переходе на ФГОС продолжает оставаться проблема недостаточного количества часов на такой предмет, как география, всего по 1 часу в неделю. Несмотря на уменьшение количества тем в данных классах, усвоить основные положения и понятия, получить практические навыки, метапредметные навыки и успешно пользоваться ими, удаётся далеко не всем учащимся. Дети имеют очень разные возможности из-за некоторых отклонений в здоровье и других психолого-физиологических особенностей».
Поднимается также проблема контролирования получаемых результатов. Например, личностные результаты в ФГОС самые главные, они стоят на первом месте. Но, хотя возможен внутришкольный мониторинг соблюдения норм и правил общественной жизни обучающегося и его ценностно-смысловых установок, на итоговую оценку подготовки обучающегося достижение личностных результатов не выносится (стр. 4–5), а значит, личностные результаты не учитываются в оценке качества освоения учеником образовательной программы. Учитель физики Шичкин А. вполне обоснованно считает, что гарантировать при таком подходе достижение личностных результатов невозможно.
Не лучше обстоит дело и с метапредметными результами, которые в ФГОС идут на втором месте. Предполагается, что ученик освоит много нужных и полезных навыков. В примерной образовательной программе они описываются на 11 страницах. Однако ответа, как оценить сформированность этих навыков, нормативные документы не дают. В соответствии с частью «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования», внутришкольный мониторинг «сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий» будет осуществляться наблюдением за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований – именно так размыто это сформулировано в документе. (см. стр. Соответственно, учителя не знают, по каким критериям это осуществлять, какими измерителями пользоваться, на основе каких данных можно будет судить о том, что и на каком уровне выпускник освоил в этой области программы (для оценки способности выпускника продолжать образование необходимо, чтобы он освоил программу на уровне не ниже базового). Этот вопрос поднимает Чурилова О. , заместитель начальника Управления образования г. Муравленко. Итоговой оценкой достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта (им может быть эссе, художественная творческая работа, макет, отчет по социальному проекту и т. – подробнее см. стр. Сложно представить, каким образом на основе, например, художественной декламации, можно определить, способен ли выпускник «обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач» или «систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах» (эти навыки заявлены на уже упоминаемых 11 страницах описания метапредметных результатов».
Как и следовало ожидать, в оценке предметных результатов «основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе – метапредметных» (см. стр. в соответствии с ФГОС приведенные выше сетования учителя географии на то, что ученики не усваивают даже уменьшенное количество тем, совершенно неважны. Формулировка предмета оценки допускает составление таких контрольных заданий, что можно вообще не знать изучаемый учебный материал, но, найдя его в энциклопедиях, справочниках и т. и применив найденную информацию, получить хорошую оценку. И все будет в соответствии с ФГОС. Составителей ФГОС не волнует, что человек, не знающий географии, не в состоянии ориентироваться в новостях и оценивать серьезность произошедших событий, а значит не в состоянии адекватно планировать свои действия в повседневной жизни чуть дальше похода в магазин за покупками.
Как мы видим, современные ФГОС несут и неизбежное уменьшение количества знаний, который получит выпускник на выходе из школы, и невозможность контролировать качество образования. Учителя отмечают другие проблемы реализации ФГОС, не менее важные. Например, проблема обучения учеников-инвалидов (катастрофически не хватает времени для индивидуальной работы с ними). В рамках инклюзивного образования идет имитация коррекционной работы с детьми с ОВЗ – путем перекладывания работы психолога и социального педагога на классного руководителя. Существует проблема неэфффективности методического сопровождения учителей: многие ответственные за методическое сопровождение структуры сами не владеют ситуацией, не справляются с научно-методичным сопровождением. Практически отсутствует помощь в конкретных дидактических разработках по предмету, что вызывает очень большое время на подготовку урока. Учителя отмечают платность курсов переподготовки. Кроме того, существует проблема реального оснащения школы и ее материальнно-технической базы для реализации ФГОС.
Чиновники разработали ФГОС и отдали учителям – работайте с ним как хотите. А работать невозможно, если думать об образовании детей, а не о их развлечении. Если стремиться воспитать гражданина, способного ориентироваться в современном мире, ни в коем случае нельзя отказываться от знаниевого компонента в образовании. Знаниевый компонент в образовании уменьшали нацисты для более удобного манипулирования молодежью – всем известна фраза Гитлера «Знания – крах для моей молодежи». Для чего отказываются от этого компонента современные руководители системы образования? Неудивительно, что подобные ФГОС вызывают недоверие среди учителей к структурам, их разрабатывавшим. Поэтому среди решений существующих проблем, которые предлагает учительская общественность, –переработка ФГОС с учетом мнения учителей.
Однако современные ФГОС полностью соответствуют закону № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: в требованиях, которые должны быть включены в ФГОС, отсутствует минимум содержания (ст. 2 п. 6 и ст. 11 п. Указана только необходимость требований к результатам освоения образовательной программы (в которые можно включить предметные результаты без минимума содержания). Минимум содержания предусмотрен только в федеральных государственных требованиях к дополнительным предпрофессиональным программам (ст. 2 п. Таким образом, для включения знаниевого компонента в ФГОС необходимо изменение законодательной базы – переработка закона об образовании.
Картинка взята отсюда.
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
С 1 сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования. Наша школа не стала исключением. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является ориентация на результат образования. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей обучающихся самостоятельно определять учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Научить – учиться — лозунг стандартов второго поколения. Функция школы – корректирующая. Учитель — направляющая сила для ребёнка. Особенность начальной школы как звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Поэтому для нашей школы включение в работу по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения стало ответственным шагом. В школе была создана творческая группа, члены которой работали над созданием основной образовательной программы начального общего образования. Была организована методическая работа с учителями начальных классов по подготовке к реализации требований Стандарта. Особое внимание педагоги уделяли подготовке к формированию универсальных учебных действий у младших школьников, освоению современных образовательных технологий. Совместная работа дала положительные результаты. Учителями нашей школы были разработаны рабочие учебные программы, создана электронная база рабочих учебных программ по всем предметам для 1-2 классов. Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др. ), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации). Поэтому учителями начальных классов, физической культуры, музыки, иностранного языка внесены коррективы в рабочие учебные программы в соответствии с требованиями ФГОС:
— дополнены пояснительные записки, отражены предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учащимися основной образовательной программы;
— в содержании рабочих учебных программ отражены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. — разработаны планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Введение ФГОС начального общего образования выявило некоторые проблемы психологического характера у преподавательского состава:
-сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы педагогической деятельности;
-упрощённое понимание отдельными педагогическими работниками сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
-отсутствие опыта разработки отдельных разделов основной образовательной программы начального образования (отдельных предметов и курсов). В процессе реализации основной образовательной программы начальной школы возникла проблема по определению метапредметных и личностных результатов, обусловленная отсутствием диагностического инструментария. Следует отметить, что методическая служба нашей школы оказывает постоянную поддержку педагогическим работникам для адаптации в условиях введения Стандарта нового поколения. Она представляет собой заранее спланированную и систематически осуществляемую систему действий: посещение и анализ уроков и занятий, индивидуальные консультации, подготовка сообщений на школьных методических объединениях, педагогические советы. Также проводятся теоретические семинары и семинары-практикумы, с приглашением работников институтов повышения квалификации из разных регионов России. Однако проводимая работа большей частью направлена на теоретическую подготовку педагогов, а учителям начальной школы хотелось бы больше знакомства с практическими навыками работы в условиях новых ФГОС. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, которая позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников и добиться получения высоких результатов в обучении и воспитании. Внеурочная деятельность-это образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов. В нашей школе в структуру учебного плана входит 10 часов внеурочной деятельности в каждом классе. Внеурочная деятельность представлена по следующим направлениям и разделам:
1. Духовно-нравственное направление:
-патриотический кружок «Родничок»
2. Художественно-эстетическое направление:
-программа «Театральная азбука»;
-программа «Модульное оригами»;
-программа «Глиняная игрушка». Спортивно-оздоровительное направление:
— секция «Минифутбол»;
-секция «Баскетбол»;
-секция «Спортивная аэробика»
— программа «Корригирующая гимнастика»
4. Общекультурное направление:
-программа «Педагогика здоровья»
5. Обще-интеллектуальное направление:
-программа «Шахматы»;
-программа «Развитие творческих способностей»;
-программа «Умники и умницы». Занятия обучающихся при организации внеурочной деятельности проводятся в форме экскурсий, диспутов, библиотечных уроков, соревнований в соответствии с планом внеурочной деятельности. Организационными формами объединения обучающихся по всем направлениям внеурочной деятельности стали кружки и секции. Главной проблемой при организации внеурочной деятельности в нашей школе стала недостаточная готовность материальной базы. В течение всего рабочего дня обучающиеся находятся в учебном помещении, где нет места для игр и отдыха. Следует отметить, что подавляющее большинство детей, поступающих в начальную школу — шестилетки, для которых ведущим видом деятельности является игра. Шестилетнему ребёнку свойственна активная игра, через которую он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребёнка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Классная комната первоклассников непременно должна содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство. Учитывая возрастные особенности обучающихся начальной школы, а особенно первоклассников, считаю необходимым введение часа для пассивного отдыха. В нашей школе нет спальных комнат для отдыха детей между учебной и внеурочной деятельностью, нет игровых комнат. Такой пробел в материальном оснащении школы ведёт к колоссальной перегрузке обучающихся, а ведение кружков и секции не является настолько эффективным, как это было запланировано изначально. Ещё одной немаловажной проблемой педагогов стала оплата внеурочной деятельности. Изначально внеурочную деятельность внесли в учебный план, что предполагает и выделение денег на проведение разнообразных кружков. Но как говорится «гладко на бумаге, да забыли про овраги», когда начался учебный год учителя и другие специалисты нашей школы с удовольствием взяли на себя работу по организации дополнительного образования, но, оказалось, что на оплату кружков нет средств, так как внеурочную деятельность исключили из учебного плана. Таким образом, подводя итоги первого года работы по федеральным государственным образовательным стандартам, можно выделить следующие основные проблемы:
-отсутствие чёткого механизма финансирования организационной модели ведения внеурочной деятельности;
-отсутствие инструментария для проведения мониторинга образовательных результатов обучающихся;
-материально-технические условия реализации ФГОС НОО обеспечены не в полной мере (наличие компьютеров для обучающихся, медиатеки, современной библиотеки, игровых и спальных комнат и др. );
-недостаточная методическая подготовка педагогов, отсутствие опыта разработки отдельных разделов основной образовательной программы начального образования (отдельных учебных предметов, курсов)
Стандарт – целевой, а не содержательный! Его цель – адаптированный к современной жизни человек, не боящийся её. Как следствие, возникают актуальные проблемы, которые предстоит решать в процессе реализации стандартов: освоение учителем новых технологий системно-деятельностного подхода, диагностика и оценка новых образовательных результатов, организация образовательного процесса, нацеленного на достижение планируемых результатов, организация коллектива учителей единомышленников, а также организация творческого взаимодействия учителей начальной школы, учителей предметников и педагогов дошкольного образования, родителей. Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам, мы не имеем права. И образование не может оставаться на вчерашнем уровне. Я, как современный человек, за новый федеральный государственный образовательный стандарт, который дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Конечно, как все новое — это требует нового подхода в работе самого учителя, больших временных затрат на начальном этапе. Разобраться и вникнуть в их суть помогают семинары, курсы повышения квалификации, помощь коллег, сотрудничество с другими школами города и округа. С появлением первого опыта проясняется логика идеи. Участвуя в рабочей группе над созданием образовательной программы, вникая и осмысливая, понимаешь, что трудны первые шаги, но с этими шагами приходит уверенность в себе, в своем деле. Изучив подробно методические рекомендации по введению ФГОС НОО, найдены ответы на вопросы, которые вызывали затруднения (создание рабочих учебных программ и планирования, составление технологических карт урока, формирование универсальных учебных действий и многое другое). Решение большинства проблем, возникающих при введении федерального государственного образовательного стандарта, зависит не в последнюю очередь от обеспеченности этого процесса. Эффективность же обеспечения введения ФГОС зависит от того, насколько чётко будут спланированы мероприятия, на какие цели они будут ориентированы и какие результаты с их помощью достигнуты. Я считаю, что мне повезло быть одной из первых педагогов, обучающих школьников по ФГОС. У моих коллег появятся такие же вопросы, в решении которых я готова им помочь, опираясь на полученный опыт. Давайте помнить, что человек, которому повезло,— это человек, который делал то, что другие только собирались сделать. В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС НОО, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых образовательных стандартов школьного образования. Сергеева Любовь Михайловна
Учитель начальных классов
МОУ «Помарская СОШ»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ »
«Актуальные проблемы внедрения
обновленных ФГОС»
Мы с вами находимся в начале непростого, но очень важного пути. Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано. ВАРИАТИВНОСТЬ
Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Более точно обозначены предметные результаты. Каждый родитель сможет проконтролировать, что его ребенок должен знать на данном этапе изучения предмета.
Краткие выводы
Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование. Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка. Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.
Модель реализации ФГОС проходит по нескольким направлениям и сегодня, подводя первые итоги введения ФГОС нового поколения,
хотелось бы остановиться на возникших проблемах:
организационные мероприятия;
создание нормативного обеспечения реализации ФГОС
организационно-информационного и методического сопровождения реализации ФГОС
Повышение квалификации педагогов в вопросах реализации стандарта
создание финансового обеспечения реализации ФГОС
создание материально-технического обеспечения реализации ФГОС
Итак, обновленные ФГОС требуют:
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ;
МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ;
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ;
НОВОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА;
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – КАЧЕСТВО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:
Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями. Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных. Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи). Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее). Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами. Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ. НОВЫЕ ФГОС ОПРЕДЕЛЯЮТ ЧЁТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ПО КАЖДОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ.
Безусловно, новые ФГОС – это шаг вперед. Школьные программы должны давать максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни, новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части гуманитарных направлений, и в части предметов научно-технического цикла, расширить знания школьников о здоровом образе жизни, экологии, задействовать интерактивные программы, формирующие патриотическое воспитание. Проблемы с которыми столкнулись учителя английского языка при внедрении программы:
1)отсутствие у некоторых участников образовательного процесса приоритета высших ценностей, позиционируемых в ФГОС второго поколения в качестве ключевых результатов обучения и воспитания, таких, как труд, здоровье ;
2) слабая включённость родителей в управление образовательным процессом;
3) недостаточное овладение формами взаимодействия и проектной деятельностью, навыками коллективного планирования;
4) слабая оснащенность классов школы современными техническими средствами;
5) низкая мотивация учеников к изучению предмета