Урок по информатике «Исправление ошибок в тексте»

«Не ошибается тот, кто ничего не делает»

Вид урока: комбинированный.

Технология: личностно-ориентированная, игровая.

  • расширить навыки корректировки ошибок;
  • выработать навык работы над ошибками в разных сочетаниях;
  • воспитывать ответственность за результат    своего труда, побудить интерес к изучению предмета.

Тип урока:урок закрепления знанийи , с применением современных компьютерных технологий.

  • персональные компьютеры
  • компьютер учителя
  • мультимедийный проектор
  • интерактивная доска
  • карточки самоконтроля
  • карточки с клавишами
  • программно-методический комплекс «роботландия»:
  • часть «знакомство с компьютером»
  • программа «правилка»

I.  Мотивация учебной деятельности

Тема нашего урока сегодня: Исправление ошибок в тексте, вставка пропущенных символов.

Существует известная истина: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». И мы попробуем на нашем уроке применить сегодня знания двух предметов: русского языка и информатики. Вы знаете, что наш русский язык очень велик и могуч! Как сказал русский писатель А.Куприн: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». В изучении русского языка много интересного. А нам на информатике при работе с текстами и в текстовых редакторах никак не обойтись без знаний нашего родного языка..

Вы знаете, что в тексте ошибки бывают разные: можно набрать неправильную букву — ее нужно будет заменить верной; можно написать лишнюю букву — тогда ее нужно будет удалить; а можно пропустить букву, и вам необходимо будет ее вставить на место ошибки внутри слова.

Задача нашего урока сегодня:

  • Научиться применять правило вставки и замены символов;
  • Научиться исправлять в предложениях различные ошибки одновременно.

Чтобы решить эти задачи мы должны повторить назначения основных клавиш, которые используются при исправлении ошибок в тексте и при работе с текстом: то есть мы должны проверить ваше домашнее задание.

Мы окунёмся в мир клавиш, но задания ваши будут ещё и на сообразительность. Сначала у нас разминка!

Главным средством управления персональным компьютером является, всё-таки, не электронная «мышь», а клавиатура. А на ней есть клавиши, без которых просто нельзя обойтись:

  • какая из них главная? (ENTER)
  • есть клавиши очень похожие друг на друга; чем они похожи и чем отличаются? (SHIFT и CAPS LOCK) – (DELETE и BS)
  • что произойдёт, если прижать клавишу, на которой нарисована буква? (Будет печататься только эта буква длительное количество раз.)
  • сколько клавиш надо нажать на клавиатуре, чтобы на экране появилось слово Оля? (Четыре.)

Молодцы, ребята, те, кто активно отвечали! Вы уже заработали свои первые оценки (это Ваши «Солнышки»).

А теперь попробуем все получить оценки.

Мы будем использовать карточки с обозначением клавиш и листы самоконтроля, которые есть у каждого из Вас.

Прошу Вас приготовиться и быть внимательными. Вы должны будете поставить правильно цифру около обозначения клавиши.

  • клавиша завершения работы с программой;
  • удаление символа над курсором;
  • клавиша ввода, переход на другую строку;
  • удаление символа слева от курсора;
  • клавиша, которую используют, чтобы написать заглавную букву;
  • клавиши управления курсором;
  • клавиша вставки и замены;

Обменяйтесь листами, пожалуйста. Я Вам продиктую правильные ответы, а вы в листах своих товарищей ставите + или — если 7 или 6 верных ответов – это «5», 4 и 5 верных ответов «4», а далее уже оценка «3».

II.  Изучение новой темы

Вы знаете, что существует всего 3 типа ошибок:

  • неверный символ (замена)
  • лишний символ (удаление)
  • пропущенный символ (вставка)

Самый сложный вид исправления ошибок — это вставка пропущенных символов.

Такое исправление выполняется двумя операциями сразу: сначала надо выделить место для вставляемого символа, а после этого записать его.

Для выделения места используется клавиша вставки:

INSERT (вставить)

Если подвести курсор к букве, стоящей в середине слова, и нажать на клавишу вставки, то «хвост» слова, то есть все символы, начиная с того места, где стоит курсор, до последнего символа сдвигаются на одну позицию вправо, а на том месте, где стоял курсор, образуется свободное место — пробел.

А теперь давайте поиграем:

Четыре ученика выходят к доске с плакатами букв: Ш К Л А

Какое слово хотели показать нам друзья?

(Дети отвечают – ШКОЛА — буква «О» пропущена).

А буква «О» — сидит и ждет, куда бы ей встать.

Моя левая рука будет курсором,  я сейчас поставлю ее на место, где надо поставить пропущенную букву. Кладу руку на букву Л. Правая рука — клавиша вставки. Я нажимаю на нее один раз. Отодвигаю учеников с буквами «Л» и «А» вправо. Вот сюда и встанет буква «О».

У доски буквы:

Ш К О Н И К

Теперь курсором будет Ирина Крымова.

— Ирина, кому положишь левую руку на плечо? (Буква Н).

— А что делать твоей правой руке? (Которая играет роль клавиши вставки) (два раза нажать клавишу «INSERT«).

Молодец! (получает «Солнышко»).

Давайте выполним небольшую практическую работу.

Каждое из приведённых на экране слов набрано с одной ошибкой:

Урок по информатике "Исправление ошибок в тексте"

К какому типу ошибок они относятся?

Запишите правильно эти слова в тетради!

К какому типу относятся ошибки в словах:

ГОСТИННИЦА МАЛЕНКИЙ УЖАСТНО

А теперь, давайте еще раз посмотрим, как это делается на компьютере.

Известно, что человек, работающий с клавиатурой, совершает множество ошибок. Но исправление ошибок в тетради по русскому языку, очень сильно отличается от исправления ошибок на компьютере. Пользователь компьютера может быть спокоен: все ошибки очень легко исправить и после исправления, от ошибки не останется и следа. Надо просто с самого начала научиться технике исправления.

На интерактивной доске, в программе «Текстовый редактор» должно быть набрано:

Ш К Л А   Ш К О Н И К — (показать моделирование)

III.  Лабораторная работа
А сейчас мы с вами проведем лабораторную работу. Посмотрите на нашу программу «Правилка». Вот перед нами старуха Шапокляк, которая не любит исправлять ошибки, но мы ей поможем научиться этому нелёгкому делу. Программа «Правилка» вместе с нами, поможет сделать это быстро и качественно.

Урок по информатике "Исправление ошибок в тексте"

Успешность выполнения пяти заданий из одной части контролируется присвоением «званий» (они указаны в порядке возрастания):

Урок по информатике "Исправление ошибок в тексте"

Урок по информатике "Исправление ошибок в тексте"

Урок по информатике "Исправление ошибок в тексте"

Если вы выполните пять заданий одной из частей, то программа отобразит в середине экрана окно с приятной надписью: Присваивается звание: «Профессор» рядом с портретом хоть толстенького и не совсем молодого, но вполне симпатичного профессора. Если допустите в одном из заданий ошибку, то получите звание Мудрого Кролика, а не профессора. Ну и постарайтесь уж не быть Торопыжкой и Незнайкой. Я надеюсь на Вас, ребята!

Работа наша будет состоять из трех частей:

1 часть

  • неверный символ;
  • лишний символ;
  • неверный символ;
  • пропущенный символ;
  • лишний символ;
  • В режиме смесь (интересные смешные названия) – заранее невозможно предугадать, к какому типу ошибок будет относиться очередное задание;
  • суперсмесь – и того хитрее: в одном задании, то есть, в одном слове или одной фразе, окажутся несколько ошибок различных типов; (задания будут разного типа) – ваши выражения будут содержать одну, а затем несколько ошибок.

Но прежде чем начинать работать на компьютере, повторите, пожалуйста, правила Техники Безопасности, написанные на доске.

IV. Итог урока

Молодцы, ребята! Я думаю, что вы сами радуетесь своим успехам.

  1. Одна оценка будет у Вас за работу с карточками.
  2. Вторая оценка за работу на компьютере.
  3. Третья оценка у тех, кто отвечал дополнительно.

В статье размещена информация о кодировании с исправлением ошибок, в конце представлено домашнее задание. Материал актуален для подготовки к ЕГЭ.

  • коды с обнаружением ошибок
  • избыточность
  •  бит чётности
  • контрольная сумма
  • помехоустойчивые коды

В реальных каналах связи всегда присутствуют помехи, искажающие полезный сигнал. В некоторых случаях ошибки допустимы, например при прослушивании радиопередачи через Интернет небольшое искажение звука не мешает понимать речь. Однако чаще всего требуется обеспечить точную передачу данных. Например, ошибка в передаче одной команды компьютерной программы может привести к катастрофе космического корабля. В таких случаях в первую очередь нужно обнаружить ошибку и, если это произошло, передать блок данных ещё раз. Как мы увидим, в некоторых случаях даже удаётся исправить небольшое число ошибок без повторной передачи данных.

Представьте себе, что получена цепочка нулей и единиц 1010101110, причём биты независимы: каждый бит цепочки может быть нулём или единицей независимо от других. В этом случае нет абсолютно никакой возможности определить, верно ли передана последовательность. Поэтому для того, чтобы обнаружить ошибку, в передаваемое сообщение нужно добавлять какую-то дополнительную информацию («лишние» биты), т. е. вводить избыточность.

Простейший вариант — добавить в конец блока данных дополнительный бит, который будет равен 1, если в основном сообщении нечётное число единиц, и равен 0 для сообщения с чётным числом единиц. В результате в новом блоке всегда будет чётное число единиц. Этот дополнительный бит называется битом чётности. Бит чётности используется при передаче данных в компьютерных сетях.

К каждому из этих двухбитных сообщений добавьте бит чётности (так, чтобы общее число единичных битов в каждом сообщении стало чётным):

Сообщения передаются с битом чётности. Какие из этих сообщений были переданы с ошибкой?

Как вы рассуждали?

Как вы думаете, можно ли вместо бита чётности добавлять «бит нечётности», который делает общее число единичных битов в блоке данных нечётным?

К каждому из этих сообщений добавьте бит чётности;

При передаче сообщения с битом чётности произошли две ошибки. Сможет ли обнаружить ошибку принимающая сторона? А если ошибок будет три? Четыре?

Получено сообщение с битом чётности, в котором оказалось нечётное число единиц. Можно ли сказать, в каком именно бите произошла ошибка?

Если при передаче изменились два бита, чётность не меняется, и такая ошибка не обнаруживается. Однако на практике две ошибки в одном небольшом (например, 8-битном) блоке данных могут появиться очень редко.

При передаче больших файлов может сразу возникнуть множество ошибок, поэтому используют другой метод — вычисляют контрольную сумму файла (по достаточно сложным алгоритмам), которая передаётся вместе с данными. Изменение даже одного бита данных сильно изменяет контрольную сумму. Если контрольная сумма файла, вычисленная приёмником, не совпадает с контрольной суммой, записанной передающей стороной, то произошла ошибка.

Коды с исправлением ошибок

Значительно сложнее исправить ошибку сразу (без повторной передачи данных), однако в некоторых случаях и эту задачу удается решить. Для этого ещё больше увеличивают избыточность кода (добавляют «лишние» биты).

Когда вы говорите по телефону, иногда приходится повторять какието фразы, если собеседник не понял вас из-за помех. Эту идею можно использовать и для компьютеров, например применить код, в котором каждый бит повторяется трижды: вместо каждого нуля будем передавать кодовое слово 000, а вместо каждой единицы — кодовое слово 111.

При передаче сообщения каждый передаваемый бит повторяется три раза подряд. Могли ли быть переданы без ошибок такие сообщения?

Как вы рассуждали?

При передаче каждой тройки одинаковых битов произошло не более одной ошибки. Какие биты пытались передать, если получены тройки битов:

Как вы рассуждали?

Передавались сообщения, в которых каждый бит был утроен. При передаче произошли ошибки (не более одной в каждой тройке), и были получены следующие битовые цепочки:

Восстановите битовые цепочки (без утроения), которые передавались.

Код с утроением битов обнаруживает одну или две ошибки. Кроме того, если сделана одна ошибка, он позволяет исправить её, т. е. является помехоустойчивым.

inf60 Помехоустойчивый код — это код, который позволяет исправлять ошибки, если их количество не превышает некоторого уровня.

Попробуйте придумать другой трёхбитовый код (содержащий два кодовых слова), который позволяет исправлять одну ошибку и обнаруживать одну или две ошибки. Что общего в коде с утроением битов и в вашем коде?

Кроме простого дублирования битов есть и другие, более сложные помехоустойчивые коды. Например, предположим, что передаются сообщения, содержащие только четыре буквы — «П», «О», «Р», «Т». Для кодирования букв используются 5-битные кодовые слова (рис. 2.9).

inf82

Для этого набора кодовых слов выполнено такое свойство: любые два слова из набора различаются не менее чем в трёх битах. В этом случае говорят, что расстояние Хэмминга между кодовыми словами больше или равно трём. Например, слова «П» — 111.11 и «О» — 11000 различаются в трёх последних битах, а слова «П» — 11111 и «Р» — 00100 — в четырёх битах (они подчёркнуты). Это позволяет обнаруживать и даже исправлять ошибки.

Для передачи данных использовался код, заданный на рис. 2.9. Принята цепочка 00110. Определите букву, код которой отличается от этой цепочки меньше всего.

Для передачи данных использовался код, заданный на рис. 2.9. Принята цепочка 10101. Определите знаки, коды которых отличаются от этой цепочки меньше всего.

Для передачи данных использовался код, заданный на рис. 2.9. При передаче каждого кодового слова произошло не более двух ошибок. Декодируйте сообщение, исправив ошибки: 00111 11100       11110       11000 00000       01110       11011       11100       00011       11000

Если ошибку исправить нельзя, поставьте символ «inf84 ».

В каком случае при использовании кода, заданного на рис. 2.9:

а) можно обнаружить ошибки, а исправить нельзя;
б) нельзя даже обнаружить ошибки?

Если все кодовые слова отличаются друг от друга не менее чем в трёх битах, такой код позволяет обнаружить одну или две ошибки. Если сделана только одна ошибка, код позволяет исправить её. Если же произошли три ошибки и более, в результате мог получиться другой правильный код, и эти ошибки обнаружить нельзя.

  • Данные при передаче могут искажаться из-за помех в канале связи.
  • Для обнаружения и исправления ошибок код должен быть избыточным, т. е. содержать лишние биты по сравнению с кодом минимальной длины.
  • Бит чётности — это бит, который добавляется в конец блока данных так, чтобы количество единиц в расширенном блоке было чётным.
  • Использование бита чётности позволяет обнаружить нечётное число ошибок при передаче, но не позволяет их исправить.
  • Помехоустойчивый код — это код, который позволяет исправлять ошибки, если их количество не превышает некоторого уровня.
  • Код, в котором все кодовые слова отличаются друг от друга не менее чем в трёх битах, — помехоустойчивый. Он позволяет обнаружить одну или две ошибки и исправить одну ошибку в каждом блоке данных.

inf83

1. Почему код с обнаружением и/или исправлением ошибок должен быть избыточным?
2. Сравните коды, использующие бит чётности и коды, использующие контрольную сумму. Какие достоинства и недостатки имеет каждый метод?
3. Зачем нужны коды, которые позволяют обнаружить ошибки, но не позволяют их исправить?
4. Сравните код, в котором каждый бит повторяется три раза, и код на рис. 2.9. Какой из них более экономичный, т. е. требует меньше «лишних» битов?
5. Как вы думаете, почему бы не использовать везде только помехоустойчивые коды?

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро»® – Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491.

Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!

Использование систем проверки орфографии и грамматики.

Одним из важных качеств текста является отсутствие грамматических ошибок. Грамматические ошибки в тексте могут возникнуть, во-первых, по незнанию человека, во-вторых, в результате опечатки при наборе текста. Для устранения грамматических ошибок в среду Word встроена автоматизированная система проверки правописания. Основу этой системы составляет база данных — вариантов написания русских и английских слов, и база знаний — правил грамматики. Эта система сверяет каждое написанное слово с базой данных, а также анализирует правильность написания словосочетаний и предложений (согласованность падежей, расстановку запятых и т. д.). При обнаружении ошибок система выдает подсказку и в некоторых случаях — варианты исправления ошибок. Эта система является примером системы искусственного интеллекта.

По умолчанию Microsoft Word проверяет орфографию и грамматику автоматически при вводе текста, выделяя возможные орфографические ошибки красной волнистой линией, а возможные грамматические ошибки — зеленой волнистой линией. Система проверки орфографии по умолчанию включена всегда.

Исправлять ошибки можно по мере ввода текста, а можно провести проверку сразу во всем тексте по окончании ввода.

Для исправления ошибки по мере ввода щелкните правой кнопкой мыши на тексте, подчеркнутом волнистой зеленой или красной линией, а затем выберите предложенный вариант или соответствующую команду в контекстном меню.

При исправлении орфографической ошибки в контекстном меню часто предлагаются слова, близкие по написанию.

Но лучше осуществить проверку правописания сразу во всем тексте по окончании ввода. Это существенно сэкономит время.

Следует заметить, что не всегда слово, подчеркнутое красной линией, написано неправильно. Вполне возможно, что это какой-нибудь специальный термин, которого нет в словаре. Очень часто подчеркиваются имена собственные, а также составные лова (например, «автотекст», «автозамена» и пр.), которые также отсутствуют в базе данных приложения.

Если слово написано правильно, но подчеркнуто красной линией, можно добавить его в пользовательский словарь, и больше не будет выделяться подчеркиванием.

Если в результате опечатки получается слово, имеющееся в словаре, то программа проверки орфографии его не пометит, например, если вместо слова «кот» написано слово «кто» или вместо слова «парта» написано слово «пара». Чтобы устранить такие ситуации, следует внимательно перечитать текст самому или, что еще лучше, попросить об этом другого человека.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *