В чем заключается проблема современного искусства и что она определяет

Программа предполагает лекционно-семинарские, исследовательские и проектно-практические виды обучения в области современной философии, арт-теории, психоанализа, политической, медиа и арт-теории, практик современного искусства и архитектуры.

Форма отчетности для теоретических дисциплин: эссе и симпозиум-конференция по каждому модулю, очерки собственного оригинального исследования.

Форма отчетности для проектной практики: экспериментально-исследовательский проект, конференция, материалы для журнала/альбома.

В чем заключается проблема современного искусства и что она определяет

Центр социального проектирования «Платформа» в партнерстве с ARTLIFE Academy провел исследование отношения россиян к современному искусству. Результаты онлайн-опроса и экспертных интервью показали, что россияне интересуются современным искусством, но испытывают трудности с его пониманием. Основные результаты:Растущий интерес. Современным искусством интересуются 36% опрошенных, среди 18-24-летних таких 59%. Помимо возраста, интерес к искусству связан со средой, родительской семьей, опытом художественного образования, проникновением искусства в городскую среду, повседневную жизнь горожан и достатком человека. Современное искусство наиболее всего отвечает запросу аудитории, которая ищет в произведениях проблемность, критичность, актуальность, вызов. Современное чаще не нравится тем, кто оценивает искусство с точки зрения гармонии, требует от него только красоты, ищет в искусстве отвлечения. Стереотипное восприятие. «Современное искусство» – вывеска, за которой скрывается множество различных стилей. Жители мегаполисов с интересом принимают актуальные работы различных направлений. Например, 87% нравятся наиболее известные работы Аниши Капур, 57% — Поллока. Больше всего население ценит работы современного искусства, обладающие высокими изобразительными характеристиками и объекты, вписанные в городское пространство. Но отношение к современному искусству как таковому не равняется отношению к конкретным работам. Само понятие «современного искусства» оказывается под воздействием ряда стереотипов. В восприятии населения современное искусство проигрывает классическому. У современного искусства как целого сформировалась неоднозначная репутация, вызванная наиболее одиозными или сложными работами. Проблема понимания. Широкую аудиторию от современного искусства отталкивает непонимание, которое можно разделить на несколько типов – отторжение, недоумение, отсутствие культурного контекста. 43% считает, что современное искусство непонятно. Эксперты выделяют 4 ключевых фактора, сформировавших репутацию современного искусства: намеренная провокационность (стремление художника шокировать аудиторию), политизация (использование искусства как инструмента политического протеста), ценовой шок (освещение в СМИ аукционных рекордов), разрыв в культурных компетенциях (несовпадение языков, на которых говорит публика и художник при отсутствии интерпретатора, «переводчика»). Низкая доступность. Ключевая проблема современного искусства заключается в том, что его не видит значительная часть аудитории. 65% не смогли назвать ни одной работы или автора, которые ассоциируются у них с современным искусством, а среди самых часто называемых – Бэнкси (6%) и Казимир Малевич (4%). В средах, связанных с развитием искусства, звучит запрос на поиск пути к широкой аудитории, подходов к ней, средств популяризации актуальных художников и их работ. Подробнее – в докладе «(Не)понятное искусство»:

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»

Когда читается:
1, 2 модуль

Преподаватели:
Юркин Юрий Владимирович

Программа дисциплины

АннотацияДисциплина предполагает подробное введение в теорию и историю мирового современного искусства. Программа познакомит с ключевыми событиями и фигурами современного искусства — художественными направлениями, школами, группами и отдельными авторами, реформаторами идей и форм, определивших эстетические контуры обозначенного явления. Мы также уделим внимание художникам, практикующим в наши дни, и выделим наиболее перспективные тенденции среди бесконечного множества форм, которые принимает искусство сегодня. Наконец, так как деятельность большинства современных художников невозможно представить в отрыве от их социокультурных и историко-политических контекстов, курс сформирует понимание ряда теоретических, критических и философских систем, возникших и развивающихся в непосредственной связи с современным искусством или даже под его влиянием.

Цель освоения дисциплины

  • Изучение теории и истории мирового современного искусства
  • Формирование понимания теоретических, критических и философских систем, возникших и развивающихся в непосредственной связи с современным искусством
  • Знакомство студента с ключевыми событиями и фигурами сегодняшнего арт-мира

Планируемые результаты обучения

  • Дает определение искусству, объясняет понятие «современность»
  • Объясняет различные варианты модернизма (антимодернизм, декаданс, авангард, китч), объясняет роль и место художника, перечисляет различные модели творческих биографий
  • Рассказывает о «содержательных» открытиях различных направлений в искусстве XIX — XX вв., объясняет последствия появления фотографии для художественного мира
  • Перечисляет различные варианты абстрактного искусства, объясняет понятие «машинная эстетика»
  • Объясняет понятие анти-эстетика, принцип случайности, рассказывает о новых художественных средствах — коллаже, фотографии, кино, шумовой музыке, кинетической скульптуре, гриме
  • Объясняет специфику взаимодействия государства и художественного мира, объясняет понятие «культурная дипломатия»
  • Объясняет понятие «высокий модернизм», роль массовой культуры, поп-арта
  • Объясняет понятие «концептуальный поворот», рассказывает о роли Марселя Дюшана в современном искусстве
  • Объясняет понятия «новые медиа», дематериализация искусства»
  • Перечисляет основные направления критического искусства, объясняет понятие «институциональная критика»
  • Перечисляет основные направления, входящие в «другие» искусства, объясняет эстетику постмодернизма
  • Объясняет феномен перепроизводства образов, рассказывает о роли концептуальной фоторгафии, теориях дюссельдорфской школы
  • Рассказывает о локальных художественных сценах в разных странах в 1950-1990-ых годах
  • Рассказывает о механизмах работы художественного мира в эпоху глобализации и об искусстве в общественном пространстве
  • Рассказывает о культуре участия в искусстве и об этике взаимоотношений
  • Введение в понятия искусства и современностиВводная лекция курса посвящена эволюции представления об искусстве и попыткам современных мыслителей дать ему универсальное определение в эпоху утраты обязательности критериев мастерства, уникальности, новаторства и красоты. В рамках лекции в сжатом режиме будут рассмотрены понятие репрезентации и категория мимезиса, место искусства от античности до Просвещения, рождение Искусства как автономной сферы, а также современная институциональная система искусства и варианты определения понятия «искусство». Вторая вводная лекция курса посвящена концепции современности от модернизма до наших дней, критике модернизма и пост-современности, проблемам периодизации современного искусства (modern и contemporary), а также новым образам современности.
  • Парадигмы искусства и творчестваНа лекции будут рассмотрены специфические варианты реализации модернистской парадигмы – декаданс, авангард, антимодернизм. Происхождение термина «авангард», его смысловое поле и основные концепции в теории искусства. Авангард и китч. Авангардная риторика и авангардное поведение. Основные принципы авангардистской эстетики. Авангардный импульс в искусстве 2-й пол. ХХ века. В рамках лекции будут рассмотрены меняющиеся во времени модели творческих биографий, а также миф творческой личности, конструируемый художественной критикой. От романтиков и затворников, революционеров и самопровозглашенных гениев – к стратегиям успеха и технологиям имиджа современных художников. Типология художественных объединений и феномен коллективного и анонимного авторства. Теоретическая концепция «смерти автора». Постмодернистская критика белого мужчины-художника и вопрос «почему не было великих женщин-художниц?».
  • Пути обновления: форма и содержаниеРечь пойдет о «содержательных» открытиях различных направлений в искусстве XIX – XX вв. – о радикально новых сюжетах и темах, разрушении жанровой иерархии и новой иконографии. Одухотворенный пейзаж романтизма, сцены труда в реализме, город и толпы в импрессионизме, футуристское упоение современностью и болезненная плоть экспрессионизма – эти и другие сюжеты, подготавливающие современное понимание авангарда, связанное с content-making. Изобретение фотографии в XIX веке приводит к утрате живописью монополии на жизнеподобное отражение окружающей действительности. Последовательная деконструкция классической ренессансной картины: отказ от линейной и/или воздушной перспективы, светотени, композиции, подобия – приводит к рождению «чисто живописных» задач. Кризис репрезентации и иконоклазм в различных модернистских течениях на пути к абстракции.
  • Абстрактное искусство и выход из искусства в жизньНе только «Черный квадрат»: различные варианты абстрактного искусства
    Теории абстрактного (беспредметного) искусства у В. Кандинского, Дж. Баллы, К. Малевича, А. Родченко, П. Мондриана и позднее – у Дж. Поллока, Л. Фонтана, Б. Ньюмана, Э. Рейнхардта и др. Абстракция как апофеоз автономии искусства и выходы из нее: законы абстрактного искусства, положенные в основу новых концепций формооразования, создают условия для последующего перехода от станкового творчества к проектированию повседневной предметной среды. Концепция исторического авангарда как попытка снятия искусства через его перевод в жизненную практику, упразднение границ между искусством и жизнью. Утопические жизнестроительные практики авангардных художников. Синтез искусств в «викторианском авангарде» У. Морриса (движение «Искусство и ремесла»), футуристская «реконструкция вселенной» и концепция стилевого преображения повседневности в супрематизме. Машинная эстетика в футуризме, пуризме, конструктивизме. Производственное искусство, международный конструктивизм, функционализм. Авангард и политика: утопия и реальность.
  • Анти-эстетика и границы искусстваАнти-эстетика и принцип случайности: абсурд, заумь, юмор и бред. Кризис классической эстетики в эпоху исторического авангарда. Бунт против красоты и хорошего вкуса в футуризме, категория «антиискусства» как попытка отмены искусства в дадаизме. Открытие принципа случайности и автоматизм как художественный метод. Значение психоанализа и искусство как симптом. Абсурдистская традиция от символизма до экзистенциализма. Смех как эстетический феномен. Границы искусства и новые художественные средства – коллаж, фотография, кино, шумовая музыка, кинетическая скульптура, грим
    Авангардные стратегии расширения и упразднения границ искусства, понятие трансгрессии. Коллаж в живописи кубизма и футуризма, фотограмма и фотоколлаж в дадаизме и конструктивизме. Открытие фотомонтажа и его агитационной функции. Полиматериальная скульптура, кинетическое искусство и проблема движущейся формы. Тактилизм. Французский и немецкий киноавангард.
  • Искусство и политикаВ рамках лекции будут рассмотрены коллизии существования искусства при тоталитарных режимах, проблемы противостояния «современного» искусства официальному искусству этих режимов, в частности, ситуация так называемого «дегенеративного искусства» и искусства Третьего Рейха, борьба с формализмом в СССР и «мерцающая» доктрина социалистического реализма, а также культурная политика Италии и Испании при Муссолини и Франко, соответственно. Лекция посвящена трем сюжетам, определяющим культурную ситуацию эпохи Холодной войны. С одной стороны, формирование системы искусства западного типа, с другой – авторитарные способы организации культуры в странах социалистического лагеря. Кроме того, в фокусе внимания окажутся опыты политического и культурного сопротивления, а также опыты самоорганизации на почве возникновения контркультуры.
  • Высокое искусство и массовая культураПервая лекция посвящена преимущественно американской, а также европейской художественной ситуация после войны. Американское современное искусство обретает свое собственное лицо – абстрактный экспрессионизм и постживописная абстракция становятся преемниками довоенной европейской модернистской традиции, в свою очередь в Европе возникают новые модернистские течения – спациализм, информель, арт-брют. Многие из них выступают продолжением формального эксперимента в области «последней картины» и вместе с тем выражением экзистенциальной послевоенной травмы. Эпоха «золотых шестидесятых» связана с новым поколением британских и американских художников, подрывающих высокий статус искусства и вдохновляющихся образами повседневности и массовой культуры. Триумф американского поп-арта на Венецианской биеннале 1964 г. окончательно подтвердил смещение столицы художественного мира из Парижа в Нью-Йорк.
  • Начиная с Джексона Поллока, использовавшего свое тело как проводник выплескивающейся на холст энергии, а также Ива Кляйна, отказавшегося от фигуративной репрезентации (образа) в пользу реального отпечатка тела на картине (индекса), современное искусство Америки и Европы открывает выразительный потенциал тела как такового. Изобретатель реди-мейда Марсель Дюшан благодаря концептуальному повороту 1960-х оказался едва ли не самым влиятельным художником ХХ века. Предпринятое им радикальное избавление искусства от красоты, мастерства и авторского почерка нашло продолжение в американском концептуальном искусстве, а также в ряде локальных версий концептуализма. Первенство идеи над материальным воплощением и постоянное расширение искусством собственного определения составили принципиальный сдвиг в истории современного искусства.
  • Новые медиа и дематериализация искусства«Неоавангардные» течения 1960–1970-х годов обнаруживают новое многообразие художественных средств по ту сторону традиционной живописи или скульптуры – материалом искусства становятся природные ландшафты, промышленные изделия и т.п. С появлением на рынке домашней видеокамеры художники открыли для себя новый медиум – видео-арт и стратегии взаимодействия с телеэфиром, а появление первых компьютеров дало импульс к машинному и генеративному искусству. Расцвет искусства перформанса и его разновидностей – хэппенинга и акций – в 1960-е годы сопровождается т. н. «дематериализацией искусства». Знаковые выставки этой эпохи знаменуют перенос акцента с законченного произведения на процесс и даже на упразднение произведения как такового ради коммуникации, как в знаменитом Бюро прямой демократии Йозефа Бойса.
  • В рамках лекции речь пойдет о второй волне феминизма, основных идеи феминистской теории и о феминистском искусстве. Обращенная в прошлое феминистская критика объективирующего мужского взгляда соединится с актуальной для 1970-х полемикой вокруг женской художественной субъективности. В завершении будут рассмотрены ключевые идеи третьей волны феминизма и отражение феминистской повестки в актуальном искусстве. Критическая трансформации в сознании художников воплощается в ряде активистских инициатив, обращенных не только к актуальной общественно-политической повестке, но и к механизмам функционирования художественных институций. Искусство «институциональной критики» от Ханса Хааке, Марселя Бротарса и Даниэля Бюрена до Guerrilla Girls, А. Фрезер, Т. Сегала.
  • В продолжение феминистской борьбы за равные права для представителей разного гендера современное искусство становится площадкой для озвучивания повестки, связанной с антирасистским и квир-дискурсом. В эпоху восьмидесятых одной из главных тем искусства оказался СПИД и борьба за права ВИЧ-инфицированных. Одним из симптомов постмодернистской эстетики становится отказ от прогрессистского идеала модернизма, реабилитация традиции в широком смысле, принцип цитатности и полифонии, многоязычия, отказ от стилистического единобразия. Лекция посвящена ключевым направлениям в эстетике постмодернизма, а также реабилитации живописи как художественного средства и ее наиболее заметным течениям от нео-экспрессионизма до нео-академизма.
  • Навигация в мире перепроизводства образовВ рамках лекции речь пойдет о ключевых стратегиях искусства эпохи постмодернизма, связанных с апроприацией, манипуляцией готовыми образами и симуляцией реальности. Одним из наиболее востребованных художественных средств художников так называемого «поколения Картинок» становится фотография и различные стратегии работы с ней. Творческий дуэт Берндта и Хиллы Бехер своей практикой открывает новую главу в истории концептуальной фотографии, которая отныне не связана с красотой удачно схваченного момента, но представляет «холодные» регистрационные снимки памятников индустриальной промышленной архитектуры. Их ученики, представители т.н. «Дюссельдорфской школы» избирают самые разные стратегии взаимодействия с реальностью, подрывая казавшийся незыблемым постулат о правде фотографического образа.
  • Локальные сцены и новая глобализацияРечь пойдет о локальных художественных сценах, находящихся в более или менее тесном взаимодействии с западным арт-миром и вместе с тем не являющихся его органической частью. Японская группа «Гутай», латиноамериканские и восточно-европейские художники, а также доносящиеся из-за «железного занавеса» свидетельства неофициального существования актуальных художественных практик. Программный выход на глобальную художественную сцену искусства стран Третьего мира и маргиналий Запада знаменует так называемый пост-колониальный поворот. Интеллектуалы и художественная критика озабочены переосмыслением истории искусства, написанной на Западе, и вырабатывают новые типы нарратива об искусстве. Новые географии открывают дорогу «новым именам», многие из которых тем не менее сформированы западным арт-миром.
  • Искусство и культурная индустрияКонец Холодной войны, а также цифровая революция рождают утопию глобализации, на которую мир искусства отзывается бурным ростом числа биеннале в самых разных концах света. Самые заметные выставки связаны с выдвижением независимых кураторов. Чтобы получить свое право голоса в глобализированном художественном сообществе, художники незападного мира вынуждены освоить дискурс национальной идентичности. Искусство становится частью креативных индустрий – в пост-информационном обществе в нем видят ресурс развития бывших индустриальных центров и территорий. Джентрификация создает новые пространства искусства, дающие жизнь неблагополучным городским кварталам, а мировое музейное сообщество вдохновляется так называемым «эффектом Бильбао». В этом контексте оказывается востребован опыт работы художников в общественном пространстве – от стационарной городской скульптуры до живых форм взаимодействия с неподготовленным зрителем.
  • Участие, этика и новые горизонтыКультурная политика в условиях неолиберализма становится одной из причин так называемого «социального поворота», связанного с ожиданием от искусства общественной ангажированности и «пользы». Рождение «эстетики взаимодействия» из дематериализованного и процессуального искусства 1960–1970-х и критика в отношении «этического» искусства. Художник как соцработник. Искусство и активизм. Взаимодействие c аудиторией. Завершающая лекция курса подводит итог впечатляющей панорамы художественных идей, концепций, экспериментов и образов, с одной стороны, и вместе с тем пытается нащупать контуры дальнейшего развития в ситуации развенчания основополагающих категорий – истории, природы, искусства, правды, человека и т. д.
  • неблокирующийПри проведении занятий в формате zoom-конференций обязательным условием является наличие включенной фронтальной или веб-камеры, а также использование своего имени для идентификации в конференции. Студенты, не выполняющие данные условия, будут удалены из zoom-конференции через 15 минут после начала занятия.
  • 1. Презентация должна включать минимум 10 слайдов.
    2. Продолжительность выступления 10 минут + 5 минут на вопросы от преподавателя.
    3. Список литературы, использованный для подготовки доклада, должен включать не менее 5 позиций (оформляется в виде отдельного слайда презентации — это обязательно).
Читать также:  Когда вы переходите в "Панель", возникает проблема с удалением программы Windows, но решение не находится в папке Program Files

Список литературыРекомендуемая основная литература

Рекомендуемая дополнительная литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.