В настоящее время программа «Мой город» не выявляет проблем с реализацией

Проект для дошкольников «Мой любимый город»
Проект по формированию нравственно-патриотического воспитания у детей (старшая группа)

Разработала: воспитатель 1 квалификационной категории Заглодина Г. «Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,

В поле — каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности. Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания — след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом — выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является — научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.

Тема: «Мой любимый город»
Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Художественно — эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Место реализации: группа № 4 МДОУ детский сад № 17, г. Павловский Посад. Проблема: Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.

Цель проекта:
— Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств. — Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города.

Задачи проекта:
1. Дать знания детям о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
4. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. Воспитывать чувство гордости за своих земляков.

Продолжительность проекта: долгосрочный. Срок реализации: С 5 сентября 2015г. по 25 мая 2016г.

Предполагаемые результаты: открытие детьми своей малой родины.

Условия реализации проекта:
— Интерес детей и родителей;
— Методические разработки;
— Взаимодействие со специалистами

Обеспечение: материально — техническое, учебно — методическое, художественная литература, дидактические игры, фотоматериал, информационно — коммуникативные технологии.

Актуальность:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым!

Ожидаемые результаты:
— Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы. — Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе. — Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу. — Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Павловский Посад, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Форма проведения:
— образовательная ситуация;
— дидактические игры;
— беседы;
— рассматривание иллюстрация;
— чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен;
— работа с родителями.

Этапы реализации проекта. Подготовительный этап. сбор литературы по данной теме
постановка цели,

поиск формы реализации проекта,
разработка содержания,
приобрести наглядный материал,
изготовить дидактические игры по теме,
подготовить материалы для работы с родителями.

Основной этап. Совместная деятельность детей и воспитателя с подключением родителей. Беседы: «Достопримечательногсти Павловского Посада», «Чем помочь родному городу?», «Наши знаменитые земляки». Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов. Составление рассказов: «Дом, в котором я живу», «Как я люблю гулять в парке»
НОД: «Город, в котором я живу», «Мой плат узорный», «Рассматривание предметов быта русского народа», «Городской транспорт», «Прогулка по Павловскому Посаду»
Дидактические игры: «Поможем матрешке найти заплатку», «Найди свой домик», «Мой плат узорный»

Работа с родителями. Консультации на тему: «Как знакомить детей с городом», «Мы идем в кино», «По дороге в детский сад»
Выставка рисунков. Презентация.

Завершающий этап. • Оформление папки передвижки. • Развлечение «Ярмарка в Павловском Посаде». • Подведение итогов проекта.

Результативность проекта:
1. У детей появился ярко выраженный интерес к своему городу. Увеличился объем знаний о родном крае, достопримечательностях города, земляках, народных промыслах. Развились нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»

Сентябрь
НОД «Город, в котором я живу»
НОД «Прогулка по Павловскому Посаду»
Игры со строительным материалом «Матрешка гуляет по улицам города»
Анкетирование родителей
Октябрь
НОД «Знаменитые земляки»
Беседа «Достопримечательности Павловского Посада»
Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли, дорогие пришли»
Консультация для родителей «Как знакомить детей с городом»

Ноябрь
НОД «Улица, на которой я живу»
НОД «Здания нашего города» (конструирование)
Дидактическая игра «Поможем матрешке найти заплатку»
Декабрь
НОД «Мы – павловопосадцы»
НОД «Наши речки Клязьма и Вохна»
Консультация для родителей «Идем с ребенком в магазин»
Январь
НОД Составление рассказов «Как я люблю гулять в городском парке»
НОД «Городской транспорт»
Дидактическая игра «Найди свой домик»
Консультация для родителей «По дороге в детский сад»
Февраль
НОД «Павловопосадский платок» (аппликация)
НОД «Растительный и животный мир Московской области»
Март
НОД «Транспорт» (пластилинографя)
НОД «Рассматривание предметов быта русского народа»
Дидактическая игра «Мой плат узорный»
Апрель
НОД «Павловопосадский платок – гордость нашего родного города»
НОД «Мой плат узорный» (роспись платка)
Консультация для родителей «Мы идем в кино»
Май
Прослушивание песен и стихов о Павловском Посаде
Развлечение «Ярмарка в Павловском Посаде»
Список литературы:
1. Алёшина Н. Знакомство дошкольников с родным городом – М. Сфера, 1999г
2. Алёшина Н. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
3. Якушева Т. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6
4. Комратова Н. , Грибова Л. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М. , 2007. «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва, Издательство «Скрипторий», 2008г. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания Дошкольное воспитание 2003г. №6 с 45-55
7. Фоломеева Н. Энциклопедия сел и деревень Подмосковья. Земля Павлово-Посадская. ООО «Имидж-Преес», 2004
8. Баровский, Платочной радуги узор, Павловский Посад, 2014 г. Горожанина, Е. Куценко, Народные художественные промыслы Подмосковья, Издание Министерства Культуры Московской области, 2006г. Подшивки газет «Павлово-Посадские Известия», «Колокольня», «Павловский Посад», «Истоки», «Посад».

Рекомендуем посмотреть

Конспект НОД в средней группе на тему: Мой город

Исследовательский проект для детей старшей группы с презентацией

Проект по гражданско – патриотическому и правовому воспитанию детей старшей группы ДОУ

Проект по экспериментальной деятельности в детском саду для детей старшей группы

учреждение «Детский сад№1

с приоритетным осуществлением

деятельности по социально-

личностному развитию детей

« Мой любимый  город Бокситогорск»

Для детей 5-6 лет

Воспитатель Высшей квалификационной категории

Кузнецова Н.

2017 г.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине — накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувств.

Читать также:  Никонов назвал основные проблемы, связанные с реализацией национального проекта "Образование

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине  традиционно решалась в детском саду, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнении ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с достопримечательностями города Бокситогорска и района.

На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта :

«Наш любимый город Бокситогорск»

Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному городу Бокситогорску, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

— развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма;

— воспитание любви к Отечеству, к городу, в котором живем, гордости за её культуру.

дети старшей группы, воспитатели, родители ,музыкальный руководитель.

Вид проекта: Познавательный ,групповой ,среднесрочный (3 месяца).

-ознакомить детей с понятием «Родина» через ознакомление с родным городом, пробудить у детей чувство любви к своей малой родине, научить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц, предметах быта);

-пробудить интерес к историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим особенностям и своеобразию родного края, воспитать чувство гордости за своих земляков;

-приобщить к русской народной культуре через устное народное творчество, художественно-эстетическое развитие;

-воспитать осознанное отношение к окружающему миру, родной природе.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Расширить кругозор детей, сформировать интерес к архитектуре города, ознакомить с музеем,  достопримечательностями , знаменитыми людьми города.

Усовершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.

Закрепить знания детей о гербах Бокситогорского района и города Бокситогорска

Образовательная область : «Речевое развитие».

Развить интерес детей к художественной и познавательной литературе о родном крае, заучивать стихи местных поэтов.

Продолжить работу по обогащению словаря детей: достопримечательность, бокситогорцы, горожане, улицы Павлова, Вишнякова, Красных Следопытов, Спортивная, Заводская, Школьная, Глиноземный завод, полезные ископаемые – бокситы.

Продолжить совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Сформировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, воспитывать культуру речевого общения

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, сформировать патриотические чувства  на основе дидактических игр по ознакомлению детей с родным городом, игр по краеведению; продолжить знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города. Развить общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

На основе расширения знаний об окружающем воспитать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Бокситогорск.

Воспитать любовь к родному городу Бокситогорску. Развить у детей умение видеть прекрасное и гордиться этим.

Совершенствовать речь детей, как средство общения.

Образовательная область: « Физическое развитие»

приобщить детей к участию в общегородских  спортивных мероприятиях и в рамках детского сада.

Выполнять гигиенические требования.

Соблюдать двигательную   активность детей.

Формы работы с детьми:

-выставки детских рисунков;

-выставки фоторабот, совместно подготовленных с родителями;

-рассматривание альбомов, плакатов, открыток;

-посещение памятных мест, экскурсии (заочные, очные).

-игра как основной вид деятельности детей;

-выставки картин известных художников, рассматривание  фото архивов; интерактивные выставки;

-посещение памятных мест с педагогами и родителями;

Методы и приемы:

объяснительно – иллюстративные;

проблемное изложение материала;

методы формирования сознания личности: рассказ объяснение; разъяснение.

Проективная деятельность выражена через:

совместную деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогами и сверстниками.

-дети узнают историю своего родного города, познакомятся ближе с его архитектурой;

-познакомятся с произведениями искусств местных художников, поэтов, писателей;

-более уважительно будут относиться к жителям своего города, заботиться о природных и культурных ценностях;

-будут уважать традиции города.

Продукты проекта.

Макеты природных объектов ,фотографии и ,рисунки,  выставки, дидактические игры.

Обеспечение проектной деятельности

Nsportal. ru/ detskiy-sad/regionalnyy

Методические ресурсы: (Литература)

  • Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дощкольного возраста» Упр,.ДОУ 2002 №6
  • Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» Упр., ДОУ 2006 №8
  • Жирякова И. В. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику» Упр.,ДОУ 2008 №4
  • Баранова Ю.В. «Страницы памяти» (из истории Бокситогорского района)

1 — Этап – Выбор темы. Обозначение проблемы.

А) Изучение познавательной литературы по краеведению.

Б) Беседа «День рождение нашего города» (уточнение представлений у детей о родном городе).

В) Анкетирование родителей «Что вы знаете о родном Бокситогорске?

Г) Организация предметно — развивающей среды по теме.

2 этап – подготовительный.

Сбор и систематизация материалов.

Подбор игр, оборудования

3 этап — практический

Подготовка материала дидактических игр, разработка перспективного планирование по теме.

Просмотр презентации «Мой город родной».

«Флаг, герб города».

«Чем славен наш город».

«Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники).

«О названиях улиц родного города».

«Профессии жителей города».

«Что мне нравится в Бокситогорске».

Оформление альбомов: «Реки и озера Бокситогорского района», «Рагуша-заповедные места», «Городской парк», «Народные праздники»

Театр»Ровесник». »Знаменитые люди нашего  города»

Организованная образовательная деятельность.

Тема: «Приезжайте в наш город».

(Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по памяти, совершенствовать навыки монологической речи

Рисование «Мой любимый город Бокситогорск»

Продолжать формировать представление об архитектуре родного города. Учить передавать в рисунке образ города в любое время года. Дома-в окнах горят разноцветные огни. Развивать чувство композиции, цвета.

Коллективная работа коллаж. «Мой город в будущем».

Цель: Продолжать формировать умение работать с разными художественными материалами, умение работать вместе, развивать воображение.

Экскурсия по улице Комсомольской.

Цель: Проблемная ситуация «Ты перепутал номер автобуса или маршрутного такси и попал в незнакомое место. Как ты будешь искать дорогу»

«Собери герб Бокситогорска

«Собери из разрезанных картинок виды нашего города».

«Угадай, где я нахожусь».

«Мы едем, едем,!».

«Машины и пешеходы»

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу».

Подготовка материалов для создания альбома «Мой Бокситогорск

(Фотографии любимых мест города, фото детей на улицах города и др

Выставка совместных работ родителей и детей : «Город нашей семьи»

4 этап – итоговый.

Подведение итогов. Развлечение: «Экскурсия по  городу Бокситогорску»

С детьми была проведена первичная диагностика по выявлению уровня общих знаний и представлений о родном крае.

По результатам диагностики был сделан вывод, что у 54 % детей отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города и края, у 65% детей отмечается низкий уровень знания истории города и края.

Анкетирование родителей показало следующие результаты: 75% родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости, 40% родителей затрудняются в знании истории города. 20% родителей не знают и не хотят знать историю города и края

По результатам диагностики был сделан вывод, что детям необходимо патриотическое воспитание. Изучение национальной культуры и гражданских чувств к своему краю.

Материально-технические ресурсы необходимые при выполнении проекта:

подбор исторической литературы

подбор произведений русского народного творчества

подбор наглядного материала

подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности

выставки книг, рисунков, поделок

Этап обобщающий.

Данный проект был проведен в МБДОУ «Детский сад № 1» в 2017 учебном году (Февраль  ,март ,апрель) с детьми старшей группы 5-6 лет, в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка, деятельности детей и родителей, самостоятельной детской деятельности.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

« Подлинная встреча» с культурным наследием города и района помогла раскрыть интеллектуальные, и творческие способности детей, сформировало некоторые суждения и оценки.

Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видов деятельности.

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее оказывать посильную помощь. Освоение достигнутых знаний об истории родного отечества. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. Проявление внимания и уважения к пожилым людям, оказание посильной помощи.

Анализ результатов усвоения занятий по теме «Мой город Бокситогорск» показал среднее развитие у 73% детей, а выше среднего у 20%.

Читать также:  Как именно вы отлаживаете программу?

Проводимая работа помогла детям испытать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу. Испытать гордость и уважение за свою нацию русскую культуру, язык, традиции, гордится своим народом, его достижениями, научила любоваться природой, бережно относиться к ней.

Диагностика по теме « История Возникновения города Бокситогорска»

  • Как называется наш город?
  • Почему его так назвали?
  • Что означает это название?
  • Чем знаменит наш город? (достопримечательности, красивые места)
  • Какие предприятия города вы знаете? История их возникновения.
  • Знаете ли вы природу родного края, растения.

Анкетирование родителей по теме « Что я знаю о Бокситогорске?»

  • Когда возник город Бокситогорск?
  • Как назывался город раньше?
  • Какие предприятия находились в городе раньше?
  • Показываете ли вы детям достопримечательности города и района?
  • Часто ли вы рассказываете детям про город и район?
  • Какие народные праздники проходят в районе?

Макеты природных объектов, фотографии, рисунки, выставки, дидактические игры.

Тематические занятия, развлечения, анкетирование, наблюдения, экскурсии, совместные игры, познавательные игровые занятия, беседы.

МБОУ Ельнинская СШ №1 им. Глинки

Направление – общеинтеллектуальное

Учитель: Платонова Ж.

Программа внеурочной деятельности

Пояснительная записка.

Работа по новым образовательным стандартам  предполагает внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Этот подход напрямую связан  с формированием универсальных учебных действий – общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного  усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности. С помощью развития УУД расширяются возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельного пополнения и интеграции знаний , проявления творческих способностей, практического решения личностных и социально-значимых проблем. География как учебный предмет имеет большие возможности  для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся основной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.

Программа “Мой город” – общеинтеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают богатые возможности для изучения истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы основного образования включают исследовательскую деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации  исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы, воспитание гражданина России, патриота малой Родины.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель и задачи исследовательской деятельности  «Мой город»

Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край,  город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии;

создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

формировать представление о различных сторонах жизни своего края и населения,        показ его сложной структуры

ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.

формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, географии, информатике, экологии. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков  мысли и теории,– к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать,  тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

вести устный диалог на заданную тему;

участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над исследованием предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над исследованиями  составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

Знакомство класса с темой.

Выбор подтем (областей знания).

Сбор информации.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает учащимся,  как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью  с жителями села, в том числе и во время специально организованных в школе встреч старожилов села с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии  на действующие предприятия, Сквер Боевой Славы.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из районного и краевого архива.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей.

Удачные находки во время работы  желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе  других ребят

Каждая работа должна быть доведена до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы  детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов  будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

В процессе прохождения курса формируются личностно-ценностного отношения к своему родному краю; пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности и толерантного поведения;     укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита  исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Читать также:  96. Аккредитация общественных программ Аккредитация общественных организаций для образовательных учреждений. Аккредитация образовательных программ общественным и профессиональным секторами

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Результат исследовательской деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Учебно — тематическое планирование

№Тема занятияКоличество часоввсеготеорияпрактика        Введение. Понимаем наше село111Просмотр и беседа по документальному фильму о родном селе112Викторина «Как живешь ты, отчий дом?»223Устный журнал «История нашего города»444Практическая работа «Запахи и ароматы родного города»115Беседа «Что мы видим в родном городе?»3216Дебаты «Доступность качественного образования в нашей школе»227Дебаты «Доступность и востребованность культурного досуга и занятий спортом юными жителями города»228Дебаты «Возможности достойного трудоустройства молодых людей в нашем городе»229Проблемно-ценностная дискуссия «Взаимоотношения между группами молодежи в нашем городе»32110Конкурс авторских видеороликов школьников «Проблемы нашего города: взгляд молодых»96311Проблемно-ценностная дискуссия  «Основные проблемы города и возможности их решения»2212Дискуссия «Наши инициативы по развитию города»22Итого34285

«Мой город»  — 34 часа

«ВВЕДЕНИЕ»  (1 час)

Тема 1  Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе. (2 часа) Подбор педагогом документального  фильма  о городе. Подготовка вопросов к фильму. Проработка возможных сценариев развития беседы. Организация просмотра и обсуждения фильма.

Тема 2. Викторина «Как живешь ты, отчий дом?» (1час) Подготовка педагогом вопросов о жизни города, его прошлом и настоящем. Проведение викторины с учащимися. Обсуждение итогов викторины.

Тема 3. Устный журнал «История нашего города» (4 часа) Разделение школьников на 3 группы. «Исторические события в нашем городе»; «Памятные места нашего города»; «Люди и судьбы». Подготовка каждой группой сообщений для устного журнала. Представление каждого тематического раздела устного журнала на общее рассмотрение.

Тема 4. Беседа «Что мы видим в родном городе?» (3 часа). Обсуждаемые темы: организация пространства, ландшафтный дизайн, безопасность жизни в городе.

Тема 5. Беседа «Запахи и ароматы родного города»(1 час) Обсуждаемые темы: автотранспорт и загазованность, уборка мусора, места с уникальным, очаровывающим ароматом, городские клумбы.

Тема 6. Дебаты «Доступность и качество образования в нашем городе» (2 часа). Разделение участников дебатов на три группы: 1группа «да», доказывающая, что качественное образование вполне доступно юным жителям города;

2 группа «нет», доказывающая, что качественное образование не вполне доступно юным жителям города; 3 группа экспертов, наблюдающая за работой двух этих групп. Работа групп по подготовке тезисов в защиту собственной позиции. Выступление групп. Анализ аргументации экспертами, вынесение решения об итогах дебатов. Рефлексия участниками итогов дебатов.

Тема 7. Дебаты «Доступность и востребованность культурного досуга и занятий спортом юными жителями города»(2часа). Разделение участников дебатов на три группы: 1группа «да», доказывающая, что  культурный досуг и занятия спортом вполне доступно юным жителям города;

2 группа «нет», доказывающая, что культурный досуг и занятия спортом не вполне доступно юным жителям города; 3 группа экспертов, наблюдающая за работой двух этих групп, и выносящая решение о доказательности и убедительности представленных мнений. Работа групп по подготовке тезисов в защиту собственной позиции. Выступление групп. Анализ аргументации экспертами, вынесение решения об итогах дебатов. Рефлексия участниками итогов дебатов.

Тема 8. Дебаты «Возможности достойного трудоустройства молодых людей в нашем городе»(2часа) Разделение участников дебатов на три группы: 1группа «да», доказывающая, что  у молодых жителей города есть возможность для достойного трудоустройства;

2 группа «нет», доказывающая, что возможности трудоустройства молодых жителей города существенно ограничены; 3 группа экспертов, наблюдающая за работой двух этих групп, и выносящая решение о доказательности и убедительности представленных мнений. Работа групп по подготовке тезисов в защиту собственной позиции. Выступление групп. Анализ аргументации экспертами, вынесение решения об итогах дебатов. Рефлексия участниками итогов дебатов.

Тема 9. Проблемно-ценностная дискуссия «Взаимоотношения между группами молодежи в нашем городе» Выбор группой темы обсуждения: субкультурные разногласия,  расслоение молодежи по уровням обеспеченности и образованности. Проблематизация. Проявление позиций и выход в позиционное общение. Итоговая групповая рефлексия.

Тема 10. Конкурс авторских видеороликов школьников «Проблемы нашего города: взгляд молодых»(9 часов) Разделение участников на авторские съемочные группы. Разработка авторскими группами сценариев видеороликов(3 часа). Монтаж отснятого материала(4часа). Просмотр и обсуждение видеороликов всеми авторскими группами. Рейтингование видеороликов всеми участниками. Чествование победителей конкурса.

Тема 11. Проблемно-ценностная дискуссия «Основные проблемы города и возможности их решения» (2 часа). Выбор группой  наиболее волнующих проблем из числа поднятых в видеороликах. Проблематизация. Проявление позиций и выход в позиционное общение. Итоговая групповая рефлексия.

Тема 12. Дискуссия «Наши инициативы по развитию города». (2 часа) Поиск решения проблем, обсуждавшихся ранее, в форме мозгового штурма. Обсуждение возможности участия молодежи в осуществлении этих решений. Формулирование перечня и  внутригрупповое обсуждение молодежных инициатив по развитию города.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Должны научитьсяСформированные действияОбучающиеся должны научитьсявидеть проблемы;ставить вопросы;давать определение понятиям;классифицировать;наблюдать;       делать умозаключения и выводы;структурировать материал;готовить тексты собственных докладов;объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В ходе приобретения социальных знаний у  школьников могут быть сформированы следующие способности:Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);Целеполагать (ставить и удерживать цели);Планировать (составлять план своей деятельности);Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;

зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

обозначится граница исследования;

разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

поведется последовательно исследование;

зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

проанализируются и обобщатся полученные материалы;

подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

простимулируется исследовательское творчество детей у 100% с привлечением родителей;

организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;

активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в                    совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Формы  организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, библиотеках, встрече с интересными людьми, и т. Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление,   мини-конференция,  участие в конкурсах исследовательских работ.

здоровье сберегающие технологии.

Межпредметные связи на занятиях по исследовательской деятельности:

с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев  с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите исследований.

с уроками информатики: создание видеороликов.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Для осуществления образовательного процесса необходимы следующие  принадлежности:

набор рабочих инструментов для практических занятий;

компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.

Программы внеурочной деятельности Д. Григорьева, П. Степанова

«Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение»; Работаем по новым стандартам. «Просвещение» 2011г

Николина В. География, поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных  учреждений. Просвещение, 2012г.

География в школе № 4- 1998 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *