В программе по истории имеется систематическая копилка проблемных заданий, а также исторических головоломок

Методическая копилка
«Проблемных заданий»

Проблемная
ситуация —  создание обстановки, в которой у обучаемых возникает
интеллектуально- психологическое затруднение, преодоление которого требует
поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявлении личной оценки
противоречиям, заложенным в проблемной задаче (вопросе).

Проблемная ситуация
является следствием обнаружения нестыковки между имеющимися знаниями и
знаниями, полученными в ходе постановки проблемы. Учитель так преподносит
учебный материал. Что у учащихся возникает заинтересованность: как же так и
почему так. Ведь должно быть по- другому.

«Неоднозначен был князь
Владимир. Он убил будущего тестя Рогволода и его двух сыновей. О его приказу
был убит Ярополк, жену которого он заставил быть наложницей. Он отличался
любвеобилием: летопись говорит о пяти законных женах и невероятном количестве
наложниц, которых» было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести
на  Берестове».

Его грехи ещё долго
можно перечислять. Но вот что любопытно: в памяти он остался князем Владимиром
Красное Солнышко, а христианской церковью был канонизирован».

Недоумение вызывает
такое положение: князь убивал родственников, прелюбодействовал, отличался
многоженством – и вдруг народ сравнивает его с солнцем, а церковь производит в
святые.

Состояние проблемной ситуации на занятиях является
следствием правильно сформулированной и методически грамотно поставленной
проблемной задачи (вопроса). Тем не менее, всякая постановка проблемной задачи
вызывает проблемную ситуацию. Проблемная ситуация прививается там, где учащиеся
обладают минимум необходимых для решения задачи знаний.

«Николай Второй часто повторял, что в связи с тем,
что день его рождения приходится на день святого мученика Иовы, ему в жизни
придется пройти через большое количество страданий. И на самом деле, его
постоянно преследовали несчастья: Ходынской поле, революции, мировая война и
т. Современники прозвали его Кровавым, а современное общество и церковь
возвели его и его семью в ранг святых мучеников».

Так, при изучении в шестом классе темы «Образование
средневековых городов» ставится проблема: Почему и каким образом стали
возникать средневековые города?

Если учащиеся не могут уцепиться за какую-нибудь
определенную мысль, то задётся вопрос, который подтолкнет к рассуждению:

Как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от
сельского хозяйства и образованию городов?

Этот более конкретный вопрос начинает активизировать
мышление учащихся. Ставлю другие вопросы более узкого характера:

Какие успехи в хозяйстве были в Европе в Х1V-ХV веках?

Почему с успехами в хозяйстве появляются люди,
специализирующиеся на каком-то отдельном ремесле («умельцы»)?

Почему «умельцы» уходят из деревни? Куда они уходят?
Где поселяются?

Что еще кроме мастерской ремесленника появляется на их
месте поселения?

Кто еще селится в этой местности?

В 5 классе ребята вполне справляются, например, с
самостоятельным определением причин поражения восстания под руководством
Спартака, устанавливают общие черты и отличия в положении и использовании труда
рабов в Древнем Египте, Греции, Риме. В 6-ом способны самостоятельно определить
причины поражения крестьянских войн, установить общие черты и особенности
крупных крестьянских движений во Франции, Англии, Чехии, Германии, сравнить
устройство и функции сословно-представительных учреждений в Англии и Франции и
так далее.

Учителям, взявшим
данный метод обучения на вооружение, необходимо освоить технологию разработки
проблемных вопросов и задач и самостоятельно разрабатывать их. Методика
процесса такова:

  • Берется важное историческое положение (факт,
    событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение
    учащихся.
  • Осуществляется поиск альтернативного ему
    положения (факта, события, идеи), содержащего противоречие (учебное,
    кажущееся, реальное) в сопоставлении с первым.
  • На основе обоих положений формулируется
    проблемная задача или вопрос.

Изучаемое
положение. В  войне на Балканах ( Русско-турецкая война
1853-1856 гг. ) Россия победила Турцию. Был заключен выгодный для России
Сан-Стефанский мирный договор.

Альтернативное
положение. Вскоре по инициативе ведущих европейских
государств состоялась Берлинская конференция (с участием России),
пересмотревшая условия Сан –Стефанского договора в свою пользу.

Проблемная
задача. В войне участвовали Россия и Турция. Россия
одержала победу. Воевавшие страны заключили мир. Европейские страны собирают
другой кворум, в работе которого участвует и Россия, пересматривают условия
договора не в пользу России, и она соглашается с этим. Почему?

Разрабатывая проблемные вопросы и задачи, учитель избегает не имеющих отношения
к школьному курсу истории тем, даже если они привлекательны, остры. Проблемные
вопросы и задачи используются с учетом особенностей каждого вида занятий.

В старших классах более эффективны  уже собственно
решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:

1)      задачи
на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного
события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской
Германии на Советский Союз, другие же заявляют, что И. Сталин знал о
готовящейся войне, третьи – о намерении И. Сталина нанести превентивный удар
по Германии.

2)          Проблемный
вопрос: «Почему Александр Невский в разгар лета 1240 года
одержавший блестящую победу над шведами (за эту победу народ ему дал ему
прозвище «невский») и тем самым спасший независимость Новгорода, зимой того же
года был изгнан из родного города этим же народом?»

По форме задачи
проблемного характера имеют вид текста или схемы.

Задача в виде текста:

« При жизни В. Ленина
советскую Россию никто из стран не хотел признавать «де юре» ( исключение
составили Германия, Афганистан и страны, возникшие на просторах Российской
империи) Почему? Почему затем в правление И. Сталина, буквально за 9-10 лет
СССР был признан почти всеми странами, вплоть до США, хотя именно при Сталине с
особой силой проявился и тоталитарный режим, и культ личности, и диктаторство и
т

Задача в виде схемы:

Проблемные задачи
имеют условную типизацию.

Первый тип
— задачи на анализ теоретических положений, высказанных различными личностями
по одному и тому же вопросу и содержащих при их сведении противоречие.

« Автор учебника «
Отечественная история. XX
век» И. Долуцкий пишет: « С 1906 г. начинается аграрная реформа, которая была
частью реформ, предложенных новым премьер – министром П. Столыпиным».

Авторы учебника «
История России. 1861-1917. – М. : 1996» П. Зырянов, Г. Клокова, А. Шестопалов утверждают, что «Столыпинская аграрная реформа – это понятие условное,
ибо она не составляла цельного замысла и при ближайшем рассмотрении распадается
на ряд отдельных мероприятий. Не совсем правильно и вошедшее в литературу 
«именное» название реформы, так как Столыпин не был ни автором основных её
концепций, ни разработчиком».

Итак, противоречие
налицо:  для одного автора Столыпин – автор реформы, для других авторов – ни
автор, ни даже разработчик. Как так? Если Столыпинская аграрная реформа –
«понятие условное», то почему оно господствует в исторической литературе уже в
течение века? Кто же тогда является автором и разработчиком концепции реформы?
Кто-то другой? Тогда и лавры надо отдать «другому» Но кому?

Второй тип
– задачи на анализ двух и более высказываний одного и того же лица, содержащих
реальное или кажущее противоречие.

Третий тип
– задачи на анализ факта, события

« В. Ключевский
писал, что «указ 8 февраля 1958 г. грозил смертной казнью за переход из посада
в посад, даже за женитьбу вне посада.

Почему? Что ужасного,
например, в том, если посадский парень из Рязани женился бы  на посадской
девушке из Курска?»

Четвертый тип
– задачи на оценку деятельности конкретной личности.

« За годы,
предшествовавшие культу личности, И. Сталин мог не менее пяти раз быть
освобожден от поста генсека, причем трижды по личной просьбе ( 1924
г. – на совещании делегаций XIII
съезда РКП(б);  на пленуме ЦК РКП(б) от 2 июня, на расширенном заседании членов
Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б); 1926 г. – на пленуме ЦК РКП(б); 1927
г. – на пленуме ЦК РКП(б). Но каждый раз он оставался на этом посту. Почему?
Ведь не могла же партийная элита не видеть грубость ( об этом предупреждал ещё
Ленин), небрежное отношение к людям. Нетерпимость к лицам, имеющим свою точку
зрения и

Пятый тип
– задачи на выработку методологических положений.

«Анализируя последствия
войн для победителей и побежденных, историк Б. Чичерин писал: «Изучая историю,
я все более убеждаюсь, что война бывает полезна главным образом побежденным,
если только в них есть довольно силы, чтобы воспользоваться своим поражением
для внутреннего обновления. Редки те минуты в историческом развитии народов,
когда победа является результатом долгих трудов и усилий и возвещает зарю новой
жизни. Такова была Полтавская битва. Как часто, напротив, упоение успехом,
становится источником нового зла! Победы Наполеона были благом для побежденных,
но Францию они привели к деспотизму и разорению. У нас за великими войнами
12-го, 13-го и 14-го годов следовал период аракчеевщины. И на наших глазах, что
породили победы Германии, как не тяготеющий над Европою невыносимый милитаризм,
господство грубой силы, презрение ко всему человеческому? Сколь неизмеримо выше
стояла раздавленная Пруссия 1807 г. , воспрянувшая с такой изумительной
энергией! Точно также и Крымская война была, в сущности, полезна только для
нас. Поражение открыло перед нами новую эру».

Прав ли историк?
Если бы это было так, то зачем бы велись войны, зачем бы побеждался противник?
Ради того, чтобы ухудшить положение победителя, то есть самого себя. Если же
историк прав, то как вы оцениваете результаты Второй мировой войны, когда
потерпевшие поражение Германия и Япония ныне занимает ведущее положение в мире,
а победитель получает от них гуманитарную помощь?».

Проблемные задачи
по теме: «Эпоха Петра I”.

Церковь объявила Петра антихристом, так как он
повелел снимать колокола?

Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на
опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для
строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не
опустошал всю страну. Называли его антихристом. Было ли правильным осуждение
крестьянами политики Петра I?

Петр I сказал, что он правит страной во имя
«общего блага”. Правильно ли это?

Петр I проводил свои реформы в интересах
господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление
представителей и целых групп этого класса?

Петр I издал в 1715 году указ об увеличении посевов
льна и конопли во всех губерниях. Там где эти культуры были новыми, он
приказывал обучать крестьян обрабатывать эти культуры. Чем можно объяснить
появление такого указа?

В указах Петр I приписывал себе все успехи страны
за время правления. Прав ли он был?

Приемом
создания проблемной ситуации может быть нестандартная постановка темы урока. В 7-м классе тему «Экономическое развитие России в XVII в. » можно
сформулировать так: «Стало ли XVII столетие переломным в развитии хозяйства
России?». Такое название обладает потенциалом создания проблемной ситуации. Или
«Петр I — чудо или чудовище?», вместо темы учебника «Преобразования в
петровскую эпоху».

Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в
обозначении темы уроков:

Иван IV
– тиран или реформатор?

Петр I
– антихрист или православный русский царь?

«Дней Александровых
прекрасное начало». Пушкин)

Триумф и трагедия
победителей.

Можно ли считать
разоблачение культа личности ликвидацией тоталитарного режима?

Время Брежнева – «застой»
или социалистическое  развитие?

«Распад» или «развал»
СССР?

После раскрытия темы
учителем можно предложить самим учащимся определить главную проблему урока и
составить вопросы к теме проблемного характера.

На этапе контроля и
оценки результатов учебной работы предлагаю самооценку деятельности каждого
ученика через рефлексию. Рефлексия осуществляется через такие приемы:

самым интересным для меня
было. , потому что

сегодня на уроке я
узнал(а)

мне понравилось. ,
потому что

мне не понравилось

2) “точка зрения”.

Варианты
постановки и решения проблемных вопросов и задач на лекции:

  • Учитель ставит перед учащимися задачу. Учащиеся,
    ввиду недостатка знаний, не в состоянии принять участие в её разрешении.
    Учитель решает задачу сам. Учащиеся вникают в логику развития мысли (
    монолого – проблемная лекция).
  • Учитель ставит перед  учащимися задачу. Учащиеся
    принимают участие в её разрешении ( диалого – проблемная лекция).
  • Учитель ставит перед учащимися задачу и
    предлагает отработать её самостоятельно в часы самоподготовки.

Работа
учителя по внедрению проблемного метода обучения в учебную практику должен
носить систематический характер, отличаться настойчивостью, оцениваться как
инновационная. Учащиеся довольно быстро втягиваются в такого рода общение,
уроки для них проходят интереснее. У них вырабатывается потребность
анализировать, спорить, доказывать.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов
продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной
ситуации:

Проблемная
ситуация  ® проблема ®
поиск способов ее решения ® решение проблемы.

Полный
цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения
проблемы имеет несколько этапов:

—   возникновение
проблемной ситуации;

—   осознание сущности
затруднения и постановка проблемы;

— нахождение способа
решения путем догадки или выдвижения               предположений и обоснование
гипотезы;

—  проверка правильности
решения проблем.

Общие функции
проблемного обучения:

— усвоение учениками
системы знаний и способов умственной практической деятельности;

—  развитие
познавательной самостоятельности  и творческих способностей учащихся;

—  формирование
диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).

Система общих
методов, применяемых в реализуемой технологии:

— проблемное изложение;

-исследовательский метод.

Используя проблемный
метод, необходимо учитывать готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного
материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения
проблемного обучения в данном классе.

При объяснении нового
материала используются две формы проблемного обучения — проблемное изложение
и поисковую беседу.

Проблемное изложение
можно использовать при изучении истории государственной символики в старших 
классах. Спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ
двуглавого орла? Учащимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати
Ивана III пока остается открытым.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению
выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями
для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к истории, как к предмету, и
к истории, как к науке. Создавая на уроках истории проблемные ситуации,
используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы
минимального образовательного стандарта и научить школьников применять
творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям,
реконструкция целого по частям и наоборот и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *