В Школе осознанного родительства есть занятия как для родителей, так и для детей

Упражнение «Качка»

Время проведения:10 минут

Цель: Упражнение помогает сконцентрировать внимание, полу­чить положительные эмоции, сближает участников тренинга.

Оборудование: не требуется.

Описание: для начала следует очистить всю площадь кабинета. Столы и стулья можно расставить по периметру. Столы и иные предметы, имеющие острые углы, лучше разместить так, чтобы на них никто случайно не наткнулся.

Участникам сообщается, что все они находятся на корабле. Этот зал – просто большая каюта. Ведущий показывает рукой в ту сторону, где находится воображаемый нос корабля. Если ведущий говорит: «Вперёд», то это значит, что корабль слегка наклонился вперёд, и участники должны немного пошатнуться и сделать один-два шага вперёд. Также могут быть команды: «Назад», «Направо» и «Налево» (аналогично).

Через несколько минут начинается уже «сильная качка». Участники уже как бы не могут устоять на месте – их болтает по всей «каюте», от стены и до стены. То есть если ведущий говорит: «Направо», тогда вся группа участников изображает, что потеряла равновесие и что ее тянет к правой стене.

Ведущий следит за тем, чтобы упражнение было безопасным. Призывает участников к бдительности, к тому, чтобы они не переигрывали и чтобы заботились друг о друге.

Работа по теме занятия.

Время проведения: 10 минут

Цель: осознание собственного эмоционального — ассоциативного восприятия конфликта.

Оборудование: листы бумаги, авторучка.

Описание: нам необходимо каждую букву этого слова расшифровать, чтобы дать характеристику конфликту в целом.

Упражнение «Конфликт не вербально»

Время проведения:30-40 минут

Цель: проживание участниками группы конфликтных ситуаций на эмоциональном и «телесном» уровне.

Описание: группа делится на 4 группы, либо по желанию проигрываются ситуации. Каждой групп

е дается задание придумать конфликтную ситуацию и изобразить ее не вербально в следующих ситуациях:

  • в конфликте участвуют равные по статусу люди и динамика конфликта имеет все стадии.
  • В конфликте участвуют неравные по статусу люди(родитель-ребенок, начальник- подчиненный) и динамика конфликта имеет все стадии.
  • Конфликт возникает спонтанно, то есть не имеет стадии потенциального формирования противоречий (например в транспорте)
  • Конфликт ,который не имеет разрешения, то есть последней стадии.

Демонстрация сценок проходит поочередно , после разыгрывания конфликта определяют, в чем особенности данного конфликта.

Входе обсуждения необходимо проанализировать , как конфликт отражается в телесном ощущении на разных стадиях развития.

Что вызвало затруднения?

Какой новый опыт вы получили?

Как в будущем вам поможет данное упражнение?

Время проведения: 25 минут

Цель: развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации.

Мини лекция: ведущий рассказывает о том как важно сохранять равновесие эмоционального состояния. Существуют отрицательно окрашенные негативные эмоции. Каждая негативная эмоция имеет свою функцию:

Страх – биологически необходим. Он указывает на опасность и существует для того, чтобы сохранить нам жизнь. Без страха было бы больше несчастных случаев и неизолированных опасностей в нашей жизни.

Стыд – отражает наше неудовлетворение своим поступком, заставляет действовать, согласно моральным установкам, регулирует поведение в обществе.

Вина – отражение совести, стимулирует человека исправлять свои поступки.

Отвращение – биологически обусловлено для того, чтобы избежать вреда организму и неприятных вкусовых ощущений. Отвращение к человеку сообщает нам, что некоторые особенности его личности нам неприемлемы.

Презрение – призвано вызывать стыд у человека, которого социальная группа поддаёт презрению. Сообщает, что его поступки социально не одобряемы.

Гнев – мобилизует организм для удаления препятствий на пути к цели.

Печаль – ощущение пустоты или утраты, которое призвано сообщить нам, что чего-то не хватает и заставляет заполнить эту пустоту, строить новые отношения, искать новые занятия.

Обида — реакция человека на воспринимаемое как несправедливо причиненное огорчение, оскорбление,   а также вызванные этим отрицательно окрашенные эмоции. Включает в себя переживание гнева к обидчику и жалости к себе в ситуации, когда ничего уже невозможно поправить. Тесно связана с таким понятием, как несправедливость Мы обижаемся, когда нас обделяют, как нам кажется, несправедливо.

Информационно-резюмирующая составляющая

Чувство обиды возникает вследствие рассогласования ожиданий о должном поведении обидчика с тем, как он себя вёл в действительности. То есть обида является следствием выполнения четырёх умственных операций: построение ожиданий, наблюдение действительного поведения, сравнение, принятие решения о реакции (обидеться, то есть безответственно дать волю эмоциям и совершить якобы неконтролируемые поступки, либо принять на себя ответственность за своё психоэмоциональное состояние и поведение и осознанно реагировать).

Для снижения заряда отрицательных чувств перенесённой обиды можно, находясь в состоянии благополучия и спокойствия, представить случай этой прошлой обиды, вспомнить и обдумать все её составляющие в соответствии с описанием (свои ожидания, поведение другого); при этом важно, чтобы воспроизведение состояния обиды происходило без повторного её переживания.

Далее ведущий обращается к родителям с таким словами:

Очень часто мы несем в себе глубоко спрятанную обиду и даже на близких и любимых людей. Сейчас закройте глаза и представьте себе человека который хотел или нет но обидел вас когда то. Вспомните его действия, слова, может быть бездействие которое так ранило вас. Что хотелось вам сделать? Вспомните ваши мысли, ваши чувства.

А сейчас вы сидит на месте зрителя в темном зале. Красивая сцена ярко освещена. В центре сцены сидит тот самый человек который когда-то вас обидел. Он весел и счастлив, на его лице довольство жизнью, и довольство собой. Он совершил благородный поступок и ему теперь благодарно множество людей. Каждый из них выходит к нему на сцену, дарит цветы, подарки и выражает свою искреннюю благодарность.

Какие чувства вы испытываете при виде этого? Сможете вы подняться на сцену? Какие цветы и какой подарок вы преподнесёте этому человеку? Пусть подарок подаренный вами несет прощение и любовь.

Сейчас вы готовы и вы идете на сцену, вы поднимаетесь, искренне благодарите его за тот опыт, который он вам когда-то преподнёс. Если вам тяжело вернитесь на свое место, а затем снова повторите все сначала.

Вы должны помнит одно : вы делаете это все для себя в первую очередь.

Какие чувства у вас возникали на протяжении данного задания?

Опыт обиды пережитой что дает?

Что получает человек когда он прощает обидчика?

Подведение итогов: тот кто несет в себе негативно окрашенные эмоции сложно быть в ладу с окружающими и самим собой. Они негативно сказываются не только на наше психическое но и на наше физическое состояние. Поэтому мы должны заботиться о себе и искоренять их, дабы не иметь негативные последствия.

Упражнение « Эффективное взаимодействие в конфликте»

Время проведения:20 минут

Цель: иметь возможность проанализировать свои личные качества и соотнести их с качествами «неконфликтной личности», насколько вам доступно эффективное, конструктивное взаимодействие в конфликте.

Оборудование: доска или ватман, маркер или мел.

Далее вопросы для дискуссии:

-сформированность данных качеств личности   у участников группы

— какие качества личности эффективного межличностного общения хотелось иметь

— что мешает их приобрести

Время: 5 минут

Цель: подведение итогов

Продолжите пожалуйста фразу

«Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь

Домашнее задание: Диагностика конфликтности.

Определение личностных качеств участников, что поможет правильно оценить их поведение в определенной ситуации и скорректировать его.

Тест «Конфликтны ли Вы?»

Оборудование: Тест «Конфликтны ли Вы?» (Приложение 3)

Занятие 5 «Мои ценности»

Цель занятия: формирование представлений о ценностях имеющих первостепенное значение для семьи и воспитания детей.

Опыт прошлого задания:(5-10 минут)

Обсуждение домашнего задания:

Что было трудного в выполнении домашнего задания?

Какие у вас возникли вопросы?

Что было легко?

Какие мысли возникли во время выполнения домашнего задания?

Время: 10 минут.

Цель: сплочение, формирование доверительного стиля общения.

Оборудование: большое свободное помещение.

Описание: ведущий разбивает участников на команды по 5-6 человек. Каждая команда образует «паровозик»: участники встают в колонну и кладут руки на плечи впереди стоящему человеку. Впереди колонны находится «голова» — это человек с открытыми глазами. Остальные, стоящие за ним – «вагоны», у них глаза закрыты. Задача «паровозика» — передвигаться по комнате, обходя все препятствия.

Ведущий, дотрагиваясь до последнего «вагона» дает ему сигнал, чтобы он переходил на место паровоза. Ведущий следит за безопасностью.

Вопросы для обсуждения с группой:

  • Кем больше понравилось быть – «первым», «в середине» или «последним»?
  • С чем это связано?
  • Какие эмоции у кого возникали при движении?
  • Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Упражнение « Ценностные приоритеты»

Время проведения: 20 минут.

Цель: осознание собственных ценностных ориентаций; иерархия собственных ценностей

Оборудование: бумага для записей, ручки.

Описание: Ведущий раздает каждому участнику по 10 листов и просит на них написать жизненные ценности их 10, на которых основана жизнь участника. Затем ценности ранжируют по степени важности ,нумеруют их от 1 до 10 и складывают в стопку в том же порядке.

Затем участники делятся на пары. Участник первый раскладывает свои карточки по выбранным приоритетам. Второй участник задает вопрос относительно первой ценности: «Ты готов иметь ценность «один» но не иметь ценность «два»?

Если ответ «да», то все остается как есть, если ответ «нет», то ценности меняются местами. И тогда заново задается вопрос и т. В результате на все вопросы должен быть положительный ответ. Затем пара участников меняется местами и процесс повторяется.

Упражнение «Формирование ценностей в семье»

Цель: осознание проекции формирования ценностно-смысловых категорий; ответственность, свобода, семья, любовь, жизнь в семье, сохранение здоровья.

Описание: участники в парах разыгрывают сюжет, сценку в кругу семьи, где отражают как необходимо привит одну из каких-либо ценностно-смысловых категорий.

Каждая группа после сценки отвечает на вопросы:

Вопросы для обсуждения:

Какие переживания были у участников во время сценки?

Самое большое впечатление что произвело на вас?

Читать также:  Методы педагогических исследований — Студопедия

С чем согласен каждый и не согласен в формировании ценностно-смысловых категорий?

Какие ценности жизненно важные для вас?

Каков полученный опыт в данном упражнении?

Упражнение Притча о семейной жизни и ценности семьи

Время проведения:15 минут

Цель: ориентировать участников на осознание необходимости и важности размышлений о духовных и нравственных ценностях.

«Притча о том, кто прав в семье»

По соседству жили 2 семьи. В одной из них супруги постоянно ссорились и выясняли отношения, а в другой всегда царили любовь, взаимопонимание и тишина. Строптивая хозяйка никак не могла понять, как же соседи уживаются без скандалов. И вот в один момент, в очередной раз обвинив мужа в том, что он опять не прав и забыл помыть посуду, заставила его пойти к соседу и выяснить почему соседи никогда не выясняют отношения. Мужчина зашел к соседям и его пригласили на кухню угостить чаем.

Какие чувства вызвала у вас притча?

Что вас больше всего удивило?

Что из сказанного послужит для вас ориентиром в жизни?

Какой опыт вы извлекли?

Упражнение «Шкатулка семейных традиций»

Цель: создать условия для актуализации эмоциональных переживаний в своей семье таких как нежность, забота, уважение и прочее.

Оборудование: бумага,   авторучка или карандаш

Описание: Родители пишут на листке бумаги идеи, которая как они считают будет способствует укреплению семьи, налаживанию отношений с детьми и опускают ее в шкатулку. Затем по очереди вытаскивают идею, озвучивают ее, обсуждают и дают анализ.

Описание: по желанию участником предлагают закончить одну или несколько фраз:

«Я решил, что пора изменить

Домашнее задание

Упражнение «Лики родительской любви»

Цель: диагностика взаимоотношений с окружающими.

Необходимые материалы: вопросы теста (Приложение 4), ручка.

Описание: данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится ваше отношение к ребенку. Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны — баллов не ставьте. Ответив на все опросы, подсчитайте общую сумму баллов.

Занятие 6 «Возрастные этапы развития ребенка»

Цель занятия: актуализация знаний о возрастных периодах развития ребенка.

Опыт прошлого задания: 10 минут

Что вызвало затруднения в выполнении домашнего задания?

Продолжите пожалуйста фразу:

Цель упражнения: раскрепощение участников тренинга.

Описание: представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).

В конце проводится обсуждение:

– Как вы себя чувствуете?

– Все ли соединились с теми, с кем хотели?

Упражнение Мини-лекция

«Обсуждение японской системы воспитания »

Время проведения:30 мин

Обсуждение «Японская система воспитания детей»

Цель: введение в проблематику программы.

Необходимые материалы: лист формата А4, ручка ( по желанию).

Описание: проводится мини-лекция

«Три ступени японского воспитания»

Традиционное воспитание в стране восходящего солнца делит возраст ребёнка на три фазы:

  • возраст от 0 до 5, в этот период японский ребёнок считается «императором»;
  • возраст от 5 до 15, эти десять лет ребёнок считается «рабом»;
  • и возраст после 15 лет, когда детей называют «равными».

Следует сразу предупредить, что такая методика воспитания работает идеально только в самой Японии, так как там её принципам следуют во всей стране, от мегаполисов до провинций. В среде, где существуют другие традиции, эти методики нуждаются, по меньшей мере, в корректировке и адаптации к местным реалиям.

Первая фаза характеризуется тем, что ребёнку ничего не запрещается. От родителей он слышит, в крайнем случае, только предостережения — «это грязно», «это плохо» или «это опасно».

Всю вину за ушибы и падения ребёнка мать всегда берёт на себя и обязательно просит у малыша прощения, если вдруг он обжёгся или упал. Когда ребёнок начинает ходить, мама следует за ним по пятам буквально на расстоянии вытянутой руки. Папы же появляются в этот период жизни малышей только во время выходных прогулок. В хорошую погоду японцы гуляют в парках, а в плохую идут в торговые центры и супермаркеты, где организованы площадки для детских игр.

Родители-японцы не повышают на своих детей до голоса, никогда не читают им нотации, не говоря уже о телесных наказаниях. Воспитательные методы тут совершенно иные. К примеру, широко распространена такая методика воспитания, который можно назвать «угрозой отчуждения» — для маленьких (да и больших тоже) японцев самое страшное моральное наказание — это отлучение от дома, от семьи, от клана. А также противопоставление нежелательных действий ребёнка принципам коллектива.

И этой действительно страшно для детей — оказаться отчуждённым от других. Японское общество состоит из групп, а не из индивидуумов. Достаточно сказать японскому ребёнку: «Если ты будешь так себя вести, все будут над тобой смеяться», и он серьёзно задумается над своим поведением. Одиночество очень тяжело переживается японцами, которые не мыслят свою жизнь вне групп, вне коллектива.

В Японии нет общественного порицания — здесь взрослые никогда не сделают замечания ребёнку и его матери на улице, даже если этот ребёнок ведёт себя, мягко говоря, невоспитанно. Для многих японских детей отсутствие осуждения и наказания — повод ставить свои капризы и прихоти превыше всего. До 5 лет здесь полно маленьких диктаторов, считающих своих мам и бабушек прислугой. Даже если он сделает что-то дурное, единственное, что услышит, это смех и слова о том, что это «нехорошо» или «опасно».

В нашем христианском мире ребенок до 7 лет считается «ангелом», ему  все простительно и разрешается при условии, что его воспитывают по христианским правилам и обычаям.

Этот период более продолжительный, чем первый. С пяти лет ситуация кардинально меняется, и воспитание японских детей ведётся в строжайшей дисциплине.

В этом возрасте жестко регламентировано не только поведение ребёнка, но и его внешний вид. Японская школа — это место, где дети ведут себя сдержанно, ходят в строгой форме и почтительно относятся к учителям. Главные принципы, которые прививают детям в этом возрасте, это принципы равенства всех членов социума без учёта их происхождения и финансового положения семьи. «Не выделяйся, будь, как все» — вот основной жизненный принцип японского школьника.

В этом возрасте к молодому члену общества уже относятся, как к взрослому, способному нести ответственность за себя, свою семью и государство в целом. К этому времени молодой японец должен чётко знать и соблюдать все принятые в обществе правила. В учебных заведениях он должен следовать традициям и нормам, но зато в свободное время может вести себя, как ему заблагорассудится — носить какую угодно одежду, следовать западной моде или, наоборот, позиционировать себя как хранителя самурайских традиций и закалять тело и дух.

Сходства и различия вашей системы воспитания и «Японской».

Что для Вас было новым?

Что бы вы взяли на вооружение?

Что никогда не стали бы использовать на практике?

Как хвалить ребенка

Цель: расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний, а так же формирование у родителей адекватной позиции по отношению к ребенку в системе воспитания.

Время проведения: 15 мин

  • Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто — нарисовать птичку»
  • Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
  • Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.
  • Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
  • Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.
  • Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».
  • Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

Что для вас стало новым?

С чем вы согласны?

А с чем нет?

Какой вы сделали вывод?

Как правильно ругать ребёнка

Только в том случае, когда без строгости и нравоучений действительно не обойтись, займитесь воспитанием своего ребёнка. Но следуйте при этом определённым правилам.

  • Ни в коем случае не ругайте малыша в присутствии посторонних людей. Таким образом, вы не только пошатнёте его самооценку, но и потеряете его доверие. А потому, если ребёнок ведёт себя шумно или проявляет неуважение к окружающим, отзовите его в сторонку «пошептаться». И только оставшись наедине со своим чадом, расскажите ему, в чём он был не прав и почему его поступки обижают окружающих или мешают им. И затем снова отправляйте малыша играться.
  • Не идите на поводу у своих эмоций. В жизни каждого родителя есть моменты, когда раздражение подолгу накапливается и затем готово выплеснуться в самый неподходящий для этого момент. Проходит время, эмоции утихают, но остаются сожаление и чувство вины. Чтобы этого не произошло, не ругайте ребёнка в тот момент, когда вы раздражены. Дайте себе сначала успокоиться, а потом решайте, стоит ли сложившаяся ситуация того, чтобы повышать на кроху голос.
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Как бы вам ни хотелось, чтобы он учился так же хорошо, как и мальчик из соседнего подъезда, воздержитесь от проведения параллелей. Ничто так не ранит, как отсутствие поддержки со стороны собственных родителей.
  • Не указывайте ребёнку на его недостатки. Не стоит говорить «Ты слишком неуклюжий». Ищите более мягкие аналоги таким замечаниям. Например, такие: «Если бы ты был повнимательней, то ваза бы не разбилась». Не бойтесь подключать фантазию и внимательно следите за своей речью. Возможно, вы сами удивитесь тому, как часто говорите своему ребёнку обидные слова.
  • После прочитанных нотаций обязательно обнимите малыша, признайтесь ему в своих чувствах, скажите, что он у вас самый лучший и вы всегда будете им гордиться. Пусть кроха чувствует, что при любых обстоятельствах вы на его стороне.
Читать также:  Программа diskpart обнаружила ошибку запрос не был выполнен из за ошибки ввода вывода на устройство

Таким образом, ругать своего ребёнка нужно очень осторожно. Следуйте во время воспитательного процесса определённым правилам. Помните о тех гранях, переступать которые ни в коем случае не стоит. Ведь утратить доверие этого маленького человека так легко. А вот на то, чтобы исправить свои ошибки, придётся потратить немало времени и сил.

Опросник детско-родительских отношений А. Варга, В. Столин (Приложение 5)

Список рекомендуемой литературы

  • Программа «Семейный разговор» «Центр практической психологии образования» под руководством Мелентьева О.С., Одинцова М.А.
  • Ценностно ориентированная программа для молодежи по профилактике рискованного поведения, ВИЧ/ СПИДа и формированию ответственного отношения к созданию семьи и воспитанию детей «Дорога к дому»

Методика PARI
опросник родительских установок.

Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями, семьей и детьми). Ключевой момент в этой работе — получение полной и объективной, информации. В отечественной психологии наиболее полно представлены методики сбора информации о межсупружеских отношениях и менее содержательно — о родительских-детских. В целях восполнения этого пробела предлагаем ознакомиться с методикой РАRI — это семейная жизнь глазами матери. Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. Шефер и Р. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т. Нещерет. В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке. Шкалы эти выглядят следующим образом:

  • Отношение к семейной роли
    Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:
    — ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
    — ощущение самопожертвования в роли матери (5);
    — семейные конфликты (7);
    — сверхавторитет родителей (11);
    — неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
    — «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
    — доминирование матери (19);
    — зависимость и несамостоятельность матери (23).
  • Отношение родителей к ребенку
    Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);
    — побуждение словесных проявлений, вербализация (1);
    — партнерские отношения (14);
    — развитие активности ребенка (15);
    — уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
    2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):
    — раздражительность, вспыльчивость (8);
    — суровость, излишняя строгость (9);
    — уклонение от контакта с ребенком (16).
    3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
    — чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
    — преодоление сопротивления, подавление воли (4);
    — создание безопасности, опасение обидеть (6);
    — исключение внесемейных влияний (10);
    — подавление агрессивности (12);
    — подавление сексуальности (18);
    — чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
    — стремление ускорить развитие ребенка (22).
    Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

Инструкция: Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т. каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей. На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать первый ответ, который придет вам в голову. При ответах пользуйтесь бланком. Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного предложения:

А — полное согласие;
а — скорее согласие, чем несогласие;
б — скорее несогласие, чем согласие;
Б — полное несогласие.

Для психолога, работающего в производственном коллективе, наибольший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни. В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
— хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);
— межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
— отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11). Посмотрев на цифровые данные, можно составить «предварительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения. Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23. Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Возраст______________________ Пол ___________________________
Образование ____________________Профессия ______________________
Количество и возраст детей _______________________________________

А — 4 балла; а — 3 балла; б — 2 балла; Б — 1 балл

Признаки:
1) Вербализация
2) Чрезмерная забота
3) Зависимость от семьи
4) Подавление воли
5) Ощущение самопожертвования
6) Опасение обидеть
7) Семейные конфликты
8) Раздражительность
9) Излишняя строгость
10) Исключение внутрисемейных влияний
11) Сверхавторитет родителей
12) Подавление агрессивности
13) Неудовлетворенность ролью хозяйки
14) Партнерские отношения
15) Развитие активности ребенка
16) Уклонение от конфликта
17) Безучастность мужа
18) Подавление сексуальности
19) Доминирование матери
20) Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка
21) Уравненные отношения
22) Стремление ускорить развитие ребенка
23) Несамостоятельность матери

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Чтобы высчитать итог, сложите баллы в каждой строке (например: 1 + 24 + 47 + 70 + 93 = ?). Номер вопроса в первой колонке показывает и номер шкалы (вопрос № 14 — шкала «Партнерские отношения». Сумма баллов в строке покажет значимость данного признака в вашей семье. Напомним, при правильном анализе нужно не только зафиксировать оценку по отдельным шкалам, но и рассмотреть их взаимоотношения. Это поможет найти пути решения конфликтов и полнее определить причины, их вызывающие).

Бланк к методике «Круги близости, ответственности и влияния»

У любого человека можно выделить черты характера, предрасполагающие к конфликтам в межличностном общении. У одних они ярко выражены, у других слабее. С помощью данного теста Вы сможете определить, имеются ли у Вас такие личностные качества. Это поможет правильно оценить свое поведение в определенной ситуации и скорректировать его. Оцените себя, выбрав из приведенных ниже групп ответов один из четырех вариантов. Вопросы:

а) Как правило, критика меня глубоко уязвляет;

б) Критику обычно принимаю близко к сердцу;

в) Пытаюсь учесть, если критика справедлива;

г) На критику обычно не обращаю внимания.

а) Придерживаюсь мнения, что лучше никому не верить;

б) Людям почти не верю, я в них обманулся;

Читать также:  Ошибки в программе статистика

в) Я верю людям, когда нет особых оснований для недоверия;

г) Обычно я людям доверяю без разбора.

а) Я всегда упорно отстаиваю свои взгляды;

б) Отстаиваю свои взгляды лишь тогда, когда полностью убежден, что прав;

в) Скорее уступлю, чем буду энергично отстаивать свои взгляды;

г) Предпочитаю отказаться от своих взглядов, чем из-за них конфликтовать.

а) В любом деле люблю руководить сам;

б) Люблю как руководить, так и быть руководимым со стороны более опытного товарища;

в) Охотнее работаю под чьим-либо руководством;

г) Как правило, предпочитаю работу под чьим-нибудь руководством и ответственность передаю ему.

а) Стараюсь отплатить тем же;

б) Боюсь мстить из-за дальнейших последствий;

в) Считаю месть лишним, ненужным усилием;

г) Если меня кто-то обидит, обиду быстро забываю.

а) Способен такого человека вышвырнуть вон;

б) Ругаюсь, но только, если ругаются другие;

в) Молчу, хотя возмущен;

г) Предпочитаю отступить, в ссору не вступаю.

а) Я легко расстраиваюсь по самым незначительным поводам;

б) Я расстраиваюсь, когда на то есть серьезные причины;

в) Расстраиваюсь редко и только по серьезным причинам;

г) Меня мало что расстраивает.

а) Я горяч и вспыльчив; б) Не очень вспыльчив;

в) Скорее спокоен, чем вспыльчив;

г) Вполне спокойный человек. Легко ли вам говорить правду?

а) Всегда говорю, что думаю, прямо в глаза;

б) Бывает, что могу сказать все, что думаю; в) Говорю обдуманно лишь после размышлений;

г) Я не раз взвешу свои слова, прежде чем что-нибудь сказать.

Инструкции: Ответы под буквой «а» оцениваются в 1 балл, «б» – в 2, «в» – в 3, «г» – в 4 балла. Суммируйте результаты ответов на вопросы.

Результаты: Если вы получили результат 9–19 баллов, вы человек тяжелый в общении, подчас идете на конфликт не ради дела, а «из-за принципа». Возможно, даже не признаваясь самому себе, испытываете удовлетворение, давая волю своим эмоциям и наблюдая, как разгораются страсти вокруг вас. Иногда в глаза вам люди говорят одобрительно: «Борец за правду», «Смелый, не боишься критиковать недостатки!». Но прислушайся лучше к другим высказываниям: «Побереги свои нервы и нервы окружающих», «Не кипятись, а то вся твоя энергия превратится в пар», «Твою бы энергию, да в мирных целях». Скажите честно самому себе: так ли велика полезная отдача от вашей борьбы за справедливость? Ваши эмоции не помогают вам в этой борьбе.

Если сумма баллов 26–34, то вы едва ли являетесь источником конфликтов. Однако общение с вами немногим доставляет удовольствие, поскольку человек, который всегда и во всем со всеми соглашается, неинтересен. К тому же пассивность, стремление уйти в сторону от решения возникающих в коллективе проблем невольно делают вас косвенным виновником конфликтных осложнений.

И наконец, сумма 20–25 баллов позволяет считать вас человеком вполне уживчивым, общительным, покладистым, способным противостоять обострению отношений в коллективе (в том числе и в семье). Однако следует спросить себя: были ли вы искренними в ответах. Ибо многие свои недостатки мы стараемся не видеть. Поэтому проверьте-ка себя снова – неторопливо, вдумчиво, беспристрастно.

Инструкция. Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны — баллов не ставьте. Ответив на все опросы, подсчитайте общую сумму баллов.

  • Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей — до поры его от них ограждать.
  • Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.
  • Если малыш говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а просто фантазирует вслух.
  • Современные школьные программы чересчур сложны.
  • Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.
  • Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.
  • Наивная непосредственность — это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.
  • Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.
  • У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
  • Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины — прирожденные воспитатели.
  • В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.
  • За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.
  • Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.
  • Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник.
  • Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.

Обработка результатов :
12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому. Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей. Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения. Если отец и мать набрали 9-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

Структура опросника. Опросник состоит из 5 шкал:

  • «Принятие — отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком,одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
  • «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
  • «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятель­ности никогда.
  • «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
  • «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника.

Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *