ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бондаренко Анастасия Олеговна1, Кудинова Анна Ивановна21ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», студентка 2 курса факультета управления2ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», студентка 2 курса факультета управления
АннотацияСамоуправление осуществляют лица, занимающие муниципальные должности, то есть проходящие муниципальную службу. Цель данного исследования заключается в выявлении путей развития муниципальной службы, а также исследование системы профессиональной подготовки муниципальных служащих. Оценка эффективности деятельности муниципальных служащих с применением различных современных кадровых технологий должна стать одним из механизмов совершенствования муниципальной службы , основанная на системе показателей, учитывающих большинство сторон муниципальной службы. Регулярная аттестация муниципальных служащих должна занимать особое место в работе со служащими. Для того чтобы качество муниципальной службы увеличивалось, необходимо применять действенные меры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.
Ключевые слова: муниципальная служба
PROBLEMS AND PROSPECTS OF MUNICIPAL SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Bondarenko Anastasiya Olegovna1, Kudinova Anna Ivanovna21VPO «Kuban State Agrarian University», 2nd year student of the Faculty of Management2VPO «Kuban State Agrarian University», 2nd year student of the Faculty of Management
AbstractMunicipality carry persons holding municipal positions, that is, passing municipal service. The purpose of this study is to identify ways to develop municipal services, as well as the study of the system of professional training of municipal employees. Evaluation of the effectiveness of municipal employees with the use of various modern technologies of personnel should be one of the mechanisms to improve municipal service, based on a system of indicators, taking into account the majority of the municipal service. Regular appraisal of municipal employees should occupy a special place in the work with employees. To the quality of municipal services has increased, it is necessary to apply effective measures for training, retraining and advanced training of personnel.
Рубрика: 08. 00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Местное самоуправление имеет локальный характер. В пределах каждого муниципального образования оно автономно (в рамках его полномочий). Население в пределах установленной территории и в пределах полномочий (определенных Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами РФ) осуществляет публичную власть.
Самоуправление осуществляют лица, занимающие муниципальные должности, то есть проходящие муниципальную службу. Эта служба осуществляется на постоянной основе гражданами, достигшими возраста 18 лет.
Эффективность муниципального управления — это результат управления. Оценка эффективности деятельности муниципальных служащих с применением различных современных кадровых технологий должна стать одним из механизмов совершенствования муниципальной службы , основанная на системе показателей, учитывающих большинство сторон муниципальной службы (рисунок 1).
Регулярная аттестация муниципальных служащих должна занимать особое место в работе со служащими. Так же немаловажным фактором является сдача квалификационных экзаменов гражданских служащих при каждом изменении места и характера деятельности. Необходимо регулярно повышать квалификацию государственных и муниципальных служащих.
Рисунок 1 – Система показателей эффективности муниципальной службы
Одной из задач кадровых служб органов муниципальной власти является разработка единой иерархической структуры критериев и показателей эффективности деятельности служащих.
За последнее десятилетие численность государственных и муниципальных служащих существенно увеличилась (рисунок 2).
Рисунок 2 – Сравнительная характеристика численности государственных и муниципальных служащих в Краснодарском крае и Ростовской области
Численности работников, занятых на государственной и муниципальной службе, по данным Федеральной службы государственной статистики в Краснодарском крае в 2004 году составила 37047 человек, что превышает численность работников в Ростовской области на 9,1%. Однако, сравнительный анализ численность работников государственных органов и местного самоуправления на 10000 человек постоянного населения Краснодарского края и Ростовской области, показал, что численность работников Ростовской области занятых на государственной и муниципальной службе превышать показатели Краснодарского края (таблица 3).
Рисунок 3 – Сравнительная характеристика численности государственных и муниципальных служащих в Краснодарском крае и Ростовской области в расчете на 10000 человек постоянного населения
Для того чтобы качество муниципальной службы увеличивалось, необходимо применять действенные меры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. По закону аттестация гражданского служащего проводится раз в три года, в целях определения соответствия замещаемой должности гражданской службы.
Так же, для повышения квалификации будущих служащих муниципалитеты проводят практику для студентов государственных университетов. Например, студенты КубГАУ факультета «Государственное и муниципальное управление» проходят практику в Законодательном Собрании Краснодарского края, в Администрациях и Департаментах. Такой студент будет более подготовлен к муниципальной и гражданской службе.
На рисунке 4 представлено количество человек, которые получили дополнительное профессиональное образование в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Краснодарского края.
Рисунок 4 – Количество государственных и муниципальных служащих Краснодарского края, получивших дополнительное профессиональное образование
Анализ данных рисунка 3 показал, что по сравнению с 2004г. Количество государственных и муниципальных служащих, которые получили дополнительное профессиональное образование в 2014г. увеличилось примерно в 3 раза.
Еще одним вариантом увеличения качество муниципальной службы в соответствии с муниципальными правовыми актами является создание кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы.
Развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации обеспечивается муниципальными программами. Названные программы финансируются за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Современный этап развития общества характеризуется интенсивным внедрением информационных технологий во всех сферах его жизнедеятельности. Поэтому в области муниципального управления необходимо широкого использовать информационные технологии. Для повышения эффективности работы муниципальных служащих предоставляет совершенно новые возможности использование информационных технологий.
Соответственно, от государственного и муниципального служащего ожидают эффективного использования новых информационных технологий в своей профессиональной деятельности, способности к саморазвитию, умения находить эффективные методы принятия управленческих решений с помощью информационных технологий. Немаловажным является коммуникабельность и креативность муниципального служащего при осуществлении профессиональной деятельности.
Информационные технологии приближают граждан к власти. С помощью современных технологий граждане могут направлять свои предложения и жалобы. Поэтому процессы управления на диалог органов власти и гражданами становятся менее формальными и более ориентированными. С помощью средств электронного участия люди могут активнее участвовать в местном самоуправлении
Достаточно сильно позволяет повысить качество, достоверность, конфиденциальность и скорость обработки информации, обеспечить доступ в режиме онлайн к мировым базам данных и преобразование информации в любую документальную форму для последующего использования или хранения современные информационные и Интернет-технологий.
С другой стороны, положительные стороны имеет и участие непрофессионалов, то есть рядовых граждан. Более непосредственно и независимо реагирует на те или иные события в данном муниципальном образовании обычный гражданин, нежели муниципальный служащий.
- Воронина Л. И. Эффективность и результативность государственных и муниципальных служащих. Методы оценки. /Менеджмент в государственных структурах: Альманах. – Москва. – 2010. – 47-65
- Черешных О. А. Муниципальное управление в Краснодаре. – Краснодар: КубГАУ, 2008.– 190 с.
- Система муниципального управления: учебник для вузов./ под редакцией В. Б. Зотова.– СПб.: Лидер, 2005. – 388 с.
- Марченко И. П. «Особенности формирования кадрового потенциала государственной (муниципальной) службы в современной России» Новосибирск, 2010.– 36 с.
Все статьи автора «svetabondarenko0703»
Понятие и принципы организации муниципальной службы в РФ
В РФ признается и гарантируется самоуправление. Оно в пределах полномочий самостоятельно. местного самоуправления не в систему органов власти. Оно составляет конституционного строя РФ.
Федеральным законом, регулированию отношений, с поступлением на муниципальную прохождением и прекращением службы, а также с правового положения муниципальных служащих, ФЗ от 02. 2007 г. № 25-ФЗ. Под службой понимается деятельность граждан, на постоянной основе на муниципальной службы, путем заключения договора (контракта).
доктрина трактует «муниципальная служба» шире. На современном развития муниципальной выделяются различные к определению ее сущности.
Н высказывается точка о существовании двух к пониманию правовой муниципальной службы: и институциональный. Согласно подходу, муниципальная — это, прежде профессиональная деятельность направленная на реализацию государства; исходя же из подхода, муниципальная является институтом и социальным, публично-правовым) осуществления задач и местного самоуправления. действующее законодательство о службе восприняло им деятельностный подход.
авторы отмечают два асп в которых рассматривается «муниципальная служба» в науке — объективный и Придерживаясь объективного в понимании сущности службы, муниципальная может быть как совокупность юридических регулирующих общественные связанные с поступлением, пр и прекращением службы.
Другой — субъективный, и именно его законодатель в норме ч. 1 ст. 2 ФЗ РФ от г. № 25-ФЗ. Согласно подходу, муниципальная — это специальный вид публичной в органах местного характеризующийся определенными, только ему особенностями.
конституционного права матривает муниципальную в качестве одной из осуществления публичной.
Исходя из вышеизложенных и легального определений «муниципальная служба», вывести ряд черт, институту муниципальной РФ.
выделяет четыре признака муниципальной
- управленческий характер п деятельности;
- деятельность в еме органов публичной
- служебная деятельность на должностях, учреждаемых в обеспечения исполнения органов местного а также лиц, ющих муниципальные
В РФ гражданская и муниципальная выступают единственным видом публичной — федеральная гражданская гражданская служба Российской Федерации, служба. Функционирование и муниципальной служб общим целевым института публичной заключающимся в обеспечении управления социально-экономическими во всех сферах жизни.
Взаимосвязь рственной и муниципальной имеет единую основу. Так, в со ст. Конституции РФ народ свою власть а также через государственной власти и местного самоуправления. этих органов соответственно государственная и муниципальная служба. В с ч. 132 Конституции РФ органы самоуправления могут отдельными государственными с передачей необходимых для их материальных и финансовых а реализация переданных подконтрольна государству. определенной самостоятельности государственной и муниципальной в определенных случаях они как единый управленческий что и обусловливает их взаимосвязь.
гражданской и муниципальной в РФ осуществляется посредством:
- основных квалификационных к должностям служб;
- ограничений и обязательств при служб;
- единства к подготовке кадров для и дополнительному профессиональному служащих;
- учета муниципальной службы при стажа гражданской и наоборот;
- соотносительности условий оплаты и социальных гарантий
- соотносительности основных государственного пенсионного граждан, проходивших , и их семей в случае кормильца.
правовая природа видов служб — и главное их отличие. природа любого службы проистекает из ее Основной задачей гражданской службы выполнение от имени общегосударственных функций, тем, муниципальная от имени муниципального занимается решением местного (муниципального) Различия между видами служб также с особенностями статуса служащих, с финансирования служб.
из главных отличий видов служб с применением норм права к отношениям на гражданской и муниципальной.
В соответствии со ст. 73 ФЗ РФ «О государственной службе Российской федеральные законы, нормативные правовые РФ, законы и иные правовые акты РФ, содержащие нормы права, применяются к связанным с гражданской в части, не урегулированной Федеральным законом.
3 ФЗ РФ от 02. 2007 г. № 25-ФЗ на служащих распространяется трудового законодательства с предусмотренными настоящим законом.
Принципиальным статуса муниципального от статуса государственного служащего в РФ, является то, что должностей муниципальной осуществляется на основе договора (контракта), а не контракта, как предусмотрено для гражданских служащих. положение позволяет не в законе о муниципальной многочисленные нормы законодательства, обеспечивая их действие и облегчая применения.
Для ясного сущности муниципальной необходимо также, из изложенных выше и доктринальных определений, ее основные принципы.
согласиться с точкой А. Гусева, что главная роль как государственной, так и муниципальной с заключается в том, что «на их определяется общая направленность, «идеология» норм. В то же время, из принципов пока декларативными, и необходимо специальных правовых для их действительной реализации».
По с принципами различных государственной службы, муниципальной службы не обстоятельно исследованы в Тем не менее, существует точек зрения по вопросу.
В ФЗ РФ от 02. 2007 г. № 25-ФЗ указано десять основных принципов муниципальной службы:
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
- профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
- стабильность муниципальной службы;
- доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
- единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
- правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
- ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
- внепартийность муниципальной службы.
Указанные принципы должны реализовываться на всех этапах организации и осуществления муниципальной службы. В связи с чем, А. Воронин выделяет единую адресную цепочку реализации принципов: в системе организации службы; в конкретном органе местного самоуправления; в профессиональной деятельности муниципальных служащих.
Кроме того, нельзя не отметить, что количество принципов небольшое, а их формулировки лаконичны. 2 ТК РФ закрепляет девятнадцать принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Большинство из них воспроизводят соответствующие права и обязанности работника или работодателя. Теория трудового права критикует такое дублирование.
Принципы любой отрасли права должны находить свое отражение в законодательстве. В этой связи, перечисленные выше принципы можно рассматривать в качестве индикатора уровня развития института муниципальной службы. Декларативный характер некоторых из них лишь свидетельствует о том, что они недостаточно эффективно реализуются на практике.
Рассмотрев существующие ныне подходы к определению термина «муниципальная служба», предложенные представителями различных наук, а также, обозначив основные положения и характеристики искомого понятия, можно сделать вывод о разнообразии и дискуссионном характере возможных взглядов на муниципальную службу как явление социальной действительности, провоцируемых сложностью и многоаспектностью правового статуса муниципального служащего, его неоднозначным положением в правовой структуре публичной власти.
правовой муниципальный служба федеральный
Правовое регулирование муниципальной службы на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ
Местное самоуправление охватывает сферы публичного и частного права, его регулирование основано на сочетании императивного, диспозитивного, гарантийного и рекомендательного методов. Императивный метод проявляется в регулировании финансовых основ местного самоуправления; диспозитивный метод находит свое выражение в праве законотворческой инициативы; метод гарантий используется в процессе регулирования и обеспечения права местного самоуправления на судебную защиту; в условиях развития взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления на основе сотрудничества особое значение отводится рекомендательному методу, проявляющемуся в разработке модельных нормативных правовых актов, оказании всесторонней помощи и поддержки муниципалитетам со стороны государственных органов субъектов РФ.
Первостепенно законодательство о муниципальной службе основывается на Конституции РФ, которая устанавливает положения, которые положены в основу организации и функционирования муниципальной службы.
- местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
- органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения;
- органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, а реализация переданных полномочий подконтрольна государству;
- местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Кроме того, правовые основы муниципальной службы составляют нормы Конституции, согласно которым установление общих принципов местного самоуправления отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Базовым законодательным актом для муниципальной службы является ФЗ РФ от 02. 2007 г. № 25-ФЗ.
Указанным законом устанавливаются основы правового регулирования отношений, связанных с поступлением граждан РФ на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципальных служащих. Впервые к участию в отношениях, связанных с поступлением на муниципальную службу и ее прохождением, допускаются граждане иностранных государств — участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе. Закон предусматривает обеспечение единого статуса муниципальных служащих с точки зрения их основных прав и обязанностей, а также ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой. В этой части положения закона отражают взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы.
Появление вышеуказанных норм обусловлено существенным увеличением численности муниципальных в связи с увеличением вдвое количества образований. Число образований в РФ по состоянию на 1 2015 года – единицы. По данным ого статистического наблюдения в году замещали муниципальной службы — тыс. человек, что по ср с 1999 годом примерно на 140 тыс. (по состоянию на 1 января года – 177,6 тыс.
На служащих распространяется федерального трудового с особенностями, предусмотренными Это соответствует положениям ст. 11 ТК РФ, которой нормы права распространяются на работников, заключивших договор с работодателем.
К труда муниципальных относятся:
- особые и запреты;
- особый поступления на муниципальную
- обязательная периодическая ;
- дополнительные основания трудового договора
Президента РФ и Постановления РФ обеспечивают единообразный к правовому регулированию и муниципальной службы, нствованию системы труда муниципальных открытости муниципальной внедрению современных прогнозирования, стимулирования, обеспечения муниципальной.
Указ Президента РФ от года № 613 «Вопросы коррупции» рекомендован государственной власти РФ и органам местного для разработки и утверждения размещения сведений о расходах, об имуществе и имущественного характера замещающих государственные субъектов РФ, должности гражданской службы РФ, муниципальные должности и муниципальной службы, и их семей на официальных органов государственной субъектов РФ, органов самоуправления и предоставления сведений общероссийским массовой информации для.
Важная в организации муниципальной отводится законодательству РФ. Полномочия в сфере муниципальной службы РФ определяются в уставах РФ (например, Устав области от 18. 2001 г. № ), законах о местном либо в законах о службе. Субъекты РФ региональными законами достаточно большой вопросов, связанных с службой: денежное муниципальных служащих, поступления и прохождения службы, квалификационные к замещению должностей, ре муниципальных должностей и ряд вопросов.
Например, в области непосредственное вопросов муниципальной осуществляется следующими законами:
Законом области от 09. 2007 г. № «О регулировании некоторых муниципальной службы в области»;
Законом области от 26. 2007 г. № «О регулировании некоторых оплаты труда служащих в Вологодской
Законом Вологодской от 02. 1997 г. № 144-ОЗ «О трудовой деятельности, в стаж замещения должностей области, гражданской и муниципальной в Вологодской области»;
ом Вологодской области от г. № 87-ОЗ «О пенсии за лет лицам, замещавшим должности Вологодской и должности государственной ской службы области»;
Законом области от 04. 2002 г. № «О порядке предоставления по обеспечению возмещения лицам, замещающим должности Вологодской и лицам, замещающим государственной гражданской Вологодской области» и
К числу подзаконных субъектов РФ, регламентирующих муниципальной службы, акты высшего лица субъекта РФ, исполнительного органа власти субъекта РФ, н, Постановление Губернатора области от 24. 2012 г. № 284 «Об Положения о порядке проверки достоверности и сведений о доходах, об и обязательствах имущественного представленных гражданами, на замещение должностей службы, включенных в перечень, муниципальными замещающими указанные достоверности и полноты предоставляемых гражданами при на муниципальную службу, муниципальными служащими и запретов, требований о или урегулировании конфликта исполнения ими обязанностей, нормативными правовыми Российской Федерации»; Правительства Вологодской от 16. 2011 г. № 1122 «О закона области «О за выслугу лет лицам, государственные должности области и должности гражданской службы В области» и другие.
В данном рассмотрены подходы к сущности/правовой муниципальной службы теоретиков муниципального выявлены подходы, учел законодатель при определения «муниципальная , впоследствии в науке как сущностные признаки службы; дана взаимосвязи государственной гра и муниципальной служб; подходы к трактовке муниципальной службы.
вывод о том, что о «муниципальная служба» в законодательстве не лишено недостатка. Законодатель в статьи говорит о осуществляющих профессиональную а не о «муниципальных служащих». было бы говорить о службе как о профессиональной именно муниципальных а не всех граждан. внести соответствующие в действующее законодательство.
вывод о единстве и муниципальной служб, доводы в пользу позиции:
— являются институтами, то есть их направлена на достижение блага;
— связаны с субъектами властных
— базируются на единых
— правовые статусы и муниципального служащего схожи.
Кроме в работе и различия между видами служебной Задача государственной — реализация общегосударственных напротив же задача — решение вопросов значения. Государственный осуществляет свои от имени и по поручению муниципальный — от имени и по муниципального образования. существуют различия в государственных и муниципальных источниках финансирования ственной и муниципальной применении норм права к отношениям на и муниципальной службе (к трудовой договор ) у муниципальных служащих, контракт у государственных служащих).
Использование зарубежного опыта реформ муниципальной службы в России
Административная реформа, проводимая в нашей стране, не российское изобретение. В конце XX — начале XXI вв. в значительной части государств осуществлялись и продолжаются крупномасштабные реформы, направленные на преобразование систем государственного управления.
Ключевыми областями административных реформ являются: роль государства в обществе; структура и функции органов государственного управления; повышение эффективности и результативности деятельности государственного аппарата; управление государственной службой; реформа финансового управления; подотчетность и прозрачность государственного аппарата.
Несмотря на то что в основе программ административных реформ лежат потребности правительств в решении самых разнообразных проблем, представляется правомерным обобщение, что конечная цель современных административных реформ состоит в совершенствовании способности государства реализовывать политику, предписанную законом. Такие реформы имеют своей целью устранить препятствия, с которыми сталкиваются правительства при попытке изменить направления социальной и отраслевой политики.
В одних странах административные реформы характеризуются как экстремально радикальные (полная перестройка системы органов, «новый государственный менеджеризм» — Австралия, Новая Зеландия, Великобритания), другие же характеризуются более выраженным прагматизмом и постепенностью — Германия, Финляндия, Нидерланды. В то же время как государства с радикальными подходами, так и государства, идущие по пути постепенных реформ, проявляют желание позаимствовать у частного сектора модели и методы управления (целиком или более целенаправленными частями). И это несмотря на значительные различия между сравнительно простыми результатами деятельности частного сектора и чрезвычайно сложным комплексом результатов деятельности государственного аппарата. Такое стремление связано с осознанием необходимости отказа в современных условиях от чисто бюрократических принципов, форм и методов как основы государственного управления.
В некоторых странах (Великобритания, Новая Зеландия, Австралия) программы административных реформ были сформулированы, приняты и реализованы политическими элитами и государственными службами. В других странах, хотя принципиальная основа административных реформ и разрабатывалась политической элитой и центральными государственными органами, многие мероприятия проводились снизу вверх путем экспериментов и разнообразных нововведений (некоторые аспекты административных реформ в США, Германии, Финляндии и др. В Канаде, например, использовались оба подхода. Ключевыми факторами здесь являются структура государства, его политическая система и конституционный порядок.
Отрицать роль государства в обществе невозможно с исторической и политической точек зрения. Поэтому административные реформы во всех странах основываются на принципах целесообразности, прагматизма и экономичности. Их цель — не разрушить систему государственного управления, а применить к деятельности государства опыт всех «прогрессивных событий», произошедших в мире в течение последних 20 — 30 лет. Все мероприятия в рамках административных реформ призваны способствовать укреплению законности, развитию открытости и доступности информации о деятельности государственных органов. Их цель — сделать государство социально более сплоченным и сильным, «приблизить» его к гражданину и обеспечить всеобъемлющую конкурентоспособность страны.
Один из уроков административных реформ состоит в придании им характера постоянной функции государства. Упрощение административных функций, корректировка системы государственных органов и управления кадрами государственных служащих и другие масштабные мероприятия по модернизации государственного управления проводятся планомерно специально для этой цели созданными правительственными органами.
Одним из эффективных инструментов развития современных демократических государств, начиная с 80-х гг. XX века, стала административная реформа, методологической основой которой явилась концепция государства, ориентированная на потребителей, государства как некоего «сервисного центра», предоставляющего соответствующие услуги, определяющего исчерпывающие обязательства, дифференцированные по сферам и уровням государственного управления, обеспечивающего подготовку граждан с соответствующей квалификацией к разработке механизмов внутригосударственного и гражданского контроля и оценку качества выполнения государственных обязательств.
Среди задач административной реформы в России, закрепленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года (ред. 28 марта 2008 г. ) №1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах» названы: реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий (ГАС «Управление»); создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Административная реформа и должна формировать иную модель государственной службы, отзывчивой к нуждам граждан. Когда органы государственной власти и соответственно государственные служащие вынуждены не только пересматривать привычные, традиционные методы управления, но и постоянно повышать эффективность своей деятельности, ориентированную на результат.
Так, например, государственные гражданские служащие Австрии пользуются уважением граждан своего общества с момента создания этой службы в 18 веке с «целью служения государству». Система государственной гражданской службы традиционно жестко регламентирована. Вновь принятые на службу проходят церемонию служебной клятвы, в которой они обязуются подчиняться своему руководству и не разглашать служебную информацию. Государственные гражданские служащие не могут являться членами ассоциаций и объединений или заниматься деятельностью, которая может рассматриваться в качестве несовместимой с их статусом или порочащей его.
В международной практике назначение на должность, основанное на учете служебных заслуг, считается наилучшей и в отношении процесса подбора, и в отношении процесса отбора персонала, что подтвердило исследование, проведенное в 1998 году в 22 странах мира.
В рамках этого исследования было выделено 8 главных элементов в организации подбора и отбора персонала на основе заслуг:
- анализ должности, в результате которого в письменном виде составляются описание должностных обязанностей, а так же описание знаний и навыков, которыми должен обладать человек на данной должность (профиль подходящей кандидатуры);
- стандартная форма заявления / анкеты;
- система назначения баллов на основе профиля, подходящего кандидата;
- процедура шорт-листинга (отбора наиболее подходящих заявлений, что уменьшает количество поданных заявлений до числа, при котором становится возможным осуществить отбор сотрудника);
- заключительная процедура отбора на основе профиля, включая собеседование с определенным кругом лиц;
- процедура назначения на должность на основе системы начисления баллов;
- уведомление всех кандидатов (и успешных, и тех, кто не прошел процедуру отбора) о результатах отбора.
Рассмотрим, каким образом осуществляется отбор и подбор кадров государственных служащих в разных странах. Кодекс гражданской службы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, принятый в 1996 г. , представляет собой краткое изложение функций и обязанностей служащих гражданской службы. Уполномоченные по вопросам гражданской службы вносят свой вклад в развитие эффективной и беспристрастной гражданской службы, а также в поддержку ее основных моральных ценностей посредством обеспечения назначений, основанных на заслугах назначаемых лиц, и рассмотрения в соответствии с Кодексом гражданской службы возражений против обвинений в нарушении Кодекса.
Это совершенно новая поведенческая концепция, которая основывается на 6 основных видах профессиональных навыков: постановка целей и выбор направления; личный пример; стратегическое мышление; умение использовать наилучшие навыки подчиненных; обучение и совершенствование; ориентация на оказание услуг.
В Великобритании привлечение кадров на гражданскую службу характеризуются определенной степенью открытости, это означает, что критерии отбора новых кадров основывается на имеющемся у кандидатов опыте управленческой работы и открытости конкурса на замещение вакантных должностей лицами, не находящимися на государственной службе. Считается, что лица, занимающие должности исполнительного руководства, которые обладают руководящими навыками и опытом работы вне государственной службы, способны привнести изменения в менталитете госслужащих. Это фундамент гражданской службы как высоко профессионального, политически беспристрастного механизма, обладающего высокими стандартами добросовестности и избегающего любых форм несправедливой дискриминации посредством следующих элементов:
- найм на работу наиболее подходящего кандидата;
- совершение всех назначений таким способом, при котором невозможно заподозрить чье-либо покровительство (например, покровительство друзей, родственников или деловых партнеров);
- обеспечение принципа политической беспристрастности самим способом осуществления процедуры подбора персонала.
Набор на службу в этой стране входит в компетенцию Комиссии по делам гражданской службы на основе письменного экзамена общего типа, как главного условия поступления на гражданскую службу. Экзамен основан на программах ведущих университетов — Оксфорда и Кембриджа, что на практике ведет к тому, что именно эти университеты поставляют большую часть кандидатов на руководящие посты. Экзамен включает три ступени: письменные доклады по общим предметам, тесты и интервью.
Принципы, заложенные в основание гражданской государственной службы в Великобритании, а именно: неподкупность, беспристрастность, объективность, отбор и продвижение на основе деловых качеств, подотчетность парламенту остаются незыблемыми более столетия Правительство постоянно стремится к их совершенствованию.
В США гражданская служба в соответствии с законом о реформе гражданской службы принятым Конгрессом в 1978 году подразделяется на конкурсную и исключительную. Более 90% всех государственных служащих проходят через конкурсную систему путем отбора на конкурсных экзаменах. Название «исключительная» отражает положение, по которому должности этой категории исключены из-под действия закона о гражданской службе. В число «исключительных» входят служащие Агентства Национальной Безопасности, ЦРУ, ФБР, Госдепартамента, представительств США в международных организациях. В США существует и внеконкурсное занятие должностей для стажеров и учеников после успешного прохождения стажировки. Вне конкурса замещаются должности временного характера — на срок до 120 дней. Исключения могут быть сделаны для служащих, потерявших прежнюю должность из-за сокращения штатов и переведенных в другие учреждения.
Для американской гражданской службы характерна так же патронажная система и система добычи, то есть назначение на высшие административные должности за политические заслуги и периодическая сменяемость высших чиновников в зависимости от времени нахождения в Белом доме представителя партии, сторонниками которого они являются. Сегодня только 5% важных должностей заполняются «патронажными» методами, это — послы, консулы, главы исполнительских ведомств и агентств. Эффективность государственного регулирования экономики в Японии объясняется высочайшим профессионализмом и сознательностью государственных служащих. В сравнении с другими развитыми странами в Японии значительно меньше государственных служащих. Они составляют лишь 8,1% к общему числу работающих (в США этот показатель составляет 15,5%, во Франции — 22. 6%).
Стремительное вхождение Японии в состав высокоразвитых стран мира, так называемое «японское чудо», основано на пяти японских системах, базирующихся на традициях и философии народа. Структуру этих систем составляют: система пожизненного найма; система кадровой ротации; система репутаций; система подготовки на рабочем месте; система оплаты труда.
Поступление на государственную службу Японии производится на основе конкурсных экзаменов. Японская Конституция закрепила принцип равного доступа граждан к государственной службе. Закон о государственной службе, принятый в 1947 году, уточняет, что лица зачисляются на государственную службу в соответствии с личными заслугами кандидата, его профессиональной подготовкой и деловыми качествами, выявить которые призваны конкурсные экзамены. Вступительный конкурс достигает до 100 человек на одно место. Цель вступительного экзамена — проверить, сможет ли человек затем выполнять функции госслужащего. Система приемных экзаменов на государственную службу, введенная в конце 19 века, действует без существенных изменений до настоящего времени. Право сдавать экзамены имеют только японские подданные. Экзамены могут быть письменными или устными. Допускается поведение экзамена по физической подготовке, а так же оценка специальных навыков. Конкурсные экзамены организуются по принципу «открытых дверей»: время и место их проведения объявляются в средствах массовой информации. Содержание конкурсных экзаменов идентично для большинства государственных учреждений. Организация экзаменов возложена на Совет по делам персонала. Проводят их специальный экзаменационный отдел и четыре главных экзаменатора.
Впервые поступающие на государственную службу сдают экзамены тремя отдельными группами:
- окончившие высшие учебные заведения;
- имеющие неполное высшее образование;
- окончившие средние учебные заведения.
Кроме экзамена способом назначения на государственную службу является отбор кадров, при котором проводится собеседование, анкетирование, тестирование. Для того чтобы поступить на государственную службу соответствующего уровня через вступительный экзамен (конкурс) или систему отбора требуется:
а) диплом о высшем образовании;
б) лицензия образовательного учреждения о том, что этот человек действительно его закончил и имеет право поступить на государственную службу;
в) пройти конкурс.
Одной из характерных особенностей приема на государственную службу Японии является распространение классической системы пожизненного найма государственных служащих, когда на государственной службе работают до предельного возраста. Интересен опыт конкурных экзаменов государственных гражданских служащих в Южной Корее, где практикуются весьма сложные конкурсные экзамены по 12 предметам, среди которых профилирующими являются экономика, деловой менеджмент и государственная администрация.
Иностранный опыт становления и развития системы государственной службы позволяет понять основные тенденции реформирования важнейшего института государственного управления; сравнить различные модели организации государственной службы; помогает увидеть как недостатки, так и перспективы развития и ориентироваться на эффективные формы и методы. При этом речь идет о важнейшей закономерности социодинамики цивилизованных стран, которая состоит в том, что уровень экономического и социально-политического развития любого государства прямо зависит от качества управленческих кадров, которые являются движущей силой общественного прогресса. И эта закономерность все более усиливается. Впоследствии, она может перерасти в устойчивый закон цивилизованного социального развития.
Безусловно, Россия не осталась в стороне от общих мировых тенденций реформирования государственной службы. Постаралась учесть весь огромный положительный опыт в процессе формирования собственного института государственной службы с учетом исторических традиций и особенностей государственного управления. В данной статье мы рассматриваем только аспекты подбора и отбора кадров на государственную службу. Нам важно как российское законодательство использует существующую международную практику в этих вопросах.
Эту позицию закрепила Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации», утвержденная Указом Президента от 19 ноября 2002 года, в которой в качестве одного из основных мероприятий было определено создание эффективного механизма подбора кадров для государственной службы. Применение современных кадровых технологий при поступлении на государственную гражданскую службы РФ и ее прохождение, а также содействие должностному росту государственных гражданских служащих на конкурсной основе является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы.
С принятием Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»критерии отбора специалистов для прохождения государственной гражданской службы изменились. Законом установлено, что поступление гражданина на гражданскую службу или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. По итогам конкурсных процедур оценивается профессиональный уровень претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствие установленным квалификационным требованиям.
Положение о конкурсе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112, предусматривает, что оценка кандидатов осуществляется на основании:
представленных документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности;
конкурсных процедур с использованием методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование. Анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
Введена новая конкурсная процедура — тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности. Следует заметить, что широкое применение тестов, выполняющих роль профессионального экзамена действительно целесообразна, так как затраты на их проведение не так велики, а сами тесты достаточно универсальны.
Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе.
Конкурс не может проводиться при назначении на должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», если эти должности замещаются на определенный срок полномочий. Кроме того, конкурс не проводится при замещении должностей категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации или правительством Российской Федерации.
Таким образом, так называемые технологии отбора, позволяющие обеспечивать количественные и качественные характеристики кадрового состава государственной службы, не только предусмотрены в отечественном законодательстве и активно используются на практике. Однако в России государственная служба по-прежнему остается консервативным институтом, которому присущи формы и методы работы с персоналом в исторически иных условиях, и это накладывает свой отпечаток на всю систему в целом.