Вариативные образовательные методы в современном дошкольном учреждении

В

обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу дошкольной образовательной организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а также структурировать дальнейшие действия по её модернизации. Выбор наиболее значимых проблем, а также определение временных ориентиров для реализации поставленных целей и задач является базовым для разработки программы развития образовательной организации.

Ключевые слова:

программа развития дошкольной образовательной организации, стратегическое развитие дошкольных образовательных организаций, инновационный менеджмент.

To ensure the effective implementation of the strategic principles of national significance to the work of the preschool educational organizations play a major role in the development of DOE, which allows to assess the current state of the system and structure of the further actions for its modernization. The choice of the most significant problems, as well as the definition of time targets for the implementation of the goals and objectives is the basic for the development of the program of development of the educational organization.

Keywords:

program of development of preschool educational organizations, strategic development of preschool educational organizations, innovative management.

Модернизация системы дошкольного образования является приоритетным направлением современных образовательных стратегий, поскольку ставит своей целью обновление содержания в одной из самых значимых сфер образования. Появление актуальных современных вызовам потребностей подразумевает трансформацию системы дошкольного образования для обеспечения конкурентоспособности современной системы, способствующей воспитания социально ответственного гражданина и повышению качества образования. Новые федеральные образовательные стандарты меняют приоритеты развития общества и способствуют обновлению всей системы. Ряд исследователей в области теории управленческих компетенций, таких как, Н. Каратаева, Т. Патрахина, Б. Райзберг, Е. Чертоляс, Э. Шаймиева, придерживаются принципа обновления содержания образования согласно требованиям современного времени, что влечёт за собой повышение ответственности дошкольной образовательной организации перед обществом, поскольку результат обучения и воспитания ребёнка дошкольного возраста влияет не только на адаптацию в социуме, но и в целом на успех его дальнейшего развития.

В обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а также структурировать дальнейшие действия по её модернизации. Выбор наиболее значимых проблем, а также определение временных ориентиров для реализации поставленных целей и задач является базовым для разработки программы развития образовательной организации. Основные временные рамки реализации данного проекта традиционно включают в себя пятилетний период.

Высокая значимость разработки и реализации программы развития дошкольного образовательного учреждения для социума в период обновления всех систем его жизнедеятельности обосновывает

актуальность

представленного исследования, где наиболее острой проблемой является переход на качественно новый уровень функционирования системы. Не меньшего внимания заслуживает потребность в расширении ресурсного обеспечения реализации программы развития ДОО в соответствии с современными потребностями, в том числе в аспекте обновления понимания эффективности управленческих компетенций

Объектом данного исследования

явилось стратегическое развитие дошкольных образовательных организаций.

Предмет исследования

: программа развития дошкольной образовательной организации.

Целью

данной работы стала рассмотрение основных положений к разработке программы развития дошкольной образовательной организации.

В соответствии с обозначенной целью определены следующие

задачи:

  • определить наиболее важные задачи программы развития дошкольной образовательной организации;
  • представить структурные компоненты программы развития дошкольной образовательной организации;
  • обозначить основные этапы разработки программы развития ДОУ.

Одной из самых приоритетных целей модернизации образования в России является сегодня обновление содержания и технологий его внедрения в системе дошкольного образования. Во многих аспектах прослеживается серьёзная необходимость переформатирования всей системы дошкольного образования из режима функционирования в режим развития, где стабильная работа образовательных учреждений, характеризующаяся способностью воспроизводить эффективные решения и активно использовать их на практике, постепенно заменяется новыми качествами системы, устремлённой к инновационным изменениям.

Управление развитием образовательного учреждения занимается определением перспектив развития и экспертизой разработанных проектов и программ.

Одним из самых значимых документов для организации, двигающейся в сторону инновационного развития, выступает программа развития образовательного учреждения. Базовое для данного исследования определение программы, трактует её с позиции совместной деятельности людей, нацеленной на переход от настоящего к будущему, согласно желаемому образу. Модельный образ будущего, заложенный в программе развития учреждения, позволяет организации чувствовать себя уверенно, понимая, к какому результату она стремится, сколько времени потребуется на его достижения, какие действия должны быть предприняты работниками данной организации для осуществления задуманного, а также адекватно распределить функциональные обязанности и проследить за выполнением принятых решений.

Таким образом, формируется ясное понимание, что и как должно быть сделано руководителем и коллективом сотрудников для достижения поставленной цели, которая определяет в свою очередь ряд частных задач приоритетного значения.

Возникающие проблемы в процессе реализации данных задач влекут за собой множество неизбежных эффектов отрицательного характера, которые мешают эффективному развёртыванию всей программы.

Предпринятые попытки решения обозначенных задач, в том числе неудачные, позволяют продвинуться по пути достижения намеченной цели, а также способствуют развитию управленческих компетенций и навыков разработки программ, поскольку заставляют рефлексировать управленческий опыт с позиции желаемого будущего и путей, ведущих к нему.

Программа развития — это сложное средство управления, которое должно обладать определенными качествами (согласно концепции управления развитием организации И. Дроздова):

  • «актуальность — ориентация на решение наиболее значимых проблем для будущей системы дошкольного воспитания, конкретного детского сада;
  • прогностичность — отражение в целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т. е. способность программы подстраиваться к изменяющимся условиям и стандартам, по которых она будет реализовываться;
  • рациональность — определение определённых целей и способов их достижения, которые позволяют получить максимально значимый результат.
  • реалистичность — обеспечение соответствие между желаемым и возможным;
  • целостность — реализация всех действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями;

Программа развития дошкольной образовательной организации может разрабатываться по разным технологиям, но в каждой должны быть отражены структурные компоненты:

– информация о ДОУ;

– проблемный анализ уровня работы учреждения;

– концептуальное видение будущего организации;

– стратегические ориентиры развития организации, способствующие переходу к новому состоянию всей системы;

– целеполагание для эффективной реализации миссии организации,

– пятилетнее планирование.

Таким образом, мы рассмотрели

основные положения к разработке программы развития дошкольной образовательной организации и определили наиболее важные задачи программы развития дошкольной образовательной организации, представили структурные компоненты программы развития дошкольной образовательной организации, обозначили основные этапы разработки программы развития ДОУ.

  • Гужов В. В. Формирование инновационной стратегии развития образовательного учреждения // ТДР. 2013. № 6.
  • Каратаева Н. А. Теоретические основы дошкольного образования. Региональные образовательные программы: учебное пособие для среднего профессионального образования / Каратаева Н. А., О. В. Крежевских. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 118 с.
  • Лотова И. П. Оценка эффективности деятельности ДОО как составляющая социального управления / Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 4. С. 14–30.
  • Моисеев А. М. Обеспечение качества стратегического управления современной общеобразовательной организацией // Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 3(63). С. 178- 191.
  • Нухова А. А. Подходы к разработке программы развития дошкольного учреждения / Актуальные вопросы современной науки 2013. № 27. С.160–172.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, программа развития, разработка программы развития, дошкольное образование, образовательная организация, стратегическое развитие, дальнейшее развитие, дошкольное образовательное учреждение, значительная роль, национальное значение.

Библиографическое описание

В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и качество образования детей в ДОУ.

Читать также:  Программа не отвечает — что делать?

Ключевые слова: вариативность, вариативное образование, вариативно-образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образовательное учреждение

The article deals with the main problems of building and development of variably-educational process in modern preschool educational institution. The features of the educational program as a factor affecting the efficiency and quality of education for children in preschool.

Key words: variability, variability education, variably-educational process, educational program, pre-school educational institution

Постановка проблемы. Современная дифференциация о возможностях получения образования, многообразие типов ДОУ предусматривают значительную вариативность образовательного процесса в современных детских садах. Работа по единственной, жестко регламентированной программе вызывает однообразие форм, содержания и методов педагогического процесса. Воспитатели, ориентированные на унифицированный и идеологизированный стандарт в воспитании и обучении, не смогут в полной мере реализовать свои возможности в развитии гармоничной развитой личности ребенка. Только вариативность, ориентир на разнообразные программы, внедряемые в образовательный процесс ДОУ, поможет избежать данных проблем.

Анализ литературы. В настоящее время в педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал, обращенный к проблемам организации педагогического процесса в образовательных организациях (Л. Бережнова, М. Битянова, О. Газман, Е. Казакова, Л. Лаптева, М. Полянский, И. Серебрякова, Л. Тарита и др. ); раскрывается содержание профессиональной деятельности специалистов, занимающихся организацией данного процесса (А. Архипова, Е. Казакова, К. Крутой, Г. Курагина, А. Майер, И. Серебрякова и др.

Цель статьи — осветить проблемы вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении.

Изложение основного материала. Вариативность образования — один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.

Целостность образовательного процесса в современном дошкольном учебном заведении обеспечивается реализацией той или иной программы. В нынешних условиях созрела необходимость разработки программы образовательного процесса, которая должна иметь рамочную, лаконичную структуру, которая охватывала бы, с одной стороны, нормативные целевые ориентиры (описание возможных возрастных достижений детей), а с другой, описание общей модели образовательного процесса — стратегических принципов его организации.

В то же время ввести сейчас единую Программу дошкольного образования означало бы попытку повернуть время вспять и не только разрушить, то что уже сделано, но и идти против мировых тенденций в дошкольном образовании. Необходимо использовать уже имеющиеся дошкольные образовательные программы, вариативность которых может быть реализована за счет методических рекомендаций к ней, как к тактике воспитателя при построении образовательного процесса на его выбор с учетом особенностей конкретного дошкольного учреждения.

Процесс педагогического творчества, инновационной деятельности в образовательном процессе ДОУ не закончен и не может быть закончен. Всегда будут рождаться новаторские идеи, будет продолжаться творческий поиск педагогов, постоянно меняться интересы, желания, запросы, возможности детей, привнося новые стимулы к развитию содержания образовательных программ, а главное — будет осознание необходимости и ценности творческого самоопределения в своей образовательной программе и отдельным педагогом, и заведения в частности.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий.

Поскольку реализация содержания образования предполагает достижение прогнозируемого результата, образовательная программа может быть рассмотрена и как технология результата деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно поэтому мы определяем образовательную программу как совокупность основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности ДОУ.

Образовательная программа ДОУ, как правило, фиксирует образовательные цели и результаты предлагаемой детям образовательной деятельности. Образовательные программы подразделяются на модифицированные (коррекционные), авторские, экспериментальные, региональные, парциальные.

Модифицированная (коррекционная) — программа адаптированная к условиям образовательного процесса в ДОУ (если это заведение компенсирующего типа и не имеет, например, программы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата).

Авторская — составитель программы опирается на собственный опыт и знания, программа уникальна.

Экспериментальная — состоит только в условиях, когда образовательная деятельность заявлена в качестве эксперимента (как минимум на областном уровне, по приказу областного управления образования и науки облгосадминистрации или с разрешения на проведение экспериментальной работы в конкретном ДОУ).

Региональная — направлена на удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны, университетского городка; на проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, экологических обстоятельств, здоровья населения; отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством; изучение национального языка, знакомство с национально-культурными традициями и тому подобное. Образовательные области региональной программы должны согласовываться с требованиями государственной программы и могут быть реализованы или как самостоятельный курс, так и благодаря интеграции в базовой программы.

Парциальная программа (специализированная, локальная) охватывает одно или несколько направлений развития ребенка, определяет содержание одного или нескольких направлений работы дошкольного учебного заведения на основании определенной педагогической концепции.

По нашему мнению, есть необходимость в создании программ, которые бы учитывали и отражали в содержании образования региональные (этнические, исторические, естественнонаучные, социокультурные) особенности или особенности данной местности и культуры ее населения, образа жизни и их традиции. Также следует разработать программы, которые углубляли бы то или иное направление образовательной работы, линии развития, обозначенные базовой программой, раскрывали бы особенности развития детей различных категорий (которые нуждаются в коррекции физического и (или) психического развития, одарённых детей, детей седьмого года жизни, посещающих дошкольное учреждение и т.

Выводы. Поскольку существуют дошкольные учреждения разных типов и видов, тенденция перехода к вариативности дошкольного образования неизбежна. Использование вариативных программ способствует обеспечению индивидуализации и личностно-ориентированного воспитания. В настоящее время педагогам в современном дошкольном образовании предоставляется большая возможность для творчества и импровизации. Каждый воспитатель и узкий специалист, работая по основной комплексной программе, может параллельно вести углубленную работу по интересующей его теме, которая ориентирована на развитие ребенка. Основной составляющей углубленной работы является разработка авторских учебных рабочих программ, которые способствуют оригинальности подходов к построению педагогического процесса и разнообразию взглядов на ребенка и его развитие. Именно в такой углубленной работе педагог импровизирует, варьирует содержание, формы и методы взаимодействия с детьми.

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. — М., 2002, 290 c.
  • «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Концепция / под ред. С. Л. Новоселовой, Л. Ф. Обуховой, Л. А. Парамоновой, К. В. Тарасовой. — М., 1995. — 201 с.
  • Зарецкая И. И. Управление процессом социализации личности — инновация в воспитании // Муниципальное образование: инновации и эксперимент / И. И. Зарецкая. — 2008. № 2.
  • Крутой К. Л. Планирование работы современного дошкольного учебного заведения: понятие, особенности, условия эффективной реализации / К. Л. Крутой. — Запорожье: ООО «Липс» ЛТД, 2005. — 208с.
  • Майер А. А. Программа развития ДОУ: Построение и реализация / А. А. Майер. — М.: Сфера, 2004. — С. 34–67.
  • Проектирование развития образовательных программ: метод. рекомендации. — Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. — 114 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образование, программа, вариативно-образовательный процесс, дошкольное учебное заведение, педагогический процесс, содержание образования, базовая программа, ребенок.

Нормативные документы определяют новые подходы к организации образовательного процесса. Изменение нормативно-правовой базы влечет за собой серьезные изменения как в организации, так и в содержании работы детского сада. Дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе.

Читать также:  Симс 2 ошибка сбой программы приложение завершит работу

Нормативно определен — перечень необходимых документов. Среди них важное место отведено ООП ДОО. На основании ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 12) каждая дошкольная образовательная организация (ДОО) должна самостоятельно разрабатывать основную образовательную программу дошкольного образования (ООП ДО). ФГОС ДО на федеральном уровне определяет, какой должна быть Программа дошкольной организации, какие условия нужны для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижение каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

В ст. 6 Закона «Об образовании в РФ» говорится, что «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования». Педагогический коллектив может самостоятельно создавать свою модель педагогического процесса, а следовательно, педагоги свободны в выборе технологий, средств, методов для реализации основных целей и задач дошкольного образования. Принцип вариативности реализуется и через включение в ООП ДО второй части, формируемой участниками педагогического процесса. Таким образом, ООП ДО является нормативно-управленческим документом организации, в котором раскрывается содержание и организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

На основании нормативных документов научными коллективами разрабатываются примерные ООП. Примерные ООП ДО после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в федеральный реестр могут быть использованы дошкольными организациями в качестве методического основания для разработки ООП ДО. Итак, Основная образовательная программа определяет содержание и описание модели образовательного процесса, т. педагогической составляющей деятельности Д/О.

Каковы функции основной образовательной программы?

  • ООП служит механизмом реализации стандартов, указывает способ достижения содержащихся в ней результатов образования.
  • Программа служит основой для организации по ней реального образовательного процесса, а также осуществления его контроля и коррекции, если он перестает соответствовать требованиям, нужным для получения результатов.
  • Благодаря наличию разработанных для единого стандарта программ, на территории страны сохраняется единое образовательное пространство, все дети получают равные возможности для получения образования.

Рассмотрим основные положения ФГОС ДО, на которые необходимо опираться в при разработке ООП ДО. Программа формируется как система психолого-педагогической поддержки детей и обеспечивает создание оптимальных условий для их успешной социализации и индивидуализации.

ООП ДО должна отразить:

          Как с учетом конкретных условий создается в дошкольной образовательной организации собственная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников;

          Какие педагогические технологии обучения применяются в работе с детьми;

          Как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности;

          Как повышается мотивация образовательной деятельности воспитанников дошкольной организации.

Особенности ООП Д/С:

ООП детского сада рассматривается, как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, учитывающего специфику работы детского сада, а также приоритетные направления деятельности. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии дошкольников. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое развитие.

Структура ООП.

Структура образовательной программы как обязательного документа ДОО разрабатывалась коллективами детских садов в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17. «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

Структурно Программа состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного и организационного. В каждом из трех разделов отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО (п. ФГОС ДО).

Рекомендуемый объем обязательной части программы — не менее 60 % от ее общего объема; вариативной — не более 40 %. В вариативной части должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках. Таким образом, организация получает больше свободы и прав для формирования своей ООП с помощью выбранных парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Обязательная часть разрабатывается на основе одной из комплексных программ (примерных ООП). Как утверждает стандарт (п. 6), обязательная часть ООП должна обеспечить комплексность подхода и развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности. В стандарте (п. 7) виды деятельности впервые прописаны по трем возрастным периодам: младенческий возраст, ранний возраст и дошкольный возраст. Кроме этого, в части, формируемой участниками образовательных отношений должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. Именно эта часть ООП должна показать специфику работы в конкретном детском саду.

Мы рассмотрели структуру ООП. Но как организовать процесс по ее разработке? Ведь оттого, насколько эффективно будет решен организационный вопрос, будет зависеть и качество результата работы по созданию ООП.

Проектирование ООП ДО — достаточно сложный и еще не отработанный процесс профессиональной деятельности администрации и педагогического коллектива Д/С, его целесообразно осуществлять в несколько этапов.

1 этап. Исследование условий реализации ООП ДО.

Приступая к проектированию ООП ДО, в первую очередь мы должны проанализировать имеющиеся в ДС условия:кадровые,материально-технические,психолого-педагогические,финансовые,предметно-развивающей средыс целью определения соответствия требованиям ФГОС ДО. На этом этапе необходимо привлечь родителей.

Анализ кадровых условий предусматривают укомплектованность Д/С квалифицированными специалистами, компетентными в создании условий для развития детей в соответствии со спецификой дошкольного возраста, а именно:

          в обеспечении эмоционального благополучия детей;

          поддержке индивидуальности, инициативности самостоятельности детей;

          установлении правил взаимодействия в детских коллективах в разных ситуациях;

          построении вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка;

          во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность и др.

Требования к психолого-педагогическим условиям также связаны с профессиональной компетентностью педагогов, способных обеспечить уважение к человеческому достоинству детей, поддержку положительного доброжелательного отношения детей друг к другу, поддержку родителей в воспитании детей.

К психолого-педагогическим условиям относится и обеспечение научно-методического сопровождения, информационной поддержки самих педагогов (учебными и методическими пособиями, достижениями передового педагогического опыта и т.

Во ФГОС ДО выделены также требования к материально-техническим условиям:

          соблюдение санитарно-эпидемиологических нормативов, правил пожарной безопасности;

          материально-техническому обеспечению ООП ДО,

          создание оптимальной предметно-пространственной среды.

Особые требования предъявляются к созданию предметно-пространственной среды, главная функция которой — обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала ДС материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета развития и коррекции недостатков их развития. Предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. То есть, необходимость создания оптимальной материальной базы и комфортной рабочей обстановки для эффективного протекания образовательного процесса.

Актуальным остается и вопрос создания финансовых условий, позволяющих решать вопросы финансирования современной учебно-материальной базы более эффективно.

2 этап. Подготовка педагогического коллектива к разработке программы.

На основании распоряжения заведующего детским садом утверждается состав творческой группы, определяется объем предстоящей работы, ответственные за разработку определенной части программы, сроки выполнения, периодичность организационных встреч. Творческой группой определяется примерная ООП, которая берется за основу разработки Программы. На этом этапе руководителям целесообразно подготовить в помощь творческой группе рабочие материалы, необходимые для разработки спроектированной программы: нормативные документы, учебно-программную документацию, методические разработки, т. разнообразные информационные источники.

На протяжение периода, определенного в распоряжении, члены творческой группы нарабатывают материалы. Периодически организуются обсуждения, осуществляется корректировка, разрабатываются части ООП. Здесь важная роль — заместителю заведующего по ВМР. Он является главным разработчиком и координатором всей деятельности.

В дальнейшем эти части объединяются в один проект и дорабатываются уже совместно посредством обсуждения получаемых результатов. Деятельность руководителя заключается в создании оптимальных условий для работы членов творческой группы, контроле своевременного выполнения планов, регулярном обсуждении получаемых результатов, корректировке. Обсуждение и утверждение проекта ООП ДО проводится на установочном педагогическом совете, на который также приглашаются представители родительского сообщества.

Читать также:  Что происходит с образовательными программами и преемственностью системы при применении ФГОС?

Таким образом, важнейшее условие успешности работы педагогического коллектива в разработке ООП ДО — коллегиальный подход и учет мнений всех заинтересованных лиц, тогда программа в наибольшей степени будет отвечать нуждам всех участников образовательных отношений.

3 этап. Проектирование ООП ДО.

Ввиду того, что основная образовательная программа — нормативный документ, как и любой другой документ, она предполагает наличие титульного листа.

На титульном листе основной образовательной программы целесообразно представить следующую информацию:

          в правом верхнем углу листа дается информация о том, когда и кем утверждена программа;

          в левом верхнем углу листа содержится информация о рассмотрении ООП ДО на педагогическом совете;

          в центральной части титульного листа, как правило, дается полное наименование организации;

          в нижней части титульного листа указывается наименование населенного пункта, в котором находится организация, и год разработки основной образовательной программы.

В соответствии с ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная).

Целевой раздел ООП ДО является концептуальным, поскольку цели образования выступают системообразующим фактором педагогической системы. Они отражают социальный заказ государства, общества, его различных социальных групп всем подсистемам образования, потому как цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, коллектива.

В целевом разделе обосновываются и конкретизируются приоритетные направления, цели и задачи деятельности ДОО по реализации ООП ДО, принципы и подходы к формированию ООП, планируемые результаты. Для их формулирования можно опираться на Примерную основную образовательную программу и. 4, 1. 6 и 2. 4 ФГОС. Они могут быть расширены и конкретизированы в основной образовательной программе организации. Требования ФГОС результатам освоения образовательной программы прописаны в виде целевых ориентиров, представляющих собой социально — нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В содержательном разделе описание образовательной деятельности представляется по образовательным областям с учетом используемой Примерной образовательной программы и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

Основное содержание представляется через образовательные задачи по каждой области и каждой возрастной группе, а вариативное — через описание содержания углубленной работы и регионального компонента в рамках выбранных парциальных программ.

Также в содержательном разделе описываются формы, способы, методы работы с детьми, через которые реализуется заявленное содержание; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

Работа с родителями планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОО и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

          «Круглый стол» по любой теме;

          тематические выставки;

          соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

          консультации специалистов;

          семейные спортивные встречи;

          почта доверия, телефон доверия;

          открытые мероприятия для просмотра родителей;

          родительская гостиная, клуб;

          конкурс семейных талантов;

          день открытых дверей;

          сайт ДОО.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОО с семьей неоспоримы;

          Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

          Это учет индивидуальности ребенка.

          Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка.

          Это укрепление внутрисемейных связей,

          Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.

          Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Содержание коррекционной работы, включаемое в ООП том случае, если в детском саду есть дети с ограниченными возможностями здоровья, отражает специфику работы с такими детьми. В этом случае используются специальные образовательные программы и методы, специальные методические пособия и дидактические материалы.

Организационный раздел включает содержание о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:

          описание материально-технического обеспечения программы;

          обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;

          распорядок и/или режим дня;

          особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, т. комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной группы;

          особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В основу планирования образовательного процесса во многих детских садах положен тематический принцип.

Преимущества комплексно-тематического принципа планирования для дошкольников:

          делает жизнь воспитанников более интересной, насыщенной;

          при организации воспитательно-образовательного процесса учитывается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. При этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей;

          построение всего образовательного процесса вокруг одной, центральной темы, дает больше возможности для развития детей. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков;

          освобождает больше времени, для игровой деятельности дошкольников;

          поддерживается эмоционально-положительное настроения ребенка, в течение всего периода освоения Программы.

Комплексно-тематическое проектирование образовательного процесса помогает педагогам:

          повышать качество образовательно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, т. позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в ДОО;

          формировать образ выпускника в соответствии с запросами общества и государства;

          решает образовательные задачи на основе интерактивных и активных методов и способов взаимодействия;

          дает возможность реализации принципа построения Программы от простого к сложному;

          создает условия для того, чтобы педагог при организации образовательного процесса в течение дня мог учитывать возрастные, индивидуальные особенности воспитанников, интересы своей группы;

          создает условия для педагогического творчества при подборе тематического материала;

          помогает органично включить родителей в образовательный процесс развития дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование детского сада, в основе которого лежат тематические недели, охватывает все возрастные группы, введение похожих тем обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. В дошкольной организации разрабатывается комплексно-тематический план на год, который определяют основные формы работы над темой, сочетает разные виды детской деятельности, содержит итог освоения каждой темы (итоговое мероприятие). Важно, что темы повторяются и усложняются в зависимости от возраста, а также имеет место повторяемость содержания темы на протяжении учебного года при освоении новых тем, что обеспечивает прочность усвоения образовательного содержания в дошкольный период детства.

Разработка и реализация ООП ДО — процесс достаточно сложный и еще не окончательно отработанный. Но четкое следование нормативным документам, грамотное планирование и поэтапная организация деятельности — поможет осуществить этот процесс более успешно.

  • Закон РФ от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
  • Об утверждение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва.
  • Медведникова Л. Ф. Алгоритм разработки образовательной программы ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2009.- № 12. — С. 16–25.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей, дошкольный возраст, программа, творческая группа, образовательная деятельность, обязательная часть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *