Виды ошибок выдаваемые программами

Отладка, или debugging, — это поиск (локализация), анализ и устранение ошибок в программном обеспечении, которые были найдены во время тестирования.

Виды ошибок

Это простые ошибки, которые в компилируемых языках программирования выявляет компилятор (программа, которая преобразует текст на языке программирования в набор машинных кодов). Если компилятор показывает несколько ошибок, отладку кода начинают с исправления самой первой, так как она может быть причиной других.

В интерпретируемых языках (например Python) текст программы команда за командой переводится в машинный код и сразу исполняется. К моменту обнаружения ошибки часть программы уже может исполниться.

Ошибки компоновки

Ошибки связаны с разрешением внешних ссылок. Выявляет компоновщик (редактор связей) при объединении модулей программы. Простой пример — ситуация, когда требуется обращение к подпрограмме другого модуля, но при компоновке она не найдена. Ошибки также просто найти и устранить.

Ошибки, которые обнаруживают операционная система, аппаратные средства или пользователи при выполнении программы. Они считаются непредсказуемыми и проявляются после успешной компиляции и компоновки. Можно выделить четыре вида проявления таких ошибок:

  • сообщение об ошибке, которую зафиксировали схемы контроля машинных команд. Это может быть переполнение разрядной сетки (когда старшие разряды результата операции не помещаются в выделенной области памяти), «деление на ноль», нарушение адресации и другие;
  • сообщение об ошибке, которую зафиксировала операционная система. Она же, как правило, и документирует ошибку. Это нарушение защиты памяти, отсутствие файла с заданным именем, попытка записи на устройство, защищенное от записи;
  • прекращение работы компьютера или зависание. Это и простые ошибки, которые не требуют перезагрузки компьютера, и более сложные, когда нужно выключать ПК;
  • получение результатов, которые отличаются от ожидаемых. Программа работает стабильно, но выдает некорректный результат, который пользователь воспринимает за истину.

Ошибки выполнения можно разделить на три большие группы.

Ошибки определения данных или неверное определение исходных данных. Они могут появиться во время выполнения операций ввода-вывода.

К ним относятся:

  • ошибки преобразования;
  • ошибки данных;
  • ошибки перезаписи.

Как правило, использование специальных технических средств для отладки (API-логгеров, логов операционной системы, профилировщиков и пр.) и программирование с защитой от ошибок помогает обнаружить и решить лишь часть из них.

Логические ошибки. Они могут возникать из ошибок, которые были допущены при выборе методов, разработке алгоритмов, определении структуры данных, кодировании модуля.

В эту группу входят:

  • ошибки некорректного использования переменных. Сюда относятся неправильный выбор типов данных, использование индексов, выходящих за пределы определения массивов, использование переменных до присвоения переменной начального значения, нарушения соответствия типов данных;
  • ошибки вычислений. Это некорректная работа с переменными, неправильное преобразование типов данных в процессе вычислений;
  • ошибки взаимодействия модулей или межмодульного интерфейса. Это нарушение типов и последовательности при передаче параметров, области действия локальных и глобальных переменных, несоблюдение единства единиц измерения формальных и фактических параметров;
  • неправильная реализация логики при программировании.

Ошибки накопления погрешностей. Могут возникать при неправильном округлении, игнорировании ограничений разрядной сетки, использовании приближенных методов вычислений и т.д.

Методы отладки программного обеспечения

Отладка программы заключается в тестировании вручную с помощью тестового набора, при работе с которым была допущена ошибка. Несмотря на эффективность, метод не получится использовать для больших программ или программ со сложными вычислениями. Ручное тестирование применяется как составная часть других методов отладки.

Метод индукции

В основе отладки системы — тщательный анализ проявлений ошибки. Это могут быть сообщения об ошибке или неверные результаты вычислений. Например, если во время выполнения программы завис компьютер, то, чтобы найти фрагмент проявления ошибки, нужно проанализировать последние действия пользователя. На этапе отладки программы строятся гипотезы, каждая из них проверяется. Если гипотеза подтвердилась, информация об ошибке детализируется, если нет — выдвигаются новые.

Вот как выглядит процесс:

Виды ошибок выдаваемые программами

Алгоритм отладки по методу индукции

Важно, чтобы выдвинутая гипотеза объясняла все проявления ошибки. Если объясняется только их часть, то либо гипотеза неверна, либо ошибок несколько.

Метод дедукции

Сначала специалисты предлагают множество причин, по которым могла возникнуть ошибка. Затем анализируют их, исключают противоречащие имеющимся данным. Если все причины были исключены, проводят дополнительное тестирование. В обратном случае наиболее вероятную причину пытаются доказать.

Виды ошибок выдаваемые программами

Отладка по методу дедукции

Метод обратного прослеживания

Эффективен для небольших программ. Начинается с точки вывода неправильного результата. Для точки выдвигается гипотеза о значениях основных переменных, которые могли привести к ошибке. Далее на основании этой гипотезы строятся предположения о значениях переменных в предыдущей точке. Процесс продолжается до момента, пока не найдут ошибку.

Как выполняется отладка в современных IDE

Ранние отладчики, например gdb, представляли собой отдельные программы с интерфейсами командной строки. Более поздние, например первые версии Turbo Debugger, были автономными, но имели собственный графический интерфейс для облегчения работы. Сейчас большинство IDE имеют встроенный отладчик. Он использует такой же интерфейс, как и редактор кода, поэтому можно выполнять отладку в той же среде, которая используется для написания кода.

Отладчик позволяет разработчику контролировать выполнение и проверять (или изменять) состояние программ. Например, можно использовать отладчик для построчного выполнения программы, проверяя по ходу значения переменных. Сравнение фактических и ожидаемых значений переменных или наблюдение за ходом выполнения кода может помочь в отслеживании логических (семантических) ошибок.

Пошаговое выполнение — это набор связанных функций отладчика, позволяющих поэтапно выполнять код.

Шаг с заходом (step into)

Команда выполняет очередную инструкцию, а потом приостанавливает процесс, чтобы с помощью отладчика было можно проверить состояние программы. Если в выполняемом операторе есть вызов функции, step into заставляет программу переходить в начало вызываемой функции, где она приостанавливается.

Шаг с обходом (step over)

Команда также выполняет очередную инструкцию. Однако когда step into будет входить в вызовы функций и выполнять их строка за строкой, step over выполнит всю функцию, не останавливаясь, и вернет управление после ее выполнения. Команда step over позволяет пропустить функции, если разработчик уверен, что они уже исправлены, или не заинтересован в их отладке в данный момент.

Шаг с выходом (step out)

В отличие от step into и step over, step out выполняет не следующую строку кода, а весь оставшийся код функции, исполняемой в настоящее время. После возврата из функции он возвращает управление разработчику. Эта команда полезна, когда специалист случайно вошел в функцию, которую не нужно отлаживать.

Как правило, при пошаговом выполнении можно идти только вперед. Поэтому легко перешагнуть место, которое нужно проверить. Если это произошло, необходимо перезапустить отладку.

У некоторых отладчиков (таких как GDB 7.0, Visual Studio Enterprise Edition 15.5 и более поздних версий) есть возможность вернуться на шаг назад. Это полезно, если пропущена цель либо нужно повторно проверить выполненную инструкцию.

Дефекты программного обеспечения можно обнаружить на каждом этапе разработки и тестирования продукта. Чтобы гарантировать исправление наиболее серьезных дефектов программного обеспечения, тестировщикам важно иметь хорошее представление о различных типах дефектов, которые могут возникнуть.

Виды ошибок выдаваемые программами

В этой статье мы обсудим самые распространенные типы ПО дефекты и способы их выявления.

Что такое дефект?

Дефект программного обеспечения — это ошибка, изъян, сбой или неисправность в компьютерной программе, из-за которой она выдает неправильный или неожиданный результат или ведет себя непреднамеренным образом. Программная ошибка возникает, когда фактические результаты не совпадают с ожидаемыми. Разработчики и программисты иногда допускают ошибки, которые создают ошибки, называемые дефектами. Большинство ошибок возникает из-за ошибок, которые допускают разработчики или программисты.

Обязательно прочтите: Разница между дефектом, ошибкой, ошибкой и сбоем

Типы программных ошибок при тестировании программного обеспечения

Существует множество различных типов дефектов программного обеспечения, и тестировщикам важно знать наиболее распространенные из них, чтобы они могут эффективно тестировать их.

Ошибки программного обеспечения подразделяются на три типа:

  • Дефекты программного обеспечения по своей природе
  • Дефекты программного обеспечения по их приоритету
  • Дефекты программного обеспечения по их серьезности

Обычно мы можем видеть приоритет и серьезность классификаторов в большинстве инструментов отслеживания ошибок. Если мы настроим классификатор в соответствии с характером ошибки, а также приоритетом и серьезностью, это поможет легко управлять распределением обязанностей по исправлению ошибок соответствующим командам.

Дефекты программного обеспечения по своей природе

Ошибки в программном обеспечении имеют широкий спектр природы, каждая из которых имеет свой собственный набор симптомов. Несмотря на то, что таких багов много, сталкиваться с ними можно не часто. Вот наиболее распространенные ошибки программного обеспечения, классифицированные по характеру, с которыми вы, скорее всего, столкнетесь при тестировании программного обеспечения.

Функциональные ошибки

Как следует из названия, функциональные ошибки — это те, которые вызывают сбои в работе программного обеспечения. Хорошим примером этого может служить кнопка, при нажатии на которую должно открываться новое окно, но вместо этого ничего не происходит.

Функциональные ошибки можно исправить, выполнив функциональное тестирование.

Ошибки на уровне модуля

Ошибки на уровне модуля — это дефекты, связанные с функциональностью отдельного программного модуля. Программный модуль — это наименьшая тестируемая часть приложения. Примеры программных модулей включают классы, методы и процедуры. Ошибки на уровне подразделения могут существенно повлиять на общее качество программного обеспечения.

Ошибки на уровне модуля можно исправить, выполнив модульное тестирование.

Ошибки уровня интеграции

Ошибки уровня интеграции — это дефекты, возникающие при объединении двух или более программных модулей. Эти дефекты может быть трудно найти и исправить, потому что они часто требуют координации между несколькими командами. Однако они могут оказать существенное влияние на общее качество программного обеспечения.

Ошибки интеграции можно исправить, выполнив интеграционное тестирование.

Дефекты юзабилити

Ошибки юзабилити — это дефекты, влияющие на работу пользователя с программным обеспечением и затрудняющие его использование. Дефект юзабилити — это дефект пользовательского опыта программного обеспечения, который затрудняет его использование. Ошибки юзабилити — это такие ошибки, как если веб-сайт сложен для доступа или обойти, или процесс регистрации сложен для прохождения.

Во время тестирования удобства использования тестировщики программного обеспечения проверяют приложения на соответствие требованиям пользователей и Руководству по доступности веб-контента (WCAG) для выявления таких проблем. Однако они могут оказать существенное влияние на общее качество программного обеспечения.

Ошибки, связанные с удобством использования, можно исправить, выполнив тестирование удобства использования.

Дефекты производительности

Ошибки производительности — это дефекты, влияющие на производительность программного обеспечения. Это может включать в себя такие вещи, как скорость программного обеспечения, объем используемой памяти или количество потребляемых ресурсов. Ошибки уровня производительности сложно отследить и исправить, поскольку они могут быть вызваны рядом различных факторов.

Ошибки юзабилити можно исправить, выполнив тестирование производительности.

Дефекты безопасности

Ошибки безопасности — это тип дефекта программного обеспечения, который может иметь серьезные последствия, если его не устранить. Эти дефекты могут позволить злоумышленникам получить доступ к конфиденциальным данным или системам или даже позволить им получить контроль над уязвимым программным обеспечением. Таким образом, очень важно, чтобы ошибкам уровня безопасности уделялось первоочередное внимание и устранялись как можно скорее.

Ошибки безопасности можно исправить, выполнив тестирование безопасности.

Дефекты совместимости

Дефекты совместимости — это те ошибки, которые возникают, когда приложение несовместимо с оборудованием, на котором оно работает, или с другим программным обеспечением, с которым оно должно взаимодействовать. Несовместимость программного и аппаратного обеспечения может привести к сбоям, потере данных и другому непредсказуемому поведению. Тестировщики должны знать о проблемах совместимости и проводить соответствующие тесты. Программное приложение, имеющее проблемы с совместимостью, не работает последовательно на различных видах оборудования, операционных системах, веб-браузерах и устройствах при подключении к определенным программам или работе в определенных сетевых условиях.

Ошибки совместимости можно исправить, выполнение тестирования совместимости.

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки являются самым основным типом дефекта. Они возникают, когда код нарушает правила языка программирования. Например, использование неправильной пунктуации или забывание закрыть скобку может привести к синтаксической ошибке. Синтаксические ошибки обычно мешают запуску кода, поэтому их относительно легко обнаружить и исправить.

Логические ошибки

Логические ошибки — это дефекты, из-за которых программа выдает неправильные результаты. Эти ошибки может быть трудно найти и исправить, потому что они часто не приводят к каким-либо видимым ошибкам. Логические ошибки могут возникать в любом типе программного обеспечения, но они особенно распространены в приложениях, требующих сложных вычислений или принятия решений.

Общие симптомы логических ошибок включают:

  • Неверные результаты или выходные данные
  • Неожиданное поведение
  • Сбой или зависание программного обеспечения

Чтобы найти и исправить логические ошибки, тестировщикам необходимо иметь четкое представление о коде программы и о том, как она должна работать. Часто лучший способ найти такие ошибки — использовать инструменты отладки или пошаговое выполнение, чтобы отслеживать выполнение программы и видеть, где что-то идет не так.

Дефекты программного обеспечения по степени серьезности

Уровень серьезности присваивается дефекту по его влиянию. В результате серьезность проблемы отражает степень ее влияния на функциональность или работу программного продукта. Дефекты серьезности классифицируются как критические, серьезные, средние и незначительные в зависимости от степени серьезности.

Критические дефекты

Критический дефект — это программная ошибка, имеющая серьезные или катастрофические последствия для работы приложения. Критические дефекты могут привести к сбою, зависанию или некорректной работе приложения. Они также могут привести к потере данных или уязвимостям в системе безопасности. Разработчики и тестировщики часто придают первостепенное значение критическим дефектам, поскольку их необходимо исправить как можно скорее.

Серьезные дефекты

Серьезный дефект — это программная ошибка, существенно влияющая на работу приложения. Серьезные дефекты могут привести к замедлению работы приложения или другому неожиданному поведению. Они также могут привести к потере данных или уязвимостям в системе безопасности. Разработчики и тестировщики часто придают первостепенное значение серьезным дефектам, поскольку их необходимо исправить как можно скорее.

Незначительные дефекты

Незначительный дефект — это программная ошибка, которая оказывает небольшое или незначительное влияние на работу приложения. Незначительные дефекты могут привести к тому, что приложение будет работать немного медленнее или демонстрировать другое неожиданное поведение. Разработчики и тестировщики часто не придают незначительным дефектам приоритет, потому что их можно исправить позже.

Тривиальные дефекты

Тривиальный дефект – это программная ошибка, не влияющая на работу приложения. Тривиальные дефекты могут привести к тому, что приложение отобразит сообщение об ошибке или проявит другое неожиданное поведение. Разработчики и тестировщики часто присваивают тривиальным дефектам самый низкий приоритет, потому что они могут быть исправлены позже.

Дефекты программного обеспечения по приоритету

Дефекты с низким приоритетом, как правило, не оказывают серьезного влияния на работу программного обеспечения и могут быть отложены для исправления в следующей версии или выпуске. В эту категорию попадают косметические ошибки, такие как орфографические ошибки, неправильное выравнивание и т. д.

Дефекты со средним приоритетом

Дефекты со средним приоритетом — это ошибки, которые могут быть исправлены после предстоящего выпуска или в следующем выпуске. Приложение, возвращающее ожидаемый результат, которое, однако, неправильно форматируется в конкретном браузере, является примером дефекта со средним приоритетом.

Дефекты с высоким приоритетом

Как следует из названия, дефекты с высоким приоритетом — это те, которые сильно влияют на функционирование программного обеспечения. В большинстве случаев эти дефекты необходимо исправлять немедленно, так как они могут привести к серьезным нарушениям нормального рабочего процесса. Дефекты с высоким приоритетом обычно классифицируются как непреодолимые, так как они могут помешать пользователю продолжить выполнение поставленной задачи.

Некоторые распространенные примеры дефектов с высоким приоритетом включают:

  • Дефекты, из-за которых приложение не работает. сбой
  • Дефекты, препятствующие выполнению задачи пользователем
  • Дефекты, приводящие к потере или повреждению данных
  • Дефекты, раскрывающие конфиденциальную информацию неавторизованным пользователям
  • Дефекты, делающие возможным несанкционированный доступ к системе
  • Дефекты, приводящие к потере функциональности
  • Дефекты, приводящие к неправильным результатам или неточным данным
  • Дефекты, вызывающие проблемы с производительностью, такие как чрезмерное использование памяти или медленное время отклика

Срочные дефекты

Срочные дефекты — это дефекты, которые необходимо устранить в течение 24 часов после сообщения о них. В эту категорию попадают дефекты со статусом критической серьезности. Однако дефекты с низким уровнем серьезности также могут быть классифицированы как высокоприоритетные. Например, опечатка в названии компании на домашней странице приложения не оказывает технического влияния на программное обеспечение, но оказывает существенное влияние на бизнес, поэтому считается срочной.

Дополнительные дефекты

Отсутствующие дефекты возникают из-за требований, которые не были включены в продукт. Они также считаются несоответствиями спецификации проекта и обычно негативно сказываются на пользовательском опыте или качестве программного обеспечения.

Неправильные дефекты

Неправильные дефекты — это те дефекты, которые удовлетворяют требованиям, но не должным образом. Это означает, что хотя функциональность достигается в соответствии с требованиями, но не соответствует ожиданиям пользователя.

Дефекты регрессии

Дефект регрессии возникает, когда изменение кода вызывает непреднамеренное воздействие на независимую часть программного обеспечения.

Часто задаваемые вопросы — Типы программных ошибок< /h2>

Правильная классификация дефектов важна, поскольку она помогает эффективно использовать ресурсы и управлять ими, правильно приоритизировать дефекты и поддерживать качество программного продукта.

Команды тестирования программного обеспечения в различных организациях используют различные инструменты отслеживания дефектов, такие как Jira, для отслеживания дефектов и управления ими. Несмотря на то, что в этих инструментах есть несколько вариантов классификации дефектов по умолчанию, они не всегда могут наилучшим образом соответствовать конкретным потребностям организации.

Следовательно, важно сначала определить и понять типы дефектов программного обеспечения, которые наиболее важны для организации, а затем соответствующим образом настроить инструмент управления дефектами.

Правильная классификация дефектов также гарантирует, что команда разработчиков сможет сосредоточиться на критических дефектах и ​​исправить их до того, как они повлияют на конечных пользователей.

Кроме того, это также помогает определить потенциальные области улучшения в процессе разработки программного обеспечения, что может помочь предотвратить появление подобных дефектов в будущих выпусках.

Таким образом, отслеживание и устранение дефектов программного обеспечения может показаться утомительной и трудоемкой задачей. , правильное выполнение может существенно повлиять на качество конечного продукта.

Как найти лежащие в основе ошибки программного обеспечения?

Определение основной причины программной ошибки может быть сложной задачей даже для опытных разработчиков. Чтобы найти лежащие в основе программные ошибки, тестировщики должны применять систематический подход. В этот процесс входят различные этапы:

1) Репликация. Первым этапом является воспроизведение ошибки. Это включает в себя попытку воспроизвести тот же набор шагов, в котором возникла ошибка. Это поможет проверить, является ли ошибка реальной или нет.2) Изоляция. После того, как ошибка воспроизведена, следующим шагом будет попытка ее изоляции. Это включает в себя выяснение того, что именно вызывает ошибку. Для этого тестировщики должны задать себе несколько вопросов, например:– Какие входные данные вызывают ошибку?– При каких различных условиях возникает ошибка?– Каковы различные способы проявления ошибки?3) Анализ: после Изолируя ошибку, следующим шагом будет ее анализ. Это включает в себя понимание того, почему возникает ошибка. Тестировщики должны задать себе несколько вопросов, таких как:– Какова основная причина ошибки?– Какими способами можно исправить ошибку?– Какое исправление было бы наиболее эффективным? эффективно?4) Отчет. После анализа ошибки следующим шагом является сообщение о ней. Это включает в себя создание отчета об ошибке, который включает всю соответствующую информацию об ошибке. Отчет должен быть четким и кратким, чтобы разработчики могли его легко понять.5) Проверка. После сообщения об ошибке следующим шагом является проверка того, была ли она исправлена. Это включает в себя повторное тестирование программного обеспечения, чтобы убедиться, что ошибка все еще существует. Если ошибка исправлена, то тестер может подтвердить это и закрыть отчет об ошибке. Если ошибка все еще существует, тестировщик может повторно открыть отчет об ошибке.

Заключение

В индустрии программного обеспечения дефекты — неизбежная реальность. Однако благодаря тщательному анализу и пониманию их характера, серьезности и приоритета дефектами можно управлять, чтобы свести к минимуму их влияние на конечный продукт.

Задавая правильные вопросы и применяя правильные методы, тестировщики могут помочь обеспечить чтобы дефекты обнаруживались и исправлялись как можно раньше в процессе разработки.
TAG: qa

Существует три
основных типа ошибок в программах:

— ошибки этапа
компиляции (или синтаксические ошибки);

— ошибки этапа
выполнения или семантические ошибки);

Cинтаксические
ошибки происходят из-за нарушений
правил синтаксиса

языка программирования.
Когда компилятор обнаруживает
синтаксическую

ошибку, то отмечает
место (позицию или строку) ошибки и
выводт сообщение

Наиболее
распространенными синтаксическими
ошибками являются:

— ошибки набора
(опечатки);

— пропущенные
точки с запятой;

— ссылки на
неописанные переменные;

— передача
неверного числа (или типа) параметров
процедуры или

— присваивание
переменной значений неверного типа.

После исправления
cинтаксической ошибки компиляцию можно
выполнить

заново. После
устранения всех синтаксических ошибок
и успешной компиля-

ции программа готова
к выполнению и поиску ошибок этапа
выполнения и ло-

Семантические
ошибки происходят, когда программа
компилируется, но

при выполнении
операторов что-то происходит неверно.
Например, программа

пытается открыть
для ввода несуществующий файл или
выполнить деление на

ноль. При обнаружении
семантических ошибок выполнение
программы заверша-

ется и выводится
сообщение об ошибке. Например, в системе
Turbo Pascal

выводится сообщение
следующего вида:

Run-time error ## at seg:ofs

По номеру
ошибки (##) можно установить причину ее
возникновения.

Логические ошибки
— это ошибки проектирования и реализации
програм-

мы. Логические
ошибки приводят к некорректному или
непредвиденному зна-

чению переменных,
неправильному виду графических
изображений или невы-

полнению кода, когда
это ожидается. Эти ошибки часто трудно
отслежива-

ются, поскольку ни
компилятор, ни исполняющая система не
обнаруживают их

автоматически, как
синтаксические и семантические ошибки.
Обычно системы

программирования
включает в себя средства отладки,
помогающие найти ло-

Цели и задачи отладки и тестирования.

Многие программисты
путают отладку программ с тестированием,
пред-

назначенным для
проверки их работоспособности. Отладка
имеет место тог-

да, когда программа
со всей очевидностью работает неправильно.
Поэтому

отладка начинается
всегда в предположении отказа программы.
Если же ока-

зывается, что
программа работает верно, то она
тестируется. Часто случа-

ется так, что после
прогона тестов программа вновь должна
быть подверг-

нута отладке. Таким
образом, тестирование устанавливает
факт наличия

ошибки, а отладка
выявляет ее причину, и эти два этапа
разработки прог-

Основные возможности интегрированного отладчика системы

Основной смысл
использования встроенного отладчика
состоит в управ-

ляемом выполнении
программы. Отслеживая выполнение
каждой инструкции,

можно легко определить,
какая часть программы вызывает проблемы.
В от-

ладчике предусмотрено
шесть основных механизмов управления
выполнением

— выполнять
программу до заданной точки (Toggle
Breakpoint или

— выполнять сброс
программы (Run¦Reset Program или Ctrl+F2).

Выполнение
программы по шагам (команда Step Over меню
выполнения

Run) и трассировка
программы (команда Trace Into меню выполнения
Run)

дают возможность
построчного выполнения программы.
Единственное отличие

выполнения по шагам
и трассировки состоит в том, как они
работают с вы-

зовами процедур и
функций. Выполнение по шагам вызова
процедуры или

функции интерпретирует
вызов как простой оператор и после
завершения

подпрограммы
возвращает управление на следующую
строку. Трассировка

подпрограммы
загружает код этой подпрограммы и
продолжает ее построчное

Выполнение
программы до заданной точки (команда
Toggle Breakpoint

локального меню
редактора) — более гибкий механизм
отладки, чем исполь-

зование метода
выполнения до позиции курсора (команда
Go to Cursor меню

выполнения Run),
поскольку в программе можно установить
несколько точек

Интегрированная
среда разработки программы предусматривает
несколь-

ко способов поиска
в программе заданного места. Простейший
способ пре-

процедуры или
функции, затем находит соответствующую
строку в файле, где

определяется эта
подпрограмма. Этот подход полезно
использовать при ре-

дактировании, но
его можно комбинировать с возможностью
выполнения прог-

раммы до определенной
точки, чтобы пройти программу до той
части кода,

которую надо отладить.

Чтобы сбрасить
все ранее задействованные отладочные
средства и

reset или нажать клавиши
Ctrl+F2.

При выполнении
программы по шагам можно наблюдать ее
вывод несколь-

— открытие окна
вывода (Debug¦Output);

— использование
второго монитора;

Выполнение
программы по шагам или ее трассировка
могут помочь найти

ошибки в алгоритме
программы, но обычно желательно также
знать, что про-

исходит на каждом
шаге со значениями отдельных переменных.
Например, при

Встроенный отладчик
имеет два инструментальных средства
для проверки со-

— окно Watches
(Просмотр);

— диалоговое окно
Evaluate and Modify (Вычисление и модификация).

Чтобы открыть
окно Watches, необходимо выполнить
команду

окно Watches является
активным окном, то можно добавить
выражение

просмотра, нажав
клавишу Ins. Отладчик открывает диалоговое
окно Add

Watch, запрашивающее
тип просматриваемого выражения. По
умолчанию выра-

жением считается
слово в позиции курсора в текущем окне
редактирования.

Просматриваемые
выражения, которые отслеживались ранее,
сохраняются в

списке протокола.
Последнее добавленное или модифицированное
просматри-

ваемое выражение
является текущим просматриваемым
выражением, которое

указывается выводимым
слева от него символом жирной левой
точки. Если

окно Watches активно,
можно удалить текущее выражение, нажав
клавишу Del

или Ctrl+Y. Чтобы
удалить все просматриваемые выражения,
необходимо вы-

полнить команду
Clear All локального меню активного окна
Watches. Чтобы

отредактировать
просматриваемое выражение, нужно
выполнить команду

Watches. Отладчик
открывает диалоговое окно Edit Watch,
аналогичное то-

му, которое
используется для добавления просматриваемого
выражения, ко-

торое позволяет
отредактировать текущее выражение.

Чтобы вычислить
выражение, необходимо выполнить
команду

диалоговое окно
Evaluate and Modify. По умолчанию слово в позиции
курсо-

ра в текущем окне
редактирования выводится подсвеченным
в поле

Expression. Можно
отредактировать это выражение, набрать
другое выраже-

ние или выбрать
вычисленное ранее выражение из списка
протокола.

Даже если не
установлены точки останова, можно выйти
в отладчик при

выполнении программы,
нажав клавиши Ctrl+Break. Отладчик находит
позицию

в исходном коде, где
прервалась программа. Затем, как и в
случае обычной

точки останова,
можно выполнить программу по шагам,
трассировать ее,

отследить или
вычислить выражения.

Иногда в ходе
отладки полезно узнать, как вы попали
в данную часть

кода. Окно Call Stack
показывает последовательность вызовов
процедур или

функций, которые
привели к текущему состоянию (глубиной
до 128 уровней).

Для вывода окна Call
Stack необходимо выполнить команду
Debug¦Call Stack

или нажать клавиши
Ctrl+F3.

Соседние файлы в папке 13_3xN

Отладка
программы является итеративным процессом
обнаружения и исправления ошибок и
обычно требует последовательного
выполнения четырех этапов:

Некоторые
ошибки проявляются после первого же
запуска программы на выполнение, и для
их обнаружения не надо прибегать ни к
каким специальным средствам. Некоторые
ошибки проявляются в случайные моменты
работы программы. С такими ошибками
справиться труднее всего – зафиксировать
условия возникновения ошибки, понять
причину ошибки и устранить ее. С целью
обнаружения подобных ошибок осуществляется
тестирование
программы–
ее выполнение для специально подобранных
представительных контрольных примеров
– тестов. Тест
– это такой
набор исходных данных, для которого
вручную или другим способом просчитаны
промежуточные и конечные результаты и
который может быть использован для
получения информации о надежности
проверяемой программы.

Тестирование
программы должно включать в себя прогон
трех видов контрольных примеров:
нормальных ситуаций, граничных ситуаций
и случаев неправильных данных.
Нормальные
случаи –
это примеры с правильными входными
данными. Если программа не работает в
подобных случаях, она требует серьезных
переделок. Граничные контрольные примеры
помогают установить, способна ли
программа нормально реагировать на
особые случаи во входных данных. Граничные
примеры
представляют собой данные, которые,
будучи математически корректными,
приводят программу к необходимости
работать особым образом. Неправильными
являются
такие данные,
которые расположены вне допустимого
диапазона. Примеры с неправильными
данными должны быть обработаны
соответствующим образом, поскольку в
повседневной эксплуатации программе
придется иметь дело и с неверными
входными данными.

После того как
ошибка обнаружена, необходимо найти в
исходном тексте программы то место, в
котором она возникала, – локализовать
ошибку. Можно
использовать ряд различных методов
отладки, позволяющих обнаружить
расположение ошибки; выбор существенно
зависит от особенностей ситуации.
Большинство программистов начинают с
неформального метода, известного под
названием проверка
за столом. Используя
контрольный пример, который привел к
ошибке в программе, программист
аналитически трассирует листинг
программы в надежде локализовать ошибку.
Проверка за столом – это хороший метод,
поскольку он заставляет программиста
детально понять работу программы. Если
применение метода проверки за столом
оказалось бесплодным, нужно использовать
специальные методы и способы отладки,
позволяющие наблюдать за передачей
управления в программе и за изменением
значений наиболее важных переменных.
Полученная отладочная информация
позволит локализовать подозрительные
ситуации, провести анализ и выявить
причину ошибки, устранить ее, а затем
продолжить поиск других ошибок.

В общем случае
ошибки могут возникать на любом этапе
разработки программы, причина ошибок
может быть связана с недопониманием
сути задачи, недостатками проектирования
алгоритма, неправильным использованием
языковых средств. При выполнении
программы ошибки разного типа проявляют
себя различным образом, и их принято
подразделять на следующие группы:

Синтаксические
ошибки –
это ошибки, проявляющиеся на этапе
компиляции программы и возникающие в
связи с нарушением синтаксических
правил написания предложений используемого
языка программирования (к таким ошибкам
относятся
пропущенные точки с запятой, ссылки на
неописанные переменные, присваивание
переменной значений неверного типа и
т. д.). Если компилятор встречает в
тексте программы оператор или описание,
которые
он не может интерпретировать, то он
позиционирует курсор на место обнаруженной
ошибки и
в строку статуса выводит сообщение,
содержащее номер ошибки и ее краткое
описание.

Семантические
ошибки – это
ошибки, проявляющиеся на этапе
выполнения программы при ее попытке
вычислить недопустимые значения
параметров или выполнить недопустимые
действия. Причина возникновения ошибок
данного типа связана с нарушением
семантических правил написания программ
(примером являются ситуации
попытки
открыть несуществующий файл или выполнить
деление на нуль). Если программа
обнаруживает ошибку такого типа, то она
завершает свое выполнение
и
выводит
соответствующее сообщение в окне Build,
содержащее номер строки с ошибкой и ее
возможный характер. Список сообщений
можно просмотреть с помощью команды
меню View/Debug
Windows/Event
Log.
При выполнении программы из среды Delphi
автоматически выбирается соответствующий
исходный файл и в нем находится
местоположение ошибки. Если же программа
выполнялась вне среды и в ней появилась
ошибка данного типа, то необходимо
запустить
среду и найти вызвавший ошибку оператор.

Логические
(смысловые) ошибки – самые
сложные и трудноуловимые, связанные с
неправильным применением тех или иных
алгоритмических конструкций. Эти ошибки
при выполнении программы могут проявиться
явно (выдано сообщение об ошибке, нет
результата или выдан неверный результат,
программа «зацикливается»), но чаще
они проявляют себя только при определенных
сочетаниях параметров или вообще не
вызывают нарушения работы программы,
которая в этом случае выдает правдоподобные,
но неверные результаты.

Ошибки первого
типа легко выявляются самим компилятором.
Обычно устранение синтаксических ошибок
не вызывает особых трудностей. Более
сложно выявить ошибки второго и особенно
третьего типа. Для обнаружения и
устранения ошибок второго и третьего
типа обычно применяют специальные
способы и средства отладки программ.
Выявлению ошибок второго типа часто
помогает использование контролирующих
режимов компиляции с проверкой допустимых
значений тех или иных параметров (границ
индексов элементов массивов, значений
переменных типа диапазона, ситуаций
переполнения, ошибок ввода-вывода).
Устанавливаются эти режимы с помощью
ключей
компилятора,
задаваемых либо в программе, либо в меню
Project/Options/Compiler
среды
Delphi, либо
в
меню
Options/Compiler Турбо-среды.

Соседние файлы в папке крутые билеты по инфе

Программная
ошибка
– это расхождение между программой и
её спецификацией, причём тогда и только
тогда, когда спецификация существует
и она правильная.

Программная
ошибка
– это ситуация, когда программа не
делает того, чего пользователь от неё
вполне обоснованно ожидает.

Ошибки
пользовательского интерфейса.
С программой может быть трудно (или даже
невозможно) работать по множеству
причин. Их все можно объединить под
названием “ошибки пользовательского
интерфейса”. Вот несколько разновидностей
таких ошибок.

Функциональность.
Функциональные недостатки имеют место,
если программа не делает того, что
должна, выполняет одну из своих функций
плохо или не полностью. Хотя функции
программы достаточно подробно описываются
в ее спецификации, окончательное
представление о том, что программа
должна делать, существует только в умах
ее пользователей.

Функциональные
недостатки есть абсолютно у всех
программ, поскольку ожидания пользователей
— вещь субъективная: у разных пользователей
они различны. Оправдать их все просто
невозможно, а попытка этого добиться
может привести лишь к усложнению и
потере концептуальной целостности
программного продукта.

Однако
во многих случаях функциональный
недостаток вполне очевиден. Если
предусмотренную программой задачу
трудно выполнить, если она решается
неуклюже или при определенных
обстоятельствах вообще не может быть
решена — проблема налицо. И когда ожидания
пользователей вполне разумны и
обоснованны, эту проблему без колебаний
можно назвать ошибкой.

Взаимодействие
программы с пользователем. Насколько
сложно пользователю разобраться в том,
как работать с программой? Откуда вообще
он об этом узнает? Как обстоит дело с
экранными инструкциями и подсказками?
Достаточно ли их? Понятны ли они? Имеется
ли в программе интерактивная справка
и может ли пользователь в случае
затруднений найти в ней реальную помощь?
Насколько корректно программа сообщает
пользователю о его ошибках и объясняет,
как их исправить? Нет ли в программе
элементов, которые могут раздражать
пользователя, сбивать его с толку или
просто выглядеть неуклюже?

Организация
программы.
Насколько легко потеряться в вашей
программе? Нет ли в ней непонятных команд
или таких, которые легко спутать между
собой? Какие ошибки чаще всего делает
пользователь, на что он тратит больше
всего времени и почему?

Пропущенные
команды.
Чего в программе не хватает? Не заставляет
ли программа выполнять некоторые
действия странным, неестественным или
крайне неэффективным способом? Нельзя
ли привести ее в соответствие с привычным
стилем пользователя? Допускает ли она
хотя бы некоторую степень настройки?

Производительность.
В интерактивном программном обеспечении
очень важна скорость. Плохо, если у
пользователя создается впечатление,
что программа работает медленно, если
он чувствует задержки в ее реакции
(особенно если конкурирующие программы
работают ощутимо быстрее).

Выходные
данные.
Большинство программ так или иначе
формируют выходные данные: отображают
информацию на экране, печатают ее или
сохраняют в файлах. Получаете ли вы то,
что хотите? Правильно ли формируются
отчеты, наглядны ли диаграммы и достаточно
ли отчетливо они выглядят на бумаге?
Сохраняются ли данные в формате, доступном
и для других аналогичных программ?
Обладает ли программа достаточной
гибкостью, чтобы можно было подстраивать
ее под нужды конкретного пользователя?

Обработка
ошибок. Процедуры
обработки ошибок — это очень важная
часть программы. Но, к сожалению, в них
тоже очень часто встречаются ошибки.
Кроме того, правильно определив ошибку,
программа не всегда выдает о ней
достаточно информативное сообщение.

Ошибки,
связанные с обработкой граничных
условий.
Простейшими граничными условиями
являются числовые. Но существует и много
других граничных ситуаций. Любой аспект
работы программы к которому применимы
понятия больше или меньше, раньше или
позже, первый или последний, короче или
длиннее, обязательно должен быть проверен
на границах диапазона. Внутри диапазонов
программа обычно работает прекрасно,
а вот на их границах случаются самые
неожиданные отклонения.

Ошибки
вычислений.
Программирование даже самых простых
арифметических операций чревато
ошибками. Нечего и говорить о сложных
формулах и расчетах. Одними из самых
распространенных среди математических
ошибок являются ошибки округления.
После нескольких промежуточных вычислений
может оказаться, что 2 + 2 = -1, даже если
на промежуточных этапах не было логических
ошибок.

Ошибки
начального и последующих состояний.
Бывает, что при выполнении какой-либо
функции программы сбой происходит
только однажды — при самом первом
обращении к этой функции. Причиной
такого поведения программы может быть
отсутствие файла с инициализационной
информацией. После первого же запуска
программа создаст такой файл, и дальше
все будет в порядке. Получается, что
такую ошибку невозможно повторить
(точнее, для ее повторения нужно установить
новую копию программы). Но не стоит
думать, что ошибка, проявляющаяся только
при первом запуске программы, безвредна:
ведь это будет первое, с чем столкнется
каждый новый пользователь. Иногда,
программируя процесс, связанный с
последовательными преобразованиями
информации, разработчики забывают о
том, что пользователю может понадобиться
вернуться к исходным данным и изменить
их. Насколько корректно поведет себя
программа в такой ситуации? Позволит
ли она внести нужные изменения и не
будет ли из-за этого потеряна вся
выполненная пользователем работа? Что
увидит пользователь при возвращении к
исходному состоянию программы: свои
данные или стандартные значения, которыми
программа инициализирует переменные
при запуске?

Ошибки
передачи или интерпретации данных.
Один модуль может передавать данные
другому или даже другой программе.
Некоторые данные могут передаваться
между модулями множество раз, и на
каком-то этапе они могут быть разрушены
или неверно интерпретированы. Изменения,
внесенные одной из частей программы,
могут потеряться или достичь не всех
частей системы, где они важны.

Ситуация
гонок. Классическая
ситуация гонок описывается так.
Предположим, в системе ожидаются два
события, А и Б. Первым может произойти
любое из них. Но если первым произойдет
событие А, выполнение программы
продолжится, а если первым наступит
событие Б, то в работе программы произойдет
сбой. Программист полагал, что первым
всегда должно быть событие А, и не ожидал,
что Б может выиграть гонки. Тестировать
ситуации гонок довольно сложно. Наиболее
типичны они для систем, где параллельно
выполняются взаимодействующие процессы
и потоки, а также для многопользовательских
систем реального времени. Ошибки в таких
системах трудно воспроизвести, и на их
выявление обычно требуется очень много
времени.

Перегрузки.
Программа может не справляться с
повышенными нагрузками. Например, она
может не выдерживать интенсивной и
длительной эксплуатации или не справляться
со слишком большими объемами данных.
Кроме того, сбои могут происходить из-за
нехватки памяти или отсутствия других
необходимых ресурсов. У каждой программы
свои пределы. Вопрос в том, соответствуют
ли реальные возможности и требования
программы к ресурсам спецификации, и
как программа себя поведет при перегрузках.

Некорректная
работа с аппаратным обеспечением.
Программы могут посылать устройствам
неверные данные, игнорировать сообщения
об ошибках, пытаться использовать
устройства, которые заняты или вообще
отсутствуют. Даже если нужное устройство
просто сломано, программа должна понять
это, а не сбоить при попытке к нему
обратится.

Ошибки
документации.
Сама по себе документация не является
программным обеспечением, но все же это
часть программного продукта. И если она
плохо написана, пользователь может
подумать, что и сама программа не намного
лучше.

Ошибки
тестирования.
Обнаружение ошибок, допущенных
тестировщиками, — дело обычное. Конечно,
если таких ошибок будет слишком много,
вы быстро потеряете доверие остальных
членов команды. Но нужно иметь в виду,
что иногда ошибки тестировщика отражают
проблемы пользовательского интерфейса:
если программа заставляет пользователя
делать ошибки, значит, с ней что-то не
так. Конечно, многие ошибки тестирования
вызваны просто неверными тестовыми
данными.

  • Дайте
    определение понятия «программная
    ошибка».
  • Перечислите
    источники ошибок
    программного обеспечения.
  • Классифицируйте
    ошибки программного обеспечения.

Привет, Вы узнаете про виды ошибок программного обеспечения, Разберем основные ее виды и особенности использования. Еще будет много подробных примеров и описаний. Для того чтобы лучше понимать что такое
виды ошибок программного обеспечения, принципы отладки , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Качество и тестирование программного обеспечения. Quality Assurance..

Отладка программы

Отладка, как мы уже говорили, бывает двух видов:
Синтаксическая отладка. Синтаксические ошибки выявляет компилятор, поэтому исправлять их достаточно легко.
Семантическая (смысловая) отладка. Ее время наступает тогда, когда синтаксических ошибок не осталось, но результаты программа выдает неверные. Здесь компилятор сам ничего выявить не сможет, хотя в среде программирования обычно существуют вспомогательные средства отладки, о которых мы еще поговорим.
Отладка — это процесс локализации и исправления ошибок в программе.

Как бы тщательно мы ни писали, отладка почти всегда занимает больше времени, чем программирование.

Локализация ошибок

Локализация — это нахождение места ошибки в программе.

В процессе поиска ошибки мы обычно выполняем одни и те же действия:

  • прогоняем программу и получаем результаты;
  • сверяем результаты с эталонными и анализируем несоответствие;
  • выявляем наличие ошибки, выдвигаем гипотезу о ее характере и месте в программе;
  • проверяем текст программы, исправляем ошибку, если мы нашли ее правильно.

Способы обнаружения ошибки:

  • Аналитический — имея достаточное представление о структуре программы, просматриваем ее текст вручную, без прогона.
  • Экспериментальный — прогоняем программу, используя отладочную печать и средства трассировки, и анализируем результаты ее работы.

Оба способа по-своему удобны и обычно используются совместно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *